Фарфор, история, разновидности, технология, маркировка. Мягкий, твердый, костяной фарфор

Фарфор является благороднейшим и наиболее совершенным видом керамики. Как правило, в фарфоре выделяют несколько основных типов: твердый и бисквитный, мягкий, костяной.

ТВЁРДЫЙ и БИСКВИТНЫЙ

Немецкая мануфактура Meissen в Саксонии стала открывателем нового на то время «твёрдого» фарфора. Твёрдый фарфор иногда называют «настоящим» фарфором. Он содержит в своём составе намного больше каолина и кварца. Твёрдый фарфор обладает большей механической прочностью, плотностью, сопротивляемостью к жару, непроницаемостью и химической стойкостью. В связи с большим наличием в составе фарфоровой массы каолиновых глин, их плавление требует более высокой температуры обжига. Она составляет 1350-1500°C. Соответственно изделие получается твёрже. Глазурь у такого фарфора получается тонкой и блестящей. Она состоит из тех же субстанций, что и фарфоровая масса, только в других пропорциях, благодаря чему может плотно и однородно соединяться с черепком. Её невозможно ни отбить ни отслоить.

Твёрдый фарфор, который обжигают без покрытия глазурью, называют «бисквитным». Примечательно, что в эпоху европейского Классицизма «бисквит» употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.
У твёрдого фарфора осколок белоснежный, гладкий, ровный, блестящий и с острым краем. На ощупь такой фарфор холоднее, чем мягкий. Фарфор Meissen — это классический твёрдый фарфор.

МЯГКИЙ

Мягкий фарфор иногда называют «искусственным», а также художественным или фриттовым. Зачатки такого фарфора прослеживаются в в 16-ом веке в Италии, так называемый фарфор Медичи. Окончательная его формула была изобретёна во Франции в 1673 году в попытках найти формулу китайского фарфора. В его состав входит меньше каолина, но больше кварца, полевого шпата и смесей толчёных стекловидных веществ, так называемых фритт. Наличие таких минералов, как кремень, селитра, морская соль, алебастр, в составе мягкого фарфора способствует увеличению просвечиваемости изделий и приданию им нежного бело-сливочного цвета. Температура обжига изделий из такого фарфора ниже 1300°C, поэтому его прочность, и термостойкость намного ниже. Мягкий фарфор долго сохраняет тепло. Структура такого фарфора пористая, поэтому изделие из него более хрупкое. Глазурь на мягком фарфоре намного толще, чем на твёрдом. Состав глазури преимущественно состоит из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего дополнительно песок, соду и известь. Н еглазурованная часть на изломе такого вида фарфора зернистая. К мягкому фарфору можно отнести большую часть известного в своё время по всему миру китайского фарфора. Севрская мануфактура также в основном изготавливала свои изделия из мягкого фарфора.

КОСТЯНОЙ

Родиной костяного фарфора является Англия. Формула костяного фарфора как разновидности мягкого была открыта керамиком-англичанином Джози Споудом в середине 18 века. В основном он используется для создания чайных сервизов и посуды. Состав фарфоровой массы костяного фарфора на 60% состоит из фосфата извести — золы пережжённых костей крупного скота, что позволяет сделать возможной более лёгкую плавку фарфорового материала. Кости лошадей в данном случае исключаются, поскольку они придают посуде желтоватый оттенок. Самыми подходящими оказались тазобедренные кости коровы. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°C. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит помимо окиси свинца ещё и некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. Глазурь на костяном и мягком фарфоре мягкая и ломкая. Преимуществом костяного фарфора является его необыкновенная тонкостенность и прозрачность. Костяной фарфор выносливее и твёрже мягкого фарфора, однако сильно уступает в своих характеристиках твёрдому саксонскому фарфору.

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800єС, потом с глазурью - при 1500єС. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.

«Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор, твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются, и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя».

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером (рис. 1).

Рис. 1

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи) (рис. 2).

Рис. 2

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем перемешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем (рис. 3).

Рис. 3

Из выше изложенного можно сделать вывод; что основных, для изготовления фарфора, существует три вида, которые отличаются по составу, температуре обжига и используются для разных видов изделия. Так же для каждого вида изготовляется своя глазурь.

Хороший фарфор - это отменное качество материалов, которые составляют основу фарфорового теста, а также трудоемкость процесса изготовления и качество дизайна, который должен выглядет современно и сегодня, и через несколько десятков лет. Фарфоровая посуда сейчас - это не только часть сервировки стола, но и декоративный элемент интерьера.

