Салатовый цвет влияние на человека. Влияние синего, зеленого и фиолетового цвета на человека

Семь цветов радуги окружают нас в повседневной жизни, раскрашивая нашу реальность в различные оттенки и тона. Основные цвета радужного спектра соответствуют семи музыкальным нотам и привносят в наше сознание определённые эмоциональные краски так же, как воздействует на нас музыка. Влияние цвета на психику человека уже давно не является тайной мироздания. На основе данных, полученных учёными, создано научное течение - цветоведение и связанные с ним цветотерапия и цветопсихология.

Влияние цветов основного спектра на человека

В течении своей жизни, в разных ситуациях, мы сами можем наблюдать, как цвет влияет на человека, изменяя его внутреннее состояние и даже внешность. Сначала рассмотрим самое простое, что мы может вынести из своего жизненного опыта - влияние цвета на настроение человека.

Красный цвет

Первый в радужном спектре. Красный цвет возбуждает, подталкивает к действию, заставляет предпринимать что-то. Женщины, желающие привлечь к себе внимание сильного пола, выбирают в качестве своих парадно-выходных нарядов платья красного цвета. Особенно высоко ценится алое платье - цвета крови. Оно возбуждает, соблазняет, западает в мужскую душу, притягивает и манит - алый цвет ассоциируется с поверженной добычей и первой брачной ночью. Мужчины - охотники, алый цвет красного платья привлечет к своей хозяйке настоящего добытчика и мужчину. Красный цвет согревает, действует благоприятно в интерьере комнаты, вызывая ощущение мягкого тепла летнего вечера, даже если не включено отопление. Красное постельное бельё не вызовет желания уснуть, лишь только коснувшись головой подушки. А избыток красного цвета приводит к агрессии и гневу.

Оранжевый цвет

2-ой цвет в радуге. Он весёлый и тёплый, как майский ветерок. Обещает лёгкое будущее и дарит сознанию ощущение свободного парения. Это цвет радости и оптимизма. Он способствуют получению удовлетворения от окружающего мира и от всей жизни, несмотря на любые перипетии. Устраняет депрессии и страхи, а также повышает аппетит. Злоупотребление оранжевым цветом в интерьере кухни или столовой может привести к лишнему весу. Правда, человек будет всё равно собой доволен.

Жёлтый цвет

Стоит в радуге 3-им. Цвет солнечного тепла и вечной молодости. Если жить в жёлтом интерьере, то можно надолго сохранить молодую и подтянутую кожу, потому что этот цвет обладает такой уникальной способностью, как растворять все заботы, неприятности и стрессы в себе, поглощая их полностью. В йоге используется такая асана, когда практикующий йогу человек садится в позу лотоса и представляет себя под лучом насыщенного жёлтого цвета, пронизывающего всё существо. Эта асана помогает сохранить молодыми внутренние органы человека, воздействуя на них на клеточном уровне.

Зелёный цвет

В радуге идёт сразу за жёлтым. Цвет спокойствия и умиротворения. Способствует расслаблению мышц и сознания человека. Снимает напряжение внутренних тканей организма. Он успокаивает психику и даёт ощущение удовлетворённости жизнью. Это основной цвет Природы - цвет зелени, лета и плодородия.

Голубой цвет

5-ый цвет радужного спектра. Цвет неба и всей нашей планеты, летящей в холодном космическом пространстве. Цвет прохлады и покоя. Символизирует собой бесконечность, создаёт ощущение чистоты, охлаждает пыл и страсти. Способствует внутреннему спокойствию.

Синий цвет

Предпоследний цвет радуги. Символизирует завершённость и умиротворение, спокойствие и холодность, сдержанную радость от достигнутого результата. Успокаивает и уравновешивает психику человека. И способствует уменьшению аппетита - желающие похудеть используют для трапезы посуду глубокого синего цвета.

