Пгс и опгс: характеристики и применение. Строительство слоев основания и покрытия из песчано- гравийной смеси

Один из самых востребованных материалов с современной индустрии строительства – песчано-гравийная смесь. Это сыпучий материал, который имеет зернистую структуру и представляет собой смесь с в определенных пропорциях.

Интересно, что применение песчано-гравийная смесь находит в самых разных сферах строительства. Ее используют как на масштабных объектах, так и при возведении небольших частных домов.

Разновидности ПГС

Как и любой строительный материал сложного состава песчано-гравийные смеси могут классифицироваться по разным признакам. Но наиболее распространенный параметр – происхождение или способ получения . С этой точки зрения подобные смеси бывают двух основных видов:

  1. Природные, получаемые путем добычи из естественных источников, карьеров, прибрежной линии водоемов и т.д. В природного происхождения доля по объему составляет 10 %, а по массе – 95 %. Размер гравийных зерен при этом колеблется в широких пределах. Минимальное значение – 10 мм, максимальный размер может достигать 70мм;
  2. Обогащенные. Это природные смеси, в которые добавляют для получения нового соотношения.

Также большое значение имеет степень влажности песчано-гравийной смеси. Часто случается так, что на строительную площадку материал попадает слегка увлажненным или, наоборот, чрезмерно сухим. Это редко делается намеренно, а скорее зависит от условий хранения и транспортировки. Но как бы то ни было, если используется для приготовления бетонных растворов, то степень влажности обязательно нужно учитывать. В случаях, когда песок сырой, количество воды, добавляемой в раствор, уменьшается по сравнению с начальными параметрами рецепта. Чтобы обеспечить нормальное сцепление при использовании сухой , объем воды увеличивается.

Сфера применения ПГС

Несмотря на то, что добыча и производство природных песчано-гравийных смесей имеет более низкую себестоимость по сравнению с обогащенными , все же данный строительный материал используется гораздо реже. Объясняется это не достаточно высокими прочностными свойствами подобных смесей, а также полученных с их помощью конструкций.

Чаще всего природные песчано-гравийные смеси используются для устройства нижней подушки многослойных дорожных покрытий, а также отсыпки садовых дорожек. Значительная доля в составе природных делает их подходящим материалом для устройства дренажных каналов, а также обратной засыпки котлованов и траншей для прокладки коммуникационных линий.

В этом случае прочностные свойства стройматериалов играют второстепенную роль, а то и вовсе не имеют значение. А вот что становится по-настоящему важным, так это способность впитывать и эффективно отводить влагу с поверхности строительных конструкций. Для таких целей природные песчано-гравийные смеси подходят практически идеально.

Самый востребованный вид песчано-гравийных смесей – 5-ой группы, с содержанием на уровне 70 %. Для такой смеси характерно практически полное отсутствие усадки при использовании в основе различных строительных конструкций. Причем, деформации не наблюдаются даже при очень значительных нагрузках. Поэтому именно такая песчано-гравийная смесь применяется в качестве первичного устойчивого слоя при заливке бетоном больших площадок.

ПГС или песчано-гравийная смесь-природный материал, добываемый в карьере и обладающий определённым процентным содержанием песка и гравия. Один из основных строительных материалов. Применяется для выполнения строительных работ любого уровня сложности при возведении частных и многоэтажных домов, а также дорожном строительстве. Пользуется популярностью в силу доступной стоимости и широкой сферы использования. Процентное содержания гравия в смеси может варьироваться от 20% до 75%.

Виды песчано-гравийной смеси

В зависимости от степени и качества обработки материала, выделяют его следующие виды:

  1. Природный ПГС. Материал после добычи не подвергается дополнительной и специальной обработке. Транспортируется на объект сразу же после добычи.
  2. Обогащённый ПГС. После добычи природный материал проходит обработку. Различается между собой процентным соотношением песка и гравия.

Природный ПГС в зависимости от места добычи делится на:

  1. Горно-овражный. Различается внешним видом частиц. В силу значительного содержания примесей и гранулометрического состава не рекомендуется для изготовления бетонов, но может использоваться в дорожном строительстве, для создания оснований, фундаментов и оформления земельного участка в процессе благоустройства.
  2. Озёрно-речная смесь. Обладает однородным составом. Частицы имеют в большинстве своём обтекаемую форму.
  3. Морской тип. Достаточно легко различить по округлой форме частиц. В нём меньше всего различных неоднородных примесей.

Озерно-речные и морские гравийные смеси используют для изготовления бетонов, необходимых при строительстве зданий, при заливке фундамента.

Компания «Гравит» добывает природный ПГС в карьере Марусино с содержанием гравия 60-65 % и крупного песка 35-40 %. В ПГС отсутствуют органические примеси, что делает его применимым для устройства фундаментов и производства бетонов.

Где используется ПГС?

Сфера использования песчано-гравийной смеси весьма обширна. ПГС применяется активно в промышленном, жилищном и дорожном строительстве. Многие строительные компании предпочитают заменять щебень и песок в силу их высокой стоимости на качественный ПГС. Он не уступает им по своим характеристикам. Обеспечивает высокое качество строительных работ.

Применение ПГС:

  1. Строительство дорог. Для устройства оснований дорог, устройства всех слоев дорожного полотна.
  2. Устройство фундаментов. ПГС используют в качестве замены песка и щебня.
  3. Создание отмосток. Отмостки - водонепроницаемое покрытие вокруг здания. Заменой песку и щебню здесь служит ПГС.
  4. Благоустройство земельных участков, выравнивание площадок.
  5. Производство некоторых марок бетонов и ЖБИ изделий, которые не несут большой нагрузки: колодезные кольца, крышки и днища для колец, лотковые элементы, элементы оград.
  6. Для отсыпки при прокладке трубопроводов.
  7. В качестве дренажного слоя.

Спектр применения ПГС широк и разнообразен. Он способен с лёгкостью заменить щебень и песок. Это даёт возможность сэкономить деньги без ухудшения качества строительных работ.

ПГС может заменить песок и щебень в следующих видах работ:

Частное строительство

Строительство дорог к дачам, домам и коттеджам. Создание фундаментов и отмостков при строительстве частного загородного дома. При проведении благоустройства на земельном участке.

Строительные и производственные компании

ПГС применяется для создания фундаментов многоэтажных домов до 5 этажей.

Используется также устройства временных дорог и подъездных путей к строительным объектам и при проведении благоустройства. Многие компании уже начали заменять традиционный щебень и песок на ПГС.

