Кухонная мебель в стиле рококо. Стиль рококо в интерьере - современное исполнение стиля

Стиль рококо в интерьере – отчаянно элегантное, более легкое продолжение европейского барокко. Уже не дворцовый, но все ещё прекрасный – читайте в нашем новом гиде какой он – классический рококо.

История стиля рококо

Стиль рококо – стиль в дизайне интерьеров, декоративном искусстве, живописи, скульптуре и архитектуре, популярный в середине 18 века. Характеризуется легкостью, элегантностью, обилием изгибов, естественных форм в орнаменте.

“Слово рококо происходит от французского rocaille, означающее скальную работу, которой украшен искусственный грот”

Немного устав от строгого и пышного барокко , парижские аристократы XVIII века возвращались к более мягким конструкциям и скромным материалам. После смерти Людовика XIV, могущественного монарха, который предпочитал держать всю знать при себе в Версале, французская аристократия наконец-то получила возможность вернуться в собственные дома и украсить их по своему вкусу.

Освобожденные от придворной торжественности, парижане проводили больше времени в частных имениях, устраивали богатые вечеринки и в целом наслаждались жизнью. Новый стиль был продолжением барокко, но характеризовался асимметрией, изяществом форм и восхитительными изображениями повседневной жизни и придворной любви.


Организация пространства для стиля рококо

В отличие от огромных дворцовых помещений барокко, стиль рококо использовался в зданиях поменьше, с гораздо меньшим количеством комнат, большая часть из которых была небольшой и личной частью дома. Поэтому, стиль отлично вписывается как в просторные залы для принятия гостей, так и в небольшие комнаты современного мира.

Как правило, в домах французской знати залы находились в центре дома. В зависимости от удаленности от общих помещений, созданных удивлять великолепных гостей, комнаты становились все меньше и меньше, создавая интимную атмосферу, больше характерную для будуаров.


Цветовая палитра и узоры стиля рококо

Интерьеры в стиле рококо были легкими и воздушными, гораздо более свободными, чем предшественники-барокко. И все-таки, комнаты оставались неизбежно роскошными. Рококо напоминал о богатстве владельцев с элегантностью и деликатностью.

Такая эстетика достигалась благодаря сочетанию светлых пастельных тонов – голубой синевой, зеленым, желтым, розовым – с белой слоновой костью, полированным мрамором, золотом и серебром. Удивительные сочетания рококо – каждый материал или цвет в комнате был визуально легким и одновременно роскошным, словно полет сквозь позолоченное облако.

Узоры также создавали ощущение потока, с большим количеством абстрактных и ассиметричных деталей. В моде были цветочные мотивы, изящные орхидеи, тонкие деревья, аквариумные рыбы, множество заимствований из восточной культуры.

Как и в случае с барокко, в комнатах в стиле рококо к украшению стен относились как к искусству. Все углы в комнатах были скруглены, стены украшены резными панелями, золотыми орнаментами и зеркалами, которые расширяли пространство, придавая ему неопределенность. Для настенных покрытий часто использовались шелковые или дамасковые ткани с растительным или цветочным узором, гобелены.



Оформление стен в стиле рококо

Стены все еще рельефны: делятся на несколько зон, каждый из которых заполняется разным видом декора.


Потолок в стиле рококо

Из-за ограниченного пространства потолки в стиле рококо украшены не так ярко, как в стиле барокко. Как правило, стилю характерна однотонная светлая цветовая гамма потолков с резными извилистыми силуэтами – с цветочным орнаментом, украшенная изображением ангелов или заимствованными китайскими силуэтами.

Важная часть потолка – огромная хрустальная люстра с подсвечниками или их имитацией.


Оформление пола в стиле рококо

В сравнении с остальным пространством комнаты полы выглядят более спокойно. Их задача – показать статус владельца, а не украшать комнату. Продолжая тему роскоши и элегантности, для пола используются такие материалы, как высококачественная и строгая древесина или мрамор. В более интимных комнатах полы украшаются мягкими уютными коврами с восточными мотивами.


Мебель в стиле рококо

На первый взгляд, мебель в стиле барокко и рококо почти ничем не отличается. В обоих стилях мебель ярко декорирована растительными узорами, изящными ножками, повторяет S и C-формы. И все же мебель в стиле рококо более тонкая, скорее женственная, с более стройными ножками, ассимметричная, более светлых оттенков.

