Кровельное железо на крышу: инструкция по монтажу. Как стыковать профнастил между собой – нюансы укладки на крыше

Отдельные кровельные листы, имеющие стандартные размеры и пря-моугольную форму, перед укладкой на основании кровли соединяют между собой лежачими фальцами в рядовую полосу, состоящую из двух и более листов. Кромки полос загибают под углом 90 0 с одной стороны на 24мм, с другой - на 35мм. Для двойного стоячего фальца, значи-тельно повышающего прочность соединения между собой кровельных полос, кромки отгибаются соответственно на 38 и 45мм. Подготовка и последовательность выполнения одинарного и двойного лежачих фаль-цев показаны на рис. 5,а , одинарного и двойного стоячих фальцев - на рис. 5,6 .

Рядовые полосы из кровельных стальных листов (картины) заготов-ляют для устройства покрытий скатов крыш, надстенных желобов, карнизных свесов, разжелобков (ендов) и т.д.

При небольших объемах кровельных работ гибку фальцевых кромок и формирование лежачих фальцев для соединения между собой отдель-ных листов производят на специальном верстаке. Верстак изготовляют из плотно сбитых досок в виде прямоугольного щита (размер сторон - 2 и 1,5 м) и устанавливают на устойчивые козелки. Щит окантовывают с одной или двух сторон стальными уголками. Для оправки заготовок к поверхности щита при помощи двух хомутов крепят металлический бру-сок со скошенными торцами.

Кровельные листы, предназначенные для рядового покрытия кровель, соединяют в рядовые полосы при помощи одинарных лежачих фальцев.

Технологический процесс формирования одинарного лежачего фальца состоит из следующих операций. Лист с отогнутыми углами укладыва-ют на верстак (рис . 6,а ); отгибают всю кромку на 90 0 (рис. 6,б ) при-готовляют кромку к сваливанию (рис. 6,в) и сваливают ее на плоскость (рис. 6,г ). Затем соединяют листы фальцем и уплотняют соединение (рис. 6,д ), после чего подсекают фальц (рис. 6,е ).

Двойными лежачими фальцами соединяют кровельные листы, пред-назначенные для изготовления карнизных свесов, надстенных желобов и разжелобков, а также рядовых покрытий на крышах монументальных зданий. Одинарный лежачий фальц обычно располагают на кровле попе-рек стока воды. Качеству фальцевого соединения кровельных листов уделяют большое внимание. Особенно тщательно следует загибать кромки по разметке, чтобы соединенные между собой листы образовали ров-ную рядовую полосу. Для этого при помощи киянки сначала загибают на 90 0 кромку листа на углах. Полученные загибы используют в качестве маяков, удерживающих лист от смещения при дальнейшем отгибе всей кромки. После этого лист переворачивают и сваливают кромку на его плоскость, оставляя между кромкой и листом зазор 3 мм. В такой же последовательности выполняют операции и на другом листе. Листы сцеп-ляют между собой загнутыми кромками и уплотняют фальц киянкой. Полученное фальцевое соединение не будет раздвигаться, если с одной стороны кровельный лист осадить вдоль фальца при помощи металличе-ской планки и молотка. Двойной лежачий фальц формируют так же, как и одинарный, но при этом загнутые кромки загибают еще раз, а затем сваливают их киянкой на плоскость листа, оставляя между кромкой и листом небольшой зазор. Таким же образом подготовляют и другой кровельный лист. Загнутые кромки сцепляют, вдвигая, их друг в друга. Уплотнение фальца и осадку листа выполняют также при помощи киян-ки, металлической планки и молотка.

При массовой заготовке картин одинарные фальцы для соединения кровельных листов формируют на фальцезагибочных станках. При рабо-те на этих станках кромку стандартного кровельного листа зажимают между двумя плоскостями таким образом, чтобы полоса шириной 13-15мм оставалась свободной. Затем при помощи угольника, шарнирно укрепленного под полосой, загибают кромку на заданный угол. На стан-ках более совершенных конструкций можно одновременно выполнять подсечку фальцевого загиба, чтобы соединение было более прочное. Для этого на нижней зажимающей плоскости делают углубление, равное ширине фальцевого загиба, а на верхней плоскости крепит планку, соот-ветствующую профилю углубления.

На рис. 7,а показан фальцегибочный станок, на рис. 7,б, в, г - операции, выполняемые этим станком. Станок состоит из двух боковых щек, сое-диненных между собой угольником, одна из сторон которого находится на уровне верстака и имеет продольное углубление. К другой, вертикаль-но расположенной стороне угольника на уровне углубления шарнирно крепится загибающийся угольник, имеющий два упора и ручку, выпол-ненную в виде скобы. Прижимающий угольник жестко соединен с двумя подвижными штоками и имеет на горизонтальной поверхности продоль-ную планку, которая при опускании угольника осаживает кромку кро-вельного листа в углубление другого угольника. Нижние концы штоков для жесткости соединены также угольником и при помощи пружины оттягиваются в верхнее положение. Установка жестко крепится к верстаку при помощи кронштейнов. Для вертикального направления штоков слу-жат скобы.

