Различные опыты для детей. Опыты для детей в домашних условиях

April 23rd, 2014

Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Лично я не встречала ни одного ребенка, который был бы к ней равнодушен. Игр с водой можно придумать бесконечное количество, мы собрали здесь самые-самые интересные. Игры с водой для малышей известны всем, но мы постарались к каждой известной игре придумать нечто такое, что заинтересует и детей постарше. А также мы включили в обзор простые и зрелищные опыты!

Ну что, начнем?

Игры для малышей и не только

1. Тонет - не тонет

Кроме плавающих и тонущих предметов, интересно понаблюдать, как что-то тонущее медленно и плавно опускается на дно. Вот видео с красиво тонущими цветами:

Или опыт с яйцом:

Возьмите 3 банки: две поллитровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

2. Вода в форме... чего?

Можно взять пластиковый стаканчик, прозрачный пакет, хирургическую перчатку. И везде вода - одинаковая, но такая разная.

А если налить воду в пластиковые формочки для песка и заморозить, то потом получатся фигурные льдышки.

Для детей постарше можно устроить эксперименты с объемом. Вот один из опытов Пиаже: берем две емкости - один узкий высокий стакан, а второй низкий и широкий. Наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей, в каком стакане больше? До определенного возраста дети отвечают, что воды больше в высоком стакане - ведь это ВИДНО!

3. Дырявый пакет

Дырявый пакет не протекает? А давайте вместе попробуем.

4. Красим воду


pic

Когда сын был маленьким, он мог бесконечно разводить краску в воде. Смешивал все мыслимые и немыслимые цвета. А когда надоедало играть с жидкостью, он разливал все это по формочкам и мы делали цветной лед.


pic

Кстати, для ребят постарше, предложите на лед посыпать соль и понаблюдать, что получается


pic

5. Заморозка

Помимо цветного льда, сын очень любил замораживать фигурки человечкой, а потом их спасать. Мы засекали сколько время потребуется на естественную разморозку, размораживали пальцем, капали из пипетки теплую воду. Процесс замораживание и размораживания завораживал сына и это было однин из любимейших занятий дома в непогоду

А еще мы любили сделать ледяные кораблики и пускать их.

А если на кусочек льда положить толстую нить и посыпать сверху солью, то через несколько секунд она примерзнет и лед можно поднимать, удерживая исключительно за нитку. Такой фокус можно провести, если бросить кусочек льда с стакан с холодной водой.

Вот еще очень увлекательный эксперимент со льдом.
Нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

6. Заговариваем воду

2. Решето - непроливайка

Проведем простой опыт. Возьмем сито и смажем его маслом. Затем встряхнем и продемонстрируем еще один фокус — нальем в решето воду так, чтобы она текла по внутренней стороне сита. И, о чудо, решето заполнится! Почему вода не вытекает? Ее держит поверхностная плёнка, она образовалась из-за того, что ячейки, которые должны были пропустить воду не намокли. Если вы проведете по дну пальцем и разрушите пленку, вода вытечёт.

3. Лавовая лампа

Подробнее об этом опыте мы рассказывали

4. Эксперимент с глицерином

Не совсем опыт, но очень красивый результат получается.

Все, что нам потребуется - это банка, блестки, какая-нибудь фигурка и глицерин (продается в аптеке)

Наливаем в банку кипячёной воды, добавляем блёстки и глицерин. Перемешиваем.
Глицерин нужен для того, чтобы блёстки плавно кружились в воде.


А если банки под рукой нет, то можно просто устроить кружащиеся блестки в бутылке


pic


pic

5. Выращивание кристаллов

Для этого в горячей воде нужно растворить много соли, настолько много, чтобы она перестала растворяться. В банку с раствором нужно опустить нитку (лучше шерстяную, с ворсинками) хотя, можно и проволочку или веточку таким образом, чтобы часть её находилась над водой. Теперь осталось вооружиться терпением - через несколько дней на ниточке вырастут красивые кристаллы.

А можно использовать сахар. Вот подробнее

6. Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

7. В поисках пресной воды

Как из соленой воды добыть питьевую воду? Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится чистая несоленая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

8. Торнадо в банке

Торнадо, который бушует в банке, очень зрелищен на самом деле, он способен надолго заворожить детей. Нужна банка с плотно закрывающейся крышкой, вода, жидкое средство для мытья посуды. Воды в банку нужно налить столько, чтобы расстояние от уровня воды до горлышка банки было примерно 4-5 см. Теперь добавьте в воду немного жидкого средства, плотно закройте крышку и встряхните банку. Должен получиться торнадо.

9. Радуга

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.

10. Повелитель спичек

Если в блюдце с водой и плавающими в ней спичками опустить кусочек сахара, то все спички плывут к нему, а если кусочек мыла - то от него.

11. Изменяем цвет воды

В баночке делаем мыльный раствор - разводим мыло. Потом берем купленый в аптеке фенолфталеин (слабительное пурген)жидкий (прозрачный) и показываем ребенку как наливая прозрачную водичку в другую прозрачную водичку получаем ярко-малиновую! Превращение прямо на глазах. Потом берем опять же прозрачный уксус и доливаем туда. Наш "химикат" из малинового опять становится прозрачным!

12. Превращения чернил

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

А вот какие причудливые завораживающие узоры образуют чернила в воде


pic

13. Вода течет вверх

Капиллярные явления. Подкрашиваем воду, ставим в нее белые цветы (лучше гвоздики или тюльпаны) и......

14. Оптическая иллюзия в стакане с водой

Все дети, без исключения, любят таинственные, загадочные и необычные явления. Большинству ребят очень нравится проводить интересные опыты, часть из которых не обращаясь за помощью к родителям или другим взрослым.

Опыты, которые можно провести с детьми

Не все опыты подходят для детей. Некоторые из них могут представлять собой опасность для жизни и здоровья малышей, особенно дошкольного возраста. Тем не менее, под контролем и наблюдением родителей или других взрослых ребенок может провести любой занимательный эксперимент – главное внимательно следить за соблюдением необходимых требований безопасности.

