История возникновения посуды для детей дошкольного возраста. Проект «Такая разная посуда


14302

25.05.10

И стория посуды уходит своими корнями в древние века. Техника ее производства многие столетия известна людям. Именно в гончарном производстве наиболее полно отражается прогресс на пути становления человечества и его культуры. Притом керамика совершенно не подвержена воздействию окружающей среды, поэтому многие древние изделия дошли до наших дней в своем первозданном виде. Керамическое производство является одним из самых древнейших на Земле. Основной его является глина, доступная повсеместно, что привело к быстрому развитию и распространению гончарного ремесла. Это ремесло было также проявлением творческих черт человека, что доказано многочисленными археологическими раскопками в разных точках мира. Его зарождение было отмечено в самом начале появления человека, то есть оно относится к первобытнообщинному строю. Раскопки обнаружили большое количество керамических сосудов, на которых остались отпечатки пальцев древних людей. Эти отпечатки говорят о том, что в те времена гончарным ремеслом занимались женщины.

Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. Не менее солидный возраст и у салфеток. Ими пользовались еще древние римляне. Правда, изготовляли салфетки из алебастра. После обеда их не мыли, а, чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетки прижились при Петре I. Само же слово пришло к нам от немцев, которые в свою очередь заимствовали его из итальянского языка. В России фарфоровая посуда появилась значительно позже, чем в европейских странах. Долгое время предпочтение в дворянских домах отдавалось посуде из серебра и золота. Один из самых больших столовых сервизов из серебра, весивший более двух тонн, подарила своему фавориту Григорию Орлову Екатерина II. Столовые приборы начинали свой путь гораздо раньше керамики.

Самым древним является нож. Его изготовляли и использовали еще первобытные люди. Каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных, но в трапезе никогда не использовали. В эпоху неолита нож изменил свое обличие, стал похож на современный нож, длинным и тонким.
В Древнем Риме профессия ножовщика была одной из распространенных. Ножи уже тогда изготавливали из стали.

Но в обиход как приборы ножи появились только в XV столетии, да и то в домах богатых людей. Они считались предметом роскоши и подавались только знатным особам. Как правило, это были красивые изделия с ручками из золота или дорогих пород деревьев, украшенные резьбой и каменьями. С появлением в Европе фарфора в моду вошли ножи с фарфоровыми черенками. Их расписывали фигурками причудливых животных, птиц и цветами. До XVII столетия все ножи были остроконечными, что позволяло использовать их за столом не только для нарезания мяса, но и для ковыряния в зубах. Выглядело это не очень эстетично. По преданию исправить такое положение вещей решился кардинал Ришелье, который распорядился делать ножи для еды с закругленными концами.

Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина. Первое упоминание о серебряных и золотых ложках относится к 1259 году, использовали такие ложки только короли и аристократы.

А каких только названий ложек не существовало! В России простую ложку средней величины называли межеумком толстая и грубая ложка бурлака, которую он носил за ленточкой шляпы на лбу, имела название бутырка или бутузка (от слова бутуз - толстяк, карапуз); изящная продолговатая, но тупоносая ложка называлась боска, т. е. красивая, а более круглая ложка имела название полубоска. Были и серебрушк и с заплечиками на черенке, и загибки, и сибирки. Для богатых и знатных людей ложкари - мастера по изготовлению ложек, делали особые носатые ложки, т.е. остроносые, тонкие, гладко отделанные.

Ложки из металла прочно вошли в европейский обиход в Х веке. Основным материалом для их изготовления служило олово, хотя серебром и золотом не пренебрегали. В течение нескольких лет изделия из алюминия было самыми модными и дорогими. Из него делали не только ложки, но и украшения. Потом, алюминиевые драгоценности вышли из моды, но алюминиевые ложки стали самыми распространенными среди простого народа так же, как и деревянные. Деревянные ложки изготовлялись из березы, осины и клена, и со временем этот промысел в России получил широкое распространение, например Семеновский уезд во второй половине XIX века выпускал в год до трех миллионов деревянных ложек. Их украшали рисунками, полировали, раскрашивали, покрывали специальным лаком.

Вилка - самая молодая из собратьев по столу. Правда, в Древнем мире имелось вилкоподобное приспособление для вытаскивания кусков мяса из котлов или жаровни, но оно скорее напоминало двузубые маленькие вилы (сельскохозяйственное орудие), чем современную вилку. Первое упоминание о вилке встречаются в IX веке на Среднем Востоке. Существуют данные, что вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Считая для себя унизительным есть руками, она сама ее придумала. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором.

Приживалась вилка плохо, и еще несколько столетий считалась не просто ненужным, но и даже вредным и запрещенным предметом.
В России первые вилки появились в середине XVII столетия при дворе царя Алексея Михайловича, да и то, только для почетных гостей. Не без помощи Петра I российская аристократия узнала вилку в начале XVIII веке. В одном старом издании есть информация о том, как сервировали стол для царя Петра: У прибора его клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях. Видимо, Петр I не был уверен, что даже в лучших домах ему подадут весь комплект столовых приборов.

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века. Тогда же началось и массовое производство столовых приборов.

Наталья Петрова , специально для сайт
Фото: сайт, Наталья Петрова

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века. Тогда же началось и массовое производство столовых приборов.

Качественные столовые приборы обладают замечательным свойством вносить в убранство обеденного стола праздничный акцент своим зеркальным блеском и изяществом линий. Наиболее распространены столовые приборы из трех основных материалов.