Мебель часто обивалась шелком серебряного, золотого или бронзового цвета. В бальных залах и прилегающих к ним комнатам находились низкие итальянские диваны, служащие скорее для украшения, чем сидения. Консоли и столики были украшены золотой или бронзовой резьбой.


Освещение

Освещение в стиле рококо роскошно и претензионно, французы очень любят подсвечники и канделябры. В интерьере в стиле рококо распространены великолепные люстры и настенные бра, подобранные таким образом, чтобы увеличить уют пространства.

Большое значение придается естественному свету: в французских домах распространены высокие и узкие окна во всю стену, их дополняло большое количество зеркал для усиления ощущения открытого пространства. Зеркала находились в роскошных позолоченных рамах с резными фигурками цветов и ангелов.


Использование предметов декора в стиле рококо

Роскошная асимметрия рококо вдохновлена естественной кривизной деревьев и цветов, раковин ракушки, облаков. Аксессуаров немного – основной декор приходится на стены, потолок и уже известные нам люстры, зеркала и элегантную мебель.

Главным мотивом комнаты в стиле рококо часто служил низкий камин, покрытый мраморной плитой, на котором нашли себе место часы, фарфоровые статуэтки и другие украшения. Обычно над ним висело зеркало.


Основа стиля рококо – изящный орнаментальный ритм, личный комфорт и уют. Этот стиль, такой французский, такой роскошный, украсит помещение любого размера, если подходить к выбору декора с умом. Именно “элегантность” – ключевое слово той эпохи. Рококо – период выхода из реальности в мир фантазии, театральной игры с небольшим религиозным влиянием.

Для запоминания, рококо – это:

    Нежные и легкие цвета, которые сочетаются с золотым и медным декором;

    Роскошные материалы: дорогая древесина на пол, шелк и бархат, стекло и хрусталь, кованые металлические аксессуары: бронза, латунь, медь;

    Обилие декоративных элементов: зеркал и картин в массивных позолоченных рамах, старинных часов и кованных канделябров;

    Основами стиля являются асимметрия, гладкие линии, закругленные формы, декоративная нагрузка.

Все совпало с тем, что запомнили?

В Эпоху Возрождения самым популярным у европейской знати был архитектурно-декоративный стиль барокко. Высокопоставленные особы соревновались, кто оформит свой дом роскошнее. Но капризным французам не хватало в монументальном барокко изящества, и они изобрели свою версию: рококо.

Сегодняшний основной тренд в дизайне – стремление к функциональности и простору – при убранстве квартир нередко уступает место традиционализму и классике. Хотите, чтобы ваша гостиная выглядела, как апартаменты французской знати 18 века? Выбирайте рококо.

Основные черты стиля

Название – производное от rocaille (ракушка, завиток). Отсюда один из основных приемов – элемент узора в форме ушной раковины. В целом рококо похож на барокко: много позолоты, дорогих украшений, подчеркнутая вычурность и претенциозность, множество мелких декоративных деталей. Если вы оформляете небольшую гостиную, важно не переборщить, соблюсти баланс – иначе она превратится в музейный заказник.

Чтобы понять, как выглядели исторические интерьеры рококо, посмотрите репродукции знаменитых дворцов: Китайский дворец (Ораниенбаум), Амалиенбург (Мюнхен). Упоминания о стиле в его исходном варианте часто связывают именем законодательницы парижской моды – маркизы де Помпадур.

Из Франции рококо распространился далеко по всей Европе, включая Россию. Считался самым эротичным, активно использовался в спальнях. Поскольку основным времяпровождением знати были светские приемы, гостиные в плане пышности не уступали спальням: оформлялись с тем же колоритом, имели те же элементы утонченности и эротизма.

Общие черты:

  • много лепнины – потолки, стены, потолочные плинтуса, порталы каминов, оконные откосы и др.;
  • нарочито пестрое декорирование любых плоских (и не только) поверхностей;
  • обильно декорированный многослойный текстиль – рисунок, вышивка, шелк с узорами;
  • резная мебель ручной работы с округлыми контурами и ножками;
  • инкрустация, позолота (реже – серебрение).

В отличие от барокко, где активно используются яркие сочные цвета, рококо тяготеет к пастельным и приглушенным. Приветствуются розовый, бледный салатовый, нежно-фиолетовый, голубой, кремовый. Популярные сочетания:

  • белый с золотом;
  • бежевый или песочный с золотом;
  • белый и светло-голубой;
  • светло-зеленый и бледно-розовый;
  • светлые тона голубого, розового, салатового.