Все научные опыты для детей необыкновенно полезны. Они позволяют юным изобретателям наглядно ознакомиться со свойствами различных веществ и предметов, химических соединений и многого другого, понять причины определенных явлений и приобрести ценный практический опыт, который можно применить в дальнейшей жизни. Кроме того, некоторые подобные эксперименты можно показывать как фокусы, благодаря чему ребенок сможет завоевать авторитет среди своих друзей и приятелей.

Опыты с водой для детей

Все люди в обыденной жизни очень часто используют воду и совершенно не задумываются о том, что она обладает поистине волшебными и удивительными свойствами. Между тем, с этой жидкостью можно проводить невероятно с детьми. Например, мальчики и девочки в домашних условиях могут поставить следующие эксперименты:


Опыты с огнем для детей

С огнем следует проявлять особую осторожность, но именно с ним можно поставить невероятно интересные опыты для детей. Попробуйте провести со своим отпрыском один из следующих экспериментов:



Опыты с солью для детей

Занимательные опыты для детей можно проводить и с сыпучими веществами, например, с солью. Ребятам обязательно понравятся такие эксперименты, как:



Опыты с содой для детей

Не менее зрелищные опыты для детей можно провести с пищевой содой, например, «Вулкан». Поставьте на стол маленькую пластиковую бутылочку и вылепите вокруг нее вулкан из глины или песка. Засыпьте в емкость 2 столовых ложки соды, добавьте приблизительно 50-70 мл теплой воды, несколько капель красного пищевого красителя, а в самом конце – четверть стакана уксуса. На ваших глазах произойдет самое настоящее извержение вулкана, и ребенок будет в восторге.


Иные опыты для детей с пищевой содой могут быть построены на свойстве этого вещества кристаллизоваться. Чтобы получить кристаллы, можно воспользоваться таким же способом, как и в случае с солью. Для этого необходимо приготовить плотный содовый раствор, в котором уже не растворяется сыпучее вещество, а затем поместить туда металлическую проволоку или другой предмет и оставить его на несколько дней в теплом месте. Результат не заставит себя долго ждать.


Опыты с воздушными шарами для детей

Нередко опыты и эксперименты для детей оказываются связаны с различными свойствами воздушных шаров, такие, как:



Опыты с яйцами для детей

Некоторые интересные опыты с детьми можно провести, используя куриные яйца, например:



Опыты с лимоном для детей

Для проведения экспериментов может использоваться все, что угодно. Отдельного внимания заслуживают и интересные опыты с лимоном, например:



Опыты с красками для детей

Все малыши любят рисовать, но еще интереснее для них будет провести занимательные опыты с красками. Попробуйте один из следующих экспериментов:



Умение видеть чудо в обыденных предметах отличает гения от других людей. Формируется творческое начало в раннем детстве, когда малыш пытливо изучает окружающий мир. Научные эксперименты, в том числе опыты с водой, — легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками и отличный вид семейного досуга.

Из этой статьи вы узнаете

Чем хороша вода для домашних опытов

Вода — это идеальное вещество для знакомства с физическими свойствами предметов. Преимуществами привычной нам субстанции являются:

  • доступность и дешевизна;
  • способность пребывать в трех состояниях: твердом, парообразном и жидком;
  • способность легко растворять различные вещества;
  • прозрачность воды обеспечивает наглядность опыта: малыш сможет сам объяснить результат исследования;
  • безопасность и нетоксичность веществ, необходимых для экспериментов: ребенок может потрогать руками все, что его заинтересует;
  • не нужно дополнительных инструментов и оборудования, специальных навыков и знаний;
  • можно проводить исследования как дома, так и в детском саду.

Сложность проводимых опытов зависит от возраста ребенка и уровня его знаний. Начинать эксперименты с водой для детей лучше с простейших манипуляций, в старшей группе ДОУ или дома.

Опыты для малышей (4-6 лет)

Всем маленьким деткам нравится сам процесс переливания и смешивания жидкостей разного цвета. Первые занятия можно посвятить знакомству с органолептическими свойствами вещества: вкусом, запахом, цветом.

У детей подготовительной группы можно спросить, чем различаются минеральная вода и морская. В садике результаты исследований можно не доказывать и объяснять происходящее доступными словами.

Опыт прозрачности

Понадобится два прозрачных стаканчика: один с водой, другой — с непрозрачной жидкостью, например томатным соком, молоком, коктейльные трубочки или ложечки. В каждую емкость погрузить предметы и спросить малышей, в каком из стаканчиков трубочку видно, а в каком — нет? Почему? Какое вещество прозрачное, а какое непроницаемое?

Тонет – не тонет

Нужно приготовить два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо. Добавьте в один из стаканов соль из расчета две столовые ложки на стакан. Если опустить яйцо в чистую жидкость, оно опустится на дно, а если в соленую — окажется на поверхности воды. У ребенка сложится понятие о плотности вещества. Если взять большую емкость и постепенно доливать пресную воду в соленую, яйцо будет постепенно тонуть.

Заморозка

На начальном этапе достаточно будет налить воду в формочку вместе с ребенком и отправить в морозилку. Можно понаблюдать вместе за процессом таяния ледяного кубика, ускорить процесс, потрогав его пальчиками.

Потом усложнить эксперимент: положить на кубик льда толстую нить, посыпать поверхность солью. Через несколько мгновений все схватится вместе, и кубик можно будет поднять за нитку вверх.

Захватывающее зрелище представляют собой тающие кубики цветного льда, помещенные в прозрачную емкость с растительным маслом (можно взять детское). Опускающиеся на дно капельки воды образуют причудливый узор, который постоянно меняется.

Пар — это тоже вода

Для эксперимента воду нужно вскипятить. Обратите внимание детей, как над поверхностью поднимается пар. Подержите над емкостью с горячей жидкостью, например термосом, зеркальце или стеклянное блюдце. Покажите, как с него стекают капельки. Сделайте вывод: если нагреть воду, она превратится в пар, при охлаждении он снова перейдет в жидкое состояние.

