Индексация трудовых и социальных пенсий. Способы доставки пенсии

Любому гражданину или гражданке Российской Федерации необходимо знать основы назначения пенсии при наступлении старости.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В этих основах, на законодательном уровне, заложено все – от определения возраста, когда уже можно прекращать трудовую деятельность заслуженно, до подсчета страхового стажа и следованию стандартному порядку оформления.

Дополнительно следует также знать, какие бывают виды пенсий, имеются ли льготы или надбавки, а также полагается ли такое обеспечение в старческом возрасте, если у человека не оказалось трудового стажа.

Что это такое

Пенсию по старости назначают тем гражданам, которые достигли конкретного возраста, который определен в законе от 28.12.13 г., отредактированном 29.12.15г., а также в законе от 17.12.01 г., измененном 19.11.15 года.

Кроме этого каждый такой гражданин, которому исполнилось соответственное количество лет, должен еще иметь также и страховой стаж, который обозначен своим порогом в календарных годах.

Под страховым стажем подразумевают не те годы, которые были потрачены по факту на трудовую деятельность, а тот период, в течение которого работодатель (работодатели) делал отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд за работника.

Такое денежное обеспечение выдается гражданам в качестве компенсации заработной платы, которую они не могут получать в виду своего возраста и права на отдых от трудовой деятельности.

Из чего состоит

Все взносы, которые делает работодатель в Пенсионный фонд по каждому работнику, так сказать, «ложатся» именно в страховую часть пенсионного «пирога».

Ведь работник является застрахованным лицом уже при подписании трудового договора при приеме на работу, а потому его законодательство воспринимает не иначе, как – страхователем. Поэтому обеспечение не может не состоять из страховой части.

В общей сложности, на сегодня пенсия по старости, которую условно стали называть страховой, хоть она, по сути, осталась трудовой (заработанной застрахованным лицом), делится на следующие составные части:

  1. Страховую:
    • взносы работодателя;
    • базовая фиксированная доля;
    • индивидуальная часть, куда входят всевозможные надбавки, компенсации и прочие привилегии.
  2. Накопительную. Формируется от страховой части, включая фиксированную долю.

В страховую долю входит базовая часть, которая является фиксированной и никогда не меняется, а также – индивидуальная часть, где формируются всевозможные надбавки, компенсации при условии, что у пенсионера за всю трудовую деятельность возникали случаи, претендующие на получение льгот.

Например, женщина могла работать на локомотиве, тогда для нее пенсия будет увеличена в виду труда в тяжелых условиях.

Или, допустим, работник был когда-то отозван на военную службу в Афганистан, на фронт, а затем, он вернулся и вновь устроился на работу (неважно на то же предприятие, или нет).

Тогда ему к пенсии при расчетах обязательно будут учитывать также и коэффициент, который относится к военным ветеранам.

С 01.01.16 года 6% накопительной части должны быть, либо оставлены в государственном виде пенсии, и тогда они переходят в ее страховую часть, либо же должны быть переведены в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Сделать этот выбор должны были еще в 2019 году сами страхователи. Все пенсии в начале 2019 года будут проиндексированы в совокупности с теми, баллами, которые могут присутствовать в страховой истории работника, будущего пенсионера.

Пенсионеры должны были выбрать из двух вариантов:

  • оставить свою страховую пенсию формироваться по новым законам в государственном Пенсионном учреждении – ПФРФ;
  • перевести накопленную часть в НПФ для формирования страховой пенсии отдельно, а капитала пенсионного – отдельно. Или же передать управление этой частью специальным учреждениям – управляющей компании (УК). Или дать право распоряжаться этой частью государственному банку – «Внешэкономбанку», в интересах страхователя.
  • жителей Крайнего Севера и приближенных к нему территорий;
  • социально слабо защищенных лиц, например, инвалидов, которые официально трудились;
  • а также тех, которые работали на опаснейших производствах или же выполняли служебные или должностные обязанности с большим риском для своего здоровья или жизни.

Помимо этого существует такое понятие как надбавка «за выслугу лет», которая зачастую причисляется педагогам, государственным служащим или инвалидам I-III.

Причем размер надбавки всецело будет зависеть от того, каким образом такая инвалидность работника была получена (приобретена). Кроме того, существуют такого рода индивидуальные надбавки, как «жителям блокадного Ленинграда» или ветеранам ВОВ.

В целом кроме профессиональных надбавок, можно свести в общую таблицу все специальные компенсации, какие предусматривает для пенсионеров законодательство России. Процент надбавки исчисляется от основной суммы пенсионного пособия.

Таблица: Размеры в процентном соотношении надбавок к пенсиям за выслугу лет разным пенсионерам:

Статус пенсионера Надбавка к пенсии по группам инвалидности, % Надбавка для не инвалидов, но гражданам с иными льготными условиями, %
I II III
Инвалиды из-за войны 300 250 175
Инвалиды труда, профзаболевания, а также из-за участия в ВОВ, соответственно п.1 ст.2 закона № 5-ФЗ от 12.01.95г., с вступившими в силу изменениями 01.01.16г. 250 200 150
Инвалиды из-за блокады Ленинграда 200 150 100
Опекунам инвалидов, достигшим 80-летнего возраста 100
Опекуны-пенсионеры, которые являются кормильцами в семье и нигде не работают:
  • на 1-го члена семьи – иждивенца;
  • на 2-х;
  • на 3-х.
3264
Пенсионеры – участники ВОВ, но не являющиеся инвалидами:
  • не достигшие 80-летнего возраста;
  • имеют возраст 80-летний и старше.
3264

Где оформить

Если пенсионер желает не увольняться и продолжать трудиться на производстве, а его работодатель не против этого, тогда он свою пенсию может оформить через бухгалтерию своего предприятия. Только в Пенсионный фонд все равно потребуется явиться для подачи заявлений.

