Режимы работы вспышки. В чем разница между съёмкой в режиме ttl и в ручном режиме

P-TTL - режим управления фотовспышкой. Непосредственно перед съемкой кадра камера автоматически делает предварительную очень короткую вспышку и, оценив экспозицию с помощью датчиков внутри фотоаппарата, автоматически настраивает мощность и продолжительность работы вспышки для съемки самого кадра. Для работы этого режима необходимо чтобы P-TTL поддерживала и камера и фотовспышка.

Напомним, что такое TTL. TTL (Through the lens) - «сквозь линзу/объектив» - понятие в фотографии, означающее получение фотоаппаратом информации о снимаемой сцене через объектив фотоаппарата. В более узком понимании - режим работы фотовспышки.

Аббревиатура P-TTL используется в основном в камерах Pentax и Samsung . У других производителей названия этого режима вспышки отличаются. Например: Canon - E-TTL , Sigma - S-TTL . Все эти режимы (в отличие от TTL режима), несмотря на сходство принципа работы, не совместимы друг с другом по протоколам обмена данными между аппаратом и вспышкой.

Существуют различные методы управления фотовспышкой. Например, по серии предварительных импульсов разной мощности, по расстоянию до объекта, по матричному замеру, а также масса других. Но у каждого метода имеются свои минусы, например наличие предварительной вспышки приводит к тому, что некоторые люди при съёмке успевают отреагировать на предварительную вспышку и моргнуть, в результате чего на фотографии их глаза получаются закрытыми. Этого недостатка лишен режим работы фотовспышки TTL, где есть единственный - съёмочный импульс.

Переход производителей фототехники с TTL системы замера на системы замера с предварительным импульсом позволил отказаться от установки в камеры дополнительного датчика (P-TTL использует при предварительном импульсе основной датчик экспозамера). P-TTL замер потенциально точнее, чем TTL, ибо не зависит от характера отражения света от плёнки или матрицы аппарата и позволяет лучше учесть внешнюю освещённость.

Рассмотрим принцип действия P-TTL на примере фотовспышки PENTAX AF-360FGZ :

С фотоаппаратами Pentax MZ-S и Pentax MZ-6 данная вспышка работает по системе P-TTL . Перед срабатыванием основного излучения производится испускание предварительного импульса. Это позволяет многосегментному экспонометрическому датчику определить расстояние до фотографируемого объекта, его яркость, наличие контрового освещения и т.д. Полученные данные используются для вычисления выходной мощности основной вспышки.

Китайские производители анонсировали выход своих TTL вспышек, которые будут выпускаться для Canon (TR-332, c поддержкой E-TTL II ) и Nikon (TR-331).

Мы работали на выездной съёмке, во время которй мы фотографировали исполнительницу Минди Гледхилл и её гастрольный автобус. Это был прекрасный солнечный день, поэтому одна сторона автобуса была полностью освещена. Это послужило нам отличной возможностью протестировать работу наших выносных вспышек Profoto B1 и В2 в режиме TTL.

TTL — это аббревиатура термина замера света вспышки через объектив(«Through-The-Lens»). Установив на камеру либо Air Remote TTL-C, либо Air Remote TTL-N, фотограф может настроить осветительные приборы, включить их и выполнить пуск, чтобы получить идеальную экспозицию с помощью вспышек. Затем, нажав несколько кнопок, фотограф может отрегулировать экспокоррекцию TTL прямо на самой камере, а при работе с разными группами, может увеличить и уменьшить мощность этих отдельных групп(A, B, C) независимо от камеры в режиме TTL или в ручном режиме.

СХЕМА ОСВЕЩЕНИЯ

Наша основная схема освещения включала в себя вспышку В2 с софтбоксом системы выносной вспышки(OCF Softbox 2×3) в качестве основного света, ещё одну В2 с зум-рефлектором для освещения волос, и две выносные вспышки В1 для освещения затенённой стороны гастрольного автобуса за Минди. Кроме того, чтобы удостовериться, что мы полностью можем контролировать освещение нашего объекта съёмки, мы использовали золотистый/белый складной отражатель в качестве флага, чтобы оттенить её от солнца. Наш основной свет, и свет, падающий на волосы, были установлены слева, чтобы подстроиться под направление солнечного света. Фоновые осветительные приборы, свет которых попадал на автобус, были установлены только с целью тонко заполнить тень спереди автобуса.

