Минимальный свес крыши или крыша без свеса? Желаю разумных и эффектных архитектурных решений и. Примеры сибирских легенд

Поселения и жилища

Заимка, деревня-починок в 1-2 дома, была типичной для первых русских переселенцев, pacселявшихся по незанятым пространствам Сибири.

Деревни-починки разрастались в большие селения. Они возникали пре­имущественно по побережьям рек, озер, являвшихся обычно путями сообщения, на водоразделах, у трактов, больших торговых путей.

В конце XIX-начале XX в. в равнинных земледельческих районах располагались села и деревни, состоявшие из нескольких сотен дворов, растянутых на несколько километров. В условиях таежной горной при­роды размеры селений были меньше (от 2-3 десятков до 1-2 сотен дво­ров). Были и такие селения (в тундре), которые насчитывали от 1 до 5 дво­ров. Вокруг старых деревень располагалась сеть заимок, выселков, хуторов.

По планировке в сибирских селениях можно наметить следующие типы: 1) со свободной, беспорядочной застройкой; постройки группи­руются как бы гнездами, преимущественно у малых рек или ручьев (ста­рый тип); 2) однорядные селения, вытянувшиеся вдоль реки, озера; фасады домов обращены к воде; 3) селения с уличной двусторонней застройкой, большей частью расположенные вдоль больших дорог и трак­тов; деревни и села этого типа либо вытянуты в одну линию, либо имеют улицы-ответвления. Селения первого и второго типов известны как старые и в европейской России (тип с рядовой планировкой характерен для севера). Типичной особенностью сибирского селения является поскотина, о которой говорилось выше.

Живописность сибирских селений о тмечалась многими исследовате­лями. Большое своеобразие селениям придает суровый таежный или горный пейзаж, некоторая разбросанность в расположении построек, отсутствие тесноты и скученности, а также характер усадеб и архитек­туры построек.

В Сибири наблюдалось обыкновение ставить дома то вдоль, то поперек улицы, иногда даже под различными углами. Дом помещали в глубине двора фасадом, а иногда и боковой частью на улицу. На усадьбе, обнесенной изгородью, располагались дровяник, сенники, амбар, завозня - навес для телег, иногда здесь же стояла «клуня» для молотьбы и помещение для скота - поветь, катушок - хлева для мел­кого скота, «стайки» для коров и открытые пригоны. Амбары и бани часто ставили вне ограды - первые на улице, вторые на огороде или у ручья. Постройки были не только у дома. Кроме усадьбы в селении, возникали постройки на заимках, сначала временные, а затем и постоян­ные - жилые и хозяйственные. Часть семьи иногда в течение всего ра­бочего сезона жила на заимке, возвращаясь в селение лишь к осени. На отдаленных от селения пасеках и маральниках также имелись иногда постройки хозяйственного и жилого назначения.

Типы застройки в сибирской деревне довольно разнообразны. Из них общей с застройками центральных областей является усадьба, имеющая план в виде буквы «П». Ее называют еще замкнутым двором. Нередко такая застройка состоит из двух изб, выходящих на улицу; сзади них находятся хозяйственные постройки, расположенные по периметру прямоугольного двора, открытого в середине. Эта застройка характерна для Московской области, Поволжья, Приуралья и из этих мест, видимо, принесена была в Сибирь. При двухрядной застройке закрытый двор располагается рядом с избой. Она отмечена в Западной Сибири, но харак­терна для центральных областей России (в частности, Верхнего По­волжья).

Очень своеобразна усложненная двухрядная связь, которую можно назвать тройной (Западная Сибирь). Постройка состоит из избы , двора и второго хозяйственного помещения или второй избы (каждая постройка с двухскатной крышей, все три стоят рядом, перпендикулярно улице). Этот тип застройки отмечен еще в Приуралье (жилище нижнетагиль­ских рабочих XIX-XX вв.). Особенностью этих построек является устройство площадок-переходов различной высоты разнообразного хо­зяйственного назначения, служивших в летиее время для спанья. Необ­ходимо отметить застройку с открытым двором. Открытый двор со вклю­чением в его ограду хозяйственных построек распространен в Сибири и составляет своеобразие сибирской застройки. В сибирских условиях не получила распространения северная однорядная связь, хотя большая часть старожильческого населения состоит из выходцев из северных обла­стей России, где этот тип застройки является основным.

Основным типом жилья у русских крестьян в Сибири служила сруб- ная изба на подклети, т. е. с подпольем. Рубка сруба производилась «в зауголок» (старое русское «вобло», «вчашку»), менее была распростра­нена рубка «в привал», аналогичная великорусской «в крюк»; применялась также техника рубки «в лапу» - без зауголков (преимущественно при возведении хозяйственных построек).

Имеются данные о наличии в Сибири мазанок с плетеным каркасом и саманных построек. Последние два вида изб являлись жилищем ново­селов, приехавших из южных областей России (в частности, из Курской, Витебской губерний). Простейшим видом жилого дома являлась изба- четырехстенка (которая местами называется «одноколок»), без сеней. Изба-четырехстенка (с двухскатной крышей) с сенями в некоторых ме­стах называется «ординарна» или «круглая».

В сенях перегородкой выделяется чулан , кладовка (казна, казенка). Трехчленное деление жилища (изба-сени-клеть), столь типичное для старых изб России, не получило в Сибири широкого распространения. Зато расширение площади дома достигалось здесь соединением двух срубов или устройством сложных срубов.

Связь двух срубов изб посредством сеней к началу XX в. вытесняется постройкой изб пятистенком и шестистенком. Пятистенок - дом, со­стоящий из удлиненного сруба, разделенного пополам пятой капитальной стеной на две половины: избу и горницу. Наиболее сложной постройкой является так называемая крестовая связь, или дома-крестовики, строив­шиеся наиболее богатыми. Крестовик - соединение двух пятистенков. Он покрывался четырех скатной крышей. Более старые крестовики соеди­нялись посредством коридора. Позднин вид шестистенков представлял большой сруб, разделенный крестообразно двумя капитальными стенами на четыре помещения. Эти четыре части дома включали обычно две избы и две горницы с коридором, сепями и кладовой. Сибирские дома покрыва­лись преимущественно деревянной крышей из теса или дранки. Двух­скатная крыша (на старинных избах и хозяйственных постройках) по­коилась на «самцах» - бревнах, имела «курицы», поддерживающие «потоки» (водостоки), и охлупеиь - на коньке крыши. Давно уже применялась стропильная конструкция крыши.

Для украшения старинных изб концы охлуппей скульптурно обраба­тывались в виде птицы или конской головы (как па севере России); повалы верхних бревен, выступающих по фасаду, также получали художе­ственную форму. Причелины украшались на концах прорезью. Наличники окон украшались простой, но выразительной резьбой преимущественно геометрического характера; встречаются на старых наличниках мотивы полукруга или круга, разделенного радиусами (характерны и для старых изб центральной полосы). Дома, особенно в пригородных селениях и в го­родах, обильно украшались пропиловкой. Довольно значительное распро­странение получила раскраска (в 3-4 цвета); расписывались главным образом наличники и ставни окон. Резьбой украшали ворота, крыльцо. Старинные крыльца на столбах с длинной лестницей, крытые односкатной или двухскатной крышей сохранили сходство с крыльцами северных рус­ских изб. Встречались также крыльца глухие, прирубленные, с закрытой лестницей. Устраивались балконы и террасы.

Постройки XIX-начала XX в. отражали процесс классового рас­слоения в сибирской деревне. Двухэтажная связь, крестовик были нреиму щественно у наиболее зажиточных и только частью у средних слоев кре­стьянства; у последних были распространены пятистенки; более бедные имели обычно четырехстенную избу (одноколок или круглая). Некото­рые группы крестьян из новоселов в течение первых трех-пяти лет жизни на новом месте нередко жили в землянках, полуземлянках или мазанках.