Но если, же пенсионер не хочет работать, тогда он имеет право уволиться и при этом лично обращается к специалисту за первичной консультацией и надлежащим оформлением.

На сегодня на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации открыты такие бесплатные услуги, как подача заявлений соответствующего образца.

Так, если у вас есть СНИЛС, то вы по его номеру можете зарегистрироваться на данном ресурсе, получить доступ к личному кабинету и начать оформление через интернет.

Что нужно для этого

Для оформления пенсии по старости необходимо хорошо понимать, какие именно документы требуется подавать в территориальный отдел Пенсионного фонда.

Если у вас еще нет на руках СНИЛС – страхового свидетельства вашей регистрации в пенсионной базе данных, тогда тем документом, который бы подтвердил ваш стаж, будет, конечно же, трудовая книжка. Все записи в ней должны соответствовать законодательным нормам и .

Если будут найдены какие-либо неточности в трудовой книжке, сотрудники ПФР вас могут отправить к бывшему работодателю за дополнительными сведениями – справками, выписками из личного дела, личных счетов, копиями приказов, трудового договора и т.д.

На тот случай, когда вы подаете паспорт, и его данные будут расходиться с персональными сведениями в трудовой книжке, тогда подается дополнительный документ, который мог бы подтвердить те или иные изменения.

Такое зачастую происходит тогда, когда женщина выходит замуж и меняет свою фамилию на фамилию супруга. В этом случае к трудовой книжке просто прилагается копия свидетельства о браке.

Помимо , могут оказаться и иные справки или второстепенные документы, которые бы подтвердили факт отчислений в ПФР за тот или иной период, не обозначенный в бланке трудовой книжки (военный билет, справка из территориального отдела военкомата и другие документы).

Перечень для оформления пенсии по старости может быть классическим:

  • паспорт гражданский (или вид на жительство, если потенциальный пенсионер является иностранным гражданином, постоянно живущим в России);
  • трудовая книжка – ее копия и подлинник;
  • дополнительные справки и документы, могущие подтверждать трудовую деятельность и страховой стаж.

К нестандартному набору бумаг, которые могут потребовать сотрудники Пенсионного фонда, относятся следующие документы:

  1. Свидетельство о брачных отношениях, подтверждающее смену фамилии застрахованной гражданки.
  2. Военный билет.
  3. Справка о заработка среднемесячном (за 60 мес., например).
  4. Бумаги, могущие подтвердить, что на вашем иждивении имеются нетрудоспособные близкие родственники.
  5. Подтверждение фактического проживания в том или ином регионе РФ.
  6. Подтверждение факта проживания российского гражданина за пределами своей страны.
  7. Все необходимые документы по инвалидности.
  8. Документы о награждениях социального порядка, которые бы отмечали особый льготный статус пенсионера.

После поданного вами пакет документов и заявления, в котором вы должны указать просьбу назначить вам пенсию по старости, в течение 10 дней ПФР должно направить вам ответ.

В этом уведомлении либо будет указано об отказе из-за ошибок в документах, которые потребуется исправить, либо же об одобрении вашей заявки. После этого вам нужно будет прийти в Пенсионный фонд и еще одно заявление заполнить на специальном бланке.

Оно будет гласить о том, что вы хотите получать пенсию определенным способом – по почте, на карту банка или на счет в сберегательной книжке.

Условия назначения пенсии по старости

Главное условие для того, чтобы получать пенсионное обеспечение наравне со всеми пенсионерами, это, конечно же, возраст.

Именно он определяет наступление, так называемой старости, а значит, и периода, когда в государстве человек имеет полное право уволиться с работы и уйти на заслуженный отдых. Увольнение при этом происходит автоматически, но по желанию работника.

Это обозначает, что заранее уведомлять работодателя о своем решении прекратить трудовую деятельность не нужно, как это делается в других случаях прекращениях действия трудового соглашения. Наступил возраст, наступило и время оформлять человеку свою пенсию, а с этим также наступает его право уволиться.

Для всех граждан на общих основаниях на 2019 год определены следующие возрасты для выхода на пенсию:

Страховой стаж для получения обычной стандартной трудовой (страховой) пенсии не должен быть менее 6 лет, а для льготников некоторых категорий граждан – не менее 7,6 лет (в некоторых случаях – 7,5 лет).

Этот тот минимум, на который опираются все расчетные отделы территориальных отделений Пенсионного фонда. Но и размер пенсионного обеспечения будет в этом случае насчитан по минимуму.

Есть стандартный период страхового стажа, который позволяет получать пенсию всем гражданам в нормализированном размере. Этот стаж измеряется в 15, 20, 25 годах, в течение которых работодатель делал перечисления взносов по работнику в Пенсионный фонд.

В этом отношении условия начисления денежного пособия по старости такие, что размер будет увеличиваться с каждым увеличением периода (стажа), в который осуществлялись взносы в ПФР. По-другому, если сказать – чем больше страховой стаж, тем выше будет базовая часть пенсии.

Кроме стажа для пенсионеров, оформляющихся в 2019 году или продолжающих перечислять взносы, уже сегодня играют большую роль индивидуальные баллы.

Баллы начинают свой путь начислений с 2019 года, начисляются за те или иные значимые события или интервалы времени в жизни, которые законом не рассматриваются страховыми периодами.

С каждым годом они накапливаются. В этом вопросе очень важно, чтобы к 2025 году баллы в сумме давали показатель – 30. За каждый год свой размер баллов, который определяется в зависимости от множества обстоятельств.

Специалисты вывели максимальный балл, который можно заработать при обычных трудовых типичных обстоятельствах, например, в 2019 году – 7,83 балла. Для категорий граждан, претендующих на льготы, баллы за каждый год присваивают следующие.

Какие бывают виды

Пенсия по старости входит в страховой вид, и она может «сосуществовать» с другими разновидностями пособий, которые также относятся к страховым выплатам через Пенсионный фонд.