Верхний угольник резко опускают на кромку листа, вставленного в станок со стороны верстака, до упоров на загибочном угольнике, при по-мощи ножной педали и соединительных тяг. Для соединения кровельных листов в рядовые полосы они должны иметь боковые стоячие фальцы, при помощи которых картины соединяются на кровле с соседним рядом. Чаще всего для монтажа металлических кровельных покрытий исполь-зуют картины, состоящие из двух листов. В этом случае кровельные лис-ты соединяют попарно. Соединительные лежачие фальцы уплотняют ки-янкой, а в условиях мастерской - на роликовом обжимном станке.

Для соединения кровельных заготовок применяют также стоячие фальцы с двойным загибом, которые формируются за одну операцию на станке простой и оригинальной конструкции, созданном трестом Рига-жилстрой (рис. 8 ). Станок состоит из швеллера, поставленного на одну из боковых сторон, и прикрепленной к нему стальной планки. Между ними оставляется зазор, в который вертикально закладывают кровель-ный лист. Сверху к швеллеру шарнирно крепится угольник с ручкой. При повороте ручки до упора угольник сначала сгибает кровельный лист на планку, а затем угловой частью подламывает его и сгибает еще раз на 90 0 . При этом образуется вертикально стоящий фальц с двойным заги-бом кромки. В зазор загнутой кромки вставляют загнутую кромку дру-гой заготовки, после чего фальц уплотняют. Если при изготовлении водо-сточных труб необходимо придать им конусность, то при формировании фальцевого соединения в зазор между планкой и швеллером закладыва-ют удлиненный металлический клин.

Станок устанавливают на жесткое и прочное основание и крепят к по-верхности при помощи болтов.

Бабак В. В. Кровельщик. - М.: Стройиздат, 1987. - 46 с.

На территории России традиционно пользуются спросом кровли из металла, это объясняется тяжелыми климатическими условиями, не балующими жителей страны теплом и сухой погодой. Несмотря на изобилие материалов, кровельная сталь считается наиболее надежным способом защиты дома от проникновения атмосферных осадков. Фальцевая кровля — не теряющая актуальности технология, делающая стыки листов металла на кровле герметичными.

Название фальцевая крыша получила благодаря системе соединения между листами металла, именуемому фальцем . Он представляет собой особый вид шва, который создает самозащелкивающаяся кромка. Чаще всего встречаются крыши с вертикально расположенными фальцами, но существуют и горизонтальные варианты. Кровельщики различают следующие виды швов между листами:

  • Стоячий одинарный фальц. Он представляет собой одинарный гребень треугольного сечения, расположенный вдоль края листа металла. Гребень одного листа, надевают на гребень соседнего и закрепляют на обрешетке ската с помощью кляммеров.
  • Стоячий двойной фальц. Такой типа шва, с помощью которого соединяется фальцевая кровля, представляет собой двойной загиб, выступающий над уровнем листа. Технология соединения элементов кровельного покрытия с помощью двойного фальца считается наиболее герметичной.
  • Лежачий одинарный фальц. Для того чтобы выполнить монтаж фальцевой кровли с двойным фальцем, по всей кромке листа металла выполняют одинарный загиб. Чаще всего такая технология используется для выполнения горизонтальных швов.
  • Лежачий двойной фальц. Устройство двойного лежачего фальца заключается в формировании вдоль края листа загиба, состоящего из 2 витков. По сравнению с одинарным такая технология обладает лучшей защитой от проникновения воды и протечек.
  • Кликфальц. Самозащелкивающаяся фальцевая кровля с одной стороны имеет декоративный загиб, который имитирует фальц, а с другой стороны подпружиненный кликфальц. Такое устройство позволяет выполнять монтаж фальцевой кровли быстрее, защелкивая лист металла на предыдущий.

Обратите внимание! Строительство и ремонт фальцевой кровли – трудозатратный, кропотливый процесс, качественно выполнить который может лишь кровельщик с опытом. Самозащелкивающаяся технология стала отличным решением для тех, кто по достоинству оценил высокие эксплуатационные, декоративные качества кровли такого типа, но не готов раскошелится на наемных работников.

Виды металла

Эксплуатационные качества, которые проявляет фальцевая кровля, зависят от материала листов. В настоящее время производители предлагают следующие варианты:


Лист металла, кромки которого загнуты для выполнения фальцового соединения называют картинами. Производят рулонные материалы, подготовленные к монтажу, которые нужно только нарезать и закрепить на скате крыши.

Обратите внимание! Установка и ремонт фальцевой кровли из меди и цинк-титана проводятся с большой осторожностью. Чтобы не повредить дорогостоящие материал, на него нельзя наступать, наносить отметки в виде царапин, бросать. От аккуратности обращения с металлом зависит срок службы крыши.

Достоинства

В пользу фальцевой технологии говорят доверие кровельщиков и долга успешный опыт использования в условии суровых российских зим. К числу достоинств такого типа крыш относят:

  • Высокую степень защиты от проникновения влаги. Такое устройство соединительного шва не допускает проникновения воды под кровельный материал. Технология флецевой кровли подразумевает, что в ней нет сквозных отверстий.
  • Легкость. Листы металла, толщина которых достигает 0,5-0,6 мм имеют малый вес и не перегружают стропильный каркас и фундамент дома.
  • Гладкость. Гладкая поверхность скатов и продольные швы не затрудняют соскальзывание снеговых масс и дождевой воды с крыши, предотвращая обвалы и деформацию.
  • Долгий срок службы. При условии качественного монтажа, соблюдении правил эксплуатации, которые предписывает инструкция, время эксплуатации кровли фланцевого типа превышает 50-60 лет.
  • Пожарная безопасность. Металл относится к классу негорючих материалов, он не горит, не поддерживает горение и не плавится.

