Русская изба. Сруб пятистенок – характерные особенности, положительные стороны и недостатки Русская изба: видео

ТИПЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

При определении типологии крестьянской срубной архитектуры Алтайского края за основу берется принцип вертикальной и горизонтальной планировки традиционного восточнославянского жилища с внесением изменений в планировку и распределение хозяйственной и бытовой площади, отражающих региональные особенности, обусловленные как адаптацией к новым природно-климатическим условиям, так и смешением традиций разных колонизационных потоков и аборигенной культуры. Крестьянская каркасная, глинобитная, литая архитектура имела только горизонтальную наземную планировку, которая практически совпадает с срубной архитектурой.

По вертикальному типу крестьянская срубная архитектура делится на два типа. Первый тип — жилые постройки с нижним срубным или обшитым помещением, используемым под хозяйственно-бытовые нужды (мшанник, мастерская, торговая лавка) или, по необходимости, легко превращаемые в жилые помещения. Нижнее помещение, называемое «подклет» (более позднее — «подполье») устраивается с углублением в землю на 1,5 — 2 метра, имеет низкие земляные окна, часто не окасяченные или не обналиченные и самостоятельный вход через низкую дверь со двора и обязательно вход изнутри жилого помещения. Обычно нижнее помещение повторяет планировку верхнего жилого помещения и делится на камеры продолжением стен внутреннего переруба вглубь. В случае многокамерного подклета, каждая верхняя камера имеет самостоятельный вход через люк в полу. Второй тип с вертикальной планировкой является срубный двухэтажный дом. Третий тип — наземная постановка сруба без нижнего помещения.

По горизонтальному типу крестьянская срубная архитектура представлена четырьмя основными типами жилищ: изба, связи, крестовые и пятистенные. Каждый тип имеет несколько вариантов, отражавших эволюцию того или иного типа с целью расширения жилой или хозяйственной площади.

Наиболее древний тип — срубная однокамерная изба, известная по археологическим памятникам IX — X веков. В период колонизации юга Западной Сибири являлась доминирующей конструкцией. До сих пор распространена повсеместно в сельской местности. Бытует на Алтае под названиями — «изба» , «стопа» (генетическая память о корнях происхождения слова «изба» от слова «истопа», «истопить», т.е. отапливаемое помещение с печью), «курушка» (сохранилось как отголосок названия «курная изба», т.е. отапливаемая по-черному).

Первый тип представлен На Алтае срубная изба по конструкции крыши представлена двумя видами — изба с самцовой конструкцией двухскатной крыши и изба с стропильной конструкцией двухскатной крыши. По наличию дополнительной пристройки, избы делятся:

    1) срубное однокамерное жилище без дополнительного прируба, 2) изба со срубным прирубом вдоль длинной стены, в котором расположен входной узел, 3) изба со срубным прирубом к торцевой стене и входным узлом через него.

В отдельных случаях прируб может быть из полубревен (горбыля) или дощатых плах. Типичные размеры избы на Алтае -«3 на 4» или «4 на 5» метров. Характерной особенностью является расположение декоративных украшений: на причелинах (досках, закрывающих выходы слег) фигурно обрабатывается край доски, на наличниках декоративную нагрузку несет лобовая (верхняя) доска наличника, подкарнизный свес чаще всего имеет форму треугольных зубцов или «плетенки» (декоративная лента из полукруглых вырезов со сквозным отверстием). В целом в резьбе изб используется простейший геометрический орнамент с архаичной древнеславянской символикой.

Второй тип крестьянской архитектуры на Алтае представлен также древним, который является логическим развитием срубной однокамерной избы. На территории России он сформировался в X — XI веках. На Алтае появился в XVIII веке, но уже с конца XIX века сохранлся в основном в крестьянском строительстве и постепенно вытеснялся более совершенной конструкцией крестового дома. В настоящее время изб — связью осталось мало. В современном сельском строительстве такой тип совершенно не используется.

Существующие избы связью можно разделить:

  1. трехкамерная изба связь без прируба на подклете,
  2. трехкамерная изба связь с прирубом по длинной стороне на подклете,
  3. наземная трехкамерная изба-связь,
  4. наземная трехкамерная изба связь с прирубом.