«Заговор»

Это не опыт, а скорее фокус. Перед началом эксперимента спросите малышей, может ли вода в закрытой емкости поменять цвет от волшебного заклинания. На глазах у детей произнесите заговор, встряхните баночку, и бесцветная жидкость станет цветной.

Секрет в том, что на крышку емкости заранее наносится водорастворимая краска, акварель или гуашь. В момент встряхивания вода смывает слой краски и меняет цвет. Главное, не поворачивать внутреннюю часть крышки к зрителям.

Сломанный карандаш

Простейший опыт, демонстрирующий преломление изображения в жидкости, — это помещение трубочки или карандаша в прозрачный стакан, наполненный водой. Погруженная в жидкость часть изделия будет казаться деформированной, отчего карандаш выглядит сломанным.

Оптические свойства воды можно проверить и таким способом: взять два одинаковых по размеру яйца и погрузить одно из них в воду. Одно будет казаться больше, чем второе.

Расширение при замерзании

Возьмите пластмассовые трубочки для коктейля, залепите один конец пластилином, наполните водой до краев и закупорьте. Поместите трубочку в морозилку. Через некоторое время обратите внимание малыша, что жидкость, замерзая, расширилась и вытеснила пластилиновые пробки. Расскажите, что вода может разорвать емкость, если ее подвергнуть влиянию низких температур.

Сухая салфетка

На дно пустого стакана поместите сухую бумажную салфетку. Переверните его и опустите вертикально в таз с водой краями вниз до дна. Не допускайте попадания жидкости внутрь, удерживая стакан силой. Также в вертикальном направлении достаньте стакан из воды.

Если все выполнено правильно, бумажка в стакане не намокнет, этому будет препятствовать давление воздуха. Расскажите детям историю о водолазном колоколе, с помощью которого люди могут опускаться на дно водоема.

Подводная лодка

В стакан, наполненный водой, опускаем трубочку, сгибаем ее в нижней трети. Погружаем стакан полностью вверх донышком в емкость с водой таким образом, чтобы часть трубочки была на поверхности. Дуем в нее, воздух мгновенно наполняет стакан, он выскакивает из воды и переворачивается.

Можно рассказать детям о том, что рыбы используют этот прием: чтобы погрузиться на дно, сжимают мышцами воздушный пузырь, и из него выходит часть воздуха. Чтобы подняться на поверхность, накачивают воздух и всплывают.

Вращение ведра

Для проведения этого опыта желательно позвать на помощь папу. Порядок действий следующий: берется прочное ведро с крепкой ручкой и наполняется водой до половины. Выбирается место попросторнее, желательно проводить опыт на природе. Ведро нужно взять за ручку и быстро вращать таким образом, чтобы вода не пролилась. Когда эксперимент закончится, можно понаблюдать за брызгами, проливающимися из ведра.

Если ребенок достаточно взрослый, объясните ему, что жидкость удерживается благодаря центробежной силе. Испытать ее действие можно на аттракционах, принцип работы которых основан на круговом движении.

Исчезающая монетка

Для демонстрации этого опыта налейте в литровую банку воды и закройте крышкой. Достаньте монетку и дайте ее в руки малышу, чтобы он убедился, что она самая обыкновенная. Пусть ребенок положит ее на стол, а вы поставите сверху банку. Спросите у малыша, видит ли он денежку. Уберите емкость, и монетка снова будет видна.

Плавающая скрепка

Перед началом опыта спросите у ребенка, тонут ли в воде металлические предметы. Если он затруднится с ответом, бросьте вертикально в воду скрепку. Она погрузится на дно. Скажите малышу, что знаете волшебное заклинание, чтобы скрепка не тонула. С помощью плоского крючка, согнутого из второго экземпляра, медленно и аккуратно поместите горизонтально расположенную скрепку на поверхность воды.

Чтобы изделие стопроцентно не погрузилось на дно, предварительно натрите его свечкой. Фокус удается провести благодаря свойству воды, которое называется поверхностным натяжением.

Непроливающийся стакан

Для еще одного эксперимента, основанного на свойствах поверхностного натяжения воды, понадобится:

  • прозрачный гладкий стеклянный стакан;
  • горсть мелких металлических предметов: гаек, шайб, монеток;
  • масло, минеральное или растительное;
  • охлажденная вода.

Перед проведением опыта нужно смазать маслом края чистого сухого стакана. Наполните его водой и по одному опускайте металлические предметы. Поверхность воды перестанет быть плоской и начнет возвышаться над краями стакана. В какой-то момент пленка на поверхности лопнет, и жидкость прольется. Масло в этом опыте нужно для снижения соединения воды и поверхности стакана.

Цветы на воде

Необходимые материалы и инструменты:

  • бумага разной плотности и цвета, картон;
  • ножницы;
  • клей;
  • широкая емкость с водой: таз, глубокий поднос, блюдо.

Подготовительный этап – изготовление цветов. Нарежьте бумагу на квадраты со стороной 15 сантиметров. Сложите каждый из них пополам и еще раз вдвое. Произвольно вырежьте лепестки. Согните их пополам, чтобы лепестки образовывали бутон. Опустите каждый цветок в приготовленную воду.

Постепенно цветы начнут раскрываться. Скорость распускания будет зависеть от плотности бумаги. Лепестки выпрямляются вследствие набухания волокон материала.

Поиски сокровищ

Собрать мелкие игрушки, монетки, бусины и заморозить их в одном или нескольких частях льда. Суть игры в том, что по мере оттаивания предметы будут появляться на поверхности. Чтобы ускорить процесс, можно использовать кухонные принадлежности и различные инструменты: вилки, пинцет, нож с безопасным лезвием. Если играет несколько детей, можно устроить соревнование.

Все впиталось

Опыт знакомит ребенка со способностью предметов впитывать жидкости. Для его проведения возьмите губку и тарелку с водой. Погрузите губку в тарелку и наблюдайте вместе с ребенком, как вода поднимается вверх и губка становится мокрой. Поэкспериментируйте с различными предметами, какие-то обладают способностью впитывать жидкости, а какие-то — нет.