Растворо-бетонные узлы при производстве бетона используют качественный ПГС с высоким содержанием гравия разного размера и отсутствием органических примесей. Примеси снижают качество бетона. Чтобы бетон был густым и прочным, в ПГС должны быть зерна гравия различного размера. Meлкий гравий заполнит пустоты между крупными зернами и oбecпeчит pacчeтнyю пpoчнocть бeтoнa.

Приобрести качественный ПГС без органических примесей можно в компании «Западно-Сибирский песчаный карьер» (карьеры , ), позвонив по телефону 255-11-16. Менеджеры с удовольствием расскажут вам о характеристиках ПГС и примут вашу заявку.

Фундамент — это не только основа любого здания, но и гарант долговечности и прочности постройки. Именно правильный выбор и соблюдение строгой последовательности работ, а также грамотный подбор используемых при возведении фундамента материалов гарантируют его надежность и соответствие требуемым стандартам качества. Основная цель этой части дома сводится к обеспечению будущего строения стабильной и крепкой площадкой. Правильно приготовленная и уложенная песчано-гравийная подушка под фундамент способна обеспечить его меньшей степени осадкой. Таким образом, надежная подушка помогает значительно улучшить его качественные показатели.

В том случае, если возведение фундамента проводится без соблюдения необходимых строительных норм и в разрез с существующими и проверенными временем правилами, построенное здание в очень короткие сроки может стать совершенно непригодным для проживания. На поверхностях стен при этом появляются трещины, оконные рамы перекашиваются, двери перестают плотно закрываться. Все это приводит к появлению плесени, сырости, сквозняков.

Сделанный ремонт и отделка помещений теряют свою привлекательность. Владельцам таких неудачных построек приходится вкладывать дополнительные средства, время и деньги в непредвиденные ремонтные работы.

Избежать разочарования поможет соблюдение всех требований по строительству фундамента. А его правильность зависит от того, как именно была сделана песчано-гравийная подушка под фундамент. Она по праву считается залогом крепкого и прочного основания. Подушка обеспечивает полное отсутствие соприкосновения стройматериалов и строительных объектов с самим фундаментом, что, в свою очередь, исключает появление различных деформаций. Благодаря наличию грамотно подобранной и подготовленной подушке, здание (в самом своем низу) высоко поднимается в отношении грунтовых вод.

Смесь из песка и гравия является одной из самых популярных и часто используемых строительных материалов. Оба эти компонента, смешанные в точном соответствии с рекомендованными пропорциями, очень часто используются для строительства жилых домов, магазинов и иных зданий. Этот, казалось бы, простой состав, относится к одному из самых лучших вариантов основы. Он гарантирует прочность замесу раствора из бетона или цемента.

Зачем нужна подушка под фундамент?

Тем, кто задумывается о том, чтобы сделать самому фундамент под постройку, следует обратить внимание на четко сформированные строительные правила относительно этого вопроса. В первую очередь важно соблюсти все требования, предъявляемые к такому этапу работ, как устройство песчано-гравийной подушки. Кроме подушки из комбинации песка и гравия, распространены подушки под фундамент из бетона и из щебенки. Как правило, бетонная подушка требуется лишь при выполнении под ФБС-блоки армированного пояса или же при дополнительном расширении стенок фундамента.

Подушка песчано-гравийная делается на строительных площадках со слабонесущим грунтом. Важно помнить о том, что ни в коем случае нельзя использовать для ее формирования песочную пыль или мелкозернистый песок. Готовая к использованию смесь обязана состоять из гравия и песка, которые имеют средние размеры своих частиц. После того, как подушка из этого состава будет уложена, она даст минимальную усадку, для обеспечения которой необходимо произвести тщательную утрамбовку. Такая основа под фундамент прекрасно выдержит нагрузку не только дома среднего размера, построенного из каркасных стройматериалов, бруса или бревна, но и строения большого по площади, например, с мансардой или вторым-третьим этажом.

При строительстве песчано-гравийной опоры, можно воспользоваться таким вариантом проведения работ:

  1. выкопать траншею нужной ширины и глубиной вплоть до уровня плотных слоев грунта;
  2. в ров, который таким образом, получается, необходимо засыпать речной песок крупнозернистой марки;
  3. песок следует засыпать слоями и маленькими порциями. Каждый слой должен быть толщиной в 15 см;
  4. после укладки каждого нового слоя, его обязательно проливают водой;
  5. все слои утрамбовываются при помощи специальной трамбовочной техники;
  6. готовая опора должна иметь ширину на 10 мм большую, чем планируемая ширина будущего здания.

Необходимость песчано-гравийной подушки при строительстве не только малоэтажном, но и более крупном, обуславливается ее сравнительно доступной стоимостью, высокой степенью долговечности и возможностью осуществить работы собственными усилиями, без помощи профессиональных строителей. Однако следует учесть, что такие мелочи, как очистка траншеи после экскаватора, засыпка ведрами или тачкой песка и гравия, ручная поливка всех слоев водой потребуют от работников вложения серьезных физических усилий. Вполне оправданной может стать попытка привлечь к процессу домочадцев или друзей.

Песчано-гравийная подушка своими руками

О том, для чего нужна песчано-гравийная подушка знает каждый опытный мастер-строитель. Подобное основание под фундамент способно обеспечить построенному впоследствии зданию полноценное функционирование без дефектов и повреждений. Необходимо помнить, что слои песчано-гравийной смеси укладываются послойно, но в разную толщину каждого такого слоя. Дело в том, что этот вопрос принципиален для каждого отдельного типа грунта. Ни в коем случае слой песка и гравия не должен составлять в толщину меньше 5 см. Многие строители не приветствуют толщину подушки больше 25 см.

Подушку желательно оборудовать под всей площадью здания. Именно такой способ укладки обеспечивает максимально равномерную осадку строения. Ширина такой подушки должна быть шире, чем ширина фундаментного основания не меньше, чем на 30 см. Таким образом, обеспечивается опора конструкции на всей площади ее поверхности. При укладке песчано-гравийной подушки ее следует утрамбовывать настолько интенсивно, чтобы она обрела плотность равную 1,6 г/см3 от плотности слоев грунта.

Делая такую работу самостоятельно, следите за качеством используемых строительных материалов. Так, например, наличие даже небольшого количества примеси глины в песке может привести к серьезным неприятным последствиям. Если в такую подушку попадет вода, то она начнет вспучиваться. Поэтому, контролируйте состав и состояние используемых материалов, а также, обязательно соблюдайте рекомендации и пошаговые инструкции на всех этапах работы.

О том, когда и как сделать песчано-гравийную подушку своими руками, задумываются многие начинающие строители. Решение этой задачи вполне доступно осилить каждому желающему. А так как закладка основания является первым шагом на пути строительства любого здания, к ее реализации необходим серьезный и ответственный подход. Глубину фундамента в первую очередь определяет уровень протекания вод в грунте. При большой глубине закладки основания не обходится без песчано-гравийной подушки.