Для такого типа архитектуры характерна вытянутая форма дома и деление его двумя паралельными внутренними стенами на три камеры: две крайних — больших размеров и между ними — маленького размера. сохранилось традиционное название камер: большое помещение с печью — «изба» , второе большое — «горница» , среднее помещение между ними «сени» или «сенцы» . Во всех обследованных вариантах трехкамерное здание установлено перпендикулярно улице, что в целом совпадало с господствующим направлением холодного северного («сивер» ) ветра.

Изба-связью на подклете отличается большими размерами. Высота подклета у старожилов, представленных выходцами из Поморья, Урала и севера Европейской России, от 1 м 80 см до 2 м. Срубы в описанных вариантах установлены на «стулья» из лиственницы. Во всех сохранившихся памятниках первых двух типов форма крыши — двухскатная со стропильной либо самцовой конструкцией. Конструкция крыши зависела от объема здания. При большом объеме использовалась стропильная форма крыши, при меньшем объеме — самцовая. Отличительной особенностью данного типа являются небольшие размеры оконных и дверных проемов. Входной узел расположен посредине дворового фасада через среднюю камеру. Чаще избы-связью на Алтае строили представители этнографической группы «кержаки», реже «поморцы». Географически избы-связью не локализуются, а распространены повсеместно.

У наземного типа изб-связью здание не имеет фундамента. Нижний ряд бревен уложен на землю, что характерно для степных и южных губерний Европейской России. На Алтае обычно подкладывались небольшие каменные плиты под углы или по всему периметру. Поэтому вход в избу (среднюю камеру связи) осуществляется через низкий дверной проем, обналиченный плахами, чаще без крыльца или с одной ступенькой. На дворовой стене с входом окна отсутствуют. Крыша в последних двух типах обычно стропильной конструкции с четырьмя скатами, имеет небольшую высоту. Для изб-связью характерно ограниченное применение резьбы, обычно на верхней доске наличника, либо ее отсутствие.

Третий тип — хронологически более молодой. По данным этнографов появился в XIV веке. Но на Алтае распространился с началом освоения территории русским населением. Пятистенный дом представлен на Алтае различными вариантами, которые можно классифицировать по ряду признаков: по форме крыши, по наличию подклета, по постановке здания относительно улицы, по форме основного здания, по наличию и форме прируба. Первая группа представлена пятистенными домами небольших размеров с двухскатной крышей:

  1. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба и подклета,
  2. Пятистенный дом с прирубом без подклета,
  3. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба на подклете,
  4. Пятистенный дом с двухскатной крышей с прирубом и подклетом.

Сруб имеет прямоугольную форму, разделен поперечной стеной на две камеры: «избу» и «горницу» . Традиционно прируб расположен вдоль длинной дворовой стены. В пятистенном доме на подклете через прируб осуществляется вход двумя способами. При первом — половой настил дома и прируба находится на одной высоте, поэтому к входной двери ведет крытое высокое крыльцо или открытое крыльцо с рундуком и одно- двухскатным козырьком. При втором, прируб имеет низкий половой настил, поэтому уличное крыльцо невысокое (обычно две — три ступеньки), но в прирубе расположены крутые ступеньки в виде приступок для входа в жилое помещение. В пятистенных домах без подклета крыльцо бывает только уличное. В отличие от предыдущих двух типов крестьянской архитектуры, пятистенный дом с двухскатной крышей обычно имеет обильную резьбу на наличниках, причелине, подкарнизном фризе и свесе.

Другая группа пятистенных домов отличается четырехскатной крышей, близкой по форме к квадратной, похожа на крестовые дома:

  1. Наземный пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или дощатым прирубом под самостоятельной односкатной крышей,
  2. Наземный пятистенный дом со срубным прирубом под единой с жилым помещением четырехскатной крышей и подшитым потолком в прирубе,
  3. Пятистенный дом со срубным прирубом под одной четырехскатной крышей и подшитым потолком на подклете,
  4. Пятистенный дом со срубным или из полубревен прирубом, в котором потолок не подшит,
  5. Пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или из полубревен прирубом под самостоятельной односкатной крышей на подклете,
  6. Двухэтажный пятистенный дом под четырехскатной крышей и срубным или из полубревен, или дощатым срубом под самостоятельной односкатной крышей,
  7. Двухэтажный пятистенный дом со срубным или полубревен прирубом под единой четырехскатной крышей.

