Выбор вагонки: изучаем виды, сорта, цены. Вагонка хвойных пород

Вагонка уже длительное время остается одним из излюбленных отделочных материалов. Благодаря ей создаются уютные, теплые и оригинальные интерьеры.

Что представляет собой вагонка

Вагонка - длинная строганая доска. Она имеет паз и гребень для монтажа. Материал экологически чистый, поскольку изготавливается из дерева. Характеристики близки к характеристикам дерева: долговечность, простота монтажа, качественная шумоизоляция.

Используется вагонка для и наружных стен, потолка. Кроме этого, ее можно применять для строительства террасы, беседки, бани. Благодаря хорошему шумопоглощению ею обшивают даже стены в кинотеатрах.

В настоящее время существует несколько видов вагонки:

  • Обычная (еще ее называют "евровагонка") - имеет на своей поверхности специальные желобки, которые необходимы для вентиляции.
  • Американка - напоминает брус из дерева. Данный вид крепится только в горизонтальном направлении. Используется обычно для внешней отделки зданий.
  • Блок-хаус - имитирует круглый брус.

Из чего изготавливают вагонку

Традиционный материал для изготовления вагонки - дерево. Используются различные породы, как хвойные, так и лиственные.

Среди хвойных наиболее распространенная - сосна. Используется также ель, но значительно реже. Связано это с тем, что ель имеет рыхлую структуру.

Все сорта вагонки из сосны подходят для использования внутри помещения и облицовки наружных стен. Но в некоторых помещениях (к примеру, парилка в бане) такой материал применять не рекомендуется. А вот еловая вагонка устойчива к влаге и появлению плесени, поэтому ее можно использовать в местах, где возможно попадание влаги (бани, балконы, открытые террасы).

Из лиственных применяются ольха, ясень, клен, осина, липа. Немного реже орех и дуб. Вагонку из осины , а также из премиальных пород древесины можно приобрести онлайн на сайте vagonkavsem.ru. Товар доставляется по РФ в термоусадочной пленке. Из лиственницы изготавливают элитные липы и ольхи никогда не нагревается и не обжигает кожу, независимо от температуры воздуха. Поэтому их часто используют для облицовки стен в парилках бань и строительства там полок.

В последнее время производят также вагонку, изготовленную из других материалов (к примеру, пластика). Такой строительный материал условно называют «вагонкой» за счет наличия системы крепления «паз-гребень».

Сорта вагонки

Вагонку производят в соответствии со стандартами, определенными ГОСТом и ТУ (техническими условиями). Если ГОСТ общий для всех предприятий, то ТУ разрабатывается каждым производителем самостоятельно. Именно поэтому тяжело разделить вагонку на отдельные виды. У каждого производителя они могут быть свои.

От качества выбранного сырья зависит качество готового материала. Поэтому за основу деления вагонки на сорта выбирают такие характеристики, как наличие сучков и смолянистых кармашков, синева сырья, имеющиеся трещины и т.д. В зависимости от этого выделяют следующие сорта вагонки (или классы):

  • Сорт «экстра» (еще называют «высший» или «премиум»).
  • Первый сорт (класс А).
  • Второй сорт (класс В).
  • Третий сорт (класс С).

Изделия различных сортов изготавливаются по одной технологии. Их деление происходит уже после сортировки, так как отличаются сорта вагонки только имеющимися внешними дефектами.

Сорт «экстра»

Такая вагонка (сорт "экстра") отличается полным отсутствием каких-либо дефектов. На ней нет ни сучков, ни трещин, ни сколов. Чаще всего данный сорт изготавливают путем сращивания. Связано это с тем, что очень сложно из цельного куска древесины сделать идеальные доски. Их количество очень мало. Данный сорт считается элитным, его используют для отделки интерьеров богатых загородных домов.

Соответственно, наибольшую цену имеет именно такая вагонка - высший сорт. Для ее сохранности производители зачастую упаковывают ее в вакуум. Этим они уменьшают вероятность появления на изделии повреждений (сколов, деформаций) при транспортировке и хранении. В комплект обычно включены специальные крепежи для монтажа. Вагонка премиум-класса не нуждается в подгонке, она прекрасно зафиксируется. Во время установки нужно быть внимательным, чтобы не повредить поверхность материала, которая покрыта защитным лаком. Покрытие из лака еще больше подчеркивает всю красоту древесины.