Самые дорогие изготовлены из серебра. Они требуют особого и тщательного ухода. Более доступны по цене изделия из мельхиора. Правда, входящие в его состав медь и цинк могут образовывать небезобидные для организма человека соединения.
Достаточно популярны столовые приборы из хромоникелевой стали марки 18/10. Эти цифры означают, что кроме чистого железа в сплаве содержится 18% хрома и 10% никеля. В нем нет никаких вредных примесей: мышьяка, ртути, цинка или меди. Не случайно такой сплав называют медицинским.
Изделия из него отлично переносят обработку в посудомоечной машине. Они вполне эстетичны, долговечны, просты в уходе и гигиеничны. Производители, как правило, дают гарантию на эти изделия не менее 20 лет.

Лучшие столовые приборы отличаются не только качеством материала, но и дизайном, который превращает простые утилитарные предметы в настоящие произведения искусства. Это может быть классическая форма с рельефной фаской. Изысканные линии модерна с граненым черенком. Рококо с черенками, украшенными завитушками.

Авангардный стиль с эффектными линиями и простая фольклорная форма с черенками из дерева, расписанными каким-либо орнаментом. Главное, приобретая столовые приборы, помнить, что по стилю они должны соответствовать сервизу. Иначе праздничный стол будет выглядеть не слишком гармонично.

Продаются столовые приборы, как правило, наборами на 6 персон из 24 предметов, включающими столовые ложки, вилки, ножи и чайные ложки. Или на 12 персон из 72 предметов. Такой набор может быть дополнен половником, соусником, ложками и вилкой для салата, 2 ложками для гарнира, лопаткой для торта, 2 сервировочными вилками, ложкой и щипцами для сахара и ложкой к обеду и ложкой для варенья.

Известные фирмы предлагают также дополнительные наборы на 6 персон для чая (16 предметов), а также рыбы (12 предметов). Ножи для нее напоминают лопаточки и не имеют режущей кромки, так как предназначены только для отделения костей. Вилка для рыбы имеет более короткие зубья и удлиненную прорезь посередине.

Все приборы желательно мыть сразу после использования. Иначе остатки пищи образуют на поверхности трудно выводимые пятна. Потом от них придется избавляться специальнычя средствами для ухода за посудой из нержавеющей стали. Для мытья и чистки столовых приборов нельзя применять моющие и чистящие средства, содержащие абразивы. Недопустимы и хлорсодержащие препараты. Вполне подойдут обычные жидкие или концентрированные средства для мытья посуды. Если пользуетесь посудомоечной машиной, строго соблюдайте инструкцию. Ножи, вилки и ложки надо располагать в корзине для столовых приборов ручками вниз и вперемежку. Иначе приборы могут слипнуться и плохо отмыться. Не стоит ничего сушить прямо в машине. Вынимайте столовые приборы сразу после цикла мойки и вытирайте мягкой салфеткой.

Хранить такие бытовые изделия тоже надо уметь. Главное правило такое: ножи всегда должны находиться отдельно от всех других предметов.

Успех известных производителей зачастую "вдохновляет" некоторых дельцов на изготовление более дешевых подделок. Отличить их от настоящих изделий можно по некоторым признакам.

Для изготовления поддельных, более дешевых столовых приборов используется сталь низкого качества. Она, как правило, не содержит никеля, а значит, изделия более тусклые и их невозможно отполировать до зеркального блеска.
Настоящие изделия из стали марки 18/10 плохо нагреваются. Этот материал обладает низкой теплопроводностью.
Плохо обработанные боковые кромки, следы фрезерования между зубцами вилок должны насторожить, так как качественные столовые приборы имеют всегда тщательно скругленные и отполированные края.
Чтобы выявить подделки, используйте магнит. Некачественные приборы притягиваются магнитом, тогда как изделия из медицинской стали не намагничиваются (кроме лезвий ножей), так как содержат 10% никеля.



Краткая аннотация проекта.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе данной проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Дети, узнав о разных предметах посуды, проявили к ней интерес. Предполагается, что, расширив и систематизировав знания детей о видах росписи посуды, о материалах, из которых она сделана, о истории её возникновения и создания, мы будем способствовать их всестороннему развитию. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании коллекции посуды.

Актуальность проекта.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание модернизированной системы образования в соответствии с требованиями, обеспечивающими всестороннее развитие личности ребенка. Я считаю, что наиболее продуктивной формой работы с детьми с ТНР является проектная деятельность.

Данный проект систематизирует и обобщает знания детей о посуде (видах, материалах, из которых она сделана, предназначении).

Цель:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о многообразии предметов окружающего мира.

Задачи:

  • Формировать элементарные представления о посуде (виды посуды, части посуды, назначение, о хохломской, гжельской росписях).
  • Развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия народных промыслов.
  • Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей через изображения предметов посуды, изготовления поделок из солёного теста, росписи посуды.
  • Формировать эстетическое отношение к предметам обихода.

Тип проекта:

Коллективный, познавательно — исследовательский, творческий, кратковременный.

Принципы, лежащие в основе педагогического проекта:

  • наглядности,
  • научности,
  • системности,
  • доступности,
  • активности.

Партнёры педагогического проекта:

Коллеги, родители, музыкальный руководитель, педагоги школы искусств.

Целевая аудитория:

Педагоги, воспитанники ДОУ, их родители.

Организация проекта:

Подбор литературы, энциклопедий, фото, предметов посуды (гжель, хохлома); материально-техническое оснащение: компьютер, телевизор, фотоаппарат, стенд, акварельные краски, солёное тесто, медиатека.

Формы реализации проекта:

Беседы:

Виды посуды,

Виды росписей,

История возникновения посуды.

Просмотр презентаций:

Производство фарфора;

Просмотр мультфильма «Федорино горе».

Сюжетно- ролевая игра «Семья» (сюжет чаепитие)

Художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка).

Творческая деятельность — создание коллекции посуды.

Исследовательская деятельность: сравнение материалов (стекло, пластмасса, керамика, железо, бумага).

Работа с родителями: беседы дома с детьми, составление рассказа о посуде.

Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач.

Методы проекта:

  • Исследовательские: проблемные вопросы, сравнение материалов.
  • Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели.
  • Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
  • Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание коллекции посуды.

Продукт проектной деятельности:

Продукт творческой деятельности детей:

  • рисование — чайник гжель.
  • лепка из солёного теста — бокальчик;
  • роспись бокальчика (из солёного теста);
  • коллекция посуды.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают больше видов посуды, виды росписи, узнают о свойствах материалов, из которых она сделана. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на бесконфликтное общение детей друг с другом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для художественно-эстетического воспитания детей, личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Уголок художественно-эстетического развития пополнится коллекцией посуды разнообразной росписи и предназначения.

Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации)

Побеседовав о видах посуды, дети пришли к выводу, что необходимо больше узнать о посуде: историю возникновения, видах росписи, материалах, задумались, почему некоторую посуду делают только из определённых материалов, возможно ли самим создать бокальчик и расписать его, обсудили план действий:

1. Как узнать, какие предметы посуды существуют (Ответы детей: надо спросить у воспитателей, родителей, бабушек и дедушек.)

2. Что ещё в хотите узнать? (Ответы детей: виды росписи посуды, для этого нужно просмотреть энциклопедии, альбомы в уголке изодеятельности, попросить ребят, которые ходят в школу искусств, принести альбомы по художественно-эстетическому воспитанию).

Пришли к выводу: мы способны собрать коллекцию посуды с помощью родителей, и сами, вылепив и расписав бокальчики.

План реализации проекта

1. Организационный этап проекта.

1. Подбор методической и художественной литературы.

2.Изготовление пособий, моделей, схем,

3. Подбор предметов посуды.(чайник, чашки, ложки)

4.Приобретение необходимого оборудования.

5.Привлечение родителей к проблеме проекта.

6.Определение тематики бесед.

7.Тематическое планирование.

8.Сбор информации.

9.Подбор музыкального репертуара.

2 этап. Реализация проекта.

Понедельник

1.Беседа «Посуда». Рассматривание картинок, фотографий посуды.

3.Просмотр презентации «Посуда». Дети закрепляют знания о видах посуды.

4.Настольные игры: «Четвёртый-лишний», «Парочки». Дети закрепляют названия посуды, самостоятельно играют, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.

Вторник

1.Раскрашивание картинок из серии «Посуда». Дети обводят шаблон и закрепляют умение закрашивать в одном направлении.

2. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.

3. Просмотр презентации «Гжель». Дети пробуют рисовать элементы росписи.

4. НОД Рисование. Чайник с росписью «Гжель».

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет-чаепитие).

Среда

1.Инд. работа в уголке изодеятельности. Дети упражняются в рисовании элементов росписи гжель, закрепляют умение рисовать хохломские узоры.

2.Вместе с родителями дома закрепить умение детей рисовать элементы росписи гжель.

3. НОД Лепка из солёного теста «Бокальчик».

4. Просмотр мультфильма «Федорино горе».

Четверг

1.Исследовательско-поисковая деятельность «предметы и материалы». Дети рассматривают, сравнивают, исследуют материалы, из которых сделана посуда (керамика, стекло, пластмасса, бумага), проводят эксперимент.

2. Вместе с родителями дома рассматривают посуду из стекла, металла, фарфора, бумаги, пластика.

3. НОД Роспись бокальчика из солёного теста.

Пятница

1.Просмотр презентации-«история посуды». Дети рассматривают энциклопедии.

2. НОД Рассказ о посуде. Дети рассказывают составленный с родителями рассказ о посуде по плану.

3.Беседа «Коллекция посуды». Подведение итогов.

Обобщающий этап.

1. Подведение итогов.

2. Оформление выставок рисунков, поделок, коллекции посуды

3. Создание фоторепортажа по проекту.

4. Презентация коллекции посуды.

Перспективы дальнейшего развития.

Данная коллекция демонстрируется родителям на собрании, а также детям и родителям других групп. Предполагается изготавливать подобный материал по другим лексическим темам в течение всего учебного года.

«История посуды». Конспект НОД по разделу «Ребенок и окружающий мир» (подготовительная группа)

Цель : формировать знания о посуде и познавательный интерес к истории возникновения посуды .

Образовательная задача : уточнить и расширить представления о посуде , ее назначении, о материалах из которых она сделана. Закреплять названия предметов посуды и ее виды . Расширять кругозор ребенка на основе установления временных отношений. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивающая задача : развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.

Воспитательная задача : воспитывать умение устанавливать партнерские взаимоотношения во время коллективной деятельности; инициативность, стремление проявлять творческую активность.

Речевая задача : развивать грамматический строй речи, диалогическую, связную и доказательную речь, активизировать словарь по теме.

Словарь : посуда , книга, названия предметов посуды , древность, материал, глина, железо, дерево, камень, делали, лепили, стеклянная, деревянная, чайная, столовая, готовить, варить.

Оборудование : материал : большая книга с иллюстрациями предметов посуды , предметы посуды , иллюстрации предметов посуды , клеевые карандаши, предметы посуды , карточки с видами посуды , кувшины с изображениями разных эпох.

Предварительная работа : беседа, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, отгадывание загадок и др.

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?

А чем они занимаются? (Объяснения детей)

А вы сами хотите стать исследователями? Тогда, давайте в них превратимся. Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза «Трах-тибидох-бумс» открываем глаза, вот мы с вами и стали исследователями.

Воспитатель. Я приглашаю вас пройти в наш исследовательский центр и занять свои места.

Сегодня к нам сюда из музея принесли необычную книгу и сказали, что не могут ее открыть. Нам с вами нужно исследовать ее, чтобы узнать, о чем она написана. (Рассматривание книги) .

