Практическая психология: наука о воздействии на психологию и поведение человека. Практическая психология как наука

Академическая психология - это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Академическая психология печатается в специальных ваковских журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология - не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать.

Фундаментальная наука - это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Психологическая помощь может быть бытовой и профессиональной.

Профессиональная психологическая помощь оказывается только специально подготовленными профессиональными психологами или профессиональными психотера-певтами, психиатрами, если они прошли специальную психологическую подготовку. Профессионально грамотное ведение беседы подразумевает качественное слушание, уме-ние держать паузу, задавать вопросы и отвечать на вопросы другого человека, владение навыками искреннего сочувствия другому. Обязательно нужны знания психологии личности, общения, малых групп, в том числе и семьи, а также закономерностей и способов взаимного влияния людей друг на друга. Профессиональный психолог обязан непременно следовать принципам оказания психологической помощи, которые обеспечивают защиту прав обратившихся к нему за психологической помощью людей и, следовательно, высокую эффективность деятельности специалиста. Смысл профессиональной психологической помощи не ограничивается временным облегчением состояния клиента, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке сложных жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе им стратегии решения своих психологических трудностей, в расширении его психологических возможностей за счет повышения самоуважения и самопринятия, повышения уважения и принятия им других людей. Если клиент психологически готов, то психолог может вместе с ним выявить происхождение его психологических проблем; поможет убедиться в неадекватности используемых им невротических способов взаимодействия с окружающими; поможет приобрести навыки истинно человеческого, не манипулятивного общения, которое позволит клиенту в дальнейшем строить действительно здоровые взаимоотношения со своим «Я» и с другими людьми. Работа с психологом может помочь клиенту более эффективно использовать собственные психологические ресурсы.

Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

Житейские психологические знания

W Конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям и задачам. Но к задачам довольно прагматическим. То есть задачи, ситуации и лица, на которые распространяются эти знания ограничены.

W Носят интуитивный характер, что связано с особым методом их получения: путем практических проб и прилаживаний

W Возможность передачи этих знаний весьма ограничена из-за конкретности и интуитивности их характера

W Ограниченность методов: наблюдение и размышления

W Ограниченность доступного фактического материала

Научная психология

W Стремится к обобщениям. Для этого используются научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения; они четко определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы.

W Знания рациональны и осознанны

W Знания аккумулируются и эффективно передаются во всем своем объеме. «Представители науки – пигмеи, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах». Передача знаний возможна, так как они кристаллизируются в понятиях и законах; фиксируются в научной литературе, передаются с помощью вербальных средств (речи и языка).



W Кроме наблюдений и размышлений возможен эксперимент

W Обширный, разнообразный и часто уникальный фактический материал, не доступный в полном объеме ни одному носителю житейской психологии

Разработка специальных отраслей психологии – метод общей психологии. Житейская психология его лишена. Однако для того, чтобы быть хорошим психологом, нужно совмещать 2 типа психологических знаний.

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру

Общая психология Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)
Психофизиология Наука, возникшая на стыке двух наук, - психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями
Возрастная психология Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека
Педагогическая психология Закономерности обучения и воспитания
Медицинская психология Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью
Социальная психология Особенности взаимодействия людей и психологию целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы,обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям
Психодиагностика Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно
Психотерапия Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности - Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек - есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов - начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

Теоретическая и практическая психология

В последние десятилетия в нашей стране начинает активно развиваться практическая психология. В чем же отличие психологии как науки от психологии как практической деятельности? Ответить на данный вопрос представляется возможным, если обратиться в функциям психологии.

Функция (от лат. Functio – отправление, деятельность) Обязанность, круг деятельности, работа, назначение.

Психология осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина:

· описание,

· объяснение,

· предсказание .

Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Однако психология, не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, биология, конструктивно-техническая - техническим наукам и т.п. В психологии, как в педагогике же эти функции совмещаются. Психологию нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает изучаемые феномены как они есть, как сущее. В результате получаются знания которые используют практические психологии в процессе работы с клиентами.

