Достопримечательности Франции — Апартаменты Короля (Версаль). Версальский дворец

Апартаменты Короля представляют собой анфиладу комнат в Версальском дворце, служивших жилыми помещениями для Людовика XIV. С окнами, выходящими во Мраморный Двор, эти помещения расположены в самой старинной части дворца на месте комнат, которые в замке времен Людовика XIII были отведены Королеве. Главным образом по причине неудобства Больших покоев Короля и сооружения Зеркальной галереи, Людовик XIV занялся перестройкой этих помещений под себя вскоре после смерти Марии Терезии в 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения. Изначально, анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы. После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

Лоджия, ведущая в Апартаменты Короля отделана мраморными панелями и освещена двумя окнами, выходящими в Королевский двор. В 1701 году чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия. В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля, Большие покои Королевы и в апартаменты Мадам де Ментенон, с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии.

Зал караула

Зал караула служил для размещения Гвардейцев Короля. При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя, "Битва при Лёзе, 18 сентября 1691", висящую над камином. Оформление комнаты дополняют две большие люстры, украшенные монограммой Короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными.

Первый аванзал

Первый аванзал или Салон Большого Столового Прибора (также известный в эпоху правления Людовика XIV как Салон ужина Короля) выходил тремя окнами во Мраморный двор (север) и другими тремя окнами во Двор Королевы (юг). В оформлении комнаты использована батальная живопись Жозефа Парроселя – над каминной доской выставлена его картина “Битва при Арбелах”. После смерти Королевы и Дофины, комнату сервировали в тех случаях, когда Людовик XIV ужинал на публике один. Для ужина по церемонии Большого Столового Прибора сервировали стол перед камином и одно кресло с подлокотниками. У стены напротив камина изначально было возвышение для музыкантов, но его разобрали в 18-м веке. Этот протокольный порядок был нарушен только с 16 ноября по 4 декабря 1700 года. В этот период внук Людовика XIV Филипп, герцог Анжуйский после провозглашения Королём Испании несколько раз ужинал публично со своим дедом. В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля…

Жемчужина французской архитектуры и великолепный дворец тщеславного монарха, Версаль создавался, чтобы подчеркнуть все величие «короля-солнце», Людовика XIV. Но на всю роскошь тут не было предусмотрено ни одного туалета.

До правления Людовика XIV резиденцией французских монархов был Лувр, но спустя некоторое время «король-солнце» задумал построить новый дворец в пригороде Парижа. Официальной причиной строительства назывались опасения короля за свою жизнь. Он неоднократно повторял, что политические интриги не дают ему спокойно спать, поэтому резиденцию нужно перенести подальше от парижских заговорщиков.

На самом деле причина заключалась в другом.

Замок Фуке Во (Vaux-le-Vicomte).

Побывав у министра финансов Фуке, Людовик XIV увидел дворец, который был гораздо красивее и роскошнее Лувра. А монархи не любят, когда кто-то демонстрирует свое превосходство.

В тот же вечер Людовик XIV приказал явиться к нему архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и парковому планировщику Андре Ленотру. Они получили задание: создать неслыханный по красоте дворец, который отражал бы все величие французского короля. Так началась история Версаля. А Фуке поплатился за уязвленное самолюбие Людовика XIV и был арестован в том же 1661 году.

Версальский дворец. Pierre Patel, 1668 год.

Людовик XIV настойчиво акцентировал внимание архитекторов на том, что дворец должен быть построен качественно и в кратчайшие сроки. Но так не получалось. В Версаль отправили тысячу рабочих. Потом эта цифра выросла в 30 раз. Когда страна ни с кем не воевала, на возведение дворца отправлялись и солдаты. Люди в буквальном смысле работали и днем, и ночью. Из-за этого в темное время суток участились несчастные случаи со смертельным исходом. Поначалу эту информацию утаивали от короля, но, когда правда всплыла на поверхность, монарх приказал выплатить семьям погибших щедрую компенсацию.

Мраморный двор Версальского дворца, на месте которого раньше находился охотничий домик.

Деньги на возведение комплекса брались из казны. Но постепенно поток средств иссякал. Тогда король переложил эту миссию на придворных. Каждый дворянин, которому выделялись апартаменты в Версале, во время Девятилетней войны должен был самостоятельно оплачивать их строительство.

Малые апартаменты Короля в Версале.