При покупке необходимо быть внимательным. Во избежание обмана осмотрите визуально материал. Не стоит доверять лишь надписи на этикетке. Бывают случаи, когда сверху упаковки находятся идеальные досочки, а снизу - более низкого качества. Продавцы, уверенные в качестве материала, не будут чинить препятствий для осмотра.

Первый сорт

С вагонкой экстракласса по своим характеристикам сравнима класса А вагонка. 1 сорт у одних производителей зачастую лучше, чем высший у других. Связано это с расхождениями в требованиях технических условий при производстве. Поэтому в таких ситуациях нужно ориентироваться на внешний вид материала.

Отличия первого сорта вагонки - в отсутствии выпадающих сучков и сквозных трещин. Небольшие и обязательно несквозные трещины занимают незначительную часть досок. Характерны также отсутствие синевы, гнили и черных точек.

Сучки, которые имеются на материале, в обязательном порядке должны быть светлыми, здоровыми и не выпадающими. Их размер не превышает 1,5 сантиметра в диаметре. Выпадающие сучки должны быть здоровыми, сросшимися и диаметром не более 0,5 см.

Трещины допускаются до 9,5 см длиной. Они обязательно не сквозные, не пластевые, и выходят в торец доски.

Дефекты изделия данного класса не нужно прятать. Достаточно обработать поверхность декоративным лаком (маслом, воском), который подчеркнет натуральные линии древесины.

Вагонка-лиственница (сорт 1, как и высший), прекрасно подходит для внутренней отделки жилых помещений.

Второй сорт

Такая вагонка (2 сорт) характеризуется наличием видимых дефектов. Имеются вмятины, трещины, сколы. Но их размер не превышает 5 см на 1 метр погонный доски. На поверхности изделия бывает синева (до 10% объема), сучки, смолы, сердцевины. На торцах допустима непрострожка, которая не мешает монтажу.

Сучки не превышают в диаметре двух сантиметров, их количество - до единицы на погонный метр материала. Если сучки черные, то их диаметр не должен превосходить 1,5 см. Гнилые и выпадающие сучки не допускаются.

Допустимы пластевые трещины, выходящие в торец, с длиной, не превышающей трети всей длины доски. Сквозные трещины - не более 30 см по длине. Длина пластевых сквозных трещин - не более 15 см при ширине до 1 мм.

Места с синевой, окраской, засмолкой допускаются по одной на доску, если их размер не превышает 10х20 см.

Большая часть дефектов образуется в процессе производства. Имеющиеся трещины не должны быть сквозными или выходить на торец доски. Возможна гниль до 10% и червоточина (до 3 на один погонный метр). Для данного сорта допустимы любые дефекты, которые не помешают во время монтажа материала.

Имеющиеся недостатки обычно прячут с помощью затирки и окраски в темные тона.

Данный класс вагонки является бюджетным вариантом, подходящим для большей части населения.

Третий сорт

Для определенных черновых работ и отделки подсобных помещений также используется вагонка. 3 сорт - наиболее подходящий вариант. Низкое качество продукции объясняет минимальную стоимость.

При монтаже вагонку данного класса необходимо подгонять и окрашивать, чтобы спрятать серьезные дефекты поверхности. Это могут быть выпадающие сучки, сквозные трещины, сердцевина, остатки коры, сколы. Дефекты материала занимают большую часть поверхности.

Сравнительная таблица вагонки по сортам

Отличительные характеристики, благодаря которым выделяют сорта вагонки, удобнее всего сравнивать с помощью таблицы.