На Крайнем Севере беднейшее население иногда ставило только юрту (балаган якутского тина), а не срубную избу. Резкая разница в жилище различных классовых групп проявлялась и в размерах двора-усадьбы, в количестве и составе хозяйственных построек на ней, во внутреннем убранстве жилья и устройстве его отдельных частей. Так, папример, при распространении у наиболее зажиточных стекла для оконных рам во второй половине XIX в. беднейшие жители (особенно в тундре) не большие оконца своих жилищ затягивали пузырем животного, а иногда вставляли в них льдины.

Своеобразие сибирских домов подчеркивалось количеством и располо­жением окон. Здесь нередко в фасаде имелось только 2 (иногда располо­женные несимметрично) или даже 1 окно, в пятистенке - 3-4 окна, в то время как в селениях европейской части окон было, как правило, 3, а в пятистенке - 5-6 (по фасаду, не считая боковых окон), распола­гающихся симметрично.

По планировке русская сибирская изба приближается к северно­великорусской избе (с печью в одном из углов у двери, устьем повернутой к окнам, идущим по фасаду). Между печыо и стеной образуется запечье для хозяйственных надобностей; раньше когда-то здесь помещался вход в подполье. По диагонали от печи располагался передний угол, где нахо­дилась божница. При входе в избу помещались полати - дощатый настил для спанья, у печи иногда устраивался голбец - деревянная лежанка. Русская печь делалась из кирпича на деревянном опечке, иногда она была глинобитной. Дополнительно ставили печи-голландки, обогреваю­щие также и горницу - более парадную половину дома. В боковой части русской печи, на шестке, нередко устраивалось особое место для камелька, служившего раньше и для освещения избы. Русские печи, распростра­нившиеся повсеместно, вошли и в быт местных народов Сибири, еще в дореволюционный период начавших переход к оседлости (буряты, якуты и др.). Русская печь отсутствовала лишь в немногих местах тундры, где жили русские: из-за дороговизны постройки печи имели здесь лишь представители духовенства, купцы, а крестьяне отапливали свои избы чувалом - примитивным камином якутского типа.

По своей внутренней отделке сибирские избы также имели особенно­сти. Стены и другие части избы оставались не крашенными бревенчатыми или дощатыми; в конце XIX в. распространяется обычай окрашивания.внутренних частей избы масляной краской разных цветов; окрашивали опечек, лавки, полати, «кутные заборки» - перегородки и пр. Наиболее богатые красили, кроме того, пол и потолок. Штукатурка и побелка стен и потолка начали распространяться в начале XX в. Отличительную особенность сибирских изб составляет роспись масляной краской по шту­катурке или дереву. Мотивами росписи являются частично геометриче­ские узоры - изображение круга, колеса (например у семейских в За- байкалье), но главным образом разнообразные растения, цветы, иногда птицы. Роспись выполняется в несколько цветов, иногда бывает очень яркой. Кроме традиционной растительной орнаментики, в росписи встре­чаются бытовые и даже исторические сюжеты: сцены охоты, эпизоды из похода Ермака и др.

Обстановка избы и горницы была различной. В избе-кухпе устраива­лись иногда неподвижные лавки, полки для хозяйственных надобностей - грядки и полавошники,1 имелась и подвижная самодельная или по­купная мебель. Стол ставили в переднем углу или же у простенка между окон у передней стены. Обычай ставить стол в переднем углу был типичен для большей части русских областей, второй способ характерен для архангельско-вологодского севера. В избе можно было встретить шкаф и иногда кровать. Меблировка и убранство горницы (чистой половины, летней избы) более приближалась к обстановке городского дома. Здесь стояла подвижная мебель, иногда с резными украшениями и окрашенная масляной краской, было много цветов, на окнах висели занавески. Видное место в горнице занимала кровать, обычно местной работы, с горой по­душек в цветных наволочках и стеганым одеялом. Иногда перегород­ками выделялись особые помещения, так называемые спальни, чаевушка, зало. Содержались дома сибиряков в большой чистоте, полы часто мыли и сплошь застилали ткаными половиками. Своеобразие убранства составляли ворсовые тюменские ковры и сундуки. Стены украшались фотогра­фиями, иногда картинами.

Первоначальные переселенцы в Сибирь освещали жилье при помощи камелька (на шестке) или жировика (плошкой, сальником) - глиняной или металлической посудиной с растопленным салом, с тряпочным фити­лем. Лучина - старый способ освещения русских крестьянских изб - в Сибири не получила распространения. В конце XIX-начале XX в. были в сибирской деревне и керосиновые лампы, но в отдаленных райо­нах (в связи с трудностями транспортировки) керосиновые лампы приме­нялись сравнительно редко, чаще употреблялись свечи из воска или сала, изготовлявшиеся домашним способом.

Русское народное зодчество оказало большое влияние на развитие строительства у народов Сибири. Переходившие к оседлости группы си­бирского населения создавали селения по русскому образцу с улицами и домами или юртами. У якутов уже в середине прошлого столетия наряду с юртой и урасой стали появляться избы русского типа. С переходом к срубному жилищу стали строить русскую печь (некоторые группы хан­тов, манси, эвенков, северных алтайцев и др.)* В домах, а иногда и в юр­тах, появлялась такая же обстановка, как у русских крестьян, а у более зажиточных - и городская обстановка. В окна вместо прежних бычьих пузырей и льда стали вставлять стекла. Беднота, не имевшая возмож­ности приобретать дорогостоящее стекло, использовала осколки раз­битых стекол, оправляя их берестой. Срубная изба с деревянным полом, окнами, русской печыо, побеленными стенами вытеснила первобытный шалаш или полуземлянку у значительной части алтайцев. Селения се­верных алтайцев приняли вид русских селений с их различными хозяй­ственными постройками: амбарами, банями, скотными дворами и т. п.

Буряты Балаганского и Иркутского уездоіз Иркутской губернии в XIX в. вместо войлочной юрты строили на зимниках избы с печами: в летниках жили еще в юртах, но для выпечки хлеба устраивали на от­крытом воздухе под навесом русскую печь.

Большое культурное значение имела русская баня и навыки регуляр­ного мытья, проникавшие в быт местного населения.

Усвоение плотничного и столярного дела представляло большое про­грессивное явление для тех народов, которые не владели ими или же у которых они были слабо развиты. Наряду с примитивными орудиями обработки - ножом, топором и др. - якуты, буряты и другие народы усваивают рубанок, циркуль, отвес, угольник и т. п., давшие возмож­ность применения более сложной техники.

Крыша и кровля Монтаж крыши


В зависимости от проекта, вида и типа дома монтаж крыши выполняют по-разному.

В кирпичном доме после возведения стен чердачное перекрытие состоит из балок с черепными брусками.

Балки чердачного перекрытия, изготавливают из досок сечением 50-150 мм с прибитыми к ним черепными брусками, укладываются на расстоянии, указанном на плане чердачного перекрытия. Концы балок в местах опирания на стены обертывают двумя слоями толя, рубероида или пергамина, обязательно оставляя торцы балок открытыми.

На внутренней стене концы балок укладывают впритык, точно по центру стены, и соединяют между собой брусками сечением 40x50 мм, длиной 400 мм. Бруски прибивают 100 мм гвоздями к боковым поверхностям балок заподлицо с верхними кромками балок. Одновременно с раскладкой балок чердачного перекрытия производится укладка щитов наката. Щиты наката укладываются так, что их нижняя плоскость располагалась заподлицо с нижними кромками балок.

Около дымоходов, между смежными балками, устанавливаются ригели. Концы ригелей подвешивают на хомутах, изготовленных из полосовой стали, если в домике будет печь.

После укладки балок и щитов наката по краям балок, опирающихся на наружные продольные стены, укладывают мауэрлаты сечением 50x80 мм, их прибивают к каждой балке одним гвоздем.

Для опирания стоек и подкосов стропил вдоль внутренней стены, по верху балок, укладывается доска сечением 50x150 мм, которую прибивают к каждому концу балок гвоздями 100 мм.

По уложенным мауэрлатам устанавливают и временно раскрепляют две крайние пары стропильных ног, равняясь по которым, устанавливают остальные стропила на расстоянии, указанном на чертеже.