Спешное возведение и недостаток средств имели и обратную сторону. Множество каминов не функционировали, на окнах и дверях виднелись зазоры, из-за чего в помещениях гулял ветер, да и весь дворец был очень холодным.

Дворцовая церковь Версаля.

Но самое удивительное то, что при всем великолепии дворца архитекторы не спроектировали ни одного туалета! У короля с королевой были для «этих» дел передвижные кабинки, а придворные справляли нужду где придется. В галереях Версаля можно отыскать немало закоулков, ниш. Раньше они закрывались тяжелыми портьерами. Именно там аристократия устраивала «общественные туалеты».

Зеркальная галерея. Версаль.

Главные апартаменты королевы Франции.

Кстати, именно тогда «король-солнце» издал указ о том, чтобы в Версаль все являлись, щедро залитые духами. Одни крепкие ароматы перебивали другие. Многие экскурсоводы утверждают, что в отдаленных уголках Версаля до сих пор стоит смрадный запах.

Малые апартаменты и библиотека Людовика XVI.

Работы по возведению Версаля продолжились и после кончины Людовика XIV. Содержание дворца обходилось последующим монархам в копеечку. А во время Французской революции 1789 года великолепный комплекс был безжалостно разграблен. Правда, когда к власти пришел Наполеон, он задумал возродить величие Версаля, но ему это не удалось.

Символ «короля-солнце» на решетке забора Версаля.

Возвращение Бурбонов к власти самым положительным образом отобразилось на судьбе дворцового комплекса. Его восстановили, а затем сделали музеем.


Версаль – жемчужина французской архитектуры. Этот дворцовый комплекс был призван выразить все величие «короля-солнце» Людовика XIV. Монарх позволял посещать свою резиденцию даже простолюдинам, считая ее гордостью страны. Но наряду с роскошью и помпезностью обнаружились недоработки в планировке комплекса. Так, в череде нескончаемых галерей, залов и апартаментов не было предусмотрено ни одного туалета.



До правления Людовика XIV резиденцией французских монархов был Лувр, но, спустя некоторое время, «король-солнце» задумал построить новый дворец в пригороде Парижа. Официальной причиной начала строительства называлась боязнь короля за свою жизнь. Он неоднократно повторял, что политические интриги не дают ему спокойно спать, поэтому резиденцию нужно перенести подальше от парижских заговорщиков.

На самом деле причина заключалась в другом. Побывав на новоселье у министра финансов Фуке, Людовик XIV увидел дворец, который был гораздо красивее и роскошнее Лувра. А монархи не любят, когда кто-то демонстрирует свое превосходство.


В тот же вечер Людовик XIV приказал явиться к нему архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и парковому планировщику Андре Ленотру. Они получили задание: создать неслыханный по красоте дворец, который отражал бы все величие французского короля. Так началась история Версаля. А Фуке поплатился за уязвленное самолюбие Людовика XIV и был арестован в том же 1661 году.


Людовик XIV настойчиво акцентировал внимание архитекторов на том, что дворец должен был построен качественно и в кратчайшие сроки. Но так не получалось. В Версаль отправили тысячу рабочих. Потом эта цифра выросла в 30 раз. Когда страна ни с кем не воевала, то на возведение дворца отправлялись и солдаты. Люди в буквальном смысле работали и днем, и ночью. Из-за этого в темное время суток участились несчастные случаи со смертельным исходом. Поначалу эту информацию утаивали от короля, но когда правда всплыла на поверхность, монарх приказал выплатить семьям погибших щедрую компенсацию.


Деньги на возведение комплекса брались из казны. Но постепенно поток средств уменьшался. Тогда король переложил эту миссию на придворных. Каждый дворянин, которому выделялись апартаменты в Версале, во время Девятилетней Войны должен был самостоятельно оплачивать их строительство.


Спешное возведение и недостаток средств имели и обратную сторону. Множество каминов не функционировали, на окнах и дверях виднелись зазоры, из-за чего в помещениях «гулял» ветер, да и весь дворец был очень холодным.


Но самое удивительное то, что, при всем великолепии дворца, архитекторы не спроектировали ни одного туалета! У короля с королевой были для «этих» дел передвижные кабинки, а придворные справляли нужду, где придется. В галереях Версаля можно отыскать немало закоулков, ниш. Раньше они закрывались тяжелыми портьерами. Именно там аристократия устраивала «общественные туалеты».




