Скалы над эльбой. Национальный парк Саксонская Швейцария: экскурсия на Бастай

Как добраться в Саксонскую Швейцарию

Национальный парк «Саксонская Швейцария» расположен на границе Германии и Чехии с немецкой стороны и представляет собой горнолесной массив из Эльбских песчаниковых гор. Колорита горам придает их причудливая форма, образовавшаяся под влиянием «эффекта выдувания», кроме того, здесь расположены многочисленные исторические памятники, включая самые старинные и живописные — мост Бастай и крепость Кенигштайн. Национальный парк пользуется огромной популярностью у всех любителей природных достопримечательностей и является одним из самых посещаемых парков на территории Германии.

Национальный парк «Саксонская Швейцария» расположен в 125 км от Праги и в 30 км от Дрездена, поэтому большая часть туристов пребывают в парк именно из этих крупных городов. Часто из Праги или Дрездена организуются групповые экскурсионные туры в Саксонскую Швейцарию, однако добраться до парка можно и самостоятельно. Инфраструктура самого парка весьма развита, здесь удобно передвигаться людям с различными возможностями, а подъемы в горы по специально разработанным маршрутам не окажутся утомительными.


Petr Meissner/Винтерберг, Саксонская Швейцария

Как добраться в Саксонскую Швейцарию из Праги

Удобнее всего добираться из Праги в Саксонскую Швейцарию на арендованном авто. Время в дороге займет не более 1 часа 20 минут, а по пути можно будет осмотреть живописные природные места. Прага и парк соединены автомобильной трассой № Е55. При обратите внимание, что для проезда в Национальный парк Вам придется пересекать границу государства, поэтому уточните в прокатной конторе, не требуется ли для этого дополнительного разрешения на арендуемый автомобиль.

Добраться до парка из Праги можно и на общественном транспорте. Ближайшими к Праге населенными пунктами считаются курортные поселки Ратен и Бад-Шандау. Кстати, при желании здесь можно остановиться и подольше, поскольку курорты предлагают -климато и -минералолечение. До курорта Ратен (Rathen Kurort) и городка Бад-Шандау (Bad Schandau) из Праги курсируют поезда, в Бад-Шандау — прямые (около 2 часов в пути), до курорта Ратен — с пересадкой (около 3 часов в пути). Уточнить расписание поездов и приобрести билеты онлайн можно на сайте или OBB . Из курорта Ратен можно начинать пешее путешествие в Саксонскую Швейцарию, тогда как из Бад-Шандау придется воспользоваться местным автобусом.

Кроме того, из Праги в парк можно взять готовую автобусную экскурсию. Автобусно-пешеходные экскурсии бывают на русском языке и длятся в общей сложности примерно 10 часов. Благодаря экскурсии Вы сможете увидеть все самые красивые места природного парка, включая смотровую площадку на реку Эльбу, при этом не потребуется пересадок, как в случае с общественным транспортом. Экскурсию можно найти на месте или забронировать заранее на специализированных сервисах, таких как и других аналогичных.

Как добраться в Саксонскую Швейцарию из Дрездена

Из Дрездена добраться в Саксонскую Швейцарию ещё проще. Между Дрезденом и курортом Ратен или Бад-Шандау курсируют прямые поезда, время в пути составит всего полчаса. Поезда ходят с периодичностью каждый час в течение всего дня. Уточнить расписание поездов и приобрести билеты онлайн можно на сайте . Далее со станции курорт Ратен необходимо пройти к причалу, купить билеты на местный паром через Эльбу (время в пути – около 5 минут).

Оказавшись на другой стороне Эльбы, Вы увидите прямо перед собой живописные Эльбские горы, пешие маршруты которых как раз и приведут Вас на их вершину. В парке следует передвигаться, ориентируясь на указатели, они расставлены практически везде, и заблудиться здесь сложно. Кроме того, почти в любое время года в парке достаточно много туристов (в зимний период во время снегопадов парк может быть закрыт).


Thomas Quine/Панорама на реку Эльба

Где остановиться в Саксонской Швейцарии

Национальный парк «Саксонская Швейцария» достаточно обширный, здесь существует множество пеших маршрутов, которых хватит не на один день. Если Вы планируете задержаться здесь подольше, то удобнее всего будет остановиться в одном из ближайших населенных пунктов, чтобы не возвращаться в Дрезден или Прагу. Ближайшими городками к парку считаются курорты Ратен (ближе, в пешей доступности) и Бад-Шандау (дальше, добираться необходимо на автобусе или электричке). Оба курорта достаточно камерные, здесь представлена традиционная фахверковая архитектура и есть вся необходимая для отдыха инфраструктура.

Так, например, остановиться на курорте Ратен можно в отелях Elbiente 4* , Elbschlosschen 4* , Amselgrundschlossen 3* . Достоинством отелей является их месторасположение – в центре курорта, а также наличие ресторанов и крытых бассейнов на территории. Остановиться можно в номерах различной вместимости. Как правило, вай-фай в отелях курорта предоставляется бесплатно, не возникает проблем и с тем, чтобы найти бесплатную парковку, если Вы путешествуете на авто.