Секрет хорошего фарфора

родина фарфора - Китай. Целых два столетия китайские императоры были "эксклюзивными дистрибьюторами" фарфоровой посуды в средневековом мире. Сколько шпионских страстей бушевало вокруг секрета этого хрупкого материала! Но китайцы умели хранить тайны, и европейцам ничего не оставалось, как открыть собственную рецептуру изготовления фарфора. Это произошло при дворе саксонского императора Августа в 1708 году. И вскоре по всей территории Германии, а затем и остальной Европы начали открываться многочисленные фарфоровые мануфактуры. Некоторые из ныне существующих европейских марок возникли еще тогда. А вот слава китайского фарфора осталась в прошлом - в наше время лучший фарфор производится именно в Европе. Лидируют здесь Германия и Великобритания, причем абсолютное первенство остается за немцами.

"Три кита" хорошего фарфора - это качество материалов, составляющих фарфоровое тесто, трудоемкость сложного процесса изготовления и качество дизайна, который должен выглядеть современно и сегодня, и через 20 лет. Столь высокий уровень смогут обеспечить только фирмы со сложившейся традицией производства и, как правило, более чем вековой историей. Правильно подобранный сервиз должен вписываться в интерьер и соответствовать настроению трапезы.

Несколько видов фарфора


Твердый
фарфор. Онотличается крепостью, великолепной сопротивляемостью жару и кислотам. Знаменитая прозрачность в сочетании с чистым колокольным звуком являются свойствами именно твердого фарфора. Этот вид фарфора называют мейсенским, по названию местности, в которой химик Иоганн Бетгер почти триста лет назад "переизобрел" фарфор, разгадывая рецепт китайского фарфора. Англичане называют его "bone china". Поэтому, увидев такую маркировку на донышке, не думайте, что вам подсунули китайскую подделку.

Мягкий фарфор. Его называют также художественным или по способу его изготовления - фриттовым. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость мягкого фарфора ниже. Мягкий фарфор в Европе был изобретен почти на 200 лет раньше твердого. Изобретенный во Флоренции, этот фарфор часто называют фарфором Медичи. Фарфоровая посуда отличается особым изяществом, легкостью и прочностью. Фарфор может длительное время сохранять тепло. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук.


Костяной фарфор.
Это так называемый промежуточный вид фарфора. Это матово-прозрачный, тонкий и прочный материал, представляющий собой своего рода компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав был открыт в Англии, и там же почти 250 лет назад началось его производство. Костяной фарфор выносливее и тверже мягкого, менее проницаем, но с довольно мягкой глазурью. Цвет костяного фарфора не такой белый, как у твердого, но белее, чем у мягкого.

Качество фарфоровой массы зависит от содержания каолина (белой глины, влияющей на цвет изделия), от тонкости помола пудры, из которой глина была замешена, и еще целого ряда технологических особенностей. Цвет фарфоровой посуды должен быть нежным и теплым (цвет сливок). Если же в нем преобладают серо-голубые оттенки, это говорит о более низком качестве материала. Тонкость помола и чистоту фарфоровой массы легко проверить, вглядевшись в блик на поверхности посуды, - в нем "читаются" любые примеси, если они есть. Именно поэтому хороший фарфор никогда не покрывают росписью целиком. "Белое тело фарфора", как его называют специалисты, должно быть подчеркнуто, а не замаскировано. Что касается формы изделия, то здесь имеется в виду в первую очередь обычная геометрическая выверенность. Перевернутая вверх донышком тарелка или чашка должна прилегать к поверхности стола по всей длине ободка и не качаться. По способу нанесения рисунка фарфор делится на расписанный вручную (или, как его еще называют, мануфактурный, декольный и рельефный. Мануфактурный фарфор всегда расписывается вручную. Он существует с XIV века, а в наше время изготавливается исключительно на заказ. Это посуда отнюдь не для ежедневного употребления, и в нашей стране она только-только начала заново появляться. Цена подобного сервиза сравнима с ценой "роллс-ройса". Деколь - это нечто вроде переводных картинок. Технология производства рельефного декора значительно отличается от привычного гладкого. Рельеф углублен непосредственно в материал самого предмета каким-либо способом - граверным путем, перфорацией, рельефообразными завышениями. Чашка, блюдце, чайник либо отливаются в формах вместе с рельефом, либо рельеф или, говоря другими словами, пластические части декора, то есть цветочки, листья, фигурки формируются отдельно и потом наклеиваются.

Интересно

В заключение нельзя не сказать о российском фарфоре . Первый и самый известный фарфоровый завод в России был построен под Петербургом при императрице Елизавете в 1744 году и назван Императорским, ныне Ломоносовский. Российские мастера, как незадолго до того западноевропейские, секрет фарфоровой массы разгадали самостоятельно. Первооткрывателем отечественного фарфора был Дмитрий Иванович Виноградов. С использованием вновь открытой технологии в 1750 году специально для императрицы на заводе изготовили сервиз "Собственный" с невероятным количеством предметов. Все они были расписаны пурпурной сеткой с мелкими цветами. Но все-таки самым популярным изделием Ломоносовского завода стал выпущенный после войны чайный сервиз "Кобальтовая сетка". Он является самым широко растиражированным аналогам императорского сервиза, хорошо знакомого многим россиянам.