Сорт "Экстра"

1 сорт

2 сорт

3 сорт

Наличие сучков

Недопустимы

До 1 здорового, светлого и невыпадающего сучка на 1 погонный метр

Здоровые допустимы. Не более 1 выпадающего (до 1,5 см диаметром) на 1 погонный метр

Допустимы

Недопустимы

Допустимы (не сквозные)

Допустимы (не сквозные)

Допустимы

Сердцевина

Допустимы

Допустимы

Недопустимы

Недопустимы

Допустимы

Смоляные карманы

Недопустимы

Менее 5 см

Допустимы

Допустимы

Червоточины

Недопустимы

Недопустимы

Допустимы

Ценовые отличия сортов вагонки

Отличия в качестве материала и наличии дефектов приводит к различию и цен на вагонку. Одинаковые на вид досочки могут отличаться по стоимости. Связано это может быть с тем, каким образом был высушен материал. Высохшая обычным путем доска имеет естественную влажность, она тяжелее, но почти наполовину дешевле. Материал, который был высушен в камере (он легче) оценивается дороже.

Так, сосновая вагонка класса А, высушенная в камере, стоит порядка 200-450 рублей за 1м 2 , а высохшая естественным путем - 130-300 рублей. Сухой материал из сосны сортов В и С будут стоить 180-350 и 140-250 рублей за 1м 2 соответственно.

Цена на примерно такова (за метр квадратный):

  • Высший сорт - 1200 рублей и выше.
  • Первый сорт - 550-900 рублей.
  • Второй сорт - 400-750 рублей.
  • Третий сорт - 330-600 рублей.

Вагонка, независимо от сорта, - красивый и экологичный материал, который легко использовать в работе. Но выбирая необходимый материал в магазине, следует соблюдать осторожность. Лучше потратить немного времени на проверку приобретаемой продукции, того, соответствует ли она заявленной сортности. В противном случае можно ошибиться. Это скажется на эстетических особенностях помещения, которое будет выглядеть не совсем так, как было запланировано.

/ В чем отличие вагонки от евровагонки?

В чем отличие вагонки от евровагонки?

Зачастую в тексте объявления о продаже пиломатериалов оптом можно встретить фразу «вагонка и евровагонка от производителя». У некоторых потенциальных покупателей рождается приблизительно следующая мысль в голове «А разве это не одно и то же?». Да, многие именно так и думают, не обращая внимания на приставку «евро», в то время как она придает данной продукции отличия не только по звучанию.

Зачем приставка «евро»?

Вопреки расхожему мнению, что приставка «евро» указывает на качество продукции, этой функции она не выполняет. Вернее, выполняет не только ее. Наличие приставки говорит о том, что обшивочный материал был произведен с учетом требований DIN 68126, то есть требований зарубежного стандарта, в то время как наш отечественный стандарт определяется ГОСТом 8242-88. И в том, и другом случае стандарты предполагают определенные параметры обшивочной доски, точно рассчитанные и выверенные.


Так в чем же отличие?

Покупая вагонку или евровагонку от производителя , потребитель должен знать, что эти пиломатериалы имеют одно ощутимое отличие — различные параметры профиля. Заметное невооруженным глазом различие — размер шипа. Ширина шипа обычной вагонки составляет 4 мм, тогда как аналогичный параметр у евровагонки — 8 мм (или 8,33 % от общей ширины, значение которой 96 мм). В связи с этим можно упомянуть о преимуществе евровагонки. Состоит оно в следующем. В условиях меняющейся влажности меняется и ширина самого изделия. И если изменение ширины превышает размер шипа, могут появиться щели. В случае с евровагонкой это маловероятно, поскольку сложно представить условия, при которых линейные габариты дерева (прошедшего через камерную сушку) изменились бы на 8,33 %.

Еще об отличиях

Кроме ширины шипа, у вагонки и евровагонки есть еще некоторые отличия. Среди них можно отметить влажность древесины, сортность, параметры (ширина и толщина). К тому же, только европейские стандарты определяют необходимость наличия вентиляционных канавок на внутренней стороне обшивочной доски. Эти канавки предназначены для удаления конденсата и снятия напряжения в древесине, которое является следствием перепада температур и влажности.

Вагонка - современный материал, который нашел широкое применение в обивке внутренних и внешних поверхностей зданий при помощи тонкого слоя деревянной конструкции. Название вагонки пришло со старых времен, когда ее использовали для обивки стен вагонов. Уже в те времена, являлась доской, которая по краям имела специальные пазы, которые позволяли листам материала очень плотно, практически без образования щелей, стыковаться между собой. Эта "технология" получила еще название "четверть".