Одновременно с европейскими чертами в рококо могут присутствовать китайские элементы – в те времена этот декор вошел в моду. В гостиной рококо уместны китайский фарфор и соответствующие этнические мотивы в живописи.

Классические апартаменты – симметричные, овальной формы. Симметрия в городской планировке, как правило, присутствует исходно, а вот овальную форму в современном интерьере создать сложно, не теряя полезного пространства. Но можно подчеркнуть стиль за счет округлых контуров мебели, арочных дверных и оконных проемов. Приветствуются колонны и декоративные арки.

Стены, потолки и полы

При декорировании можно использовать обои (они в ту эпоху уже были). Например, обои из велюра с цветочным орнаментом. Если вы предпочитаете окрашивание, в облицовке должно быть много детально прорисованных орнаментов, бордюров, лепнины. Живопись на стенах и потолках – орнаментальная и сюжетная.

В рококо принято делить стену на части и для каждого фрагмента использовать свое изображение.План-эскиз рекомендуется составить заранее. Часто стену делят горизонтальной линией примерно пополам. Наверху симметрично развешивают картины и зеркала, предпочтительно в багетах овальной формы. Нижнюю часть стены декорируют обоями или росписью. Популярны гобелены.

Потолки однотонными не делают, обычно там присутствуют «фрески» с изображениями античных или библейских персонажей. Потолок тоже делят на секции, каждая со своим изображением. Низкий можно сделать однотонным светлым, а по периметру установить карнизы с узором. Центральную люстру декорируют лепной розеткой. Переход от потолка к стене – плавный, скругленный (модификация карниза, называется «падуга»).

Полы рококо – глянцевый паркет, плитка. Богатый вариант – штучный художественный паркет. Древесину покрывают несколькими слоями лака и полируют до зеркального блеска. Популярны в этом стиле ковры с рисунком, но злоупотреблять ими не следует, так как они скрывают изюминку стиля – блестящий пол.

Мебель и камины

Мебель – пышная, но более утонченная, чем барочная. Контуры округлые, формы плавные, излишняя массивность нежелательна. Материал изготовления – орех, липа, другие ценные породы. Для отделки используются резьба, инкрустация, позолота. Обивка атласная, с рисунком или орнаментом. Две основные группы предметов: салонные и будуарные.

Салонные предназначены для сидения:

  • кресла, в том числе кресла-бержеры – с широким сидением и высокими подлокотниками, рассчитанные на объемные дамские туалеты;
  • диваны;
  • канапе;
  • кушетки;
  • шезлонги;
  • стулья.

Будуарные:

  • консоли, туалетные столики;
  • изящные небольшие комоды;
  • шкафчики с прозрачными дверцами;
  • секретер тоже появился во времена рококо.

Камин в гостиной рококо не редкость. От классического английского он отличается пышностью: лепнина, позолота, отделка под мрамор. На каминной полке располагают аксессуары: статуэтки, зеркала, часы.

Аксессуары и освещение

Отличительные черты стиля – витиеватость, нагруженность деталями. Это относится и к аксессуарам тоже: текстилю, зеркалам, статуэткам, вазам, посуде.

Совет : декорируя гостиную (особенно небольшую) рекомендуется распределять украшения равномерно по всей площади, чтобы не создавать музейно-выставочного впечатления.

Традиционные аксессуары рококо:

  • канделябры;
  • позолоченные часы в фигурном корпусе с лепниной и резьбой;
  • фарфоровые статуэтки, куклы, вазы;
  • зеркала;
  • гобелены;
  • картины;
  • ширмы, в том числе в китайском стиле.

Зеркал – чем больше, тем лучше. Обязательно отдельно висящие (стоящие) в золоченых, резных, инкрустированных рамах. Плюс отражающие и блестящие поверхности.Если гостиная небольшая и темноватая, зеркала помогут улучшить освещенность и расширить пространство зрительно, не выбиваясь из стиля.

Текстиль в гостиной – в первую очередь шторы. Пышные многослойные драпировки. Можно использовать классический комплект портьеры + гардины + ламбрекен или повесить пышные подъемные (французские, австрийские) полотна.

Подъемные фасоны различаются тем, что французские шторы присборены по всей высоте, а австрийские драпируются в нижней части, образуя одну пышную волну. Пышные подхваты – тяжелые кисти (как в барокко), ленты, банты. Обивка мебели тоже текстильная, с вышивкой, и такие же диванные подушки.

