Карнизный свес крыши частного дома. Устройство карниза крыши: конструктивные особенности и монтаж

Сооружение кровли - достаточно сложный процесс. Выполнять монтаж крыши необходимо с учетом множества параметров, расчетов и схем. Но и после установки крыши строительные работы нельзя назвать оконченными - настает черед карниза и свесов.

Действительно ли дому так необходимы карнизы, для чего нужны эти конструкции, какие разновидности свесов существуют - ответы на эти вопросы в данной статье.

Что такое свесы кровли

Карниз (или свес) представляет собой продолжение кровли, ее нависание над стенами сооружения. Эта конструкция защищает верхнюю часть стен дома от намокания, попадания дождя и снега. Такой подход способствует лучшему сохранению тепла внутри сухих стен, увеличивает срок службы материалов, из которых построен дом, препятствует развитию грибка и плесени на влажной поверхности.

Еще одна функция свеса кровли - защита стропил и всего «кровельного пирога». Ведь без карниза край крыши окажется открытым, ничто не будет защищать его от влаги, ветра и холода. Все это приведет к преждевременному износу материалов (утеплителя, изоляции, стропильной конструкции), намоканию венца дома, несущих конструкций.

Конечно, больше всего в защите от влаги нуждаются дома из дерева. Именно поэтому на деревянных постройках делают самые длинные свесы, их длина может достигать 120 см. На панельных и кирпичных домах достаточно карнизов от 40 до 60 см.

Важно! Размер свеса напрямую зависит от высоты цоколя и стен дома. Есть такая закономерность - чем выше дом, тем длиннее должен быть карниз его крыши.

Ну, и третьей функцией свесов можно назвать эстетическую составляющую. Ведь дома с красиво обшитыми кровельными свесами выглядят законченными. Эта архитектурная деталь не только защищает дом, но и делает его красивее.

Виды кровельных карнизов

Строительством домов люди занимаются тысячи лет. За это время сооружения претерпели массу изменений и дополнений. Устройство карниза на сегодняшний день считается обязательной составляющей монтажа любой кровли. А вот тип свеса каждый хозяин может выбрать самостоятельно, кстати, вид карниза во многом зависит от типа кровли:

  1. Двускатные и четырехскатные (вальмовые) крыши любых размеров и конструкций могут обустраиваться свесами подшитого типа.
  2. Неподшитые карнизы так же подходят для скатных крыш.
  3. Если крыша дома имеет только один скат, либо, наоборот, это кровля сложной ломаной конструкции, то свес выполняют в виде короба, его так и называют - коробчатым.
  4. Укороченная конструкция карниза универсальна - подходит для крыш любой конструкции и размера.

Внимание! Свес кровли конструктивно является продолжением самой крыши. Поэтому выбирать материалы для изготовления свесов необходимо с учетом тех же параметров: климатических особенностей региона, необходимых слоев «кровельного пирога», конструкции всего дома.

Устройство кровельных карнизов

В зависимости от формы карниза крыши различают несколько устройств кровельных свесов:


Важно! Способов обшивки карнизов два: горизонтальный и вертикальный . Вертикальный короб сооружают, когда наклон ската крыши небольшой. Обшивочные материалы в этом случае крепятся к стропильным ногам. Горизонтальные короба сооружают между концами стропил и стеной дома. Для этого на стену крепят брус или доску, а обшивку крепят в одной точке к стропилу, в другой - к брусу.

Чем подшивают свесы крыши

Чтобы дом выглядел красиво, а крыша не потеряла в утеплении и гидроизоляции, необходимо подшить карнизные свесы. Лучшими материалами для этих целей считаются:


Занимаясь обустройством карнизов, необходимо помнить, что именно на кровельные свесы приходится самая большая нагрузка от снежных масс. Сползая с верха крыши, снег и лед часто задерживаются на карнизах, поэтому конструкция свеса должна быть рассчитана до мелочей, а материалы выбираются самые прочные и качественные.