В Бад-Шандау можно найти ещё больший перечень мест размещений, поскольку городок считается термальным курортом. Здесь расположено сразу несколько термальных комплексов, специализирующихся на лечении и восстановлении различных заболеваний. Бад-Шандау – курорт круглогодичный и пользуется стабильным спросом у туристов. Остановиться в Бад-Шандау можно в отелях Steiger Ban Schandau 4* , Parkhotel Bad Schandau 4* , Elbhotel Bad Schandau 3* и других. Полный перечень вариантов размещения в Бад-Шандау можно найти на сайте Booking.com .


Torsten Maue/Бад-Шандау

Что посмотреть в Саксонской Швейцарии

Национальный парк «Саксонская Швейцария» чрезвычайно богат на достопримечательности. Основу их составляют Эльбские песчаниковые горы , имеющие своеобразную форму, которая, в свою очередь, была создана самой природой за многие тысячелетия путем выдувания и эрозии. Ландшафт Национального парка весьма разнообразен. По специально проложенным маршрутам можно увидеть не только горный массив, но и сказочные леса, поросшие самшитом, водопады, а также некоторые исторические достопримечательности, такие как крепость Кенигштайн и старинный мост Бастай , которые соединяет одноименные горные пики, самые высокие на территории парка.


Allan Grey/Курорт Ратен

Внутри парка существует множество пеших маршрутов, рассчитанных на разный уровень подготовки и разное время. Самым популярным маршрутом считается подъем на гору Бастай с осмотром одноименного моста, а также маршрут к крепости Кенигштайн . Оба места чрезвычайно живописны, так как расположены краю скальных утесов. И с моста, и с крепости открываются панорамные виды на горы, реку Эльба и курорт Ратен.

Помимо собственно горы Бастай со старинным мостом и крепости Кенигштайн, на территории Саксонской Швейцарии можно также увидеть и другие достопримечательности. В частности, к ним относятся долины, водопады, леса, каньоны и пещеры. Если Вы хотите отойти от популярных маршрутов, то внимания путешественников также заслуживают Лихтенхайнский водопад , крепость Штольпен , скальные ворота Кушталь , а также «тропа художников» с самыми живописными обзорными площадками.


superscheeli/Бад-Шандау

Стоит обратить внимание, что вход в Национальный парк «Саксонская Швейцария» — бесплатный. Платными являются только услуги парома через Эльбу и входные билеты в крепость Кенигштайн (8-10 евро в зависимости от времени года).

В целом, можно сказать, что Национальный парк «Саксонская Швейцария» является прекрасной альтернативой для путешествия одного дня из Праги или Дрездена. Именно здесь можно «поменять» городские пейзажи на природные и насладиться одними из самых удивительных видов в Европе. Кроме того, здесь есть все возможности для того, чтобы оставаться в декорациях природы как можно дольше – в непосредственной близости расположены курорты Ратен и , которые также предлагают немало возможностей для досуга.

Саксонская Швейцария и Дрезден являются частыми туристическими маршрутами одного дня из Праги, оба направления пользуются популярностью среди путешественников. О том, , :

Отправляясь в путешествие по Европе, не забудьте оформить туристический страховой полис, который является обязательным уже на стадии оформления туристической визы. Страховку можно оформить самостоятельно, не выходя из дома. Для этого существуют специальные сервисы, такие как , и другие. Приобрести полис можно в режиме онлайн, а затем распечатать его на обычном принтере.

Фото в начале статьи: Bernd Thaller

В субботу 18 февраля откликнувшись на предложение отправиться в однодневный поход по Саксонской Швейцарии (не путать с настоящей Швейцарией), я провел один из самых интересных дней в своей жизни.

Давненько меня не впечатляли пейзажи, более того, они оказались прямо под боком всего в 2,5 часах пути из Праги. Саксонская Швейцария (нем. Sächsische Schweiz) - немецкая часть Эльбских Песчаниковых гор. Она находится на верхнем течении реки Эльба недалеко от Дрездена. Бастай (нем. Bastei - бастион; высота 305 м над уровнем моря) же в свою очередь -это формация из песчаных скал со смотровой площадкой между курортом Ратен и городом Велен.

Скалы возвышаются над Эльбой на высоту 194 метра. Бастай – это самый посещаемый туристический аттракцион Саксонской Швейцарии. Часть природного парка, который включает как Саксонскую Швейцарию, так и Богемскую Швейцарию (в Чешской Республике). Является очень популярным местом для активного отдыха — пешеходных и вело экскурсий, а также скалолазания.