Четвертый тип — появился на Алтае в конце XIX века, отражал рост экономического благосостояния сельского населения и отличается большими объемами. Представлен следующими вариантами:

Для крестовых домов характерны разные типы входных узлов и крыльца. Оконные проемы в крестовых и пятистенных домах обычно больших размеров, часто лучковой полуциркульной формы. Широко применяются такие виды декоративного оформления как резьба на наличниках, карнизе, фризе, огибающих лопатках, а также жестяные порезки на организованных водостоках, дымниках, парапетах. Деревянная резьба представлена разными видами как по технологии изготовления — порезки, глухая долбленная, пропильная накладная и пропильная ажурная резьба, так и по орнаменту — геометрический, орнитоморфный, преобладает растительный орнамент по характеру — крупные детали резьбы, мелкие, насыщенный или разряженный орнамент. Географически заметно преобладание поволжского стиля резьбы в северо-восточной части края, северорусского стиля в юго-восточной части края, в остальных районах — смешанные типы резьбы.

Пятый тип архитектуры — . Его называют на Алтае «крестовая связь» . Появление связывают с ростом материального положения сельского населения Алтая не ранее конца XIX века, в отличие от городского населения, строившие, по архивным данным, дома крестовой связью на рубеже XVIII — XIX веков в Бийске и Барнауле. По видовым признакам большинство сохранившихся памятников соответствуют северорусскому типу домов, прежде всего высокой постановкой дома:

  1. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей на высоком подклете.
  2. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей, с шипцом без устройства карниза на высоком подклете,
  3. Крестовая связь с четырехскатной стропильной крышей на высоком подклете,
  4. Крестовая связь с четырезскатной стропильной крышей на среднем подклете,
  5. Крестовая связь с двухскатной крышей на среднем подклете,
  6. Двухэтажная крестовая связь.

Последний вариант появился в деревне по мере развития торгово-промышленного предпринимательства и выделения из сельской среды торговцев и промышленников. Наличие первого этажа с шестью помещениями позволяло использовать их как производственные — мастерские, лавки и т.д.

К северорусским признакам относятся типы резных украшений: использование порезок, преобладание геометрических линий, мелких деталей, висячих конусообразных сережек (городков) на боковых досках наличников, а также наличие массивного конька на двухскатных крышах и полотенца в виде усеченного четырехконечного креста с ромбовидными украшениями в местах пересечения и соприкосновениями с причелиной. Ряд домов крестовой связи имеют типичные для северорусской этнокультурной зоны размеры окон, наличники с прямоугольной высокой лобанью и одностворчатыми ставнями. Наиболее ярким представителем является памятник в с.Алтайское, с обильной мелкой резьбой в виде порезок, накладной пропильной, рельефной и глухой на наличниках. Пропильная ажурная резьба расположнна на карнизе, фризе, фронтонах слуховых окон.

В зависимости от количества стен, комнат и их расположения, а также от способа отопления можно выделить несколько типов планировок деревянных домов.

Обычно, четырехстенную избу возводили в качестве временного жилища охотники или рыбаки, вынужденные находится на промысле в течение нескольких месяцев. Деревянные дома из четырех стенок также строились и для постоянного проживания. В этом случае, для сохранения тепла (это было особенно актуально для северных районов с суровым климатом) к ним пристраивались холодные сени. Для защиты от дождя и снега крышу дома делали большой, далеко выступающей за стены.

Пятистенок

Деревянный дом пятистенок — это прямоугольное строение, в котором вся жилая площадь была разделена поперечной стенкой на две неравные части: горницу и сени. В случае если к дому пристраивались сени, то она делилась на горницу и жилую комнату. В жилой комнате обычно ставили печь, которая обогревала все помещение, и здесь же готовили еду.