Среди множества пенсий, какие только есть в России, обеспечение по старости можно разделить на несколько вариантов, которые отличаются между собой по наличию или отсутствию факта страхования в принципе.

К ним относятся:

  1. (она же — трудовая):
    • по старости;
    • по инвалидности;
    • на случай потери кормильца.
  1. (государственная).
  2. Минимальная, которая определяется исключительно по прожиточному минимуму и начисляется тем гражданам, которые официально нигде не работали в течение практически всей жизни. Или, если у человек максимальный страховой стаж составляет 5-7 лет.

Первый вид пенсий регулируется законом «О трудовых пенсиях» (№ 173 от 17.12.01 г., побывавшего в редакции 19.11.15 г.), а второй – законодательным актом «О государственном пенсионном обеспечении» ( от 15.12.01 г., отредактированный 29.12.15 г.).

Первый вид пенсии основан на тех отчислениях, которые делает работодатель за каждого оформленного на его предприятии работника, а также на основании базовой фиксированной части, которая дается государством.

Второй вид пенсии назначается гражданам, которые являются государственными служащими, космонавтами, летчиками-испытателями, а также работниками муниципальных служб. Для категорий граждан, не проработавших ни одного дня, всегда будет начисляться пенсия по старости без трудового стажа.

– это обеспечение социальной материальной поддержкой тех, кто отработал в ведомствах, принадлежащих либо к Министерству Внутренних дел, либо к Министерству обороны РФ. Указом Президента России, который был издан в 2012 году, такие пенсии увеличиваются с каждым годом. Бывшие военнослужащие могли устраиваться на работу в гражданские организации или предприятия.

Тогда к их пенсии по старости будет причисляться балл или льготный коэффициент, повышающий общий размер пособия. Если же военнослужащий всю жизнь прослужил в войсках или в МВД, тогда им определяется специальная пенсия по старости – военная.

С 01 февраля 2019 года такая пенсия по критериям величины стоит на уровне 69,45%, что составляет прирост пенсии каждому военному на 3,99%.

Пенсионное обеспечение в связи с приближающимся возрастом могут получать пока что практически все граждане России. Только по каждому случаю ее размер будет отличаться.

Здесь может сыграть большую роль как социальный статус, или профессия, так и количество отработанных лет, за которые были начислены страховые взносы.

Кроме этого на размер пенсии всегда будет влиять также и всевозможные льготы, и дополнительные компенсации в виде надбавок. Поэтому любая пенсия всегда будет рассчитываться индивидуально.

Видео:Документы для получения пенсии по старости

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

В соответствии с пенсионным законодательством РФ в 2019 году (также, как и в предыдущих) каждому человеку, проживающему на территории Российской Федерации, по достижению им определенного возраста назначается пенсионное обеспечение по старости. Данный вид содержания устанавливается в целях финансовой поддержки граждан, которые в силу своего возраста ограничены в былой трудоспособности или, достигнув возрастных параметров, не могут трудиться по иным причинам.

Для получения хотя бы минимального пенсионного обеспечения помимо достижения пенсионного возраста, получателю необходимо соответствовать и другим минимальным требованиям , установленным законодательством:

  • Основным условием для назначения пенсионной выплаты является наличие определенного размера трудового стажа.
  • При этом пенсионное обеспечение предусмотрено как для граждан, заработавших требуемый стаж, так и для тех, которые его не имеют.

Виды пенсий по старости и условия их назначения

В зависимости от соответствия получателя пенсионного обеспечения определенным законодательством условиям ему может быть назначен один из видов пенсии по старости:

Страховое пенсионное обеспечение

Страховая пенсия по старости назначается в нашей стране чаще остальных пенсионных выплат. Подавляющее большинство пенсионеров (около 83%) являются ее получателями. данного вида выплат регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , в соответствии с которым право на его назначение приобретается его получателем при наличии:

  • Возраста 60,5 лет у мужчин и 55,5 лет у женщин.
  • продолжительностью не меньше 10 лет .
  • (ИПК) не менее 16,2 .

Вышеуказанные параметры по количеству страхового стажа и ИПК установлены на 2019 год и согласно закону ежегодно увеличиваются. Требование к стажу возрастает на 1 год, пока он в итоге не достигнет 15 лет , а ИПК на 2,4 до размера 30 .

Для лиц, которые работали в сложных климатических условиях, а также на работах с вредными, особо тяжелыми или опасными для здоровья условиями, выход на страховое пенсионное содержание по старости возможен раньше общеустановленного пенсионного возраста, то есть . Условия назначения досрочной пенсии, а также перечень профессий и лиц, имеющих на нее право, устанавливаются тем же законом «О страховых пенсиях» .

Положена ли пенсия, если нет трудового стажа?

Бывают случаи, когда человек по каким-то причинам не имел возможности работать вообще или имел лишь временные официальные заработки. Одним словом к своему пенсионному возрасту он не смог заработать такой стаж, который бы дал ему право на страховую пенсию. И для такой категории граждан пенсионная поддержка государством предусмотрена.

Если страховой стаж и ИПК гражданина не дотягивают до минимальных размеров , требуемых для установления страховой пенсии по старости, или отсутствуют вовсе , такой категории получателей назначается пенсионное .

Однако и для получения этой финансовой поддержки существуют условия, которые предусматривает Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » от 15.12.2001 N 166-ФЗ , в соответствие с которым социальное пенс ионное пособие по старости назначается нетрудоспособным лицам:

  • из числа малочисленных народов Севера , достигшим 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), а также на день назначения пенсии постоянно проживающим на территории, считающейся заселенной этими народами.
  • Гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в нашей стране, а также гражданам иных государств, либо не имеющих гражданства вообще, при условии их постоянного проживания в нашей стране не менее 15 лет, при достижении теми и другими возраста 65 лет (мужчины) или 60 лет (женщины).