Кстати, именно тогда «король-солнце» издал указ о том, чтобы в Версаль все являлись, щедро залитые духами. Одни крепкие «ароматы» перебивали другие. Многие экскурсоводы утверждают, что в отдаленных уголках Версаля до сих пор стоит смрадный запах.




Работы по возведению Версаля продолжились и после кончины Людовика XIV. Содержание дворца обходилось последующим монархам в копеечку. А во время Французской Революции 1789 года великолепный комплекс был безжалостно разграблен. Правда, когда к власти пришел Наполеон, он задумал возродить величие Версаля, но ему это не удалось.

Возвращение Бурбонов к власти самым положительным образом отобразилось на судьбе дворцового комплекса. Его восстановили, а затем сделали музеем.





Апартаменты Короля представляют собой анфиладу комнат в Версальском дворце, служивших жилыми помещениями для Людовика XIV. С окнами, выходящими во Мраморный Двор, эти помещения расположены в самой старинной части дворца на месте комнат, которые в замке времен Людовика XIII были отведены Королеве. Главным образом по причине неудобства Больших покоев Короля и сооружения Зеркальной галереи, Людовик XIV занялся перестройкой этих помещений под себя вскоре после смерти Марии Терезии в 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения.


Апартаменты Короля (Версаль)

Изначально, анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы. После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

Апартаменты Короля (Версаль)

Лоджия, ведущая в Апартаменты Короля отделана мраморными панелями и освещена двумя окнами, выходящими в Королевский двор. В 1701 году чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия. В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля, Большие покои Королевы и в апартаменты Мадам де Ментенон, с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии.

Зал караула служил для размещения Гвардейцев Короля. При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя, "Битва при Лёзе, 18 сентября 1691", висящую над камином. Оформление комнаты дополняют две большие люстры, украшенные монограммой Короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными.

Первый аванзал или Салон Большого Столового Прибора (также известный в эпоху правления Людовика XIV как Салон ужина Короля) выходил тремя окнами во Мраморный двор (север) и другими тремя окнами во Двор Королевы (юг). В оформлении комнаты использована батальная живопись Жозефа Парроселя – над каминной доской выставлена его картина “Битва при Арбелах”. После смерти Королевы и Дофины, комнату сервировали в тех случаях, когда Людовик XIV ужинал на публике один. Для ужина по церемонии Большого Столового Прибора сервировали стол перед камином и одно кресло с подлокотниками. У стены напротив камина изначально было возвышение для музыкантов, но его разобрали в 18-ом веке. Этот протокольный порядок был нарушен только с 16 ноября по 4 декабря 1700 года. В этот период внук Людовика XIV Филипп, герцог Анжуйский после провозглашения Королем Испании несколько раз ужинал публично со своим дедом.

В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля времен правления Короля-Солнца. В 1691 была украдена бахрома от портьеры Салона Марса и часть вышитого покрывала для кровати из Салона Меркурия. Во время подачи десерта, через одно из окон, выходящих в Мраморный двор, в комнату влетел сверток и упал на стол Короля. Людовик XIV произнес только “Полагаю, что это моя бахрома.”

Второй аванзал и Спальня Короля ранее были частью апартаментов королевы, но в 1684 году, после смерти Королевы, Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.

Во Втором аванзале придворные ожидали разрешения пройти для участия в церемонии Утреннего выхода Короля в Спальне Короля, расположенной далее. Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано. Над каминной доской была вывешена знаменитая работа “Noli me tangeres” голландского художника Ламбера Сустриса. В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном, который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.

Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти. Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении Больших покоев Короля и Зеркальной галереи, к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV. Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе “Есфирь, упавшая в обморок” и “Юдифь с головой Олоферна”, а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля.

Когда в 1684 году Людовик XIV переехал в Спальню Короля, следующая комната стала Салоном Короля или Салоном облачения Короля. На протяжении 17 лет эта комната была местом церемоний, окружавших жизнь Короля, к примеру, утреннего выхода Короля и отхода ко сну.

Как способ экономии, Людовик XIV использовал большинство декора Салона Короля в оформлении Спальни Людовика XIV. Над дверьми помещены картины Портрет Маркиза де Монкада и Автопортрет, обе работы Ван Дейка, Иоанн Креститель работы Караваджо и Мария Магдалина работы Гвидо Рени. Святая Кикилия работы Доменикино украшает южную стену над камином, а Царь Давид, играющий на арфе того же мастера расположена напротив, на северной стене.

