Интерьер рококо 18 века. Для оформления высоких потолков выбирают изображения небес или цветов в сочетании с многообразной лепниной

Стиль рококо в интерьере - это продолжение естественного стиля барокко, и появился он еще в начале 18-го века. В данном стилевом направлении создавали королевские спальни и гостиные, а также дворцовые палаты и приемные покои. В рококо созданы большинство католических соборов, что только подчеркнуло их великолепие.

Сегодня дизайнеры по-прежнему обращаются к данному стилю, выполняя в нем современные квартиры-студии, гостиные загородных домов, ресторанные помещения, банкетные залы, гостиницы и отели.

Стиль рококо: правила оформления, фото-решения

"Rococo" - это не просто стиль в интерьере, это отдельное направление в искусстве, которое берет свои корни с начала 18 века во времена эпохи Людовика во Франции. С французского, термин означает - завиток, раковина, что полностью определило особенность направления. Именно завитки, раковины - это самый популярный узорный мотив в рококо.

Характерные признаки рококо в интерьере:

  1. Цветовая гамма помещений, в основе которой лежит сочетание пастельных тонов с белым оттенком и нотками позолоты.
  2. Присутствие лепнины и лепных рисунков на стенах, потолке, оконных проемах.
  3. Декоративная отделка каждого кусочка помещения, включая мебель, декор, текстиль рисунками, узорами, лепниной, мозаикой, вышивками, позолочеными элементами.
  4. Многослойный дорогой текстиль, применяемый в пространстве.
  5. Наполнение комнаты характерной мебелью, где есть художественная резьба, инкрустация, позолота. Обивка, предпочтительно, из шелковой дорогой узорной ткани.

Рококо успешно применяли в дизайне интерьеров многих стран Европы того времени: это были и Франция, и Испания, и Италия, и Бавария, и Германия.

Большинство представителей аристократичного клана и интеллигенция выстраивали свои загородные дома, коттеджи в этом стиле. К тому же, летнюю резиденцию правителя было принято тоже выполнять в данном направлении. В том время его еще называли "утрированное барокко".

Гостиные, палаты и приемные переделывались под роскошные помещения, становились более уютнее, светлее.

Еще на истоках стиля было модно использовать в интерьере китайские мотивы - живопись, предметы декора, посуда и др. Но актуальности китайские нотки не утратили и по сей день.

Увлеченность боевыми искусствами, китайской едой, традициями, иероглифами способна сделать модным и уникальным интерьер в стиле рококо.

В современном интерьере уже не так пышно и буйно используют элементы рококо, но узнать его можно легко: это тонкие, гнущиеся ножки мебели, тяжелые шторы с ламбрекенами и китайский фарфор.


Дизайн интерьера в стиле рококо

Чтоб воплотить стиль рококо, необходимо понимать, в каких помещениях его лучше исполнить и как их организовать.

Чтоб организовать rococo понадобится обычное, стандартное помещение, где невысокие потолки, большая площадь и есть симметрия.

В данном направлении современные дизайнеры выполняют спальни, ванные комнаты, офисы. Но больше всего стиль читается в просторных гостиных, помещениях, общественного назначения.

Спальня в стиле рококо - это просторное светлое помещение, с зеркальными поверхностями, будуарным столиком и прикроватным диваном с изогнутыми ножками. Такие комнаты смотрятся респектабельно, шикарно и уютно.


Чтоб правильно сформировать пространство в помещении, необходимо соблюдать некоторые факторы:

  • Предметы декора следует равномерно распределить по всему периметру комнаты. Если многочисленные зеркала, наборы, вазы, столовые сервизы будут стоять близко друг к другу, то это больше будет напоминать зал музея.
  • Отделка потолка и стен производится в общем виде, а затем дополняется лепниной или мозаикой.
  • Подчеркнуть стиль можно с помощью рисунков, узоров на тканях, шторах и стенах, а также применяют витиеватые люстры и зеркала.
  • Встретить рококо можно в интерьере подземных переходов, в старых зданиях учреждений или дворцах. К тому же, там оно сохранилось в первозданном виде, без современной лепты.


Цветовая гамма стиля и характерные узоры

Если дизайн интерьера в стиле барокко характеризовался применением насыщенных цветов, то в рококо присутствуют исключительно пастельные тона.

Для оформления гостиных, спален идеально подходят сочетания цветов белого и золотого, белого и голубого, светло-зеленого и розового, бледные оттенки розового, голубого, зеленого, а также белый в сочетании с песочным и золотистым.