Фиолетовый цвет

Последний, 7-ой цвет радуги. Цвет высшей радости, цвет духовной силы, познания духа, вдохновения. Это цвет души. Его воздействие на психику человека сродни молитве для души. Наивысшая радость от познания собственной духовной силы. Оказывает дренажное воздействие на лимфу в организме человека, застой которой приводит к необратимым для здоровья последствиям, плоть до онкологии.

Как цвета влияют на состояние человека

Влияние цвета на состояние человека использовалось ещё художниками Возрождения, когда те писали свои нетленные шедевры. Флаги государств и стяги рыцарей имели и имеют цветовое решение, побуждающее к действию. Крестьянки в средневековых замках закутывали своих младенцев в красные пледы и шали, чтобы дитя не мёрзло в холодных условиях каменных стен. Белый цвет по сей день предпочитают невесты, как символ чистоты и невинности. А зелёное знамя ислама говорит о том, что мусульманская вера обязана нести мир в души людей и в отношения государств.

Как цвета влияют на психологию человека

Психологическое влияние цвета на человека столь велико, что психологи уже дают советы для интерьерного решения жилища. Благодаря выбору правильного цвета в интерьере комнаты, можно добиться усиления тех задач, для которых предназначено то или иное помещение. Например, кабинет для творческой личности можно оформить в красно-фиолетовых тонах, чтобы ему легко работалось и вдохновение не покидало. Спальня молодожёнов должна быть красной, а опочивальня для супругов с большим семейным стажем может быть зелёной. Оранжевая или жёлтая гостиная подарит всем членам семьи чувство радости от совместного общения, а вот столовая может быть оформлена в оранжевых тонах только в том случае, если все члены семьи имеют отличный метаболизм. Голубая ванна даст покой и отдохновение, а также ощущение чистоты. А кухня пусть будет синей, чтобы хозяйка сохраняла спокойствие при готовке ужина и сама не объедалась до того, как все сядут за стол.

Какое влияние оказывают цвета на здоровье человека

Влияние цвета на здоровье человека эффективно используется в таком медицинском направлении, как цветотерапия. Основное воздействие цветов происходит в строго определённом направлении - в отношении отдельно взятых систем организма человека.

  • Красный цвет активизирует движение крови в кровеносной системе, повышает давление, воздействует возбуждающе на нервную систему, стимулирует сердечную мышцу и всю мышечную ткань человека. Благоприятно воздействует на половую систему и печень человека. Действует как допинг.
  • Оранжевый цвет улучшает пищеварение и сердечную деятельность, укрепляет силу духа и лёгкие, помогает сохранить молодость кожи и раскрепоститься, уничтожая чувство неуверенности и подавленности.
  • Жёлтый цвет очень полезен для зрения и пищеварения, дарит приподнятое настроение и энергию, омолаживает организм изнутри, поворачивая время вспять для каждого внутреннего органа. А также оптимален для деятельности мозга, увеличивая его умственные способности и функции памяти.
  • Зелёный цвет восстанавливает нервную систему и остроту зрения, снижает кровяное давление, расширяя капилляры и сосуды головного мозга. Отлично справляется с мигренью и бессонницей.
  • Голубой цвет положительно воздействует на дыхательные пути, нервную систему, зрение, успокаивает дыхание и сердцебиение, имеет жаропонижающее и спазмолитическое действие, успокаивает боль и борется с бессонницей.
  • Синий цвет уменьшает аппетит, обладает антисептическим и бактерицидным действием, успокаивает нервную систему, снижает тонус мышц и уничтожает очаги воспалительных процессов в организме.
  • Фиолетовый цвет лечит душу, восстанавливает самооценку, стимулирует лимфатическую систему и прямо воздействует на селезёнку.

В общем, влияние цвета на человека в презентации не нуждается - мы можем испытать воздействие цвета ежедневно в нашей жизни. Помните об этом, когда будете подбирать себе наряд для выхода в пятничный вечер.