Специалисты считают, что несмотря на активное предложение на рынке посуды из других материалов - металла, пластмассы, стекла, - фаворитом продаж была и остается фарфоровая посуда.

Представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия - это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело - это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.

Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.

От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов - каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин - чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.

Виды фарфора

Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.

Основными видами являются:
. мягкий фарфор;
. твердый (высокотемпературный) фарфор;
. костяной фарфор .

Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)

Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.

Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.

Костяной фарфор

Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.

Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.

Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы - достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.

Мягкий фарфор

Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.

Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.

Покупка новой посуды обычно происходит при переезде в новую квартиру, покупке новой мебели, для большого мероприятия - Рождества, Крещения или юбилея. Фарфор мы также покупаем на подарки. Посуда это то что остается с нами надолго, иногда на много лет. Покупка посуды - немалые расходы, часто мини-инвестиция, поэтому стоит потратить время на выбор действительно хорошей и качественной посуды.

Как правильно выбрать фарфор

На что обратить внимание, чтобы быть довольным своим выбором и использовать ее с удовольствием. Первый вопрос, который обычно приходит в голову при покупке фарфора это вопрос о форме посуды. Что выбрать, классику или соблазниться на современную, на ту что сейчас в моде?

Отвечая себе на этот вопрос прежде всего подумайте о том, что фарфор может служить в течение многих лет, поэтому посуда должна иметь вид, который не надоест и через 5 лет.

Чайный сервиз из костяного фарфора

При выборе фарфора примите во внимание стиль кухни и столовой, чтобы посуда не бросалась в глаза, а гармонировала с остальной частью сервировки и дополняла ее.

При выборе фарфора не забывайте о том, что это только посуда и она не должна доминировать своей формой над блюдами, которые вы будете в ней подавать (некоторые блюда выглядит не очень, но хороши на вкус. К примеру суп, рагу - их можно подавать в посуде более сложных форм.)

Какого цвета должен быть фарфор

При выборе фарфора стоит определиться с его цветом. Какой лучше белый или цветной? Безусловно, белый цвет практичнее, на белой посуде все выглядит хорошо, чисто и элегантно. В поддержку этого утверждения можно отметить что в ресторанах используют белую посуду, ведь клиент должен видеть еду, а не тарелку.

Белый фарфор

Белый цвет более универсален. Имея белую посуду, можно изменить сервировку стола лишь при помощи аксессуаров, например колец для салфеток или свечей. Кроме того, для разнообразия можно использовать отдельные цветные элементы, например кувшин для воды или вазу. Они оживят сервировку стола.

При выборе цвета посуды можно обратить внимание на принты. Ведь фарфор с легким рисунком очень красив. Здесь нужно учитывать что большая часть нанесенных рисунков продиктована модой и задуматься, не надоест ли этот за несколько лет принт. Но если вы решили приобрести фарфор с печатью, лучше выбирать мелкий принт в спокойных тонах, а не занимающий все блюдо агрессивный рисунок в ярких, интенсивных цветах.

Фарфоровый сервиз или предметы по отдельности

Выбрали форму и цвет, теперь время подумать над количеством. Как покупать фарфор – поштучно или сразу приобрести комплект на 6 или 12 персон? Нужно задать себе вопрос - соответствует ли такой набор индивидуальным потребностям, не содержит ли предметов, которые не будут использоваться. Все ли предметы имеют подходящие размеры и т.д. Например ваза - идеальная емкость для семьи или настолько большая, что будет использоваться раз в год?

Красивый фарфор с позолотой

Лучше всего обратиться к продавцу, который предложит собрать комплект по вашим индивидуальным потребностям. Тогда вы сможете принять правильное решение о размере и количестве тарелок и салатниц.

Фарфор стоит довольно дорого, поэтому обращайте внимание на его внешний вид, эксклюзивность отделки и долговечность. Чтобы уменьшить разовые расходы, можно распределить покупку во времени и разделить ее на несколько частей. Это имеет смысл если вы уверены, что выбранная коллекция всегда есть в предложении производителя и не будет снята с производства в ближайшее время. Выясните у продавца и некоторые элементы купите через полгода, год или даже несколько лет.

Качество фарфора

При выборе фарфора, обратите внимание на его толщину. Если посуда легкая, но у нее достаточно толстые стенки, значит она изготовлена из пористого материала. Чем материал менее пористый, тем более прочная посуда.

Антикварный костяной фарфор

При выборе фарфора выясните, можно ли использовать его в СВЧ и посудомоечных машинах. Это важно даже если у вас нет микроволновой печи и посудомоечной машины, потому что посуда будет с вами в течение многих лет. На всех предметах должна быть информация «dishwasher safe» (можно мыть в посудомоечных машинах) и «microwafe safe» (можно использовать в СВЧ-печи). Обычно фарфор, украшенный драгоценными металлами не пригоден ни для мытья в посудомоечной машине, ни для использования в микроволновке. Но современные технологии шагнули далеко вперед, поэтому в продаже появилась посуда с имитацией драгоценных металлов.