Крыша дома защищает все здание от осадков и придает ему эстетичный законченный вид. Остается облагородить фронтонные свесы и закрыть карнизы крыши. Этот кропотливый процесс понадобится не только для наведения красоты – он связан также с обеспечением вентиляции подкровельного пространства и ветрозащиты.

Карнизы необходимы для защиты стен от осадков, поэтому они выступают за габариты здания, а сделать эффективной ветровую защиту крыши призвана обшивка стропил и свеса. Необходимо разобраться в том, как и какими материалами выполнить заключительный этап работ.

В этой статье

Что такое карниз и из чего он состоит?

Прежде чем приступить к работам по отделке, необходимо понять, что такое карниз крыши. Под этим понятием в строительстве подразумевается часть кровельной конструкции, которая выступает за стены здания и защищает их от атмосферных осадков. Расстояние от стены дома до нижнего края ската именуют кровельным свесом, который по нормам должен быть не менее 40 см, а иногда достигает и 100 см, в зависимости от архитектурного решения.

Это нужно для того, чтобы предотвратить намокание стен дома от воздействия талой и дождевой воды, поступающей со скатов кровли. Кроме того, закрытые карнизы вашей крыши будут выполнять функцию ветровой защиты и обеспечат бесперебойную воздушную циркуляцию в подкровельной части конструкции.

Состоит карниз кровли из ряда элементов, наличие которых определяется способом подшивки. Карнизные свесы могут быть фронтальными при односкатной и двухскатной крыше и боковыми. Фронтальные карнизы необходимы не только для защиты верхней части фронтона, но и для придания ветрозащитных и эстетических свойств всей крыше. Они образуются выступающими частями обрешетки, и метод их отделки свой для каждого вида используемого материала.

Важно помнить, что все узлы жесткости и направляющие бруски должны иметь дополнительные поперечины из-за длинных пролетов.


Стыки нужно закрывать декоративными уголками, придающими дополнительную прочность.

Что касается боковых свесов, то их конструкция сложнее, а отделка карнизов крыши состоит из большего количества операций и имеет ряд разновидностей.

Составляющие

Во всех видах боковых карнизов присутствуют следующие составляющие:

  • стропильный свес, в случае короткой стропильной ноги ее удлиняют кобылкой;
  • лобовая доска, крепится к концу стропил вертикально и является основой для крепления вспомогательных элементов и отделочных материалов;
  • фартук из металла, крепится на лобовой доске;
  • водосточный желоб с капельником;
  • жесткая конструкция свеса, расположена между стеной дома и лобовой доской карниза;
  • брейка, которая крепится к конструкции свеса;
  • материал обшивки.

Типы устройства свесов

Чтобы выбрать материал и способ отделки карниза крыши своими руками, нужно знать типы устройства свесов, а именно:

  • Свес, построенный на одном уровне со стенами, то есть заподлицо. При этом типе кровли отделка карниза крыши заключается в креплении лобовой доски вровень со стенами. Это делает невозможным создание полноценной защиты стен от талой и дождевой воды и используется в сухом климате, а водосток с капельником крепится непосредственно к лобовой доске.
  • Открытый свес, при монтаже которого водосточные желоба крепят на крыше к стропилам снизу или в верхней части с обязательной установкой капельника. При этом методе хорошая вентиляция, но плохая ветрозащита подкровельного пространства.
  • Свес закрытого типа, который является наиболее предпочтительным с точки зрения вентиляции, ветровой защиты и эстетичного внешнего вида. Монтаж заключается в креплении вертикальной лобовой доски к стропилам и изготовлении паза на стене дома, затем между этими элементами крепится отделочный материал. Окончательно стыки декорируются внешними прямоугольными уголками.
  • Свес фронтонный, используется при двускатных крышах, а длина выноса определяется хозяином исходя из целесообразности.

Кроме этих основных видов, существует много разновидностей конструкций карнизов, и их использование зависит от сложности крыши.

Материалы для отделки карниза

Для отделки карниза вашей крыши своими руками можно подобрать разный материал. Если исходить из единообразия с кровельным материалом, то нужно и отделку производить, используя то же покрытие. Это позволит сэкономить, если заранее рассчитать количество материала с учетом отделки карниза, а также использовать обрезки.