Посмотрите, какая она большая и толстая. А как она называется? Кто - нибудь из вас, сможет прочитать название этой книги.

Дети. « История посуды » .

Воспитатель. Давайте ее откроем. Не открывается, на ней стоит печать. А как ее открыть?

Вот здесь что-то написано на записке «Если отгадаете, кто создал все окружающие предметы , то книга откроется».

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто создал все окружающие нас предметы ? Помогите, пожалуйста (иначе книга не откроется)

Ответы детей.

Ребята книга эта волшебная и ее страницы открываются только тогда, когда вы сами будете рассказывать о посуде .

-Посуда таит в себе много интересного и неизвестного. Ученые с давних пор изучают посуду , для того, чтобы узнать, когда она появилась.

Как вы думаете, когда появилась самая первая посуда ? Ответы детей.

А как вы считаете, зачем человеку стала нужна посуда ?

А из чего человек сделал первую посуду ?

А почему?

А какую посуду делали из камня ? (тарелки, ножи) .

А откуда вы это узнали? (из энциклопедий) .

Молодцы! Смотрите, вот и первая страница открылась. Вывешиваю на доску иллюстрацию.

Воспитатель. Послушайте стихотворение

В это время человек жил в глухой пещере,

На огне варил обед, ну а чем же ел он?

Как ни странно человек пищу ел руками.

Проходил так целый век. Вы представьте сами.

Но подумал : «Выход есть» ,- сделал ложку человек.

Воспитатель. Ребята, прежде чем нам с вами дальше исследовать книгу мы немного отдохнем.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили на

Очень важный, как начальник. пояс, другую изогнули как «носик» .

Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку на пояс.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Вытянули руки вперед.

Он посуду нам принес .

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами отдохнули. И нам нужно дальше продолжить наше исследование.

Прошло много, много лет. Человек развивался и со временем он ушел из пещеры, стал строить себе хижины, дома. Шил себе красивую и удобную одежду. И конечно стал делать предметы посуды из других материалов.

Ребята, давайте мы с вами снова сядем за наш стол. Посмотрите, какие интересные горшочки находятся в этой книге. (из картона)

Что на них изображено? (ответы детей)

А здесь еще лежат предметы посуды . Вам нужно выбрать предметы посуды , которые делали в древности и предметы посуды , которые делают в наше время и наклеить на эти горшочки. Готовые горшочки вывесить на доску.

Из каких материалов делали предметы посуды в древности ? (ответы детей) .

А кто делал глиняную посуду ? (гончары) . Кто делал посуду из железа ? (кузнецы) .

Ребята, посмотрите, открылись еще несколько страниц книги. Вывешиваю иллюстрации гончара, кузнеца.

Воспитатель. А из каких материалов, делают предметы посуды в наше время ?

Дети. Из стекла, пластмассы.

Воспитатель. А почему стали использовать много пластмассовой посуды ?

Дети. Потому что стало мало деревьев, железа, глины.

Воспитатель. Молодцы! Вы очень наблюдательные и любознательные.

Воспитатель. Но нам с вами нужно открыть еще одну страницу.

Для этого давайте с вами подойдем вот к этому столу. Посмотрите внимательно, какие предметы посуды находятся на нем ?

Дети, вас волшебная книга хочет испытать. Сможете ли вы отгадать предметы посуды на ощупь .

Сейчас вы с закрытыми глазами должны сказать, как называется предмет посуды , из какого материала и где используется? Вы справитесь? (дети на ощупь определяют предмет посуды )

Кто из вас самый смелый?

Какие виды посуды вы знаете ?

Дети. Столовая, чайная, кофейная, кухонная.

Молодцы!

Давайте повернемся к книге. Посмотрите, здесь открылись еще несколько страниц. Вывешиваю на доску схемы с видами посуды .

Вот мы с вами и раскрыли все страницы в этой книге. Теперь ее смело можно отправлять обратно в музей.

Воспитатель. Вам понравилось быть исследователями? (ответы детей) .

Я считаю, вы оказались умными, наблюдательными, рассудительными исследователями.

А нам с вами нужно обратно превратиться в ребят. Встаем в круг, закрываем глаза «Трах-тибидокс-бумс» открываем глаза. Вот мы с вами снова ребята.

Сейчас мы с вами отдохнем, а потом приготовим книгу для отправки в музей.

С незапамятных времён человечество пользовалось теми или иными видами посуды. Вначале посуда изготавливалась преимущественно из глины - самого доступного в обработке жаропрочного и устойчивого к жидкости материала. В дальнейшем с IV-VI веков до н. э. начала появляться чугунная посуда, позже медная посуда. Необходимость заменить глину как основной материал для изготовления посуды появилась с переходом от приготовления пищи на открытом огне, на углях или в печи к использованию варочных панелей (конфорок). Уже позже, в XX веке появилась посуда из нержавеющей стали. В конце 50-х годов XX века появилась и исключительно популярная в наши дни посуда с антипригарным покрытием.