Определившись с тем, что такое песчано-гравийная подушка, можно приступать к ее установке, которая, в основном, сводится к следующему:

  • она напоминает своеобразный «пирог» с прослойками из песка и гравия (можно использовать щебень);
  • первый слой в вырытой траншее (котловане) — это бут, который обеспечит дополнительную прочность;
  • второй слой – крупный речной песок, который после распределения по всей поверхности необходимо выровнять, полить водой и утрамбовать;
  • третий слой, толщиной не меньше 20 см, представляет собой гравий. Его после укладки утрамбовывают при помощи виброплиты;
  • готовые уже прослойки засыпаются слоем песка, равным 20 см. После того как его поливают водой, он производит осадку на гравий.

Этой технологии необходимо следовать слой за слоем до тех пор, пока влажному песку уже некуда будет оседать. После окончания работ по изготовлению подушки можно приступать к строительству фундамента.

Тонкости возведения мелкозаглубленного фундамента

Мелкозаглубленный фундамент являет собой ленту монолитную, преимущественно из железобетона. Высота такой ленты составляет от 40 до 60 см, а ее ширина равна 35 – 50 см. Эти показатели зависят от толщины стен и тех материалов, из которых они построены. Укладка такой основы под здание проводится под все наружные и внутренние несущие стены.

Очень важным моментом строительства такого фундамента можно назвать установку правильной подушки, в которой должны использоваться исключительно не подверженные пучению составляющие. Идеальными компонентами для нее станут песок и гравий. При этом соотношение этих компонентов может быть приблизительно следующим:

  • песок речной крупных фракций – 60%;
  • гравий – 40%.

Такая смесь замещает собой грунт и укладывается на дно подготовленной траншеи. Чаще всего глубина траншеи составляет около 50 см. Трамбовке подвергаются все уложенные материалы. Эта подсыпка уменьшает в разы воздействие на фундамент сил пучения во время морозов. Песчано-гравийная смесь нейтрализует и пружинит воздействие, идущее на основу строения снизу.

К преимуществам мелкозаглубленного фундамента относится его невысокая стоимость и отсутствие большой трудоемкости. Однако при таком выборе размер будущего здания ограничен, например, стены не должны превышать 7 м. Что касается устройства подвальных помещений, то при этом типе фундамента они не предусматриваются.

ПГС или песчано-гравийная смесь представляет собой сыпучий материал, используемый для строительства. Смесь добывают несколькими основными способами – в море, реках или озёрах, а также карьерах. ПГС используется для того, чтобы выровнить строительную площадку, или дорожное покрытие, с помощью материала создают дренирующий слой. В продаже имеется несколько разновидностей смеси, а потому для правильного выбора, необходимо ознакомиться с полной информацией о материале.

Имеющийсяв строительныз магазинах ПГС характеризуют по нескольким основным нюансам:

  1. Количество в составе смеси песка, а также гравия.
  2. Крупность зерен. Этот показатель проверяют по специально установленному ГОСТу 8267-93.
  3. Оценка песка производится по ГОСТ 8736-93.

Поскольку природная песчано-гравийная смесь и ее характеристики задокументированы по ГОСТ, то любой желающий получает возможность приобрести исключительно качественный продукт, отвечающий главным строительным нормам.

Свойства:

ПГС обладает большой прочностью, а потому устойчив к воздействию отрицательных и высоких температур. Низкие температуры ПГС выдерживает из-за присутствия крупных фракций щебня в составе. Этот показатель крайне важен в условиях эксплуатации в российских условиях, когда температура зимой и летом сильно рознится.

Долговечность. Это свойство говорит о том, что даже при длительной эксплуатации или хранении, ПГС сбережет все свои свойства, и смесь можно будет после использовать без ущерба качеству.

Если после строительства на площадке осталось лишнее ПГС, то не обязательно вывозить его и заказывать для этого дорогостоящее оборудование. Материал можно легко утилизировать, путем использования для приготовления бетона. А также это очень удобно, поскольку прочностные свойства состава увеличатся.

Строители предпочитают использовать этот материал, поскольку у него очень низкая себестоимость, но при этом большая производительность. Таким образом, по относительно низкой цене появляется возможность приобрести качественный материал, используемый для основных строительных работ.

Смесьмаксимально экологична и натуральна, а потому не несет вред человеческому организму. По этой причине ПГС без опаски используют для возведения детских и спортивных площадок.

Требования к составляющим

При приобретении ПГС необходимо позаботиться о том, чтобы прочность гравия, который входит в состав смеси, отвечала требованиям ГОСТ 8267-93. Морозостойкость и содержание зерен должны отвечать именно этому ГОСТу для обеспечения хорошего качества ПГС.

Песок, который входит в состав смеси по своему зерновому составу должен полностью отвечать ГОСТу 8736-93. Песок может быть крупный, мелкий и средний, а также очень мелкий. Также важно удостовериться в том, что содержащиеся внутри ПГС частицы, проходящие через маленькое сито N014 не превышают 20%, обогащенный 10% состав по всей массе.

Частицы глины и пыли в ПГС не должны превышать 5%, иначе качество смеси сильно ухудшится. Соотношение пропорций должно быть точным для получения лучшего качества.


Если все показатели соответствуют вышеприведенным данным, то с уверенностью можно сказать, что ПГС подходит для строительства и можно смело использовать состав для ответственных работ.

Также, чтобы приобрести хороший и качественный состав ПГС или ОПГС, необходимо удостовериться, что в нём не содержатся засоряющие включения.

Виды песчано-гравийных смесей по способам добычи

Добыча ПГС – масштабное производство, поскольку этот минеральный состав необходим для проведения различных строительных и промышленных работ. Добыча этого вида песка равна половина добыче всех нерудных материалов на территории сстраны. По способу добычи ПГС разделяется на три основных разновидности. Чтобы получить полную информацию о материале, необходимо изучить каждый из видов отдельно.

В реках и озерах

ПГС часто добывают в различных водоемах. Применяется гидромеханический способ, позволяющий на выходе получать очень чистую смесь, которую можно продавать по вполне приемлемым ценам. Специалисты устанавливают землесосное оборудование, с помощью которого пульпа достается с глубиной примерно 30 м или выше. Максимальное значение – несколько сотен метров, но всё зависит от качества выбранного оборудования, а также глубины месторождения.

Оборудование по добыче устроено таким образом, что отсос камней совмещается с фильтрацией, с помощью которой ПГС получается сразу промытой. После того как происходит этот процесс, вода возвращается в водоем, а потому об осушении водоемов не может быть и речи.