Картины. Рамы – как у зеркал, стиль изображения классический. Сюжеты – пасторальные, пейзажные, эротика, ангелочки, амуры. Романтические и любовные темы, в том числе из античной мифологии.

Много осветительных приборов. Обязательна центральная многорожковая люстра. В барокко она обычно позолоченная кованая, в рококо – хрусталь на бронзовой позолоченной основе. Лампочки в форме свеч. Канделябры вдоль стен, если пространство не позволяет – стилизованные бра. Свечи в серебряных подсвечниках.

Совет : оживить «музейную» гостиную можно за счет живых растений и цветочных гирлянд.

Основные элементы в узорах росписей и декоративных изделий:

  • раковина (стилизованная ушная) вписана в подавляющее большинство орнаментов;
  • картуш в сочетании с завитками типичен для мебели (в этой форме изготавливаются, например, спинки стульев);
  • стилизованные или детально выполненные изображения ангелов-купидонов;
  • королевская лилия;
  • цветочные орнаменты.

Современные технологии и рококо

В распоряжении сегодняшних декораторов есть много средств, которых не было в эпоху рококо. Можно ли использовать некоторые из них без нарушения стилистического единства? Если да, то какие и как?


Стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII в.(по разным источникам – до конца века, приблезительно около столетия и тд., точной даты окончания нет) как развитие стиля барокко. Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития Барокко. И Рококо, и Барокко насыщены и декоративны, но если барочная пышность напряжена, динамична, то рокайльная – нежная и расслаблена. В целом французское Рококо более связано с формами стиля Регенства начала XVIII столетия.

Рококо сразу возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере. Рококо – оригинальное явление, не имеющие прототипов в истории искусства. В этот период продолжается усиливаться восточное, и, прежде всего китайское влияние – т.н. стиль шинуазри . Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских дворах.

Орнамент – главный выразитель данной эпохи, имел 2 формы развития:1)тенденция к натурализации (декор в виде мелких цветных гирлянд с купидонами, ленточками), 2) основное – абстрагирование, асимметричность как элементов декора, так и самой композиции. Всё сводится к рокайлю, он заменил мотив волюты (барокко). Отразил внутреннюю опустошенность духовного мира европейского дворянского общества.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных художественных открытий эпохи Рококо.

Стиль рококо впервые воздвиг комфорт и удобство интерьера в ранг искусства. Распространяясь по Европе, стиль рококо обрел местные характерные черты в каждой из стран. Во Франции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкого благородства. В интерьерах Германии большее распространение получила лакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя в спокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличает простота и лаконичность линий. Своеобразие английскому рококо придают примеси из готических и китайских элементов.

Архитектура

В целом : Стиль не нашёл яркого выражения в арх, а более проник в интерьер. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.

Конкретно :В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье, они часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.

Строительная деятельность в прочих странах значительно отстает от Франции и Германии.

Скульптура

Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливого “Амура” Этьен-Мориса Фальконе (1716-1791)и группу “Амуры, борющиеся за сердце”, исполненную Жан-Батистом Пигалем (1714-1785): Очарование последней - в забавном сюжете, в прихотливой игре линий, в мастерстве воспроизведения пухлых детских тел, быстрых, легких в движении и в то же время по-детски немного неуклюжих, неловких.

“Речная нимфа" Клода Мишеля, прозванного Клодионом (1738-1814). близка рокайльной скульптуре. Пленителен девически-нежный облик, непринужденная грация позы. Статуэтка выполнена из терракоты, подчеркивающей своей фактурой и тоном тепло жизни, которое ощущается в мягкой пластике тела. Дробные складки ткани оттеняют плавность линий фигуры нимфы.

Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы - Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции.

Шедевр Гудона - мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера.

Живопись

Любимыми темами художников Рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Эстетизируется само мгновение, а не жизнь. Идейной и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм, сформировавшийся еще в период Регентства, а формой – интимная грация, дух мелочей.

Живопись имела преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Главные виды изобразительного искусства: настенные панно (самая распространенный вид, были большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность), плафоны и декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами – десюдепорты (франц. dessus-de-porte – над дверью). Изменился заказчик картин-помимо церкви и королевского двора, появляется «третье сословие» и новая аристократия.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Также в то время характерной чертой была эротика – изображения обнаженной натуры Венеры,нимф.

Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи – пастораль (франц. pastorale от лат. pastoralis – пастушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом

Одним из основоположников стиля «рококо» был А.Ватто («Паломничество на остров Киферу», «Вывеска Жерсена», Ф. Буше («Венера, утешающая амура»), О. Фрагонар («Уроки музыки», «Пастораль»). Их картины большей частью декоративны и предназначены для жилого интерьера. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись РОкотова: Коронационный портрет Екатерины II, Портрет Г.Г.Орлова в латах

Интерьер

В оформлении интерьеров стиль рококо проявился наиболее ярко. стиль рококо - это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.Характерные черты рококо – изнеженность и доведенная до предела утонченность. Вместе с тем интерьеры рококо перегружены декоративными деталями и мебелью, которая приобрела гибкие, мягкие, уютные формы. Зеркала, позолота, богатые лепные узоры по потолкам и стенам ломают пространственную структуру интерьера, углы комнат закругляются. Динамичные и ассиметричные формы задают основной тон.

Во времена рококо архитекторы впервые стали целенаправленно стремиться к стилевому единству интерьера. Декор стен и потолков, формы мебели, расцветки драпировочных и обивочных тканей, декоративные предметы, двери и аксессуары – все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовали новую расстановку мебели, которая собиралась небольшими группами в разных местах помещения. В группу обязательно входили стол, диван, несколько кресел и стульев. Такие «центры тяготения» для гостей задумывались как целостные композиции, которые обязательно поддерживали единый стиль всего помещения.

Главной доминантой интерьера рококо служил невысокий камин, покрытый мраморной плитой и изящно отделанный стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). На камин ставили часы и декоративные предметы, над камином вешалось зеркало в роскошной раме. В интерьере рококо использовались самые дорогие материалы: мрамор, экзотические породы дерева, бронза, золото, шелк, гобелен. Цвета стиля рококо нежные, пастельные;основные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым, и обязательное присутствие золота.

Во времена рококо расцвела и достигла своего апогея мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). Изящные, украшенные тонким декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем рококо. Владельцы дворцов и роскошных особняков в обязательном порядке заводили «китайский зал», обставленной лаковой китайской мебелью, или на худой конец, просто устраивали галерею китайского фарфора в одной из комнат.

Как результат увлечения «китайщиной» в Европу были завезены бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В интерьерах рококо появились передвижные и раздвижные ширмы, расписанные в китайском стиле; аквариумные рыбки; изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Получили распространение декоративные подушки из шелковой материи с крупными цветами.

Мебель

Утонченность стиля рококо отразилась не только на характере мебели, но и на появление новых видов мебели, предназначенных в основном для аристократичных женщин. Секретер на высоких ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом, разнообразные тумбочки и столики призваны были создавать особые удобства для своих хозяек.

Формы мебели для сидения изменились в сторону большего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенных двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло). Контуры мебели становятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Среди корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры. Детали мебели растворяются в общем объеме и кажутся отлитыми из пластичной массы. Декоративно мебель украшается прихотливыми орнаментами в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой. Большое количество разных видов столов, созданных в зависимости от их назначения.

Говоря о мебели рококо, нельзя не упомянуть выдающегося английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718-1719 гг.). Стиль мебели Чиппендейла представлял собой своеобразное сочетание французского рококо с готическими и восточноазиатскими мотивами. Чиппендейл ввел в моду большие напольные часы. В своей мебели он часто использовал мотив птичьей когтистой лапы, которая держит шар. Он довел до совершенства формы многих изделий мебели, начиная от стульев и письменных столов и заканчивая книжными шкафами. Многие типы разработанной им мебели дошли до наших дней без существенных изменений.

Екатерининское рококо: Китайский дворец в Ораниенба́уме, Золотой кабинет; Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген;

Получает свое развитие фабикация фарфора, появляется бисквит. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).а также Севр.Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин. Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками.

Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.Серебро также используется для предметов освещения, сервизов и в отдельных случаях - для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Продолжали использоваться фаянс.

Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись отразилась в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями.

Также, именно в ту эпоху получило распространение искусство красивой сервировки стола и приготовления пищи

Мужской и жнский костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки. Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. Головной убор – треуголка. Идеальный мужчина – придворный франт.

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо . Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одеждой в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы. Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые . Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница .

Ювелирные украшения

Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.

Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.

Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.

В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.

Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.

В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.

В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.

Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.

Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Месонье.

Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".

Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Помимо этого материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.