Важно! Выполняя монтаж и ремонт фальцевой кровли, примите во внимание, что она обладает высокими теплопроводными и резонирующими свойствами. Для минимизации этих негативных качеств конструкции необходимо использовать качественную тепло- и шумоизоляцию. Кроме того, металл накапливает статическое электричество, поэтому инструкция по пожарной безопасности предписывает оборудовать крыши с таким покрытием громоотводом.

Монтаж

Инструкция не в силах подробно описать, как выполняют монтаж и ремонт фальцевой кровли. Ее устройство чаще всего поручают кровельщиком, обладающим достаточным опытом, знаниями. Схематично процесс укладки кровельного покрытия таким образом выглядит так:


Важно! Рулонная технология монтажа существенно сокращает затраты времени на устройство кровли. Она позволяет отрезать от рулона полосы длины, соответствующей протяженности ската. Отсутствие горизонтальные соединений между листами сокращает вероятность возникновения протечек, увеличивает срок службы кровельного покрытия.

Видео-инструкция

Преимуществами кровли из стальных оцинкованных листов являются легкость, возможность покрыть крышу любой, даже достаточно сложной конфигурации, высокая прочность и долговечность (до 25 лет).

К недостаткам кровли можно отнести необходимость ее периодической окраски. Так, первый раз после уста­новки кровлю из оцинкованной стали необходимо окрасить через 8-10 лет, а последующую окраску прово­дить каждые 2-3 года. Кровлю из черной стали красят каждые 2-3 года.

Обрешетка под стальную кровлю делается из брусков сечением 50×50 мм, ширина шага которых не пре­вышает 200 мм. Вместо обрешетки из брусков можно сделать сплошной настил из досок, по которому сверху укладывается теплоизоляционный слой из толя или рубероида, а затем стальное покрытие. Такая конструкция кровли значительно увеличивает срок ее службы и утепляет чердак. Это особенно важно в том случае, когда чердачное помещение используется в качестве мансарды или здание находится в холодном климатическом поясе.

Бруски или доски обрешетки начинают прибивать от карниза к коньку. Через каждые четыре бруска при­бивают доску, на которой будут находиться стыки заготовленных листов (картин). Кроме того, сплошной настил из досок обязательно делается над карнизами и свесами крыши, под разжелобками и ендовами. Ширина такого настила должна быть не меньше 600-700 мм. В,’ Перед началом кровельных работ стальные листы сор­тируются, очищаются от ржавчины и грунтуются олифой или смесью олифы с суриком в соотношении 10:1. Загрунтованные листы должны быть хорошо высушены.

Затем приступают к изготовлению картин - сборных деталей рядового покрытия и заготовке листов для карнизных свесов, желобов, ендов и т. д.

Картина состоит из 2 и более листов, края которых подготовлены для фальцевых соединений. Удобнее всего работы по изготовлению картин вести на верстаке длиной 2 м и шириной 1 м с левым краем, выполненным в виде уголка.

По внешнему виду фальцевые соединения делятся на лежачие и стоячие, а по степени уплотнения - на одинарные и двойные.

Для выполнения одинарного лежачего фальца стальной лист кладут на верстак и при помощи чертилки на­мечают линию отгиба фальцевой кромки. Затем риску совмещают с ребром уголка и на углах листа при Помо­щи киянки делают два маячных отгиба. После чего по риске отгибают всю кромку, переворачивают лист и ото­гнутую кромку сваливают на плоскость. Такую же заготовку делают на втором листе. Первый и второй лист соединяют в замок и уплотняют киянкой. Для усиления соединения фальц необходимо подсечь металлической планкой и молотком.

Картины рядового покрытия (а) и карнизного свеса (б)


: а - расположение листа на верстаке и выполнение маячных отгибов; б - отгиб всей кромки; в - перевернутый лист с отогнутой кромкой; г - сваливание листа на плоскость; д - соединение листов фальцем и его уплотнение; е - подсечка.

Для соединения с использованием двойного лежачего фальца первые четыре операции выполняются так же, как для одинарного. После чего образовавшуюся кромку отгибают вниз на 90°, лист переворачивают на плос­кость. Подготовленный точно так же второй лист соединяют с первым, фальц уплотняют киянкой и подсекают его при помощи молотка и металлической планки.

В картинах рядового покрытия короткие стороны листов соединяются одинарными лежачими фальцами, а длинные стороны - двойными стоячими. Двойными лежачими фальцами соединяются картины карнизных све­сов, настенных желобов и покрытия разжелобков.


: а - отгибание кромки на 90°; б - перевернутый лист с отогнутой кромкой; в - сваливание листа на плоскость; г - соединение листов фальцем и его уплотнение.


: а - одинарный и двойной лежачий фальц; б - одинарный и двойной стоячий фальц.