Это самый современный способ, который не вредит экосистеме при добыче ПГС. Добыча смеси различной фракции добывается на разных месторождениях. Отэтого будет зависеть вес получаемого продукта. Чем больше содержание гравия, тем больше весит ПГС, тем самым уменьшается коэффициент уплотнения.

В морях

Этот вид по способу добычи напоминает предыдущий варианта. На выходе получается однородный материал, который идеально подходит по конфигурации частиц для строительных нужд. Используя данный способ добычи можно добиться образования ПГС без примесей, а потому именно такой материал используют для того, чтобы изготавливать бетон.

В карьерах

Чтобы добыть ПГС в карьере, необходимо использовать модульные агрегаты. Такие виды оборудований состоят из высокопроизводительных гидравлических землесосов. После добычи руды, необходимо качественно промыть смесь, и для этой цели используют промывочно- сортировочный узел с использованием дизель-генератора. Промывочно-сортировочные агрегаты разделяются на несколько разновидностей:

  1. Вибро мойка.
  2. Агрегат с установленной спирально-ковшовой мойкой.

Применение

Применение ПГС зависит от их свойств и характеристик. Природные материалы могут использоваться для следующих целей:

  1. Создание дорог. Обычно материал применяют в том случае, если не планируется сильное давление на асфальт.
  2. ПГС часто используют для изготовления спортивных или детских площадок внутри жилых дворов.
  3. Материал также очень популярен для возведения небольшого участка перед гаражом. ПГС в таком варианте используют жители частных домов.
  4. Еще одно популярное назначение – отсыпка под трубопроводами, а также для изготовления фундамента для здания и подобного вида сооружений.
  5. Использование в качестве дренажного слоя.
  6. Качественные виды (обогащенная песчано-гравийная смесь) используются для возведения дорог федерального значения.
  7. Качественный материал также применяют, чтобы изготавливать фундамент для зданий.

Исходя из приведенных сведений, можно с уверенностью сделать вывод, что ПГС представляет собой незаменимый эксплуатационный материал в строительстве, который не потеряет своей популярности в течение ее долгого времени. К тому же плюсом ПГС считается природная структура, не наносящая вред организму человека и окружающей среде.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

1. РАЗРАБОТАН ФГУП "Союздорнии".

2. ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства.

3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 15.07.2003 N ОС-621-р .

УТВЕРЖДЕН распоряжением Минтранса России N ОС-621-р от 15.07.2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каменный материал, обработанный вяжущими, является одним из широко применяемых материалов для устройства слоев основания дорожной одежды, а при строительстве дорог низких технических категорий может быть использован и для устройства покрытия со слоем износа из черных смесей.

Настоящие Методические рекомендации излагают комплекс вопросов по требованиям к исходным материалам для приготовления щебеночно-песчано-цементной смеси (ЩПЦС) и смесям для устройства из ЩПЦС, слоев дорожной одежды из них.

Следует отметить, что ЩПЦС рекомендуется применять в качестве материала для устройства оснований при строительстве дорог I-V технических категорий, а покрытий на дорогах IV-V категорий.

В Методических рекомендациях представлена технология устройства слоев дорожной одежды как из смеси, приготовленной в смесительной установке, так и методом смешения на месте. Но следует отметить, что лучшее качество дорожной одежды обеспечивается при устройстве ее из смеси, приготовленной в смесительной установке.

Технология приготовления ЩПЦС изложена в параллельно разрабатываемых "Методических рекомендациях по получению оптимальных составов щебеночно-песчано-цементных смесей".

Для выполнения линейных работ (укладки, уплотнения, ухода) рекомендованы современные машины, имеющие высокий технический уровень, как отечественного, так и зарубежного производства, причем впервые разработана технология укладки ЩПЦС асфальтоукладчиками из смеси, приготовленной в установке, и технология методом смешения на месте с применением ресайклера.

Во всех случаях применения рекомендаций необходима привязка их к местным условиям работы с учетом наличия дорожно-строительных машин и механизмов, местных материалов, уточнения работ и калькуляции затрат труда.

Рекомендации подготовили: зав. лабораторией технологии и механизации дорожных работ О.Б.Гопин; зав. лабораторией каменных материалов В.С.Исаев; генеральный директор ФГУП "Союздорнии" В.М.Юмашев; ст. научн. сотрудник Л.М.Кириллова; ст. научн. сотрудник И.А.Афонина.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для руководства при устройстве оснований или покрытий дорожных одежд из щебеночно-песчано-цементных смесей (ЩПЦС), нормируемых ГОСТ 23558 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия".

1.2. Настоящие Рекомендации предназначены для руководства при контроле качества используемых ЩПЦС, технологии строительства слоя и оценки качества устроенного слоя из ЩПЦС.

Настоящие Рекомендации разработаны в развитие ГОСТ 23558-94 и СНиП 3.06.03-85 и предназначены для руководства при строительстве слоев из рассматриваемых материалов в конструкциях дорожных одежд нежесткого и жесткого типа.

Вопросы конструирования, проектирования и расчета дорожных одежд со слоями из рассматриваемых материалов, а также их работы под воздействием транспорта и климата рассматриваются в соответствующих инструкциях по проектированию дорожных одежд жесткого и нежесткого типа.

1.4. В настоящих Рекомендациях применяются следующие термины и определения.

Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами , для дорожного и аэродромного строительства - это обработанный материал - цементоминеральный материал (ШПЦС, ПУС, ЩПЦМ, ПЦМ) - искусственный материал, получаемый смешением в карьерных смесительных установках песчано-щебеночных, песчано-гравийных, песчано-щебеночно-гравийных смесей, золошлаковых смесей и песка с цементом или другим неорганическим вяжущим и водой и отвечающий в проектные или промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости.

Щебеночно-песчано-цементные смеси (ЩПЦС), песчано-цементные смеси (ПЦС) - это искусственные смеси, получаемые смешением в смесительных установках или на полотне дороги, щебня (гравия), песка, цемента и воды в запроектированных соотношениях.

Щебеночно-песчано-цементный материал (ЩПЦМ), песчано-цементный материал (ПЦМ) - обработанный материал, отвечающий в проектные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости.

Основание (покрытие) - один из конструктивных слоев дорожной одежды.

1.5. Для устройства основания или покрытия применяют цементоминеральные материалы (ЩПЦС), которые должны иметь проектную марку по прочности на сжатие и проектную марку по морозостойкости по ГОСТ 23558 . Состав цементоминеральных материалов (ЩПЦС), обеспечивающий проектные марки, должен быть подобран до начала строительства и утвержден руководством строительной организации.