РЕЖИМ TTL

Наш первый снимок со вспышкой был сделан полностью в режиме TTL без экспокоррекции света вспышки. Наши осветительные приборы были разбиты на три группы. А: основной свет. В: Свет, падающий на волосы. С: Фоновые осветительные приборы спереди автобуса. Даже с предельно ярким обманывающим светом со стороны автобуса, первый кадр с TTL был очень близк к тому, что нам было нужно. Основной свет был идеальным, а свет, падающий на волосы оказался на 2/3 ступени ярче, чем я бы хотел. Единственная группа, которая меня не устраивала — это были фоновые осветительные приборы спереди автобуса. С технической точки зрения было правильно, что вспышки пытались подстроить свою экспозицию под остальную часть автобуса, но это привело к тому, что передняя часть автобуса оказалась слишком яркой, чтобы быть похожей на естественную тень. Но, в конечном счёте, система Profoto AirTTL System создала очень точную изначальную экспозицию. Которую теперь надо было скорректировать в соответствии с нашими предпочтениями.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ В РУЧНОЙ РЕЖИМ

Система Profoto Air Remote TTL-C позволяет полноценное управление TTL и ручное управление вспышками в трёх группах(A, B и C), и ручной пуск вспышек в трёх дополнительных группах(D, E и F). В нашей схеме освещения использовались только первые три группы. После нашего первого тестового снимка, мы оценили полученное изображение и определили, что нужны некоторые ручные корректировки. Поэтому мы переключили Air Remote TTL-C из режима TTL в ручной режим и начали выполнять наши корректировки, нажимая кнопки увеличения и уменьшения можности на пульте дистанционного управления для групп. Группа для освещения волос В была на 1/3 ступени слишком яркой, поэтому мы нажали на кнопку уменьшения мощности три раза.(Каждое нажатие соответствовало уменьшению на 0.1 ступени). Наша группа С для фонового освещения автобуса была на 2 ступени слишком яркой, поэтому мы нажали на кнопку уменьшения мощности два раза, каждый раз долго удерживая её нажатой.(Каждое продолжительное нажатие соответствует полной ступени). Как только настройки каждой вспышки в соответственных группах были изменены по нашей команде через пульт дистанционного управления, мы начали съёмку. Результаты оказались именно такими, как мы хотели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование выносных вспышек B1 и B2 в режиме TTL делает стадию тестирования освещения снимка невероятно эффективной. После получения начального расчёта экспозиции через TTL, я быстро переключил Air Remote TTL-C в ручной режим и выполнил необходимую регулировку мощности. И решение по освещению затем принимается в процессе съёмки. Сейчас я ловлю себя на том, что использую режим TTL некоторым образом почти на каждой фотосъёмке, которую я выполняю, потому что TTL помогает мне быстрее сориентироваться и позволяет уделить больше времени и внимания на другие аспекты съёмки.

Большая часть современных фотографов не представляют своей работы без системы Canon E-TTL II, которая по праву считается практически совершенной. Однако, до 2004 года владельцы камер Canon были практически безоружны - ни одна из предыдущих систем замера экспозиции полноценно не считала расстояние до объекта съемки как значимую величину. В этой статье эволюция систем Canon от TTL до E-TTL II.

Электронная вспышка прошла длинный путь с тех пор как Гарольд "Doc" Эджертон, американский исследователь и изобретатель, сделал фотосъемку с электрической вспышкой реальностью в 1931 году. Спустя 80 лет, основной принцип электронной вспышки остается таким же - вы заряжаете конденсатор электричеством, а затем в очень короткий миг выпускаете всю энергию в один яркий пучок из лампы вспышки - стеклянной трубки, наполненной инертными газами.

Весь накопленный свет выходит мгновенно, поэтому основной формой его контроля у фотографа является длительность импульса. В более старых вспышках требовалось вычислить расстояние до объекта, а затем установить время длительность вспышки самостоятельно, что приводило к различным ошибкам и громоздким вычислениям. В современных вспышках это процесс полностью автоматизирован за счет использования электроники управляемой компьютером.

Управление экспозицией вспышки Canon.