Когда такой подход почему-либо не устраивает, можно подобрать по цвету, качеству и цене нужное покрытие из широкого перечня предлагаемой отделки и комплектующих. В большинстве случаев используют следующие материалы:

  • хвойные пиломатериалы;
  • пластмассовый или металлический сайдинг;
  • профнастил;
  • софиты.

Хвойные породы дерева обладают повышенным содержанием смол, поэтому более долговечны. Но деревянный материал необходимо выбирать по степени просушки, а толщина его должна находиться в пределах 15–22 мм.

Для повышения срока службы перед монтажом важно обработать дерево специальным составом, который препятствует гниению, образованию плесени и воздействию насекомых.

При поперечном монтаже отделочных планок необходимо закрепить настенный брус и прикручивать доски между стеной и вертикальной лобовой доской. Если предстоит продольный монтаж, то необходимо укрепить конструкцию карниза дополнительными силовыми элементами во избежание провиса.

Сайдинг является более стойким к атмосферным воздействиям материалом и не требует дополнительной обработки. Его достаточно легко подобрать по цветовой гамме, а дополнительные крепежные приспособления позволяют отделать карниз крыши самостоятельно.

Профнастил обладает высокой коррозионной стойкостью, но требует повышенного внимания к увеличению жесткости конструкции свеса. Профнастил можно также подобрать по цвету и толщине.

Софиты обладают всем необходимым для быстрого и эффективного монтажа и являются экологичным и популярным видом отделки карниза. Они бывают медными, алюминиевыми, оцинкованными и виниловыми. Если металлические софиты имеют сравнительно большой вес, то пластиковый материал значительно легче и дешевле.
Софиты обладают перфорированными отверстиями, которые обеспечивают хорошую вентиляцию подкровельного пространства и не ухудшают ветрозащиту.

Какой инструмент понадобится?

Перед отделкой необходимо подготовить надежное оборудование и исправный инструмент, который понадобится при обшивке карниза, а именно:

  • рулетку;
  • строительный уровень;
  • разметочный шнур;
  • строительный карандаш или фломастер;
  • дрель и перфоратор;
  • шуруповерт и саморезы;
  • электрический удлинитель;
  • лестницы;
  • инструмент для раскроя материала;
  • молоток;
  • крепежный материал;
  • спецодежду и перчатки.


Необходимо помнить о правилах техники безопасности при высотных работах и иметь исправное электрооборудование.

Последовательность облицовки свесов карниза

Начинать работы по отделке карнизов следует с выбора способа обшивки. Затем подготавливается карниз к монтажу облицовки, а именно:

  • Выравниваем концы стропил по длине, при этом используем уровень, чтобы концы стропил были обрезаны параллельно стенам.
  • Вертикально монтируем к стропилам лобовую доску и выставляем горизонтально ее нижний обрез. Крепим на доску отделочный фартук и элемент крепления для горизонтальных планок.
  • На этом этапе можно закрепить капельник и кронштейны для водостока, выставив их с надлежащим углом наклона, обеспечив беспрепятственный сток воды.
  • На одном уровне с нижним срезом лобовой доски на стену дома притягивается брус, на который прикручивается крепеж для горизонтальных планок.
  • От стены дома до лобовой доски ставятся перемычки через 50 см для упрочнения конструкции.
  • К смонтированному каркасу крепятся отделочные горизонтальные элементы, которые вы выбрали. Необходимо оставлять температурный зазор между стеной дома и лобовой доской, дабы избежать деформации элементов отделки карниза.
  • Стыки следует закрыть декоративными уголками, чтобы обеспечить эстетичный внешний вид, а также придать дополнительную прочность конструкции карниза крыши.

Очень важно обеспечить надежную вентиляцию под кровлей, чтобы избежать гниения, деформации или пересыхания материала.

Все элементы отделки карниза крыши должны быть смонтированы по уровню, без перекосов и строго перпендикулярно к стене здания. Выполнять работы рекомендуется при температуре не ниже +10 °C.