Повидавшему виды путешественнику, задающему себе очередной вопрос куда съездить и что посмотреть в Германии, смело могу рекомендовать Бастай, как одно из уникальных и необыкновенно красивых мест в Европе.
Объединив желания к странствиям, пражская и дрезденские русские диаспоры встретились в Саксонии, чтобы вместе проделать это увлекательное путешествие, в которое я вас и приглашаю, друзья…

Наш маршрут

Предстоявший нам маршрут является одним из самых простых предлагаемых дрезденским туристическим клубом «IGW» Всего 15 километров пешком по горам, и отличный аппетит вам гарантирован, а так как вечером нас ожидали лучшие ребра в Праге, настроение в течении всего дня было супер позитивное.

«Зелёный» паром, работает без какого-либо топлива. Он прикреплен к правому берегу длинным тросом и совершает маятниковые движения между берегами за счет течения реки и правильно выставленных рулей (при высоком уровне воды в Эльбе, его заменяют на обыкновенный).

Билет туда-обратно стоит 1.5 евро.

Встреча с двоюродным братом моего кота Джеймса.

Скульптурная композиция, состоящая из изображений людей и животных- это символы близлежащих скал.


Набираем высоту…

Первая вершина Gamrig взята!

Фото на память с моим ганноверо-брестко-солигорским другом, известным балагуром и путешественником Сережей Кондобаровым.

Вид с плато на горы и курорт Ратен.

Вид на скалу Lokomotieve , что означает Локомотив, или по нашему поезд.

Маленький покоритель вершины.

Вековые сосны производят впечатление, они прото очень высокие, рядом чувствуешь себя совсем незначительным 🙂

Группа из 25 человек легко растягивается на сотни метров, в горах нельзя тесниться да и тем у каждого разный. Для того чтобы не терять зевак, в любом профессиональном походе есть ведущий и замыкающий.

Народ в зимнее время на курорте практически отсутствует. Поэтому мы собственно там и оказались 🙂

Хочешь проверить человека сходи с ним в горы, эту народную мудрость никто не отменял. Коллектив у нас подобрался позитивный, все помогали друг другу, кстати, большинство участников похода, если вы заметили, были женщины, за что им огромный респект.

Всеобщий любимец — сибирский кареглазый хаски.

Коллективное фото на память.

В таких местах волей-неволей задумываешься о вечном. Сколько людей за сотни лет прошли по этим тропам, а деревья все стоят и растут.

Во время сложных спусков мне иногда приходилось убирать фотоаппарат с плеча в рюкзак. Опасность повредить технику существует даже в такой простой прогулке по горам. К слову, упал я на ровном месте, но техника и я остались целы. Эффект запотевания объектива можно использовать и как художественный прием, не так ли?)))

Эльба хорошо промерзла в этих местах, но проверить ради того, чтобы просто проверить толщину льда — это очень по-русски…

Горные курорты в Европе летом привлекают даже больше туристов, чем зимние. Пешие, конные, велосипедные и другие виды туризма очень популярны. Этому способствует хорошая инфраструктура, большая часть туристических дорожек, например, каменная или асфальтовая.



Почти все рестораны и гостиницы закрыты — не сезон.


Идешь по таким тропам и чувствуешь себя в настоящей сказке.


Сила воды бесконечна, но мороз он и в Саксонии мороз. Огромная глыба льда — замерзший водопад.

Уууууууххх, а вот это уже Бастай! Когда под тобой обрыв высотой с добрую сотню метров — это очень сильное ощущение, чувство свободы, как минимум.


Вид на Эльбу

Немецкий курорт Ратен с высоты Бастая.

Не сфотографироваться в таком зачётном месте недопустимо, тем более в свадебный день 🙂


Руководитель похода Григорий Цыпин, кандидат в мастера спорта, призёр чемпионата Советского Союза по спортивному туризму, да и просто хороший человек.

Самое узнаваемое место Бастая — бастайский каменный мост (Basteibrücke), которому уже более 200 лет.

Бастай буквально окружен смотровыми площадками. Даже в 1800 году место было весьма популярным среди туристов, привлекало художников и писателей. Известная картина Felsenschlucht (Каньон), написанная
Каспаром Давидом Фридрихом именно в этом необычном месте.








Эх, пальнуть бы с такого агрегата!

Красота по-саксонски…

Спускаться по обледеневшим ступенькам — не самое безопасное занятие, но непреодолимых препятствий нет. Да и немного экстрима — это всегда весело.


Лес прекрасен в любое время года, даже в холодном феврале. К слову, в горах достаточно жарко, особенно когда не стоишь на месте. Опытные путешественники еще в начале похода поснимали свитера.

Детали немецкого города-курорта Ратен.

Вся прогулка заняла у нас около 7 часов. Настроение на всю неделю и крепкий сон были нам гарантированы…

Когда-то в Средние века в скалах Саксонии стоял крепость Нойратен, и Бастай (Bastei) был частью его оборонительных сооружений. В память об этом в парке установлена катапульта, есть некая цистерна - каменная яма, остатки каких-то укреплений и проч. (Все эти останки прошлого сопровождаются табличками с надписями на английском и немецком языках, но меня настолько очаровал вид гор, что на оборонительные сооружения крепости я внимания не обращала.).

