Дополнительные и трудные углы в комнате с натяжными потолками. Небольшие выступы тоже будут считаться дополнительными углами? Разбор более сложных задач

Если периметр помещения не четырехугольный, а имеет большее количество углов и в помещении проектируются натяжные потолки, углы сверх четвертого считаются дополнительными. Для качественного результата проводится индивидуальный, для каждого случая, расчет профиля и размера полотна. Используется дополнительный и нестандартный крепеж.

Откуда берутся дополнительные углы?

Для примера, в стандартной, прямоугольной комнате имеется 4 основных, внутренних угла, но если добавляется один выступ, то появляются один внешний и один внутренний угол, что считается двумя дополнительными углами. Если взять в пример Г-образный коридор, то здесь также один внешний выступ образует два дополнительных угла.

Какого размера выступы образуют дополнительные углы?

На стенах могут быть различные технические выступы – переходы с бетона на кафель, распределительные коробки, короба, закрывающие трубы и т.д. Если такой переход выдается от стены не более чем на 3 см, то угол не считается дополнительным. Складки при таких неровностях не появляются, в раскройке полотна такие выступы не учитываются. Но даже такие небольшие выступы необходимо учитывать при сборке каркаса и аккуратно обходить их при монтаже. Все выступы, удаляющиеся от стены более чем на 3 см, считаются дополнительными углами и соответствующе учитываются в чертеже и стоимости натяжного потолка .

В чем особенность нестандартных углов?

Нестандартные углы натяжных потолков - это чаше всего закругленные или ступенчатые переходы. Натяжные потолки, углы в которых отличаются от прямого. Как в случае ступенчатого перехода, так и при криволинейном потолке, участок разбивается в чертеже на короткие участки по 0,2 - 0,6 м, разделяя их дополнительными углами. Стоимость такого участка рассчитывается не по каждой метке, а по длине криволинейного участка. Острые и тупые углы требуют особой раскройки и довольно трудоемкого монтажа.

Как эти особенности влияют на монтаж и раскрой полотна?

Полотно делается размером меньше на 8-10% по каждой стороне помещения. Очень маленькие выступы не создают проблем и не требуют учета при раскройке. Но если дополнительные углы появляются, то это требует особого внимание при замере и раскрое. Замеряется не только все стороны комнаты, но и все диагонали. Рассчитанный в программе раскрой выполняется строго в соответствии со всеми размерами, в противном случае полотно на некоторых участках может не натянуться, образуя провисшие фрагменты пленки, особенно со стороны внешних углов.

При монтаже в сложных углах и выступах следует обращать особое внимание на надежность крепежа и плотность крепления конструкции, т.к. большинство проблем возникает именно из-за ошибок при монтаже.

Какие основные проблемы могут возникать из-за неправильного монтажа потолка?

  • При неправильном монтаже потолка в сложных углах, может случиться отставание конструкции от стены, появление щелей и зазоров. Исправить подобное можно только перед и во время монтажа. Если стены имеют большую кривизну, то необходимо дополнительно подпилить профиль и просверлить больше отверстий, чтобы закрепить каркас плотно к стене.
  • При неправильном расчёте размера полотна могут появляться складки и морщины на потолке, что исправляется проще, чем отставание конструкции, однако все равно неприятно.
  • Также нередкая проблема - провисание потолка, как следствие сложной его формы.
  • В сложных угла может не ровно ложиться декоративная вставка. Опытный монтажник должен правильно обработать соединение вставки и зафиксировать при помощи герметика.

Эти проблемы решаются выбором опытных производителей работ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УГЛЫ , два угла, сумма которых равна прямому углу (90°). Углы, сумма которых равна 180°, называются дополнительными.

  • - д. Воскресенского с/с Череповецкого р-на. В непосредственной близости от нее располагается селение Малые Углы. В источниках первой половины XVI в. эти населенные пункты имели иные названия: «.....