Самый старый столовый прибор – это нож. Есть мнение, что именно костяной или каменный нож, а не палка, стал первым инструментом человека умелого. Много тысячелетий нож использовался как оружие, для охоты и всех видов работ, но уже около 5000 лет назад появились специальные столовые ножи. Вплоть до средневековья люди носили с собой личные универсальные ножи, которыми пользовались не только за столом, но и в работе. В 15-16 веках на столах у знатных особ появляются дорогие ножи из золота с черенками из дорогого дерева. С течением времени в ножах менялись только материалы, появлялись новые формы клинка и рукоятки. Простые бронзовые с деревянной ручкой и изысканные серебряные и золотые с роскошными инкрустированными ручками ножи уступили место универсальным стальным с рукоятками из пластика. Что касается формы ножа, то первые столовые ножи из меди и бронзы лишь незначительно отличаются по форме от современных. До 17 века существовали только ножи с заострёнными лезвиями. Закруглённые основания лезвий, по преданию, появились по приказу Людовика XIV, чтобы предотвратить привычку придворных ковырять в зубах и есть с ножа. Несмотря на то, что складной нож кажется недавним изобретением, он был изобретен римлянами ещё в I веке для использования во время военных походов и путешествий. Появившийся вскоре обычай носить нож в ножнах помешал дальнейшему развитию карманных ножей. В конце 16 века складной нож вновь стал необходим путешественникам и солдатам как оружие, инструмент для защиты и столовый прибор

Острую необходимость в таком столовом приборе, как столовая ложка, люди почувствовали еще в далекой древности. И хотя история происхождения столовой ложки повествует, что ложка появилась намного раньше, чем столовая вилка , точную дату ее появления не удалось выяснить до сих пор.

А ведь, практически до настоящего времени, в некоторых племенах африканского и южноамериканских континентов, люди продолжают пользоваться раковинами для зачерпывания жидкой пищи. Собственно говоря, само слово «ложка», является в древнегреческом и латинском языках, производным от словосочетания «раковина улитки».

История происхождения столовой ложки, повествует, что первые ложки, которые делал человек, были даже не деревянными и не сделанными из камня, а изготавливались из обожженной глины. Такой материал был выбран, скорее всего, по той причине, что особая прочность ложки, при еде, была не нужна, ведь ей ели в основном мягкую пищу. История происхождения столовой ложки гласит, что форма первой столовой ложки напоминала некоторое подобие полушария, с приделанной к нему ручкой.

С течением времени, текла и история происхождения столовой ложки, они стали изготавливаться из других материалов, какими стали дерево, кости крупных рыб, слоновая кость и т.д.

И, как известно, история происхождения столовой ложки гласит – простые народы, населявшие в древности, территорию современной Европы, использовали первоначально деревянные ложки, или ели просто руками, а богатые римские патриции пользовались золотыми ложками. В древнем Египте, столовые ложки для знатных господ изготавливались из слоновой кости, благородных камней, серебра и золота, в странах Юго – Восточной Азии, мастера делали знаменитые столовые ложки из фарфора и кристаллов.

Тем не менее, история происхождения столовой ложки повествует, что основным и наиболее распространенным материалом для изготовления столовых ложек, являлось, конечно же, дерево. Даже наши предки, живущие, как и жители Англии и Скандинавских стран, среди обилия лесов, пользовались деревянными ложками, вариантов которых, имелось достаточно большое количество, начиная от грубых ложек для черни, и заканчивая резными работами. Кстати, до сих пор, слово «ложка», в переводе на английский язык, является практически однокоренным, со словом «щепка», и звучит так: spoon. История происхождения столовой ложки повествует первое упоминание о них из золота и серебра, датировано 1259 годом. Правда, подобными столовыми ложками пользовались только аристократы.

Вилка – самый молодой столовый прибор. Прототип современной вилки появился в Древней Греции. Это был довольно большой инструмент с двумя острыми зубцами для вытаскивания мяса из жаровни и сервировки сложных горячих блюд. Кроме двузубых вилок, для сервировки использовались пики и вертела, на которых подавали мясо. Для еды тогда вилки не использовали, а ели руками. На римских пирах было принято надевать специальные перчатки или заострённые наконечники на пальцы, чтобы руки оставались чистыми. В 7 веке небольшие вилки с двумя зубцами появились в Турции, в 10 веке – в Византии, откуда и распространились по Европе. Из-за сходства с дьявольскими рогами и неудобства в использовании вилки были почти забыты во время Средневековья. А в некоторых странах вилки даже были запрещены по указу папы римского. В 14-16 веках вилки считались прихотью богачей. Во Франции в это время как раз перестали есть с ножа и использовали однозубую вилку (шило) для накалывания кусочков пищи. Даже в начале 17 века английские джентльмены считали вилку излишеством и предпочитали использовать пальцы. Согласно этикету того времени, мясо элегантно брали тремя пальцами, после чего ополаскивали их в специальной чаше. Лишь в конце 17 века, когда появились удобно изогнутые вилки с тремя и четырьмя зубцами, они стали неотъемлемым атрибутом высшего общества. Принято считать, что в России вилки появились благодаря Петру I, однако, при дворе его отца, Алексея Михайловича, почётным иноземным гостям уже подавали эти приборы. А первую вилку привезла в Россию Марина Мнишек, жена Лжедмитрия, и это отнюдь не способствовало её популярности в народе. Российские аристократы были приучены использовать вилку как раз во время правления Петра I, который носил свои столовые приборы с собой, не будучи уверенным, что в гостях ему подадут то же самое. В русском языке до 18 века даже не было слова «вилка», а прибор называли рогатиной или вильцами. Русские крестьяне настороженно относились к вилкам до начала 20 века, считая заморский прибор неудобным и лишним за простым крестьянским столом.

Средневековые знатные путешественники имели при себе складные вилки и ложки, так как на постоялых дворах гостям не давали столовых приборов. Дорожные столовые приборы компактно укладывались в красивый чехол и пристёгивались к ремню.

В середине 18 - начале 19 века Европа узнала огромное количество новых продуктов, были разработаны рецепты изысканных блюд, которые требовали к себе должного внимания. В результате появилось множество видов специализированных ножей, ложек и вилок, и соответственно, усложнились правила этикета. В 20 веке началось обратное движение: к упрощению и унификации столовых приборов. Получила распространение изобретённая еще в начале 19 века вилко-ложка (spork). Этот прибор имеет углубление для жидкости и 2 или 3 зубца. Пластиковые вилки и ложки обычно подаются в ресторанах фаст-фуда. Ими удобно есть мороженое и десерты. Другой вариант вилки и ложки: с одного конца ручки находится вилка, с другого – ложка. Существует даже прибор, объединяющий ложку, вилку и нож (splayd). Как и простая вилка, ложка, он совмещает углубление для жидкости с зубцами и кроме того имеет острый правый край, что делает его непригодным для левшей.

