Прогулка с детьми в подготовительной группе. Конспект осенней прогулки в подготовительной группе

Юлианна Тропина
Конспекты осенних прогулок для подготовительной группы

Сентябрь

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад…»

Наблюдение.

Цель: Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание, от чего происходит листопад. Объяснить детям, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Стихотворение:

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался! Начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат! (М. Авдеева)

Вопросы детям:

Вы знаете, почему осенью листья опадают?

Вам нравятся разноцветные листья?

Вы любите их собирать?

Почему листья меняют окраску? Какого цвета листья становятся на березе, клене, вязе и т. д. Какие опавшие листья на ощупь?

Почему иногда опадают 2-3 листочка, а иногда – много?

В. рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшими листьями (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Следопыты. Каких листьев больше»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, закрепление знаний о деревьях на участке детского сада.

Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).

Труд.

«Поможем растениям».

Цель: привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями.

Дети сгребают опавшие листья к корням деревьев, кустарников, укрывают многолетние цветы на газонах, чтобы они не замерзли зимой.

Опытная деятельность

«Почему осенью цветы вянут»

Цель: установление зависимости роста растений от температуры поступаемой влаги.

Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (теплая, полить оставшийся от стебля пенек (хризантема, астра, на который предварительно надевают подходящую по диаметру резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Затем воду охлаждают с помощью кусочков льда, измеряют температуру (стала холоднее, поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много: корешки не переносят холодной воды.

Игровая деятельность

Подв. игры:

Русская народная игра «Заря-зарница».

Цель: упражнение в беге, умение реагировать на сигнал, развитие ловкости, быстроты.

«Удочка»

Цель: упражнение в прыжках, развитие ловкости, быстроты реакции.

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг. активностью: «Достань листочек» (подпрыгивание на месте, стараясь дотронуться до подвешенного листочка).

Игра «Я положу в корзинку»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

Дети с низкой двиг. активностью: «Кто скорее принесет листок» (бег наперегонки).

Игра «По загадке и отгадка» (обогащение выразительности движений).

Воспитатель загадывает загадки, а дети, используя мимику и жесты, показывают отгадки.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Октябрь

«Экскурсия в осенний парк»

Наблюдение

Цель: формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений.

Вопросы детям?

Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? Сравните с тем, что видели в сентябре. (В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви, с большинства деревьев опала листва).

Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?

Игра «Я- березка» (пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация творческого воображения).

Требуется представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях. Упражнение повторить с новым объектом (ива, дуб, сосна, клен, рябина, ель и др., в который дети «перевоплощаются».

Вариант: «Если бы я был деревом».

Ребенок-водящий представляет себе дерево и изображает его. Остальные отгадывают, что это за дерево.

Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?

Какие птицы любят лакомиться ягодами рябины? Семенами клена?

Рассматривание семян клена, вынуть семя из плода и показать детям, что внутри его находятся зародыш дерева.

Опытная деятельность.

Цель: развитие познавательных интересов, умения сравнивать, делать логические выводы.

Сравнение семян клена, ясеня и дуба. Крылышки семян ясеня и клена помогают им летать, путешествовать по воздуху с помощью ветра. Отметить, что желуди тяжелые, они не могут летать, как крылатки клена и ясеня. В «путешествиях» семенам дуба помогают животные.

Трудовая деятельность.

Цель: привлечение детей к сбору семян и плодов для поделок. Дети собирают семена и плоды, раскладывают их в коробки по видам.

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг. активностью: «Будь внимательным» (развитие слухового внимания, упражнение в беге): на слова воспитателя «Раз-два-три, к дереву (березе, клену, вязу, тополю и т. д.) беги!» дети бегут к названному дереву.

Дети с низкой двиг. активностью: «Воробышки» (упражнение в прыжках с продвижением вперед).

Игровая деятельность.

Подв. игры:

Русская нар. игра «Птицелов» (умение быстро реагировать на сигнал, внимание, слуховое восприятие).

«Ловишки» (упражнение в беге, ловкости, развитие двигательного творчества). После традиционного варианта игры предложить детям придумать новые движения: прыгать от водящего на 2 ногах, на одной ноге, на поскоках и т. д.

Дети стоят по кругу. Внутри круга – водящий, который внимательно слушает и делает то, что его просят.

Вася, ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто его позвал.

Самостоятельная деятельность

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Ноябрь.

«Подарки осени»

Подготовка: на участке и спортивной площадке спрятаны задания для детей на «кленовых листьях».

Наблюдение.

Цель: развитие связной речи, наблюдательности, памяти.

В. предлагает детям рассказать об изменениях в природе, сравнить их с сентябрем и октябрем. Обобщает ответы детей: ноябрь – последний месяц осени, грустный, пасмурный, но сегодня осень приготовила нам подарок. Прежде чем его найти, нужно выполнить задания.

Дети ищут и находят первый листок с заданием (загадки):

Летит орлом, гудит, как гром,

Стучит в окно, не спросясь никого. (ветер)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Игровая деятельность.

Дети ищут и находят задание на спортивной площадке: назвать перелетных и зимующих птиц.

Подв. игры:

«Перелет птиц», «День и ночь». Цель: развитие ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.

Подвижная игра по желанию детей.