Устройство крыши
1 - стойка подстропильная, 2 - мауэрлат, 3 - подкосы под стропила, 4 - прогон,
5 - кровля, 6 - обрешетка, 7 - стропильные ноги


Каждая пара установленных стропил временно расшивается обрезками досок и подпирается подкосами. Подкосы прибивают одним концом к опорной доске, а другим - к стропильной ноге.

Для устройства обрешетки кровли необходимо уложить стропила веранды, если она есть. Обрешетки под асбестоцементные волнистые листы устраивают из брусков сечением 40x50 мм. Для создания свеса по фронтонам концы обрешетки выпускают за торцевые стены на 300 мм. По верху стропил прибивают коньковые бруски с прокладками. Фронтонный свес обшивают снизу по брускам обрешетки досками строганной стороной вниз. Закончив устройство обрешетки и подшивку свесов карнизов и фронтонов, приступают к устройству кровли.

Укладку кровельных листов начинают с нижнего ряда, то есть от карниза. Каждый лист в укладываемом ряду перекрывают ранее уложенный по полную волну.

Листы выше уложенного ряда напускают, перекрывая уложенный ряд на 100- 150 мм.

Асбестоцементные листы крепят к обрешетке оцинкованными гвоздями (по 2 гвоздя на каждую сторону листа). Под шляпки гвоздей нужно подкладывать шайбы из рубероида или оцинкованной кровельной стали диаметром не менее 30 мм.

Отверстия в листах для креплений не пробивают, а высверливают дрелью, применяя сверло диаметром на 2-3 мм больше диаметра гвоздей.

Конек кровли покрывают специальными асбестоцементными коньковыми шаблонами. При отсутствии коньковых шаблонов можно покрыть досками толщиной 16-25 мм и оцинкованной или покрашенной кровельной сталью.

Зазоры между досками или кровельной сталью и поверхностью асбестоцементных листов необходимо заделать цементно-известковым раствором с примесью волокнистых материалов (пакля, вата и т. п.).

Одновременно с покрытием конька прибивают лобовые доски фронтонов, сращивая их в коньке «на ус», и крепят к торцу каждого бруска обрешетки 50 мм гвоздями (если есть фронтон).

Крестьянские жилища сибиряков с момента начала освоения Сибири и до середины XIX в. претерпели значительные изменения. Русские переселенцы принесли с собой традиции тех мест, откуда были родом, и одновременно начинали существенно менять их по мере освоения края и постижения характера погоды, ветров, осадков, особенностей конкретной местности. Жилище зависело также от состава семьи зажиточности хозяйства, особенностей хозяйственной деятельности и других факторов.

Исходным типом жилища в XVII в. было традиционное деревянное однокамерное строение, представлявшее собой четырехугольный сруб под крышей - клеть. Клетью называлось, прежде всего, летнее не отапливаемое помещение, служившее как летним жильем, так и хозяйственной постройкой. Клеть с печью называлась избой. В старину на Руси избы топились «по-черному», дым выходил в небольшое «волоковое» окно во фронтальной части избы. Потолка тогда не было. (Потолок - «подволока».) Двери в избу и клеть открывались первоначально внутрь. По-видимому, это было связано с тем, что в условиях снежной зимы за ночь у дверей могло намести сугроб снега. И только, когда в начале XVII в. появились сени («сенцы»), соответственно, и двери избы стали делать открывающимися наружу в сени. Но в сенях, по-прежнему двери открываются вовнутрь.

Таким образом, в строении жилища первоначально возникают двухкамерные связи: изба + сени или изба + клеть. В XVII в. появилась и более сложная, трехкамерная связь - изба + сени + клеть. Строили подобные жилища таким образом, чтобы сени располагались между избой и клетью. Зимой семья жила в отапливаемой избе, а летом - перебирались клеть. Первоначально, в XVII веке, «русские сибиряки» довольствовались небольшими по размеру постройками. В документах того времени мелькают названия «дворенки»; «клетишки», «избенки». Но нужно заметить, что и в XX веке переселенец чаще всего возводил вначале небольшой домик-времянку, а затем, по мере обживания и накопления средств, строил дом.

В XVIII-XIX вв. с усложнением техники строительства появляются избы-двойни (связь: изба + сени + изба) и изба-пятистенок. Пятистенок представлял собой большое помещение, разделенное внутри капитальной рубленой стеной. Одновременно усложнились типы связей, переходов, пристроек, сеней, кладовых, крылечек и пр.

В конце XVIII - начале XIX вв. в Сибири начинают возводиться наиболее приемлемые для местного климата жилища - «крестовые» дома. Крестовый дом, или «крестовик» представлял собой значительных размеров помещение, разделенное внутри крестообразно, двумя капитальными стенами. Крестовый дом имел и другие существенные особенности, характеризующие его как вершину строительного искусства сибирских старожилов.

Изба могла располагаться на «подклете» (подклети»), в котором были подсобные помещения, кладовые, кухня и др. Жилище могло группироваться в сложный комплекс, включающий в себе несколько изб, соединенных переходами-навесами, пристройки, прирубы. В больших многосемейных хозяйствах на общем подворье могло находиться 2-4 жилища, в которых проживали родители, семьи детей, даже внуков.

В большинстве районов Сибири в условиях изобилия строительного материала дома строили из сосны, а также из пихты и лиственницы. Но чаще строили так: нижние ряды стен («венцы») складывали из лиственницы, пихты, жилую часть из сосны, а отделку элементов дома из кедра. В отдельных местах этнографы прошлого зафиксировали и целые дома из сибирского кедра.

В суровых сибирских условиях наиболее приемлемой была техника рубки избы в «угол», т.е. «в обло», «в чашу». При этом в бревнах выбирался полукруг, а концы бревен выступали за стены сруба. При такой рубке «с остатком» углы дома не промерзали даже в самые сильные, «в хлящие» морозы. Были и другие виды рубок избы: в крюк с остатком, в лапу, без остатка в «ласточкин хвост», в простой замок, в «шпунт» и даже в «охряпку». Простая рубка в «охряпку» - такая, при которой в каждом бревне выбирались углубления сверху и снизу. Применялась обычно при строительстве хозяйственных построек, часто без утепления.

Иногда при строительстве избы на заимке или охотничьей избушки применялась столбовая техника, основу которой составляли столбы с вертикальными выбранными пазами, вкопанные в землю по периметру строения. В промежутки между столбами укладывались на мох бревна.

При рубке дома в бревнах выбирались полукруглые пазы; бревна укладывались на мох, часто в «шип», в «шкант» (т.е. соединялись в стене между собой специальными деревянными штифтами). Щели между бревнами тщательно конопатились и позднее замазывались глиной. Внутренняя стена дома также тщательно вытесывалась сначала топором, затем рубанком («стругом»). Перед рубкой, предварительно, бревна «выводились», т.е. их после ошкурения протесывали, добиваясь одного диаметра от комля до верхней части бревна. Общая высота дома равнялась 13 – 20 рядам-венцам бревен. «Подклеть» дома из 8-11 рядов бревен могла быть хозяйственным помещением, кухней или кладовой.

Возведенный на «подклети» дом обязательно имел подполье. Сама «подклеть» из 3-5 венцов могла служить его верхней частью. Подполье сибирского дома было весьма обширное и глубокое, если этого позволяли почвенные воды. Часто оно обшивалось доской. Фундамент дома учитывал местные особенности: наличие мерзлоты, близость и наличие камня, уровень вод, характер грунта и пр. Под нижний ряд стены чаще всего прокладывалось несколько слоев бересты.

Если в Европейской части России даже в XIX в. были распространены повсеместно земляные полы, то в Сибири обязательно полы делали дощатыми, подчас даже «двойными». Такие полы имелись даже у бедных крестьян. Полы настилали из расколотых по вдоль бревен, протесанных и простроганных до 10-12 см досок – «тесаниц» («тесниц», «тесин»). Пиленый тес появился в Сибири лишь во второй четверти XIX в. с появлением здесь пилы.

Потолки («подволоки») изб до конца XIX в. во многих местах настилали из тонких, тщательно подогнанных друг к другу бревен. Если для потолка применялись тесанные или пиленые доски, то они могли располагаться «встык», заподлицо или «в разбежку». Сени клети чаще всего строились без потолка. Потолок избы сверху утеплялся глиной или землей особенно тщательно, т.к. от этой работы зависело во многом «загонит ли тепло» в свой дом хозяин.