Покрытие крыши листовой сталью начинается с покрытия карнизного свеса и установки над стенных желобов. Вначале устанавливают карнизные штыри с хомутами (по осям водоприемных воронок) и Т-образные ко­стыли на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20-40 см. И те, и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. Картины карнизных свесов собираются в блоки. Длина блока равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Картины в блоке соединены лежачими фальцами, ко­торые уплотняются при помощи киянки и металлической рейки. Боковые надрезы капельников картин должны плотно находить друг на друга. Затем уложенные сверху блоки карнизных свесов надвигаются на костыли таким образом, чтобы поперечные планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяются между собой двойными лежачими фальцами и закрепляются гвоздями, исходя из расчета: 3 гвоздя на каждый кровельный лист.

После установки карнизных свесов на них крепятся надстенные желоба. Желоба монтируются на крюках, прибиваемых перпендикулярно карнизному свесу на расстояние 670-730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойными лежачими фальцами в направлении стока воды. Верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90° вверх для последующего соединения с кромкой рядового покрытия.

Ранее заготовленные картины рядового исполнения поднимают на крышу и укладывают вдоль свеса для удоб­ства ведения работ.

Сначала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем - фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона; на вальмовых, полувальмовых и многощипцовых - от начала конька. Направление укладки картин - от свесов к коньку. При формировании стоячих фальцев кровельщик должен стоять спиной к коньку, чтобы контролировать выполненную работу.

: 1 - картина карнизного свеса; 2 - блок; 3 - лежачий фальц; 4 - Т – разный костыль; 5 - картина рядового покрытия; 6 - полоса; 7 - ячий фальц, 8- коньковый стоячий фальц; 9- кляммера; 10 - усок обрешетки.

При монтаже покрытия картины начинают укладывать в рядовую полосу с нижней части кровельного ската. Последующие картины укладывают таким образом, бы одинарное фальцевое соединение между ними можно было выполнить с учетом направления стока воды. Нижняя картина соединяется с верхней одинарным лежачим фальцем. Фальцы располагают на обрешеточной доске. Для их уплотнения в качестве подкладки используют стальную полосу сечением 5×60 мм. В готовых полосах кромкогибщиками отгибают кромки для стоячих фальцев, которыми полосы потом соединяются при помощи гребнегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ската загибаются в одну и ту же сторону. Стоячие фальцы, выходящие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторону малого отгиба на длину 80-100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребровые гребни, рядо­вые полосы обрезают таким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом - 50 мм.

Полосы крепятся к обрешетке кляммерами. Для этого полоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помощью шнура проверяют ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями (размером 3,5×45 мм) к боко­вым граням брусков обрешетки через каждые 50-70 см и затем закрепляют в стоячем фальце. На каждый лист должно приходиться не менее 2-х кляммеров. Если кляммер совпадает с лежачим фальцем, то его перемещают на другую сторону бруска.

Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не менее чем на 50 мм.

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепят свес специальными концевыми клям­мерами через каждые 30-40 см.

При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами.

Одинарный фальц, связующий надстенный желоб и рядовое покрытие, делается следующим образом:

Нижний продольный край рядового покрытия укладывается на заранее сделанный отгиб над стенного же­лоба. Затем рядовое покрытие обрезается так, чтобы осталась свисающая кромка шириной не более 20 мм;

Подрезаются концы стоячих фальцев рядового покрытия, и треугольники высокой кромки сваливаются на малый отгиб;

С помощью металлической лапы и киянки обрезанная кромка рядового покрытия загибается вниз;

Кромка рядового покрытия подгоняется внутрь фальцевого отворота надстенного желоба;

Фальцевое соединение уплотняется зубилом и киянкой.

: 1 - надстенный желоб; 2 - край рядового покрытия; 3 - металлическая лапа; 4- киянка; 5- молоток-подсекальник; 6 - гребнегиб; 7 - зубило; 8 - фальцевое соединение

Покрытие разжелобка. Вначале необходимо раскатать отогнутую ранее полосу покрытия разжелобка и изог­нуть ее по продольной оси и плотно прижать к обрешетке, а затем соединить лежачими фальцами с надстенными желобами и картинами рядового покрытия.

Одна из самых ответственных деталей стальной кровли - воротник дымовой трубы. Воротник изготавливают из двух П-образных деталей, соединяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды.


: 1 - двойной лежачий фальц; 2 - одинарный угловой фальц; 3 - соединение внахлест.

При изготовлении воротника делаются точные замеры дымовой трубы, затем необходимые размеры пере­носятся на стальные листы. Боковые детали воротника делают в двух экземплярах (для правой и левой сторо­ны), а верхние и нижние детали - в одном экземпляре.

При монтаже воротника дымовой трубы первой крепят нижнюю П-образную половину воротника при помощи гвоздей, затем крепят верхнюю половину внахлест на нижнюю (не менее 200 мм). Все края воротника соединяют с рядовым покрытием в продольном направлении стоячими фальцами с креплением кляммерами через 500 мм, а в поперечном направлении - одинарными лежачими фальцами.

По окончании кровельных работ стальную кровлю тщательно осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделывают специальными герметиками или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков ма­териала и грязи и, если это не оцинкованные листы, покрывают краской. Окрашивают.

