Теплые и холодные тона в интерьере. Цветовая палитра

Цвет в живописи - очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета - одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному - холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие - нейтральный.

Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий - температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый - это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря - закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко - далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном - синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе - зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи - понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов - вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, - вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин - оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет - теплый или холодный - можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория - лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

Как уже говорилось ранее, цвета обладают тремя характеристиками - по одной из пары.
теплый-холодный
мягкий - яркий
светлый - насыщенный

Сегодня остановимся на различении теплых и холодных цветов

Сначала разберемся с хроматическими цветами

Для наглядности еще раз посмотрите на цветовой круг:

Как вы помните, все хроматические цвета можно составить из трех первичных цветов - красного , желтого и синего .

Красный и желтый психологически воспринимаются нами как теплые цвета, потому что ассоциируются с огнем и солнцем.

Синий психологически воспринимается нами как холодный цвет, потому что ассоциируется с водой и льдом.

Соответственно, те цвета, в которых преобладают красный и желтый, считаются теплыми (оранжевый , красный , желтый ), те же, в которых преобладает синий цвет (синий , голубой , сиреневый ), считаются холодными .

Те цвета, которые содержат равное количество теплого и холодного цвета (зеленый = желтый+синий , фиолетовый = синий+красный), обычно считаются нейтральными.

Теперь вернемся к тому, что все вторичные и третичные цвета состоят из двух хроматических цветов в разных пропорциях (при добавлении третьего появляется серый оттенок, но туда мы пока углубляться не будем). Тот цвет который преобладает, обычно и определяет цвет, тон (overtone).
Однако, в колористике немаловажен и другой цвет, входящий в состав оттенка. Этот цвет называется полутоном (undertone) . Полутона делают цвета внутри одного оттенка "теплыми" и "холодными" . Например, теплый красный и холодный красный. Холодный полутона - синие. Теплые полутона - желтые и красные. У оранжевого цвета не бывает холодных полутонов - это единственный абсолютно теплый цвет.

Вот примеры теплых и холодных оттенков одного и того же цвета:

Первый столбик - теплые полутона, второй - холодные полутона

Обычно, когда говорится о сочетании цветов, комбинируют цвета с одинаковым полутоном. В теории цветотипов под холодными и теплыми цветами подразумеваются как раз цвета с холодными и теплыми полутонами.

Общие правила сочетания цветов в зависимости от полутона:
Цвета с одинаковым полутоном хорошо сочетаются. Цвета с разными полутонами плохо сочетаются, однако, в одежде их можно иногда комбинировать в малых количествах для расставления акцентов.

Сравните:
1 картинка - холодный фиолетовый (полутон синий) +холодный зеленый (полутон синий) - гармонично
2 картинка - холодный фиолетовый (полутон синий)+ теплый зеленый (полутон желтый) - дисгармония

В природе обычно сочетаются цвета с одним полутоном

Холодные полутона : холодный синий, голубой, холодный яркий красный, бордовый, холодный зеленый, светло-серый.

Теплые полутона : теплый желтый, желто-оранжевый, красная глина, теплый зеленый, оливковый, болотный

Теперь, что касается ахроматических цветов :

Чистые черный, белый и серый считаются холодными цветами - они хорошо гармонируют с ними.

Серый средней насыщенности может иногда выступать как нейтральный цвет, в силу того, что является соединением двух противоположных цветов.

После того, как вы определили свой цветовой тип внешности и усвоили теоретические знания о цветовых гаммах, которые вам идут, стоит научиться разделять оттенки на теплые и холодные.

Многие из нас не имеют художественного образования и с первого взгляда не готовы определить теплый это оттенок или холодный.

В интернете существует множество иллюстраций, которые показывают разделение цветов по температуре.


Но большинство из них показывают лишь чистые цвета, которых в природе не так много.

Слишком грубое разделение цветов может вас только запутать. А такие картинки вообще сформируют ошибочное представление о цветах, ведь это неправильно считать, что красно-оранжева гамма – это теплые цвета, а сине-зеленая – холодные.

Как же научиться определять температуру цвета?

Во-первых, вы должны понимать, что цвета постоянно перетекают один в другой. Что, например, красный цвет может иметь, как теплые, так и холодные оттенки.

Чистые цвета можно встретить лишь на картинках. В одежде же намного чаще используются смешанные цвета, более сложные и глубокие.

Сравните эти два оттенка синего:


На первой картинке синий более глубокий и насыщенный и не имеет белого пигмента, в отличии от второй картинки, которая прям веет холодом.

Про любой цвет, например, фиолетовый холодный, можно сказать «этот оттенок холоднее другого». Посмотрите на эти два наряда. На первом фото больше белого пигмента и сама ткань придает образу более холодный оттенок.