Какая минимальная пенсия в России по старости по регионам?

Понятие «минимальная пенсия» само по себе является весьма субъективным, поскольку в различных регионах нашей страны существенно отличаются друг от друга и размер заработных плат, и цены, а в некоторых районах, таких как Крайний Север и другие местности, к заработной плате применяются районные коэффициенты. Размер пенсионных выплат зависит от многих обстоятельств и в разных регионах проживания он может различаться.

При соответствии получателя минимальным условиям, предусмотренным законом, пенсионное содержание по старости в 2019 году устанавливались в следующих размерах:

  • Социальное пенсионное пособие - с 1 апреля 2019 года 5163,2 рубля (до 1.04.2019 - 4959,85 руб.);
  • Страховая пенсия - 6107,46 рублей (по данным на 2019 год, см. расчет ниже).

Социальные пенсионные выплаты устанавливаются их получателям в фиксированном виде , в то время как страховое пособие по старости : ИПК умноженный на его стоимость плюс фиксированная выплата.

В зависимости от региона проживания пенсионера минимальный размер получаемой пенсионной выплаты может отличаться из-за различной величины прожиточного минимума в субъектах РФ. Это происходит благодаря назначению одной из мер социальной поддержки пенсионеров - доплаты к пенсии.

Минимальный размер в 2019 году

Ежегодно пенсионные выплаты . Законодательно предусматривается увеличение пенсионного обеспечения на уровень фактической инфляции предыдущего года. Сейчас Правительство предусмотрело индексацию пенсий в 2019 году больше инфляции 2018 года - на 7,05% (по расчетам инфляция в 2018 г. составила 4,3%):

  • при этом стоимость пенсионного коэффициента увеличится до 87,24 рублей ;
  • а фиксированная выплата - 5334,19 рублей .

Таким образом, учитывая, что с 1 января 2019 года условия для назначения страховой пенсии изменяются (уже необходимо будет иметь 16,2 пенсионных баллов), то минимальная страховая пенсия по старости будет составлять:

16,2 х 87,24 + 5334,19 = 6747,48 рублей.

Что касается социальных пенсий, то Правительство РФ (в частности прогноз Минэкономразвития) сообщает, что ее проиндексируют всего на 2,0%, тогда в 2019 году социальное пенсионное пособие по старости составит 5163,2 рубля .

Что делать, если пенсия меньше прожиточного минимума?

Минимальный размер пенсионного обеспечения неработающего пенсионера по закону не должен быть ниже прожиточного минимума, определяемого государством для таких граждан, при этом в общем доходе учитывается не только непосредственно сама пенсия, но и дополнительные ежемесячные выплаты, надбавки и компенсации.

Если ежемесячный доход получателя пенсии оказывается ниже уровня прожиточного минимума пенсионера (ПМП), то ему к пенсии устанавливается .

В зависимости от того до какого уровня (по России или по региону проживания) не дотягивает содержание пенсионера, социальная доплата ему назначается:

  • федеральная , выплачиваемая из средств, предусмотренных в бюджете ПФР;
  • региональная (из средств бюджета субъекта РФ).

Соответственно за ее назначением необходимо обращаться в территориальное отделение пенсионного фонда или в территориальный орган социальной защиты населения.

Прожиточный минимум для пенсионеров в 2019 году

В 2017 году снизился размер ПМП, определяющего право на получение федеральной социальной доплаты (относительно 2016 года). В Федеральный закон о бюджете Российской Федерации была заложена величина прожиточного минимума пенсионера (в целом по стране) для определения социальной доплаты к пенсии на федеральном уровне в размере 8540 рублей. Данное мероприятие было нацелено на уменьшение бюджетных расходов на выплату социальных доплат к пенсиям.

Однако в 2019 году в бюджет заложили увеличенный размер прожиточного минимума пенсионера - 8726 рублей.

Здесь следует учесть, что социальная доплата устанавливается до уровня регионального ПМП, а во многих регионах она так или иначе отличается от федерального значения (может как в большую, так и в меньшую сторону). Например, в Москве в 2019 году установили ПМ для получения соцдоплаты к пенсии 11561 рубль, а в Хабаровском крае - 10895 руб.

Максимальная пенсия в России по старости в 2019 году (в рублях)

Максимальный размер пенсионного пособия по старости точно определить сложно, поскольку он так же зависит от многих составляющих. Например:

  • от взносооблагаемой базы (в 2017 году она составляла 876000 рублей, в 2018 году - 1021000 рублей);
  • от возраста выхода гражданина на пенсию;
  • от максимально возможной суммы за год работы и т.д.

В качестве стимула более позднего выхода граждан на пенсию, государство устанавливает к их пенсионному обеспечению , увеличивающий его и зависящий от того, на сколько месяцев позже обратился гражданин за оформлением пенсионной выплаты со дня возникновения у него права на нее.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Приложение 1) такой коэффициент предусмотрен в расчете от 1 года до 10 лет отсрочки и максимальная его величина равна 2,32 .

Размер пенсионного содержания во многом зависит от количества индивидуальных пенсионных баллов, заработанных человеком за период своей трудовой деятельности и образующихся путем конвертации уплаченных за этот период страховых взносов, и установленной на момент назначения пенсионной выплаты их . Однако в соответствие с Приложением 4 к вышеуказанному закону их максимальное значение за календарный год можно набрать не более 10. В 2018 году этот показатель равен 8,70 баллов.

Пенсия по старости существует в нашей стране около 90 лет. За это время система пенсионного обеспечения неоднократно реформировалась и изменялась. Рассказываем, какой была пенсия по старости и что ждет пенсионеров в будущем.

Пенсия по старости

Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» от 15.05.1929.

Данным актом были определены основные характеристики и принципы пенсионного обеспечения, которые с некоторыми изменениями существуют до настоящего времени. Так, пенсия назначалась независимо от состояния трудоспособности, но с учетом обязательного минимального трудового стажа.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в размере не менее 50% прежнего заработка пенсионера от работы по найму.