Теоретическая психология Практическая психология
Субъект деятельности. Учёный, исследователь. Психолог-практик.
Объект деятельности. Психика человека вообще (безлично). Конкретный человек или группа людей.
Предмет деятельности. Противоречия, закономерности функционирования и развития психики. Психологические проблемы (проблема) клиента.
Основной вид деятельности Научное исследование в области психологии. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция, развивающая работа, психологическая профилактика психологическая реабилитация.
Цель деятельности. Получение нового научного знания в области воспитания, образования, обучения. Оказание непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются
Способы деятельности. Теоретические и эмпирические методы общенаучного и конкретнонаучного познания. Практические методы диагностики и оказания психологической помощи. Специфика используемых методов зависит от принадлежности психолога к той или иной психологической школе.
Место работы Научные институты и центры; психологические лаборатории университетов и институтов; отделы прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Социально-психологические службы (СПС) в различных организациях и на предприятиях; психологические консультации; социально-психологические и реабилитационные центры и т. д.
Результат деятельности и формы оформления этих результатов. Новое научное знание. Текущие результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчёта. Решение поставленной проблемы.

Прикладная психология - ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Прикладная и практическая психология

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы - как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Например, метафора Родитель - Взрослый - Ребенок, введенная в практическую психологию Эриком Берном, показала свою огромную пользу в психологическом консультировании и психотерапевтической работе. Однако научной основы у данной метафоры нет, по крайней мере, пока..

Прикладная психология - разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

В экспериментальной психологии исследователь никогда не задается вопросом, даст ли его работа полезный для практики результат. Он может заниматься любой проблемой, если это ведет к увеличению знаний о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует, и хотя результаты эксперимента могут найти полезное применение, для теоретической психологии это не очень важно. Задачи же, встающие перед прикладной психологией - это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Прикладная психология - общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».

Психология как наука и практика дифференцировалась на академическое, прикладное и практическое направления, что характерно для всех развитых паук. Эта дифференциация научной деятельности обусловлена различием целей, средств, способов и результатов научной деятельности в том или ином направлении, а также реализации научных знаний.

Академические исследования направлены на изучение непознанных объектов и их свойств. Это область таинственных явлений природы, общества, человека и бесконечных форм жизни и существования материи. Познавательная деятельность составляет основное содержание академической науки. Не специфика раскрывается в соответствующих целях, средствах, способах и результатах (продуктах).

Целью академической психологии является познание законов психической деятельности , формирования и функционирования психологии человека. В этой цели заключена и основная мотивация "академистов", связанная с любознательностью и любопытством, желанием узнать что-то новое о неизвестном. Это познание ради познания. Прагматические мотивы человека, профессионально занимающегося академической психологией, в этом случае связаны с карьерой ученого.

Средства познавательной деятельности в академической психологии разрабатываются самими учеными, которые выстраивают их соответственно своим теоретическим конструктам, т.е. представлениям об изучаемом явлении. В этом смысле показательно высказывание Э. Боринга: "Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта", т.е. исследователь изучает не столько феномен, сколько свое представление о нем. Поэтому в психологии существует много методик, направленных на исследование одних и тех же феноменов, но рассматриваются эти феномены под разным углом. Орудия познания в психологической науке нередко получают имена своих изобретателей. Например, "Пятна Роршаха", "16-факторный личностный опросник Кеттелла", "Семантический дифференциал Осгуда", "Тест репертуарных решеток Келли" и др. Они тиражируются и модифицируются в различных методических процедурах. Каждая из методик нуждается в инструментальной оснастке. Работа с научно-исследовательскими средствами в академической науке превращается в специальную деятельность "методический эксперимент", направленную на изобретение, апробацию и валидизацию методических средств.

Способы научно-исследовательской деятельности осмысливаются как методология научного познания, которая объективируется в методах и технологиях познавательной деятельности. Они составляют содержание исследовательского процесса как последовательности познавательных действий, операций и приемов. Все это определяет существо научно-исследовательских процедур.

Продуктом академического познания является система знаний о предметной области конкретной науки. В психологии - это психологические факты, закономерности психической деятельности, представления о психической организации, концепции и теории. Все эго относится к фундаментальным проблемам психологической науки. В процессе их осмысления закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач. Академические исследования расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. Обоснованности и доказательности научных знаний служит экспериментальный метод. Проникновение его в психологическое познание предопределило возникновение психологической науки в ряду других наук (физических, биологических, социальных).

Родоначальником академической психологии можно считать Вильгельма Вундта, который в 1879 г. организовал лабораторию экспериментальной психологии, где проводились систематические исследования функций психического отражения экспериментальным методом, и начал специальное обучение психологов в Лейпцигском университете.

Прикладные исследования должны решать вопросы оптимизации деятельности человека в конкретных условиях. В прикладных исследованиях используются достижения академических исследований, но применительно к определенной деятельности человека. Акцент в них делается на функциях конкретной деятельности человека.