Фарфоровый сервиз с синими узорами

Обратите внимание на безопасность посуды при контакте с пищевыми продуктами. Законодательство в этой области достаточно строгое. За продовольственную безопасность отвечает субъект, представляющий продукцию на рынок. Импортер или производитель должен получить санитарные свидетельства, подтверждающие, что содержание опасных для здоровья веществ не превышает установленных стандартов. Доказательством этой безопасности считается символ, расположенный на изделии и рисунок, изображающий бокал и вилку.

Какой фарфор считается более ценным

Наиболее ценным считается костяной фарфор. Этот фарфор производят с использованием костяной золы. В наиболее ценном фарфоре ее содержание может быть до 65%. Такая посуда почти невесома, легка и прозрачна, при этом очень прочная. Костяной фарфор могут себе позволить достаточно обеспеченные люди. Если у вас есть возможность выбора, обратите внимание именно на эту разновидность фарфора.

Чайный сервиз, костяной фарфор

  1. Разновидности фарфора
  2. Особенности холодного фарфора
  3. Виды холодного фарфора

Большое распространение фарфор получил как вещество для изготовления посуды высокого качества. Особо ценятся антикварные изделия, стоимость которых может превышать несколько тысяч долларов.

Разновидности фарфора

Фарфор представляет собой разновидность глиняной керамики, отличающуюся высокой прочностью. Для его получения, смесь каолина, полевого шпата, глины и кварца обжигают при t до 1500°С. Основное его достоинство – термическая и химическая прочность.

Существует несколько видов посудного фарфора: твердый, мягкий и костяной. С первого взгляда понятно, какой фарфор лучше – конечно, твердый. Предметы из него отличаются высокой прочностью и благородным белым цветом.

Среди мастеров рукоделия большой популярностью пользуется холодный фарфор. Со своим тезкой он не имеет ничего общего, являясь пластичной массой для поделок. Сравнивая обычный и холодный фарфор, какой лучше ответить сложно – они используются для разных целей: один – для создания посуды, другой – для моделирования.

Особенности холодного фарфора

Если высокотемпературный фарфор воспроизвести в домашних условиях нереально, то холодный может сделать даже ребенок.

Основными составляющими этого пластичного вещества являются крахмал и клей ПВА. Свое название получил из-за внешнего сходства готовых работ с высокотемпературным аналогом. Так как высыхает смесь самостоятельно и не нуждается в обжиге, ее и назвали «холодным фарфором».

На прилавках магазинов для рукоделия можно найти множество сортов полимерных глин, превосходящих по качеству фарфор. Но меньше поклонников у него от этого не становится из-за его низкой себестоимости. Так, самостоятельно сделанная масса для лепки в 10 раз дешевле магазинного аналога.

Виды холодного фарфора

Широкий перечень изделий – от бижутерии до предметов быта – можно создать из этого универсального материала. Особой популярностью пользуются флористические композиции, полностью воссоздающие натуральные растения.

Своими руками можно сделать еще и такое украшение, как браслет.

Прежде чем выбрать объект для творчества, необходимо ознакомиться с тем, какой бывает фарфор и для каких целей подходит конкретный вид. Его разновидности:

  • целлюлозный;
  • EFAPLASTlight;
  • ClayCraft by DECO;
  • Super Elasticlay MOLDMAKER;
  • CRAFTPORCELAIN.

Начинать знакомство с полимерной глиной лучше с целлюлозного пластилина. Это легкая в работе пластичная масса, которая после высыхания легко поддается обработке. Так, неудавшийся застывший элемент можно смочить водой и придать ему новую форму. Единственное ограничение – консистенция вещества не позволяет работать с мелкими деталями.

Для создания крупных объектов лучше всего подходит EFAPLAST light и ClayCraft by DECO. Из них можно создавать крупные листья, корзинки, стебли и т. д.

Универсальным является Super Elasticlay MOLDMAKER – он позволяет с одинаковым успехом делать как крупные, так и миниатюрные детали. Если нужна основа для создания исключительно мелких деталей, можно воспользоваться CRAFTPORCELAIN. Он быстро сохнет и хорошо взаимодействует с красками.

Стоит учитывать, что перечисленные материалы стоят недешево, гораздо проще сделать фарфор своими руками. Для его приготовления необходимо использовать по 250 г крахмала и клея ПВА, пару столовых ложек глицерина, 1 ложку питательного крема для рук, 0,5 ч. л. лимонной кислоты. В жаропрочной посуде перемешиваются клей, глицерин, лимонная кислота и крем до однородной консистенции и порционно добавляется крахмал. Емкость со смесью следует нагреть на водяной бане или маленьком огне, постоянно помешивая. Когда вещество перестанет быть жидким и превратится в однородный ком – холодный фарфор готов.