Взгляните на красные цвета:


На этих примерах четче видно, где холодный цвет, а где теплый.

В основном теплый или холодный подтон придают такие оттенки:

Теплым цвет делают: красный, канареечно-желтый или оранжевый оттенок.

Холодным: белый, серый, голубой, синий, черный или лимонно-желтый оттенок.

Когда перед вами находится наряд, например, зеленого цвета, не стоит сразу вспоминать, к какой гамме он относится. Попробуйте разглядеть в нем другие оттенки. Первый холодный, второй — теплый.


Второй пример зеленых образов:


Первый явно теплее второго. Надеемся, у вас уже получается определить температуру цвета.

Но не волнуйтесь, если сразу будет сложно. Все приходит с опытом.

Пример фиолетового цвета:


Как видите, на первой фото фиолетовый разбавлен красным оттенком, что сразу наполнило цвет теплотой.

Так что не стоит грубо разделять цвета и думать что вам, например, теплому цветотипу, синий цвет не идет. Просто выбирайте оттенки синего с теплым подтоном. Для холодных цветотипов все еще проще, вам нужно всего лишь теплый цвет разбелить белым или затемнить черным.

Также материал может придавать цвету температуру. Матовая, замшевая фиактура придает теплоту, а блестящие ткани делают цвета более холодными.

Большинство из нас задумывается о сохранении тепла в квартире или доме уже зимой, в отопительный сезон, когда нет возможности заменить батарею или окна, а температура в помещении не повышается до необходимых 18–20 градусов. Многие специалисты советуют произвести , обновить деревянные рамы и обработать их специальным составом. Конечно, этот способ вполне подойдет тем, у кого есть лишние деньги, кто не обладает свободными средствами, справляется своими силами.

Итак , мы возьмем за основу принципы сохранения тепла . В этом нам помогут несколько полезных, не требующих больших затрат советов.

  • Самые страшные враги тепла - сквозняки и щели в окнах . Для начала необходимо решить эту проблему. Тщательно заклейте щели специальным бумажным скотчем, предварительно подложив туда поролон, смоченные газеты или тряпки. Этот способ работает еще со времен наших прадедов. Сегодня в магазинах можно найти множество материалов для оклейки окон разной ценовой категории.
  • Чтобы тепло от батареи лучше прогревало воздух в помещении, выбирайте шторы длиной чуть ниже подоконника. Полезно установить ролль-штору, поскольку она будет препятствовать попаданию холода от окон зимой, а летом хорошо защитит от солнца.

  • Нежелательно использовать экраны для батареи, поскольку они задерживают поступление теплого воздуха и препятствуют прогреванию холодного. Зимой старайтесь снимать экраны.
  • Теплоотражающую пленку применяют в основном летом для снижения количества солнечных лучей, проходящих через окно. Зимой такая пленка выступит в роли энергосберегающей и будет препятствовать утечке теплого воздуха.
  • По возможности используйте настольные источники света и светодиодные лампы: в первом случае воздух нагревается не под потолком, а в пространстве рядом с вами, во втором - выделяется больше тепла при меньших энергозатратах.

Все эти советы помогут вам сохранить тепло в квартире без особых денежных затрат и сэкономить на счетах за электроэнергию. Не забывайте, что теплые тона в интерьере создают ощущение тепла, поэтому попробуйте использовать больше желтых, красных, оранжевых и коричневых оттенков, психологи утверждают, что этот способ помогает согреться.

Вокруг нас существует огромное разнообразие красок, и каждый цвет способен оказывать на нас влияние. Цвет легко минует все логические барьеры нашего мозга и попадает прямо в подсознание, вызывая в нас определенные ощущения и эмоции – комфорт, дискомфорт, радость, грусть, тепло, холод. Это связано как с нашим жизненным опытом и ассоциациями, так и с генетическими «воспоминаниями», уходящими корнями в далекое прошлое наших предков.

По одному из параметров воздействия окружающих красок на человека, цвета можно поделить на теплые, холодные и нейтральные. Теплыми считаются цвета, вызывающие у нас ощущение солнца, тепла и света. Такие цвета кажутся близкими, создающими уют и гостеприимную обстановку. Холодными мы называем цвета, которые вызывают у нас ощущение прохлады, льда, свежести. Такие цвета кажутся далекими, независимыми, чистыми. Нейтральные цвета не вызывают в нас никаких тепловых ощущений, но имеют способность сглаживать воздействие теплых или холодных цветов, если находятся рядом с ними.