Позднее, в 1800-х гг., Бастай стал привлекать туристов, а путь в горы был даже назван Malerweg, что в переводе с немецкого означает «тропа художников». Из наших там побывал, правда, не художник, но все-таки человек искусства - композитор и пианист Александр Скрябин. Он дважды посещал скалы Бастай и даже написал одноименную композицию - видимо, не оставило его равнодушным это место, как и Чайковского в своем время очаровало Лебединое озеро Schwansee неподалеку от .

В 1812 г. в Бастае оборудуют туристические торговые лавки, потом - навес для укрытия от непогоды, и позднее деревянный мост, соединяющий несколько гор. В 1851 г. деревянный мост заменили на мост из песчаника, и теперь он по цвету полностью совпадает с цветом самих скал. Этот мост стоит и сейчас, его длина 76,5 метров. Он состоит из семи дуг, уходящих в ущелье Mardertelle глубиной 40 метров. Мост пешеходный и открыт для туристов бесплатно.

Как добраться в Бастай своим ходом?

Простой вариант - трансфер

Прямого общественного транспорта в Бастай нет, только с пересадками (см. ниже) поэтому самым простым вариантом является организованная групповая или индивидуальная экскурсия. Таких организованных туристов в Бастае - большинство. Причина этого, кстати, еще и в том, что до общественного транспорта вверх нужно подниматься пешком, для меня лично - это интересно и желанно, виды красивейшие, идти недалеко, но у всех разный уровень подготовки и здоровье. Автобусы привозили туристов прямо наверх.

  • - недорогая, но красивая экскурсия по Саксонской Швейцарии с посещением Бастая и старой крепости. Продолжительность экскурсии 10 часов. Оплата через интернет и наличными.
  • - 10-часовая экскурсия на автобусе, также недорогая. Замечательные виды на реку, гору, лес.

На общественном транспорте

Схема проезда такова: из Дрездена, Праги или другого города нужно доехать до немецкого города Bad Schandau , затем пересесть на электричку или автобус до Kurort Rathen . Далее на паром, через Эльбу. И дальше уже пешком в горы.

Кажется, что сложно, но это не так. Привожу подробное описание и фотографии, как добраться и сколько стоит билет.

Из Праги билет можно купить на или на , в зоне продажи билетов, но не в общей очереди, а в офисе Deutsche Bahn слева. Bad Schandau и Бастай - это уже Германия, поэтому билеты продают немецкие дороги, а не чешские (но в предыдущие годы билеты в Германию продавали в общей кассе).

Кстати, Bad Schandau- это следующая остановка после Дечина, если ехать из Праги. В Дечине Эльба и горы очень похожи на Бастай ().

Этап 1. Едем в Bad Schandau

Из Праги

Удобный поезд Прага - Bad Schandau есть в 8:30 и в 10:30, они идут без пересадок, время в пути 1 ч. 45 мин. (Я ехала в 10:30).

Поезд обратно Bad Schandau - Прага есть в 15:38, 17:38, 19:38, то есть через каждые два часа.

Стоимость билета туда-обратно - около 810 крон. См. в комментариях, как сэкономить на проезде группой.

Из Дрездена

Из Дрездена (Dresden) в Бад Шандау ходят электрички примерно каждые полчаса и даже чаще, время в пути 45 минут. Билеты можно купить в автомате, или в кассе прямо в день выезда.

Этап 2. Едем в Kurort Rathen

В Праге билет от Bad Schandau до Kurort Rathen не продали, мол купишь на месте. Выйдя в Bad Schandau, прямо на станции в я купила билет до Kurort Rathen , он стоил примерно 2,2 евро. Но, как оказалось, в этот день электричек не было - поезда не ходили.

Но в Bad Schandau есть станция, где меня направили на автобусную остановку, от которой как раз отходил автобус до Курорта Ратхена. Собственно, перрон и автобусная остановка в 50 метрах друг от друга, и, если нет поездов, есть автобусы. Автобус ехал, наверное, минут 15-20 по идеально ровной дороге вдоль живописных желтых полей. Эти желтые поля привлекли меня еще из самолета, позднее я уточнила, что это могут быть .

Этап 3. Паром на правую сторону Эльбы

Выйдя на остановке в Kurort Rathen (первая остановка на автобусе), нужно пройти немного вперед по движению автобуса и прямо, как вышли, в сторону реки. До реки и парома метров 300.

Как я прочила где-то в интернете, Эльба в месте переправы «неприлично узкая», и это действительно так. Собственно, переправа через реку вместе с посадкой и высадкой пассажиров, продажей билетов занимала максимум минут пятнадцать-двадцать. Стоимость билета в два конца - 3,6 евро.