Выбор материала для кровли учитывает индивидуальные особенности здания: угол наклона крыши, основательность фундамента, общий архитектурный стиль. При выборе финишного покрытия часто отдают предпочтение листовому металлу. Этот материал гарантирует долговечность кровли, имеет небольшой вес и не утяжеляет конструкцию, обработка и монтаж металла не составляют труда, что ускоряет весь процесс устройства крыши. В этой статье мы рассмотрим, как покрыть крышу железом.

Какой вид кровельного железа выбрать?

Металлические листы, предназначенные для кровельных работ, различаются внешним видом и покрытием.

  • Оцинкованная сталь – имеет гладкую поверхность, устойчива к атмосферным осадкам благодаря защитному слою цинка, незаменима при устройстве фальцевой кровли.
  • Профилированный металл – оцинкованное железо, подвергшееся профилированию для создания ребер жесткости. Имеет трапециевидное, волнообразное или прямоугольное сечение. После обработки полимерным покрытием значительно увеличиваются антикоррозийные и эстетические свойства материала.

Этапы монтажа кровли из оцинкованной стали

Перед тем как покрыть крышу железом, необходимо изготовить прочную обрешетку, которая исключит прогибы металла. Основой под железные листы служат деревянные брусья, расположенные в 20 см друг от друга, сплошная обрешетка из обрезных досок или пошаговая обрешетка из досок, прибитых на расстоянии в 10 см.

Соединять листы с цинкованным железом можно, укладывая их внахлест, и закрепляя гвоздями со специальной прокладкой, или более трудоемким и надежным способом – фальцеванием. Для выполнения работы необходимы:

  • деревянная киянка;
  • ножницы по металлу;
  • верстак для заготовки картин;
  • металлический молоток;
  • гребнегиб;
  • рулетка;
  • смесь олифы с суриком.

Железные листы перед началом работы грунтуют смесью олифы и сурика, чтобы увеличить сопротивление коррозии. Просушенное железо режут на части нужных размеров, для этого используют ножницы по металлу (болгарка категорически запрещается). Фальцевый способ надежно защищает стыки от протекания. Он представляет собой соединение соседних листов железа в замок, выполненный путем отгибания кромки.

Для горизонтального соединения выполняются лежачие фальцы. Их изготавливают при помощи специальных станков или на верстаках, используя молоток и киянку. У кромки листа проводят линию и загибают край при помощи киянки, для этой работы понадобится верстак с металлическим уголком. На другом листе кромку отгибают несколько раз, до создания п-образной формы. Место соединения уплотняется и загибается вплотную к металлическому листу. Таким способом формируются заготовки для укладки на крышу, их называют картины.

На крыше все картины соединяются с помощью продольных стоячих фальцев. При их изготовлении используют гребнегиб. Перед началом крепления проверяется расположение листов в вертикальной плоскости. Длину заготовки рекомендуется выполнять равной размеру ската крыши. Картины укладывают рядами от конька к желобу. Для уплотнения лежачих фальцев используется стальная полоса.

В местах, требующих особой прочности швов, используют двойной фальц. Он изготовляется загибом кромок двух листов, с последующим одновременным сворачиванием. Лежачий фальц устанавливается загибом к карнизу, это позволяет воде беспрепятственно стекать по крыше. К обрешетке картины крепятся металлическими кляммерами.

Самым сложным этапом является устройство воротника для тубы дымохода. Он изготавливается предварительно, по форме и размерам трубы. С металлическими листами воротник соединяется стоячими фальцами.

Чтобы понять, как правильно выполнить монтаж кровли, используя фальцевое соединение, стоит посмотреть видео с рекомендациями профессионалов.

Особенности покрытия кровли профилированным листом

  1. Определяясь с размером гофролиста, выбирайте равный по длине скату крыши, если она велика, ориентируйтесь на удобство транспортировки.
  2. Подсчитывая количество листов, учтите угол наклона крыши, если он в пределах 15 до 30 градусов, потребуется нахлест до 20 см.
  3. Перед монтажом профнастила укладывается гидроизоляционная пленка. Она крепится скобами к стропилам. Поверх нее устанавливаются контр-рейки, обеспечивающие зазор с металлическими листами.
  4. Полимерное покрытие профлистов не должно повредиться во время транспортировки и монтажа, это приведет к потере антикоррозийных свойств материала.

Марки профнастила различаются прочностью и высотой волны. Для устройства надежной кровли используют две марки:

  • НС – для крыш со значительным углом ската, не испытывающих высокой нагрузки;
  • Н – используется для капитальной кровли, отличается дополнительными ребрами жесткости.

Профлисты легко поддаются обработке, для укладки и крепления понадобится ножовка по металлу и шуруповерт. Укладывают листы снизу вверх, начиная от правого торца. Цельные профилированные листы предварительно закрепляют одним саморезом и укладывают по всей длине крыши. После выравнивания по карнизу проводится окончательный крепеж кровельными саморезами, головки которых подбираются по цвету полимерного покрытия. По горизонтали они вкручиваются шуруповертом в каждую вторую волну, по вертикали на расстоянии шага обрешетки. Верхняя и нижняя части закрепляются саморезом в каждый профиль.