Подводим итоги

Мы рассмотрели вопросы, которые могут возникнуть при отделке карнизов крыши своими руками, выяснили, какими бывают типы карнизов и их конструктивные особенности. Приобрели знания о видах отделочных материалов, которые используют, закрывая свесы. Подробно остановились на важных моментах и последовательности монтажа облицовки.

Каждый человек, исходя из финансовых возможностей, доступности материала и климатических условий региона, сам определяет способ отделки крыши. Мы надеемся, что смогли помочь вам с выбором. Используя современные материалы, можно не только своими руками смонтировать отделку карниза, но и добиться гарантированной долгой службы всей кровли.

Карнизный свес являет собой элемент кровельной конструкции, который выступает за границы стен здания. Он предназначается для обеспечения защиты от различных атмосферных осадков загородного дома либо дачи и всего пространства, которое прилегает к фундаменту.

Данный материал содержит информацию, как производится монтаж , какая длина выступа является оптимальной, какие разновидности свесов существуют в данный момент.

Список инструментов и материалов, которые понадобятся для того, чтобы произвести монтаж карнизных свесов кровельного покрытия:

  • специальные кронштейны-шаблоны из профилей;
  • доски, просмоленные либо обработанные антисептиком;
  • декоративная сквозная резьба;
  • доски;
  • декоративная штукатурка;
  • металлический каркас;
  • сетка;
  • шаблоны профильной доски с двойной оковкой;
  • гранитная либо мраморная крошка, размельченное стекло, кварцевый песок, слюда;
  • шпунтованная доска либо виниловый сайдинг;
  • листы оцинкованной стали;
  • дрель;
  • листовой алюминий;
  • древесина хвойных пород.

Общая информация об устройстве свесов крыши

В домах, которые выполнены из дерева, обустройство свесов происходит путем прибивания либо врезки специальных кронштейнов-шаблонов из профилей по периметру всех четырех фасадов при условии отсутствия пристройки в виде подворья с северного фасада.

К таким кронштейнам закрепляются просмоленные либо обработанные антисептиком доски. Первая доска может быть шире остальных на 3-5 см, потому как является заменой капельника. Здесь все будет зависеть от ширины полосы карниза.

Для того чтобы украсить доски, можно использовать декоративную сквозную резьбу.

Есть и более простой способ, с помощью которого можно выполнить монтаж свесов. Он заключается в обшивании тесом концов балок. В случае, если стропила не будут выступать за границы стен, понадобится произвести наращивание их длины с помощью прибивания к концам балок кусков доски.

Важно учитывать и то, что при создании различных карнизных архитектурных профилей на кирпичных стенах толщина намета штукатурки должна быть не более 50 мм.

С учетом данного условия по необходимости понадобится нанести раствор на одну из следующих поверхностей:

  • дощатые конструкции;
  • металлический каркас, который должен быть обтянут сеткой;
  • выносы кладки, которые специально обустраиваются.

Для того чтобы выполнить профили штукатурных свесов, понадобится применить шаблоны профильной доски с двойной оковкой. Вторая оковка используется для того, чтобы вытянуть профиль по грунту, после чего снимается. Далее накрывка чистого профиля производится с помощью первой оковки.

В случае, если выполняется отделка свесов крыши, которые обладают значительным поперечным сечением, вместо полозка следует применять ролики, которые способны облегчить перемещение тяжеловесного шаблона. При этом необходимо тщательно следить за соблюдением правил.

Что нужно знать, выполняя монтаж свесов крыши

Карнизные свесы кровли можно украсить деревянными наличниками.

Карнизы, которые находятся во входящих углах, профилируются с помощью специальных шаблонов.

Стоит знать, что для того чтобы можно было обеспечить благополучное достижение профильной доской шаблона вершины угла, понадобится расположить ее под углом относительно стены, который составляет 45 градусов.