В обычных условиях фотографу доступны два основных пути, по которым можно контролировать уровень света, поступающего в камеру. Во-первых, вы можете настроить скорость затвора, которая влияет на продолжительность экспозиции, так как окружающий свет практически постоянен в этом контексте. Во-вторых, вы можете регулировать диафрагму объектива, которая регулирует количество света, попадающего в объектив. Добавление в систему вспышки приводит к еще одному фактору, который нужно регулировать, чтобы получить правильно экспонированный кадр. Как Canon решил эту задачу?

Система Canon TTL

Стандартная система TTL работает по следующему принципу:

Фотоаппарат и вспышка не определяют, сколько понадобится света для достижения нужной экспозиции. Вспышка срабатывает при срабатывании затвора. Специальный сенсор в аппарате улавливает уровень света, прошедшего через объектив и отраженный от пленки, и замеряет его, и как только камера решает, что уровень достаточный для правильной экспозиции достигнут - прерыватель во вспышке срабатывает, и вспышка Canon моментально прекращает импульс.

При этом недовыпущенная энергия конденсатора вспышки сохраняется до момента следующего импульса, что значительно сокращает время перезарядки. Этот момент упущен в технологии некоторых старых вспышек, что сказывается на их энергоемкости и времени зарядки. В чем основной недостаток системы TTL? В том, что условия съемки никогда не бывают одинаковыми и что отражающие свойства объектов разнятся, а это приводит к невозможности правильной экспозиции. Ведь обычно такая система настроена на то, что отражающие свойства сцены примерно равны отражающим свойствам стандартной серой карты (отражает около 18% света). Логично, что ситуаций с иным светоотражением масса.

Те же светлые объекты (стена, бумага, светлый фон), если они занимают бОльшую площадь кадра, будут отражать намного больше 18% света. В таком случае чисто автоматическая настройка экспозиции приведет к недодержке на 2 ступени. Это лечится установкой поправки экспозиции на необходимое количество ступеней, что приходит с опытом.

Чуть позже Canon исправил систему управления TTL, добавив функцию AIM ("Advanced Integrated Multi-point Control System»), что означает систему управления на основе многоточечной фокусировки. Внедрение этой системы позволяет камере в реальном времени корректировать экспозицию вспышки согласно выбранной точке фокусировки, тем самым увеличивая шансы на получение точной экспозиции вспышки для объектов, смещенных относительно центра кадра.

Canon новой системой AIM хотел сказать, что лучше полагаться на выбор точек фокусировки для съемки со вспышкой, расположенных не в центре. Интересно то, что сам термин Canon ввел в оборот лишь в середине 90-х годов, что не исключает наличие самой системы в более ранних камерах.

Что касается Nikon, то этот бренд улучшил систему TTL замера тем, что включил расчет расстояние до объекта в управление вспышки - это т.н. "3D" система Nikon. Эта система определяет информацию о расстоянии, читая текущее расстояние фокусировки от объектива. Canon не имел системы расчета расстоянии аж до 2004 года, т.е до введения системы E-TTL II. Однако, несмотря на то, что данные о расстоянии ценно, важно также помнить, что они почти бесполезны при использовании вспышки на отражение или с любого рода диффузорами, когда свет от вспышки не падает непосредственно на объект съемки, так как реальное расстояние от вспышки до объекта превышает замеренное объективом расстояние.

Вспышки Canon с поддержкой системы TTL: Все вспышки серии "E", а также 300TL: 160E, 200E, 220EX, 300EZ, 380EX, 420EZ, 420EX, 430EZ, 430EX, 430EX II, 540EZ, 550EX, 580EX, 580EX II, 480EG, MR-14EX, MT-24EX и 300TL. Единственная на сегодня вспышка серии EX, которая не поддерживает TTL - это Canon Speedlite 270EX.

Итак, стандартная TTL-система Canon довольно сносна по качеству и удобству для съемки в большинстве случаев, хотя и не без провалов. Поэтому Canon не остановились в поисках более совершенной системы.

Система Canon A-TTL

Система A-TTL Canon принесла возможность избежать основных ошибок: довольно близкий объект съемки или практически темный задний фон (при съемке в большом зале, например). Мощности светового импульса, отраженного от объекта съемки в этом случае для стандартной системы явно не хватило бы и вспышка выдала бы мощность бОльшую, чем необходимо. Как результат - передержанный передний (т.е. главный) план. Последняя вспышка, в которой был главный режим работы A-TTL - это вспышка Canon Speedlite 540EZ, которая излучает предварительный импульс в инфракрасном диапазоне, который улавливается сенсором на передней части. Он определял расстояние до объекта и нужную экспозицию.