Продолжение барокко отразилось и на росписи стен. При этом, узоры и рисунки содержали не только мифологические темы. В рококо большинство рисунков росписи содержат сцены человеческих отношений, тему любви и дружбы, отношений между женщиной и мужчиной. Для стиля рококо характерно изображение облаков, ангелов, небес.

Основные узоры в рококо:

  • Узоры в форме ушной раковины, ракушки, которые используют в различных вариациях, исполнении.
  • Картушы, которые используются для украшения стен и его обрамляли различные завитки. Обычно, картуш используют в мебельной тематике, где придают его форме спинки.
  • Изображение ангелов.
  • Рисунки цветов. При этом, цветы рисовались в реальных оттенках, или обрамлялись в золото.

Дизайн интерьера в стиле рококо в современном исполнении не блещет столь яркими раскрасками. Основные цвета, которые являются основой, остаются белый и золотой, а вот спальни рекомендуют выполнять в песчаных, кремовых тонах.


Оформление стен по рококо

Стены в стиле рококо - это целое произведение искусства. Их украшают лепниной, мозаикой, ручной росписью, картинами, элементами декора, зеркалами, обоями из шелка. Обычно плоскость стены делят на несколько фрагментов, и каждый по отдельности наполняют своей отделкой.

Чтоб выполнить подобное, в современном дизайне применяют:

  • Планировка размещения лепнины, картин, зеркал и элементов декора.
  • Матовые краски на водной основе используют как отделочный материал.
  • Шелковую панель можно заменить велюровыми обоями с орнаментами цветов.
  • Вместо гипсовых элементов используют полиуретан.

Чтоб не заниматься продолжительной росписью стен, применяют трафареты, технику декупаж, обои с характерными мотивами.


Чтоб поделить стены на фракции, отлично подойдет прием с горизонтальной линией. При этом, верхнюю часть стены можно заполнить зеркалами или картинами, а нижнюю обоями с рисунком.

Отделка потолка

Потолок в стиле rococo должен быть исполнен роскошно, по богатому.

Повторить уникальное оформление можно, следуя таким приемам:

  1. Низкий потолок прямоугольной формы следует окрасить в один тон. По всему периметру пустить карниз с выпуклым рисунком. В центре потолка размещают позолоченную розетку, от которой пускается объемная люстра.
  2. Также, как и со стенами, потолок разделяют на секции, и каждую украшают отдельным декоративным приемом. По центру размещают люстру на длинной подвеске с множеством лампочек.
  3. Если необходимо оформить высокие круглые потолки, то здесь выбирают роспись с ангелами и небесной тематикой, а углы и обрамление оформляют лепниной. Лепнина может плавно переходить со стены в потолок.


Напольное покрытие

В отличие от стен и потолков, полы оформляют более сдержанно. В качестве отделки оптимальным вариантом будет паркетная доска, ламинат, плитка или художественный паркет. При этом, покрытие должно сопровождаться характерным блеском. В спальни и гостиные на пол стелют ковры с декоративными рисунками.

Мебель в стиле рококо

Привнести дворцовый колорит в современные интерьеры помогает именно мягкая мебель. Как правило, она выполняется в небольших размерах, имеет красивый дизайн и удобные конструкции.

Предметов мебели в стиле рококо целое буйство: диваны, табуреты, кресла, кушетки, скамьи, стулья с высокими спинками, кровати. Отличить их от другой мебели можно по: художественной резьбе, изогнутым ножкам, шелковой обивке, растительным орнаментам, позолоченным элементам.

Предметы выполняют из натуральной древесины - орех или липа.


Выбор текстиля в комнаты в стиле рококо

Текстиль рококо отличается от своего предшественника тем, что не имеет темных оттенков и не такой тяжелый. При этом, форма и объем сохраняется. На окна следует подбирать объемные, волнистые шторы с ламбрекенами. А на кровати подойдут стеганные одеяла с элементами вышивки.

Декорировать обеденную зону следует скатертями, подходящими по тону обивке стульев. На диваны можно расположить подушки с декоративными вставками или ручной вышивкой.

Чем украсить помещение в стиле rococo

Элементы декора следует подбирать довольно тщательно, при этом помнить, что слишком много предметов быть не должно. Излишек декора способен отдалить интерьер комнаты от истинного стиля средневековой эпохи.