Индивидуальная работа.

Задание: показать себя сильными, ловкими.

«Ходьба по бревну приставным шагом» (равновесие, внимание).

«Пройди через туннель» - ловкость, гибкость.

Дети с высокой двиг. активностью «Кто больше соберет предметов» (ловкость, внимание).

Дети с низкой двиг. активностью «Лови- бросай!» с мячом (координация, ловкость).

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие двигательного творчества.

В. предлагает детям поиграть с различными физкультурными пособиями (мячи, обручи, кегли, скакалки, поощряет новые способы движений с ними.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

В конце прогулки воспитатель хвалит детей, предлагает найти последний листок («подарок»). Дети ищут сюрприз с помощью игры «Тепло-холодно», находят угощение – яблоки.


Прогулка №1

1.Наблюдения за сезонными изменениями в конце осени.

Цель: Формирование понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи). Закрепить знания о солнце (светит, но не греет).

Художественное слово:

Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки.

А. И. Исаковской

Рассказ:

Позднюю осень называют «золотой». Лужи затягивает первый
тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-
снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся
на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце
выглядывает редко, дни становятся пасмурными.

Вопросы:

Какую пору ноября называют предзимьем («серебряной осенью»)?
Почему?

Задание:

    Отгадать загадку
    И не снег, и не лед,
    А серебром деревья уберет?
    (Иней)
    2. Придумать загадки о поздней осени.

2.Подвижные игры:
«Ловишка»,«Бездомный заяц»



3.Трудовая деятельность:



Упражнение на равновесие.

Прогулка №2


1. Наблюдение «Почему птицы улетают на юг?»

Цель: Знакомство детей с периодом подготовки птиц к отлёту: обратить внимание на их беспокойное поведение. Воспитание бережного отношения к птицам

Обогащение словаря : перелетные птицы, курлычут, кличут, вереницей.

Беседа: - Чем были заняты птицы весной? Летом? Осенью?
Обратите внимание - птицы ведут себя беспокойно, они собираются в стаи, кричат. Птицы уже подросли и окрепли, они готовы к перелёту, но всё ещё держатся ближе к своим родителям. Птицам предстоит трудный и опасный путь. Они выбирают перед полётом вожака стаи. Обычно это бывает крепкая опытная птица .

Куда улетают птицы? Почему?

«Журавли» Познанской.

«Журавли летят, курлычут, шлют последнее «Прощай…».

За собою лето кличут, улетают в тёплый край».

«Журавли» Познанской.

Если бы вам задал вопрос ваш младший брат или сестра: «Почему птицы улетают на юг?»- то, как бы вы ответили?

Шуршащей вереницей за солнышком вдогонку
Летят над нами птицы в далёкую сторонку
Летят они к зимовке. А во дворе, на холоде,
Прищепки на верёвке, как ласточки на проводе.

Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию» .

Цель: учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь .

«У кого кто»

Цель: упражнять в словообразовании.

«Собери камушки»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

2.Подвижные игры: «Перелет птиц» (лазанье) Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они - птицы. На другом конце гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку - скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась» , - птицы спускаются с вышки и снова летят. Дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.

«Мяч водящему». На земле проводятся две линии на расстоянии 3 м одна от другой. За одну из линий, в колонну по одному, становятся играющие (5-6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий. Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть.

3.Индивидуальная работа. Упражнения с элементами игры в баскетбол: передать мяч двумя руками от груди и поймать его; передать мяч одной рукой от плеча.

«Самолётики»: одни дети - « самолётики», а другие – «туча».

Цель: увернутся, убежать от « тучи».

4.Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.

Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.

Прогулка №3

1.Наблюдение за первым снегом.

Цель: учить детей замечать изменения в природе; учить видеть прекрасное.
Загадка.

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло!
(снежинки)
Художественное слово.

По утру вчера дождь
В стекло окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка
Воздух легок и чист
И замерзла река.
(И.Никитин)
В народе говорят:
Снег, выпавший на зеленую листву – стаивает в ближайшие два, три дня.
Первый снежок – належек; первый прочный снег, выпадает ночью.

Рассказ. Третьей свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле, присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима – предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из под корней вылезают комарики, мушки, взлетают в воздух. Снег стаял…. А ночью – снова мороз ударит. Пока он еще не велик – а зевать не велит.
Вопросы:

Как долго лежит первый снег? (2-3 дня)
Какой на ощупь снег? (мокрый, сухой)
Когда выпадает первый прочный снег? (ночью)
Что такое снег?
2.Исследовательская работа :
Поймать снежинку на ладошки и рассмотреть ее.
Сравнить две снежинки.
Определить место, где снег быстрее тает.
Найти место, где снег еще не растаял.

3.Подвижные игры:
«Раз, два, три – беги!»
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных
действий, смекалку.

4.Трудовая деятельность:
Закрыть снегом корни деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.

5.Индивидуальная работа.
«Попади в обруч»
закреплять умение метать в цель.

6. Самостоятельные игры.

Прогулка №4


1. Наблюдение за воробьем осенью Цель . Продолжать закреплять знание детей о знакомой птице - воробье. Учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени. Активизировать внимание и память.
Художественное слово. Воробышек .