Целью прикладной психологии является рационализация поведения и деятельности людей для достижения наибольшей эффективности.

Г. М. Андреева пишет, что целью всякого прикладного исследования является непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества . Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Средства прикладной психологии создаются специально для отдельных случаев рационализируемой деятельности и поведения. Это чаще всего модификации средств академической науки, хотя могут быть и оригинальные изобретения.

Способы прикладной психологии представляют собой моделирование условий, функциональных зависимостей, человеческих отношений, мотивов и всех других компонентов психической организации человека, объективированных в моделях конкретной деятельности , которую предполагается оптимизировать.

Продукты прикладных исследований представляют собой конкретные модели оптимального взаимодействия в системах "человек - предметный мир" и "человек - человек".

В числе родоначальников прикладной психологии следует выделить X. Мюнстерберга, который в начале XX в. заложил теоретические основы технологических решений в прикладных исследованиях профессиональной деятельности.

Практическая психология трансформируется в профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи конкретному человеку или группе людей по преодолению разного рода психологических проблем, по психологической поддержке и сопровождению.

Целью практической психологии является воссоздание целостной и психически здоровой личности посредством психологической помощи по запросу клиентов.

Средства психологической помощи сосредоточены в психотерапевтических способностях психолога. Он сам является основным инструментом своей профессиональной деятельности, где специальные знания, психологическая одаренность, прозорливость и интуиция реализуются в средствах общения с клиентом.

Способы практической психологии заключены в технологиях общения и воздействия на клиентов. По форме это психологические беседы и консультирование, тренинги. Важным способом поиска мишеней (проблем клиента) является психодиагностика. Большое количество проблем порождает множество частных технологий психотерапевтического воздействия. Более того, применение той или иной технологии связано с тремя факторами: спецификой проблемы клиента, его субъектными характеристиками, а также навыками применения той или иной технологии практическим психологом.

Продуктами практической помощи является психологическая адекватность и социальная адаптированность личности.

Родоначальником этого направления психологической науки и практики можно считать Зигмунда Фрейда, который не только разработал

основные технологические принципы психоанализа, но и научно-теоретическую базу психотерапии как особого направления врачебного дела. В дальнейшем его последователи, а также представители гуманистического направления, в частности Карл Роджерс, расширили практическую деятельность психолога на область взаимодействия с клиентами, не подозревающимися в психических и личностных расстройствах, в рамках психологического консультирования.

  • Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2014.

Практическая психология как наука

1936г н-ка практической психология 1 .начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес-планов; психологическую харак­теристику членов рабочих коллективов и прогноз их со­вместимости и т. п.

Этапы становления практической психологии:

1 этап (1900-1907) зарождение педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей,

2 этап (1908-1917) появление первых психологических центров

3 этап (1918-1924) становление детской практической психологии,

4 этап 5 этап (1929-1931) интенсивное развитие отечественной детской психологии и педологии, появление теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Басов, Л.Выготский)

6 этап (1932-1936) ликвидация в школьной и общественной практике интереса к личности ребенка, к творческому началу, критика педологии на административном уровне

7 этап (1940-1960) возрождение отечественной детской психологии: исследования учебной мотивации, психологии воспитания школьника, проблемы одаренности ит.д.

8 этап (1981-1988) эксперимент по введению в российских школах должности практического психолога

Психолог работает с важным «материалом» клиента - психологической информацией.

Основные виды деятельности практического психолога

Психопросвещение и Психопрофилактика , психодиагностика .Психологическая коррекция Психологическое консультирование Психотерапия

Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.

Главная цель психологической службы образования - психологическое здоровье детей - связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.

Основные задачи психологической службы образования: 1) развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), 4) оказание своевременной псих помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.Модели работы психолога в образовании

Первая модель. Психолог ведет консультации с учениками, их родителями и учителями по их обращению. Вторая модель. К предыдущ добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных учителей, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми.

Третья модель. Включает в себя проведение обучающих семинаров и тренингов с учениками и учителями. Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации учителя с учениками

Функции психолога

5. проводит работы по разв-ю способностей детей

Служебные обязанности практического психолога :

1. являться психологической службы;

2. заботиться о психологическом здоровье личности;

3. проводрегулярн исслед-ия с целью контроля за псих разв-м;

4. выявлять лиц, нуждающихся в психологической помощи;

5. вести просвет -ту среди учеников, родителей, учителей;

6. выявл лиц находящихся в зоне психологического риска;

7. проводить психодиагностическую работу

8. несёт юридическую ответственность за правильность выдаваемых заключений и рекомендаций.