Прямоугольный треугольник, вдоль биссектрисы прямого угла которого крепится профильная доска, которая изготавливается из пары досок с предварительным снятием фасок с них, может использоваться в качестве салазок для шаблона.

Основа, которая изготавливается из металлического профиля, закрепляется между досками таким образом, чтобы фаски были обращены наружу.

Чтобы украсить различные профили свесов, следует применять декоративную штукатурку, заполнителем для которой может быть гранитная или мраморная крошка, размельченное стекло, кварцевый песок, слюда и так далее.

Чаще всего наносится 3 слоя штукатурки:

  1. Первый слой, который называется обрызгом, предназначается для того, чтобы сцепить намет штукатурки с основанием. Такой слой выполняется при помощи раствора жидкой консистенции. Толщина его выбирается от 5 до 9 мм, в соответствии с материалом основания.
  2. Второй слой (грунт) изготавливают из раствора консистенции по обрызгу, которую необходимо задать заранее. Этот раствор должен уже схватиться при этом. Толщину слоя следует выбирать от 5 до 12 мм.
  3. Третий слой (лицевой) наносится внакрывку. Толщина его не должна превышать 2 мм.

После того как будет нанесена штукатурка, следует приступать к лепным работам, которые включают профильные тяги непосредственно свеса.

Существующие основные виды свесов кровли

Типы карнизных (боковых) свесов крыши.

На сегодняшний день различают два основных типа карнизного свеса кровли:

  1. Фронтальный, который предназначается для обеспечения защиты фасада дома либо дачи. Выполняется в виде выступающих краев скатов кровли за границы стены фронтона. Они устанавливаются под наклоном.
  2. Боковой. Изготавливается в виде свесов кровли, расположенных по бокам здания.

Ширина свеса крыши напрямую будет зависеть от его расположения. Для боковых свесов чаще всего может быть достаточно выпуска конструкций на 40-50 см за границы стен здания, в то время как для фронтальных свесов такое расстояние может быть увеличено вплоть до 1 м.

Обустройство фронтального свеса двухскатной стандартной крыши необходимо производить путем выпускания доски конька на расстояние, которое должно быть определено заранее, за границы фасада. Далее таким же образом происходит выпускание несущих кровельных перекладин, которые закреплены на стропилах.

Далее необходимо производить монтаж карнизной доски с помощью закрепления ее к торцевым сторонам конька кровли и несущих брусьев. Необязательной является подшивка нижней части фронтального свеса карниза, однако достаточно часто ее все же выполняют для того, чтобы улучшить внешний вид строения.

Чтобы обеспечить наибольшую надежность фронтального свеса карниза, понадобится выбирать одинаковые значения сечений конструкций стропил и горизонтального бруса.

В процессе изготовления бокового свеса карниза понадобится выпустить балки кровли за пределы внешней плоскости стенки на расстояние, которое определяется шириной отмостки фундамента и высотой здания, которое строится.

После того как будет произведен монтаж материала покрытия кровли, понадобится произвести крепление торцов балок при помощи дощатой обвязки, которая будет выполнять функцию карниза, скрывающего черновую подложку настила кровли, ее край.

Пространство свеса, которое останется в результате открытым, нужно будет подшить специальным материалом с помощью паза, который нужно оборудовать в нижней части карнизной доски. Наиболее часто для подшивки применяют шпунтованную доску или виниловый сайдинг.

Подобные материалы необходимо закреплять к дому под углом 90 градусов.

Монтаж вентиляции карнизного свеса

Независимо от того, какой будет выбран тип свеса и его размеры, обязательно понадобится произвести монтаж вентиляции, особенно в случае, если планируется оборудовать мансарду в чердачном помещении.

Виды софитов для подшивки свесов: с вентиляцией (перфорацией) и без нее.

Суммарная площадь вентиляционных отверстий должна быть в диапазоне от 1/600 до 1/400 полной площади здания, для которого планируется устроить вентиляцию.

В подшивке свеса карниза нужно изготовить зазоры, которые будут пропускать свежий воздух во внутреннее помещение. После этого воздух выводится оттуда через специальные отверстия, которые имеются в коньке крыши.