Наиболее древним, традиционным общероссийским способом кровли дома была кровля на «посомах» (на «самцах»), т.е. на бревнах фронтонов, постепенно укорачивающихся кверху. Позднее посомы заменились дощатыми фронтонами. Бревна посомов плотно пригонялись друг к другу и скреплялись шипами. В верхние, короткие бревна посомов врубалось длинное бревно, которое называлось «князевой слегой». Ниже, паралельно будущей крыше шли «решетины» («обрешетины») из толстых жердей.

Еще полтора-два столетия назад крыши крыли без единого гвоздя. Делалось это так. Сверху вдоль посомов по их скатам врубались «курицы» – тонкие бревна с крюком в нижней части. На крюки вдоль нижней кромки будущей крыши навешивали выдолбленные жолобом бревна. На эти желоба опирались «тесины» кровли, уложенные на пласты бересты. «Тесаницы» были двойными, внахлестку. Сверху концы тесин над коньковой слегой закрывали-придавливали выдолбленным жолобом тяжелым коньковым бревном. На переднем конце бревна часто вытесывали голову коня; отсюда и название этой детали кровли. Конек скреплялся на клинья специальными стяжными деревянными штырями, пропущенными сквозь коньковую слегу. Кровля получалась монолитная, достаточно прочная, выдерживавшая даже шквальные порывы ветра или тяжелый снег.

В качестве кровельного материала наряду с тесинами применяли «драницы», «дрань» (в ряде мест – «желобник»). Для получения «драни» расколотые по вдоль бревна хвойных пород, чаще всего «листвяжные», расщеплялись топором и клиньями на отдельные пластины. Длина их доходила до двух метров. Топорный тес и драницы были весьма устойчивыми к воздействию осадков, долговечны. Пиленая же поверхность современной доски легко пропитывается влагой и быстро разрушается. Крытые дранью кровли встречались в Сибири вплоть до второй половины ХХ в.

В любом случае крытые доской крыши домов – важнейший признак сибирского жилища. Соломенные кровли, повсеместно распространенные у великорусских крестьян даже среднего достатка, у сибиряков почти не встречались; разве что у переселенцев на первых порах или у самых последних лентяев-бедняков.

Более поздняя, повсеместная конструкция кровли – стропильная. При этом, стропила врубались как в верхние ряды бревен, так и на «связях». На верхние венцы укладывались бревна-подстропильники («переводины»), связанные иногда крестообразно над потолком (на «вышке»). При строительстве охотничьей избушки коньковая слега могла быть уложена на врытые в землю столбы с развилкой.

В начале ХХ в. у зажиточных крестьян и деревенских торговцев-«майданщиков» появляются крыши, крытые железом.

Крыши могли быть одно-, двух-, трех-, четырехскатными. Были крыши с «залобком», с «козырьком», двойные крыши и др. Для покрытия пятистенного и особенно крестового дома наиболее приемлема была четырехскатная, «шатровая» крыша. Она великолепно защищала дом от дождя, от снега, от ветра. Словно колпак, такая крыша удерживала тепло над потолком. Края такой крыши на метр и более выделялись за стены дома, что позволяло отводить в стороны дождевые струи. Кроме того, восходяще-нисходящие конвекционные потоки воздуха вдоль стен способствовали сохранению тепла в помещении.

К крестьянскому дому пристраивались рубленые сени с покатой кровлей. Но строили и дощатые сени. В сени и дом вел вход через высокое просторное крыльцо, часто стоявшее на бревенчетом подрубе. Столбы и перилы крыльца украшались резьбой.

Окна крестьянских изб первоначально, в XVII в., были небольшими. Для выхода дыма от печей «по-черному» применялись «волоковые» окна – это небольшие окна без рам, вырезанные в одном-двух смежных бревнах, закрывавшиеся задвижной доской («окна заволакивались»). Но довольно быстро сибиряки стали строить дома с «колодными» и «косящатыми» окнами, в которые вставляли рамы.

В XVII – XVIII вв. для окон использовали слюду, брюшину животных или холст, пропитанный жиром или смолой-«живицей». Если в Европейской России вплоть до ХХ в. окна были небольшими, то в Сибири повсеместно уже с XVIII в. отмечаются большие окна, а их количество в доме доходит до 8-12. При этом простенки между окон были значительно уже, чем сами окна. Все исследователи отмечали повышенную «любовь сибиряка к солнцу, к свету».

В XIX в. по Сибири быстро стало распространяться стекло. Оно было доступно практически всем крестьянам: достаток позволял это приобрести. Но и тогда отмечалось, что старожилы на зиму вынимают «остекленные рамы, а взамен вставляют рамы с брюшиной или холстом», делая это «для предохранения от намерзания льда и во избежание мокроты». Встречались и рамы с двойными стеклами, но чаще двойные рамы в окнах. Оконные рамы отличались изяществом работы. На зимних оконных рамах часто изготавливали специальные желобки для сбора талой воды. С середины XIX в. широкое распространение приобрели рамы с отворяющимися в летнее время створками.

Наряду с одиночными окнами, при строительстве дома у зажиточных крестьян широко применялись сдвоенные, расположенные рядом окна («итальянские»).

Снаружи окна обрамлялись массивными наличниками. На них навешивали на шарнирах ставни, которые являлись важнейшиммм отличительным признаком сибирского дома. Первоначально они служили более для защиты окон от стрел и были массивными и одностворчатыми. Так, из записок А.К. Кузьмина узнаем, что «уничтожаются (в 1827 г.) и веревочки, привязанные к болтам ставней, чтобы можно было их отворять и затворять, не выходя из дома. Я прежде думал, что только одна сибирская лень сверлила и портила стены для пропуска веревок; но после уверился, что это остаток старины, защита при осаде, когда, не подвергаясь опасности, нельзя было выйти на улицу». Ставни служили для и украшения окон. «Окна без ставней, что человек - без глаз» - говаривал один старожил.

Наличники и ставни обильно украшались резьбой. Резьба была «пропильная», прорезная или накладная. При накладной резьбе выпиленный узор набивался или наклеивался на основу. Дом украшали также резным карнизом, галереей с точенными «балясинами», балкончиками с резными перильцами, а на печную трубу сверху ставили ажурный металлический «дымник».

Плотничьи секреты сибирских мастеров

Ко второй половине XIX в. плотничье искусство сибирских старожилов достигло наивысшего расцвета. До нашего времени стоят в селах и городах деревянные церкви и часовни, крестовые дома и дома-пятистенки, амбары. Несмотря на почтенный срок их жизни – многим строениям по 100-150 лет, - они поражают нас своей прочностью и красотой, гармоничностью конструкций и функциональной приспособленностью к особенностям данной местности. В отличие от Европейской России, где наиболее качественное строительство вели профессиональные плотники в составе отхожих артелей, в Сибири почти каждый крестьянин-старожил умел строить основательно, добротно и красиво. При строительстве дома старались учитывать множество, казалось бы, незначительных мелочей и факторов; поэтому и стоят те постройки многие десятилетия.

Место для строительства дома выбиралось часто так: на предполагаемом будущем подворье тут и там раскладывали на ночь кусочки коры или бересты, или деревянные. Утром смотрели, где наиболее сухая нижняя сторона. Или могли все это оставить на месте на несколько дней, чтобы затем узнать, кто поселился на под корой или дощечкой. Если муравьи или дождевые черви, то место вполне было пригодно для строительства дома.

Дома строили из 80-100 летних деревьев хвойных пород; причем брали лишь их комлевую часть. Бревна выше комля, второго-третьего «порядка» шли на стропила, слеги или строительство хозяйственных построек. Комлевое бревно обязательно «выводили» под один диаметр бревна. Лес для этого брали «кондовый», выросший на высоком склоне горы, с мелкими и плотными годовыми кольцами. Деревья, растущие на вершине горы или у подошвы, считались менее пригодными для качественного строительства. Особенно сторонились деревьев, растущих в сырой, болотистой низине, пропитанных железистыми соединениями: такие деревья называли «кремлевыми». Они так тверды, что их почти не берут не топор, ни пила.

