Какой тип асфальта подходит для тротуаров. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон

Асфальтобетон (асфальт) представляет собой смесь минеральных материалов (щебня, песка), минерального порошка и битума. Состав асфальта определяет его характеристики, а также место использования: для укладки федеральных дорог, ямочного ремонта или внутри дворов и на подъездах к гаражам. Выбор ограниченным не назовешь, остается только разобраться, какие состав и марка асфальтобетона для чего подходит

Технология изготовления асфальтовых смесей, используемых в строительстве дорог, включает подогрев и сушку измельченной сортовой крошки, песка и крупного наполнителя, и дальнейшее смешивание всех компонентов с битумным вяжущим. Для изготовления используют один из способов - горячий, теплый или холодный. Все смеси вне зависимости от марки асфальтобетона можно изготовить как на асфальтобетонном заводе, так и непосредственно на месте укладки.

Типы, виды, марки асфальта и сфера его применения определяются составом асфальтобетона и технологией его создания. Состав асфальта в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие: песок, битумное вяжущее (2,5-9% по массе), минеральные порошки.

Источник фото: euravitebsk.org

Песок используется природный (образовавшийся естественным путем и добываемый из месторождений) и дробленый (размельченные скальные породы и кристаллические шлаки). Также добавляют отсевы продуктов дробления. При приготовлении различных марок асфальта используется щебень или гравий разных фракций и процентного соотношения, исключение составляют песчаные смеси - в этом случае крупный заполнитель не используется.

Битум применяется в основном искусственный, который представляет собой продукт переработки сырой нефти. Минеральные порошки получают с помощью помола доломитов, известняков и других карбонатных пород. Они повышают вязкость, и, как результат, прочность асфальтобетона, но в то же время избыток в составе асфальтобетона минеральных порошков сделает готовое покрытие более хрупким. Их содержание в смеси должно быть невысоким - в пределах 6-12%.

Помимо основного состава разные марки асфальтобетона могут включать различные добавки - специальные химические вещества, которые придают материалу ряд полезных свойств (таких как морозостойкость, звукоизоляция, шероховатость поверхности, которая обеспечивает лучшее сцепление с шинами автомобилей), повышает твердость и прочность готового покрытия. В качестве химических добавок могут использоваться зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте и Вам перезвонят.

Марки и состав асфальта (асфальтобетона)

Состав асфальта Типы и виды асфальта ГОСТ, №
Асфальт марки I Песок или отсев, минеральный порошок, щебень, битум

Высокоплотные

Плотные А, Б, Г

Пористые

Высокопористые щебеночные (горячие и холодные)

9128-2009
Асфальт марки II Песок, отсев дробления, минеральный порошок, щебень, битум

Плотные А, Б, В, Г, Д

Пористые

Высокопористые песчаные

9128-2009
Асфальт марки III Песок, отсев дробления, минеральный порошок, битум - плотные Б, В, Г, Д 9128-2009

В зависимости от наличия в составе асфальтобетона крупного или мелкого наполнителя и его процентного соотношения, смеси делятся на следующие типы:

  • А - содержание щебня 50-60%;
  • Б - щебень или гравий составляет 40-50%;
  • В - процент щебня или гравия в составе 30-40%;
  • Г - не более 30% песка из отсева дробления;
  • Д - до 70% природного песка или смеси природных песков с отсевами дробления.

В зависимости от содержания в составе асфальтобетона минеральных компонентов (песок, щебень, минеральный порошок) и битума смеси классифицируют на:

  • песчаные (годятся для тротуаров и пешеходных дорожек);
  • мелкозернистые (применяются в строительстве дорог и городских улиц с высокой интенсивностью движения);
  • крупнозернистые (служат в качестве нижнего слоя для двухслойных асфальтовых покрытий);
  • полимерно-битумные (повышают долговечность покрытия, применяются в дорожном и мостовом покрытии, при строительстве паркингов и др.);
  • щебеночно-мастичные отличаются долговечностью и повышенной устойчивостью к появлению трещин, сфера применения - верхние слои покрытий дорог с интенсивным транспортным потоком, аэродромов, городских улиц, площадей);
  • резино-битумные (служат для покрытия стадионов, беговых и велосипедных дорожек).