Тот факт, что A-TTL работал только при стандартном (излучателем строго вперед) положении вспышки приводил к тому, что определить предполагаемую мощность в отраженном свете было практически невозможно. Для этого нужно быстро измерить: расстояние до отражающей поверхности и ее свойства отражения, чего вспышка Canon выполнить не в силах. Кроме того, в случае поворота головы вспышки A-TTL отключался.

В более старшей вспышке Canon 430EZ была реализована способность работы системы A-TTL при любом положением излучателя. При "нормальном" положении излучателя вспышка использовала для оценки экспозиции инфракрасный импульс, а в других положениях излучателя вспышка применяла для определения экспозиции импульс самой лампы излучателя.

Система A-TTL совместима со вспышками Canon: Вспышки Canon Speedlite 300EZ, 300TL (только с T90), 420EZ, 430EZ, 540EZ

Система Canon E-TTL (Evaluative-Through-The-Lens)

В отличие от TTL и A-TTL, которые используют специальный многозонный сенсор для определения экспозиции, система E-TTL использует нормальный замер через систему экспонометрии камеры и автоматически определяет экспозицию вспышки.

#### Как работает вспышка Canon в системе E-TTL:

После спуска затвора вспышка Canon вспыхивает пробными импульсами, которые улавливаются системой, связанной с системой замера экспозиции камеры. Полученная таким образом информация о расстоянии до объекта передается в объектив (не всегда), т.е. вспышка имеет все данные для установки мощности основного импульса. После этого и происходит главный импульс вспышки. Система E-TTL позволяет моментально и намного более точно установить нужную экспозицию и ускоряет работу системы AIM (Advanced Integrated Multi-point), которая объединяет процесс замера расстояния и экспозиции к точке фокусировки.

Вспышки Canon с поддержкой E-TTL:

Все вспышки Canon серии EX Speedlite: 220EX, 270EX, 380EX, 420EX, 430EX, 430EX II, 550EX, 580EX, 580EX II, MR-14EX, MT-24EX

Проблемы системы E-TTL

Одной из самых досадных неприятностей от системы E-TTL являются закрытые глаза у людей в кадре. Это происходит по той причине, что свет от предварительной вспышки заставляет человека моргнуть. Усугубляется ситуация использованием синхронизации по второй шторке. Та же проблема у фотографов, снимающих дикую природу - пугливые птицы и звери попросту выпадают из нужной позиции, пока произойдет основной импульс.

Еще одна проблема - съемка в фотостудии с несколькими ведомыми вспышками в оптическом режиме. Кадр будет в большинстве случаев неправильно экспонирован, т.к часть из них могут сработать по предварительному импульсу - немного раньше.

Стоит отметить, что система Canon E-TTL не достаточно описана самим Canon, и не все функции системы E-TTL поддерживаются вспышками с E-TTL, а также с некоторыми камерами. Разработка системы E-TTL II решила некоторые недочеты.

Система Canon E-TTL II

В 2004 году одновременно с цифровой камерой EOS 1D Mark II была представлена новейшая система управления экспозицией - E-TTL II. В ней были выделены 2 преимущества:

  1. Улучшенный алгоритм замера

Во-первых, E-TTL II учитывает все точки замера до и после предварительных импульсов E-TTL. В этих точках определяется уровень освещения и яркости, затем определяется средневзвешенный показатель необходимой мощности импульса. Это делается, чтобы избежать распространенных проблем с E-TTL, когда материалы с высокой отражающей способностью вызывают блики, искажая расчеты вспышки. По умолчанию, E-TTL II использует оценочные алгоритмы для своего замера, но, например, в камере EOS 1D Mark II была реализована функция (CF 14-1), которая позволяла использовать замер экспозиции по центральной зоне.

  1. Учет данных о расстоянии до объекта

Во-вторых, E-TTL II может использовать данные расстояния, когда они доступны. Многие EF объективы содержат датчики вращения, которые могут определять текущее фокусное расстояние. Например, если ваша камера фокусируется на объект удаленный на 4 метра, то объектив отправит эти приблизительные данные фокусного расстояния в систему камеры.