Основной декор данного стиля:

  • канделябры;
  • позолоченные часы;
  • фарфоровые статуэтки;
  • гобелены;
  • зеркала;
  • фарфоровые куклы;
  • расписные вазы;
  • картины.


Подбор освещения

К выбору освещения, чтоб воссоздать рококо, следует подходить очень ответственно. Здесь не имеет место быть точечное освещение или маленькие люстры с одним-двумя светильниками.


Чтоб передать всю роскошность стиля, стоит отдать предпочтение объемным люстрам из хрусталя с множеством светильников или люстрам с длинными подвесками. Все зависит от высоты потолка и площади комнаты.

В современном исполнении, стиль рококо - это минималистская версия роскошного дизайна былых времен, который отлично компонуется с классическим или французским стилем. Даже небольшие гостиные, спальни или студии легко выполнить в рококо, если придерживаться основных особенностей стиля.


Если переводить с французского название стиля рококо в интерьере, то дословно оно означает «россыпь камушков и ракушек» – воображение так и рисует миниатюрные завитушки, в обилии укрывшие предметы интерьера.

Асимметрия и одновременно динамика – в пастельной палитре с преобладанием розового, желтого, голубого и зеленого с обязательными вставками белого и золотого. На незапланированную яркость имеют право только флористические орнаменты, предпочтительно китайские.

Грация и изыск требуются во всем, вещь просто не имеет права быть недостаточно ажурной. Обитателям апартаментов в стиле рококо близко ощущение вечного карнавала, будуарной игривости с эротическим подтекстом.

Стиль рококо в интерьере – чуждость серьезности

Мелкие завитушки, рассыпанные по всему помещению, и золотые волны лепнины призваны настраивать на праздничный лад. Чем сложнее и затейливее формы, чем больше пухлых амуров и игривых сувениров – тем глубже соответствие стилю.

  1. Стиль рококо в интерьере предпочитает тканевые обои, даже окрашенную стену имеет смысл украсить драпировкой из ткани с мягким глянцевым блеском.
  2. Текстиль должен быть представлен в большом количестве – с золотым и кремовым оттенком, продолжающий лепные элементы. Возможна сюжетная роспись.
  3. Потолок пастельный, однотонный, возможно – в продолжение стен – узорчатый.
  4. Между стеной и потолком устроим падугу – округлый переход, декорированный орнаментом.
  5. Пол – деревянный (паркет) либо из керамической плитки, имитирующей мрамор. Эффект белизны и золота усилит доведение напольного покрытия до глянцевого блеска.

Мебель и аксессуары стиля рококо

Рококо свойственны небольшие габариты. Утонченно оформленная мебель располагает к неге – шезлонги, бержеры (двойные диваны), кресла, диванчики и канапе, кушетки и скамейки собранны группками, что подчеркивает их хрупкость.

  1. Ножки столов и стульев – изогнутые, обивка мягкой мебели – на флористическую тематику, в виде гирлянд, цветочных сетей, с обязательными бронзовыми нитями.
  2. Секретеры – небольшие, обязательны картоньерки – небольшие шкафчики для бумаг на ножках, геридоны – миниатюрные столики для одной статуэтки либо пепельницы.
  3. В спальне особое внимание уделяется ажурному оформлению кровати. Фасад комода, размещенного в спальне, также отличается филигранным оформлением.

Стиль рококо в интерьере – находка для людей, обожающих мелочи. Вазочки и шкатулки, фарфоровые статуэтки и шелковые подушечки, подсвечники и декоративные светильники не окажутся слишком многочисленными – при условии их соответствия выбранной эпохе.

Супницы, шоколадницы и столешницы часто изготавливают из серебра.

Еще одна важная деталь - настенная роспись или живопись.

Окна уместно украсить ламбрекенами, а кровать – королевскими балдахинами.

Сложность ажурных форм в сочетании со светлыми красками обеспечивают праздничное настроение.

Освещение

Комнаты украшают роскошными люстрами и бра. Чтобы передать всю куртуазность стиля для освещения выбирают свечи в канделябрах. Конечно, в настоящее время их разумнее заменить стилизованными светильниками.

Канделябры ставят на столики или вешают между зеркалами.

Цвета

Стилю рококо характерны нежные и мягкие оттенки: светло-голубой, белый, бледно-розовый, бежевый, фисташковый, светло-зеленый и, конечно, золотой.

Рококо – это утонченный, но при этом королевский стиль, насквозь пропитанный чувственностью и романтизмом. В идейной основе стиля лежат женственность, молодость, иллюзорный мир и бегство от реальности.