Хвойный лес на строительство рубили поздней осенью или в начале зимы с первыми морозами и первым снежком. Осину и березу заготавливали с весны до осени, сразу очищали от коры и бересты, затем сушили. Соблюдалось одно важнейшее правило: строевой лес рубили только на «старый месяц». Сохранилось множество поверий и обычаев, связанных с рубкой леса и строительством. Так, нельзя было ни заготавливать лес, ни начинать рубить дом в понедельник. «Зависшие» деревья, т.е. зацепившиеся при падении за другие деревья или деревья, упавшие на север, обязательно пускали на дрова: считалось, что они принесут несчастье жильцам дома.

Срубленные осенью сосну, лиственницу, ель очищали от веток, распиливали деревья на бревна необходимой длины («крыжевали») и, не ошкуривая от коры, оставляли до весны в штабелях «вылеживаться». С наступлением весны отопревшие деревья легко ошкуривались и вывозились на подворья. Здесь их складывали в штабеля под крышу на 1-2 года для просушки. Для столярных работ бревна сушили не менее 4-х лет, особенно тщательно оберегая от прямых лучей солнца, чтобы не было трещин в древесине. Лишь затем деревья «выводили» и начинали рубить дом.

Хорошие плотники поступали и так: весной бревна сбрасывали в речку, располагая их по течению воды, сроком на 3-4 месяца. Вымоченные бревна летом поднимали из воды и сушили до морозов. Считалось, что древесина при этом будет более прочной, не будет давать трещин, долго не поддастся гниению. При рубке стен бревна укладывали по сторонам света: внутрь дома обращали южную, более рыхлую, но теплую сторону дерева, а наружу – северную, более плотную и «закаленную».

При строительстве дома под нижние венцы вкапывали «стулья» – лиственичные чурки. Их предварительно обмазывали горячей смолой, дегтем или обжигали на костре для предохранения от грибка. Деревянные стояки или камни обязательно отделяли от нижнего ряда несколькими слоями бересты. Насколько можно проследить по старинным строениям, под нижние бревна обязательно набивали камень-плитняк или плотно загоняли лиственичные кряжи. Завалинки подсыпали с внутренней стороны дома, где всегда было сухо.

Стены дома протесывали топором с кривым топорищем и строгали стругом. Стены были ровными, а древесина – светлая, и, как говорили, «дышала». Вплоть до конца XIX в. стены избы не оштукатуривались. Лишь пазы между бревнами заделывались жгутиками белой глины.

Подушки и косяки дверей и окон изготавливали из хорошо просушенной сосны или кедра. Они были несколько шире бревен стены, чтобы не затекала вода. В пазы косяков укладывали просушенный мох, обматывали все ниткой и ставили их на место. При этом мох не «сползал» во» время установки косяков.

В целях предохранения от ржавчины металлические детали ворот, ставней, а также гвозди, проходили специальную обработку. Для этого их нагревали в огне до красного каления и тут же опускали в чистое льняное масло. Однако при строительстве старались по возможности использовать не столько железные гвозди, сколько деревянные шканты, клинья.

Ни один уважающий себя плотник не начинал отделочные работы в доме, пока покрытое крышей строение не высыхало (не «выстоялось»). При этом, сохранность дома обеспечивалась хорошей кровлей. Даже, если по прошествии 25-30 лет крыша и не протекала, тесовую кровлю обязательно перекрывали. Также, по воспоминаниям старожилов, один раз в полстолетия разбирали «окосячку» окон и дверей, при необходимости меняя оконные «подушки» и порог двери, заменяли бревна нижнего ряда стен.

Интерьер жилища крестьянина-старожила

«Таких прекрасных, светлых, обширных изб, с такой изящной внутренней отделкой, нигде в целой России нет. Бревна вытесаны и выструганы так гладко, пригнаны так хорошо, лес подобран так искусно, что в избе стены как бы сплошные, блестят и радужатся от перелива древесных струй», – писал о жилищах сибиряков декабрист И. Завалишин. И сам дом, и его внутреннее убранство служат лишним доказательством прочности и достатка хозяйства крестьян, рисуют совершенно иную, чем у великороссов, картину жизни сибирских старожилов.

Повседневная жизнь крестьян протекала в избе – передней половине дома, а парадная половина дома – горница, - служила чаще для приема гостей, праздничных застолий. Особое место в избе отводилось русской печи – «кормилице» и хозяйственному центру дома. В конце XVIII в. начали исчезать печи «по-черному», но еще в течение длительного времени печи оставались «полубелыми», т.е. с трубой и заслонкой-задвижкой в верхней части трубы, на чердаке. Как и раньше, в начале XIX в. преобладали глинобитные печи. Печь ставилась справа или слева от входной двери. У печи было множество углублений – печурок для хранения мелких предметов или посуды, щепы для растопки печи и пр. Под печью хранились ухваты, кочерга, метелки, деревянные лопаты для хлебов. Один-два раза в неделю печь обязательно подбеливалась.

Для спуска в подполье рядом с печью располагался «голбец» («голбчик») – ящик с крышкой. Голбец мог быть и за печью, у боковой стены избы; он представлял собой вертикальную дверь и ступени спуска в подполье. Значительно позднее для спуска в подполье стали использовать люк – «западню». Над входной дверью от печи до стены настилались полати: здесь спали младшие члены семьи, а также хранилась часть одежды. На полати входили по приступкам у печи. Верхним голбцом называлась деревянная площадка вокруг печи до задней стены. Печь служила спальным местом для пожилых людей.

Часть избы перед печью огораживалась загородкой из «тесниц» или матерчатой занавесью и называлась «куть» (ныне – кухня). Вдоль стены кути стоял ящик для посуды, «залавок». Наверху от печи тянулась широкая полка, также для посуды, – «грядка». В кути стоял и стол для хозяйственных нужд хозяйки. Во второй половине XIX в. нижний ящик и подвесной ящики для посуды соединились в большой шкаф для посуды – буфет.

Углы в избе носили названия: кутной, покуть, сутки и «святой» (передний, красный). В переднем углу сходились широкие, до 9-и вершков, лавки (около 40 см). Лавки были прикреплены к стене и застилались специальными ткаными половичками или холстами. Здесь же стоял чисто выскобленный и вымытый стол. С внешней стороны стола стояли скамейки.

Вверху, в передний угол была врезана полка – «божница» с иконами, украшенные пихтой и полотенцами-рушниками. Перед иконами натягивались занавески и висела лампадка.

При наличии одной комнаты-избы, – вся семья жила в ней зимой, а летом все переходили спать в не отапливаемую клеть, на сеновал-поветь. Во второй половине XIX в. нежилые клеть почти не встречались, быстро увеличивалась жилая площадь дома. В многокамерных домах сибиряков есть «прихожки», «горницы», «спаленки», «кладовки-казенки».

В горнице, как правило, была своя печь: «галанка» («голландка»), «механка», «контрамарка», «теремок» и др. У стены стояла деревянная кровать. На ней – пуховые перины, пуховые подушки, простыни из белого, а покрывала из цветного полотна. Кровати покрывали также коврами ручной сибирской работы.

Вдоль стен горницы были лавки, покрытые нарядными покрывалами, шкафы для праздничной посуды. В горницах стояли сундуки с праздничной одеждой и фабричными тканями. Сундуки были как собственной ручной работы, так и купленные на «ярманке» знаменитые сундуки из Западной Сибири «со звоном». Здесь же стоял резной деревянный диван ручной работы. В углу горницы во второй половине XIX в. стояла многоярусная полка, а в переднем углу или в центре комнаты был большой праздничный стол, часто круглой формы с точеными ножками. Стол покрывался тканной «узорчатой» скатертью или ковром. На столе постоянно стоял самовар и набор фарфоровых чайных чашек.

В «святом» углу горницы была нарядная «божница» с более ценными иконами. Кстати, к наиболее ценным сибиряки относили иконы, привезенные предками из «Рассеи». В простенках окон висели зеркало, часы, иногда картины, «писаные красками». В начале ХХ в. на стенах сибирских домов появляются фотографии в застекленных рамках.