1.6. Выпускаемая заводом смесь должна иметь оптимальную влажность, обеспечивающую получение максимальной плотности по ГОСТ 23558 .

1.7. Продолжительность транспортирования смесей каменных материалов с цементом, начало схватывания которого не менее 2 ч, не должна превышать 30 мин при температуре воздуха во время укладки выше 20 °С и 50 мин при температуре воздуха ниже 20 °С. Уплотнение смеси следует закончить до конца схватывания цемента. Для повышения качества ЩПЦС целесообразно организовать производство работ так, чтобы уплотнение было закончено до начала схватывания цемента.

1.8. Объем ЩПЦС для устройства слоя в насыпном виде определяется длиной, шириной и толщиной слоя в уплотненном состоянии с учетом коэффициента запаса на уплотнение, равного 1,2-1,4, и уточняется пробной укаткой на первом этапе строительства с составлением акта.

Максимальная толщина устраиваемого слоя в уплотненном состоянии в зависимости от применяемых катков должна быть, согласно СНиП 3.06.03-85 , не более 22-30 см.

1.9. При устройстве оснований и покрытий из ЩПЦС, приготовленной в установке, ее укладка может производиться универсальными асфальтоукладчиками, профилировщиками, распределителями бетона, автогрейдерами.

1.10. Все машины, применяемые для укладки смеси, должны быть оснащены автоматическими системами обеспечения ровности и поперечного уклона.

1.11. Применение автогрейдеров без автоматических систем допускается при обеспечении всех требований к ровности и геометрическим параметрам слоя.

1.12. При устройстве оснований и покрытий из ЩПЦС методом смешения на полотне дороги должны применяться фрезы, профилировщики, ресайклеры в паре с распределителями цемента или ресайклеры и оборудование для приготовления и подачи водно-цементной суспензии.

1.13. Для уплотнения слоя из ЩПЦС должны быть сформированы отряды самоходных катков с соответствующими амплитудно-частотными вибрационными характеристиками. Число катков в отряде определяется шириной укладываемой полосы и темпом укладки смеси.

1.14. Уход за свежеуложенным слоем основания или покрытия из ЩПЦС должен производиться розливом пленкообразующих материалов или с помощью автогудронатора с регулируемой системой распределения или машины по уходу за свежеуложенным бетоном, или укрытием влажным песком автогрейдером с поливомоечной машиной в зависимости от вида ухода.

1.15. В случае устройства двухслойного основания или покрытия верхний слой должен укладываться в течение одной смены с укладкой нижнего слоя при ограничении скорости движения построечного транспорта до 5 км/час или после набора материалом нижнего слоя не менее 70% прочности.

1.16. Движение построечного транспорта разрешается в день укладки или по достижении 70% проектной прочности.

Устройство вышележащего слоя разрешается в день устройства основания или после набора 70% проектной прочности.

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

2.1. Исходные материалы

2.1.1. В качестве компонентов смеси следует применять щебень по ГОСТ 8267 фракции 5-20 или 5-20 и 20-40 мм; песок по ГОСТ 8736 .

Зерновой состав оптимальной щебеночно-песчаной смеси должен отвечать требованиям ГОСТ 23558-94 . Наиболее целесообразно использовать смеси с максимальным размером зерен 20 и 40 мм, соответствующие кривым плотных смесей с коэффициентом сбега 0,65-0,75. Содержание пылевато-глинистых частиц в смеси не должно превышать 10% массы смеси. При этом содержание глинистых частиц должно отвечать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 8736 .

2.1.2. Щебень и гравий по морозостойкости, прочности, содержанию вредных компонентов и примесей, стойкости против силикатного и железистого распадов должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 , ГОСТ 3344 , ГОСТ 25592 .

2.1.3. Песок природный и из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736 , песок из шлаков - ГОСТ 3344 , мелкозернистая золошлаковая смесь - ГОСТ 25592 .

2.1.4. Для приготовления обработанных материалов следует применять следующие вяжущие материалы: портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178 марок не ниже 400 для покрытий и 300 для оснований.

2.1.5. Для приготовления ЩПЦС следует использовать воду по ГОСТ 23732 .

Для приготовления ЩПЦС рекомендуется применять пластифицирующую добавку, как правило, ЛСТ, по ТУ 13-0281036-05-89 "Лигносульфонаты технические. Технические условия".

2.2. Требования к ЩПЦС

2.2.1. Прочность обработанного материала в проектном возрасте (28 суток) характеризуют маркой. Соотношение между маркой прочности и прочности на сжатие и на растяжение при изгибе должно соответствовать требованиям, указанным в табл.1.

Таблица 1

Марка по прочности

Предел прочности, МПа (кгс/см), не менее

на сжатие

на растяжение при изгибе

Примечания: 1. Допускается определять прочность в установленные промежуточные сроки. При этом прочность в возрасте 7 суток должна быть не менее 0,7 от нормируемого значения прочности в проектном возрасте (28 сут).

3. Прочность на растяжение определяется методом раскалывания образцов-цилиндров по образующей. Соотношение между прочностью на растяжение при раскалывании (растяжением) и растяжением при изгибе определяется по ГОСТ 23558-94 .

2.2.2. Марку по морозостойкости обработанных материалов F10, F15, F25, F50, F75 следует назначать в зависимости от категории дороги и климатических условий.

За марку по морозостойкости принимают установленное число циклов попеременного замораживания и оттаивания, при которых допускается снижение прочности на сжатие не более чем на 25% от нормируемой прочности в проектном возрасте.

2.2.3. Прочность на морозостойкость ЩПЦС в зависимости от категории дороги и климатических условий ее расположения приведена в табл.2.

Таблица 2

Показатели свойств обработанных материалов

Для покрытий со слоем износа из черных смесей

Для оснований

Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, твердевших 28 сут, МПа

Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, °С, не менее:

от 0 до минус 5

минус 5 до минус 15

минус 15 до минус 30

ниже минус 30

2.2.4. Расчетный модуль упругости слоя из ЩПЦС при расчете по МОДН 2-2001 должен соответствовать показателям, приведенным в табл.3.

Таблица 3

Название материала

Марка прочности ЩПЦС, ПЦС

Нормативные значения модуля упругости, , МПа

Щебеночно-гравийно-песчаные смеси (оптимальные/ неоптимальные), обработанные цементом, соответствующие марке

Пески гравелистые, крупные, средние / пески мелкие и пылеватые, обработанные цементом, соответствующие марке


Расчетные параметры ЩПЦС при их применении в жестких одеждах принимаются по ВСН 191-97.