При определенных условиях данные о расстоянии учитываются в расчетах для определения необходимой мощности вспышки. Это особенно полезно, если Вы используете фотографируете без FEL - новая система поможет минимизировать ошибки замера в этих условиях. Canon описывает новую систему как систему замера плоскости фокусировки, а не точек.

Именно 2004 год стал поворотным в индустрии систем замера экспозиции. Ведь до этого момента практически ни одна камера не поддерживала в полной мере учет данных о расстоянии до объекта, в чем так преуспел Nikon. Система Canon E-TTL II стала первой действительно полезной в применении этой информации.

Вспышки Canon с поддержкой E-TTL II:

Все вспышки Canon серии EX: 220EX, 270EX, 380EX, 420EX, 430EX, 430EX II, 550EX, 580EX, 580EX II, MR-14EX, MT-24EX.


Фотовспышка – довольно удобный, эффективный и мощный инструмент, помогающий значительно улучшить качество изображения. Используйте вспышку, если вам не хватает освещения или, наоборот, в яркий солнечный день, чтобы подсветить глубокие тени. Научившись правильно использовать этот дополнительный источник света, вы откроете новый мир цифровых изображений.

Поэтому предлагаем для начала разобраться в режимах работы данного устройства.

Выделяют три основных режима работы вспышки: авто (TTL, ADI и т.д.) , мануальный (ручной) и multi .

Как правило, вспышки имеют все названные режимы работы. Но есть модели, в которых отсутствует какой-либо или несколько из указанных режимов. Давайте разберемся, так ли необходимы все эти дополнительные возможности при съемке.

Автоматический режим

При режиме TTL (в вспышках Nikon – i - TTL , Canon – ETTL ) происходит автоматический подбор настроек вспышки.

TTL , или Through The Lens – «через объектив», означает, что, подбирая мощность вспышки, происходит автоматический экспозамер путем освещенности в кадре линзы объектива. При этом техника учитывает все параметры используемого объектива: его светосилу, угол обзора, фильтры.


Выбирая вспышку, обязательно обращайте внимание, поддерживает ли она режим TTL . Встречаются полностью мануальные модели, а также поддерживающие более ранние технологии, нежели ваша камера. Но это не означает, что они не совместимы. Просто возможности вашей камеры не будут использоваться на 100%. То же самое происходит и при работе на старенькой модели фотоаппарата с применением продвинутой вспышки.

Съемка со вспышкой в режиме «Авто» схожа с аналогичным режимом на самом фотоаппарате. Техника самостоятельно подбирает мощность импульса вспышки и дальность действия. Применяя авторежим работы вспышки, вовсе не обязательно и на камере выставлять данный режим.

Доверяя настройки технике, помните, что аппаратура не может учитывать все особенности съемки. Тем более если вспышка работает на отражение. В этом случае настройки выставляются приблизительно.


Режим TTL применяется, как правило, начинающими фотографами либо в случае, если сюжет быстро меняется и нет времени постоянно задумываться о параметрах, например, при репортажной съемке.

Но даже в автоматическом режиме можно редактировать работу вспышки, для этого имеются настройки ее компенсации. Если вам кажется, что вспышка недостаточно осветила объект съемки, вы всегда можете вручную задать значение (от -3 до +3), на которое необходимо компенсировать мощность импульса. Аналогичная функция доступна и для встроенной вспышки.


Управлять вспышкой можно также через настройки фотоаппарата. Например, если при сложных условиях съемки (к примеру, против солнца) вам требуется подсветить лишь одну часть кадра, выбирайте частичный либо точечный режим экспозамера. Это позволит вам равномерно осветить объекты в кадре.


Для того чтобы добиться желаемого результата освещения в кадре, лучше научиться правильно снимать в мануальном режиме либо грамотно пользоваться компенсацией мощности вспышки.

Ручной режим

Как уже понятно из названия, в этом режиме все настройки выставляются вручную. К основным настройкам относятся мощность импульса вспышки, зум вспышки.

Мощность импульса подбирается исходя из того, как ярко вы хотите подсветить объект съемки и на каком расстоянии объекты будут освещены вспышкой.