Наиболее чувствительной силой восприятия информации органами чувств является зрение. В каждом глазу содержится около 37 миллионов чувствительных к цвету рецепторов. Свет, который мы видим, состоит из волн различной длинны, которые воспринимаются и распознаются разными частями головного мозга. Разные отрезки и представляют собой цвет. Наш мозг разделяет видимый цветной спектр лишь на 3 основных: красный, зелёный и синий (pgb модель). Другие образуются путём перемешивания в нашем сознании этих же трех.

Из научных тезисов хочу добавить: все, что не сфокусировано нашим взглядом -бесцветное, как не печально. Что бы родился цвет, необходимы 3 составляющие: свет, предмет и человек! Без нас, наших глаз его просто не существует! Цвет безвариантно влияет на всех, а вот отношение формируется у каждого своё в зависимости от ассоциаций.

Интересно, что во многих странах раньше практиковалось лечение цветом, так называемая цветотерапия .

Античные жители в кубки наливали соки, воду и опускали в них драгоценные камни определённого цвета. Выдержав некоторое время, после насыщения жидкости запланированной энергией, давали выпить ее больному.

В Аюрведе и сегодня осуществляется лечение цветом. Первостепенно врач Аюрвведы выявляет, какой телесный тип у пациента. Они бывают трёх видов: Вата, Питта, Капха. Вата представляет Воздух и Эфир; Питта - Огонь и Воду; Капха - Воду и Землю. Вы поняли, что немного эзотерическое видение с поместью астрологии и немного западного деления на интервентов и экстравертов. Если какая-то энергия находится в нехватке, лекарь назначает ему недостающий “цвет”.

Конечно же, цветотерапия – это псевдонаука и каждый вправе распоряжаться сам – верить ей или нет. Но действие красок на психологию человека научно доказано не единожды.

Так в середине 20-го века учёным Люшером в Швейцарии был проведён тест, в ходе которого наблюдалось влияние 4 тысяч оттенков на психологию человека. Исследования показали, что независимо от национальности и вероисповедания, он изменяет функциональность некоторой деятельности организма. Например, оказавшись в сочно-красной комнате длительное количество времени, у людей учащалось сердцебиение, повышался пульс, давление крови, в целом наблюдалась возбудимость организма. И напротив, побыв в темно-синем пространстве, у испытуемых опускалась температура тела на 2 градуса, общее состояние говорило об успокоении.

Цвет влияет на формирование определённой окружающей среды, что является одним из составляющих компонентов хорошего .


Издавна “первыми” цветами были белый , чёрный и красный . Это обуславливалось применением естественных природных компонентов для получения краски.

В каждом территориальном регионе формулировалась своя основная палитра со своим числом красок. На древнем востоке – пять, в Европе – три. Ито, один сменялся другим периодически. Со времён Ньютона принято считать – семь основных, которые опишу в этой статье.

7 ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ

Красный – теплый, повышает настроение, аппетит, стимулирует работу мозга. В тоже время, при длительном пребывание рядом с ним раздражает, происходит перевозбуждение нервной системы и отторжение.

Очень противоречивый цвет, используйте его осторожно. Подойдёт для нежилых комнат – прихожая, холл, кухня. Из жилых – только гостиная и кабинет. Ито, советую использовать в акцентирующем виде: подушки, кусок стены, аксессуары, коврик в помещениях, в которых вы находитесь длительное время. Если в семье имеются гиперактивные детки, то стоит отказаться от использования красного, чтобы не усугубить состояние ребенка. Для кухни очень хорош, так как стимулирует работу пищеварительной системы. Можете использовать его в виде частей фасадов, фартука, холодильника. Но учтите, что зрительному сужению пространства не миновать, поэтому подходит лишь для крупных площадей комнат.

Также красный характеризуется с роскошью. Прекрасен для оформления шикарных апартаментов в , изыск добавляет сочетание с золотом.