Должностные обязанности :

1. Выявл лиц, нужд-хся в псих помощи, их учет и контроль.

2. Ведет просвет-ую р-ту среди уч-ков, родителей, учителей.

3. Участвует в семинарах для психологов.

4. Ведет консультационную работу.

5.Проводит психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска

6.Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.

Проф. подготовка по спец-ти «Психология» осущ-ся в ВУЗах. срок– 5 лет

Общие требования к специалисту:

1.профессиональная компетентность, хорошие знания своего предмета

2.гуманистическая направленность

3.высокая нравственность

4.способность к импатии (сопереживанию)

5.креативность (умение творчески мыслить)

6.коммуникабельность (умение общаться, установить межличн отн-ия)

7.организовать рабочее место

8.тактичность

9.интелегентность.

Служебно-должностные обязанности :

1.является сотрудником псих.службы

2. заботится о психическом здоровье личности

3. проводит регулярные массовые обследования психического развития

4. ведет просветительскую работу среди учеников, родителей

5. проводит работы по развитию способностей детей.

4. Специфика р-ты психолога в исправительно-воспитательных учреждениях. Организация работы психолога на предприятиях, фирмах.

Задачей психолога ИУ является оказание помощи руководителю ИУ в отношении осужденных Особо пристального внимания требуют осужденные "группы риска". Это могут быть :

Осужденные, процесс адаптации которых к условиям жизни в ИУ проходит затруднительно и болезненно;

Осужденные женщины с аффектно настроенной психикой и субъективным отношением к отбыванию наказания;

В отношении каждого осужденного отрицательной направленности необходимо применять строго дифференцированные методы воздействия.

Услуги оказываемые психологом :

Индивидуальная психологическая консультация (но широкому кругу вопросов и проблем);

Семейная психологическая консультация (консультация семейных пар, несемейных пар, нетрадиционных пар);

Индивидуальная психологическая помощь, психокоррекция;

Семейная психологическая помощь, психокоррекция;

Индивидуальный психологическийй тренинг;

Семейный психологический тренинг;

Психодиагностика и тесты (психологическое обследование с выдачей пакета документов и консультацией психолога по результатам).

Практический психолог в организации выполняет несколько функций :

Исследовательскую (экспертную);

Консульт-ную;

Педагогическую;

Просветительскую.

психолог в организации решает следующие задачи:

1) профессиональная ориентация и консультирование;

2)соц-психол-ое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;

3) ускорение процессов адаптации работников в организации;

4) взаимодействие руководителя с подчиненными;

5)описание должностных обязанностей, составление профессиограмм;

6) изучение условий труда и организации рабочих мест;

7) профилактика и разрешение конфликтов;

8) повышение дисциплины труда;

5 . Требования к ведению и оформлению документов практического психолога .

Жесткой регламентации в отношении документального оформления работы практического психолога как таковой пока не существует.

Консультирование в образовании может осуществляться в различных сферах: консультирование детей по их проблемам, родителей, учителей и воспитателей, когда они сталкиваются с проблемами обучения и воспитания детей или с проблемами взаимоотношений с детьми,

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.

Основная цель психологического консультирования - оказаниепсихологической помощи , то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:1.Выслушивание клиента , в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.2.Облегчение эмоционального состояния клиента , то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.3.Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним . Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.4.Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

В некоторых случаях возникает необходимость впсихологических консультациях по телефону. Телефонные консультации проводятся:

Когда клиент звонит школьному психологу с вопросом, решение которого не терпит отлагательств;

Для уточнения того, правильно ли он поступил в опред. ситуации;

При возникновении неожиданной кризисной ситуации в жизни клиента;

В случае, если клиент не может прийти на очную консультацию по состоянию здоровья

Десять правил психологического консультирования по телефону

Психологическое консультирование по телефону организуется с учетом определенных правил.

Правило 1. "Помни об ограничениях".

Правило 3. "Ритм - основа разговора": наличие со стороны психолога пауз, чтобы клиент имел возм полностью высказаться, самост-но продумывать сложные моменты своей ситуации.

Правило 4. "Умей правильно начинать консультацию по телефону". С чего начать психологическую консультацию по телефону? "Здравствуйте!", "Добрый день

Правило 5. "Предлагай решение". После выяснения ситуации клиента психолог определяет цель консультации. "Я понял вашу ситуацию и могу помочь вам, выслушав вас" (цель консультации - успокоение клиента).

Правило 6. "Незатяни консультацию". Длительность психологической консультации по телефону должна составлять не более 25-40 минут.