В зависимости от плотности теплых и горячих асфальтобетонов, меняется их предназначение - пористый и высокопористый асфальт подходит для нижних слоев и оснований дорожных покрытий, свойства плотных видов позволяют использовать их для верхних слоев покрытия дорог.

Думаем, что никто из читателей не будет оспаривать утверждение, что производство асфальта на сегодняшний день является один из самых выгодных направлений дорожного бизнеса . Достаточно взглянуть на суммы, которые ежегодно тратятся на поддержание отечественных дорог (жаль, что большей частью только на бумаге!), и один раз проехаться по этим самым дорогам, где-нибудь в Рязанской или Тульской областях. Все вопросы отпадут сами собой.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 1,8 — 25 млн рублей
Актуально для городов с населением: без ограничений
Ситуация в отрасли: высокая востребованность продукции
Сложность организации бизнеса: 4/5
Окупаемость: 1-3 года

Разве в стране нет компаний, которые занимаются производством качественного асфальта и его укладкой согласно существующим нормативам? Есть. Вот только их очень мало, к тому же контроль над выполнением стандартов производства и укладки чаще всего «усыпляется» новенькими хрустящими купюрами. Однако, хватит негатива.

Проблемы с дорогами в России были, есть, и… надеемся, не будет. Как мы уже сказали каждый год на укладку новых дорог и ремонт существующего асфальтового покрытия тратятся просто огромные сумму, причем, как правило, поставки материала осуществляет та компания, которая выигрывает тендер на госзакупках – предложит наиболее выгодную цену.

Так что спрос на продукцию асфальтового завода есть и будет всегда . По крайне мере пока не придумают новое дорожное покрытие. А пока начинающему предпринимателю, решившему освоить производство асфальта, предстоит выбрать какой конкретно тип асфальта он будет производить.

Похожие бизнес-идеи:

Основные виды асфальта

Что вообще такое асфальт? Без сомнения, все вы видели, как кладут асфальт – черного цвета крошку, которую затем укатывают катком. Но вот определить состав асфальта по одному его виду невозможно. Итак, из чего же производят асфальт?

  • Прежде всего – это песок, выполняющий роль мелкозернистого наполнителя
  • Щебень мелкой или средней фракции или гравий – крупнозернистый наполнитель
  • Минеральный порошок из дробленого известняка или доломита для придания асфальтовой смеси необходимых характеристик жесткости и прочности
  • Битум – смолоподобный материал, для производства дорожных работ чаще всего получаемый из переработки нефтепродуктов, используемый для связи всех остальных компонентов асфальта. Кстати, большей частью именно от качества битума, его вязкости и клейкости зависит и качество дорожного покрытия

В процентном соотношении состав компонентов в готовой асфальтной смеси выглядит примерно так:

  • 6-7 % — битум
  • 84-84 % — щебень или гравий
  • Остальное – песок и минеральный порошок, причем доля последнего весьма незначительна – всего 1-2 %

Основных видов асфальта – 3 , каждый используется для покрытия определенных участков дорожного полотна:

  1. Песчаный тип асфальтовой смеси. Кладется на пешеходных дорожках и тротуарах. Для приготовления смеси используется только щебень или гравий мелкой фракции, соотношение песка к другим компонентам увеличивается на 2-4 %, именно поэтому смесь называется песчаной.
  2. Мелкозернистый тип смеси. В случае строительства дороги с двухслойным покрытием кладется как ее верхняя часть, в остальных случаях – как дорожное полотно. Для приготовления смеси используется щебень фракции от 5 до 15 мм.
  3. Крупнозернистый тип смеси. Обычно кладется под мелкозернистую часть на подготовленную песчаную подушку. В том типе смеси используется щебень или гравий средней и крупной фракций – от 20 до 40 мм.

Битум, как правило, приобретают на нефтеперегонных заводах.

Производят также литой тип асфальта с добавлением полимерных материалов, и цветной – с добавлением красителей из оксида железа и использованием синтетической смолы вместо битума. Но такие виды дорожного полотна будут очень дорогостоящи, и нерентабельны для укладки на дорогах общего пользования, поэтому применяются в основном в частном строительстве.