Кубики льда

Дети любят замораживать воду. Поэкспериментируйте с ними с формами и цветом: малыши убедятся, что жидкость повторяет форму емкости, в которую помещена. Заморозьте окрашенную воду кубиками, предварительно вставьте зубочистки или трубочки в каждую.

Из морозильной камеры вы достанете множество разноцветных корабликов. Наденьте бумажные паруса и опустите кораблики в воду. Лед начнет таять, образовывая причудливые цветные разводы: это проявляется диффузия жидкости.

Опыты с водой разной температуры

Этапы и условия процесса:

  1. Приготовьте четыре одинаковых стеклянных стакана, акварельные краски или пищевые красители.
  2. В два стакана налейте холодную воду, в два — теплую.
  3. Теплую воду окрасьте в черный цвет, а холодную – в желтый.
  4. Поставьте стакан с холодной водой в тарелку, емкость с теплой черной жидкостью накройте карточкой из пластика, переверните и поставьте так, чтобы стаканы располагались симметрично.
  5. Осторожно вытащите карточку, старайтесь не сместить стаканы.
  6. Холодная и теплая вода не смешаются благодаря свойствам физики.

Повторите эксперимент, но на этот раз вниз поставьте стакан с горячей водой.

Все опыты в детсаду проводите в игровой форме.

Опыты для школьников

Фокусы с водой для школьников нужно объяснять уже в начальном классе, знакомя с простейшими научными понятиями, тогда юный фокусник легко освоит в 8–11-м классе и физику, и химию.

Цветные слои

Возьмите пластиковую бутылку, треть ее заполните растительным маслом, треть — водой, а еще одну треть оставьте пустой. Всыпьте в бутылку пищевой краситель и закупорьте ее крышкой. Ребенок может убедиться, что масло легче воздуха, а вода — тяжелее.

Масло останется без изменений, а вода окрасится. Если бутылку встряхнуть, слои сместятся, но через несколько мгновений все станет, как было. При помещении емкости в морозильную камеру слой масла опустится вниз, а вода замерзнет сверху.

Решето-непроливайка

Все знают, что воду в решете не удержать. Покажите ребенку фокус: смажьте сито маслом и встряхните. Осторожно налейте немного воды по внутреннему краю сита. Вода вытекать не будет, так как ее удержит масляная пленка. Но если провести по дну пальцем, она разрушится, и жидкость вытечет.

Эксперимент с глицерином

Опыт можно провести накануне Нового года. Возьмите банку с винтовой крышкой, небольшую пластиковую игрушку, блестки, клей и глицерин. Приклейте игрушку, елочку, снеговика к внутренней стороне крышки.

Налейте в банку воды, добавьте блестки и глицерин. Плотно закройте крышкой с фигуркой внутри и переверните емкость. Благодаря глицерину блестки будут красиво кружиться вокруг фигурки, если регулярно перевертывать конструкцию. Баночку можно преподнести в качестве подарка.

Делаем облако

Это скорее экологический эксперимент. Если ребенок спросит у вас, из чего сделаны облака, проведите с ним такой опыт с водой. В банку объемом 3 литра налейте горячую воду, примерно на 2,5 сантиметра. Поместите на блюдце или противень кусочки льда и поставьте на банку так, чтобы горловина была полностью закрыта.

Вскоре внутри емкости образуется облачко тумана (пара). Вы можете обратить внимание дошкольника на конденсат и объяснить, почему идет дождь.

Торнадо

Часто и дети, и взрослые интересуются, как образуется такое атмосферное явление, как смерч. Вместе с детьми можно ответить на этот вопрос, устроив следующий эксперимент с водой, заключающийся в следующих этапах:

  1. Подготовить две пластиковые бутылки объемом 2 литра, скотч, металлическую шайбу диаметром 2,5.
  2. Наполнить одну из бутылок водой и положить на горлышко шайбу.
  3. Вторую бутылку перевернуть, поставить на первую и плотно перемотать верхнюю часть обеих бутылок скотчем, чтобы не выливалась вода.
  4. Перевернуть конструкцию так, чтобы бутылка с водой была сверху.
  5. Устроить ураган: начать вращать устройство по спирали. Вытекающий ручеек превратиться в мини-торнадо.
  6. Наблюдать за процессом, происходящим в бутылках.

Торнадо можно устроить и в банке. Для этого наполните ее водой, не доходя до краев на 4-5 сантиметров, добавьте средство для мытья посуды. Плотно закройте крышкой и встряхните банку.

Радуга

Объяснить малышу происхождение радуги можно следующим образом. В солнечной комнате установите широкую емкость с водой, рядом поставьте лист белой бумаги. Опустите в емкость зеркало, поймайте им солнечный луч, направляйте его в сторону листа так, чтобы появился спектр. Можно использовать фонарик.

Повелитель спичек

Налейте в тарелку воду и пустите плавать по поверхности спички. Опустите в воду кусочек сахара или мыла: в первом случае спички соберутся вокруг кусочка, во втором — отплывут от него. Это происходит потому, что сахар увеличивает силу поверхностного натяжения воды, а мыло уменьшает.

Вода течет вверх

Поместите в емкости с подкрашенной пищевым красителем водой белые цветы, лучше взять гвоздики или бледно-зеленые растения, например сельдерей. Через некоторое время цветы изменят цвет. Можно поступить проще: использовать в опыте с водой не цветы, а белые бумажные салфетки.

Интересный эффект получится, если один край полотенца поместить в воду определенного цвета, а другой — в другую, контрастного оттенка.

Вода из воздуха

Домашний увлекательный опыт наглядно показывает, как происходит процесс конденсации. Для его выполнения возьмите стеклянную банку, наполните ее кубиками льда, всыпьте ложку соли, встряхните несколько раз и закройте крышкой. Минут через 10 на внешней поверхности банки появятся капельки воды.

Для наглядности оберните ее бумажным полотенцем и убедитесь, что воды достаточно. Расскажите ребенку, где в природе можно увидеть процесс конденсации воды: например на холодных камнях под солнцем.

Бумажная крышка

Если перевернуть стакан с водой, она выльется. А может ли лист бумаги удержать воду? Для ответа на вопрос вырежьте из плотной бумаги плоскую крышку, превышающую диаметр краев стакана на 2-3 сантиметра.