Воробушек горько плачет, Рядом с ним на ветку села:
Серый, мален ький, как мячик. - Тише, птенчик, дурачок
Плачет жалобно. И тихо: Принесла я червячок...
- Где ты, мама воробьиха? Воробушек чик - чирик,
Я не ел полдня, Бросил плакать в тот же миг.
Кто покормит меня? Клювом - носом покрутил
Чик - чирик, чик - чивяк, - В миг обед свой проглотил:
Мне бы хоть один червяк... - Ой, как вкусно, только мало!
Воробьиха прилетела, Принеси ещё мне, мама...
Беседа
- Как выглядит воробей? (маленькая, бойкая птичка)
- Про него часто говорят: " серый воробушек".
- А на самом деле воробей совсем не серый. А какой?
- Какая по окраске у него спинка? (коричневая с широкими продольными чёрными полосами)
- А хвост и крылья, какие? (хвост тёмно-бурый, крылышки тоже тёмно-бурые, украшенные рыжеватой каймой)

А головка, какая цветом? (серая)
- Проведите наблюдение самостоятельно.
- Где живут воробьи? (живут воробьи и в городе, и в деревне)
- Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.
- Почему же воробьи так любят соседство с людьми?

(возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки)- Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов.
- А городские воробушки, где могут поселиться? (под козырьком подъезда или балкона)
- Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада?
- Как человек должен заботиться о птицах? (сделать кормушки, ежедневно насыпать корм)

2. Подвижные игры .
«Перелёт птиц»
Игра.: "Мы весёлые ребята"
Цель: Продолжать учить внимательно, слушать команду воспитателя, развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
3. Трудовая деятельность
Организовать трудовой десант. Полечить деревья.
Цель: Продолжать учить детей, как правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам, воспитывать положительное отношение к труду.

Игровое упражнение «не сбей флажок».
Цель: Учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
5.Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №5

1.Наблюдение за водой (превращение в лед).

Цель: Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в
осенний период.
Вопросы:
Какие свойства воды Вам знакомы?
Есть ли форма у воды?
Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Рассказ: Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая. У нее нет своей формы, вода принимает форму предмета в который наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода – прозрачная, мутная и грязная – не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже 0 С.

2.Исследовательская работа Опыт: Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре увидим, банка раскололась, а вместо банки стоит кусок льда. Замороженная вода – лед – занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках,

прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка будет становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение?

Художественное слово
«Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.»
(Г. Ладонщиков)

3.Подвижная игра:
« Пас» « Холодно – горячо»
Цель: Упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги; добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.

4.Трудовая деятельность
Помочь старшим в уборке участка ДОУ.
Цель: Закреплять навыки работы с лопатами, носилками; учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.

5. Индивидуальная работа по развитию движений:
Упражнения на сохранение равновесия.
Цель: Воспитание у детей выносливости.
6. Самостоятельные игры детей с выносным материалом

Прогулка №6

1. Наблюдение за собакой

Цель: Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях.
Вопросы:
Как называется жилище собаки?
Какое любимое лакомство собаки?
Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете?
Почему некоторых собак называют « бездомными»?:

Художественное слово
В нашем доме знают взрослые и дети
То, что я теперь счастливей всех на свете,
У меня, на зависть всем собаководам
Есть собака удивительной породы.
Беседа:
Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят мясо.
Пород собак очень много – сенбернар, такса, немецкая овчарка, чао-чао, пудель, ротвейлер – все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его!
«Однажды я встретил бездомную кошку.
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели? Болела
- Так значит, лежали в постели?
- Бездомной, мне некуда ставить постель
- Как странно, - я думал,-
Что в мире огромном нет места
Собакам и кошкам бездомным.
А. Дмитриев
Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Их жизнь становится мучительной. У них нет хорошей еды, тепла, ласки. им приходится жить в

подвалах и на улице. они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. И поэтому я хочу обратиться ко всем:
«Не выбрасывайте домашних животных!»

2.Подвижные игры
«Мы – веселые ребята» «Затейники»
Цель: Учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.


3.Трудовая деятельность
Сгребать снег в определенное место для постройки ледяных фигур (коллективный труд).
Цель: Учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

4.Индивидуальная работа по развитию движений .

Цель: Совершенствовать приемы метания в горизонтальную цель. Развивать глазомер, координацию движений, ловкость

5.Самостоятельные игры с выносным материалом

Прогулка №7

1.Наблюдение за снегопадом.

Цель: Продолжать учить видеть прекрасное, уточнить представления о свойствах снега. Закрепить знания о сезонном явлении – снегопад.

Художественное слово:

Светло – пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Дорогой бурною
Легко проносится
Не высь лазурную-
На землю просится
Рассказ: В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются также как дождевые капли. На большой высоте пар начинает замерзать и

превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки – снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.
Вопросы:
Где образуются снежинки?
Почему? На что похожи снежинки?
2.Исследовательская работа:
Из какого снега можно лепить? попробуйте слепить ком снега. Почему снежинки тают у нас на ладошках?

3.Подвижная игра:
“Ворона – воробей.“
Цель: Учить внимательно слушать команду, развивать внимание, продолжать учить ориентироваться в пространстве.