Нам кажется естественным, что основные столовые приборы – это нож, ложка и вилка. Однако менее половины населения земли пользуются ими. Оставшаяся часть предпочитает есть палочками, ножом и руками или просто руками. Из этого следует, что палочки – самый распространённый на земле столовый прибор.

Неизвестно, когда появились первые палочки для еды, возможно, их прототипом были веточки, которыми клали горячие камни в завернутые в листья кусочки сырой пищи или переворачивали пищу на огне. Изначально палочки для еды делались из расщепленного бамбука и напоминали щипцы. Военачальники азиатских кочевых племён привязывали футляр с такими щипцами и ножом к поясу. Монгольские племена так и не перешли к использованию раздельных палочек. Самые древние раздельные палочки, найденные в Китае, сделаны из бронзы и датируются 12 веком до н.э. В древние времена палочки для еды использовались в религиозных церемониях и символизировали богатство и высокое происхождение. Только в 8-9 веках н.э. они стали повседневным столовым прибором. Китайское название палочек куайцзу (kuàizi) буквально означает «быстрый бамбук». Бамбук – самый подходящий материал для палочек, так как он не имеет собственного запаха и вкуса, не проводит тепло и относительно дешев. Палочки также делали из сандала, кедра, сосны, тика, нефрита, агата, коралла, слоновой кости и драгоценных металлов. Интересно, что древнее название палочек (zhù) звучало так же, как «стоп», поэтому на кораблях, а позже и повсеместно, его заменили на слово с противоположным значением «быстро».

Неудивительно, что в Юго-Восточной Азии стали популярны именно палочки, а не другие приборы. Ведь в восточных кухнях преобладает приём кратковременной обжарки продуктов в закруглённой сковороде вок, что объясняется нехваткой топлива для долгой обработки. Чтобы прожарить мясо и овощи за несколько минут, их следует мелко порезать. К тому же, рис сорта японика, распространённый в этом регионе, очень клейкий, его удобно есть именно палочками.

За много веков существования палочек появилось несколько их разновидностей. Длинные металлические или бамбуковые палочки (до 40 см) используются при приготовлении пищи, короткие (20-25 см) используются для еды. Палочки, заканчивающиеся тупым концом, предназначены для риса и овощей, так как имеют дополнительную поверхность; заострёнными палочками удобно есть мясо и вынимать кости из рыбы. Палочки из необработанного дерева или бамбука имеют антибактериальные свойства и лучше держат кусочки пищи, так как имеют шершавую структуру; металлическими, фарфоровыми и лакированными палочками из ценных пород дерева или слоновой кости есть сложнее. Такие палочки – настоящие произведения искусства, требующие опыта в обращении. В Китае распространены палочки из необработанного дерева или бамбука с тупыми концами; в Японии принято есть лакированными заостренными палочками хаси, удобными для рыбы, причем палочки для мужчин, женщин и детей различаются по размеру, а детские палочки к тому же ярко раскрашены. В Японии палочки кладутся на подставки острыми концами вверх. Тибетские и тайваньские палочки имеют форму незаточенных карандашей. В Корее делают плоские палочки из нержавеющей стали и дополнительно пользуются глубокой ложкой для лапши. Традиционно корейские палочки делались из серебра и использовались только аристократией. В азиатских ресторанах обычно подают одноразовые палочки, скрепленные перемычкой, которые следует разделить перед использованием.

Согласно этикету, палочками нельзя издавать звуков для привлечения внимания. Ими нельзя протыкать продукты, исключение составляют целые овощи, которые сложно захватить. Нельзя оставлять палочки вертикально вставленными в миску с рисом, так как это напоминает благовония, возжигаемые на похоронах. По той же причине нельзя класть палочки слева от тарелки, ведь так сервируется блюдо для поминания. Даже левшам полагается держать палочки в правой руке. Во время обеда невежливо класть палочки так, чтобы они показывали на соседа. В Китае и Вьетнаме допускается держать миску возле рта и использовать палочки не для захвата риса, а просто для продвижения его в рот, но в Корее такое поведение считается некультурным. В Японии не допускается передавать что-либо с одних палочек на другие. Чтобы перекладывать еду из общей тарелки, используется специальная пара палочек. В крайнем случае можно использовать обратную сторону индивидуальных палочек. После того, как еда закончена, следует положить палочки перед тарелкой концами влево. Китайские и японские дети примерно с годовалого возраста начинают есть палочками. Считается, что это развивает мелкую моторику и влияет на способности ребенка.

Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. А раньше тарелок появились миски. Кроме горшка и миски, в доме крестьянина почти не было посуды. Делали миски из дерева и глины, а позднее и из металла. Размеры некоторых из них были довольно большие, из одной миски ела порой вся семья. Такие огромные «мисы», которыми пользовались в 12 веке, летописец Даниил Заточник называет солилами. Интересно, что в старинных руководствах по этикету давались специальные советы, как культурно есть из общей миски. Например, рекомендовалось хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп, «ведь деликатные люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку, вынув ее изо рта». И все же, согласитесь, миска - это не тарелка. Последняя предназначена для индивидуального пользования, имеет гораздо меньшие размеры и более плоская по форме. Сначала (и довольно длительное время) заменой тарелки служили большие ломти хлеба - обедающий клал на них густую пищу, куски мяса, рыбы и т. д. Затем эти «хлебные тарелки» обычно съедались, а в богатых домах раздавались нищим или выбрасывались собакам. Настоящие, в современном понимании, тарелки, или, как их когда-то называли, тарелы, появились на Руси не раньше XVI века. Во всяком случае, Лжедмитрий I, ублажая в Москве Мнишека с сыном, в знак особого к ним уважения распорядился подать именитым гостям тарелки. Этот факт свидетельствует о том, что еще в начале XVII века тарелки не имели широкого распространения и только-только входили в быт наиболее состоятельной части населения. Главным кухонным и сервировочным сосудом длительное время был керамический горшок - прямой предшественник современной кастрюли, супницы, баночки для специй, контейнера для хранения сыпучих и жидких продуктов и т. д. В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разнообразные продукты, хранили крупы, муку, масло. В силу такой универсальности размеры и вместительность горшков были самые разные - от огромной многоведерной корчаги, до маленького горшочка на 200- 300 граммов. Различались горшки и внешней отделкой. Более нарядными были те, в которых пища подавалась на стол. Печные же чаще всего никакого орнамента не имели. Интересно, что, чем выше становился в городах и деревнях уровень гончарного мастерства, тем меньше внимания уде¬лялось внешней отделке горшков. Так, горшки, созданные мастерами на ранних этапах развития русских городов, имели более богатый орнамент, чем их поздние собратья. Главным достоинством керамического горшка всегда считалась его прочность. И надо сказать, что тут русские мастера всегда были на высоте, качество их продукции, как правило, не вызывало нареканий. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Ну а уж если случалось, что горшок треснул, то его не выбрасывали, а тщательно оплетали берестяными лентами и использовали для хранения продуктов. О таком горшке народ даже сложил загадку: «Был ребенок, не знал пе ленок, стар стал - пеленаться стал». Однако, несмотря на свою универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни, сковороды. Вначале сковороды, как и горшки, изготовляли из огнеупорной глины, да и для печи такой материал был наиболее пригоден. По форме первые сковороды напоминали кастрюлю, края которой расширялись кверху. Называли их латками. Сбоку латки имелась полая ручка, в отверстие которой вставляли деревянную рукоять. Со временем и сковороды стали делать из чугуна. Для выпечки блинов существовали специальные блинные сковороды.

Один из самых приятных способов общения с близкими и симпатичными нам людьми - общение за столом. И чтобы оно было более радостным, веселым, приносило положительные эмоции, часто нужна … салфетка. Та салфетка, производное от фигового листа, которым раб или слуга в Древней Греции около 3500 лет тому назад вытирал губы своему господину. У столовых салфеток весьма почтенный возраст. Их знали еще древние римляне. Правда, выглядели они необычно. Их изготавливали из … асбеста. После обеда использованные «салфетки» для очистки кидали в огонь. Полотняная салфетка, украшенная вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина появилась в Древнем Риме 2000 лет назад. В средние века салфетка получила более широкое распространение.

В России салфетки прижились с подачи Петра Первого, который привез обычай утираться после еды салфеткой из Германии.

Владимир Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка дает толкование салфетки: …платъ камчатной или браной ткани для утирки за столом, или малая скатерть, нередко цветная…
И хотя салфетки из полотна традиционно считаются непременным атрибутом сервировки стола, с появлением бумажных салфеток, произошла революция не только в сервировке стола, но, что важнее, в сознании людей. Бумажная салфетка широко шагнула в повседневный быт, стала залогом чистоты и аккуратности человека.

Руси его место на столе занимала ендова. Сегодняшний «хранитель напитков» ничуть не похож на свою приземистую прародительницу. По форме ендова скорее» напоминала широкую миску с открытым узким и длинным сливным носиком. Первые ендовы делали из дерева и керамики, а затем - из металла и стекла. Для подачи на стол напитков служили также керамические кувшины. Форма их дошла до наших дней практически без особых изменений. С развитием стекольного производства в России большое распространение получили Интересная родословная и у современного графина. В Древней различные бутылки и бутыли. Наиболее частыми гостями на столах были штофы из мутно-зеленого стекла, в них разливалась водка. Штоф, кроме того, использовался как мера емкости и равнялся примерно 1,23 л, что соответствовало 10 чаркам. Наряду с упомянутыми сосудами в ходу у наших предков были разные кубышки, фляги и кумганы - сосуды, похожие на кувшины, но с более высоким носиком, с ручкой и крышкой.

Самый известный и в прошлом, и в настоящем атрибут русского чайного стола, конечно же, самовар. Этот «водогрейный для чаю сосуд с медной трубой» свое победное шествие по России начал с Тулы. Именно здесь в 1778 году некий слесарь Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Правда, недавно появились сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо раньше - в 1740 году, и не в Туле, а на Урале. Так что звание «самоварной родины» Тула делит с Уралом. Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским. Их делали, например, похожими на античную урну, в стиле классицизма. Однако чем шире становилось производство самоваров, тем больше их форма утрачивала былой аристократизм, в ней постепенно стали преобладать чисто русские мотивы. Уже в 1850 году в стране выпускалось примерно 120 тысяч самоваров, а занимались этим ремеслом 28 мастерских. Самовары делали большие - на несколько ведер, а также маленькие - на 1-2 стакана. Медные самовары постепенно уступили место самоварам из сплавов меди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар. «Благодетельным снарядом» называл самовар писатель В. Г. Короленко. В разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар», по-курски - «самокипец», по-вятски - «самогрей». Блестящий, пышущий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной застольной беседе. Пузатые, крутобокие самовары господствовали в XIX веке на столах представителей всех сословий - от простолюдина до царедворца. Для чаевника они были вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей; хорошо распаривалась заварка в чайнике, установленном на самоваре. Наконец, чай, заваренный кипятком из самовара, всегда вкуснее. Обязательным дополнением самовара был также поднос. Непременно лакированные, с цветной росписью, российские подносы имели самые разные размеры и форм. Овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного стола, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища.




