При использовании нескольких рядов профнастила, их поперечные стыки соединяют с нахлестом не меньше 20 см и промазывают силиконовым герметиком.

Работая, с профилированным железом, следует соблюдать осторожность, чтобы не допустить повреждений в процессе передвижения. Рекомендуется надевать мягкую обувь или сделать деревянный настил на готовом участке крыши.

Правильно установленная кровля из железа обеспечит надежную защиту на долгие годы, это добротное покрытие устоит под действием осадков и ветра. Блестящая или цветная поверхность, используемых металлических листов, дополнит архитектуру здания.

Фото

Видео

В этом видео рассказывается о монтаже металлопрофиля своими руками:

Это видео демонстрирует монтаж кровли из профнастила:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО ФАЛЬЦЕВОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КРОВЛИ

1. Область применения

1. Область применения

Технологическая карта разработана на устройство кровельного покрытия из листовой или рулонной оцинкованной стали как с полимерным покрытием, так и без него, для общественных и жилых зданий, имеющих уклон ската кровли от 7 до 30°. Кровельные покрытия могут изготавливаться и из цветных металлов. В данной технологической карте рассматривается технология устройства металлической кровли, в которой соединение отдельных элементов покрытия выполняется с помощью фальцев.

Целью формирования технологического процесса для данной технологической карты является:

- обеспечение безопасного перемещения рабочих на кровле и безопасного выполнения производственных процессов;

- рациональное использование простейших механизмов и приспособлений для выполнения кровельных работ;

- достижение высокого уровня производительности труда;

- снижение себестоимости выполняемых работ.

2. Общие положения

Фальцевая кровля представляет собой одну из множества кровельных систем, надежно защищающую помещения от атмосферных воздействий. Она является наиболее герметичной системой и практически исключает вероятность образования сквозной коррозии.

Подъем на кровлю, перемещение и спуск на землю различных инструментов, материалов и приспособлений является необходимым видом работ при осуществлении производственных операций, который создает дополнительную трудоемкость кровельных работ. Эти работы относятся к категории работ с повышенной опасностью производственных факторов, и в определенных условиях выполняются с оформлением наряд-допуска.

Подъем, спуск и удержание в приподнятом положении на кровле различных грузов (картин, механизмов, приспособлений и др.) для осуществления кровельных работ, применение лебедок и талей в качестве ручных кранов должны выполняться с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и ПБ-10-382-00 .

Основу фальцевой кровли составляет особый способ соединения двух соседних листов металла с помощью фальцевого соединения. Фальц бывает двойной и одинарный. Правильно выполненный фальц исключает любые протечки. Отдельные элементы фальцевой кровли обычно называют картинами. Кромки картины заранее подготавливаются к фальцевому соединению. Фальц - вид шва, образующегося при соединении листов (картин) металлической кровли (рис.1, 2, 3).

Рис.1. Одиночный и двойной фальц

Рис.2. Фальцевая кровля

Рис.3. Соединение картин лежачим и стоячим фальцем


До начала устройства металлической кровли должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 12-01-2004 "Организация строительства". Все монтажные и сопутствующие работы должны быть закончены, оформлены актами на скрытые работы в соответствии со СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции". Подготовительные работы включают:

- проверку соблюдения проектных уклонов скатов кровли;

- проверку правильности устройства обрешетки;

- сортировку и проверку качества поставляемых металлических листов.

Основными материалами для кровель из листовой стали являются тонколистовая сталь кровельная неоцинкованная (черная) или оцинкованная. Кровельная сталь выпускается в виде листов размером 1420х710 мм, 2000х1000 мм, толщиной 0,4-0,8 мм, массой (в зависимости от толщины) от 3 до 6 кг. Неоцинкованная (черная) листовая сталь используется ограниченно в строительстве и при капитальном ремонте зданий. Кровли из нее требуют частых покрасок с применением олифы. Наиболее эффективно применение кровельной оцинкованной стали. Она меньше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхность оцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотной и равномерной оцинковкой.

В большинстве случаев крыши состоят из двух основных частей - несущей в виде стропильной системы и ограждающей в виде кровельного покрытия. При деревянной несущей конструкции под кровельное покрытие из листов стали обычно устраивают обрешетку из досок сечением 200х50 мм и брусков с сечением 50х50 мм. Обрешетку опирают на стропильные конструкции при расстоянии между стропилами 1,2-2 м. Бруски и доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. При таком расположении в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши, будет всегда опираться на два бруска, что предотвратит прогиб кровельного покрытия.

Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной, жесткой, без выступов и углублений. Между контрольной рейкой длиной 1 м и обрешеткой допускается просвет размером не более 5 мм. Для устройства карнизного свеса и настенных желобов укладывают сплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3-4 доски (700 мм). Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза на одинаковую величину по всей своей длине. Сплошной настил из обрезных досок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону).

Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которые служат для поддержания конькового стыка. От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, так как даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев), что приводит к протечкам и разрушению покрытия.

Соединения фальцевой кровли может осуществляться различными способами. Существует еще одна разновидность фальцев - самозащелкивающиеся . Их соединяют друг с другом, не применяя инструмент. Наиболее герметичным и влагонепроницаемым является двойной стоячий фальц - это продольное соединение, выступающее над плоскостью кровли между двумя прилегающими кровельными картинами, кромки которых имеют двойной загиб.