В зависимости от модели вспышки ее мощность регулируется от 1/1 до 1/128 от максимальной мощности. Современные модели вспышек оснащены дисплеем, на котором видны выставленные вами параметры. Если же дисплей отсутствует, индикатором выставленной мощности служит шкала со светящимися лампочками. Чем большее количество лампочек горит, тем мощнее импульс света.


Еще один режим настройки вспышки – зум. Он отвечает за угол распространения и дальность действия импульса. Чаще всего значение зума вспышки рекомендуется выставлять согласно фокусному расстоянию используемого объектива. При работе с длиннофокусной оптикой угол обзора уменьшается, однако увеличивается расстояние до объекта съемки. Следовательно, и импульс света требуется мощнее. При этом пучок света может быть узким и не подсвечивать не участвующие в сюжете края кадра.

Используя же широкоугольную оптику при съемке, необходимо осветить большую площадь кадра. Объекты изображения при этом находятся на более близком расстоянии. Потому и импульс света следует рассчитывать на короткое расстояние.

Работая со вспышкой, имеющей только ручные настройки, необходимо научиться правильно управлять светом. Настройку зума, как уже говорилось выше, можно выставить исходя из фокусного расстояния оптики. Параметры мощности светового импульса подбираются экспериментальным путем.

В первую очередь здесь необходимо учитывать следующие параметры:

– в какое время происходит съемка и каковы условия освещения (в помещении либо на улице, утром или вечером и т.п.);

– какое расстояние до снимаемого объекта (чем объект ближе, тем меньшая мощность вспышки требуется);

– какие выставлены настройки экспозиции. Уже с помощью диафрагмы, выдержки и ISO можно регулировать количество света вокруг, а вспышку использовать для подсветки переднего плана. Мощность импульса может быть в диапазоне 1/16–1/64. Как правило, подобные снимки получаются более естественно;


– используется ли при съемке рассеянный, направленный или отраженный свет. Применение различных рассеивающих насадок уменьшает интенсивность потока света, потому в таком случае чаще всего применяется более мощный световой импульс.

Режим Multi

В отличие от ручного и автоматического, в режиме Multi вспышка за время выдержки срабатывает несколько раз. Это позволяет добиться весьма интересных результатов, ведь один и тот же объект по-разному освещен в одном кадре.

Мультирежим требует полного ручного управления. Однако кроме настройки импульса и зума вспышки здесь требуется задать дополнительные два параметра. Это количество импульсов и их частота в Гц. Чем выше частота импульсов вспышки, тем короче будет временной промежуток между соседними импульсами.


Режим Multi имеется далеко не во всех вспышках. Основное его назначение – создание определенных световых эффектов при специфической либо экспериментальной съемке. Для повседневной работы данный режим не нужен. Потому, если в настройках вашей вспышки этот режим отсутствует, не расстраивайтесь, не так он, значит, и необходим.

Как вы уже поняли, внешняя вспышка – это мощный инструмент в руках фотографа. Однако к работе с ней нужно еще привыкнуть. Помните, что идеальные фотографии, сделанные с использованием внешней вспышки, вы получите не сразу. Для начала нужно будет разобраться во всех тонкостях работы данной техники. Если вы еще не определились с тем, какую именно модель вспышки вам покупать, какие именно режимы вам необходимы, вы всегда можете взять фотовспышку напрокат!

С уважением, команда photobuba . by !

Дополнив арсенал специального снаряжения одной-двумя вспышками, можно существенно расширить творческие возможности своей фотокамеры. В этой публикации собраны наиболее важные сведения о нюансах использования различных функций вспышки и некоторые советы по их применению на практике.

Техника

Производителей, выпускающих вспышки для фотоаппаратов, достаточно много. Есть модели, предназначенные для установки только в горячий башмак, есть более массивные варианты - исключительно для студийной съемки. Стоит более подробно остановиться на первой группе, поскольку такие вспышки в умелых руках позволяют эффективно контролировать множество функций современных камер.

Главное – подобрать модель вспышки, соответствующую конкретному фотоаппарату, чтобы установить ее на специальный горячий башмак. К примеру, Canon предлагает линейку оригинальных вспышек Speedlite EX, а Nikon - серию Speedlight SB. Кроме того, существует понятие «ведущей» или «топовой» вспышки. Такая модель способна контролировать работу остальных (дополнительных) моделей, управляя ими.