2. Право на получение пенсии было гарантировано: мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет; женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

3. Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта.

4. В 1936–1937 годах пенсия была распространена уже на все отрасли промышленности.

5. В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие

6. В 1956 году был принят единый закон СССР, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.

7. В 1965 году вступил в силу Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и колхозники наконец тоже получили право на пенсии.

8. В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий, которые с 1990 года уже не признавались государственным обязательством. В конце 1990 года был создан ПФР, на который ложилась вся забота о пенсионерах.

9. Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.

10. На 2018 год намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию.

11. Правительственный законопроект предлагал увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, а для мужчин на 5 лет – до 65 лет. Но затем президент предложил смягчить условия пенсионной реформы и рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Пенсия выплачивалась в размере не менее половины прежнего заработка пенсионера от работы по найму. Это был обязательный минимум. Союзному совету социального страхования разрешалось устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия назначаться не могла. Право на получение пенсии было гарантировано:

  • мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет;
  • женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

При этом существовали и льготные категории граждан, которые могли уйти на пенсию до достижения общего пенсионного возраста. К ним были отнесены, например, лица, занятые на подземных работах в горной промышленности. Они могли выйти на пенсию в 50 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет - на подземных работах.

Конкретный перечень льготников утверждался Союзным советом социального страхования. Данный орган мог снижать установленный пенсионный стаж и возраст с учетом вредности производства.

Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта. Уже через год, в 1930 году, к ним присоединились работники химической, текстильной, полиграфической, стекольно-фарфоровой, табачно-махорочной промышленности («Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.02.1930).

Союзный совет социального страхования получил неограниченное право по распространению пенсионного обеспечения на рабочих других отраслей промышленности. Поэтому число получателей пенсии постоянно росло.

В 1936–1937 годах пенсия была распространена уже на все отрасли промышленности.

В Конституции СССР 1936 года впервые было закреплено право всех граждан на материальное и денежное обеспечение в старости (ст. 120 Конституции). Это право обеспечивалось системой социального страхования рабочих и служащих.

В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие (Постановление ВЦСПС от 31.07.1937). В том же году в соответствии с Постановлением СНК СССР от 31.07.1937 пенсионные правила распространили также и на лиц, ранее лишавшихся избирательных прав (участники белых армий, преступных банд, священнослужители).

Что касается колхозников, то первоначально специального акта, регламентирующего выплату им пенсий по старости, не существовало. Право колхозников на получение пенсии было закреплено в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, утв. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17.02.1935. Так, общее собрание артели обязывалось создавать специальные фонды для оказания материальной поддержки старикам, нуждающимся семьям, а также лицам, утратившим трудоспособность. Размер такого фонда мог составлять не более 2% от всей валовой продукции артели. Иными словами, пенсионное обеспечение колхозников осуществляло не государство, а сам колхоз.

Всеобщее право на пенсию по старости

Вплоть до 1956 года пенсионная система СССР была чрезвычайно запутанной и регламентировалась десятками различных НПА. В 1956 году был принят единый закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.

В соответствии с данным законом с 1956 года правом на получение пенсии обладали:

  • мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет,
  • женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не имели достаточного стажа работы, пенсия по старости назначалась в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, но не менее 25% полной пенсии.

Пенсии исчислялись из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включались все виды зарплаты, кроме зарплаты за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплаты единовременного характера. Среднемесячный заработок для расчета пенсий брался за последний год работы либо за любые 5 лет подряд из последних 10 лет работы.

В случаях, если зарплата работника составляла от 80 до 100 рублей в месяц, пенсия начислялась в размере 55 % от зарплаты (минимальная пенсия здесь – 52 рубля).

Если работник получал свыше 100 рублей в месяц, его пенсия составляла не более 50% от месячного заработка, но не менее 55 рублей в месяц.

При этом после выхода на пенсию разрешалось проработать еще какое-то время на более высокооплачиваемой должности в целях увеличения размера пенсии. Проработать нужно было не менее 2 лет и пенсионеру делался перерасчет пенсии в сторону ее увеличения.

Существовали и разнообразные надбавки к пенсии. Например, за непрерывный стаж работы свыше 15 лет или за общий стаж работы мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, полагалось еще 10% от размера пенсии.

Пенсии со всеми надбавками назначались в пределах 100% заработка, из которого исчислена пенсия, и не свыше максимальных размеров пенсий. Данное ограничение не распространялось на инвалидов 1 группы, а также семьи, потерявшие кормильцев, с тремя или более нетрудоспособными. Также данное ограничение не применялось в отношении льготников, которые были заняты на опасных и вредных производствах.

Минимальный размер пенсии по старости составлял 50 рублей в месяц, а максимальный размер - 120 рублей в месяц.

Лицам, проработавшим на работах, дающих право на льготы, от 15 до 20 лет, пенсия выплачивалась в размере 140 рублей. Если стаж на таких работах превысил 20 лет, максимальная пенсия составляла уже 160 рублей в месяц.

Пенсия, исчисленная в размере не свыше 60 рублей в месяц, через 10 лет после ее назначения повышалась на 1% заработка, из которого она исчислена, за каждый полный год, прошедший после ее назначения. Последующее повышение пенсии, установленной в размере не свыше 60 рублей, производилось через каждые 2 года на 2% того же заработка.

Выплата пенсий обеспечивалась государством за счет бюджетных средств. Для этого ежегодно формировался бюджет государственного социального страхования. Его составляли бюджетные средства государства, а также страховые взносы предприятий, учреждений и организаций. Взносы уплачивались предприятиями без каких-либо вычетов из зарплаты работников.

Законодательное закрепление права на получение пенсий колхозниками произошло спустя почти 10 лет с момента принятия закона о государственных пенсиях. В 1965 году вступил в силу Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15.07.1964.