Расписание : Паром ходит с 1 мая по 31 октября ежедневно с 4:30 до 01:00. Ходит туда-обратно, то есть ждать его недолго.

Этап 4. От парома до Бастая

Опять же в интернете прочитала, что от парома до самих скал есть две дороги: 6 и 12 км. Я не нашла раздвоения дорог, а просто пошла прямо: сначала вдоль домиков и торговых палаток, потом повернула налево.

Возможно, длинный путь был бы, если бы пошла прямо (этой дорогой я как раз вернулась обратно), но указатель был именно налево.

Сколько же идти? Не знаю, но, думаю, не больше 6 км. Дорога не сложная, есть лесенки, есть тропки, где-то поручни.

По дороге есть смотровые площадки с видом на долину Эльбы.

Вообще, когда я шла в Бастай, я не знала, что это: ileo рекомендовала, и я пошла, прочитав минут за 5 минут до отъезда, как туда доехать. И вот справа от дорожки сначала показался выход (Ausgang), а потом и касса. Я заглянула за заборчик прохода: красиво! смотровые площадки с видом на горы. И купила билет за 2 или 4 евро.

Собственно, основные виды на Саксонскую Швейцарию и скалы открывались оттуда, с выставки. Выставка представляет собой несколько смотровых площадок, сделанных из металлических прутьев и соединенных между собой. Здесь же и цистена, и катапульта. Посетить нужно обязательно. Несмотря на пасмурную погоду, виды были шикарные.

Потом, выйдя из загончика, я прошла уж на знаменитый мост Бастай. Повторюсь, он сделан из песчаника и имеет длину 76,5 метров. Глубина ущелья - до 40 метров. Отсюда открываются виды как на Эльбу, так и на горы.

Здесь, сверху, есть кафе, туалет, магазинчик для туристов.

Мне попался на глаза на Amselsee и Amselfall , и, судя по названиям и моему опыту, мне представилось озеро, лежащее между гор, как Alpensse в Барии и какой-то fall - водопад, по моим представлениям. Указатель гласил, что идти 30 минут, и я решила пойти посмотреть красоту неописуемую: горное озеро и водопад.

Но нашла - лесную дорожку, проходящую через мшистый, словно бархатный, сырой лес. Правда, лес был сырой, наверное, от дождя, который накрапывал весь день, но обилие мха говорило о том, что место все-таки влажное. Раньше у меня на рабочем столе стояли заставки с таким бархатным лесом, а сейчас у меня у самой есть несколько фотографий.

Фотографировать хотелось каждый шаг и все 360 градусов обзора.

Я шла по лесу одна и только однажды догнала русскоговорящую пару, мужчину и женщину средних лет, которые в два или три фотоаппарата снимали каждый шаг, как и я. Я не стала их обгонять, а немного отстала, любуясь мхом, каплями дождя, грибами на скалах и самими скалами, которые порой нависали над дорогой, а порой были настолько узки, что я бы перед входом на тропинку повесила бы объявление, что пройти смогут не все.

Дорожка очень живописная. Но вот озеро и водопад оказались совсем далекими от того, что я нарисовала в своем воображении. Но тоже интересны.

Водопад Amselfall падает сверху, протекает под домом и падает из-под дома дальше. Домик стоит в горах, и вся эта композиция - домик и водопад - никак не помещались в кадр, только по отдельности. Предполагалось, что этот домик - какое-то кафе, место пристанища туристов, но там ничего не работало, и только одинокий фотограф делал снимки водопада. Я не стала ему мешать.

Возле домика я нашла карту местности: оказалось, если я пойду на озеро, то приду как раз к парому. Так я и пошла.

Озерцо, наверное, было запрудой небольшого горного ручейка, того же падающего водопада. Там стояли катамараны, но на них также никто не катался. Может быть, было уже поздно: в Германии очень рано все закрывается.

Пройдя озеро, я попала опять в Kurort Rathen на ту же дорогу, с которой пришла. И сделала несколько фотографий интересных кустов, они разного цвета, очень яркие. Не знаю, что это за растения, но красивые.

Потом паром, автобусная остановка. Но тут была засада: на остановке не было расписания автобусов до Bad Schandau. Были схемы движения разных автобусов, карта местности, автомат по продаже местных билетов - все, кроме расписания. Но рядом оказался дядечка, который сказал мне, что он не знает расписания, но автобус ходит каждый час. Я тоже подумала, что автобус на замену поезда должен прийти, как раз было подходящее время. Решила: подожду час, если не придет, буду думать. Пока пыталась найти бесплатный Wi-Fi, ходя из угла в угол, на остановке начали собираться люди (стоит сказать, что все эти немецкие городки достаточно глухие, и людей там мало), и автобус-таки пришел, не пришлось ждать час.