Наполните стакан водой примерно до половины, поместите сверху бумажный лист и аккуратно переверните его. Из-за давления воздуха жидкость должна остаться в емкости.

Благодаря этому приколу ученик может заработать популярность среди одноклассников.

Мыльный вулкан

Понадобится: моющее средство, сода, уксус, картон для «вулкана», йод. Налить в стакан воду, уксус, средство для мытья посуды и несколько капель йода или другого красителя. Сделайте конус из темного картона и оберните емкость с ингредиентами так, чтобы края соприкасались. Всыпьте в стакан соду, вулкан начнет извергаться.

Насос из свечи

Этот занимательный фокус с водой демонстрирует силу закона гравитации. Возьмите маленькую свечу, установите ее на блюдце и зажгите. Налейте в блюдце немного подкрашенной воды. Накройте свечу стаканом, постепенно жидкость вытянется внутрь него. Объяснение в изменении давления внутри емкости.

Выращивание кристаллов

Результатом этого опыта будет получение красивых кристаллов на поверхности проволоки. Для их выращивания нужен крепкий раствор соли. Определить, достаточно ли насыщенный раствор получился, можно, добавив новую порцию соли. Если она уже не растворяется, раствор готов. Чем чище вода, тем лучше.

Чтобы очистить раствор от мусора, перелейте его в другую емкость. Опустите в раствор проволоку с петлей на конце и поставьте все в теплое место. Для получения узорных поделок скрутите проволоку требуемым образом. Через несколько дней проволока обрастает соляным «снегом».

Танцующая монетка

Нужны стеклянная бутылка, монета и вода. Поместите в морозилку пустую бутылку без крышки на 10 минут. Монетку, смоченную водой, положите на горлышко бутылки. Меньше чем через минуту холодный воздух от нагревания расширится и начнет вытеснять монетку, заставляя ее подскакивать на поверхности.

Волшебный шарик

Инструменты и материалы: уксус, пищевая сода, лимон, стакан, воздушный шарик, бутылочка, изолента и воронка.

Ход процесса:

  • Налейте в бутылку воду, всыпьте чайную ложку соды.
  • Смешайте три столовые ложки уксуса и сок лимона.
  • Быстро влейте смесь в бутылку с водой через воронку и наденьте шарик на горлышко бутылки со смесью воды и соды. Реакция наступит моментально: состав начнет «кипеть» и шарик надуется, так как произойдет вытеснение воздуха.

Чтобы воздух из бутылки попадал только в шарик, замотайте горлышко изолентой.

Шарики на сковородке

Если на раскаленную поверхность вылить немного воды, произойдет ее исчезновение (испарение). При добавлении еще одной порции на сковородке образуются шарики, напоминающие ртуть.

Горящая жидкость

Заклейте рабочую поверхность бенгальских палочек скотчем, оставив кончики, подожгите и опустите в прозрачный сосуд с водой. Палочки не погаснут, благодаря своему химическому составу в воде их огонь горит даже ярче, создавая эффект пылающей жидкости.

Управление водой

Сила звука – еще одно средство изменения направления потока жидкости. Результат можно наблюдать, используя мощный динамик. Под воздействием музыки или других звуковых эффектов вода принимает причудливую фантастическую форму, образуя пену и мини-фонтаны.

Радужная вода

Познавательный эксперимент основан на изменении плотности воды. Для процесса возьмите четыре маленьких стаканчика с водой, красители, шприц и сахарный песок.

В первый стаканчик добавьте краситель и оставьте на время. В оставшихся растворите последовательно 1, 2 и 3 чайной ложки сахара и красители разных цветов. В прозрачный стакан шприцом наливается несладкая жидкость. Затем также шприцом на дно аккуратно выпускается вода, куда добавлено 0,5 чайной ложки сахара.

Третий и четвертый шаг: выпускается раствор со средней и максимальной концентрацией таким же образом: ближе ко дну. Если все сделано правильно, в стакане получится вода с разноцветными слоями.

Красочная лампа

Крутой опыт вызывает восторг не только у детей 5-6 лет, но и у младших школьников, и у подростков. В стеклянную или пластиковую бутылку заливается в равных частях вода и подсолнечное масло, засыпается краситель. Запускает процесс опущенная в воду таблетка шипучего аспирина. Эффект усилится, если проводить этот опыт в темной комнате, обеспечивая подсветку с помощью фонарика.

Образование льда

Для трюка понадобятся пластиковая бутылка емкостью 0,5 литра, наполненная дистиллированной водой без газа, и морозильная камера. Поместите емкость в морозилку, спустя 2 часа достаньте ее и резко ударьте о твердую поверхность.

Вода на глазах начнет превращаться в лед. Объясняется эксперимент составом дистиллированной воды: в ней отсутствуют центры, отвечающие за кристаллизацию. После удара в жидкости появляются пузырьки, и процесс замораживания запускается.

Это далеко не все манипуляции, проводимые с водой. До неузнаваемости меняют ее свойства такие вещества, как крахмал, глина, шампунь. Почти все опыты дети 6-7 лет вполне могут проделывать сами на кухне или экспериментировать под наблюдением родителей, посмотрев видеоурок или поясняющие картинки.

Еще крутые опыты показаны в этом видео.

При необходимости нужно предлагать маленькому химику консультацию или помощь. Еще лучше проводить все исследования вместе: даже взрослые откроют для себя немало удивительных свойств воды.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Научные открытия подарили человечеству много оригинальных идей. В дождливую погоду или когда скучно, некоторые из них станут отличным способом поразвлечься. Предлагаем к ознакомлению 10 крутых экспериментов. Они могут быть проведены в домашних условиях даже детьми, но желательно под присмотром взрослых. В этих опытах используются элементарные ингредиенты, которые всегда есть на кухне. Несложные, но интересные трюки базируются на принципах химии, физики и биологии. Ну что ж, приступим!

Учимся отделять яичный желток с помощью пустой бутылки

Что понадобится: сырое яйцо, две чаши (или тарелки), пустая бутылка от воды.