За счет своей способности к повышению работоспособности на какое-то время и улучшению апатита подходит для нежилой недвижимости: супермаркетов, фитнес-центров, спортзалов, кафе быстрого питания (что бы люди быстренько насытили желудки и не захотели засиживаться на длительное время – удалились).
Оранжевый – жизнерадостной, бодрящий и тёплый. Помогает людям, которые впадают в депрессивное состояние, не видя выхода в сложившейся ситуации. В целом, действует также как и красный только слабее. Возбуждение организма менее слабое, пульс не учащается и давление артериальное не поднимается, поэтому краски оранжевого переносятся приятнее.

В любом случае пусть он и не столь активен, но все равно действует сильно на психику, поэтому перебарщивать не стоит. Прекрасно выглядит в разбавлении белым, в виде акцентов. Богат по тональности. Его можно сравнить с фруктом. По мере зрелости он меняется от светлой алычи до спелой хурмы. Из самых красивых оттенки я выделяют: лососевый, янтарный, коралловый, тыквенный, медный, морковный и абрикосовый.

Такие как , Индийский, Африканский, современные – , и богемный любят его за сочность и тепло (у него не бывает холодного оттенка, так как получен разбавлением двух тёплых – красного и жёлтого). Дизайнеры нередко применяют его в пространствах, расположенных на север, где ощущается нехватка тепла.

Так как схож по психологическому воздействию с красным, то советую применять его в нежилых помещениях, за исключение игровых детских комнат, гостиной.
Жёлтый – энергетический, яркий, возбуждающий веселый, энергичный и тёплый как само солнце. Получился благодаря слиянию красного и зеленого, поэтому и вобрал в себя свойства обоих в равных количествах пополам. Проникает в любую лазейку, легко и надолго уживаясь в ней.

Оттенков у него не столь много как у предшественника оранжевого. Самые распространенные это – лимонный, бежевый, кремовый, песочный. Лимонный будет холодить пространство, остальные – теплить.
Зелёный
– самый спокойный цвет. Никуда не движется и не спешит, полное отсутствие импульсов, которое и передаётся созерцающему. Цвет, созданный самой природой, наблюдаем с самого рождения, такой приятный глазу и родной. С медицинской стороны – ослабляет слуховые рецепторы, снижает кровяное давление, отлично помогает при мигренях. В светлом исполнение радует, в тёмном – умиротворяет. Природных органичных оттенков имеет множество на любой вкус: высохшая зелень, лесная трава, мята, изумруд, авокадо, фисташка и т.д. С сочетаниями с другими цветами проблемы не возникают. Главное – выдержка в холодных и теплых тонах.

Зелень, как говорилось раньше, хорошо успокаивает, поэтому она подойдет для любых нежилых помещений, и для жилой спальни соответственно. В ней она будет действовать как снотворное. Но остановиться стоит на светлых, полупрозрачных тонах: зелёный чай, лёгкая фисташка или оливка. Поверхность, быть то покраска или мебель, только матовая. Никакого холода в зеленом проявлении.

Для людей соблюдающих правильное питание, зелёная кухня беззвучно поспособствует режиму ограничений. Т.к. в отличие от красного он приглушает аппетит.
Голубой
– цвет прохлады и свежести. Вызывает приятные ассоциации, связанные с морским воздухом, безграничным океаном, безмятежным небом. Отчасти из-за этого считается одним из любимых цветов у человечества. Голубой даёт возможность насладиться воспоминаниями или выстроить новые мечты.

Достигается путем разбавления синего белым. От первого берет спокойствие и умиротворение, от второго – чистоту и радостные помыслы. В интерьере прекрасно ощущаются эти качества. Но также не стоит забывать о холодности цвета, соответственно его необходимо сочетать с теплыми тонами, чтобы не сформулировалась депрессивная атмосфера.

Что касается выбора помещения, в котором может жить голубой, так здесь нет запретов. Подходит абсолютно для любого пространства, любого назначения и площади. В гостиной благосклонно повлияет на живое общение, в спальне – на расслабление, заберет усталость и создаст ауру идеальную для отдыха, в ванной комнате – увеличит замкнутое пространство визуально, а также релаксирующее настроение будет обеспечено.