Стены горницы выстругивались особенно тщательно, углы закруглялись. И, по воспоминаниям старожилов, струганные стены даже натирались воском (вощились) для красоты и блеска. В конце XIX в. у зажиточных крестьян стены стали оклеивать бумажными обоями («шпалерами») или холстом, а мебель – окрашивать синей или красной масляной краской.

Полы в избе и горнице многократно скоблились и мылись с «дресвой», прокаленным песком. Затем их застилали сшитым в единое полотно холстом, прибитым по краям мелкими гвоздями. Сверху на холст стелили в несколько слоев домотканые половики: они служили одновременно показателем достатка, зажиточности и благополучия в доме. У богатых крестьян на полу можно было встретить ковры.

Потолки в горнице настилали особенно аккуратно, покрывали резьбой или расписывали красками. Важнейшим духовно-нравственным элементом дома была «матица», потолочная балка. «Матица – дом дёржит», - говорили сибиряки. На матицу в избе подвешивалась на гибкой жерди - «очепе» кроватка для младенца («зыбка», «люлька», «качка»).

Сибирский дом отличался чистотой, ухоженностью, порядком. Во многих местах, особенно у старообрядцев, дом раз в год мыли снаружи от фундамента до конька крыши.

Подворье и хозяйственные постройки

Жилые постройки сибирского крестьянина были лишь частью комплекса построек подворья, по-сибирски – «ограды». Подворье – домохозяйство подразумевало собой все хозяйство, включая постройки, дворы, огороды, загоны. Сюда включались и скот, домашняя птица, орудия труда, инвентарь и запасы-припасы для поддержания жизни членов домохозяйства. В данном случае речь пойдет об узком понимании подворья как комплексе сооружений, возведенном «в ограде» или принадлежащем домохозяевам.

Необходимо отметить, что в сибирских условиях сформировался замкнутый по периметру тип подворья. Высокая степень индивидуализации жизни, сформировала замкнутый мир семьи как «миниобщества» со своими традициями-правилами жизни, своей собственностью и правом полного распоряжения результатами труда. Данный «мир» имел четко выраженные границы с крепкими высокими огораждениями. Забор, по-сибирски - «заплот», – представлял собой, чаще всего, ряд столбов с выбранными вертикальными пазами, забранными толстыми плахами-тесницами или тонкими, слегка протесаными бревнами. Огроды, пригоны для скота могли огораживаться изгородью из жередей.

В комплексе строений важнейшее место занимали главные, парадные ворота усадьбы. Будучи олицетворением благополучия и достатка на подворье, ворота часто были краше и аккутарнее дома. Основной тип ворот в Енисейской губернии – высокие, с двухстворчатыми полотнами для прохода людей и въезда конных экипажей. Ворота часто сверху крылись двухскатной крышей. Столбы ворот тщательно остругивались, иногда украшались резьбой. Полотна ворот могли быть из вертикальных тесин или забраны в «елочку». На столбе ворот обязательно крепилось кованное кольцо на металлической фигурной пластине-«жуковине». Ворота в скотский пригон или на «скотский двор» были ниже и проще.

Все подворье делилось на функциональные зоны: «чистый» двор, «скотский» двор, загоны, огород и др. Устройство дворов могло варьироваться в зависимости от природно-климатических условий региона Сибири, особенностей хозяйственной деятельности старожилов. Первоначально, многие элементы усадьбы напоминали дворы Русского Севера, но впоследствии видоизменялись. Так, в монастырских документах XVII в. отмечалось, что в 25 дворах крестьян насчитывалось более 50 различных помещений, связанных с содержанием скота: «избы скотские», хлевы, стаи «конские», сенники, сараи, повети и др. (Монастырь на р. Тасеева, притоке Ангары). Но еще не было разделения подворья на отдельные части.

К XIX в. центром усадьбы становится «чистый» двор. Он чаще всего располагался с солнечной стороны дома, у парадных ворот. На этом дворе располагались дом, амбары, погреб, завозня и пр. На «скотском» (скотном) дворе размещались хлева, «стаи» для скота, конюшни, сенники и др. Сено могло храниться и на втором ярусе высокого навеса, на «повети», но чаще всего его наметывали на хлева и «стаи». Во многих районах сибирского края весь двор на зиму сверху крыли жердинами-слегами, опирающимися на вертикальные столбы с развилками, а сверху накрывали сеном и соломой. Таким образом, весь двор полностью был закрыт от непогоды. «Сено намётывают на сей помост, а других сенников не имеется», - писалось в одной из корреспонденций из Сибири.

Строения как «чистого», так и «скотского» дворов располагались чаще всего по периметру усадьбы, непрерывно друг за другом. Отсюда, тыльные стены строений чередовались со звеньями заплота. В качестве строений подворья выступали и многочисленные кладовые, пристройки-прирубы к дому, «стаям», амбару, различные навесы для инвентаря, тесин и бревен и пр. Так, с тыльной стороны крестового дома прорубался вход-спуск в отдельное подполье-погребок под домом, служившее для хранения картофеля в летнее время. Рядом к дому прирубалось небольшое помещение для домашней птицы. Тепла от стены дома было достаточно, чтобы куры и гуси легко переносили любые морозы.

Амбары (по-сибирски - «анбары») были нескольких типов. Они могли ставиться на камни и иметь земляные завалины или возвышались на небольших вертикальных столбах, с «продувом» снизу. Такие амбары отличались сухостью и защищенностью от мышей. Амбары были одно- и двухэтажные, с галереей вдоль второго яруса; но в любом случае для амбара характерна значительно выступающая часть крыши со стороны двери. Вход при этом всегда делался с боковой стороны амбара. Амбар служил помещением для хранения хлебных и фуражных припасов, а также посевного зерна. Поэтому, амбары рубились особенно тщательно, без малейших щелей, без утепления мхом. Особое внимание уделялось прочности и надежности крыши: ее часто делали двойной. Зерно хранилось в специальных отсеках – сусеках специальной сибирской конструкции. В документах отмечается, что крестьяне могли годами «не видеть дна своих сусеков», так как урожаи были отменные и с расчетом на «запас» в неблагоприятный год. Здесь же в амбарах стояли лари для муки и круп, деревянные кадки, мешки с льносеменем, хранились выделанные кожи, холсты, запасная одежда и пр.

Завозней называли помещение для хранения саней, телег, лошадиной упряжи. Завозня имела чаще всего широкие, двустворчатые ворота и широкий помост-настил для въезда в нее.

Практически на каждом подворье сибиряка стояла «летняя куть» (летняя кухня, «времянка») для приготовления пищи, нагрева большого количества воды и «пойла» для скота, варки «скотского хлёбова» и пр.

У многих крестьян-старожилов на усадьбе стояло теплое специально рубленое помещение для столярно-ремесленных работ (столярная, сапожная, пимокатная или бондарная мастерская). Над погребом надстраивали небольшое помещение, погребницу.

Дом и амбар строили из качественного «кондового» леса, т.е. из смолистых, прямослойных с плотной древесиной, бревен. Хозяйственные и вспомогательные помещения могли возводиться и из «мендача», т.е. менее качественного леса. При этом «стаи», хлевы, конюшни были как рубленные «в угол», так и «набранные» из горизонтальных бревен в столбы с пазами. Многие исследователи отмечали, что в Сибири было принято повсеместное содержание скота на открытом воздухе, под навесом и стенами-ограждениями со стороны господствующих ветров. На навес наметывалось сено, которое сбрасывалось прямо под ноги коровам. Ясли-кормушки появились на рубеже XIX – ХХ вв. под влиянием переселенцев. В средних и зажиточных хозяйствах не только помещения для скота, но и весь «скотский» двор застилался тесаными бревнами или плахами. Также застилали на «чистом« дворе плахами проходы-дорожки от ворот до крыльца дома и от дома до амбара.