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ СЛОЯ ИЗ ЩПЦС. ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

3.1. Подготовительные работы включают в себя комплекс операций по подготовке технологического слоя, на котором должно устраиваться основание или покрытие, и подготовку к работе всех участвующих в технологическом процессе машин.

3.2. Технологический слой должен соответствовать требуемым ровности и плотности в соответствии со СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и принят с составлением акта на скрытые работы.

3.3. Поверхность технологического слоя перед распределением по нему ЩПЦС должна быть очищена от посторонних предметов и увлажнена. При устройстве основания в два слоя нижний слой перед укладкой верхнего должен быть подготовлен аналогично.

3.4. Поперечные сопряжения должны быть очищены от остатков смеси и обильно смочены водой.

3.5. Для работы машин в автоматическом режиме на длине сменной захватки должны быть установлены стойки с вынесенными на них высотными отметками и натянуты копирные струны.

3.6. Перед началом работы необходимо провести пробную укладку и уплотнение ЩПЦС с целью отработки режимов укладки и уплотнения, обеспечивающих требуемую ровность и плотность.

3.7. Для работы профилировщика и распределителя бетона необходимо подготовить обочины для прохождения гусеничных движителей.

3.8. Подготовка асфальтоукладчика к работе осуществляется в следующей последовательности:

- устанавливают выглаживающую плиту на стартовые колодки с учетом толщины укладываемого слоя и запаса на уплотнение;

- устанавливают угол атаки выглаживающей плиты в пределах 2-3 градусов;

- устанавливают ход трамбующего бруса на максимальную величину, частоту ударов в пределах 1200-1700 об./мин в зависимости от толщины слоя;

- устанавливают частоту вибрации плиты в пределах 20-60 Гц в зависимости от толщины слоя;

- регулируется положение шнека.

3.9. При использовании профилировщика типа ДС 108 подготовка его для распределения и предварительного уплотнения ЩПЦС заключается в установке по высоте его рабочих органов:

- задний отвал - на проектную отметку плюс запас на уплотнение;

Шнек - на 1-2 см выше режущей кромки заднего отвала;

- передний отвал поднимают;

- фрезу - на 1-2 см выше режущей кромки заднего отвала;

- боковые окна фрезы и шнека должны быть открыты;

- автоматическая система обеспечения ровности и поперечного уклона должна быть настроена.

Для предварительного уплотнения слоя ЩПЦС на профилировщик целесообразно навесить вибробрус.

3.10. При использовании распределителя бетона для укладки ЩПЦС подготовка его к работе состоит в следующем:

- следует демонтировать бункер-транспортер, при необходимости в передней части монтируют приемный бункер типа ДС-106 и навешивают вибробрус.

Рабочие органы следует установить в следующем порядке:

- отвал - выше проектной отметки на величину запаса на уплотнение;

- шнеко-фрезерный рабочий орган - на 5 см ниже режущей кромки отвала;

- вибробрус должен быть поднят в верхнее положение.

3.11. При использовании автогрейдера следует обеспечить заданную толщину распределяемого слоя, регулируя высоту положения отвала с помощью стартовых колодок. Должна быть также проверена работа автоматической системы обеспечения ровности.

3.12. На всех машинах настроить автоматическую систему обеспечения ровности и поперечного уклона.

4. УКЛАДКА СМЕСИ, ПРИГОТОВЛЕННОЙ В СМЕСИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ

4.1. Укладка смеси асфальтоукладчиком

4.1.1. Укладка ЩПЦС должна производиться универсальным асфальтоукладчиком на гусеничном ходу, как правило, оснащенным жестким рабочим органом.

4.1.2. Укладка должна производиться сразу на всю проектную ширину без образования продольного стыка. Исключение составляет укладка асфальтоукладчиком с раздвижным рабочим органом. В этом случае ширина укладки не должна превышать 4,5-5 м.

4.1.3. При проектной толщине не более 22 см укладку следует производить в один слой. При большей проектной толщине укладку осуществляют в два слоя. При этом допускается распределять смесь нижнего слоя автогрейдером с автоматической системой обеспечения ровности и поперечного уклона. Укладку смеси автогрейдером следует производить на всю проектную ширину и на всю длину сменной захватки.

4.1.4. В случае использования асфальтоукладчика с раздвижным рабочим органом укладку следует производить по следующей схеме, которая обеспечивает примыкание смежной полосы к "свежему" слою ЩПЦС первой маячной полосы: уложить первую полосу на длину 100-120 м, вернуть асфальтоукладчик в исходное положение и уложить смежную полосу на ту же длину, после чего продолжить укладку первой полосы еще на 100-120 м и повторить цикл. При укладке 3-х и более полос примыкание ко 2-й и последующим полосам производится по той же технологической схеме, как и к 1-й полосе.

4.1.5. Автоматическая система ровности при укладке на всю проектную ширину должна работать от двух копирных струн. При укладке примыкающими полосами автоматическая система должна работать от одной копирной струны и датчика поперечного уклона при устройстве первой полосы, а при устройстве каждой смежной полосы - от датчика поперечного уклона и короткой лыжи (башмачка), перемещающейся по неуплотненному краю ранее уложенной полосы.

4.1.6. Скорость движения асфальтоукладчика должна быть в пределах 1,5-3,0 м/мин и зависит от количества поставляемой смеси.

4.1.7. При разгрузке смеси из автосамосвала в приемный бункер асфальтоукладчика самосвал должен останавливаться за 30-60 см до асфальтоукладчика без установки на ручной тормоз, а укладчик, двигаясь вперед, толкать его перед собой, двигаясь при этом на рабочей скорости.

4.1.8. Необходимо обеспечить безостановочную работу асфальтоукладчика или сократить остановки до минимума из-за недостатка подвозимой ЩПЦС.

4.1.9. При укладке на всю ширину в конце рабочего дня необходимо устраивать рабочий шов. При укладке примыкающими полосами рабочий шов необходимо устраивать также и при переходе укладчика на укладку смежной полосы (т.е. через каждые 100-120 м). При этом рабочие швы смежных полос должны образовывать одну прямую линию.

4.1.10. Укладку смеси от рабочего шва следует продолжать после подготовки боковой грани поперечного сопряжения.

4.2. Укладка смеси профилировщиком

4.2.1. Укладку слоя из ЩПЦС с помощью профилировщика следует производить на всю проектную ширину.

4.2.2. Для облегчения работы и повышения производительности профилировщика рекомендуется ЩПЦС, выгруженную на нижележащий слой, предварительно разровнять автогрейдером. При этом смесь следует разравнивать не на всю проектную ширину, а таким образом, чтобы ширина слоя была меньше на 20-30 см с обеих сторон. При последующих операциях оставленные полоски будут заполнены смесью. Толщина слоя, спланированного автогрейдером, не должна иметь отклонения более 5 см.