4.Трудовая деятельность:
Цель: Продолжать работать сообща.
Собрать снег в кучу для постройки горки.

5.Индивидуальная работа по развитию движений :
Игровое упражнение: “ Не сбей флажок.“
Цель: Продолжать ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

6.Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №8

1.Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями.
Цель: Расширить знания детей о деревьях, что у них общего и в чем отличие

Вопросы:
Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина, сосна, ель, лиственница и др.)
А какие это деревья? (Хвойные.) Почему? (Хвоя.)
А какие это деревья? (Лиственные.) Почему? (Есть листья.)
Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)
Какие условия необходимы для роста деревьев?
Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и в медицине?

2.Подвижные игры
«Перебежки», «Догони пару»
Цель: Упражнять детей в беге через препятствия

3.Трудовая деятельность
Уборка на физкультурном участке.
Цель: Учить детей трудится сообща, распределять между собой обязанности.

4.Индивидуальная работа по развитию движений:
Прыжки в длину с места,
Цель: Упражнять детей в прыжках, отталкиваясь двумя ногами.

5.Самостоятельные игры с выносным материалом..

Прогулка №9

1. Наблюдение за снегом и льдом.
Цель: Закреплять знания детей о разнообразных состояниях воды. Формировать реалистическое понимание неживой природы.
Вопросы: Из чего состоит лед?
Какие свойства льда (снега) Вам знакомы?
Как образуются снежинки?

Художественное слово
« Мы снежинки! Это мы
парашютики зимы
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим»
Рассказ:
Лед – это замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Назовите признаки льда (блеск, гладкость, твердость, хрупкость). Погладьте поверхность – для определения гладкости. Ударьте – для обнаружения прочности и хрупкости.
Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.
Какой снег в теплую погоду? (Снег липкий, тяжелый, влажный, сырой)
Какой снег в морозную погоду? Свойства снега меняются, из него нельзя лепить, ветер легко поднимает снег и кружит его в воздухе. (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается).
Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; темный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.

2.Исследовательская работа
Опыт: Сравнить время замерзания воды в большой и маленькой формочках, воды чистой и подкрашенной. Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стаканы плотно и рыхло.
3.Подвижные игры. .
«Волк во рву « «Мышеловка»
Цель: Учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно; развивать быстроту, ловкость, выносливость.

4. Трудовая деятельность
Уход за растениями, растущими на участке (подгрести снег к кустам, клумбам с многолетними растениями)
Цель: Формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.

5.Индивидуальная работа по развитию движений.
Лазанье (Влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет)
Цель: Развивать координацию движений; воспитывать смелость, решительность.

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №10

1.Наблюдение «Какая сегодня погода?»
Цель: Формирование умения детей определять состояние погоды, замечать изменения ежедневно. Учить детей (с помощью взрослого) пользоваться уличным термометром. Воспитание интереса к наблюдениям в природе.
Обогащение словаря: термометр, календарь

Игра «Назови осеннюю примету». Игра проводится в группе перед прогулкой. «Ну-ка, стрелка, повернись, повернись и остановись».
Воспитатель показывает осенний календарь природы, предлагает повернуть стрелки календаря, указывающие на состояние погоды.
Предложить детям ежедневно наблюдать изменения температуры воздуха утром, днём и вечером. -Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какая сегодня погода?

- Назовите признаки осени. - Ночи становятся холодными, а днём погода ещё бывает ясная, тёплая. Небо голубое, яркое., но чаще прячетя с за облаками Люди стали одеваться теплее. Иногда, в теплую, солнечную погоду появляются насекомые..

Характеристика осенней погоды: пасмурная, ясная, солнечная, прохладная, ветреная, дождливая, холодная, теплая, морозная..
Определить погоду по следующим приметам:
*Если утреннее солнце красного цвета – погода изменится к худшему, возможны

дождь и ветер. *Если на закате за солнцем идут облака – к сильному ветру, колечками – к дождю. *Облака с юга – к дождю, с северо-востока – к ясной

в виде длинных параллельных полос – к ненастью.
Дидактические игры :

«Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «погода».

Цель: научить составлять предложения с заданным словом.

«Нарисуй картинку» – рисование на мокром песке.

Цель: развитие мелкой моторики.

2.Подвижные игры: «Гуси-лебеди»

Цели: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.

«Карусель».

Цели: Учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять игровые действия. Развивать быстроту реакции, внимание, координацию движений.

3.Трудовая деятельность

Помочь старшим в уборке участка ДОУ.

Цель: Закреплять навыки работы с лопатами, носилками; учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.

4. Индивидуальная работа по развитию движений:

Упражнения на сохранение равновесия.

Цель: Воспитание у детей выносливости.

Цели: Учить детей самостоятельно организовывать игры, выступать в роли игроков, водящих, ведущих, судей, капитанов; использовать в двигаельной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.

4. Индивидуальная работа по развитию движений:
Упражнение на равновесие.
Цель: Вбегать и сбегать с горки (деревянной доски).

5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Прогулка №11

1.Наблюдение за состоянием природы

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Художественное слово:

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены

на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый,

весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья

все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

Беседа

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.

2.Трудовая деятельность

Цель:

3.Подвижные игры

Цель:

4.Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цель:

5. Самостоятельная двигательная деятельность.