Рококо в интерьере - фото

Также для рококо характерны следующие особенности:

  • Создание единого пространства с помощью падуг, объединяющих поверхность стены и потолка, придающих помещению округлость. Форма овала и круга очень актуальна для данного стилистического решения.
  • Использование элемента «ракушка» для декора интерьера. Собственно, именно от него («рокайль») и получил свое название стиль.
  • Обязательное наличие камина.
  • Многочисленные аксессуары – статуэтки, часы, картины и т. д.
  • Активное использование позолоты и лепнины.
  • Включение в интерьер китайских мотивов.
  • Множество плавных изогнутых линий – в предметах мебели, оформлении стен и др.


Преимущество рококо перед дворцовым барокко и имперским ампиром заключается в том, что он может быть воплощен даже в рядовой квартире. Для стилизации не так принципиальны высокие потолки и огромные площади, как в упомянутых направлениях дизайна интерьеров. Рококо – это стиль декора и аксессуаров. Несколько подходящих предметов мебели и сдержанное упоминание основных мотивов уже превращают помещение в роскошный будуар.

Характерные цвета для стиля

Помпезный барокко с его богатыми темными цветами вряд ли подойдет небольшим помещениям. А вот светлая пастельная палитра глянцевых оттенков, которая преимущественно используется для утонченно-роскошного интерьера в стиле рококо, любую комнату сделает уютной и визуально более просторной. С холодным серебром и теплой позолотой сочетаются молочный и светлый беж, жемчужный, лиловый, розовый, голубой и светло-зеленый цвета. Обязательно присутствие блеска.




Стиль в интерьере мебели

Мебель в стиле рококо – это не массовое производство. Все изящество и утонченность этого стиля могут передать предметы исключительно ручной работы. Дорого, но это того стоит.

Изогнутые линии, сложные переплетения, плавные формы и позолота, характерные стилю барокко, присущи также и рококо. Никакой резкости и прямых линий! В данном случае отсутствует нарочитая помпезность и массивность, контуры мебели рококо будто текут, один деталь плавно переходит в другую. Переходы оформлены золочеными накладками из бронзы (в огромном количестве), узорами и гравировкой в виде вьющихся растений, гирляндами из цветов и имитации кружева. Особенно характерно для данной эпохи использование в оформлении интерьера мотива виноградной лозы.



Стулья, кушетки и кресла рококо имеют тонкие узорчатые ножки из ореха или липы. Сиденья обиты респектабельным бархатом, лоснящейся парчой и позаимствованным из китайской культуры жаккардом.

При взгляде на изящные диваны и кресла, аккуратные тумбы и туалетные столики, роскошные комоды и кровати с балдахинами становится понятно, почему стиль интерьера рококо называют женским. Изделия отличаются небольшими размерами и неожиданным удобством.


Характерные предметы мебели:

  • секретеры и комоды;
  • декоративные туалетные столики;
  • бержер – глубокое кресло на изогнутых ножках;
  • канапе – невысокий диванчик вытянутой формы с высоким изголовьем.

Декор

Неотъемлемой частью стиля рококо является обилие текстильных элементов декора. Отдельного внимания заслуживает многослойная драпировка окон – тюль, бархатные тяжелые шторы с бахромой и шелковые ламбрекены. Мягкую мебель дополняют различной формы подушки с гобеленами, все той же бахромой и кисточками.

Влияние Востока ощутимо в присутствующих в большом количестве фарфоровых фигурках. Роскошная позолоченная посуда выполняет разве что декоративную функцию, а вот светильники и подсвечники из драгоценных металлов являются действующими источниками освещения. Не обошлось и без картин, обрамленных в позолоченные или серебряные багеты со сложными узорами, зеркал.

Особенности стиля при ремонте квартиры

Поверхности стен, потолка и пола в стиле рококо выглядят не менее роскошно, чем предметы мебели. Каждая из них – это произведение искусства.

  • Стены. Для них идеальны текстильные обои, имитирующие бархат, гобелен или деликатный шелк. Актуально сочетание отделки с орнаментом (на нижней части стены) и однотонной (на верхней, соответственно). На стенах присутствует лепнина, узоры которой переходят на потолок, объединяя плоскости помещения в единое целое. Она также используется для обрамления оконных и дверных проемов.