Ход эксперимента. Сожмите бутылку, чтобы из неё вышла часть воздуха. Затем приблизьте её горлышко к яйцу на тарелке, почти вплотную. Разжав пластиковую ёмкость, увидите, как желток всасывается внутрь бутылки - вместе с воздухом он спешит занять пустующий объем.

Почему это происходит? После сжатия часть воздуха «выдавилась», а это значит, что снаружи давление стало больше. Таким образом, воздух буквально «заталкивает» желток в бутылку.

Эксперимент: создайте неньютоновское вещество

Что понадобится? Вода, кукурузный крахмал, глубокая миска для смешивания, пищевой краситель. Наденьте старую одежду, чтобы не запачкаться и накройте стол клеёнкой.

Ход эксперимента. В глубокую миску влейте стакан воды, затем всыпьте туда же стакан кукурузного крахмала и хорошенько всё перемешайте. По желанию можно добавить пищевой краситель. Теперь медленно погрузите руку в смесь. Как видите, сделать это очень легко. Проделайте то же самое, но с усилием - в результате вещество будет «отталкивать» руку.

Почему это происходит? Oobleck - это неньютоновское вещество. Иногда (например, когда его наливают), оно проявляет себя как жидкость. Но! Когда вы давите на смесь - она ведёт себя, как твёрдое тело, а при ударе может подействовать даже отталкивающе.

Сода и уксус - вместо насоса!

Что нам понадобится: обычный уксус, бутылки с узким горлышком, воздушные шарики, пищевая сода.

Ход эксперимента. По подобному принципу делают мини-гейзер, но мы немного модифицируем известный эксперимент. Нальём в бутылки по 50–100 грамм уксуса. Сделав из бумаги рулончик, один его конец закладываем в воздушный шарик, который нужно надуть. Внутрь другого конца своеобразной трубки засыпаем 2–3 столовые ложки соды. Теперь нужно аккуратно надеть шарики на горловины бутылок. Следите за тем, чтобы сода не высыпалась из этих резиновых ёмкостей преждевременно. Приготовления закончены, можно приступать к самому интересному. Высыпаем содержимое шариков внутрь бутылки и наслаждаемся просмотром.

Почему это происходит? Молекулы соды и уксуса моментально соединяются, и происходит мощная реакция. В результате вырабатывается диоксид углерода (СО 2), который надувает шар настолько сильно, что может даже взорвать его.

Окрашивание цветов капиллярным методом

Что нам понадобится: свежие белые цветы (отлично подойдут маргаритки и гвоздики, за неимением цветов можно даже использовать сельдерей), стеклянная банка, пищевой краситель, ножницы. Также советуем запастись терпением, поскольку полный результат эксперимента вы увидите только через 24 часа. Но уже через некоторое время можно следить за тем, как происходит удивительное перевоплощение.

Ход эксперимента. Внутрь банки наливаем воду, туда же добавляем краситель любого цвета. Опускаем в эту жидкость цветы, и наблюдаем за тем, как нежные белые лепестки постепенно окрашиваются в другой цвет.

Почему это происходит? Вода испаряется из лепестков цветка, поэтому стебелёк впитывает в себя цветную жидкость из банки. Постепенно окрашенная жидкость достигает и его лепестков.

Определяем количество сахара в газировке

Что понадобится? Невскрытые банки диетических и сладких напитков, большой контейнер с водой (для этого опыта также подойдёт и ванна).

Ход эксперимента. Погружайте банки с газировкой в воду. Не все они опустятся на дно. Те, которые остались плавать под поверхностью, содержат в себе много сахара. «Тяжёлые» напитки смело могут пить поклонники диет.

В чём причина такого несоответствия? Плотность обычных и диетических газированных напитков разная, на её величину влияет содержание сахара. В результате одни баночки бултыхаются в воде, тогда как диетические напитки смело идут ко дну.

Волшебный мешочек

Что понадобится: Пакет с особой пластиковой застёжкой, пару заострённых карандашей, кружка воды. Рекомендуем проводить эксперимент над раковиной или ванной, поскольку искушение вытянуть карандаши после проведения опыта будет велико!

Ход эксперимента. Наполняем пакет водою и застёгиваем. Затем стремительно прокалываем его насквозь несколькими карандашами, по очереди. Как видите, пробоины даже не дали брешь - кулёк остался полностью герметичным.

Почему это происходит? Плотный пакет с застёжкой состоит из гибких полимеров. При проколах пластичная поверхность герметично уплотняется вокруг карандаша, поэтому она не протекает.

Очистка медных монет в домашних условиях

Что нам понадобится? Потемневшие монеты, 1/4 стакана белого уксуса, одна чайная ложка соли, стакан воды, две миски (неметаллические), бумажные полотенца. Советуем надеть очки, чтобы защитить глаза.

Ход эксперимента. В миску наливаем воду, уксус и добавляем соль. В готовый раствор помещаем монеты. Через некоторое время оцениваем степень их очищения.

Как это работает? Уксусная кислота входит в реакцию с солью, что помогает очистить медные гроши от оксида меди. Ополосните монеты водой после проведения опыта, иначе они приобретут зеленоватый цвет. После очистки десятка медных монет сделайте ещё один интересный опыт. Положите в старый раствор металлическую монетку. Вы увидите, как стальной цвет сменится желтоватым. Это произошло потому, что металл привлёк к себе молекулы оксида меди.

Летающие призраки

Что нам понадобится? Надутый воздушный шар, вырезанные из папиросной бумаги призраки, и что-то для генерации статического электричества (для этой цели сгодится ваша одежда или волосы!).

Ход эксперимента. Приклеиваем бумажные фигурки одним концом к столу при помощи скотча. Затем сильно натираем воздушный шар об одежду или волосы, и приближаем его к лежащим силуэтам. О нет! Призраки проснулись и пытаются взлететь!

Как это работает? Растирание резинового шарика о ткань или волосы создаёт на поверхности отрицательный заряд, который притягивает бумажные привидения к себе.