Инна Павлова
Конспект образовательной деятельности по ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Посуда»

ПОСУДА . ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОСУДЫ .

Цели :

Расширять представления детей о посуде , ее назначении, истории происхождения, материалах из которых они сделаны. Активизация словаря по теме «Посуда » , развитие внимания, памяти, бережного отношения к посуде . Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы.

Предварительная работа : чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» .

Материалы : магнитофон с записью спокойной музыки, пластилин, крупы, презентация.

Ход занятия.

Дети встают в круг. Воспитатель пускает по кругу бубен :

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожеланье скажет нам.

У кого остановится бубен, тот произносит пожелание другим детям.

– Сейчас я вам прочту начало одной сказки, а вы, надеюсь, отгадаете, о какой сказке идет речь.

И помчалися по улице ножи :

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу :

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы - дзынь!- натыкаются,

И стаканы - дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода :

«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

Из какой сказки этот отрывок? (Федорино горе)

Да, правильно, ребята. Эта сказка называется «Федорино горе» .

Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)

Молодцы, ребята. Ее написал Корней Иванович Чуковский.

Сегодня мы поговорим об истории происхождения посуды . Как вы думаете, что такое посуда ? (Ответы детей .)

Да, посуда – это предметы для приготовления пищи, используемые для процесса еды, питья, для хранения припасов. (Слайд №3)

Ребята, какую посуду вы знаете ?

Кухонная, столовая, чайная. (Слайд №4)

В какой посуде готовят пищу ?

Кухонной.

Да, правильно, кухонная – посуда , в которой мы готовим пищу (сковорода, кастрюля, миски, противень и. т. д.) . (Слайд №5)

Столовая – посуда , из которой мы едим, которую мы видим на столе (тарелки, супницы, блюдца) . (слайд №6)

Ребята, вы любите пить чай? Какую посуду используют при этом , и как она называется одним словом? (слайд №7)

Правильно, чайная – посуда , которой мы пользуемся, когда пьем чай (блюдце, сахарница, чашка, заварочный чайник и т. д.)

Сейчас я хочу вам рассказать, как появилась посуда и чем пользовались раньше вместо посуды . (показ слайдов) .

Кастрюля. (слайд №8)

До 18 века русские повара при приготовлении пищи использовали горшки и котлы. Первые кастрюли появились в России в начале 18 века, при Петре 1. Делались они из чугуна. Потом использовали железные кастрюли. В начале 19 века появились первые эмалированные кастрюли.

В настоящее время существуют различные виды кастрюль : алюминиевые, медные, эмалированные, стеклянные и другие.

Родственницей кастрюли является сковорода. Невозможно обойтись без нее на кухне. С ручками или без, чугунные, алюминиевые …. – на любой вкус. Ну а первые сковороды тоже были глиняными.

Теперь я расскажу вам немного о том, откуда произошла тарелка.

Тарелка (слайд №9)

Тарелка на столах появилась не сразу, даже на королевских пиршествах еду выкладывали прямо на стол, в специальные углубления, а оттуда в рот. Только с 14 века появляются квадратные тарелки.

В Древней Руси, начиная с 12 века, существовали большие блюда, на которых подавали обед. Изготавливалась посуда из разных материалов, у богатых, например, из золота и серебра.

Изначально персональные тарелки использовались не только для еды, а, например, в качестве царского вознаграждения для своих подданных. Лишь с 18 века тарелки стали обязательным предметом обеда. В 1740 году в России научились изготавливать твердый фарфор, но до простых граждан тарелки дошли только в конце 19 века. Хорошо, что сейчас не приходиться есть суп из углублений на столе, потому что существует много видов тарелок.

Хотите еще узнать о происхождении чашки?

Чашка (слайд №10)

Самые первые емкости для питья изготавливали из подручных средств. Это были рога животных, ореховая скорлупа, дерево, глина, медь, серебро, золото. Чайную чашку с блюдцем – сначала керамическую, а чуть позже фарфоровую, придумали китайцы. Но это не была чашка в привычном виде, она была без ручки. Воду, молоко пили из глиняных кувшинов, либо из деревянных кружек, черпаков или металлических кубков.

Держать в руках фарфоровую пиалу с чаем было горячо, к ним приделали ручки. Это было в середине 18 века.

Ребята, подумайте, пожалуйста, и постарайтесь ответить на мои вопросы полными предложениями.

Как вы думаете, почему убежала посуда от Федоры ? (Ответы детей )

Что нужно делать, чтобы посуда никуда не убегала ? (Ответы детей )

Правильно, ребята, в каждый предмет вложен труд человека. Люди долго трудятся над каждой вещью, поэтому их надо беречь. Посуду моют , чистят, вытирают, чтобы из нее приятно было есть.

Пальчиковая гимнастика стоя.

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли :

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли ,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Игра «Из чего сделана посуда

Обучать ребенка образовывать прилагательные от существительных

Из фарфора – фарфоровая

металла – металлическая

серебра – серебряная

золота – золотая

глины – глиняная

дерева – деревянная

хрусталя – хрустальная

стекла – стеклянная

Сейчас я вам предлагаю изготовить посуду из пластилина для Федоры. Закройте глаза и подумайте, кто какую посуду хочет вылепить . Чтобы вам было легче работать, я предлагаю вам посмотреть слайд последовательного выполнения той или иной посуды . (слайд №11)

(Во время работы детей звучит спокойная музыка) .

Посмотрите, ребята, у вас на столах разного вида крупы. Желающие могут украсить свою посуду узорами из крупяных зернышек, чтобы Федоре было приятно есть или пить из нее.

Итог проведенной деятельности . Рассматривание работ и их оценка детьми.

Молодцы, ребята! Вы славно потрудились! Спасибо!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!