Важно заметить, что вентиляционные отверстия понадобится обязательно закрывать сеткой для того, чтобы избежать проникновения мелких птиц и насекомых в помещение.

Для того чтобы обшить карнизы, чаще всего используется доска любой длины и ширины. Ее толщина в обязательном порядке должна будет составлять от 17 до 22 мм.

Закреплять доски, которые имеют небольшую длину, можно только на концах. При этом доски, которые имеют длину более 6 м, закреплять нужно на каждом метре их длины.

Самым подходящим материалом для того, чтобы создать свес такой конструкции, как четырехскатная вальмовая крыша, является древесина разных хвойных пород (ель, сосна, лиственница и так далее). Для того чтобы изготовить доски, следует использовать сухой материал, не способный вызвать линейную деформацию после усушки, которая может привести к появлению зазоров, которые испортят внешний вид подшивки.

Помимо использования досок, можно применять листы оцинкованной стали, толщина которых 0,6-0,8 миллиметров. Помимо того, можно использовать различные перфорированные листовые материалы, при их использовании длина волны не может превышать 20 мм.

Чтобы работать с подобными материалами, понадобятся специальные навыки и оборудование, помимо того, нужно будет покрыть обработанные фрагменты защитным слоем краски после подгонки.

Другим материалом, который может быть использован для подшивки свесов, является листовой алюминий, покрытый защитным слоем напыления. Его ширину нужно выбирать исходя из параметров карнизного свеса. При этом стоит знать, что наиболее распространенной является толщина, которая равняется 0,6 мм.

Длина листов при этом должна быть максимум 6 м, потому как крепление обшивки будет производиться при помощи специальных защелок. В результате этого листы, которые имеют слишком большую длину, могут начать провисать.

На сегодняшний день во многих специализированных магазинах предлагается достаточно широкий ассортимент декоративных изделий, которые предназначаются для того, чтобы улучшить внешний вид карнизных свесов.

Процесс обшивки карнизных свесов

В зимний период времени на кровельном свесе достаточно часто скапливается масса снега. Стоит понимать, что это может привести к разрушению сперва непосредственно самого свеса, а затем стен и карниза.

В случае, если имеется минимальный свес кровли вальмовой крыши, некачественное изготовление либо отсутствие карнизного свеса способно вызывать разрушение кладки и наружной поверхности стенок. Это вызывает сперва гниение верхних бревен венцов сруба, а потом и нижних в деревянных домах.

Если бревна регулярно намокают и высыхают, будет происходить их растрескивание, расшиваются швы и выпадает конопатка.

Помимо того, обшивка сруба, которая покрывается масляной краской, может портиться в случае отсутствия гидроизоляции либо плохой чеканки стыков обшивочных досок.

В связи с этими и многими другими причинами для свесов кровли небольших размеров (приблизительно от 15 до 25 см) понадобится подумать над изготовлением карнизов, которые позволят:

  1. Придать фасаду здания законченный вид и обеспечить дополнительной защиты поверхностей стен загородного дома либо дачи.
  2. Надежно заделать линию, которая соединяет верхнюю часть несущей стенки и внутреннюю конструкцию кровельного ската.

Совершенно любая крыша имеет карнизы. Даже плоская, которая выполняется из рулонных материалов, обязательно оснащается карнизом. Исключением могут быть крыши, на которых оборудуются парапеты. Правильно выполненная подшивка карнизного свеса крыши способна обеспечить более длительный срок ее службы.

Подшивка карнизных свесов выполняется после того, как будет завершен монтаж конструкции стропил, однако перед тем, как будет происходить оборудование обрешетки покрытия кровли.

Перед тем как производить подшивку свесов крыши, понадобится утеплить стенки здания снаружи. Такая необходимость связана с тем, что должно произойти утепление всей стены. В случае, если сперва выполнить подшивание, верхняя часть может остаться неутепленной.

Если монтаж подшивки произвести неправильно, свес может через несколько лет привести к возникновению грибка.

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Виды

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:


Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Видео-инструкция



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!