Столовая посуда из фарфора – принадлежность жилья, о котором говорят «дом – полная чаша». Фарфоровый чайный сервиз превращает обычный завтрак в церемониал. В хрупких чашечках и тарелочках вкус еды и питья меняется, а чайная посуда на столе в полном ассортименте: чашки, блюдца, чайник, сахарница, молочник – доставляет эстетическое наслаждение владельцу и поднимает его самооценку.


Что такое фарфор и какой бывает?

Фарфоровую посуду отличают белизна, прочность, в то же время легкость и прозрачность. Фарфор делается из обожженных глины, каолина и шпата. В зависимости от состава и способа обработки глины различают следующие виды фарфора:

  • мягкий;
  • костяной;
  • твёрдый (шпатевый).

Классификация осуществляется в зависимости от количества каолина: чем выше концентрация, тем качественнее фарфор.


Последнюю разновидность считают лучшей, настоящим фарфором, из которого делается элитная посуда. Он удивительно прочен, жароустойчив, с практически нулевым воздействием кислот. Внешне посуда из твердого фарфора утонченно прозрачна, белоснежна, с легчайшим намеком на синеву.

Мягкий фарфор содержит в большой концентрации стеклоподобные компоненты и незначительный процент глины. Такая посуда более прозрачна, но менее белая, не так прочна и термоустойчива.

Костяной фарфор назван так из-за добавления в состав извести из пережжённой кости. По цвету, прочности, твердости, прозрачности находится между твердой и мягкой разновидностями.

В зависимости от вида материала определяется назначение фарфоровой посуды. Ежедневная трапеза предполагает на столе твердый или костяной фарфор; как декоративное украшение чаще всего используется прозрачная и хрупкая посуда из мягкого материала.


Мировые бренды

В мире фарфора репутация и торговая марка решают практически все. Ведь именно они гарантируют соответствие нормам экологической и гигиенической безопасности. Купив брендовую продукцию, человек уверен, что не отравится, потребляя пищу с ярко расписанной тарелки. Как и века назад, сегодня это немецкий (особенно мейсенские статуэтки), российский, китайский, французский и английский фарфор.

Такая столовая и чайная посуда предлагается известными торговыми марками в области производства фарфоровых изделий:

  • Augarten – венская мануфактура, три века изготовляющая товар премиум-класса строго лимитированными тиражами. Стопроцентный хэнд-мэйд, выпускаемый по конкретному поводу. Это фамильные сервизы по спецзаказу с монограммами или гербами, коллекционные кофейные чашки или набор «тарелки года» из 365 штук.
  • «Императорский фарфор» – первый российский фарфоровый завод; сохранил производство в полном объеме. Предприятие-легенда, поставщик царского двора, выпускавший сервизы, включающие до тысячи предметов.
  • Meissen – старейший европейский бренд. За почти трехсотлетнюю историю не выпущено двух одинаковых изделий. Вся посуда и уникальные статуэтки расписываются вручную, без них не обходится ни один солидный аукцион.
  • Noritake – японская роскошь классических очертаний. Полупрозрачна на свету, декорирована золотом и платиной. Особо ценится экологически чистый костяной фарфор с оливковым отливом, рецепт которого – коммерческая тайна фирмы. Сервизы изготавливаются лимитированными сериями, после чего заготовки разбивают, сразу же превращая посуду в эксклюзив. Восточная утонченность дополняется практичностью: фарфор можно мыть в посудомоечной машине.
  • Royal Albert – производит костяной белоснежный английский фарфор более ста лет. Он не только красив, но и прочен. Поставщик королевского двора Великобритании.
  • Villeroy&Boch – выпускает костяную посуду с декором классических форм в бело-голубой гамме. Приверженцев асимметрии восхитят этнические коллекции. Вся посуда жароустойчива, не реагирует на микроволновку или посудомоечную машину.

Маркировка в виде товарного знака располагается на дне изделия с внешней стороны.


Если вопросы престижа не волнуют, а заботит лишь качество, стоит знать, что продукция разных сортов снабжается клеймом соответствующего цвета: первый сорт – красным, второй – синим, третий – зеленым.


Где используется фарфор?

Фарфор традиционно и широко применяют как материал для изготовления сервизов и отдельных предметов для принятия пищи.

Посуда для кухни из фарфора считается самой элитной в этом сегменте. Она гораздо престижнее стеклянной, фаянсовой или какой-либо другой. Это символ богатства, неподвластный времени или модным веяниям, обязательный элемент сервировки праздничного стола.

Существуют разные виды фарфоровой посуды: столового, кофейного и чайного назначения; эксклюзив для торжественных поводов или повседневного использования.