Внутренняя стенка начиналась от самого основания и доходила до потолка. Поперечные срезы ее бревен выходили наружу, разделяя фасад помещения на 2-е части. Сначала избы были разделены не одинаково, но с течением времени стали делать пятистенки с разделением фасада на 2-е равные части.

По давнему обычаю, после того как дети вырастали и обзаводились своими семьями, они все равно продолжали жить совместно с родителями. Помещение на обе семьи представляло собой уже две смежные избы, каждая из которых имела свой вход, сени (их пристраивали позади изб) и печку.

Крестовик

Крестовый деревянный дом — это квадратное строение, в котором внутренняя поперечная стена пересекалась под прямым углом с продольной. В результате образовывались четыре отдельных помещения. Поперечная стена из бревен (переруб) возводилась одновременно с жилищем. Ее торцы виднелись на фасаде. Крыша такого строения делалась четырехскатной (вальмовой). Крыльцо было в более низкой части срубного здания.

Изба — от глагола «топить»

Иногда его располагали перпендикулярно стене. В такой избе уже можно было делать второй этаж.

Шестистенок

Шестистенок представлял собой деревянный дом с двумя поперечными стенками и одной продольной, покрытый одной кровлей. Поскольку помещений было много, их использовали и для жилья, и для хозяйственных нужд.

Комментировать

comments powered by HyperComments

Пятистенок — №32 проект дома из бруса

Четырехстенок, пятистенок и шестистенок

Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» – самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырехстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.

Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырехстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где и ранее, четырехстенок стал уступать более сложным решениям.

Пятистенок – эта конструкция представляла собой логичное развитие четырехстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.

Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками (гипсокартона тогда не было)), и, как правило, горница выходила на улицу.

Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.

Прирубка домов с «прирубом» – довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового.

Впрочем, новое появлялось. Русская изба – пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.

Шестистенок – следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.

Когда на Урале началось строительство изб – шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом».

Что такое сруб пятистенок, чем он отличается от обычного?

Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.

Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением – таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» – «изба с заулком» – «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.

Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.

Традиционный пятистенок

Ленточный фундамент

Стоимость строительства фундамента для дома из бруса

Размер фундамента Цена, руб.
Стоимость работ Стоимость материалов
6х6 35 000 90 000
6х7 пятистенок 45 000 110 000
6х8 пятистенок 50 000 115 000
6х9 пятистенок 55 000 120 000
7×7 пятистенок 50 000 110 000
7×8 пятистенок 65 000 125 000
7×9 пятистенок 65 000 130 000
8х8 пятистенок 65 000 130 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
9×10 пятистенок 75 000 155 000
10х10 пятистенок 85 000 165 000

Характеристика фундамента

Фундамент - Ленточный, монолитный армированный — глубина траншеи 70 см из них 20 см. песчаная подушка, цоколь 50 см, ширина ленты 40 см, армирование - 2 стержня в 3 ряда, диаметр арматуры 12 мм. Бетон М300

При строительстве дома на ленточный фундамент, обязательно необходима гидроизоляция, древесина не должна соприкасаться с бетоном, наша компания использует гидроизол.

Внимание! Цена на изготовление ленточного фундамента не фиксирована, поэтому может меняться, при наличии уклона на местности!

Материал, необходимый для изготовление ленточного фундамента:

  1. Пиломатериал (доска обрезная 40х150 мм)
  2. Арматура, диаметр 12 мм.
  3. Канализационные трубы для продухов, диаметром не менее 150 мм.
  4. Проволока вязальная (для вязки арматуры)
  5. Саморезы, гвозди
  6. Песок, для изготовления песчаной подушки
  7. Ведра, лопаты
  8. Количество материала на каждый фундамент рассчитывается отдельно.

Перечень работ по изготовлению ленточного фундамента

  • Разметка фундамента;
  • Копка траншеи по периметру фундамента;
  • Засыпка и трамбовка песчаной подушки;
  • Изготовление опалубки;
  • Установка продухов в цоколе фундамента и канализационных труб;
  • Армирование фундамента;
  • Заливка готового бетона;
  • Разгонка и выравнивание бетона по горизонтальному уровню.