Прогулка №12

1.Наблюдение за специальным транспортом - «скорой помощью»

Цель : расширять знания о специальном транспорте - «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей;закреплять умение находить нужную машину по описанию.

Загадки:

Что за зверь по мостовой мчит, Как ветер удалой. По зову больных

Рычит, пыхтит. («Скорая помощь».)

На красный свет машина мчится, - Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».)

Какая это машина?

Как вы догадались?

Для чего нужны такие машины?

Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»

2.Трудовая деятельность:

Сбор мусора на участке.

Цели:

добиваться выполнения задания общими усилиями;

воспитывать взаимопомощь.

3.Подвижные игры: «Перелет птиц», «Не попадись».

Цели: упражнять в беге в разных направлениях;

развивать медленный и быстрый бег.

4.Индивидуальная работа

«Хоккей».

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Прогулка №13

1.Наблюдение за погодой

Цель: - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Попросить детей охарактеризовать погоду, сравнить с погодой ранней осени.

(Как изменились растения? Насекомые исчезли, температура воздуха снизилась, на почве появились первые заморозки, птицы стараются перелететь поближе к жилью человека. Все чаще небо покрыто свинцовыми тучами. Долгота дня уменьшается – длина ночи увеличивается.)

Загадка:

В этот месяц, что ни год,

Белый день в обед встает.

Зимний сумрак, грязь и слякоть-

Вдруг сугробы у ворот. (Ноябрь.)

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит»

Цель: - обогащать словарь глаголами, обозначающими действия

Метель – метет, вьюжит,…

Дождь – льет, моросит,…

Ветер – дует, завывает,…

Снег – идет, падает,…

Ворона – летает, каркает,… и т.д.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к корням деревьев.

2.Подвижная игра

«Ловишка, бери ленту», «Бездомный заяц»
Цель: упражнять детей в беге не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать ловкость и выносливость.
3. Трудовая деятельность:
Коллективный труд (вместе с детьми собрать мусор с участка).
Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
4. Индивидуальная работа по развитию движений:
Упражнение на равновесие.
Цель: Вбегать и сбегать с горки (деревянной доски).
5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Прогулка №14

1.Наблюдение за изменением цвета неба

Цель: - развивать внимание и умение охарактеризовать увиденное.

Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось; хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Его стало как бы больше, из-за того, что деревья стоят без листвы и сквозь их ветви просматривается небо.

Отметить, как красива природа в любое время года.

Примета: осенью серенькое утро, так жди красного денька.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель: - активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, отдыхать,…)

Что делают в больнице?- Что можно делать на реке? и т.д.

2.Подвижная игра «Пустое место» (ОД – бег) разучивание

Цель: развивать физические качества: ловкость, быстроту.

Выбирается водящий, остальные дети становятся в круг, положив руки на пояс. Водящий идет за кругом и говорит:

Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.

После этих слов водящий останавливается и заглядывает в круг. Происходит разговор со стоящим в кругу ребенком:

- Тук-тук-тук.- Кто пришел?

-Это… (водящий называет свое имя).

-Зачем пришел?

-Бежим наперегонки!

После этих слов оба бегут вокруг стоящих в кругу детей в разные стороны, стараясь быстрее вернуться и занять пустое место. Кто добежит первым, занимает его, а опоздавший становится водящим.

3. Трудовая деятельность

Цели:

закреплять навыки работы с лопатой;

4.Индивидуальная работа.
«Попади в обруч»
Цель: Упражнять детей в умении действовать по сигналу,
закреплять умение метать в цель

5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №15

1.Нахождение примет наступающей зимы

Цели: - развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени;

Выявлять особенности приспособления растений к зиме;

Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Попросить детей самостоятельно охарактеризовать погоду, употребляя в речи как

Можно больше прилагательных, найти приметы поздней осени в ближайшем окружении.

    Установить связь между изменениями в неживой природе с изменениями в живой (солнце стало меньше светить и греть; растения отцвели, дали семена, сбросили листву; птицы и звери приготовились к холодному периоду года (улетели в теплые края, залегли в спячку, поменяли шерсть на более теплую, появился подпушек у многих зимующих птиц)).

Примета: Если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется; если первый снег упадет на сухую землю, то он сойдет.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: - уточнить и углубить знания о временах года.

Воспитатель называет времена года и отдает какой-либо предмет ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время года, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и т.д.

2.Подвижные игры

«Снежная карусель».

Цель: упражнять в ориентировке на местности.

3.Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.

4. Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега.

Цели:

закреплять навыки работы с лопатой;

воспитывать настойчивость, самостоятельность.

5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №16

1.Наблюдение за синицей

Цель: - углублять представление о синицах

Загадать детям загадку:

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош осенний день!» ( синица)

Синица – красивая птица. Спинная сторона желтовато-зеленого цвета, брюшная сторона – желтая, с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. У синиц Средней Азии спина голубовато-серая, а желтый цвет брюшной стороны замещен белым. Верхняя сторона головы, бока шеи, горло и прилежащая часть зоба блестяще-черные с синеватым стальным отливом, бока головы белые. Крыло серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой. Хвост черноватый, с голубоватым налетом.