Опыт с танцующим изюмом

Что нам понадобится: изюм, бутылка минеральной воды, прозрачный стакан для питья

Ход эксперимента. Этот опыт предельно прост. Наливаем в стакан минеральную воду. Туда же добавляем горсть изюма, и наблюдаем за тем, как он «танцует» в стеклянной ёмкости.

Почему это происходит? Мельчайшие пузырьки углекислого газа (CO 2) цепляются за неровную поверхность изюминок. В результате они становятся светлее и поднимаются на поверхность, где пузырьки лопаются. Затем изюм становится тяжёлым и падает обратно вниз, где его опять настигают пузырьки СО 2 .

Цветная молочная живопись

Что нам понадобится? Два пластиковых блюда, молоко, пищевой краситель, ватные палочки, жидкое мыло. Поскольку будем иметь дело с красителями, желательно прикрыть одежду фартуком.

Ход эксперимента. Наливаем в мисочку немного молока - только чтобы покрыть дно. Затем на его поверхность капаем цветной краситель. Обмокнув ватную палочку в жидкое мыло, прикасаемся к эпицентру цветовых вкраплений на молочной поверхности. Теперь начинаем рисовать сюрреалистичные разводы.

Почему это происходит? Пищевой краситель не такой плотный, как молоко, поэтому сначала его капли держатся на поверхности. Но добавление мыла на кончике ватной палочки ломает поверхностное натяжение молока путём растворения жировых молекул. Молекулы краски плавно движутся по молочной поверхности, отталкиваясь от мыльного слоя.

Проделайте эти интересные эксперименты дома, вместе с детьми или в дружной компании. Вы и сами не заметите, насколько быстро пролетит время за этим полезным развлечением, а пытливые умы юных всезнаек будут брать на абордаж всё новые научные вершины.

Если вы раздумываете, как отметить день рождения ребенка, возможно, вам понравится идея устроить детское научное шоу. В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Занимательные опыты и эксперименты нравятся практически всем детям. Для них это что-то магическое и непонятное, а значит интересное. Стоимость проведения научного шоу довольно высокая. Но это не повод отказывать себе в удовольствии наблюдать изумленные детские лица. Ведь можно обойтись собственными силами, не прибегаю к помощи аниматоров и праздничных агентств.

В этой статье я сделала подборку простых химических и физических опытов и экспериментов, которые без проблем можно провести в домашних условиях. Все, что нужно для их проведения, наверняка найдется у вас на кухне или аптечке. Никаких особых навыков от вас также не потребуется. Все, что нужно – это желание и хорошее настроение.

Я постаралась собрать простые, но зрелищные опыты, которые будут интересны детям разных возрастов. К каждому опыту я подготовила научное объяснение (не зря же я училась на химика!). Объяснять детям суть происходящего или нет – решать вам. Все зависит от их возраста и уровня подготовки. Если дети маленькие, объяснение можно пропустить и сразу перейти к зрелищному опыту, сказав лишь, что узнать секреты подобных «чудес» они смогут, когда подрастут, пойдут в школу и начнут изучать химию и физику. Возможно, это вызовет у них интерес к учебе в будущем.

Хотя я выбирала наиболее безопасные опыты, к их проведению все равно нужно относиться очень серьезно. Все манипуляции лучше выполнять в перчатках и халате, на безопасном расстоянии от детей. Ведь тот же уксус и марганцовка способны причинить хлопот.

И, конечно же, при проведении детского научного шоу нужно позаботиться об образе сумасшедшего ученого. Ваш артистизм и харизма во многом определят успех мероприятия. Превратиться из обычного человека в смешного научного гения совсем не сложно – для этого достаточно взъерошить волосы, надеть большие очки и белый халат, измазаться сажей и сделать соответствующее вашему новому статусу выражение лица. Вот как выглядит типичный сумасшедший ученый.

Перед тем, как устраивать научное шоу на детском празднике (кстати, это может быть не только день рождения, но и любой другой праздник), следует проделать все опыты в отсутствие детей. Прорепетировать, что потом не было неприятных сюрпризов. Мало ли что может пойти не так.

Детские эксперименты можно проводить и без праздничного повода – просто так, чтоб интересно и полезно провести время с ребенком.

Выберите наиболее понравившиеся вам опыты и составьте сценарий праздника. Чтобы сильно не нагружать детей наукой, пусть и занимательной, разбавьте мероприятие веселыми играми.

Часть 1. Химическое шоу

Внимание! При проведении химических опытов следует быть предельно осторожными.

Пенный фонтан

Практически все дети любят пену – чем больше, тем лучше. Как ее сделать, знают даже малыши: для этого нужно налить в воду шампуня и хорошенечко ее взбултыхать. А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Спросите у детей, что представляет собою, по их мнению, пена. Из чего она состоит и как ее можно получить. Пусть выскажут свои предположения.

Затем объясните, что пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.

Вариант 1

  • таблетки гидроперита;
  • марганцовка;
  • жидкое мыло;
  • вода;
  • стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);
  • стаканчик;
  • молоток;
  • поднос.

Постановка опыта

  1. Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.
  2. Поставьте колбу на поднос.
  3. Добавьте жидкого мыла и воды.
  4. Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперидом.

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперида (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

4KMnO 4 + 4H 2 O 2 = 4MnO 2 ¯ + 5O 2 ­ + 2H 2 O + 4KOH

Под действие кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Посмотреть, как это происходит, можно на видео.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко. Полученную пену в руки не брать и детям не давать .

Вариант 2

Для образования пены подойдет и другой газ, например, углекислый. Окрасить пену можно в любой цвет, какой пожелаете.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • пластиковая бутылка;
  • сода;
  • уксус;
  • пищевой краситель;
  • жидкое мыло.

Постановка опыта

  1. Налейте в бутылку уксуса.
  2. Добавьте жидкого мыла и пищевого красителя.
  3. Насыпьте соды.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса происходит бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 .

Под его действием мыло начнет пениться и вылизать из бутылки. Краситель окрасит пену в выбранный вами цвет .

Веселый шарик

Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • сода;
  • уксус;
  • бутылка;
  • воздушный шарик.