Когда учителя нам рассказывали, что первобытные люди жили в пещерах, я очень удивлялась: ведь в деревне у бабушки с дедушкой совсем нет пещер, нет гор - как же? где же они жили? или у нас не было первобытных людей? По поводу уж совсем первобытных - я не знаю, но тем не менее стоянки древних племён в нескольких десятках километров откопали. Всё просто: они жили в шалашах (летом) и в землянках (зимой), внутри жилища был очаг, который "хранила женщина" пока мужчина бегал за мамонтом. Но вот появилось железо - человек сделал топор, начал валить деревья и строить деревянное жилище - четырёхугольное сооружение из брёвен, сердцем которого становится печь: сначала совсем допотопная, которая потом превратилась в настоящую, русскую. И это жилище получило название изба (от глагола «топить», древнерусское «истьба»).

Начало 1960х.

В нашей богатой лесами стране избе суждено было просуществовать до наших дней.
"Белая изба в основном состоит из четырёхстенного сруба в 7—10 аршин , с тремя окнами на улицу, крытого чаще соломой, реже дранкою или железом, и с одной дверью в задней стене. "

Кстати, на верхнем фото слева видно, что часть крыши пока не успели докрыть шифером, и там как раз и есть - расщеплённые деревянные дощечки, фактически "деревянная черепица". На фото внизу можно увидеть, как та же дранка (что на верхнем фото) выглядит с чердака в наши дни.

Если кого-то смущает фраза "белая изба", то поясню, что были ещё "чёрные избы" (курные избы) - без дымохода и топились они "по-чёрному", когда дым застилал комнату и настежь открывалась дверь. Кстати, в 1922 году краеведы говорят, что в наших краях несколько чёрных изб ещё существовало - конечно, не совсем таких как на картинке))

Мне раньше было непонятно выражение "изба-пятистенка" . Что это такое? В нашей деревне пятистенок почти не было. Оказалось, что это фактически две избы под одной крышей, соединённые одной общей стеной - как на нижнем фото. В пятистенке печь ставят так, чтобы она обогревала обе половины - у капитальной смежной стены.

В этом случае - одна половина служит кухней и столовой, а другая - чистая половина - гостиной и спальней для привилегированных членов семьи. Такие пятистенки могли строиться в ширину (фото вверху) или в длину (фото внизу - там, похоже, даже "семистенка" какая-то - 3 внутренних стены).

Собственно, сами избы, в принципе, все однотипны - "четырёхугольная клеть", но хозяевам хотелось сделать свой дом особенным, поэтому они стремились украшать избу снаружи резьбой наличников на окнах. Тут уж всякий старался, как мог.

фото: http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=48&t=178067&view=print

Кроме двускатной крыши, делали ещё трёхскатную с сооружением "в виде резной будки с вставленным в неё слуховым окном".

Почти четверть избы занимает печь и сооружения вокруг неё - полати, лесенки, ступени, кладовочки - "около неё деревянный голбец, от печного плеча к передней стене досчатая перегородка, разделяющая сруб на дне неравных половины." (Из краеведческого очерка 1922)
Голбец -
это и есть конструкция при печи и для всхода на печь, оформленная у всех по-разному: в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Например, как внизу на рисунке.

Внутри избы делается лёгкая перегородка из досок, которая зачастую не достаёт до потолка - чтоб по верху циркулировал тёплый воздух. Всё, что рядом с печкой - это кухонно-хозяйственно-столовая зона, за перегородкой -"перёд" - всё в одном: там спят, принимают гостей, отдыхают и т.п. Приглашая гостей пройти, у нас говорили: "Проходите на перЁд".

http://www.yaroslavskiy-kray.com/531/508-krestyanskaya-semya-za-obedom.jpg.html

"В переднем углу божница с иконами и лампадой, стол, по стенам лавки, над ними полки (полавошники), к задней стене на брусу полати, внизу коник или кровать." (Из краеведческого очерка 1922)

Угол, где стояли иконы назвали красным. Первое дело для вошедшего в избу - перекреститься на иконы, а потом уже поздороваться с хозяевами. В церковные праздники перед иконами зажигают лампаду - масляный светильник с фитилём.

Так как главное богатство крестьянской семьи - дети, то на потолке обязательно был крепкий крюк для качки (люльки). По рассказам тётушки у них в семье была плетёная люлька - возможно, такая как на фото.