Правило 7. "Слушать и поддерживать". "Я вас понимаю..."

Правило 8. "Присоединение к клиенту - это значит внутренне (в интонациях) и внешне (при построении разговора) отразить поведение своего клиента, осуществить с ним синхронное вербальное движение.

Правило 9. "Ведение клиента". Несмотря на то что обычно клиент довольно много говорит по телефону, ведущая инициатива в разговоре должна принадлежать именно психологу.

Правило 10. "Эмоциональный позитив * побуждение к действию". Психологическую консультацию по телефону важно закончить, закрепив эмоционально-положительное состояние клиента: снизить его тревожность, успокоить и сформировать его оптимистичное отношение к решению проблемы. При этом необходимо также оставить разговор открытым и не до конца завершенным с тем, чтобы у клиента возникло побуждение к активному, самостоятельному решению собственной проблемы.

Уверенный в себе клиент.

Виды психокоррекции

Симптоматическая коррекция – кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии.

Каузальная коррекция – направлена на источники и причины отклонений. Длителен по времени.

Индивидуальная – психолог работает с клиентом один на один.

Микрогрупповая – работа в микрогруппе (2-4 человека), где у людей сходные проблемы.

Групповая форма – целенаправл использование групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений, возникающих м-ду участниками группы, включая и психолога.

Смешанная форма – позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем

Общая –мероприятия, направл-ые на нормализацию микросреды клиента, регулирующие психофизические, эмоциональные нагрузки Частная – набор спец приемов и методов, основанных на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Специальная – комплекс приемов, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретн задач формирования личности.

Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.


Тренинг р-та. Стр-ра,цель

тренинг - методо активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.

Тренинг проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реально существующими группами, а также в семьях. СПТ проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку.

Обычный цикл занятий рассчитан на 30-50 ч, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20-24 ч) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную программу СПТ и снижают ее эффективность.

Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня и средней продолжительностью каждого занятия 3 ч. Но более эффективной формой организации работы является марафон- несколько занятий подряд по 8-10 ч непрерывной работы.

В процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения и т.д. Результативность Т в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них : активность на занятиях, принцип открытой обратной связи, принцип "здесь и теперь", доверительность в общении.

Метод групповой дискуссии.

Дискуссия (исследование, рассмотрение) -заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6-8 человек. Занятия строятся таким образом, что участники дискуссии говорят больше, чем тренер/преподавательМетод групповой дискуссии может осуществляться и с использованием сети интернет.

Метод мозгового штурма (мозговая атака,- метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Используется при тупиковых или проблемных ситуациях. Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Осн задача -выработка возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы.. Оптимальными считаются группы в 7-11 человек.

РОЛЕВАЯ ИГРА - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.

1) Ролевая игра должна быть значима для участников.

2) Необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках тренинга.

3) - важно выбрать тех лиц, на которых ориентируется группа;

Неуверенных лучше оставить в покое - они включатся на примере других;

В первые игры лучше включать людей более уверенных;

Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (в дошкольном детстве - игра, в младшем школьном детстве - учебная деятельность). При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. И воспитатель, и учитель не имеют оснований объяснять неудачи своих воспитанников или учеников их плохим умственным развитием, отсутствием у них способностей, так как развитие детей само в значительной степени определяется обучением, воспитанием, общением, зависит от особенностей организации этих процессов.

В качестве основных условий развития можно назвать следующие.

1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного возрастного периода, на зону ближайшего развития и пр.

Так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться, верить в свои возможности и испытывать к школе и учению положительные чувства (во всяком случае, школа не должна вызывать у него отвращения и боязни).

Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все проблемы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, объясняются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива.

2. Развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода - интересов, склонностей, самосознания (самооценки, полового самосознания и пр.), направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и др.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга, и это прекрасно. Одинаковость детей должна беспокоить и настораживать педагога: тут что-то не так.

Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.

Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов и неудач в той или иной деятельности. Психическое и личностное развитие ребенка невозможно без развития его способностей. Развитие способностей и развитие личности взаимообусловленные процессы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый здоровый ребенок способен получить общее среднее образование, овладеть материалом школьной программы. Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей.

Становление и развитие способностей требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка. Именно этого взрослым часто не хватает! И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности - это исключение, а не правило. Но если образование не развивает способностей ребенка, это не образование, это какое-то организованное времяпрепровождение.

3. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется прежде всего продуктивным общением, взаимодействием ребенка и учителей, ребенка и сверстников.