Таким образом так и получилось название вагонки. Раньше конечно облицовочная доска совершенно отличалась от современного варианта вагонки. В современном мире технология изготовления вагонки значительно улучшилась. Теперь для ее производства применяется сложное автоматизированное оборудование. Появилась и особенная разновидность, так называемая евровагонка. Но конечно же функция у нее осталась прежняя, покрытие поверхностей ровным слоев качественного древесного материала без присутствия каких-либо щелей.

Стандартные размеры вагонки сегодня такие - от 12 до 25 мм. Ширина листа составляет максимум 150 мм при длине до 6000 мм.

У уже свои типовые размеры. Она может иметь толщину - 13 мм, 16 мм и 19 мм. Ширина же может быть - 80 мм, 100 мм, 110 мм и 120 мм. Длина также может достигать 6000 мм. Влажность при этом допустимая составляет не более 10-15%. Профили евровагонки между собой также могут несколько отличаться. Но некоторые характеристики остаются неизменными - это более глубокий пазо-гребневый стык и небольшая выборка с внутренней стороны доски.

Давайте же посмотрим какие преимущества имеются у евровагонки перед нашей привычной отечественной вагонкой.

О профиле или геометрии вагонки.

Важнейшее отличие евровагонки от отечественной состоит в том, что они имеют различные размеры шипа. Евровагонка имеет высоту шипа в пределах 8 мм, то есть это 9% от ширины доски. У нашей же вагонки высота составляет - 4-6 мм. Если погодные условия часто меняются, меняется температура и влажность, то размеры вагонки могут несколько меняться и из-за этого могут образовываться щели. В случае в евровагонкой изменение размеров может быть большим, чем у обычной вагонки. Но в случае в евровагонкой подобные явления очень маловероятны. Ну только представьте себе какие должны быть погодные условия, чтобы изменение размеров составило не менее 9%.

Показатель влажности вагонки и евровагонки.

Если у евровагонки уровень влажности обычно в пределах 10-16%, то российская вагонка имеет показатель в 18-25% влажности. Такая вагонка часто производится из "вяленой" доски, которая предварительно была подвергнута незначительной осушке в уличных условиях или в помещении. Также бывают варианты с вагонкой, имеющей показатель влажности в 25-35%. Подобная вагонка обычно делается из сырой, только что приготовленной доски.

Какие недостатки может иметь влажная вагонка:

Если влажность воздуха больше 17-18%, то вагонка может подвергнуться образованию на ней грибка, это также возможно при температуре свыше 15-20 градусов и если в помещении нет должного проветривания

Как только такая вагона высохнет, может обнаружиться что она в некоторых местах неровная, выпуклая или вдавленная

Если стена в помещении была обита влажной невысушенной вагонкой, то после того как она высохнет, могут образоваться значительные щели между досками вагонки

Конечно поверхность даже влажной вагонки может быть идеально ровной.

Но вот уже позже после высыхания или если она будет обработана антисептиком, значительно повышаются шансы того, что образуется ворс из-за чего поверхность вагонки станет сильно шершавой. Такие неудобства не случатся, если вагонка будет производиться из качественно высушенного материала.

В урбанистическом мире мода на натуральные материалы в строительстве возрастает с каждым днем. Лидерство среди отделочных материалов для обустройства бань, загородных домов, балконов, помещений в этно-стиле уверенно держит вагонка или её более современный вариант евровагонка. Технология изготовления евроварианта улучшает целый ряд свойств отделки, делает его более привлекательным для потребителя.

Основное отличие вагонки от евровагонки заключается в том, что технология производства варианта «евро» регламентируется международным стандартом. Этот документ определяет такие параметры:

  • используемый сорт древесины;
  • тип, размеры профиля;
  • качество обработки доски;
  • максимальный показатель влажности.

В результате изготовления по стандарту получают материал с улучшенными потребительскими показателями.

Евровагонка и вагонка имеют разную стоимость. Если к конечному результату работ не предъявляются повышенные требования по определенным параметрам, тогда вагонка приемлемый бюджетный вариант.