В конце лета семейные стайки больших синиц объединяются с семьями других видов синиц, корольков и некоторых других птиц. В таких стаях в начале зимы обычно насчитывается 30 – 50 птиц, которые кочуют везде, где есть деревья и кустарники. С выпадением снега большая часть синиц отлетает к югу, а остающиеся зимовать птицы перемещаются на окраины населенных пунктов. Синички очень любят зимой лакомиться свежим салом, поэтому его надо класть в кормушки с другим кормом.

Приметы: птицы запели в дождь – к ясной погоде; хохлятся – к ненастью; если синичка с утра начинает пищать, ночью будет мороз .

2.Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

3.Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».

Цели:

продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

закреплять умение прыгать.

4.Индивидуальная работа

«Хоккей».

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №17

1.Наблюдение за одеждой взрослых и детей

Цели: - продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе;

- закрепить знания о классификации одежды по сезонам.

Обратить внимание детей на одежду людей. Попросить назвать части одежды, сравнить ее с летней, выяснить, почему она изменилась.

Все живые существа готовятся к холодному сезону, только по-разному. Холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть (песец, лиса, норка, волк, зимующие птицы), запасать в жилища корм (белка), появление снега приводит к изменению окраски зверей для защиты от врагов (заяц). У человека нет шерстяного покрова, поэтому он надевает теплую одежду, отапливает жилище, запасает овощи и фрукты.

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цели: - упражнять в классификации предметов;

- вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Предложить детям вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий:

Назвать профессию, а дети должны ответить, что нужно для работы в этой области.

Назвать предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

2.Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

3.Подвижные игры

«Лиса в курятнике», «Самолеты».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

4. Индивидуальная работа

«Донеси мешочек». Цель: упражнять в равновесии.

5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Прогулка №18

1. Наблюдение за прозрачностью и движением воздуха

Цель: - обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).

Загадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Попросить детей вдохнуть прохладный, чистый осенний воздух. Чем он пахнет? Что дети ощущают, вдыхая этот воздух? (Запах свежести, земли.)

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать воздух можно тогда, когда дует ветер, потому что ветер – это движение воздуха.

Цели: - доказать детям, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;

- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях.

Предложить детям, закрыв глаза, почувствовать запахи (от корки апельсина, чеснока, ароматизированных салфеток), распространяющиеся вокруг.

В ы во д: Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

2.Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель: формировать навыки работы в коллективе.

3.Подвижные игры

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

4.Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом

Прогулка №19

1.Наблюдение за снегом

Цель: - закрепить представление о снеге как особом состоянии воды.

Загадка:

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.(Снег.)

***

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)

Предложить детям понаблюдать за снегом, как он красиво и тихо падает на землю. Рассмотреть снежинки, упавшие на темные варежки или перчатки. Они все разные – игольчатые и красивые.

Снять варежки и понаблюдать, как снежинки тают, так снег превращается в воду.

Дидактическая игра «Какая она, снежинка?»

Предложить детям охарактеризовать снежинку (красивая, холодная, белая,…)

Приметы: облака идут низко – к снегопаду; облака движутся против ветра – к метели.

Исследовательская деятельность «Вода и снег»

Цель: - опытным путем закрепить у детей знания о том, что вода имеет различные состояния.

Внести в группу снег и лед и выяснить, что быстрее растает. В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

В ы в о д: Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

2. Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

3.Подвижные игры

«Два мороза», «Мы веселые ребята».

Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

4.Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель: учить спускаться с горки.

5. Самостоятельные игры детей с выносным материал

Прогулка №20

1.Наблюдение за долготой дня

Цель: - развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Загадка:

Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

Продолжить наблюдение за солнцем: оно светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Дети приходят в детский сад, когда еще темно. Сравнить с началом осени, когда ребенок просыпался и было уже светло, солнце стояло высоко. А теперь долгота дня сильно уменьшилась. Ноябрь – самое темное время года, потому что еще нет снежного покрова.

Дидактическая игра «О чем я сказала?»

Цель: - учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Рассказать детям, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов.

- Называть слова, а дети должны перечислить его значения:

Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная, у ежа…

(Нос, ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т.д.)

2.Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

3.Подвижные игры

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

«Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

4.Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

5. Самостоятельные игры детей с выносным

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович

Дождик

Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.
Дождь - художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.
Вот и серый снег пошел,
Лег густо.
До чего же хорошо
И грустно.

Р. Сеф

Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.

В. Шульжик

Конспект прогулки с детьми подготовительной группы на тему: «Осень золотая».

Цель:

1.Обобщить и систематизировать знания детей об осени (закрепить понятия: ранняя, золотая, поздняя);

2.Показать детям многообразие красок золотой осени.

3.Способствовать развитию познавательного интереса.

4.Закреплять знания признаков осени, названий деревьев, определять цвет осенних листьев.

5.Учить составлять предложения из трёх и более слов.

6.Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость.

7.Привлекать детей к уборке на участке и уборке инвентаря после игр.

8.Развитие мелкой моторики рук, тренировка и закрепление двигательных навыков.

Ход прогулки.

1.Наблюдение.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на осеннюю прогулку. Какое сейчас время года? (осень) . Послушайте стихотворение и скажите, о какой осени в нем говориться?