Все колхозники теперь получили право на получение пенсий при достижении пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 – для женщин) и наличии необходимого трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 – для женщин).

Первоначально пенсии колхозникам назначались в размере 12 рублей в месяц. Но эта величина могла быть пересмотрена в сторону увеличения руководством колхоза. Пенсия каждый год увеличивалась. Помимо денег, правление колхоза могло предоставлять своим пенсионерам иную материальную помощь. Например, в форме выдачи урожая и продуктов питания. К 1987 году минимальная величина колхозных пенсий составляла 40 рублей в месяц, а пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, – 50 рублей.

Пенсии по старости в РФ

В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Из СССР в части пенсий было взято немного. А именно: возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж, полагающийся для ее получения.

В новой России прекратил свое существование бюджет государственного социального страхования, а вслед за ним была упразднена система персональных и отраслевых социальных льгот и дифференцированных пенсионных надбавок.

Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий. В конце 1990 года был принят Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который создавал некую кредитно-финансовую организацию, на которую теперь и ложилась вся забота о пенсионерах, – ПФР.

ПФР получил автономию и независимый от государственной казны бюджет. При этом фонд мог распоряжаться всеми свободными денежными средствами, что в условиях капитализма создавало простор для инвестирования и финансовых спекуляций. По итогам выяснилось, что ни инвестировать, ни спекулировать ПФР, несмотря на свою независимость от государства, не может. Причина этому – банальное отсутствие денежных средств.

Госбюджет денег уже не давал, и единственным источником пополнения ПФР стали страховые взносы, перечисляемые предприятиями. Учитывая, что в 90-х годах предприятия по всей стране закрывались и банкротились тысячами, ПФР уже с самого начала своего функционирования столкнулся с катастрофическим дефицитом денег. Нехватка денег была настолько острой, что фонд месяцами не выплачивал и задерживал даже копеечные пенсии.

Поэтому самыми эффективными финансовыми операциями ПФР стали займы и кредиты в коммерческих банках, а российские пенсионеры на долгие годы возглавили список самых бедных и незащищенных категорий граждан.

Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.

По данным Минтруда, в 2018 году . Решать проблему низких пенсий в ближайшие годы планируется путем который, по мнению законодателей, уже неактуален.

Пенсия по старости 2018

На текущий год законодателями намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию. Направлена пенсионная реформа, по словам правительства, на уменьшение дефицита Пенсионного фонда РФ и на повышение размера пенсий.

В качестве правового обоснования грядущей реформы выступает Конвенция МОТ №102 от 28.06.1956 о минимальных нормах социального обеспечения. Согласно данному документу, в странах допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.

В целях проведения реформы Правительство РФ , который предлагал увеличить пенсионный возраст:

  • для женщин на 8 лет – до 63 лет,
  • для мужчин на 5 лет – до 65 лет.

Согласно законопроекту, повышение пенсионного возраста начнется уже с 2019 года и будет проводиться постепенно. Реформа затянется на 10 лет для мужчин и на 16 лет для женщин. Окончательное достижение возраста выхода на пенсию в 65 лет для мужчин планируется в 2028 году, а 63 лет для женщин – в 2034 году.

В соответствии с документом первыми, кого затронет повышение пенсионного возраста, являются мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. Эти граждане с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году. То есть в возрасте соответственно 61 год и 56 лет. Женщины, родившиеся в 1971 году, получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет (без учета президентских поправок).

Изменения не коснутся лиц, которые уже вышли на пенсию.

В настоящее время данный законопроект и к нему готовятся поправки. В частности, поправки рекомендовал внести в документ Президент РФ, который пенсионной реформы.

По словам президента, пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. В связи с этим он рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет. Таким образом, женщины будут выходить на пенсию в 60, а мужчины – в 65 лет.

Также президент предложил установить право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше положенного срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. Для женщин, у которых 5 и более детей, возраст выхода на пенсию составит 50 лет.

Кроме того, президент предложил установить льготу гражданам, которые выйдут на пенсию по действующему законодательству в ближайшие два года после старта реформы. Таким гражданам установят право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.

«Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть, повторю, на 6 месяцев раньше», – заявил президент.

Тема пенсионной реформы на этом не закрыта. Минтруд собирается , Госдума планирует направлять в ПФР деньги, конфискованные у коррупционеров, а государство будет привлекать к уголовной ответственности работодателей за увольнение предпенсионеров. Кстати, 26 сентября Госдума в пенсионную реформу и утвердила во втором (основном) чтении закон о повышении пенсионного возраста.

Следите за хроникой событий на БУХ.1С.

Сразу скажем, что такого определения как “минимальный размер пенсии” в законодательстве нет. Но и так понятно, что речь о сумме, меньше которой страховая пенсия по старости быть не может. Как же определяется минимальный размер.

Для этого обратим внимание на концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В ней сказано, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).

Таким образом, прожиточный минимум пенсионера в его регионе можно условно называть размером минимальной пенсии по старости.

Из чего складывается минимальная пенсия по старости

Случается, что человеку назначали пенсию по старости, но ее размер оказался ниже величины прожиточного минимума пенсионера. В таком случае ему полагается доплата до «минималки». Правильно она называется «социальная доплата к пенсии» до прожиточного минимума пенсионера. Право на нее возникает при одновременном соблюдении 2-х условий:

  • отсутствие работы или иной деятельности, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию;
  • недостижение общей суммы материального обеспечения пенсионера величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

Имейте в виду, чтобы посчитать «общую сумму материального обеспечения» учитывают почти все – все денежные выплаты, включая пенсию и денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг.

Величина ПМП для определения размера федеральной и региональной социальных доплат к пенсии устанавливается в целом по РФ и в каждом субъекте РФ. Так, на 2018 г. по РФ она составляет 8 726 руб., а, например, в Москве – 11 816 руб.