Постановка опыта

  1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
  2. Налейте в бутылку уксуса.
  3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 . Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его имениннику.

Демонстрацию опыта смотрите на видео .

Хамелеон

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте детям эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • крахмал;
  • спиртовая горелка;
  • пробирка;
  • стакан;
  • вода.

Постановка опыта

  1. Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.
  2. Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.
  3. Зажгите горелку.
  4. Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.
  5. Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета I 2 *(C 6 H 10 O 5) n . Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры .

I 2 + (C 6 H 10 O 5) n => I 2 *(C 6 H 10 O 5) n

(йод - желт.) (крахмал - прозр.) (темно-синий)

Резиновое яйцо

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

Постановка опыта

  1. Чтобы удивить ребятишек, к этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до праздника налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.
  2. Покажите детям стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».
  3. Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

CaCO 3 + 2 CH 3 COOH = Ca(CH 3 COO) 2 + H 2 O + CO 2 ­

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму. Как выглядит яйцо после уксуса, смотрите на видео .

Секретное письмо

Дети любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется им настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих ребят.

Когда дети прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • колба;
  • ватные палочки;
  • шариковая ручка;
  • лист бумаги;
  • вода;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • утюг.

Постановка опыта

  1. Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.
  2. Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.
  3. Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.
  4. Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.
  5. Промокните салфеткой.
  6. Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.
  7. Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит детей.

Перманганат калия - очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

МnO 4 ˉ+ 8 Н + + 5 еˉ = Мn 2+ + 4 Н 2 O

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп0 2 , имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н 2 O 2 , восстанавливающий нерастворимое соединение Мп0 2 до хорошо растворимой соли марганца (II).

МnO 2 + Н 2 O 2 + 2 Н + = O 2 ­ + Мn 2+ + 2 Н 2 O.

Предлагаю посмотреть, как исчезают чернила, на видео .

Сила мысли

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сода;
  • стаканы;
  • свечи;
  • спички.

Постановка опыта

  1. Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.
  2. Зажгите несколько свечей.
  3. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.
  4. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!». Дети ведь должны думать, что это волшебство. Секрет раскроете после восторгов.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Как это происходит, смотрите на видео .

Часть 2. Занимательные физические опыты

Джин-силач

Этот эксперимент позволит детям взглянуть на привычное для них действие с другой стороны. Поставьте перед детьми пустую бутылку из-под вина (этикетку лучше предварительно снять) и протолкните в нее пробку. А затем переверните бутылку вверх дном и попытайтесь вытряхнуть пробку наружу. У вас, конечно же, ничего не получится. Задайте детям вопрос, можно ли как-то достать пробку, не разбивая бутылку? Пускай скажут, что они думают по этому поводу.

Поскольку через горлышко пробку ничем подцепить нельзя, значит, остается одно – попробовать вытолкнуть ее изнутри наружу. Как это сделать? Можно позвать на помощь джина!

В качестве джина в этом эксперименте будет выступать большой полиэтиленовый пакет. Для пущего эффекта пакет можно разрисовать цветными маркерами – нарисовать глазки, нос, рот, ручки, какие-то узоры.

Итак, для проведения эксперимента понадобятся:

  • пустая винная бутылка;
  • пробка;
  • полиэтиленовый пакет.

Постановка опыта

  1. Скрутите пакет трубочкой и засуньте его в бутылку так, чтобы ручки оказались снаружи.
  2. Переворачивая бутылку, добейтесь того, чтоб пробка оказалась сбоку от пакета поближе к горлышку.
  3. Надуйте пакет.
  4. Аккуратно начните вытягивать пакет из бутылки. Вместе с ним выйдет и пробка.

Результат и научное объяснение

По мере надувания пакет расширяется внутри бутылки, изгоняя из нее воздух. Когда мы начинаем вытягивать пакет, внутри бутылки создается вакуум, за счет чего стенки пакета обхватывают пробку и увлекают ее за собой наружу. Вот такой вот сильный джин!

Чтобы увидеть, как это происходит, посмотрите видеоролик .

Неправильный стакан

Накануне эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стаканы с водой;
  • краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета);
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Налейте в стаканы воды.
  2. Добавьте в нее красок.
  3. Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.
  4. Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.
  5. Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.
  6. Не спеша уберите руку.

Результат и научное объяснение

Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.

Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.

В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.

Посмотреть ход опыта можно на видео .

Прожорливая бутылка

Спросите у детей, любят ли они покушать. А любят ли кушать стеклянные бутылки? Нет? Бутылки не едят? А вот и не правы. Это обычные бутылки не едят, а волшебные – очень даже не прочь перекусить.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • вареное куриное яйцо;
  • бутылка (для пущего эффекта бутылку можно разрисовать или как-то приукрасить, но так, чтоб детям было видно, что происходит внутри ее);
  • спички;
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Очистите от скорлупы вареное яйцо. Кто же есть яйца в скорлупе?
  2. Подожгите кусок бумаги.
  3. Бросьте горящую бумагу в бутылку.
  4. Положите яйцо на горлышко бутылки.

Результат и научное объяснение

Когда мы забрасываем в бутылку горящую бумагу, воздух в ней нагревается и расширяется. Закрыв горлышко яйцом, мы препятствуем поступлению воздуха, в результате чего огонь гаснет. Воздух в бутылке остывает и сжимается. Создается разность давления внутри бутылки и снаружи, за счет чего яйцо всасывается в бутылку .

Пока что на этом все. Однако со временем я планирую добавить в статью еще несколько экспериментов. В домашних условиях можно, например, поставить опыты с воздушными шарами. Поэтому, если вас заинтересовала данная тема, добавьте сайт в закладки или подпишитесь на рассылку обновлений. Когда добавлю что-то новенькое, сообщу вам об этом по e-mail. На подготовку данной статьи у меня ушло много времени, так что просьба уважительно относиться к моему труду и при копировании материалов обязательно проставлять активную гиперссылку на эту страничку.

Если вы когда-то проводили домашние опыты для детей и устраивали научное шоу, пишите о своих впечатлениях в комментариях, прикрепляйте фото. Будет интересно!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!