фото http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=9397&sid=

Что ещё было в крестьянской избе? Шкафчик с посудой, сундук мог стоять, "патреты" висели в рамках, картинки на стене, над столом - лампочка (ранее - висячая керосиновая лампа), в простенке между окнами зеркало. На фото внизу - вот в такой раме висело у нас зеркало - помню его с раннего детства. А отыскалось она в прошлом году - я спасла его, можно сказать: в деревне со "старьём" не церемонятся - всё сжигают. Этим летом попытаюсь восстановить. Жаль нет самого зеркала - оно было старое-престарое, искажающее отражение, с потрясающими разводами и трещинами, с радужными рисунками на древней амальгаме Его можно было рассматривать как произведение искусства...

Давно хочу сфотографировать кое-что из оставшейся раритетной самодельной мебели, чудом уцелевшей до наших дней. Как только мне удастся это сделать, обязательно покажу и расскажу.

Кроме русской печи для поддержания тепла в доме на зиму ставилась железная печка с железными же трубами, ведущими к дымоходу русской печи.

Она топилась практически целый день. Деревенские дети любили печь на ней картошку - приклеивали к металлической поверхности разрезанную картошину - и ждали. Такой вот был гриль...

Позади каждого крестьянского дома — двор (для скота), представляющий собою большой сарай с двух или трёхскатной крышей. Двор соединяется с домом неотапливаемым сооружением, которое называют сенями (а у нас - мостом ). Там отгораживается чулан (отгороженное подсобное помещение), могут быть кладовки и т.п.
Двор для скота до появления электричества был тёмен, зимой - холоден. Он разгораживался на хлевы для скота: у нас корове была выделена во дворе персональная капитальная (из брёвен) "комната" с дверью. У овец хлев был попроще - отгорожен досками: они ж в "стае", у них - шерсть - им тепло...




Если владельцы дома, где сохранился "двор" 60-70х годов, мне разрешат сделать фотографии, то я обязательно их выложу.

До 70-х годов 19 столетия по деревням освещение было лучинное. В качестве вспомогательного средства (для выхода во двор к скотине и прочего) употребляли сальные свечи. В каждой избе был «светец », состоявший из подставки с железными рожками и корытом. Светец я не застала, конечно)) Потому что с 1876 в нашем краю перешли на керосиновые лампы.

фото http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t175877.html

Первое время употреблялись лампы без стёкол «коптилки», потом появились и настоящие лампы со стёклами. Про "лучниушку и коптилки" вспомнили в революцию - керосина почему-то не стало. А с 1920х годов потихоньку началась "электрификация"- как бонус к Советской власти (помните: "Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны"?)
Не застала я уже и керосиновую лампу, впрочем, и коммунизма не дождалась))
Зато нашла артефакт.

Заставшие переход от керосина к электичеству рассказывали, каким чудом казался электрический свет после керосиновой лампы. А вот снимок 50х годов - так выглядела крестьянская изба в советское время. В красном углу вместо икон у некоторых висели портреты вождей. Потом стены начнут красить, обивать дощечкой и даже клеить обои.


фото Д. Бальтерманц

В нашей семье портреты вождей не заменили иконы. А вот всё остальное похоже - занавески, часы на том же месте, и приёмник под кружевной салфеткой.

В эти годы появился знаменитый советский радиоприёмник Звезда" , дизайн которого "содрали" с французского " Excelsior-52 " выпуска 1952 года . Что называется: почувствуйте разницу - на фото вверху наша "Звезда" , а внизу - французский "Excelsior".

Фото:http://rw6ase.narod.ru

Именно его и приобрели бабушка с дедушкой в 50х годах, именно по нему всё своё детство я слушала "Радионяню", "Театр у микрофона", именно его бульканье, шипенье и свист я принимала за инопланетные космические сигналы. Да, я была ещё та фантазёрка)) Телевизора у них так и не появилось - он им был попросту не нужен.