Книги

Стиль рококо зародился во Франции и достиг наивысшей популярности во времена Людовика XV. Характерными чертами стиля рококо являются обильная лепнина и пышность декоративных элементамов.

Фото: стиль рококо в спальной комнате

Самый популярный узор стиля рококо – завиток в форме ушной раковины. В переводе с французского «rocaille» этот термин обозначает «завиток, раковина».

Интерьер в этом стиле можно создать в любом помещении, будь то детская, спальня, гостиная или ванная комната. В таких интерьерах используются только нежные и пастельные тона.

Характерная черта мебели в стиле рококо – изогнутые ножки

Для оформления высоких потолков выбирают изображения небес или цветов в сочетании с многообразной лепниной

В XVII веке этот стиль преобладал в буржуазных частных домах. Так как они были не очень высокими, находиться в них было уютно и комфортно. Это также одно из отличий стиля рококо от великолепного стиля барокко, который в основном применяли в просторных комнатах с высокими потолками.

Шинуазри

Интересным фактом является то, что раньше в интерьерах рококо использовали китайские мотивы. Эпоха рококо с ее тягой ко всему экзотичному и необычному способствовала широкому развитию течения шинуазри - использованию китайских узоров и рисунков. Изящные художественные изделия китайских мастеров, украшенные тонким декором, отлично гармонировали со стилем, который процветал в европейских дворах. Это становится актуальным и сегодня. Модные стилизованные интерьеры в стиле рококо снова делают с китайской подтемой.

Шинуазри – лучший выбор для декорирования акцентной стены в гостиной

Создать загадочную и сказочную атмосферу в «китайском» интерьере можно при помощи характерных орнаментов и ориентальных мотивов. Наиболее яркий символ восточного колорита – китайская ширма, которая просто бесценна как декоративный элемент. Также обратите свое внимание на резную мебель и гобелены, на которых изображены китайские танцоры.

Общие черты и особенности стиля рококо

Отличительные особенности рококо: лепные украшения в виде морских раковин или изогнутых форм, тканевые обои, резные панели, зеркала, позолоченные орнаменты, закругленные углы стен и арок, а также живопись или настенная роспись.

Изысканный дизайн ширмы в стиле рококо

Оформление стен

Поверхность стен может стать настоящим предметом искусства. Стены в стиле рококо украшают разнообразными картинами, росписью, лепными элементами, зеркалами, бумажными и шелковыми узорными обоями.

Стиль рококо в интерьере гостиной

Настенные рисунки и орнаменты придают этой гостиной великолепный вид

Оформление потолка в стиле рококо

Желательно, чтобы потолок был естественным продолжением дизайна стен. Для украшения потолка следует подбирать разнообразную ажурную лепнину в форме цветов, ангелов, ракушек или завитков. Дизайн комнаты будет смотреться гармонично, если подобным декором будут украшены стены, дверные проемы и колонны.

Роскошное оформление спальни

Каким должен быть пол в стиле рококо

Для отделки пола выбирают глянцевый ламинат, керамическую плитку или художественный паркет. В гостиной или спальной комнате полы застилают коврами, украшенными декоративным рисунком.

Паркет из ценных пород древесины в спальной комнате

Мебель в стиле рококо

Одним из наиболее важных этапов при оформлении интерьера является мебель. Обычно она имеет удобную конструкцию, красивый дизайн и небольшой размер. Предметов мебели в стиле рококо достаточно – это могут быть кресла, кушетки, стулья с высокими спинками, диванчики, письменные столы или табуреты.

Необычайное богатство и роскошь

Этот интерьер отличается применением благородных узоров в оформлении стен и пола

Камин – это символ стиля рококо. Он является не только источником тепла, но и показателем роскоши. На каминной полке обязательно должны стоять изящные шкатулки, свечи в канделябрах, фигурки китайского фарфора и другие элементы. Над камином следует повесить зеркало, а рядом поставить небольшой столик и кресла.

Люстра с множеством завитков – основной элемент стиля рококо

Изысканный и утонченный дизайн спальной комнаты

Красивые многослойные шторы с ламбрекенами станут отличным оформлением окон

Фисташковый цвет в сочетании с бледно-розовым порождает атмосферу изящества, благородства и роскоши

Камин в стиле рококо

Легкий и элегантный рококо в светлых тонах

Гармоничное сочетание светло-голубого цвета с серым в интерьере

Уютная спальня в стиле рококо

Современная светлая гостиная



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!