Полноценное общение менее всего ориентируется на любой вид оценки или оценочные ситуации; для него характерна именно безоценочность. Высшая ценность в общении - это другой человек, с которым мы общаемся, причем человек любого возраста (даже маленький), со всеми его качествами, свойствами, настроениями и пр. В общении главное - уважение права другого человека (ребенка, взрослого) на его индивидуальность, уже сложившуюся или только-только формирующуюся.

В младших классах характер общения учителя со школьниками формирует у детей различное отношение к его личности: положительное, при котором ученик принимает личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним; отрицательное, при котором ученик не принимает личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в общении с ним; неопределенное, при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к нему. Учителю не следует обижаться на неприятное отношение детей к себе, а попытаться понять причину возникновения такого отношения. Вину за несложившиеся отношения с ребенком должен всегда брать на себя взрослый. Профессиональный анализ педагогом своих слов, действий, переживаний поможет уловить причину нарушения контакта с ребенком и восстановить этот контакт, что очень важно для нормального учебно-воспитательного процесса. Ведь существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с учителем и формированием у них мотивов учения.

Положительное отношение, доверие к учителю вызывают у ребенка желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения.

Отрицательное отношение к учителю у младших школьников встречается очень редко, а вот неопределенное - весьма часто. При таком отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях - с боязнью его. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться. Причем обычно дети сами не осознают причин собственных переживаний, неустроенности, огорчений; к сожалению, нередко не осознают это и взрослые. Первоклассники в силу недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость учителя. Названное явление нередко недооценивается учителями на самом начальном этапе обучения детей. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться, могут быть перенесены на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. В результате могут возникнуть серьезные отклонения в психическом и личностном развитии школьников.

Несоблюдение перечисленных выше условий психического и личностного развития детей в образовательном процессе ведет к формированию у них негативного отношения к школе, к учению, неадекватного отношения к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности в таких условиях невозможны. Требуется коррекция этих условий. На основании сказанного можем перейти к формулировке основных принципов (или исходных положений) психологической коррекции.

Принцип первый - единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй - единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества.

Ценность каждого возраста бесспорна. Именно полноценное проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности ребенка. Но при этом следует учитывать, что для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психологических закономерностях, к которым относятся: постепенность, неравномерность развития, наличие "латентных" периодов, когда развитие происходит в скрытом, недоступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого "рывка", причем продолжительность этих периодов у детей различна, различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств, своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое. Поэтому коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить "подгонку" под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.

Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.

Д.Б. Эльконин (1981) отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше.

Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о трудностях в обучении, которые испытывают младшие школьники, о возрастной динамике индивидуальных различий у детей, в том числе проявлений полового диморфизма.

Развитие в онтогенезе имеет сложный системный характер. Диагностическое обследование как раз и позволяет раскрыть целостную системную картину причинно-следственных связей, сущностных отношений между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами.

Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

Принцип четвертый - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.).

Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым. Так, к успеху в учебной деятельности ведет собственная активность ребенка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска, знаний и открытий. Пробудить такую активность в школе - не просто. Но без нее ни о каком развитии говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей нельзя привести ребенка через насилие, упреки, указы, приказы... Необходима коррекция учебного процесса в плане изменения условий обучения, предусматривающих возможность развития собственной активности ребенка в учебно-познавательной деятельности.

Все дети от природы одарены способностью к развитию: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир, способностью думать, говорить, рассуждать, воображать, запоминать, желать, чувствовать, переживать, напрягаться, добиваться и пр. Но эти способности необходимо развивать с момента рождения ребенка. Коррекционные усилия взрослых и в детском саду, и в школе должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, если это необходимо, пробелы и недостатки в развитии, возникшие в предшествующие годы жизни ребенка.

Отсюда принцип пятый - подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети "второго" сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем. У М.М. Пришвина есть очень тонкое высказывание: тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.

Формирование способностей, как общих, так и специальных, - процесс очень сложный, он имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов в той или иной деятельности. Несформированные способности и интересы ведут к недоразвитию личности. Коррекция недостатков в развитии способностей и интересов ребенка - важнейшее направление психолого-педагогической работы.


ПСИХОТЕРАПИЯ, психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста-психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными проблемами, так и с серьезными психическими заболеваниями, например шизофренией; чаще всего они ищут помощи при тяжелых эмоциональных стрессах.

В индивидуальной психотерапии в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач-пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия отлична от групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные инд



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!