4.2.3. Планировка смеси профилировщиком под укатку, как правило, выполняется за один проход при скорости движения 10-15 м/мин. В том случае, когда после первого прохода обнаруживаются участки с недостатками смеси, на эти участки следует завезти смесь, распределить ее автогрейдером, возвратить профилировщик в начало участка и выполнить второй проход.

4.2.4. Перед задним отвалом всегда должен поддерживаться непрерывный валик смеси. При значительном скоплении смеси у заднего отвала следует уменьшить скорость движения профилировщика и увеличить число оборотов шнека.

4.2.5. Частота вибрации на вибробрусе должна составлять 30-45 Гц.

4.3. Укладка смеси распределителем бетона

4.3.1. Распределитель бетона при условии навески на нем приемного бункера следует установить так, чтобы задняя стенка приемного бункера была примерно в 1 м от начала полосы укладки.

В начале работы распределителя без приемного бункера он должен располагаться таким образом, чтобы шнеко-фрезерный рабочий орган полностью находился над ранее уложенным слоем и на расстоянии 0,5 м от рабочего шва.

4.3.2. Вибробрус следует опускать и включать при подходе его к началу распределенного слоя. Частота вибрации 30-45 Гц.

4.3.3. Скорость движения распределителя, оснащенного вибробрусом, ориентировочно должна составлять 1,5-2,0 м/мин.

4.3.4. Необходимо на длине 10-15 м произвести пробную укладку для корректировки режимов работы и положения рабочих органов.

4.3.5. В процессе работы необходимо выдерживать заданную скорость движения распределителя, т.к. нарушение скорости приводит к неравномерному уплотнению смеси вибробрусом и образованию неровностей на поверхности слоя.

4.3.6. При вынужденных остановках вибробрус следует выключить и поднять.

4.3.7. Необходимо, чтобы в процессе работы приемный бункер был постоянно заполнен смесью и перед отвалом был равномерный по длине валик смеси.

4.3.8. В конце смены или при длительных перерывах в укладке следует устраивать рабочий шов. При этом распределение смеси нужно выполнять до закладного элемента (доски) или приставной опалубки, перед которыми необходимо поднять вибробрус, а зону примыкания смеси к закладному элементу уплотнить вручную, например виброплитой.

4.4. Укладка смеси автогрейдером

4.4.1. Укладку смеси автогрейдером следует выполнять только при устройстве оснований и покрытий на дорогах IV-V категорий или нижнего слоя основания на дорогах I-III категорий.

4.4.2. Распределение смеси автогрейдером следует производить на всю проектную ширину.

4.4.3. Для обеспечения равномерного распределения автосамосвалы должны выгружать смесь на полотно в шахматном порядке.

4.4.4. Распределение смеси автогрейдером должно осуществляться на 2-й передаче.

5. УКЛАДКА СМЕСИ, ПРИГОТОВЛЕННОЙ МЕТОДОМ СМЕШЕНИЯ НА ДОРОГЕ

5.1. Укладка смеси с использованием профилировщика

5.1.1. Ширина устраиваемого слоя зависит от технических возможностей профилировщика. Если рабочая ширина профилировщика позволяет укладывать смесь на всю проектную ширину, то следует устраивать основание или покрытие без продольного стыка. В том случае, когда рабочая ширина профилировщика не позволяет выполнять укладку на всю проектную ширину, укладку следует производить путем примыкания полос с образованием "свежего" стыка. При этом к концу смены должен быть уложен слой на полную ширину.

Работа организуется следующим образом: после укладки первой полосы на участке, длина которого рассчитывается исходя из сменной производительности и числа полос, профилировщик возвращается к началу участка и укладывает смежную полосу, затем цикл повторяется.

5.1.2. При укладке смежной полосы ширина перекрытия края уложенной полосы смесью должна составлять 20-30 см.

5.1.3. Щебень, разгруженный на полотне дороги, предварительно распределяется автогрейдером, затем по слою щебня также автогрейдером распределяется песок.

5.1.4. Перемешивание щебня и песка выполняется за два и более проходов профилировщика в зависимости от толщины слоя. При этом фреза устанавливается выше поверхности, на которой распределен щебень, на 5 мм. Остальные рабочие органы должны быть подняты в транспортное положение.

5.1.5. После перемешивания щебня и песка необходимо выполнить профилирование слоя, для чего произвести установку рабочих органов профилировщика (см. п. Подготовка профилировщика).

5.1.6. Распределение цемента с выдерживанием установленной нормы выполняется распределителем цемента. При затруднении прохождения распределителя по слою ЩПС его следует прикатать за 2-3 прохода гладковальцового катка массой 6-8 т в статическом режиме.

5.1.7. Перемешивание ЩПС с цементом производится за три прохода профилировщика: за первый проход - сухое перемешивание, за второй и третий с введением воды через распределительную систему, смонтированную на профилировщике, на рабочей скорости 5-10 м/мин и максимальной скорости вращения фрезы.

5.1.8. После третьего прохода необходимо провести контроль качества перемешивания. В случае обнаружения неоднородности перемешивания следует выполнить дополнительно два прохода профилировщика (вперед и назад).

5.1.9. После выполнения операции по перемешиванию следует произвести планировку поверхности слоя под уплотнение его катками (см. п.5.1.5).

5.2. Укладка смеси с использованием фрезы (стабилизатора) или ресайклера

5.2.1. Устройство слоя основания или покрытия производится примыкающими полосами, ширина которых определяется шириной перемешивающего рабочего органа.

5.2.2. Для обеспечения качественного продольного сопряжения полос необходимо обеспечить примыкание смежной полосы к "свежему" краю уложенной полосы. Для этого следует устраивать полосы короткими захватками: 100-120 м с возвратом фрезы или ресайклера в исходное положение для устройства примыкающей полосы.

5.2.3. В случае применения фрезы или ресайклера, не имеющего системы ввода в смесительную камеру водоцементной суспензии или цемента, рекомендуется следующий способ устройства слоя: по полотну дороги автогрейдером производится распределение щебня на ширину укладываемой полосы, а затем песка по слою щебня. По слою песка самоходным распределителем распределяется цемент с заданными нормами расхода и вода через систему распределения, смонтированную на фрезе или ресайклере. За один проход фрезы или ресайклера осуществляется перемешивание песка с цементом, при этом перемешивающий рабочий орган устанавливается на отметку щебеночного слоя. Скорость вращения ротора рабочего органа 120 об./мин, скорость передвижения машины 5-7 м/мин.

Следующим проходом фрезы или ресайклера производится перемешивание щебня с пескоцементной смесью.