Дорогие чайные или столовые сервизы из твердого фарфора, ценимые за совершенную белизну, прочность и жароустойчивость – атрибут ресторанов класса люкс, частных трапез статусных лиц или богатых людей. В обычных домах если и есть, например, настоящий английский фарфор, то достают его из серванта по праздникам. На каждый день востребована посуда попроще: чашки, тарелки, блюдца в бюджетном исполнении. Но они все же престижнее, чем более тяжелая и непрозрачная фаянсовая посуда.

Один из свежих модных трендов у богатых людей – фарфор в стиле интерьера.

Вторая сфера использования фарфора – фигурки, статуэтки и другая мелкая пластика, используемая для декорирования интерьера. Наряду с традиционными модным хобби стало делать фигурки или цветы из холодного фарфора.


Состав называется так потому, что готовится при комнатной температуре или на небольшом огне. Для работы нужны вода, пищевая сода, крахмал, растительное масло. Смесь подогревается. Без какой-либо термообработки используется состав из крахмала, вазелина, соды и клея ПВА. Есть и похожие смеси с добавлением красителей. Но в любом случае собственноручно изготовленные поделки из холодного фарфора эксклюзивны и могут стать предметом гордости или началом бизнеса.


Декор

Посуда из фарфора может иметь рельефный или гладкий, монохромный или разноцветный декор.

Рельеф наносится на тарелки или стенки чашек гравированием либо перфорацией. Его отливают в специальной форме вместе с посудой, однако некоторые элементы изготавливают отдельно, после чего наклеивают.

Гладкий декор выполняется под глазурью либо над ней. Подглазурную обработку имеет, например, китайская посуда: синяя роспись на белом фоне. Рисунок наносится на заготовку, которая вместе с глазурью поступает после этого на обжиг. Надглазурный метод означает роспись фарфоровой посуды цветной эмалью. Ограничивает применение этой техники скудная палитра.


Всегда на пике популярности классика: белая фарфоровая посуда без каких-либо украшений. Высшим сортам фарфора они не нужны – «порода» и так хорошо видна. Разнообразие лишь в дизайне форм, но и он элегантно-сдержан.

Для поклонников всего яркого выпускаются сервизы с оригинальным красочным оформлением поверхности.

Специалисты не советуют покупать наборы или отдельные предметы малоизвестных производителей, ярко декорированные в сочетании с перламутром – там могут обнаружиться кадмий или свинец.


Уход за изделиями из фарфора

Основная характеристика фарфоровой посуды – прочность и долговечность при бережном уходе. Уязвимой стороной является потемнение и утрата первоначального безукоризненного вида в процессе использования, но это не критично, если знать, как почистить ее грамотно. Изначальный блеск и белизну можно вернуть несколькими способами:

  • протерев посуду мягкой губкой, смоченной в скипидаре;
  • следы от кофе, чая или других напитков протирают крепким раствором соды или соли;
  • другие пятна удаляют теплым слабым раствором нашатыря;
  • нельзя оставлять фарфоровую посуду в воде надолго;
  • посуду с рисунком моют не слишком горячей водой;
  • красивая посуда не любит бытовую химию, особенно порошки-абразивы, которые способны исцарапать поверхность;
  • мыть лучше созданными специально для фарфора средствами или неагрессивными малоактивными, например, мылом;
  • лучше, если фарфоровая посуда моется вручную, чистится отдельно от других приборов, мягкой губкой;
  • на время мытья нужно снимать кольца, перстни, чтобы не поцарапать ее;
  • посуду с металлическим декором ни под каким видом не ставят в микроволновку или посудомоечную машину;
  • вымытую посуду протирают мягкой тряпочкой и сразу ставят сушиться.

Редко используемые фарфоровые тарелки перекладывают белой бумагой или салфетками, а чашки не выставляют горкой, чтобы не отбились ручки.


Оценка качества

Внешний вид во многом определяет качество фарфоровой посуды. Критерии визуальной оценки:

  • Эстетическая привлекательность: на сервиз, сахарницу или тарелку приятно посмотреть.
  • Настоящий фарфор не украшают пышным декором, рисунок присутствует лишь частично.
  • На свету материал лучшего качества прозрачен, с оттенками молока, сливок или свежевыпавшего снега. Определить настоящий оттенок изделия можно, посмотрев на его донышко.
  • В обычном или перевернутом положении чашки или тарелки устойчивы, не шатаются, не наклоняются.
  • Глазурь должна быть без трещин, вкраплений, царапин.
  • На донышке всегда есть неокрашенный ободок, позволяющий оценить изначальный цвет фарфора.
  • Проверка на слух. Качественный фарфор, если по нему несильно постучать, издает легкий мелодичный звон.
  • Тактильный тест. Фарфор, даже внушительный по виду, на самом деле легок. Качественную посуду отличает приятная гладкость, округлые края или детали декора, отсутствие зазоров, сколов, пористых вкраплений, шероховатостей, пузырей.