Легко уживается во многих стилях, особенно во французских , в современном .
Синий
– цвет благородства, степенности, спокойствия. С медицинской точки зрения обладает способностью снимать боли при неврологии и воспалениях. Под воздействием синего у человека уменьшается чувство тревоги и немного нарушается контроль времени, что приводит к расслаблению. И при всей глубине этого изысканного цвета все же нужно знать меру. Спокойные черты при длительном воздействии приобретают угнетающий характер.

Интересно, что в зависимости от тона меняется излучающей настроение. Чем глубже оттенок, тем сильнее он проникает в нас. Темно-синий будит в нас голод к чистоте, к бесконечному. Синий на грани с чёрным может даже кричать о печали. По мере осветления уменьшаются эмоции. Перерождаясь в голубой, синий становится безразличным и далёким как небо. А при ещё более интенсивном выбеливании становится беззвучным, пока и вовсе не станет нейтральным белым.

Синий хорошо подходит для помещений с любым назначением эксплуатации. В стилях тоже нет ограничений. Оттенок кобальта и ультрамарина – варианты технологичные, поэтому хороши в , сапфировый и темно-синий идеальны в .
Фиолетовый
– охлажденный красный синей краской. Звучит немного печально, так как присутствует погашение. И вправду этот цвет весьма загадочный. В Китае – цвет траура, в Индии – печали. Он действует угнетающе на нервную систему и в тоже время оказывает колоссальное влияние на духовную часть человека. Благодаря сильному воздействию происходит освобождение сознания от внутренних страхов, что ведёт к возможности черпать созидательную силу изнутри себя. Вероятно, самый запутанный цвет. В йоге самая верхняя 7-ая чакра Сахасрара, расположенная на макушке черепа, именно фиолетового цвета. Она соединяет тонкими нитями человека с вселенной. Интуиция, прозрение, осознание сути происходящего – всему этому помогает фиолетовый.

В жилых пространствах его просто необходимо разбавлять теплыми красками, иначе замерзните или вовсе апатичное состояние будет преследовать вас регулярно. Разбавлять с красным не советую. Бордовый приторно развратный и нечего доброго в жилье не приносит. А вот в дуэте с желтым, фиолетовый прекрасен. Появляется недостающая красота. В качестве фона стоит отдать предпочтение выбеленному фиолетовому либо светло-лиловому. В данном тоне он подойдёт как для жилого пространства, так и для нежилого. В общественных заведения излюблен медитативными центрами.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Не секрет, что все краски и цветовые гаммы оказывают на людей определенное влияние, а в цветовая гамма уже давно используется для людей. Как же привычные цвета влияют на психику человека, рассмотрим далее.

Знаете ли вы? Красные оттенки улучшают пищеварение и идеально подходят для оформления столовой.

Красные тона действуют навязчиво, возбуждают, побуждают личность к . У людей изменяется пульс и дыхание (как при волнении). При кратковременном влиянии красного цвета на человека, у него повышается . Но этот эффект длится недолго и вскоре наступает .

В интерьере детских комнат использовать красные оттенки не рекомендуется (или хотя бы ограничить), поскольку это может стать причиной . Для красные тона лучше и вовсе исключить.

Все замечали, что оранжевые тона вызывают веселье и . Поэтому воздействие оранжевого цвета на человека только положительное . Он благоприятно влияет на и играет особую роль при проведении переговоров. Основные ассоциации, связанные с оранжевыми тонами:

  • лидерство;
  • смелость;
  • жизненный тонус;
  • приключения.
Энергетика этого тона настолько , что заглушает недовольство, помогает справиться со страхами, смягчает пессимистическое настроение и повышает .

Можно использовать оранжевые тона при лечении некоторых болезней: , и эндокринной системы.

Важно! Оранжевые оттенки символизируют карьерный рост и успех в бизнесе.