    Географические названия Вологодской области

  • - углы и, образуемые поверхностями раздела трёх фаз и определяемые из условия равновесия: =0, где - поверхностное натяжение на границе раздела фаз i и k ...

    Физическая энциклопедия

  • - см. Молекула...

    Химическая энциклопедия

  • - филат. назв. рис. водяного знака бумаги, использ. при печати почт, марки СССР. № 2498. Единственный случай использ. такой бумаги для сов. почт, марок...

    Большой филателистический словарь

  • - два угла, сумма которых равна 180°...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - Вознаграждения, отличные от зарплаты и жалованья...

    Словарь бизнес терминов

  • - см. Угол....

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - пары углов с общей вершиной, образуемые при пересечении двух прямых так, что стороны одного угла являются продолжением сторон другого. На рис. - две пары В. у. Рис. к ст. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см....

    Большой энциклопедический словарь

  • - у́глы са́вка-у́глы "вид дикой утки, Аnаs nigra", арханг. ...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Жарг. крим., мил. Формуляры «Интерпола» рассылаемые по разным странам. БС, 71...
  • - Коми. Шутл.-ирон. Не танцевать, вести себя скромно на гулянье. Кобелева, 65...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Яросл. Неодобр. Бродить без дела. ЯОС 7, 23...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Волг. Неодобр. Бездельничать. Глухов 1988, 126...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Ирон. назв. какого-л. низкопробного заведения...

    Словарь русского арго

  • - прил., кол-во синонимов: 4 сгладивший острые углы сгладивший резкие стороны стерший острые углы стерший углы...

    Словарь синонимов

"ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УГЛЫ" в книгах

Глава 13. Углы безумия

Из книги Тайная жизнь сатаниста. Авторизованная биография Антона Шандора ЛаВея автора Бартон Бланш

Глава 13. Углы безумия От призм, выделанных внутри затененного грота, я говорю посредством ангелов, отражающихся мыслями, дряхлеющими и возвышенными. О, изучите Закон, мои братья ночи - Великий Закон и Меньший Закон. Великий Закон несет равновесие и исполняется без пощады.

Раскачивать углы

Из книги Дух воина автора Холин Юрий Евгеньевич

Раскачивать углы Трудно двигать тяжелые вещи, толкая их «в лоб», поэтому ты должен «раскачивать углы».В крупном сражении полезно бить по флангам неприятеля. Если фланги повреждены, поврежден дух всего войска. Поражай врага, атакуй, когда фланги пали.В поединке легко

Нейтрализуйте острые углы

автора Хорсанд Диана Валерьевна

Нейтрализуйте острые углы Благоприятное, плавное течение энергии нарушают ниши и выступы в комнате. Оптимальное решение - устроить в нише встроенный шкаф. Можно визуально «убрать» нишу, если в ней поместить яркий светильник или большую, взрослую пальму в кадке.Помимо

Эти коварные углы

Из книги Фэн-шуй. Практические советы на каждый день автора Хорсанд Диана Валерьевна

Эти коварные углы Увы, круглых комнат не бывает, так что всегда найдутся какие-нибудь «лишние» углы. Бывают комнаты неправильной формы, где часть комнаты удалена от окна. Иногда, конечно, нам требуется легкий сумрак, но в остальное время желательно яркое освещение.

5. Углы местностей Джондро

автора Бэйджент Майкл

Углы

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Углы внутренние и внешние

Из книги Гипсокартон: шаг за шагом автора Пустовойтов Вадим Николаевич

Углы внутренние и внешние После того как все стыки гипсокартонных листов уже зашпатлеваны, можно приступать к отделке внутренних и внешних углов. Данная процедура также проходит несколько этапов: наклейка армировочной ленты и установка угловых профилей плюс три-четыре

Вертикальные углы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Смежные углы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СМ) автора БСЭ