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М. Лесовая
(о золотой)

Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? (Стало холодно; люди одели тёплую одежду; птицы улетели на юг; в полях убрали урожай, листья на деревьях желтеют и опадают, часто идут дожди).

Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень. Давайте немного пройдёмся и посмотрим какого- же цвета осень? Посмотрите налево и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Они ещё зелёные ). Теперь посмотрите направо и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Жёлтые, золотые. ) За счёт жёлтых, золотых листьев на берёзе осень называют «золотой». Ребята, какое дерево растёт прямо перед нами? (Рябина. )

Какого цвета листья на этом дереве? (Красного .)

Воспитатель: Какая красивая, разноцветная осень! Всю землю покрыли жёлтые, зелёные и красные листья, побродим по ним и послушаем. Что вы слышите? Они сухие и лёгкие, шуршат под ногами. А теперь посмотрим все наверх и понаблюдаем, может нам посчастливиться увидеть, как жёлтый листочек отрывается и, кружась в воздухе, медленно летит на землю. А если подует ветер посильнее, то много- много листьев с шуршанием полетит на землю. Послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт М. Ивенсен:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Время, когда с деревьев падают листья, называется «листопад». Само слово говорит за себя, листья падают.

2. Игра «Листопад».

Ход игры:

Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.

Дети бегают, взмахивают руками:

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки.

Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.

Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют ).

Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке ).

Закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

А теперь все листочки летите ко мне.

3. Исследовательская деятельность.

Воспитатель: Листья лёгкие, вот поэтому они летят на землю медленно, летят и кружатся в воздухе. Давайте проверим так ли это? Найдите себе по красивому листочку. (Каждый ребёнок называет цвет и величину своего листочка. ) Сейчас мы положим листочки на ладошку и по моей команде подуем на них. Сначала посмотрите, как сделаю это я. Листочек должен находиться на уровне губ. (Следить, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе, не надували щёки на выдохе.)

ВЫВОД: Лист летит, он лёгкий.

4. Дидактическая игра «Подбери слова».
Ход игры
Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.
Желтеют (
листья )
Моросит (
дождь )
Дует
(ветер )
Вянет
(трава )
Опадают (
листья )
Льет (
дождь )
Улетают (
птицы )
Созревают (
овощи, фрукты )
Собирают (
урожай )

4. Трудовая деятельность.

Сбор листьев. Уточнить с какого дерева, и какого цвета листья собрали дети. Предлагаю еще один конкурс «Кто выложит из листьев самую длинную дорожку?» Награждение золотыми листочками березы.

5. Индивидуальная работа по развитию движений:

«Перепрыгни через овраг» (прыжки в длину с места, расстояние 30-40 см).

6. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя на прогулке:

— Нельзя ломать ветки, рвать растения.

— Нельзя брать и кидать палки, камни.

— Нельзя подбирать и брать в рот посторонние предметы.

— Нельзя лазить по деревьям и заборам.

— Играть на виду у воспитателя.

Воспитатель: Ребята, наша прогулка подошла к концу. Теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (Ответы детей. )

— Что такое листопад?

— Что понравилось и что запомнилось вам на нашей прогулке?

Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали. В память о нашей осенней прогулке давайте сфотографируемся.

Конспект осенней прогулки для детей подготовительной к школе группы «По следам осени»

Кулита Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Чайка»
Описание материала: предлагаемый конспект развлечения будет полезен педагогам подготовительной к школе группы, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной организации, студентам педагогических факультетов.
Цель: Создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
- Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:
Колокольчик, тайное письмо, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, листья настоящие крупные и мелкие, камни, скакалки, мячи, магнитофон.

Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход прогулки
Воспитатель: (звенит колокольчиком)
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)

Письмо в конверте.
- Вы любите путешествовать?
- А на чем можно отправиться в путешествие? Я предлагаю Вам отправиться в путешествие «По следам Осени», а на чем мы отправимся, нам подскажет песня: «Колесики….» (звучит мелодия).
Так на чем же отправимся в путешествие? Кто управляет машиной? Любой человек может управлять ей? Что нужно водителю взять в дорогу, чтобы не уйти от маршрута? (рассматривание карты маршрута).


Остановка «Знай-ка» (на карте изображен желтый лист)
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
- день короче, а ночь длиннее;
- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- небо серое, хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Остановка «Опыты»
(на карте гриб, дети находят, берут и решают, что бы они хотели выяснить)

Исследование №1 (нарисована лупа и лист),
Исследование №2 (зеленый лист)

Воспитатель:
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?
(ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель:
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Иинтересно)
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой (лупа, зелёные листья).
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель : А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают: - Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель : Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).
Трудовая деятельность: Сбор камней после опыта.

Остановка «Играй-ка
Воспитатель:
- Дети, когда с деревьев падают листья, как называется это явление?
- Посмотрите, как я устрою листопад. Как летят листья на землю? Что вы заметили? Давайте проверим так ли это? Возьмите свои листочки, положите на ладошку и по команде подуем на них. Какой можно сделать вывод? (лист летит, он легкий).
Подвижная игра «Листопад»
Ход игры:
Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.
Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки.
Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.
Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют) .
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке) .
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
А теперь все листочки бегите ко мне.
Самостоятельная двигательно - игровая деятельность: игры с выносным материалом (скакалки, мячи).
Воспитатель:
- Ребята, наша прогулка подошла к концу. Теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (ответы детей.)
- Что такое листопад?
- Что понравилось и что запомнилось вам на нашей прогулке?
- Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали.
В память о нашей осенней прогулке давайте сфотографируемся.