По плавным очертаниям, тонкости, деликатной художественной работе, преобладанию цветочных мотивов опознают, например, подлинный английский фарфор.

Настоящий фарфор продается лишь в крупных специализированных магазинах или у авторизованных дилеров с необходимой документацией.


Объект капиталовложений

Очень выгодной инвестицией может стать старинная посуда из фарфора – ее цена никогда не падает, а только растет.

Фарфоровая антикварная чашка или тарелка требуют бережности, но украшают интерьер любого стиля. Любят коллекционеры и статуэтки, особенно из Мейсена. Цена хорошо сохранившихся экземпляров мировых брендов достигает на аукционах тысяч долларов. Вожделенный предмет охоты знатоков – раритеты Императорского фарфорового завода, выполненные некогда для царской семьи России.

Хороший подарок, полезное хобби

Если вы не знаете, что подарить человеку, смело покупайте чашку и блюдце для чая. Эта чайная пара из фарфора иногда дополняется ложечкой и стаканом для воды. Подарок уместен почти в любом случае – почаевничать любят все.

Посещение ресторана - это возможность не только вкусно поесть, но и приятно провести время. Красиво накрытый стол с эксклюзивной фарфоровой посудой придаст даже обычному ужину изысканность и неповторимость - нюансы, которые отличают рестораны и кафе высокого уровня от обычных заведений общепита.

Правильный выбор предметов сервировки для ресторана даст возможность заведению сформировать собственный уникальный стиль. В нынешней жесткой конкуренции это немаловажно. Главные требования, предъявляемые к профессиональной посуде в ресторанном бизнесе - надежность и долговечность, сочетающиеся с креативным дизайном и адекватной ценой.

Ресторатор, выбирая фарфоровую посуду, часто стоит перед дилеммой: фаянс или фарфор. И чтобы найти решение, необходимо прежде всего оценить преимущества качественной фарфоровой посуды по сравнению с другими видами керамики.

Преимущества и недостатки фарфоровой посуды

Итак, достоинства элитной фарфоровой посуды:

  • Изящество, утонченность, красота, классические формы.
  • Первоклассное качество.
  • Экологичность и безопасность для здоровья.
  • Идеальная глазурованная поверхность.
  • Влагопоглащаемость ниже 0,2%. Для сравнения: у фаянса - 9~12%.
  • Способность сохранять тепло.
  • Сопротивляемость к агрессивным моющим средствам.
  • Стойкость к механическим воздействиям при обработке в посудомоечной машине.
  • Удобство штабелирования и складирования;
  • Неподверженность старению.

Фарфоровая посуда - все же керамика, хотя и высококачественная, поэтому требует бережного отношения, не выносит сильных ударов и в этом ее основной недостаток.

Цены на качественный фарфор довольно высоки, что тоже является минусом для бюджетных заведений.

Виды фарфора

Фарфор - вид тонкой керамики, изготовленной спеканием при высокой температуре каолина - качественной белой глины в смеси с кварцевым песком, полевым шпатом и другими добавками.

Хороший фарфор выделяется полупрозрачностью, легкостью, и чистым мелодичным отзвуком при ударе.

Существует несколько видов фарфора, различающихся по технологии термообработки и составу:

  • Мягкий. Фарфоровая масса с нанесенной глазурью проходит одну процедуру спекания при 1300~1350°. Такой щадящий обжиг делает керамику пористой и впитывающей влагу. У мягкого фарфора есть вероятность появления внутренних трещин. Обычно он недорог и используется в бюджетных заведениях,
  • Твердый. Двойная термообработка при температуре 1400~1460°. Такой фарфор ценят в заведениях среднего класса. Стоимость ее уже достаточно высока, но полностью соответствует качеству.

На основе твердого фарфора существуют еще две разновидности:

  • Упрочненный. В его состав входят усиливающие крепость металлы. Посуда недёшева, ее предпочитают владельцы ресторанов и клубов высокого уровня.
  • Костный. В его структуру добавляется до 50% костной муки. Это делает фарфор особо прочным, и вместе с тем изысканным, тонкостенным, с красивым ослепительно белым или сливочным оттенком. Костный фарфор относится к категории VIP и ценится очень дорого. Посуду из него редко используют повседневно, чаще ее можно встретить на банкетах и приемах самого высокого уровня.

Фарфоровая посуда для ресторанов

Выбор фарфоровой посуды

Специфика ресторанного бизнеса предъявляет к посуде ряд требований, на которые следует опираться при выборе. Специалисты руководствуются тремя золотыми правилами:

  1. Практичность и прочность. Для заведений общественного питания лучше использовать посуду с утолщенными краями и из качественного стойкого материала. Следует обращать внимание на стойкость керамики к различным термическим режимам.
  2. Форма. Посуда с простыми формами более приспособлена для повседневной эксплуатации. Например, круглые и овальные тарелки лучше складируются и меньше подвержены сколам по углам, как это бывает с треугольными или квадратными.
  3. Цвет. Посуда светлых оттенков, свойственных фарфору, всегда красиво смотрится на столе. Кстати, иногда можно заменить случайно разбитый предмет из одного сервиза светлого оттенка на другой ему подобный из другого.