"Деревни "по своей распланировке они весьма похожи одно на другое и состоят большею частию из двух порядков деревянных изб, построенных одна против другой. Встречаются некоторые исключения из этого, где постройки поставлены в виде четырёхугольника или в несколько улиц и переулков. Позади дворов хозяйственные постройки: погреба, амбары, сараи, за огородом или садом овины, молотилки. Бань нигде нет. Улица по большей части свободна от хозяйственных построек, исключение делается для часовен, школ, пожарного депо в деревне и для церкви в селе."(Из краеведческого очерка 1922)

А вот двухэтажные деревянные, а также каменные крестьянские дома — в нашей округе были редким исключением. В деревне у нас не было вообще. Объяснялось это тем, что каменные постройки были намного сырее и холоднее деревянных. К тому же - древесины было много - легче было лес заготовить, чем кирпичи лепить и обжигать. Но минус деревянных изб в их высокой пожароопасности. Горели. И горят - в эту зиму в нашей деревне сгорел один дом.

И ещё про "зимовки" я ничего не знаю, если честно. Но краеведы пишут:
"Нередко сзади лицевого дома под дворовой крышей стоит традиционная зимняя избушка, куда семья переходит с первыми заморозками на зиму и оставляет её на пасху с переходом в летнюю избу. Зимовка — обычно небольших размеров избушка, огаченная соломой, что также делается без исключения около всех домов, где зимуют. От этого зимою света в доме ещё меньше, чем полагается." (Из краеведческого очерка 1922)

Тысячу лет стоит Русь, раскинувшись от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников, сохраняются до сих пор. Сейчас вновь популярными становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках. Тянет людей к истокам, из каменных и пыльных душных городов поближе к природе, лесу и речке...

Название русского дома "изба" происходит из древнерусского "истьба", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет...". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа". В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".

По количеству стен в избе, избы подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки. Русская изба чаще всего была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»).

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Пятистенка

Современная пятистенка

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Четырехстенка

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. - стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в сарай-дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или обветренным уличными сквозняками.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это«брус».

Типичный "глаголь"

А вот этот тип дома - шестистенок с заулком, причем заулок здесь служит сенями («изба с продольными
сенями»).

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы.

Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом». На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле. Так как избы были почти все «курные», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма.

На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения. Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки»,

либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному".

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» — галерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В новое жилье первой должна войти кошка.

На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В народных поверьях считалось, что домовой и домашний кот являются родственниками. Когда домовой исчезает из дома, то кот выполняет его функции. Такое народное поверье заставляло всех жителей деревенских домов обзаводиться котами. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

Обносился весь двор с постройками оградами различных устройств. Глухой забор из горизонтальных бревен или тесин назывался «заплотом» а из таких же вертикальных бревен — «частоколом». Оба эти вида изгороди нередко называли «тыном». Делали еще изгородь из косо поставленных жердей — «осёки», либо из редких горизонтальных жердей — «прясло».

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Сруб 6х9 пятистенок – классический вариант русского деревянного строительства. Он представляет собой классический 4х-угольник с врубленной посередине пятой стеной, за что он и получил своё название. Она делит дом на 2 части, что приходится учитывать при планировке внутренних помещений.

Пятистенок используется и в строительстве загородных домов для капитального проживания, и для банных срубов. В чём преимущества и недостатки такого типа здания?

Преимущества сруба-пятистенка

Сруб из бруса 6х9 м требует дополнительной стены, так как стандартная длина бруса составляет 6 метров, и чтобы соединить материал с сохранением максимальной прочности, требуется дополнительная стена. Такой тип деревянного сооружения используется очень давно, сегодня он остаётся одним из базовых вариантов сруба, который в дальнейшем используется для различной планировки домов. Его использование имеет ряд преимуществ, которые оценили ещё зодчие прошедших столетий:

  1. Дополнительная бревенчатая стена позволяет укрепить сруб большого размера, что обеспечивает его долговечность. К тому же, такое решение очень удобно для планировки бани: внутренняя стена отделяет моечное отделение от парильного, и это позволяет обеспечить максимально удобное расположение комнат.
  2. Такое решение выгодно с точки зрения энергоэффективности: пятая стена помогает удерживать в доме тепло, что особенно важно для банного помещения. Это преимущество по достоинству оценили наши предки: пятистенок долгое время оставался самым тёплым и удобным вариантом сруба.
  3. Сам по себе такой сруб будет стоить несколько дороже, зато он позволяет экономить материал при внутренней отделке. Стена не потребует дополнительных покрытий, достаточно обработать древесину защитными средствами. Рубленые стены смотрятся красиво, они позволяют создать интересный интерьер, который будет уместен и в бане, и в обычном доме. Сруб 6х9 пятистенок станет одним из хороших вариантов для отделки здания в русском или украинском стиле.