Материал копирован с диска "Организация деятельности детей на прогулке". Для удобства использования переведен в формат Ворд. Для себя распечатывала 2 страницы на одном листе, складывала пополам и вкладывала в маленькие файлы. Очень удобно использовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).

НАХОЖДЕНИЕ ОСЕННИХ ПРИМЕТ

Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облачка. На некоторых деревьях появились желтые листья.)

Приметы: теплая осень к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, и рвет, и льет, и снизу метет».

Стихотворения:

СЕНТЯБРЬ

В этот месяц, что ни год,

В школу тянется народ:

Золотой шуршит листвою,

Ярких астр букет несет.

Загадки:

Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг.

(Сентябрь.)

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.

Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках.

«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».

Труд на участке. Вместе с воспитателем дети навести порядок на своем участке и возле него: убрать мусор, веточки, упавшие листья.

Индивидуальная работа 1 .

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ

Воспитатель обращает внимание детей на то, что дни стали короче, меньше времени остается на вечернюю прогулку. Вечером становится прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на темно-голубом небе.

Поговорки и пословицы: «Весной дождь растит, а осенью гноит».

Дидактическая игра «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

Игра-забава «Узнай по звуку».

Цель: развивать наблюдательность.

Ход игры. Воспитатель выносит на улицу игрушки из различного материала (дерево, пластмасса, металл), дети прислушиваются, как звучит каждый предмет при постукивании по нему карандашом или деревянной палочкой. Выбирается водящий. Ему закрывают глаза, и он должен определить, какая игрушка звучит.

Опыт «Уличные тени».

Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.) Что такое тень? Почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Выводы. Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Труд на участке 2 .

Предварительный просмотр:

ПРОГУЛКА 1

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ДНЯ

Цели: обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих явлений; развивать наблюдательность, чувство сопереживания и любви к природе; активизировать мыслительную деятельность.

В начале октября солнце еще ярко светит, небо ясное, голубое. Воспитатель просит ребят протянуть руки к солнышку, погреть их, напоминает, в каком месте солнышко вставало и садилось летом и где сейчас. Отмечает уменьшение светового дня, утром уже не хочется вставать рано, так как на улице темно, и вечером рано темнеет.

Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю.

Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет».

Дидактическая игра с мячом «Бывает – не бывает».

Подвижная игра «Угадай, что поймал».

Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти в воображаемый лес и понаблюдать за его обитателями (белками, зайцами, муравьями, пчелками, и т. д.), вернувшись с прогулки, рассказать жестами, без слов, за кем они наблюдали.

Труд на участке. Уборка опавшей листвы у себя на участке и на участке младшей группы.

РАССМАТРИВАНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ
ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ

Цели: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.

Обратить внимание детей на растения. Вспомнить формы, части растения, какие условия необходимы для нормального роста и развития, какую функцию несут части растения (ствол, корни, листья), чем деревья и кустарники отличаются друг от друга и какие у них есть сходства (найти их на участке, рассмотреть сирень и вяз, потрогать стволы руками, сравнить листья сирени и вяза).

Приметы: ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю; преждевременное падение листьев – к ранней зиме.

Стихотворения:

ОСЕНЬ

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Е. Головин

Загадки:

Вот художник золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды – зреют по лесам,

Кто же тот художник? Догадайся сам!

(Осень.)

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Труд на участке. На территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений.

Предварительный просмотр:

ПРОГУЛКА 1

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СВЯЗЬЮ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ

Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. (Если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота состояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха.)

Обратить внимание детей на яркие осенние изменения в природе. Помочь установить зависимость живой природы от неживой. Стало прохладно, птицы улетают в теплые края, звери покрываются более теплой шкурой и т. д. Находить эту связь в ближайшем окружении. Напомнить приметы осени. Отметить самых находчивых и активных детей.

Приметы: во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь долгий; если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.

Стихотворения:

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

И. Мазнин

Загадки про осень.

Дидактическая игра «Вспомни разные слова».

Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его следующему, как бы передать его, следующий говорит то же одно слово, повернувшись к третьему ребенку. По очереди все дети должны произнести по одному слову. Через 3 круга игра останавливается. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Правила игры. Нельзя повторять одно слово дважды.

Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись».

Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь» и передает палочку ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает палочку следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.

Кавказская народная игра «Перетягивание».

Цель: развивать силу, ловкость.

Ход игры. На площадке чертится большой круг. Он делится пополам чертой. По обе стороны от нее, спинами друг к другу, становятся два участника игры. На них надевается стальной обруч. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать тянуть следует одновременно по команде: «Марш!» Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног.

Подвижная игра «Шоферы».

Цели: учить придумывать различные действия и изображать их; рассказывать о воображаемых событиях.

Ход игры. Воспитатель просит детей представить, что они шоферы автомашин. Каждый выбирает себе дорогу: в деревню, на море, в магазин. Воспитатель просит детей рассказать о том, что они видят из окна.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!