Учитываются ли индексации при определении минимального размера пенсии?

Страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы с 1 января 2018 года на 3,7. Стоимость одного пенсионного коэффициента после повышения составила 81,49 руб., а размер фиксированной выплаты – 4 982,9 руб.

Социальные пенсии проиндексированы с 1 апреля 2018 года на 2,9% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.

В результате индексаций страховых и социальных пенсий в 2018 году средние размеры пенсий по старости по России составили:

  • страховая по старости – 14 151 руб.;
  • социальная пенсия – 9 062 руб.;


25.01.2015. с дополнениями 2019. Тема статьи:

Индексация трудовых и социальных
пенсий

Коэффициенты индексации
размера страховой части трудовой пенсии по старости

  • с 01.01.2019 - 1,0705
  • с 01.01.2018 - 1,037
  • с 01.02.2017 - 1,054
  • с 01.02.2016 - 1,040
  • с 01.02.2015 - 1,114
  • с 01.04.2014 - 1,017
  • с 01.02.2014 - 1,065
  • с 01.04.2013 - 1,033
  • с 01.02.2013 - 1,066
  • с 01.04.2012 - 1,0341
  • с 01.02.2012 - 1,070
  • с 01.02.2011 - 1,088
  • с 01.04.2010 - 1,063
  • с 01.08.2009 - 1,075
  • с 01.04.2009 - 1,175
  • с 01.04.2008 - 1,075
  • с 01.02.2008 - 1,120

С 2016 года страховая пенсия и фиксированная выплата к ней
у работающих пенсионеров индексироваться не будет .

ДАННЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ПЕНСИИ

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) С 1 января 2015 года трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий (страховую и накопительную) и действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - т.н. "новая пенсионная формула". По новой пенсионной формуле размер страховой пенсии рассчитывается исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, отражающих в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица. В свою очередь, индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) рассчитываются с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию. Размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на его стоимость по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (аналога бывшего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости). В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год; 2) с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента:
1) с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; 2) с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.

Стоимость одного пенсионного коэффициента (балла)

Дата, с которой увеличивается стоимость одного пенсионного коэффициента Индекс роста потребительских цен Размер
(в рублях)
Основание
С 01.01.2024. 1,055 116,63 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2023. 1,056 110,55 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2022. 1,059 104,69 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2021. 1,063 98,86 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2020. 1,066 93,00 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2019. - 87,24 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2018. - 81,49 руб. Федеральный Закон
от 28.12.2017 № 420-ФЗ
С 01.04.2017. - 78,58 руб. Федеральный Закон
от 19.12.2016 № 416-ФЗ
С 01.02.2017. 1,054 78,28 руб.
от 19.01.2017 N 35
С 01.02.2016. 1,04 74,27 руб. Федеральный Закон
от 29.12.2015 N 385-ФЗ
С 01.02.2015. 1,114 71,41 руб. Постановление Правительства РФ
от 23.01.2015 N 39
С 01.01.2015. - 64,10 руб. Установлен ч. 1 ст. 15 ФЗ
от 28.12.2013 N 400-ФЗ
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии
Дата, с которой увеличивается размер фиксированной выплаты к страховой пенсии Коэффициент индексации Размер
(в рублях)
Основание
С 01.01.2024. 1,055 7 131,34 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2023. 1,056 6 759,56 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2022. 1,059 6 401,10 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2021. 1,063 6 044,48 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2020. 1,066 5 686,25 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2019. 1,066 5 334,19 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2018. 1,037 4 982,90 руб. Федеральный Закон
от 28.12.2017 № 420-ФЗ
С 01.02.2017. 1,054 4 805,11 руб. Постановление Правительства РФ
от 19.01.2017 N 35
С 01.02.2016. 1,04 4 558,93 руб. Федеральный Закон
от 29.12.2015 N 385-ФЗ
С 01.02.2015. 1,114 4 383,59 руб. Постановление Правительства РФ
от 23.01.2015 N 40
С 01.01.2015. - 3 935 руб. Установлен ч. 1 ст. 15 ФЗ
от 28.12.2013 N 400-ФЗ

Структура трудовой пенсии по старости

(c 01.01.2015)

Новое - 2015

С 1 января 2015 года в России планируют ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.

Как сообщают представители пенсионного фонда, сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за сотрудника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии.

Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Поэтому представители Пенсионного фонда предлагают для экономически активного населения, то есть для тех, кто планирует вести долгую и активную трудовую жизнь, повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Что изменится с 1.01.2015

1. Впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым будет оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению официальной зарплаты человека, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС. То есть чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент.

Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то, по новым правилам, трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере.

За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется один пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.

2. В новых правилах расчета трудовой пенсии будут засчитываться в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и отпуска по уходу за ребенком до трех лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые коэффициенты.

3. К 2025 году минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет. Он будет ежегодно увеличиваться в течение 10 лет, начиная с 2015 года. Женщины, у которых пенсионный стаж будет меньше 15 лет, смогут обратиться в ПФР за социальной пенсией по достижении 60 лет, мужчины — 65 лет. Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

4. По новым правилам будет выгодно выходить на пенсию позже. С каждым годом страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия — на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть — на 90%.