Завершали вид крестьянского подворья поленницы дров, но рачительный хозяин строил для них специальный навес. Дров требовалось много, благо, лес вокруг. Заготавливали по 15-25 кубических метров, притом топором. Пила появилась в Сибири лишь в XIX в., а в ангарских деревнях, отмечалось, только во второй половине века, в 1860-70 годы. Дрова обязательно готовили «с запасом», на два-три года вперед.

Индивидуализация жизни и сознания сибиряка часто вызывала конфликты из-за занимаемой земли, подворьями. Отмечались тяжбы по причине перестановки столба на территорию соседа или из-за крыши строения, выступающего на соседский двор.

Особое значение для сибиряка имела баня. Строили ее как срубную, так и в виде землянки Примечательно, что в XVII-XVIII вв. баню-землянку считали более «паркой» Ее вырывали на берегу реки, затем обшивали «тесинами» и накатывали потолок из нетолстых бревен. Как землянки, так и срубные бани часто имели земляную крышу. Топились бани «по-черному». Складывали печь-каменку, а над ней вешали котел. Воду грели также раскаленными камнями, в бочках. Банная утварь считалась «нечистой» и в других случаях не употреблялась. Чаще всего бани выносились за деревню к реке, озеру.

На дальнем конце усадьбы находилось гумно, застланное тесаными плахами, и стоял овин. В овине внизу располагалась печка из камня или круглая площадка, обложенная камнем. Над топкой располагался настил второго яруса: здесь сушили снопы хлеба. Рачительные хозяева имели на подворье гуменник, в нем хранилась после обмолота мякина для скота. Гумно и овин чаще всего были общими для 3-5 хозяйств. В 1930-е гг. в связи с коллективизацией гумна и овины исчезают из крестьянских хозяйств, размеры подворьий резко уменьшаются. При этом значительно увеличиваются приусадебные огороды, т.к. овощи, картофель стали сажать не на пашне, а у дома. На усадьбах исчезают конюшни, а большие «стаи», в которых содержались до десятка и более голов скота, превращаются в современные «стайки»…

В крестьянском хозяйстве имелись постройки и вне пределов деревни. На дальней пашне возводились «пашенные» избушки, здесь же строили амбар, загон, конюшню. Часто заимки и пашенные избушки давали начало новой деревне. На покосах по две – три недели жили в шалашах (в ряде мест их называют «балаганы») или даже в легких избушках из тонких бревен или толстых жердей.

Повсеместно на промысловых участках ставили зимовья, «станки», охотничьи избушки. Жили там недолго, в период охотничьего сезона, но в Сибири повсеместно народная этика предусматривала необходимость оставлять в избушке запас дров, немного продуктов, кресало и др. Вдруг сюда забредет заблудившийся в лесу человек…

Таким образом, специфика строительства, строений подворья совершенно идеально соответствовала особенностям природы, хозяйства, всего уклада жизни сибиряков. Еще раз подчеркнем исключительный порядок, чистоту, ухоженность и достаток сибирских построек.

Источник

Андюсев Б.Е. об истории Красноярского края и Сибири: «Сибирское краеведение» .

В тему

    Сибирь и сибиряки Об объективных причинах русской колонизации Сибири, об ее экономическом и социальном развитии, о патриотизме и героизме сибиряков.

    Сибирь и субэтнос русских старожилов О человеке Сибири в суровом сибирском климате на бескрайних просторах, о его хозяйственной самостоятельности, о многонациональности и пассионарности

    Чалдоны, старожилы и другие… О мирском составе сибиряков и отношении старожилов к новым переселенцам, о жизни осужденных в Сибири

Крестьянские жилища сибиряков с момента начала освоения Сибири и до середины XIX в. претерпели значительные изменения. Русские переселенцы приносили с собой традиции тех мест, откуда были родом, и одновре­менно начинали существенно менять их по мере освоения края и постижения характера погоды, ветров, осадков, особенностей конкретной местности. Жилище зависело также от состава семьи, зажиточности хозяй­ства, особенностей хозяйственной деятельности и др.

Исходным типом жи­лища в XVII в. было традиционное деревянное однокамерное строение, пред­ставлявшее собой четырехугольный сруб под крышей - клеть. Клетью на­зывалось, прежде всего, летнее неотапливаемое помещение, служившее как летним жильем, так и хозяйственной постройкой. Клеть с печью называлась избой. В старину на Руси избы топились «по-черному», дым выходил в не­большое «волоковое» окно во фронтальной части избы. Потолка тогда не было (потолок - «подволока»). Двери в избу и клеть открывались перво­начально внутрь. По-видимому, это было связано с тем, что в условиях снежной зимы за ночь у дверей могло намести сугроб снега. И только когда в начале XVII в. появились сени («сенцы»), соответственно, и двери избы стали делать открывающимися наружу, в сени. Но в сенях по-прежнему двери открываются вовнутрь.

Таким образом, в строении жилища первоначально возникают двухка­мерные связи: изба + сени или изба + клеть. В XVII в. появилась и более сложная, трехкамерная связь - изба + сени + клеть. Строили подобные жилища таким образом, чтобы сени располагались между избой и клетью. Зимой семья жила в отапливаемой избе, а летом перебирались в клеть. Первоначально, в XVII в., «русские сибиряки» довольствовались небольшими по размеру постройками. В документах того времени мелькают названия «дворенки», «клетишки», «избенки». Но нужно заметить, что и в XX в. пере­селенец чаще всего возводил вначале небольшой домик-времянку, а за­тем, по мере обживания и накопления средств, строил дом.

В XVIII – XIX вв., с усложнением техники строительства, появляются избы-двойни (связь: изба + сени + изба) и изба-пятистенок. Пятистенок представлял собой большое помещение, разделенное внутри капитальной рубленой стеной. Одновременно усложнились типы связей, переходов, при­строек, сеней, кладовых, крылечек и пр.

В конце XVIII – начале XIX вв. в Сибири начинают возводиться наибо­лее приемлемые для местного климата жилища - «крестовые» дома. Крес­товый дом, или «крестовик», представлял собой значительных размеров помещение, разделенное внутри крестообразно двумя капитальными стена­ми. Крестовый дом имел и другие существенные особенности, характеризу­ющие его как вершину строительного искусства сибирских старожилов.


Изба могла располагаться на «подклете» («подклети»), в котором были подсобные помещения, кладовые, кухня и др. Жилище могло группиро­ваться в сложный комплекс, включающий в себя несколько изб, соединен­ных переходами-навесами, пристройки, прирубы. В больших многосемей­ных хозяйствах на общем подворье могло находиться 2 – 4 жилища, в кото­рых проживали родители, семьи детей, даже внуков.

В большинстве районов Сибири в условиях изобилия строительного материала дома строили из сосны, а также из пихты и лиственницы. Но чаще строили так: нижние ряды стен («венцы») складывали из лиственницы, пихты, жилую часть - из сосны, а отделку элементов дома - из кедра. В отдельных местах этнографы прошлого зафиксировали и целые дома из сибирского кедра.

В суровых сибирских условиях наиболее приемлемой была техника рубки избы «в угол», т.е. «в обло», «в чашу». При этом в бревнах выбирался полукруг, а концы бревен выступали за стены сруба. При такой рубке «с остатком» углы дома не промерзали даже в самые сильные, «в хлящие», морозы. Были и другие виды рубок избы:

а) в крюк с остатком - внешне похоже на рубку «в угол», но в бревне выбирается не полукруг, а четверть круга;

б) в лапу - рубка без остатка в чистый угол. Бревна соединялись концами, затесанными с обеих сторон;

в) без остатка «в ласточкин хвост», в простой замок, «в шпунт» («в зуб») и другие;

г) «в охряпку» - простая рубка, при которой в каждом бревне выбирались углубления сверху и снизу. Применялась обычно при строительстве хозяйственных построек, часто без утепления.

Иногда при строительстве избы на заимке или охотничьей избушки применялась столбовая техника, основу которой составляли столбы с вертикальными выбранными пазами, вкопанные в землю по периметру строения. В промежутки между столбами укладывались на мох бревна.