Западная стена комнаты стала альковом – отгороженной балюстрадой частью комнаты, в которой расположили кровать. Использованные в оформлении алькова орнаменты в виде лепного венка и завитков, а также решетчатые скульптуры, предвосхищают во многих отношениях стиль эпохи Регентства, бывший в моде с 1715 по 1723 год. Кровать увенчана резной работой Николаса Кусто Блистательная Франция, дополненной двумя резными работами Слава Франсуа Леспиньола, размещенными в парусах свода арки. Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV, сохранившими шедевры королевской коллекции, вставленные в деревянную обшивку стен. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.

Существующая сейчас парчовая ткань на стенах алькова и в оформлении кровати была соткана повторно как начинание Пятой республики по реставрации Версальского дворца. Первозданный альков и драпировка кровати были восстановлены в 1736 году; а в 1785 году Людовик XVI приказал сжечь парчовую ткань, из которой получили свыше 60 килограмм золота. Существующая сейчас драпировка кровати, хоть и соответствует тому периоду, не является копией той парчи, которая изначально висела в Спальне Людовика XIV. Из-за недостатка архивной информации во времена осуществления проекта, было принято решение использовать образец драпировки зимний гобелен из спальни Королевы. Уже после начала проекта реставрации были обнаружены оригинальные образцы; и поскольку часть проекта уже была завершена, было решено использовать зимний гобелен Королевы. 1 сентября 1715 года в этой комнате скончался Людовик XIV.

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-ар хитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Окутанный множеством легенд, Версаль стал символом абсолютной монархии Людовика XIV. Согласно легендам, молодой король решил построить новый дворец за пределами города, так как в парижском Лувре в то время было небезопасно. И с 1661 года в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа, Людовик начал превращение скромного охотничьего домика в сверкающий дворец. Для этого пришлось осушить более 800 га болот (вся территория, занимаемая комплексом), куда перенесли целые леса для создания 100 га садов, алей, клумб, озер и фонтанов.
Версальский дворец служил политическим центром Франции. Он стал домом для 6000 придворных! Людовик XIV убаюкивал своих подданных, предоставляя щедрые развлечения и вознаграждая королевской милостью. Так Людовик старался удалиться от политических интриг Парижа, поэтому создал место, где аристократия могла бы жить под его бдительным оком. Грандиозные размеры дворца и выставленные напоказ богатства демонстрировали абсолютную власть монарха.


Зеркальная галерея (Galerie des Glaces) или Большая, сердце Версальского дворца. Самая величественная комната, длинна её более 73 метров, а ширина около 11 метров. В галерее впервые был применён новый архитектурный метод расположения 357 зеркал, все они были установлены параллельно семнадцати окон. Таким образом, создавалось ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. А вечером, в дни дворцовых балов и аудиенций, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно.
Украшают галерею всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебряные торшеры и канделябры, десятки хрустальных люстр, вазоны с апельсиновыми деревьями.

По проекту Лебрена до 1690 года Зеркальная галерея была обставлена исключительно серебряной мебелью. Спальня королевы В 1689 году по приказу короля, мебель пошла на переплавку монет для покрытия военных затрат. Невозможно описать, игру световых бликов, когда лучи солнца, освещая зал, отражаются в зеркалах, ослепляя взор и изумляя воображение.


Знаменитым помещением Версальского дворца является, без сомнения, Зеркальная галерея (оригинальное название - Великая галерея). Представьте себе, это было первое место в мире, где люди увидели свое отражение в полный рост! Старинная технология выдувания стекла не позволяла производить большие зеркала. Из-за этого зеркала были маленькими и очень дорогими. В Зеркальном зале впервые в мире множество маленьких зеркал были сложены вместе. Теперь гости, приходившие к королю на бал, могли видеть себя в полный рост! Иронично, но спустя всего несколько лет после окончания декорирования Зеркальной галереи появилась альтернативная технология производства зеркал, и зеркала резко подешевели.

Шедевр Зеркальной галереи в Версале - хрустальные люстры. Раньше вся меблировка Великой галереи была выполнена из серебра, даже табуреты. В 1689 году все серебрянные предметы переплавили на покрытие военных расходов.