Для устройства фальцевой кровли может применяться рулонная технология. Рулонная технология - это процесс изготовления металлических кровельных картин на всю длину ската с подготовленными под соединение в двойной фальц краями на специальной заготовительной машине. Картины укладываются на скат, закрепляются кляммерами и соединяются друг с другом в двойной стоячий фальц с помощью закаточной машины. Герметичность двойного фальца там, где необходимо, обеспечивается использованием уплотнителя, находящегося внутри фальца.

3. Организация и технология выполнения работ

Кровельные монтажные работы включают следующие операции:

- покрытие карнизных свесов;

- укладку настенных желобов;

- устройство рядового покрытия (покрытие скатов крыши);

- покрытие разжелобков.

Схема организации работ при устройстве металлической кровли представлена на рис.4, 5.

ПЛАН КРЫШИ

Рис.4. Фасад и план крыши

Рабочие места кровельщиков

1 - кран автомобильный КС-35714К; 2 - карнизный настил из досок; 3 - обрешетка; 4 - инвентарная площадка; 5 - металлическая подставка; 6 - картина рядового покрытия; 7 - картина настенного желоба; 8 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания

Рис.5. Схема организации работ при устройстве металлической крыши


Заготовленные заранее кровельные картины поднимают на крышу при помощи автомобильного крана КС-35714К в специальных контейнерах. Для приема их на крыше устанавливается инвентарная сборно-разборная площадка и легкая подставка для складирования листов.

Покрытие карниза начинается с установки вдоль свеса костылей, предназначенных для поддержания картин. Костыли прибивают к обрешетке через 700 мм друг от друга с выносом (свесом) от края обрешетки на 130-170 мм.

Все костыли должны быть уложены с одинаковым свесом, поэтому сначала прибивают два крайних костыля, причем один из гвоздей на каждом костыле забивают не полностью. Между этими гвоздями натягивают шнур, по которому определяют положения всех промежуточных костылей.

Покрытие крыши листовой сталью производится из заранее заготовленых листов, называемых картинами. Картины могут быть одинарными и двойными (из двух листов), соединенными по коротким сторонам. Последний способ более производителен, так как уменьшает затраты труда на соединение листов на крыше и позволяет применять укрупненные элементы кровельного покрытия. Заготовка картин заключается в отгибе кромок листа с четырех сторон для последующего соединения их на крыше фальцами. Она может производиться вручную или механизированным способом на фальцегибочных станках.

Кровельные листы обычно соединяют между собой по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной - стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли гребневые фальцы располагаются по скату, а лежачие - поперек (параллельно коньку кровли), что не препятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными и двойными. Соединение листов для покрытия скатов кровли целесообразно производить при малых уклонах крыш (около 16°) и в местах наибольшего скопления воды (желоба, разжелобки) двойными фальцами.

Покрытие скатов кровли одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали. В комплекс выполняемых на крыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затраты приходятся на соединение картин гребневыми фальцами, так как протяженность последних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половина выполняется в мастерской при заготовке картин. Обычно соединение кровельных картин гребневым фальцем производится кровельщиками с помощью молотков или же молотком с помощью бруса-отворотки. В последнее время предложены и применяются электрогребнегибочная и приспособления-гребнегибы, позволяющие выполнять работы без применения кровельных молотков.

Заготовленные ранее и поданные на крышу карнизные картины укладывают поверх костылей по свесу крыши таким образом, чтобы край их, имеющий отворотную ленту, плотно огибал выступающую часть костыля. Незагнутую кромку листов по противоположной стороне прибивают к обрешетке гвоздями с расстоянием между ними 400-500 мм. Шляпки гвоздей в дальнейшем закрывают настенным желобом. Картины карнизного свеса соединяют между собой лежачими фальцами.

По окончании покрытия карнизных свесов производят укладку настенных желобов. Обычно желоба располагают между водоприемными воронками с уклоном от 1:20 до 1:10. Работы начинают с установки крючьев, которые размещают по линии, намеченной для укладки желобов и отбитой намеленным шнуром. Крючья ставятся поверх карнизных картин на расстоянии 650 мм один от другого. Крючья следует располагать перпендикулярно к линии настенных желобов и прибивать двумя или тремя гвоздями к обрешетке.

По окончании работ по укладке настенных желобов производят покрытие скатов кровли. Картины рядового покрытия щипцовых крыш (двухскатная) обычно укладывают, начиная от щипцовой стенки (фронтона), а вальмовых (четырехскатных) - от края их коньков. Картины раскладывают полосами по скату кровли в направлении от конька к желобу. Картины в каждой полосе соединяют друг с другом лежачими фальцами. Таким способом укладывают несколько полос, которые временно прикрепляют у конька к обрешетке гвоздями (за край отогнутой кромки гребня). Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепление свеса выполняют концевыми кляммерами, устанавливаемыми через 200-400 мм, которые вместе с продольным отгибом рядовой полосы загибают в виде двойного стоячего фальца. Фронтонные свесы монументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами, следует крепить так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройством отворотных лент с капельниками.