Вместе с тем такая конструкция будет иметь немало недостатков, которые нужно предусмотреть заранее. В некоторых случаях пятистенок в декоративных целях используют и для дома из цельного бревна небольшой площади, однако в этом случае пятая стена может принести больше вреда, чем пользы.

Дополнительная составляющая сруба – это дополнительные щели, которые будет обязательно нужно конопатить. Кроме того, потребуется больше межвенцового утеплителя, так как им нужно будет прокладывать все наружные замки.

Ещё один минус пятистенка – ограниченность планировки. Такой сруб очень удобен для классической бани, так как позволяет аккуратно разделить помещения, но он не оставляет простора для размещения дополнительных комнат: помещения с бассейном, комнаты отдыха и т. д. Кроме того, если планируется постройка двухэтажной бани, неизбежно возникает проблема с расположением лестницы.

Интересное решение - сруб 6х9 с мансардой. В этом случае пятая стена делит только нижнее помещение пополам, а верхнее пространство можно использовать по своему усмотрению. Это позволит расположить наверху просторную комнату, которая может использоваться как спальня, помещение для гостей, место для хобби и т. д.

Таким образом, сруб-пятистенок остаётся распространённым решением, который, хотя и не лишён определённых минусов, ещё долго не потеряет своей популярности в деревянном строительстве.

Особенности возведения сруба-пятистенка

Для строительства дома 6х9 из сруба используют брус или круглое бревно, диаметр которого должен составлять не менее 22-26 см. Толщина материала должна выбираться с учётом климатических условий региона. При этом разница в стоимости окажется не такой значительной, так как толстых брёвен для строительства стены потребуется меньше. Ручная рубка пятистенка – сложный процесс, требующий отработанного плотницкого мастерства, поэтому иногда выгоднее приобрести готовый домокомплект.

Классическим материалом для строительства является ошкуренное бревно. Многие не советуют приобретать оцилиндрованный материал, так как с него снимаются защитные слои древесины, что несколько уменьшает долговечность бревна. Однако оцилиндрованный ствол значительно проще в укладке, поэтому его можно выбрать, если требуется возведение совершенно ровных стен. Брёвна для срубов домов 6х9 нумеруются ещё при обработке, после чего комплект собирается на участке по заранее разработанной схеме.

Внутренняя стена называется перерубом, её возводят одновременно с основным строением с остатком – это значит, что торцы бревна будут выступать за пределы стен дома. Такая конструкция позволяет беречь тепло, так как углы будут защищёнными от воздействия холода.

Ключевые этапы строительства:

  • На подготовленный и полностью застывший ленточный фундамент укладывается гидроизоляция, после чего на неё помещают первый венец. Для него используют прочные толстые брёвна, стёсанные снизу до плоской поверхности, чтобы соединение было ровным.
  • Последующие брёвна укладываются на первый венец, соединяясь традиционным способом «в чашу» или «в охлоп». В первом случае полукруглая выемка делается в нижнем бревне, во втором – в верхнем. Рубка «в охлоп» считается более надёжной, так как она совершенно не допускает попадание дождевой влаги внутрь соединений.
  • Между собой брёвна соединяют с помощью деревянных нагелей, которые устанавливаются в специальные отверстия. Между венцами прокладывается утеплитель. Когда сруб собран до конца, ему необходимо дать время для окончательной усадки, только после этого сооружают постоянную кровлю и приступают к отделке.

Сруб бани 6х9, построенный в виде пятистенка – это возможность создать надёжное и прочное сооружение, которое будет и тёплым, и вполне уютным. Срубы этого типа позволяют использовать самые разные варианты отделки, это отличное решение для классического русского бревенчатого дома.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!