Основные ассоциации, которые вызывает желтый - знания, плодородие, мудрость, зрелость, самодостаточность. Он дарит людям , оптимизм и является одним из успокаивающих цветов.

Желтый носит название интеллектуальной краски - он , положительно сказывается на творческой деятельности, благоприятно отражается на мыслительном процессе.

Разнообразие оттенков желтого по-разному действует на человеческую психику. Медовый, к примеру, ассоциируется с вечером и потому не каждому по душе. В то же время лимонный оказывает только положительное влияние, поскольку его связывают с утром.

Особенно остро влияние желтых тонов испытывает нервная система. С помощью этих оттенков можно .

Зеленый

Физиологически оптимальная краска. Если вас интересует, какой цвет успокаивает, зеленый - то, что вам нужно. Он , расширяет сосуды, надолго повышает мышечную активность.

Специалисты говорят, что те, кто не любит зеленые оттенки, боится трудностей и любых перемен.

А вот те, у кого зеленый числится в фаворитах, боятся оказаться под любым влиянием и регулярно самоутверждается. Таких людей отличает , настойчивость, упрямство, которое помогает преодолевать различные трудности и препятствия. Для людей, любящих зеленые оттенки, характерны мягкость и нежность, готовность прийти на помощь ближнему.

Зеленые тона применяются при лечении нервной, сердечно-сосудистой системы, бессонницы, .

Голубой

Это цвет неба и поэтому он умиротворяет, несколько снижает активность.

Голубой - пассивная краска, которая способна вызвать ослабление и некоторое замедление жизненных процессов. Она вызывает прохладу и снимает эмоциональное напряжение.

Голубые тона выражают легкость, невесомость, свежесть. На психику оказывает успокаивающее, расслабляющее действие, может снизить давление.

Важно! Излишек голубых тонов в помещении может вызывать чувство холода и отчуждения.

Синий

Влияние этого цвета на настроение человека психологи характеризуют как целиком положительное, он успокаивающе действует на психику и помогает избавиться от таких проблем, как кровотечения, .

Синий цвет дарит человеку и сдержанность, придает уверенность в собственных силах.

Разные оттенки синего оказывает различные действия:

  • насыщенный - миролюбивость, спокойствие, безмятежность;
  • темно-синий - .

Фиолетовый

Этот цвет нельзя назвать натуральным, поэтому от него ощущается какая-то неестественность. Главная ассоциация с фиолетовым - достаток, роскошь, богатство, величие. И выглядит этот тон таинственно.

Основа фиолетового - синий и красный, а по психологическим действиям это полные противоположности. Фиолетовые тона отвечают за интуицию и озарение.

Фиолетовый способен отгонять любые страхи и сомнения, помогает справиться с меланхолией.

Белый

Белый цвет символизирует чистоту. Он ассоциируется с проявлением истины, правды, невинностью, чистотой, божественными силами. Торжественность белого настраивает на лирический лад, укрепляет морально и заряжает энергией.

Любители светлых тонов легко впадают в экстаз, это мечтательные люди с хорошо развитым воображением.

Человеком белая краска воспринимается как отсутствие любого цвета, он как бы символизирует мир без красок и материальных свойств. Поэтому психологически белый действует как молчание.

Знаете ли вы? Слишком много белого цвета негативно сказывается на трудовой активности.

Черный

Самый мрачный цвет, который ассоциируется со смертью, возрождением, переходом в другой период. В дизайне черный означает власть, силу, покорность.

На человеческую психику черная краска действует как нечто без будущего, как мертвое пятно без возможностей. Подобно белому, он успокаивает психологическую активность, снимает напряжение, настраивает на понижение уровня .

Цвета можно использовать для декорации помещений, для улучшения настроения, повышения трудоспособности, создания условий для отдыха. При этом психологи советуют не следовать моде, а использовать знания о том, как тот или иной цвет влияет на психику.