Дополнительно

Древней крепости в Бастае нет, сохранились только остатки фундамента. В первую очередь это место интересно как природная достопримечательность и отлично подходит как вариант куда съездить из Дрездена или . Я приехала в Бастай (Германия) около 12 часов, наспех перекусила в закусочной, часто останавливалась, фотографировала, зашла на все попавшиеся мне по дороге смотровые площадки и спокойно вернулась к 17 часам на автобус. Погода была не солнечная, дождливая, но долина была видна хорошо. Люди пишут, что если стоит туман, то просто ходишь в облаках, видимости нет, то тоже симпатично.

С собой стоит брать попить и обязательно надевать удобную обувь и одежду, можно взять головной убор и куртку - кто чего боится. Мошкары не было.

В Бастай и из Германии, и из Чехии есть организованные экскурсии, в экскурсионную программу, помимо самих скал Бастай, входит осмотр крепости Кенигштайн. Интересное место, тоже стоит посмотреть. Со мной в самолете летели туристы, пара лет 45-50, они как раз брали экскурсию в Бастай из Праги: отзывы положительные, очень понравилось. Мы даже с ними, наверное, в один день были там: только я - самостоятельно, а они - с экскурсией. Они покупали тур у нашей турфирмы, а я нашла на русском языке экскурсию (писала выше).

Ваши отзывы

Во время однодневной поездки из Праги в Саксонскую Швейцарию мы побывали в крупнейшей средневековой крепости Германии - Кенигштайн и в природно-историческом комплексе Бастай. Собственно, именно желание увидеть своими глазами величественные скалы и мост Бастай, побудило нас отправиться в эти места. Бастай располагается в Саксонии, совсем недалеко от Дрездена и в 2-3 часах езды от Праги. Наряду с крепостью Кенигштайн - это самое посещаемое туристами место федеральной земли Саксония.

Бастай. Саксонская Швейцария

Пусть вас не вводит в заблуждение название «Саксонская Швейцария», эти земли не имеют отношения к настоящей Швейцарии, а называются так из-за своих невероятных красот. Ехали к Бастаю мы по удивительно живописным местам - украшенные зеленью берега Эльбы, поля, холмы, небольшие саксонские городки с фахверковыми домами. Конечно, сразу бросается в глаза разница с более богатой Баварией, но места не менее красивые, хоть и по-своему.


Бастай. Саксонская Швейцария

Когда подъезжаете к Бастаю, собственно, ничто не предвещает того, что вам предстоит увидеть. От стоянки, где останавливается весь транспорт, к самим скалам нужно пройти минут 5-10, в том числе мимо ресторанов, кафе, сувенирных лавок и магазинов. Пройдя все эти обязательные атрибуты туристического объекта, вы выходите к первой смотровой площадке, откуда открываются роскошные виды на Эльбу, на небольшой городок Райтен внизу и откуда начинается путь к осмотру. На всё нам было отведено 3 часа. Отсюда же наш гид отпустила нас в «свободное плавание», пояснив, во сколько собраться, что и где находится: «направо пойдете..., налево пойдете...».


Бастай. Саксонская Швейцария

В общем, пути у туриста от начала осмотра, действительно, два: направо и налево. Если стать лицом к спуску, то сначала стоит пойти налево. Если сразу пойти направо - на мост, то потом, когда уже наберетесь впечатлений на мосту, «налево» будет неинтересно, так что наслаждайтесь поэтапно. Там вы пройдете по горной дорожке, поднимитесь по узеньким ступенькам и выйдете на смотровую площадку, откуда откроется головокружительный вид. Именно здесь вы сможете впервые оценить на расстоянии красоту знаменитейшего бастайского моста (все прекрасное лучше смотрится на расстоянии), всю грандиозность работы, проделанной природой, которая создала удивительные колонны или «пальцы» из камня.


Бастай. Саксонская Швейцария

Сделав восхитительные фотографии, налюбовавшись видами, от которых реально захватывает дух, мы пошли в другую сторону. Справа находится тот самый мост, на который мы уже успели посмотреть издали, и ради которого, в общем, сюда едут многие туристы.


Бастай. Саксонская Швейцария

Но прежде чем выйти на мост, стоит пройтись «тропой художников» - это спуск вниз, к Эльбе; во время этого спуска стоит сделать паузы на специально оборудованных смотровых площадках. Их на «тропе художников» три, как нам сказала наш гид, если вы не уверены в своих силах, достаточно будет остановиться на первых двух и к третьей не спускаться, так как подъем будет очень трудным. Но мы же не ищем легких путей, поэтому спустились вниз, к самому подножию скал. «Тропа художников» получила свое название благодаря тому, что эти места облюбовали художники и живописцы, стремившиеся запечатлеть эту красоту на своих картинах. Но не только художников восхищала красота Бастая. Здесь был и знаменитый русский композитор Александр Скрябин, написавший под впечатлением от увиденного прелюдию «Бастай». Честно признаюсь, подниматься наверх, действительно тяжело, но мы не подавали виду, так как рядом шли «и стар, и млад» - невзирая на трудности, путь преодолевали и пожилые, и дети.


Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария

И только после этого перешли к «десерту» - вышли на мост Бастай. Мост сам по себе является туристической достопримечательностью - это, без преувеличения, визитка Саксонии. Выстроенный из камня, длиной более 75 метров, поднимающийся из пропасти на 165 метров и стоящий на огромных арках, он гармонично вписывается в окружающий фантастический пейзаж. Туристов здесь и правда, очень много. Такое столпотворение я видела разве что только у другого туристического объекта Германии - замка Нойшвайнштайн (хотя, конечно, последний посещают гораздо больше туристов и он более известен).


Бастай. Саксонская Швейцария

Вообще, туристы стали приезжать на Бастай еще в начале 19 века, чтобы полюбоваться на необычные скалы, которые за миллионы лет вырезали из песчаника ветер и Эльба. Прямо над пропастью ущелья Мардертелль в 1951 году был построен деревянный мост для туристов, позже вместо него появился нынешний каменный мост, более безопасный и выдерживающий тысячи туристов. С моста открываются потрясающие виды.


Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария

Где-то еще перед поездкой прочитала, что это мост, который никуда не ведет. Это не совсем так. Дело в том, что на отдельно стоящем скальном образовании раньше была крепость (историки называют ее Нойратен). Собственно, название «Бастай» и переводится как «крепость», «бастион». На территорию, где располагалась крепость, можно пройти, заплатив дополнительно 2 евро. Времени у нас было предостаточно, поэтому мы никак не могли упустить такую возможность. Впервые здесь возводились укрепления еще во времена Римской империи, но крепость Нойратен относилась к периоду раннего средневековья. А первые документальные свидетельства относятся только к середине 16 века. Благодаря своему месторасположению крепость была неприступна, а также весьма удобна для того, чтобы вести оттуда стрельбу каменными ядрами по противнику из огромных катапульт. Сегодня здесь можно увидеть эти самые ядра, а также реконструированные катапульты. Есть и план - изображение крепости, как она предположительно выглядела.


Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария

От самой крепости практически ничего не осталось, только часть фундамента. Но археологи и историки работают над реконструкцией отдельных ее частей - изгороди, укреплений, хозяйственных построек.


Бастай. Саксонская Швейцария

Прогулка по территории бывшей крепости напоминает хождение по горному лабиринту - металлическая лестница постоянно петляет то вправо, то влево, то вверх, то вниз, открывая поразительные виды, от которых порой кружится голова. Кое-где между скалами проложены металлические мостики, и если посмотреть вниз, понимаешь, что ты стоишь над пропастью. Особенно впечатлило дерево, умудрившееся вырасти между скал. Как говорится, хочешь жить, приспосабливайся как можешь. Отсюда виден еще один интересный объект - на отдельно стоящем каменном «столбе» расположена фигурка то ли ангела, то ли святого. Мы застали ее во время небольшого ремонта и чистки, которую производили скалолазы.

Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария

В общем, после этих мест хочу сказать каждому, кто считает, что он видел многое - обязательно приезжайте сюда, без впечатлений не уедете. Это, действительно, удивительное место. Бастай окружен хвойными лесами, и сюда очень любят ездить немецкие пенсионеры, так как отдых здесь, с одной стороны, активный, с другой - посильный. Перед нашими глазами проходило очень много групп с людьми именно пенсионного возраста, много пожилых пар, многие - со специальными палками для скандинавской ходьбы.


Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария

На обратном пути мы зашли в местный ресторанчик. Их здесь несколько - есть подороже, есть подешевле. Есть рядом и сувенирные магазины. Саксония славится традиционными игрушками и сувенирами из дерева, и здесь есть из чего выбирать. Чуть дальше, возле автобусной стоянки тоже есть «пятачок» с кафе, где продаются традиционные немецкие жареные колбаски, и сувенирная лавочка. Тут можно купить почти такие же сувениры, но дешевле.


Бастай. Саксонская Швейцария


Бастай. Саксонская Швейцария

Меж двумя маленькими классическими немецкими городами Ратен и Велен, куда как коренные жители, так и туристы приезжают отдыхать, раскинулся большой скалистый массив Бастай, возвышающийся над бурлящей Эльбой на высоту почти в двести метров. Высокие скалы поражают своей неприступностью, и когда-то они таковыми и считались. Но сегодня современные технологии превратили их в идеальную смотровую площадку, забравшись на которую, можно окинуть взглядом весь регион, названный Саксонской Швейцарией одними заезжими художниками.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В тринадцатом веке местные жители использовали Бастай в качестве оборонительной системы, для чего построен был замок-крепость. Глядя на Бастай, легко представить, как периметру его, по самым пологим скалам, маршировали часовые, высматривая врагов с чужих сторон, как они дни и ночи сторожили спокойный сон немецких граждан.