При рубке дома в бревнах выбирались полукруглые пазы; бревна укладывались на мох, часто «в шип», «в шкант» (т.е. соединялись в стене между собой специальными деревянными штифтами). Щели между бревнами тщательно конопатились и позднее замазывались глиной. Внутренняя стена дома также тщательно вытесывалась сначала топором, затем рубанком («стругом»). Перед рубкой предварительно бревна «выводились», т.е. их после ошкурения протесывали, добиваясь одного диаметра от комля до верхней части бревна. Общая высота дома равнялась 13 – 20 рядам-венцам бревен. «Подклеть» дома из 8 – 11 рядов бревен могла быть хозяйственным помещением, кухней или кладовой.

Возведенный на «подклети» дом обязательно имел подполье. Сама «подклеть» из 3 – 5 венцов могла служить его верхней частью. Подполье сибирского дома было весьма обширное и глубокое, если позволяли почвенные воды. Часто оно обшивалось доской. Фундамент дома учитывал местные особенности: наличие мерзлоты, близость и наличие камня, уровень вод, характер грунта и пр. Под нижний ряд стены чаще всего прокладывалось несколько слоев бересты.

Если в европейской части России даже в XIX в. были повсе­мест­но распространены земляные полы, то в Сибири полы обя­за­тельно делали дощатыми, подчас «двойными». Такие полы имелись даже у бедных крестьян. Полы настилали из расколотых повдоль бревен, протесанных и проструганных до 10 – 12 см досок-«теса­ниц» («тесниц», «тесин»). Пиленый тес появился в Сибири лишь во второй четверти XIX в. с появлением здесь пилы.

Потолки («подволоки») изб до конца XIX в. настилали из тон­ких, тщательно подогнанных бревен. Если для потолка приме­ня­лись тесаные или пиленые доски, они могли располагаться «встык», заподлицо или «в разбежку». Сени клети чаще всего строились без потолка. Потолок избы сверху тщательно утеплялся глиной или землей, т.к. от этой работы зависело, «загонит ли тепло» в свой дом хозяин.

Наиболее древним, традиционным общероссийским способом кровли дома была кровля на «посомах» (на «самцах»), т.е. на бревнах фронтонов, постепенно укорачивающихся кверху. Позднее посомы заменились дощатыми фронтонами. Бревна посомов плотно пригонялись друг к другу и скреплялись шипами. В верхние, короткие бревна посомов врубалось длинное бревно, которое называлось «князевой слегой». Ниже, паралельно будущей крыше, шли «решетины» («обрешетины») из толстых жердей.

Еще полтора-два столетия назад крыши крыли без единого гвоздя. Делалось это так. Сверху вдоль посомов по их скатам врубались «курицы» - тонкие бревна с крюком в нижней части. На крюки вдоль нижней кромки будущей крыши навешивали выдолбленные желобом бревна. На эти желоба опирались «тесины» кровли, уложенные на пласты бересты. «Тесаницы» были двойными, внахлестку. Сверху концы тесин над коньковой слегой закрывали (придавливали) выдолбленным желобом тяжелым коньковым бревном. На переднем конце бревна часто вытесывали голову коня; отсюда и название этой детали кровли. Конек скреплялся на клинья специальными стяжными деревянными штырями, пропущенными сквозь коньковую слегу. Кровля получалась монолитная, достаточно прочная, выдерживавшая даже шквальные порывы ветра или тяжелый снег.

В качестве кровельного материала наряду с тесинами применяли «драницы», «дрань» (в ряде мест - «желобник»). Для получения «драни» расколотые повдоль бревна хвойных пород, чаще всего «листвяжные», расщеплялись топором и клиньями на отдельные пластины. Длина их доходила до двух метров. Топорный тес и драницы были весьма устойчивыми к воздействию осадков, долговечными. Пиленая же поверхность современной доски легко пропитывается влагой и быстро разрушается. Крытые дранью кровли встречались в Сибири вплоть до второй половины ХХ в.

Вообще, крытые доской крыши домов - важнейший признак сибирского жилища. Соломенные кровли, повсеместно распространенные у великорусских крестьян даже среднего достатка, у сибиряков почти не встречались, разве что у переселенцев на первых порах или у самых последних лентяев-бедняков.

Более поздняя повсеместная конструкция кровли - стропильная. При этом стропила врубались как в верхние ряды бревен, так и на «связях». На верхние венцы укладывались бревна-подстро­пиль­ники («переводины»), связанные иногда крестообразно над потолком (на «вышке»). При строительстве охотничьей избушки коньковая слега могла быть уложена на врытые в землю столбы с развилкой.

В начале ХХ в. у зажиточных крестьян и деревенских торговцев-«майданщиков» появляются крыши, крытые железом.

Крыши могли быть одно-, двух-, трех-, четырехскатными. Были крыши с «залобком», с «козырьком», двойные крыши и др. Для покрытия пятистенного и, особенно, крестового дома наиболее приемлема была четырехскатная, «шатровая», крыша. Она великолепно защищала дом от дождя, от снега, от ветра. Словно колпак, такая крыша удерживала тепло над потолком. Края такой крыши на метр и более выделялись за стены дома, что позволяло отводить в стороны дождевые струи. Кроме того, восходяще-нисходящие конвекционные потоки воздуха вдоль стен способствовали сохранению тепла в помещении.

К крестьянскому дому пристраивались рубленые сени с покатой кровлей. Но строили и дощатые сени. В сени и дом вел вход через высокое просторное крыльцо, часто стоявшее на бревенчатом подрубе. Столбы и перила крыльца украшались резьбой.

Окна крестьянских изб первоначально, в XVII в., были небольшими. Для выхода дыма от печей «по-черному» применялись «волоковые» окна - небольшие окна без рам, вырезанные в одном-двух смежных бревнах, закрывавшиеся задвижной доской («окна заволакивались»). Но довольно быстро сибиряки стали строить дома с «колодными» и «косящатыми» окнами, в которые вставляли рамы.

В XVII – XVIII вв. для окон использовали слюду, брюшину животных или холст, пропитанный жиром или смолой-«живицей». Если в Европейской России вплоть до ХХ в. окна были небольшими, то в Сибири повсеместно уже с XVIII в. отмечаются большие окна, а их количество в доме доходит до 8 – 12. При этом простенки между окон были значительно уже, чем сами окна. Все исследователи отмечали повышенную «любовь сибиряка к солнцу, к свету».

В XIX в. по Сибири быстро стало распространяться стекло. Оно было доступно практически всем крестьянам: достаток позволял его приобрести. Но и тогда отмечалось, что старожилы на зиму вынимают «остекленные рамы, а взамен вставляют рамы с брюшиной или холстом», делая это «для предохранения от намерзания льда и во избежание мокроты». Встречались и рамы с двойными стеклами, но чаще - двойные рамы в окнах. Оконные рамы отличались изяществом работы. На зимних оконных рамах часто изготавливали специальные желобки для сбора талой воды. С середины XIX в. широкое распространение приобрели рамы с отворяющимися в летнее время створками.

Наряду с одиночными окнами при строительстве дома у зажиточных крестьян широко применялись сдвоенные, расположенные рядом окна («итальянские»).

Снаружи окна обрамлялись массивными наличниками. На них навешивали на шарнирах ставни, которые являлись важнейшим отличительным признаком сибирского дома. Первоначально они служили более для защиты окон от стрел и были массивными и одностворчатыми. Так, из записок А.К. Кузьмина узнаем, что «уничтожаются (в 1827 г.) и веревочки, привязанные к болтам ставней, чтобы можно было их отворять и затворять, не выходя из дома. Я прежде думал, что только одна сибирская лень сверлила и портила стены для пропуска веревок; но после уверился, что это остаток старины, защита при осаде, когда, не подвергаясь опасности, нельзя было выйти на улицу». Ставни служили и для украшения окон. «Окна без ставней, что человек без глаз», - говаривал один старожил.

Наличники и ставни обильно украшались резьбой. Резьба была «пропильная», прорезная или накладная. При накладной резьбе выпиленный узор набивался или наклеивался на основу. Дом украшали также резным карнизом, галереей с точеными «балясинами», балкончиками с резными перильцами, а на печную трубу сверху ставили ажурный металлический «дымник».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!