Эйлеровы углы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЙ) автора БСЭ

КАКИЕ У ИЗБЫ УГЛЫ

Из книги Сто процентов закона автора Феофанов Юрий Васильевич

КАКИЕ У ИЗБЫ УГЛЫ Известная поговорка: «Не красна изба углами, а красна пирогами» - в сущности рождена бедностью. И углами должен быть хорош наш дом. Любой. Храму же Фемиды полагается быть великолепным во всех деталях, ибо, как нигде, в правосудии, быть может, важна не

Углы преткновения

Из книги Женская мудрость и мужская логика [Война полов или принцип дополнительности] автора Калинаускас Игорь Николаевич

Углы преткновения Есть еще один элемент, еще один краеугольный камень в фундаменте, на котором зиждется наша чувственность. Это информационный метаболизм (см. Калинаускас И. «Игры, в которые играет МЫ. Инструментальная соционика»).Почему информационный метаболизм так

Острые углы треугольника

Из книги Загадки Бермудского треугольника и аномальных зон автора Войцеховский Алим Иванович

Острые углы треугольника В атмосфере и океане юго-западной части Северной Атлантики происходят очень сложные процессы: именно над этой акваторией проносятся сильные тропические ураганы, развиваются локальные смерчи. Здесь очень сложна циркуляция вод: сильное

Углы и отзвуки

Из книги Углы и отзвуки автора Альмодовар Педро

Углы и отзвуки Еcли бы существовал «Оскар» за лучшие титры, в этом, 1995 году я присудил бы его фильму Уэйна Ванга и Пола Остера «Дым».Титры возникают на фоне черно-белых фотографий, под песню Тома Уэйтса, которая царапает тебе сердце изнутри. Фотографии - это иллюстрации к

ОСТРЫЕ УГЛЫ КОРТА

Из книги "Прыгающая газель" - тавро расизма автора Маринов Игорь Абрамович

ОСТРЫЕ УГЛЫ КОРТА Известно, что у корта четыре угла. Но, образно говоря, если под теннисной площадкой подразумевать арену деятельности Международной федерации тенниса, то можно сказать, что на ней появились еще два угла, и весьма острые. Эти острые углы образованы

Которые дополняют друг друга до 90 градусов .

Если два дополнительных угла являются соседними (то есть имеют общую вершину и разделяются только одной стороной), их не общие стороны образуют прямой угол .

В евклидовой геометрии два острых угла прямоугольного треугольника являются дополнительными, потому что сумма внутренних углов треугольника составляет 180 градусов, а прямой угол равен 90 градусам.

Тригонометрические соотношения

Синус одного из углов равен косинусу его дополнительного угла. Если углы A и B являются дополнительными, то верны равенства: \sin^2A + \sin^2B = 1 и \cos^2A + \cos^2B = 1.

Тангенс одного из углов равен котангенсу его дополнительного угла. Тангенсы дополнительных углов взаимно обратны.

Секанс одного из углов равен косекансу его дополнительного угла.

Префикс «ко-» в названиях некоторых тригонометрических функций происходит лат. complementum - дополнение.

См. также

Напишите отзыв о статье "Дополнительные углы"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дополнительные углы

Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.

На уроках алгебры учителя рассказывают, что существует небольшой (на самом деле — очень даже большой) класс тригонометрических уравнений, которые не решаются стандартными способами — ни через разложение на множители, ни через замену переменной, ни даже через однородные слагаемые. В этом случае в дело вступает принципиально другой подход — метод вспомогательного угла.

Что это за метод и как его применять? Для начала вспомним формулы синуса суммы/разности и косинуса суммы/разности:

\[\begin{align}& \sin \left(\alpha \pm \beta \right)=\sin \alpha \cos \beta \pm \cos \alpha \sin \beta \\& \cos \left(\alpha \pm \beta \right)=\cos \alpha \cos \beta \mp \sin \alpha \sin \beta \\\end{align}\]

Думаю, эти формулы хорошо знакомы вам — из них выводятся формулы двойного аргумента, без которых в тригонометрии вообще никуда. Но давайте теперь рассмотрим простое уравнение:

Разделим обе части на 5:

Заметим, что ${{\left(\frac{3}{5} \right)}^{2}}+{{\left(\frac{4}{5} \right)}^{2}}=1$, а это значит, что обязательно найдётся такой угол $\alpha $, для которого эти числа являются соответственно косинусом и синусом. Поэтому наше уравнение перепишется следующим образом:

\[\begin{align}& \cos \alpha \sin x+\sin \alpha \cos x=1 \\& \sin \left(\alpha +x \right)=1 \\\end{align}\]

А это уже легко решается, после чего останется лишь выяснить, чему равен угол $\alpha $. Как это выяснить, а также как правильно подбирать число для деления обеих частей уравнения (в данном простом примере мы делили на 5) — об этом в сегодняшнем видеоуроке:

Сегодня мы будем разбирать решение тригонометрических уравнений, а, точнее, один-единственный прием, который называется «метод вспомогательного угла». Почему именно этот метод? Просто потому, что за последние два-три дня, когда я занимался с учениками, которым рассказывал о решении тригонометрических уравнений, и мы разбирали, в том числе, метод вспомогательного угла, и все ученики как один допускают одну и ту же ошибку. А ведь метод вообщем-то несложный и, более того, это один из основных приемов в тригонометрии. Поэтому многие тригонометрические задачи иначе как методом вспомогательного угла вообще не решаются.

Поэтому сейчас для начала мы рассмотрим пару простеньких задач, а потом перейдем к задачам посерьезней. Однако все эти они так или иначе потребуют от нас применение метода вспомогательного угла, суть которого я расскажу уже в первой конструкции.

Решение простых тригонометрических задач

Пример № 1

\[\cos 2x=\sqrt{3}\sin 2x-1\]

Немного преобразуем наше выражение:

\[\cos 2x-\sqrt{3}\sin 2x=-1\left| \left(-1 \right) \right.\]

\[\sqrt{3}\cdot \sin 2x-\cos 2x=1\]

Как мы будем решать его? Стандартный прием состоит в том, чтобы раскрыть $\sin 2x$ и $\cos 2x$ по формулам двойного угла, а затем переписать единицу как ${{\sin }^{2}}x{{\cos }^{2}}x$, получить однородное уравнение, привести его к тангенсам и решить. Однако это долгий и нудный путь, который требует большого объема вычислений.

Предлагаю задуматься вот на чем. У нас есть $\sin $ и $\cos $. Вспомним формулу косинуса и синуса суммы и разности:

\[\sin \left(\alpha \pm \beta \right)=\sin \alpha \cos \beta \pm \cos \alpha \sin \beta \]

\[\cos \left(\alpha +\beta \right)=\cos \alpha \cos \beta -\sin \alpha \sin \beta \]

\[\cos \left(\alpha -\beta \right)=\cos a\cos \beta +\sin \alpha \sin \beta \]

Вернемся к нашему примеру. Все сведем к синусу разности. Но для начала уравнение необходимо немного преобразовать. Найдем коэффициент:

$\sqrt{l}$ — это тот самый коэффициент, на который необходимо разделить обе части уравнения, чтобы перед синусом и косинусом появились числа, которые сами по себе являются синусами и косинусами. Давайте разделим:

\[\frac{\sqrt{3}}{2}\cdot \sin 2x-\frac{1}{2}\cdot \cos 2x=\frac{1}{2}\]

Посмотрим на то, что у нас получилось слева: существует ли такой $\sin $ и $\cos $, чтобы $\cos \alpha =\frac{\sqrt{3}}{2}$, а $\sin \alpha =\frac{1}{2}$? Очевидно существует: $\alpha =\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{6}$. Поэтому мы можем переписать наше выражение следующим образом:

\[\cos \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{6}}\cdot \sin 2x-\sin \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{6}}\cdot \cos 2x=\frac{1}{2}\]

\[\sin 2x\cdot \cos \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{6}}-\cos 2x\cdot \sin \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{6}}=\frac{1}{2}\]