Основные фирмы-производители

Современный рынок предлагает фарфоровую посуду ведущих мировых производителей, способную удовлетворить самые взыскательные запросы.

Немецкие фирмы

Немецкий фарфор Seltmann Weiden - это элитная посуда для заведений высокого уровня:

  • Последние модные тенденции и необычные дизайнерские решения воплотились в ярких и креативных коллекциях фирмы:
  • SAVOY - контраст классики и модерна. Идеально продуманный цвет и стиль. Наряду с мягкими округлыми формами появились и необычно‑асимметричные очертания. Посуда этой серии всегда уникальна.
  • MERAN лишена какого-либо декора, но изящные формы и спокойные классические линии и цвета стали истинным ее украшением.
  • MOZART в стиле роскошного барокко. Рельефный декоративный орнамент подчеркивает тонкое изящество посуды. Весьма подходящий вариант для светских приемов и VIP банкетов.

Основанная в 1879 г. фирма SCHÖNWALD - одна из крупнейших в Германии.

Фирменный знак SCHÖNWALD - стилизованную елочку - можно встретить на посуде в ресторанах отелей Sheraton, Hilton, Marriott и других. Посуда из фарфора по легендарной формуле Хермана Греча, выпускающаяся с 1936 г., до сих пор имеет колоссальный успех.

Последний модный тренд SCHÖNWALD отражен в серии WellCome.

Дизайнер Карстен Гольник создал ее в характерном асимметричном стиле. Благодаря добавкам изоксида алюминия изделия стали надежными в эксплуатации и приобрели особый блеск и оттенок, меняющийся от голубого при дневном, до бежевого при вечернем освещении.

Цены высокие, но вполне соответствующие немецкому качеству. Например, столовый сервиз Seltmann Weiden из 24 предметов на 6 персон - от 22,5 тыс. р.

Людмила Дашковецкая, менеджер отдела посуды компании «Деловая Русь» делится впечатлениями:

  • Продукцию немецких производителей трудно переоценить: она всегда востребована. Покупатели выбирают ее за широкий ассортимент, отличное качество и прочность, за элегантный дизайн, который всегда подойдет заведениям самого разного формата.

Российские фирмы

Самые известные фирмы по производству фарфора России:

  • Дулёвский фарфоровый завод - один из старейших, основан в 1832 году. Отличительная черта продукции - самобытная роспись в народном стиле, так называемые агашки. Фарфор отличается особой прочностью и прозрачностью, устойчивостью глазури.
  • Кубаньфарфор - с 1960 г. один из крупнейших производителей фарфоро‑фаянсовой продукции. Товарный знак фирмы - парящая чайка. Фарфор производится из полуфабриката, поставляемого из Китая. Продукцию завода выбирают многие бюджетные заведения страны: обладая приличным качеством, посуда имеет очень демократичные цены.

Ольга Зуева, специалист отдела комплексного оснащения объектов торговли, рассказывает:

  • Фарфоровая продукция отечественных производителей представлена в широком ассортименте и по доступным ценам. Она всегда востребована предприятиями питания среднего уровня, предпочитающими ее за практичность и презентабельный внешний вид.

Чешские фирмы

Фарфор Чехии, производимый компанией Rudolf Kämpf известен под тремя брендами:

  • Собственно Rudolf Kämpf - Ручная работа премиум-класса для эксклюзивного потребителя.
  • Leander - посуда и изделия из фарфора для потребителя в сегменте mass‑market.
  • Leander HoReCa - профессиональная посуда из фарфора для отелей и ресторанов.

Продукция фирмы Rudolf Kämpf весьма разнообразна и вместе с тем самобытна. Мастерами фабрики создается и эксклюзивная посуда в различных стилях: романтическом, футуристическом, ар‑деко и др. Дизайнеры постоянно находят новые решения, воплощая их в фарфоре, например, изделия по мотивам шедевров Сальвадора Дали.

Цены на продукцию различны: от весьма доступных у фарфора Leander HoReCa до высоких у посуды для индивидуального использования.

Юлия Артюхова, бренд-менеджер компании RADIUS, делится впечатлениями о посуде:

  • Профессиональная посуда чешской фабрики Rudolf Kämpf создает новые возможности для сервировки. Прекрасные изделия часто необычных форм и авангардных дизайнерских решений. Качество просто потрясающее. Такой посудой очень приятно пользоваться. От нее исходит вложенное мастерами тепло.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!