Согласно фэн-шуй, каждый цвет излучает определенные вибрации, которые оказывают влияние на здоровье и настроение человека. Если вы ощущаете в своей квартире дискомфорт или же чувствуете, что ваше внутреннее состояние меняется в худшую сторону как только вы заходите домой, то возможно вам пора сменить цвет стен. Каждый цвет имеет свое значение в фэн-шуй. Есть цвета, приносящие в дом уют и радость, а есть те, которые провоцируют на агрессию, вызывают апатию и стресс. Давайте разберемся какие цвета в доме помогут создать атмосферу комфорта и гармонии.

Значение цветов в фэн-шуй

Белый цвет излучает энергию радости и добра. Кроме того, он побуждает к активным действиям, придает бодрости и сил. Последователи фэн-шуй не рекомендуют делать этот цвет основным в комнате. Его обязательно нужно разбавлять яркими акцентами или сглаживать холодными оттенками. Белый цвет нельзя использовать в спальне и гостиной, его лучше использовать в отделке прихожей или ванной комнаты.

Черный цвет в фэн-шуй дает ощущение печали, скорби и тоски. Однако несмотря на это, он также помогает расслабиться и избавиться от негативной энергии. Этот цвет в небольших количествах можно использовать в спальне, гостиной и в ванной комнате.

Серый цвет символизирует спокойствие и умиротворение. Он отлично впишется в интерьер спальни и гостиной. Но для того, чтобы его вибрации благотворно воздействовали на вас, разбавьте его другими цветами.

Красный цвет – цвет страсти, активности и агрессии. По мнению специалистов фэн-шуй, этот цвет принесет радость и счастье только в супружеской спальне Он подарит чувственность и страсть двум влюбленным. В остальных комнатах этот цвет будет провоцировать агрессию и раздражительность.

Желтый цвет символизирует радость, уют и гармонию. Этот цвет поднимает настроение и наделяет человека энергией. В фэн-шуй квартиры его смело можно назвать цветом успеха. Желтый предпочтительнее использовать в гостиной, в рабочем кабинете, на кухне и в прихожей.

Оранжевый является отличным антидепрессантом. Он стимулирует к плодотворной деятельности и заряжает позитивом. Это цвет рекомендуется использовать на кухне или в рабочем кабинете. Категорически нельзя оранжевый применять при отделке спальни и ванной комнаты – расслабиться вам в этом случае не удастся.

Коричневый цвет снимает усталость и дает ощущение стабильности и уверенности в себе. Этот цвет можно использовать при отделке ванной комнаты. Категорически нельзя использовать коричневый в интерьере спальни, особенно супружеской – он ослабит сексуальное влечение и пагубно повлияет на внешний вид.

Синий цвет успокаивает, снимает стресс и восстанавливает силы. Его рекомендуется использовать в интерьере спальни и ванной комнаты. Категорически нельзя применять его в отделке кухни, так как он снижает аппетит.

Фиолетовый цвет – символ гармонии, мудрости и душевного равновесия. Если вы занимаетесь медитацией, то стены комнаты этого цвета вам помогут быстро добиться мастерства в постижении высших знаний. Доминирующим делать его не стоит. Лучше использовать светлые тона и разбавлять фиолетовый другими цветами.

Зеленый цвет – символ жизни, энергии и роста. Вместе с этим он прекрасно успокаивает, восстанавливает силы и умиротворяет. Учение фэн-шуй рекомендует использовать его в интерьере спальни, детской комнаты, кухни и гостиной. Также он благотворно подействует на человека в рабочем кабинете.

Правильно подобрав цвет интерьера по фэн-шуй , вы можете создать у себя дома атмосферу радости, гармонии и комфорта. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

31.03.2014 14:59

Согласно фэн-шуй квартиры, ванная комната и туалет являются чуть ли самыми важными местами в помещении. ...

Китайское учение фэн-шуй помогает найти потоки благоприятной энергии и направить их в нужное русло. Отталкиваясь от этого, можно создать...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!