Теперь перед нами формула синуса разности. Мы можем написать так:

\[\sin \left(2x-\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{6}} \right)=\frac{1}{2}\]

Перед нами простейшая классическая тригонометрическая конструкция. Напомню:

Это и запишем для нашего конкретного выражения:

\[\left[ \begin{align}& 2x-\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{6}=\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{6}=2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\& 2x-\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{6}}=\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }-\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{6}}+2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\\end{align} \right.\]

\[\left[ \begin{align}& 2x=\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}+2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\& 2x=\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }+2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\\end{align} \right.\]

\[\left[ \begin{align}& x=\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{6}+\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\& x=\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{2}+\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\\end{align} \right.\]

Нюансы решения

Итак, что нужно делать, если вам попалось подобный пример:

  1. Преобразовать конструкцию, если нужно.
  2. Найти поправочный коэффициент, взять из него корень и разделить обе части примера на него.
  3. Смотрим, какие значения синуса и косинуса получаются у чисел.
  4. Раскладываем уравнение по формулам синуса или косинуса разности или суммы.
  5. Решаем простейшее тригонометрическое уравнение.

В связи с этим у внимательных учеников наверняка возникнет два вопроса.

Что нам мешает на этапе нахождения поправочного коэффициента записать $\sin $ и $\cos $? — Нам мешает основное тригонометрическое тождество. Дело в том, что полученные $\sin $ и $\cos $, как любые другие при одном и том же аргументе, должны при возведении в квадрат в сумме давать ровно «единицу». В процессе решения нужно быть очень внимательным и не потерять «двойку» перед «иксами».

Метод вспомогательного угла — это инструмент, который помогает свести «некрасивое» уравнение к вполне адекватному и «красивому».

Пример № 2

\[\sqrt{3}\sin 2x+2{{\sin }^{2}}x-1=2\cos x\]

Мы видим, что у нас есть ${{\sin }^{2}}x$, поэтому давайте воспользуемся выкладками понижения степеней. Однако прежде чем ними воспользоваться, давайте их выведем. Для этого вспомним, как найти косинус двойного угла:

\[\cos 2x={{\cos }^{2}}x-{{\sin }^{2}}x=2{{\cos }^{2}}x-1=1-2{{\sin }^{2}}x\]

Если мы запишем $\cos 2x$ в третьем варианте, то получим:

\[\cos 2x=1-2{{\sin }^{2}}x\]

\[{{\sin }^{2}}x=\frac{1-{{\cos }^{2}}x}{x}\]

Я выпишу отдельно:

\[{{\sin }^{2}}x=\frac{1-\cos 2x}{2}\]

То же самое можно сделать и для ${{\cos }^{2}}x$:

\[{{\cos }^{2}}x=\frac{1+\cos 2x}{2}\]

Нам потребуется только первые выкладки. Давайте приступим к работе над задачей:

\[\sqrt{3}\cdot \sin 2x+2\cdot \frac{1-\cos 2x}{2}-1=2\cos x\]

\[\sqrt{3}\cdot \sin 2x+1-\cos 2x-1=2\cos x\]

\[\sqrt{3}\cdot \sin 2x-\cos 2x=2\cos x\]

Теперь воспользуемся выкладками косинуса разности. Но для начала посчитаем поправку $l$:

Перепишем с учетом этого факта:

\[\frac{\sqrt{3}}{2}\cdot \sin 2x-\frac{1}{2}\cdot \cos 2x=\cos x\]

В этом случае мы можем записать, что $\frac{\sqrt{3}}{2}=\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}$, а $\frac{1}{2}=\cos \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}$. Перепишем:

\[\sin \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{3}}\cdot \sin 2x-\cos \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{3}}\cdot \cos 2x=\cos x\]

\[-\cos \left(\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{3}}+2x \right)=\cos x\]

Внесем «минус» в скобку хитрым способом. Для этого заметим следующее:

\[\cos \left(\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{3}}+2x \right)=\cos \left(\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }-\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ +}\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{3}}+2x \right)=\]

\[=\cos \left(\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }-\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}+2x \right)=\cos \left(\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }+\varphi \right)=-\cos \varphi \]