Портрет Людовика XIV работы Иасента Риго 1701 г. По легенде, когда Людовику XIV исполнилось пять лет, он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В ней отражалось солнце.
— Я — солнце! Я — солнце! — закричал радостно мальчик. С тех пор его так и называли — «Король-солнце». Еще в юности монарх мечтал о чем-то большом, безукоризненном, таком, что поразило бы всю Европу — лучше Лувра, Венсен и Фонтенбло вместе взятых.
Отрезок длиной в полжизни — 50 лет — понадобился Людовику XIV для воплощения этого масштабного замысла. Впоследствии его преемник дополнил это место Малым Трианоном, а казненный на гильотине Людовик XVI — парком и селом с молочной фермой.



В правом крыле дворца расположена королевская часовня. Фасад часовни резко контрастирует с ровными геометрическими линиями фасада дворца. Многие архитекторы выступали против такого архитектурного решения, один архитектор даже назвал часовню "огромным катафалком", но кто станет спорить с королём!


Именно здесь Мария Антуанетта вышла замуж за короля Франции Людовика XVI. Сегодня в придворной капелле время от времени проводятся симфонические концерты. Эта капелла - пятая по счету часовня в Версале и самая крупная королевская часовня во Франции (видимо, где-то есть часовни ещё больше этой).



Спальня короля, была средоточием жизни всего дворца в Версале. Основным предметом мебели была кровать, расположенная так, что центр её был местом, где сходились лучи трёх городских магистралей Спальня короля во дворце связывающих Париж с Версальским дворцом. Но самым интересным было то, что во время ритуала утреннего пробуждения, наведения лоска и отхода ко сну его величества Людовика XIV, в спальне находились избранные особы, удостоенные высокой чести, следить за происходящим. «Господа, король проснулся!»- слышалось из «святая-святых», двое слуг уже подают кружевную рубашку, четверо бокал с вином. Начинался новый день, где каждый хотел поймать милостивое слово или взгляд правителя, надеясь, что фортуна им, наконец, улыбнулась…


Официальная столовая, где Людовик XIV ужинал каждый вечер, а остальные короли - по торжественным случаям. Для остальных (придворных, министров, дальних родственников) табуретки по краям комнаты. Трапеза короля - это тоже ритуал, за которым большая честь просто наблюдать.


Королевская столовая, здесь проводились публичные ужины королевской семьи. За столом сидели только члены королевской семьи. На стоящих чуть поотдаль табуретах садились герцогини, принцессы и другие персоны высокого ранга, за ними стояли все остальные желающие поглазеть на королевскую трапезу. Луи XIV проводил публичную трапезу практически ежедневно и она представляла из себя целое представление. Луи XV большую часть времени предпочитал приватные ужины.


Большие апартаменты королевы. В разное время здесь жили 3 королевы: Мария-Терезия (1638-1683) - супруга Людовик XIV; Мария Лещинская (1703-1768) - супруга Людовик XV; Мария-Антуанетта (1755-1793) - супруга Людовика XVI. В настоящее время здесь восстановлена обстановка 1789г.



Версаль постоянно достраивался, поглощая все новые и новые денежные суммы. После смерти Людовика XIV его сын, Людовик XV, еще несколько раз изменял здания, достраивая новые покои и снося лестницы и перекрытия. Дворец был столь гигантским, и требовал такое количество работников для его обслуживания, что вокруг него естественным образом возник город… На содержание Версаля ежегодно уходили астрономические суммы, которые оказались тяжелым многолетним бременем для и без того страдавшей экономики. Наконец, простой народ, не в силах выносить соседство немыслимой роскоши с вопиющей бедностью большей части населения, изгнал королей из Версаля, и с конца 18 века дворец перестал быть административным и политическим центром Франции. С 1837 года Версаль сделали Национальным историческим музеем, и сегодня он привлекает многотысячные толпы туристов со всего света, неизменно поражая их своим великолепием.

http://fotki.yandex.ru/users/irina-mahortova/view/658676/?page=0

Газонные решетки создают красивый травяной покров без которого не обойтись в местах отдыха, в парках и садах. В местах активной деятельности, для занятий спортом. А также для зеленого травяного покрова любых территорий, для декорирования. В таких случаях не обойтись без пластиковых газонных решеток, которые имеют хорошие дренирующие свойства. крепятся они специальными скобами и практически не заметны. доступно расскажет про достоинства таких решеток, а также как подобрать и установить их на ваших участках.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!