Право на страховую пенсию
зависит от года назначения страховой пенсии

Год Минимальный страховой стаж Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента
при отказе от формирования накопительной пенсии при формировании накопительной пенсии
2025 и позднее 15 30 10 6,25
2024 15 28,2 10 6,25
2023 14 25,8 10 6,25
2022 13 23,4 10 6,25
2021 12 21 10 6,25
2020 11 18,6 9,57 9,57*
2019 10 16,2 9,13 9,13*
2018 9 13,8 8,70 8,70*
2017 8 11,4 8,26 8,26*
2016 7 09 7,83 7,83*
2015 6 6,6 7,39 7,39*
2014 5

* С 2015 по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов.
В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом предоставляемых мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров будет поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ. Пенсия пенсионера с московской пропиской (с доплатой из бюджета Москвы ):
  • Пенсия в 2018 году – 17500 руб.
  • Пенсия в 2017 году – 14500 руб.
  • Пенсия в 2010 году – 10275 руб.
  • Пенсия в 2011 году – 11000 руб.
  • Пенсия в 2012 году – 12000 руб.
У кого есть «советский» стаж, тому надо знать, что сумма по состоянию на 1 января 2002 года, находящаяся на страховой части будет проиндексирована на 10% за первый год стажа. За каждый проработанный год до 1991 года будет добавляться по 1%. Таким образом, получается, что если вы, допустим, проработали до указанного года 10 лет, то прибавка к пенсии составит 20%.

Корректировка и индексация пенсий c 2015

С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым:

  • упразднено понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии », которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия ». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, начиная с 01.01.2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются , а страховые пенсии — корректируются .

И корректировка, и индексация — это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

  • Индексация фиксированной выплаты

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

  • Корректировка размера страховой пенсии

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  1. с 1 февраля в связи с установлением на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 апреля устанавливается в соответствии с формулой:

СПКi = (ОбССi + ТрФБ) / ∑ ИПК ,

где
СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;
ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;
ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;
∑ ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.


Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 указанного Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

Коэффициенты индексации фиксированной выплаты страховой пенсии
и стоимость 1-го пенсионного коэффициента

  • Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    (в том числе социальных пенсий)

Пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» индексируются в следующем порядке:

  1. пенсии федеральных государственных гражданских служащих — при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  3. социальные пенсии — ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации;
  4. пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава — при индексации размера социальных пенсий;
  5. пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей — в случае повышения заработной платы, получаемой в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенной заработной платы с даты, с которой произошло повышение указанной заработной платы. В случае, если повышение заработной платы в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для справки:

Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии,
с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014:

Дата Социальная пенсия Страховая часть
трудовой пенсии
(в том числе
фиксированный
базовый размер)
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.04.2014 г. 1,171 1,017 1,083
от 22.03.2014 №220,
от 28.03.2014 №240, №241
01.02.2014 г. 1,065 Постановление Правительства РФ
от 23.01.2014 №46
01.04.2013 г. 1,0181 1,033 1,101 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2013 №263, №264,
от 29.03.2013 №281
01.02.2013 г. 1,066 Постановления Правительства РФ
от 23.01.2013 №26
01.04.2012 г. 1,141 1,0341 1,1065 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2012 №236, №237, №238
01.02.2012 г. 1,07 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2012 №4
01.04.2011 г. 1,1027 1,088 Постановления Правительства РФ
от 31.03.2011 №224,
от 07.04.2011 №255
01.02.2011 г. 1,088 Постановление Правительства РФ
от 26.01.2011 №21
01.07.2010 г. 1,0341 Постановление Правительства РФ
от 21.06.2010 №457
01.04.2010 г. 1,088 1,063 1,1427 Постановления Правительства РФ
от 18.03.2010 №169, №167, №168

Коэффициенты индексации базовой, страховой части трудовой пенсии,
расчетного пенсионного капитала, социальной пенсии
с 1 января 2002 года по 31 декабря 2009 года

Дата Базовая часть
трудовой пенсии,
социальная пенсия
Страховая часть
трудовой пенсии
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.12.2009 г. 2562 руб. (1,313846) Федеральный закон РФ
от 28.04.2009 №72-ФЗ
01.08.2009 г. 1,075 Постановление Правительства РФ
от 23.07.2009 №611
01.04.2009 г. 1,175 1,269 Постановления Правительства РФ
от 21.03.2009 №247, №248
01.03.2009 г. 1950 руб. (1,0869565) Федеральный закон РФ
от 22.12.2008 №269-ФЗ
01.08.2008 г. 1794 руб. (1,15) 1,08 Федеральный закон РФ
от 01.11.2007 №244-ФЗ,

Постановление Правительства РФ
от 21.07.2008 №548

01.04.2008 г. 1,075 1,204 Постановления Правительства РФ
от 25.03.2008 №204, №20
01.02.2008 г. 1,12 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2008 №25
01.12.2007 г. 1560 руб. (1,2381) Федеральный закон РФ
от 01.11.2007 №244-ФЗ
01.10.2007 г. 1260 руб. (1,13236034) Федеральный закон РФ
от 24.09.2007 №223-ФЗ
01.04.2007 г. 1,075 1,092 1,16 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2007 №181, №183
01.08.2006 г. 1,062 Постановление Правительства РФ
от 28.07.2006 №466
01.04.2006 г. 1,085 1,063 1,127 Постановления Правительства РФ
от 24.03.2006 №165, №166
01.08.2005 г. 1,06 1,06 и 1,048 1,114 Постановления Правительства РФ
от 11.07.2005 №419, №417
01.03.2005 г. 900 руб. (1,36363636) Федеральный закон РФ
от 14.02.2005 №3-ФЗ
01.08.2004 г. 660 руб. (1,06280193) 1,0628 Постановление Правительства РФ
от 21.07.2004 №363
01.04.2004 г. 621 руб. (1,0384268) 1,09 1,177 Постановления Правительства РФ
от 15.03.2004 №142, №141
01.08.2003 г. 1,08 1,08 Постановление Правительства РФ
от 16.07.2003 №428
01.04.2003 г. 1,126 1,307 Постановление Правительства РФ
от 13.03.2003 №152>
01.02.2003 г. 1,06 Постановление Правительства РФ
от 24.01.2003 №47
01.08.2002 г. 1,09 1,09 Постановление Правительства РФ
от 18.07.2002 №535
01.02.2002 г. 1,065 1,065 Постановление Правительства РФ
от 24.01.2002 №42


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!