Возвращаемся к нашему выражению и вспоминаем, что в роли $\varphi $ у нас выражение $-\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}+2x$. Поэтому запишем:

\[-\left(-\cos \left(-\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}+2x \right) \right)=\cos x\]

\[\cos \left(2x-\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3} \right)=\cos x\]

Чтобы решить подобною задачу, нужно вспомнить такое:

\[\cos \alpha =\cos \beta \]

\[\left[ \begin{align}& \alpha =\beta +2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\& \alpha =-\beta +2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\\end{align} \right.\]

Разберемся с нашим примером:

\[\left[ \begin{align}& 2x-\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}=x+2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\& 2x-\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}=-x+2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\\end{align} \right.\]

Давайте посчитаем каждое из этих уравнений:

И вторую:

Запишем окончательный ответ:

\[\left[ \begin{align}& x=\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{3}+2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n \\& x=\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{9}+\frac{2\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }n}{3} \\\end{align} \right.\]

Нюансы решения

На самом деле, это выражение решается множеством различных способов, однако именно метод вспомогательного угла является в данном случае оптимальным. Кроме того, на примере данной конструкции хотелось бы обратить ваше внимание еще на несколько интересных приемов и фактов:

  • Формулы понижения степеней. Эти формулы не нужно запоминать, однако нужно знать, как их выводить, о чем я вам сегодня и рассказал.
  • Решение уравнений вида $\cos \alpha =\cos \beta $.
  • Добавление «нуля».

Но и это еще не все. До сих пор $\sin $ и $\cos $, которые мы выводили в качестве дополнительного аргумента, мы считали, что они должны быть положительными. Поэтому сейчас мы решим более сложные задачи.

Разбор более сложных задач

Пример № 1

\[\sin 3x+4{{\sin }^{3}}x+4\cos x=5\]

Преобразуем первое слагаемое:

\[\sin 3x=\sin \left(2x+x \right)=\sin 2x\cdot \cos x+\cos 2x\cdot \sin x\]

\[=2\left(1-\cos 2x \right)\cdot \sin x\]

А теперь подставим все это в нашу исходную конструкцию:

\[\sin 2x\cos x+\cos 2x\sin x+2\sin x-2\cos x\sin x+4\cos x=5\]

\[\sin 2x\cos x-\operatorname{cosx}-cos2\sin x+2\sin x+4\cos x=5\]

\[\sin \left(2x-x \right)+2\sin x+4\cos x=5\]

Давайте введем нашу поправку:

Записываем:

\[\frac{3}{5}\sin x+\frac{4}{5}\cos x=1\]

Таких $\alpha $, для которых $\sin $ или $\cos $ был бы равен $\frac{3}{5}$ и $\frac{4}{5}$ в тригонометрической таблице нет. Поэтому давайте просто так и напишем и сведем выражение к синусу суммы:

\[\sin x\cdot \cos \varphi +\cos x\cdot \sin \varphi =1\]

\[\sin \left(x+\varphi \right)=1\]

Это частный случай, простейшая тригонометрическая конструкция:

Осталось найти, чему равен $\varphi $. Именно в этом месте многие ученики ошибаются. Дело в том, что на $\varphi $ накладываются два требования:

\[\left\{ \begin{align}& \cos \varphi =\frac{3}{5} \\& \sin \varphi =\frac{4}{5} \\\end{align} \right.\]

Начертим радар и посмотрим, где такие значения встречаются:

Возвращаясь к нашему выражению, мы напишем следующее:

Но и эту запись можно немного оптимизировать. Поскольку мы знаем следующее:

\[\alpha:\arcsin \alpha +\arccos \alpha =\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{2}},\]

то в нашем случае можно записать так:

Пример № 2

Здесь потребуется еще более глубокое понимание методик решения стандартных задач без тригонометрии. Но для решения этого примера мы также используем метод вспомогательного угла.\[\]