5.2.4. В случае применения ресайклера, оснащенного системой ввода в смесительную камеру водоцементной суспензии или встроенным распределителем вяжущего, распределенный автогрейдером слой щебеня и песок перемешиваются за один проход ресайклера с водоцементной суспензией или цементом и водой. Скорость вращения ротора рабочего органа 180 об./мин, рабочая скорость движения 3-4 м/мин.

5.2.5. После устройства слоя фрезой или ресайклером производится планировка его поверхности автогрейдером с автоматической системой обеспечения ровности и поперечного уклона за один или несколько проходов для достижения ровности в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

6. УПЛОТНЕНИЕ СЛОЯ КАТКАМИ

6.1. Уплотнение уложенной смеси следует начинать после распределения ее на участке не менее 20-30 м. Оптимальная длина захватки для уплотнения рекомендуется 50-60 м.

6.2. Для уплотнения могут применяться отряды катков, состоящие из: гладковальцовых вибрационных тандемных массой 9-12 т; гладковальцовых вибрационных тандемных массой 9-12 т и пневмоколесных массой до 24 т (с пригрузом); грунтовых вибрационных катков массой 12-16 т. При устройстве слоя с применением машин, не имеющих уплотняющего рабочего органа (автогрейдер, фреза, ресайклер), в отряд грунтовых катков должен входить гладковальцовый каток массой 6-8 т.

6.3. При укладке слоя машиной, оснащенной уплотняющим рабочим органом, первые 2-3 прохода, а при укладке слоя машиной без уплотняющего рабочего органа 4-6 проходов необходимо выполнить гладковальцовым катком в статическом режиме на скорости 2-3 км/час.

6.4. Если отряд катков состоит только из гладковальцовых вибрационных массой 9-12 т, то после начальной укатки (без вибрации) катки должны выполнить 2-4 прохода с частотой вибрации 30-35 Гц и 4-6 проходов с частотой вибрации 40-50 Гц на скорости 3-4 км/час. На заключительной стадии катки должны выполнить 4-6 проходов в статическом режиме на скорости 4-6 км/ч.

6.5. Если смесь уплотняется отрядом катков, состоящим из гладковальцовых вибрационных и пневмоколесных, то после первых проходов гладковальцовых катков в статическом режиме они должны выполнить 2-3 прохода в вибрационном режиме с частотой вибрации 30 Гц и максимальной амплитудой на скорости 3-4 км/час, а затем 2-3 прохода с частотой вибрации 45 Гц и минимальной амплитудой на скорости 4-6 км/час.

Пневмоколесный каток должен совершить 4-6 проходов на скорости 6-10 км/час. Процесс уплотнения должны завершить гладковальцовые катки в статическом режиме на скорости 6-8 км/час за 2 прохода.

6.6. Если смесь уплотняется отрядом грунтовых катков, то при укладке ее машиной, оснащенной уплотняющим рабочим органом, первые 3-4 прохода катки должны выполнить в статическом режиме на скорости 2-3 км/час, затем 2-3 прохода с частотой вибрации 30-32 Гц при максимальной амплитуде на скорости 3-4 км/час и 3-4 прохода с частотой вибрации 35-40 Гц при минимальной амплитуде на скорости 4-5 км/час. На завершающей стадии катки должны выполнить 2-3 прохода в статическом режиме на скорости 6-7 км/час.

6.7. В случае укладки смеси автогрейдером, фрезой или ресайклером без уплотняющих рабочих органов первые 4-6 проходов должен выполнить гладковальцовый каток в статическом режиме на скорости 2-3 км/час. Дальнейшее уплотнение производится по той же схеме, что и при укладке смеси машинами с уплотняющими рабочими органами.

6.8. Для обеспечения требуемых плотности, ровности и поперечных уклонов слой уложенной смеси следует начинать уплотнять со стороны обочины. При этом первый проход должен производиться таким образом, чтобы вальцы катка не доходили до края распределенного слоя на 10-15 см. Перекрытие каждого следа при последующем проходе - 20-30 см.

6.9. В случае устройства основания или покрытия примыкающими полосами край первой уложенной полосы со сторон примыкания шириной 25-30 см не уплотняется катками для образования свежего продольного стыка. Уплотнение смежной полосы следует начинать с уплотнения свежего стыка.

6.10. Критерием окончания процесса уплотнения может служить отсутствие следов от вальца катка и волны перед вальцом на поверхности уплотняемого слоя при его проходе в статическом режиме.

6.11. Вибраторы на катке следует включать и выключать только в движении его во избежание появления на поверхности следов от вальцов.

6.12. После чистовой планировки уплотненного слоя (за исключением уложенного асфальтоукладчиком) производится укладка поверхности гладковальцовыми катками в статическом режиме за 2-3 прохода.

6.13. Вальцы и пневмоколеса катков в процессе уплотнения не должны смачиваться.

6.14. Каток в процессе уплотнения не должен останавливаться на уплотняемой полосе.

7. УХОД ЗА СВЕЖЕУЛОЖЕННЫМ СЛОЕМ

7.1. Уход за слоем основания или покрытия необходимо осуществлять сразу после завершения процесса уплотнения.

7.2. Уход за свежеуложенным слоем может производиться быстрораспадающейся битумной эмульсией типов ЭБА-1 или ЭБК-1, или водоразбавляемым пленкообразующим материалом типа ВПМ, ВПС-Д, или влажным песком слоем толщиной 5-7 см. Уход за слоем целесообразно сохранять 28 сут.

7.3. Распределение пленкообразующего материала должно осуществляться механизированным способом (автогудронатором типа ДС-39Б или ДС-142 или машиной по уходу типа ДС-105) и быть равномерным, без пропусков.

При уходе с помощью влажного песка применяется автогрейдер типа ДЗ-122 или А-120 и поливомоечная машина.

7.4. Норма розлива битумной эмульсии должна составлять 0,4-0,6 кг/м, а ВПМ - 0,3-0,4 кг/м, ВПС-Д - 0,4-0,5 кг/м.

7.5. Уход за основанием должен осуществляться до устройства на нем покрытия или не менее 28 сут. Уход за покрытием должен осуществляться не менее 28 сут.

7.6. При нарушении пленки во время движения построечного транспорта она должна быть восстановлена.

8. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СЛОЯ ПРИ ПОНИЖЕННЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ (НИЖЕ 5 °С)

8.1. Устройство основания при пониженных температурах следует производить по нижележащему слою основания, принятому в установленном порядке.

8.2. К основанию из смесей, построенному при пониженных температурах, предъявляются те же требования, что и к слоям, построенным при обычных положительных температурах.

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!