Показательные эксперименты…

Ученые и психологи очень любят проводить разные эксперименты, не обошли они своим вниманием и цвет. Благодаря этим доблестным служителям науки, сегодня воздействие цвета на человека имеет под собой довольно веские научные доказательства. Так, например, в одном из экспериментов две группы людей поместили в красную и синюю комнаты одинаковой температуры. Через некоторое время люди в синей комнате переключали регулятор системы отопления на более высокую температуру, тогда как людям в красной комнате было комфортно при более низкой температуре.

Кроме того научные исследования показали, что красные и оранжевые цвета повышают давление, а синие и сине-зеленые понижают давление у человека. Проводились эксперименты с цветом и на животных. Например, в конюшне беговых лошадей один отсек был выкрашен в синий цвет, а другой - в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, еще долго были возбуждены и не остывали.

Также цвет влияет и на наши вкусовые рецепторы. Например, при опросе 600 человек исследователями Университета Бомбея в Индии, выяснилось, что большинство испытуемых ассоциируют цвет таблеток со вкусом. Например, опрошенные люди считали, что розовые таблетки имеют сладкий вкус, желтые - соленый, оранжевые – кислый, а белые и синие – горький, независимо от фактического состава препарата.

Субъективность восприятия

Считается, что красные, желтые и оранжевые цвета – теплые. Голубые, синие и сине-зеленые цвета – холодные. Зеленый (который получается путем смешивания желтого и синего цвета), фиолетовый (который состоит из красного и синего цветов), белый, черный и серый считаются нейтральными цветами.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Например, желтая луна в полнолуние кажется холодной, а голубой василек может радовать своей теплотой. На самом деле любой цвет может быть как теплым, так и холодным, все зависит от его оттенка. Только два цвета никогда не меняют свою температуру. Это оранжевый и бирюзовый. От оранжевого и всех его оттенков всегда веет жарким солнцем. А бирюзовые тона всегда свежи и холодны.

Ниже представлены иллюстрации с теплыми, холодными и нейтральными оттенками разных цветов. Чтобы рассмотреть их подробнее надо нажать на картинки.
Внимание!
Цветопередача вашего монитора может исказить цветовые оттенки, поэтому ориентируйтесь на них как на примерные и обращайте внимание на название цвета.

Теплые и холодные тона

Всегда жаркий и всегда ледяной

Нейтральные тона


Влияние соседних цветов

Кроме объективных характеристик самого цвета, на нашу субъективную оценку его температуры влияет, во-первых, окраска фона, во-вторых, окружающие его другие цвета. Самый простой пример – фиолетовый цвет. Рядом с теплым красным он кажется холодным, рядом с холодным синим – теплым. Или, например, бордовый цвет рядом с коричневым будет смотреться холоднее, а рядом с кофейным теплее. Подбирая цветовое сочетание и создавая композицию в интерьере, стоит учитывать это явление, чтобы добиваться желаемых эффектов восприятия.

Рекомендации по использованию теплых и холодных цветов в интерьере

Теплые цвета делают интерьер комфортным и уютным, они повышают жизненный тонус, способствуют искреннему общению и активизируют мыслительную деятельность. При этом теплые цвета делают помещение визуально меньше из-за того, что кажутся ближе. Теплые тона привлекают внимание и хорошо подходят для выделения важных элементов интерьера, которые необходимо подчеркнуть.

Холодные цвета создают успокаивающее и ободряющее настроение, и в то же время помогают сосредоточиться. Холодные тона зрительно расширяют пространство, они подходят для создания глубины в интерьере.

В одном помещении можно вместе использовать как холодные, так и теплые оттенки. Главное соблюсти правильное соотношение, тогда получится гармоничное и нескучное пространство. Рекомендуется выбрать одну доминирующую гамму, к примеру, холодную и прибавить для выделения акцентов теплые тона. Или, наоборот, к преобладающей теплой гамме комнаты добавить холодные элементы, например, светло-голубой потолок для зрительного увеличения высоты помещения.

Если есть необходимость визуально откорректировать пространство помещения, то те стены, которые надо раздвинуть красят в более прохладные оттенки, а те стены, которые надо приблизить красят в более теплые тона.

Другой способ гармоничного сочетания холодных и теплых оттенков, это уравновешивание одного цвета за счет другого. Например, к насыщенному индиго можно добавить теплый песочный. Или ярко-красный соединить с голубовато-зеленым. В таких сочетаниях цвета взаимно усиливают друг друга и при этом смотрятся благородно.

Если есть необходимость приглушить или уменьшить насыщенность какого-то слишком яркого цвета, то в таких случаях дополнительно используют нейтральные оттенки большей площади. Парадокс, но такое сочетание подчеркивает температуру и глубину цвета и одновременно уменьшает его воздействие на наши эмоции и ощущения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!