Вдоль собранной из картин полосы к боковой стороне обрешетки прибивают кляммеры на расстоянии 600 мм друг от друга. Затем собирают вторую полосу и укладывают ее таким образом, чтобы отогнутая большая кромка первой полосы примыкала к малой отогнутой кромке листов второй полосы. При этом соседние полосы сдвигают относительно друг друга на 40-50 мм, чтобы лежачие фальцы соседних картин были расположены вразбежку.

Укладку рядовых полос на скате проводят с выпуском 50-60 мм выше конька крыши для образования конькового гребня. Во избежание встречи на коньке двух гребневых фальцев противоположных скатов кровли их располагают вразбежку на взаимном расстоянии не менее 50 мм. Соседние полосы картин сначала соединяют гребневым фальцем лишь у кляммер, при этом их плотно подтягивают к обрешетке, а затем на всем протяжении гребневого фальца.

Вслед за покрытием скатов кровли производят покрытие разжелобков от конька к свесу. Собранную в мастерской и поданную на крышу в свернутом виде полосу разжелобка развертывают и укладывают на место так, чтобы продольные кромки ее подходили под края рядового покрытия скатов, которые обрезают ручными ножницами по границам разжелобка. Затем края разжелобка соединяют с краями рядового покрытия лежачим фальцем, отогнутым в сторону разжелобка, с окончательным уплотнением фальцев киянкой.

Схема устройства карнизных свесов

1 - стропильная нога; 2 - обрешетка; 3 - карнизный настил из досок; 4 - картина карнизного свеса; 5 - костыль

Рис.6. Брус-отворотка для устройства фальцев и схема устройства карнизных свесов


После соединения с рядовым покрытием верхний конец разжелобка, примыкающий к коньку, обрезают по форме конька, а нижний, примыкающий к настенному желобу - параллельно направлению желоба с оставлением кромки для фальца. Затем разжелобок соединяют с коньком гребневым фальцем и с настенным желобом - лежачим фальцем, отогнутым в сторону желоба (по направлению стока воды). Фальцы, которыми соединены листы разжелобка между собой и с рядовым покрытием кровли, должны быть промазаны суриковой замазкой.

В целях лучшего отвода воды из-за трубы с верхней стороны трубы делают треугольную разделку (раскрышку) в виде двухскатной кровли из досок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью. Вода, текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам. Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно обхватывать ствол трубы и соединяться в углах на фальц.

Более эффективной является Рулонная технология . Технология называется так, потому что кровельные картины изготавливаются непосредственно на строительных площадках из металла, доставленного в рулонах, и могут иметь практически любую длину. Именно это позволяет избежать поперечных (лежачих) фальцев и, соответственно, основных мест протечек. Соединение кровельных картин осуществляется, как правило, в двойной стоячий фальц. Для обеспечения полной непроницаемости соединений, как уже говорилось выше, фальц может быть уплотнен силиконовым герметиком. Для применения рулонной технологии необходимо современное оборудование, включающее станки для раскроя металла, специальные гибочные и закаточные машины и др. Рулонная технология является наиболее прогрессивной и дает возможность устраивать современные фальцевые кровли как из простой оцинкованной рулонной стали, так и из оцинкованной с полимерными покрытиями.

СХЕМА УСТРОЙСТВА КРОВЛИ ИЗ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ

1 - картина в рядовой полосе;

9 - карнизный настил;

2 - лежачий фальц;

10 - картина настенного желоба;

3 - гребневой фальц;

11 - крюк;

4 - коньковый гребневой фальц;

12 - картина карнизного свеса;

5 - доска;

13 - воронка;

6 - стропильная нога;

14 - лоток;

7 - обрешетка;

15 - фронтонная кляммера;

8 - костыль;

16 - гвоздь кровельный.

КОНЬКОВЫЙ ГРЕБНЕВОЙ ФАЛЬЦ

Рис.7. Устройство фальцевой кровли

КРЕПЛЕНИЕ ФРОНТОННОГО КРАЯ РЯДОВОЙ ПОЛОСЫ

СХЕМА СОЕДИНЕНИЯ ЛИСТОВ СТОЯЧИМ ФАЛЬЦЕМ С КРЕПЛЕНИЕМ ИХ КЛЯММЕРОЙ К ОБРЕШЕТКЕ

1 - кляммера; 2 - лист кровельной стали; 3 - обрешетка

А-д - последовательность операций

Рис.8. Соединение кровельных листов фальцем и крепление крайней полосы

СХЕМЫ ПРИМЫКАНИЯ КРОВЛИ К ДЫМОВОЙ ТРУБЕ

1 - разделка; 2 - выдра; 3 - обрешетка; 4 - воротник

Рис.9. Примыкание фальцевой кровли к дымовой трубе

Наиболее сложный участок стальной кровли - воротник вокруг дымовой трубы. Его лучше изготовить заранее - все работы можно выполнить внизу, на верстаке, и кровельный лист с готовым воротником включить в общее покрытие. Кровлю из не оцинкованной стали сразу после устройства следует покрыть грунтовкой и окрасить (не менее двух раз). Для масляных красок (в том числе при использовании железного сурика) грунтовкой служит олифа с добавлением пигментов, для нитроэмалей - нитрогрунтовка.

Таблица 1

Калькуляция затрат труда и машинного времени



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!