Так крепость простояла почти триста лет. На смену одним часовым приходили другие, и страна могла спать спокойно. Однако в 16 столетии было принято решение покинуть каменный бастион. Никаких серьезных нападений с этой стороны не предвиделось, да и опыт показывал, что скалы и без часовых отлично справляются со своей функцией. Так, в начале шестнадцатого века, военные оставили крепость Бастай. Забытое и покинутое, строение постепенно начало разрушаться. И только в двадцатом веке начались его восстановительные работы.

Развитие туризма

Туристы начали проявлять интерес к каменному бастиону в Саксонии в начале девятнадцатого века. Они съезжались небольшими группками, чтобы насладиться красотой высоких скал. Заметив пускай и небольшой наплыв туристов, местные жители начали открывать первые торговые лавки.

Разговоры о Бастае постепенно достигли ушей художников, которые, вооружившись мольбертами и красками, отправились рисовать невероятной красоты скалы. Так постепенно оформилась “тропа художников”. Не обошли скалы стороной и полотна Каспара Давида Фридриха, который часто прогуливался по Бастаю, ища вдохновения. Он изобразил местный пейзаж на нескольких полотнах, помимо этого каменный бастион стал местом действия нескольких его произведений в будущем.

Подвесной мост

Одной из главных достопримечательностей Бастая считался подвесной мост, который был перекинут через глубокое ущелье. Его сделали в 1824 году. Был он сделан из дерева, однако злые ветра, обдувающие Бастай, и бесконечные дожди со снегом сделали делали свое дело: деревянные доски приходилось заменять почти ежегодно, и спустя тридцать лет мучений, было принято решение заменить дерево на песчаник. Так был воздвигнут знаменитый мост Бастай, который сегодня входит в список архитектурно-исторических памятников Германии.

Однако многие туристы еще до строительства моста посещали Бастай. Они карабкались по отвесным скалам, взбирались по крутым склонам, преодолевали большие расстояния — и все это для того, чтобы насладиться видом, открывающимся с высоты каменного бастиона.

Строительство моста значительно облегчило путь туристов к старой крепости. Пройти над ущельем с глубиной почти 200 метров по каменному мосту — это получить невероятные ощущения и чувство полета. А живописные виды, открывающиеся со смотровых площадок, заставят затрепетать даже каменное сердце.

Невероятной красоты поля и леса, раскинувшиеся подле каменного бастиона, очаровывают своей свежестью и девственной неприкосновенностью. В солнечную погоду природа раскрашивает окружающий мир яркими красками, а в дождливую и туманную — позволяет путникам ощутить себя бегущими по облакам.

Саксонская Швейцария

Бастай находится в парковой зоне Саксонской Швейцарии. Почему же немецкий регион назван в честь иной страны? Объяснение очень романтичное. Еще в конце восемнадцатого столетия в Дрездене существовала Академия Искусств, куда приезжали учиться и преподавать художники со всей Европы. Томившиеся в дали от дома, молодые студенты часто гуляли по местности, изучая ландшафты.

Так, пара швейцарских студентов однажды вышла к Бастаю, и высокие скалы напомнили им дом. Теперь, когда молодые люди писали письма домой, они неизменно называли это место Саксонской Швейцарией. Несколько лет спустя письма эти попали к Вильгельму Лебрехту Гетцингеру, популярному немецкому писателю. Новое название местности настолько его умилило и удивило, что он начал применять его в собственных работах. Так, постепенно, название изменилось.

Бастай — величайшее природное сооружение, которое является главной особенностью Саксонской Швейцарии и сегодня это одно из самых часто посещаемых мест в мире. Посмотреть на него приезжают и туристы, и местные жители. Особой популярностью пользуется оно у скалолазов, которые небольшими группками забираются на вершины Бастая.

Как добраться самостоятельно

Большинство посетителей сегодня останавливаются в Дрездене, а позже нанимают лодку. По воде они легко добиралась до раскинувшегося в тени Бастая Ратена — маленького, но очень уютного городка. Добравшись до Ратена, дело остается за малым: подняться на скалы.

Ранее путникам и военным приходилось искать всевозможные способы, чтобы забраться на каменный бастион. Но в 1814 для большего комфорта в склонах пробили лестницу, состоящую из 487 ступеней. Ведет она на вершину прямо со дна долины. Конечно, лестница довольна крутая, поэтому подниматься нужно осторожно. Однако это все равно во много раз лучше и удобней, чем пробираться сквозь заросли и ползти вверх по скале.

Многие скалы, входящие в состав Бастая, напоминают очертания животных, людей, фигур. Одну из них особенно выделили альпинисты. Она напоминает две руки, сложенные в мольбе, за что и получила свое название — Монах. Однажды группа альпинистов забралась на нее и разместила свое знамя, которое до сих колышется на высоком столбе. Снять его и не пытаются — никто не знает, как именно можно забраться на Монаха.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!