Среди общих свойств можно выделить экологичность, эстетическую привлекательность, так как оба вида строительного материала изготавливаются из древесины. Однако, для евровагонки по стандарту используют заготовки из просушенного дерева.

Готовый материал евростандарта имеет влажность только 12%. У традиционной вагонки этот показатель варьируется в двух параметрах: от 8 до 12% или от 25 до 35%.

Так же отмечают достаточно продолжительный срок службы готового покрытия за счет крепления «гребень-паз», обеспечивающего плотное соединение досок между собой, устойчивость к внешним разрушительным воздействиям. Но у евровагонки шип длиннее (9 мм против 5 мм) и глубже входит в гребень, что делает такое соединение более надежным. Конструкцией предусмотрены вентиляционные канавки для отведения влаги, что в итоге предотвращает гниение.

Если для размеров досок вагонки нет четких требований, евровагонка выпускается строго определенных геометрических параметров.

Недостатки вагонки

Из отличий евровагонки и вагонки вытекают недостатки последней:

  • плохая устойчивость к повышенной влажности, что ведет к поражению грибком;
  • помещение с такой отделкой требует хорошей вентиляции, чтобы не было застоя влажного воздуха и влага не оседала на стенах;
  • так как доски используются влажные, после высыхания могут проступить недостатки древесины;
  • образование щелей между планками за счет усыхания дерева;
  • срок службы ограничен условиями эксплуатации;
  • для защиты от бактериального заражения требуется специальная обработка антисептиками.

Значительно продлит срок службы и сделает более привлекательным помещение, отделанное вагонкой, если панели покрыть лаком или окрасить.

Преимущества евровагонки

Анализ преимуществ евро доски делает понятным, чем вагонка отличается от евровагонки:

  • подходит для эксплуатации в особо неблагоприятных условиях. Если при очень высокой влажности доска изменит свои размеры, четкая геометрия профиля не даст соединениям разрушиться;
  • материал не выгибается, минимально деформируется, плотно укладывается, благодаря малой ширине;
  • толщина доски достаточна для использования в условиях повышенной влажности. Она подходит для внутренних и внешних работ;
  • технология обработки обеспечивает продолжительный срок эксплуатации за счет устойчивости к биозаражению, действию ультрафиолета и высокой влажности;
  • не требуется дополнительная обработка, как лакокрасочными веществами, так и защитными;
  • вентиляционные канавки кроме отведения влаги, еще снимают механическое напряжение, способствуя дополнительно увеличению срока службы декоративной отделки стен евровагонкой.

К этому перечню следует добавить отличную шумо-, теплоизоляцию, а так же естественную красоту дерева.

Обзор сортамента

Выбирается евровагонка для обшивки по таким параметрам как:

  1. тип профиля;
  2. вид древесины, из которой изготовлены ламели;
  3. размеры планок;
  4. класс материала.

Каждый из показателей подбирается с учетом типа помещения, требований к эксплуатационным характеристикам, особенностей климата местности, совместимости с интерьером. Возможно, определить, что лучше подойдет, поможет цена.

Типы профиля

Производители предлагают несколько видов евровагонки, отличающихся по внешнему виду своему предназначению. Классификация евроламелей:

  • традиционная евровагонка имеет дополнительную фаску, выбранную около шипа. На облицованных поверхностях швы хорошо видны. Если фаска имеет скругленную форму, тогда это Softline. Более практичный вариант, так как доска меньше подвержена разрушению;
  • вагонка или евровагонка штиль не имеет вообще фаски возле шипа и швы, после укладки, практически не видны. С её помощью имитируют отделку брусом. Подходит для облицовки фасадов зданий;
  • ламели ландхаус имеют на лицевой стороне покрытие вырезанным или другим типом рисунка. Выбирают, в основном, по декоративным предпочтениям;
  • с помощью доски типа «блокхаус» имитируют сборку строения из оцилиндрованных бревен. Сфера применения: дачи, внешняя облицовка зданий, беседки;
  • в профиле американка снята целая часть вместе с фаской под некоторым углом. При монтаже здание выглядит как обшитое сайдингом, но из натурального дерева, например, липы.