Для Canon «ведущими» являются вспышки 580EX (снята с производства) и 580EX II.
Для Nikon - SB-800, SB-700, SB-900.

Стоит отметить, что ассортимент вспышек у этих лидирующих компаний достаточно широк, но только топовые модели выступают в качестве ведущих. Вспышки младшего уровня, например, Canon 430EX II и Nikon SB-600, можно использовать на беспроводном управлении лишь как ведомые.

Выпускаются фотокамеры со встроенной вспышкой, способной управлять внешними, например, модели Nikon D700 и Canon EOS 7D. Это удобно, особенно, если внешняя вспышка уже есть. Благодаря такой функции ее можно успешно снять с горячего башмака и продолжить управление на расстоянии. Чтобы узнать, предусмотрена ли для камеры возможность эксплуатации встроенной вспышки в качестве ведущей, достаточно изучить инструкцию.

Контроль экспозиции

Существует три метода управления экспозицией :
1. Изменение параметров .
2. Изменение параметров .
3. Изменение значения .

Вспышка позволяет добавить четвертый способ – теперь можно контролировать экспозицию, регулируя персональное дополнительное освещение. Это удобно, поскольку избавляет фотографа от необходимости зависеть от естественного света на месте съемки. Конечно, никто не запрещает использовать всевозможные экраны, отражатели и рассеиватели, но это уже совершенно другая история.

Основные функции современных вспышек будут рассматриваться на примере моделей Canon Speedlite 580EX II и Nikon Speedlight SB-900. Подробное руководство по их использованию представлено в инструкции, поэтому далее речь пойдет только о ключевых возможностях.

TTL – управление вспышкой

Обозначение TTL означает «через объектив». Эта система измерения реализована практически в каждой цифровой фотокамере. Если говорить о конкретных производителях, то Canon предлагает алгоритм под названием E-TTL, а Nikon – і-TTL. Принцип их действия аналогичен: специальные датчики, встроенные в камеру, измеряют показатели условий конкретного места съемки, например, параметры освещения, цветности и прочие. Происходит этот процесс именно через объектив.

На основании обработки полученной информации фотоаппарат «сообщает» свои выводы фотографу, предостерегая его о том, что сцена слишком затемненная или светлая для конкретной комбинации параметров выдержки, диафрагмы и ISO. Если используется автоматический режим, камера самостоятельно вносит необходимые коррективы. При ручном режиме («М») это предстоит сделать фотографу.

Вспышка, поддерживающая TTL, тоже получает сведения об освещенности сцены. Анализируя эти данные, она рассчитывает требуемую мощность светового импульса. Этот показатель можно доверить автоматическому режиму, но можно регулировать и вручную. Даже в автоматическом режиме владелец может настроить вспышку желаемым образом, исходя из результатов TTL-измерения. Это и есть компенсация экспозиции непосредственно с помощью вспышки.

Компенсировать экспозицию вспышки позволяют элементы управления, идентичные реализованным в системе фотокамеры. Величину экспозиции (EV) можно отрегулировать как для встроенной, так и для внешней TTL-совместимой вспышки.

Фотограф получает возможность контролировать вспышку с любого места с помощью стандартной шкалы экспозиции из 5 ступеней. Можно установить параметры равные величине (EV), можно использовать значение выше или ниже.

Несомненно, функция компенсации экспозиции вспышки с TTL-замером достаточно удобна, отличный способ быстро и очень точно сбалансировать соотношение естественного освещения и света от вспышки в конкретных условиях съемки. Вариантов множество, но главный ориентир – качественное изображение, необходимое фотографу. Например, можно настроить компенсацию вспышки на 2/3 EV, заполнив желаемым образом тени, не затронув при этом тона и даже полутона.

Вспышка может послужить и основным источником света, это целесообразно, когда ее мощность явно превышает показатели естественного освещения, либо наблюдается соотношение 50 на 50. Словом, ориентируясь на сюжет, можно настроить вспышку требуемым образом и сделать кадр более интересным.

Брекетинг экспозиции

Принцип брекетинга экспозиции вспышки (FEB) практически не отличается от подобной функции в камере (AEB). Режим позволяет пользователю выбрать предпочтительный интервал изменения мощности, например, 1/2, 1/3 или даже целую ступень. Если поэкспериментировать, можно легко убедиться, что снимки с разным освещением от вспышки существенно отличаются.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!