  • Потолок. Чаще всего он светлый однотонный, но дорогой из-за сложной лепнины, позолоты и потолочных молдингов. Фрески, украшавшие дворцовые интерьеры, сегодня успешно заменяются стилизованной фотопечатью. Особенно привлекательно выглядят куполообразные потолки, однако их устройство возможно лишь при строительстве дома, но никак не в квартире.

  • Пол. Паркетный или мраморный. Паркетную доску, впоследствии щедро покрываемую прозрачным лаком, предпочтительнее выбирать из светлых пород деревьев. Пол может иметь сложный узор рисунка, но резких цветовых контрастов лучше избегать. Ярким пятном на полу станет небольшой коврик.

Особенности рококо в архитектуре домов

Рококо является сложным стилем для использования его в архитектуре жилого загородного дома. Многочисленные рельефные переплетения, лепнина, натуральные материалы строительства - прямо скажем, это дорогое удовольствие. В таких случаях дизайнеры советуют заимствовать лишь скромную часть фасадного декора и общую идею стиля.

Вам необходимо обратить внимание на:

  • большую площадь строения;
  • светлую цветовую гамму – белый, молочный и т. д.;
  • многочисленные эркеры в конструкции дома;
  • большие закругленные в верхней части окна;
  • украшение входа колоннами, а фасада лепниной.

Такой дом по праву может называться особняком или дворцом.

Посмотрите масштабные примеры стиля рококо в архитектуре. Возможно, вы захотите возвести что-то подобное в миниатюре.




Стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII в.(по разным источникам – до конца века, приблезительно около столетия и тд., точной даты окончания нет) как развитие стиля барокко. Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития Барокко. И Рококо, и Барокко насыщены и декоративны, но если барочная пышность напряжена, динамична, то рокайльная – нежная и расслаблена. В целом французское Рококо более связано с формами стиля Регенства начала XVIII столетия.

Рококо сразу возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере. Рококо – оригинальное явление, не имеющие прототипов в истории искусства. В этот период продолжается усиливаться восточное, и, прежде всего китайское влияние – т.н. стиль шинуазри . Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских дворах.

Орнамент – главный выразитель данной эпохи, имел 2 формы развития:1)тенденция к натурализации (декор в виде мелких цветных гирлянд с купидонами, ленточками), 2) основное – абстрагирование, асимметричность как элементов декора, так и самой композиции. Всё сводится к рокайлю, он заменил мотив волюты (барокко). Отразил внутреннюю опустошенность духовного мира европейского дворянского общества.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных художественных открытий эпохи Рококо.

Стиль рококо впервые воздвиг комфорт и удобство интерьера в ранг искусства. Распространяясь по Европе, стиль рококо обрел местные характерные черты в каждой из стран. Во Франции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкого благородства. В интерьерах Германии большее распространение получила лакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя в спокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличает простота и лаконичность линий. Своеобразие английскому рококо придают примеси из готических и китайских элементов.

Архитектура

В целом : Стиль не нашёл яркого выражения в арх, а более проник в интерьер. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.

Конкретно :В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье, они часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.

Строительная деятельность в прочих странах значительно отстает от Франции и Германии.

Скульптура

Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливого “Амура” Этьен-Мориса Фальконе (1716-1791)и группу “Амуры, борющиеся за сердце”, исполненную Жан-Батистом Пигалем (1714-1785): Очарование последней - в забавном сюжете, в прихотливой игре линий, в мастерстве воспроизведения пухлых детских тел, быстрых, легких в движении и в то же время по-детски немного неуклюжих, неловких.

“Речная нимфа" Клода Мишеля, прозванного Клодионом (1738-1814). близка рокайльной скульптуре. Пленителен девически-нежный облик, непринужденная грация позы. Статуэтка выполнена из терракоты, подчеркивающей своей фактурой и тоном тепло жизни, которое ощущается в мягкой пластике тела. Дробные складки ткани оттеняют плавность линий фигуры нимфы.

Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы - Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции.

Шедевр Гудона - мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера.

Живопись

Любимыми темами художников Рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Эстетизируется само мгновение, а не жизнь. Идейной и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм, сформировавшийся еще в период Регентства, а формой – интимная грация, дух мелочей.

Живопись имела преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Главные виды изобразительного искусства: настенные панно (самая распространенный вид, были большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность), плафоны и декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами – десюдепорты (франц. dessus-de-porte – над дверью). Изменился заказчик картин-помимо церкви и королевского двора, появляется «третье сословие» и новая аристократия.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Также в то время характерной чертой была эротика – изображения обнаженной натуры Венеры,нимф.

Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи – пастораль (франц. pastorale от лат. pastoralis – пастушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом

Одним из основоположников стиля «рококо» был А.Ватто («Паломничество на остров Киферу», «Вывеска Жерсена», Ф. Буше («Венера, утешающая амура»), О. Фрагонар («Уроки музыки», «Пастораль»). Их картины большей частью декоративны и предназначены для жилого интерьера. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись РОкотова: Коронационный портрет Екатерины II, Портрет Г.Г.Орлова в латах

Интерьер

В оформлении интерьеров стиль рококо проявился наиболее ярко. стиль рококо - это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.Характерные черты рококо – изнеженность и доведенная до предела утонченность. Вместе с тем интерьеры рококо перегружены декоративными деталями и мебелью, которая приобрела гибкие, мягкие, уютные формы. Зеркала, позолота, богатые лепные узоры по потолкам и стенам ломают пространственную структуру интерьера, углы комнат закругляются. Динамичные и ассиметричные формы задают основной тон.

Во времена рококо архитекторы впервые стали целенаправленно стремиться к стилевому единству интерьера. Декор стен и потолков, формы мебели, расцветки драпировочных и обивочных тканей, декоративные предметы, двери и аксессуары – все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовали новую расстановку мебели, которая собиралась небольшими группами в разных местах помещения. В группу обязательно входили стол, диван, несколько кресел и стульев. Такие «центры тяготения» для гостей задумывались как целостные композиции, которые обязательно поддерживали единый стиль всего помещения.

Главной доминантой интерьера рококо служил невысокий камин, покрытый мраморной плитой и изящно отделанный стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). На камин ставили часы и декоративные предметы, над камином вешалось зеркало в роскошной раме. В интерьере рококо использовались самые дорогие материалы: мрамор, экзотические породы дерева, бронза, золото, шелк, гобелен. Цвета стиля рококо нежные, пастельные;основные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым, и обязательное присутствие золота.

Во времена рококо расцвела и достигла своего апогея мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). Изящные, украшенные тонким декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем рококо. Владельцы дворцов и роскошных особняков в обязательном порядке заводили «китайский зал», обставленной лаковой китайской мебелью, или на худой конец, просто устраивали галерею китайского фарфора в одной из комнат.

Как результат увлечения «китайщиной» в Европу были завезены бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В интерьерах рококо появились передвижные и раздвижные ширмы, расписанные в китайском стиле; аквариумные рыбки; изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Получили распространение декоративные подушки из шелковой материи с крупными цветами.

Мебель

Утонченность стиля рококо отразилась не только на характере мебели, но и на появление новых видов мебели, предназначенных в основном для аристократичных женщин. Секретер на высоких ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом, разнообразные тумбочки и столики призваны были создавать особые удобства для своих хозяек.

Формы мебели для сидения изменились в сторону большего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенных двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло). Контуры мебели становятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Среди корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры. Детали мебели растворяются в общем объеме и кажутся отлитыми из пластичной массы. Декоративно мебель украшается прихотливыми орнаментами в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой. Большое количество разных видов столов, созданных в зависимости от их назначения.

Говоря о мебели рококо, нельзя не упомянуть выдающегося английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718-1719 гг.). Стиль мебели Чиппендейла представлял собой своеобразное сочетание французского рококо с готическими и восточноазиатскими мотивами. Чиппендейл ввел в моду большие напольные часы. В своей мебели он часто использовал мотив птичьей когтистой лапы, которая держит шар. Он довел до совершенства формы многих изделий мебели, начиная от стульев и письменных столов и заканчивая книжными шкафами. Многие типы разработанной им мебели дошли до наших дней без существенных изменений.

Екатерининское рококо: Китайский дворец в Ораниенба́уме, Золотой кабинет; Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген;

Получает свое развитие фабикация фарфора, появляется бисквит. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).а также Севр.Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин. Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками.

Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.Серебро также используется для предметов освещения, сервизов и в отдельных случаях - для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Продолжали использоваться фаянс.

Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись отразилась в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями.

Также, именно в ту эпоху получило распространение искусство красивой сервировки стола и приготовления пищи

Мужской и жнский костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки. Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. Головной убор – треуголка. Идеальный мужчина – придворный франт.

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо . Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одеждой в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы. Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые . Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница .

Ювелирные украшения

Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.

Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.

Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.

В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.

Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.

В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.

В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.

Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.

Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Месонье.

Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".

Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Помимо этого материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.

Книги



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!