Совет мастера! Если необходимо в комнате сделать перегородку, можно использовать двустороннюю ламель с одинаковой лицевой и тыльной сторонами. Но она не имеет вентиляционного канала.

Выбор породы дерева

В производстве нет ограничений по выбору сорта древесины. В работу идут как лиственные породы, так и хвойные.

Лиственные породы деревьев наиболее подходящие для внутренних работ. Евровагонка липа удачное сочетание цена-качество. Она выдерживает значительные механические нагрузки, почти не деформируется, устойчива к влаге и другим неблагоприятным факторам среды. Этот сорт дерева рекомендуют для обшивки бани или балкона евровагонкой. Отлично себя зарекомендовали ольха и дуб.

Доски из ели, сосны, лиственницы, кедра пропитаны естественным образом смолами и эфирными маслами.

Смола на сосновых досках может выделять и после обработки, поэтому не рекомендуется для парилки. Запах кедрового дерева не переносят комары, он вызывает аллергические реакции у некоторых людей.

Они имеют природную защиту от поражения плесенью и устойчивы к повышенной влажности. Отличаются значительным сроком эксплуатации. Подходят как для внутренних работ, так и для облицовки внешней стороны строений. Евровагонка из лиственницы и кедра очень красивая, прочная, с повышенными теплоизоляционными свойствами.

Геометрические параметры планок

Выпускают евровагонку только определённых размеров. Строго зафиксированы два параметра: ширина и толщина. В соответствии со стандартами ширина евровагонки не должна превышать 96 мм, а толщина 12,5 мм. Эти параметры оптимальны для устойчивости к ударным нагрузкам и другим механическим напряжениям. Доски могут иметь длину 2,4 м, 2,1 м, 2,7 м, 2,5 м, 6 м и 3 м.

Классы ламелей

В процессе сортировки готовых досок выделяют четыре класса:

  1. Экстра или премиум. Планки не имеют никаких дефектов и не требуют дополнительной обработки.
  2. Класс «А» допускает не более 3-х сучков на погонный метр, небольшую засмоленность, наличие микротрещин на лицевой стороне.
  3. Класс «В» определяет, что есть трещины и смоляные кармашки, не более 2-х выпадающих сучков, нет ограничений по засмоленности.
  4. Класс «С» или все остальное. Явный запрет только на гнилые образцы.

Отделочные работы

Перед тем как крепить евровагонку проводят подготовительные работы. Они заключаются в выравнивании стены, формировании обрешетки из брусьев или креплении направляющих профилей, укладки утеплителя, паро- и влагозащиты, проведении коммуникаций. Только после этого приступают к монтажу планок.

Для отделки евровагонкой своими руками можно выбрать горизонтальный или вертикальный способ. Вариант диагональный и в елочку лучше доверить профессионалам.

Порядок крепления ламелей:

  • делается разметка для отверстий в гребне по точкам совмещения с обрешеткой;
  • в отмеченных точках сверлятся отверстия не более Ø 2 мм;
  • первая планка укладывается в углу так, чтобы паз был крайним;
  • саморезами через отверстия в гребне прикручивается к обрешетке;
  • следующая планка прикладывается в направляющему профилю на некотором расстоянии от первой и вдвигается так, чтобы гребень вошел в паз;
  • фиксируется саморезами;
  • так повторять до конца поверхности.

Кроме саморезов используют для крепления скобы, гвозди, шканты, кляймеры. Скобы крепятся строительным степлером на шип. Гвозди вбивают в шип и полностью в нем утапливаются. При помощи шкантов маскируют саморезы. Кляймер или тонкая оцинкованная скоба подходит для внутренней отделки. Он крепится к шипу с внутренней стороны, затем соединяются две планки, затем сам кляймер прикрепляется к обрешетке.

Евровагонка современный отделочный материал. Она внесет в помещение ауру настоящего леса, поможет создать оазис уюта.

Что же касается толщины вагонки , то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой , то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку . Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит . Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна . Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать , чтобы материал не начал темнеть;
  • ель . Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница . Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр . Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб . Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа . Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень . Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль . Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус . У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления , так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум . Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В . Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С . Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами . Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!