Первое, что бросается в глаза — здесь нет степеней выше первой и поэтому ничего нельзя разложить по формулам разложения степеней. Воспользуется обратными выкладками:

Зачем я разложил $5$. Вот смотрите:

Единицу по основному тригонометрическому тождеству мы можем расписать как ${{\sin }^{2}}x+{{\cos }^{2}}x$:

Что дает нам такая запись? Дело в том, что в первой скобке стоит точный квадрат. Свернем его и получим:

Предлагаю ввести новую переменную:

\[\sin x+\cos x=t\]

В этом случае мы получим выражение:

\[{{t}_{1}}=\frac{5+1}{4}=\frac{3}{2}\]

\[{{t}_{2}}=\frac{5-1}{4}=1\]

Итого мы получаем:

\[\left[ \begin{align}& \sin x+\cos x=\frac{3}{2} \\& \sin x+\cos x=1 \\\end{align} \right.\]

Разумеется, знающие ученики сейчас скажут, что такие конструкции легко решаются с помощью сведения к однородному. Однако мы решим каждое уравнение методом вспомогательного угла. Для этого сначала посчитаем поправку $l$:

\[\sqrt{l}=\sqrt{2}\]

Разделим все на $\sqrt{2}$:

\[\left[ \begin{align}& \frac{\sqrt{2}}{2}\sin x+\frac{\sqrt{2}}{2}\cos x=\frac{3}{2\sqrt{2}} \\& \frac{\sqrt{2}}{2}\sin x+\frac{\sqrt{2}}{2}\cos x=\frac{\sqrt{2}}{2} \\\end{align} \right.\]

Все сведем к $\cos $:

\[\cos x\cdot \cos \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{4}+\sin x\sin \frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{4}}\]

\[\left[ \begin{align}& \cos \left(x-\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{\text{4}} \right)=\frac{3}{2\sqrt{2}} \\& \cos \left(x-\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{4} \right)=\frac{\sqrt{2}}{2} \\\end{align} \right.\]

Разбираемся с каждым из этих выражений.

Первое уравнение корней не имеет, и для доказательства этого факта нам поможет иррациональность в знаменателе. Заметим следующее:

\[\sqrt{2}<1,5\]

\[\frac{3}{2\sqrt{2}}>\frac{3}{3\cdot 1,5}=\frac{3}{3}=1\]

Итого мы четко доказали, что требуется, чтобы $\cos \left(x-\frac{\text{ }\!\!\pi\!\!\text{ }}{4} \right)$ был равен числу, которое большее «единицы» и, следовательно, у этой конструкции корней нет.

Разбираемся со вторым:

Решаем эту конструкцию:

В принципе, можно оставить ответ таким, а можно его расписать:

Важные моменты

В заключение хотел бы еще раз обратить ваше внимание на работу с «некрасивыми» аргументами, т.е. когда $\sin $ и $\cos $ не являются табличными значениями. Проблема состоит в том, что если мы утверждаем, что в нашем уравнении $\frac{3}{5}$ — это $\cos $, а $\frac{4}{5}$ — это $\sin $, то в итоге, после того как мы решим конструкцию, нужно учитывать оба этих требования. Мы получаем систему из двух уравнений. Если мы не будем это учитывать, то получим следующую ситуацию. В этом случае мы получим две точки и на месте $\varphi $ у нас окажется два числа: $\arcsin \frac{4}{5}$ и $-\arcsin \frac{4}{5}$, однако последний нас ни в коем случае не устраивает. То же самое будет и с точкой $\frac{3}{5}$.

Такая проблема возникает только тогда, когда речь идет о «некрасивых» аргументах. Когда у нас табличные значения, то ничего такого нет.

Надеюсь, сегодняшний урок помог вам разобраться, что такое метод вспомогательного угла и как его применять на примерах разного уровня сложности. Но это не единственный урок, посвященный решению задач методом вспомогательного угла. Поэтому оставайтесь с нами!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!