Различается асфальт также по способу производства:

  1. Горячего типа. Такой асфальт укладывают и уплотняют при температуре битума от 120 0 С
  2. Теплого. Укладка проводится при температуре битума от 40 до 80 0 С
  3. И холодного, который можно класть даже зимой, так как используется жидкий битум, сохраняющий свойства даже при -10 0 С

Разница между всеми способами производства – в температуре при которой смешиваются все компоненты асфальта. Так, к примеру, горячий и теплый предусматривает добавление нагретой смеси песка, щебня, и минерального порошка в горячий или теплый битум. Приготовление холодного асфальта подразумевает нагрев только одного компонента – либо смеси, либо битума.

Общая схема изготовления асфальта выглядит примерно так:

  • Все составляющие будущего асфальта тщательно проверяются на предмет наличия в них посторонних примесей, от этого зависит качество будущего дорожного покрытия
  • Песок пропускается через специальное сито, а щебень дробится на нужную фракцию в дробильном аппарате
  • Сыпучие материалы – песок, щебень или гравий высушиваются, нагреваются до температуры в 200 0 С, и перемешиваются
  • После охлаждения смеси до температуры 160 0 С в нее добавляется минеральный порошок и расплавленный битум температурой также 160 0 С. Смесь перемешивается с целью полностью избавиться от пузырьков воздуха в составе, иначе будущее дорожное покрытие станет уязвимым для воды
  • После прохождения всех этапов готовую асфальтовую смесь засыпают в специальную емкость для его хранения, называемую «силос», где до момента использования смесь поддерживается в нагретом состоянии. Последующая перевозка асфальта происходит на недалекие расстояния в обычных самосвалах, на далекие – в кохерах – специальных автомобилях с установленными теплосберегающими контейнерами

Рециклинг асфальта

Стоимость производства материала для дорожных работ на сегодняшний день настолько высока, что производители просто вынуждены экономить на всем (может быть отчасти объясняется тот факт, что весной дорожное покрытие сходит вместе со снегом?), и часто таким способом экономии является рециклинг асфальта.

В ходе этого процесса:

  • снимается (срезается специальным аппаратом – ремиксером) старое дорожное покрытие
  • в дробильном аппарате снятый слой измельчается до размеров щебня необходимой фракции
  • полученный гранулят (именно так называется дробленая смесь старого асфальта) нагревается в печи
  • в конце в смесь добавляют порцию свежего битума

Какой-то разницы в характеристиках между новым асфальтом и полученным в результате рециклинга нет. Единственная затруднение, мешающее повсеместному внедрению такого способа при строительстве дорог, заключается в дороговизне транспортировки старого слоя до места переработки, и высокой стоимости работ по снятию этого слоя.

Необходимое оборудование для производства асфальта

Можно ли приготовить асфальт в домашних условиях? Конечно можно! Но только, если вашей целью является личное использование готовой смеси и исключительно в небольших объемах. Промышленное производство холодного асфальта, производство асфальтобетона, и других видов дорожного покрытия происходит только на АБЗ – асфальтобетонных заводах.

Оборудование для производства асфальта включает в себя:

  • конвейер для подачи сыпучих материалов в установки для смешивания
  • Установки для смешивания ингредиентов асфальтовой смеси
  • Аппарат для подачи и нагрева битума
  • Специальные насосы для подачи битума в бункер общего смешивания
  • Дробильный аппарат для щебня
  • Вибросито для песка
  • Бункеры для хранения готовой асфальтовой смеси

Производственная площадь

Асфальтовые заводы располагаются под открытым небом. Классифицируется расположение АБЗ по следующим категориям:

  • Возле строящихся объектов – дорог
  • Стационарные – при плане эксплуатации АБЗ более 10 лет на одном месте
  • Возле железной дороги по которой на АБЗ подвозят все необходимые для производства материалы
  • Инвентарные, имеющие разборную конструкцию, со сроком службы не более 4 лет
  • Передвижные, работающие на одной площадке до 1 года, а после переносимые на другое место

Все необходимое для АБЗ оборудование можно приобрести как отечественного, так и импортного производства. Примерная стоимость импортного АБЗ – от 12 (мобильные) до 100 млн (стационарные) рублей, российских – от 1,2 (мини-АБЗ) до 85 млн рублей.

Асфальтное покрытие сегодня используется практически повсеместно. Асфальт кладут на автострады, тротуары, площадки и парковки. Поверхность, покрытая этим искусственно созданным материалом, выдерживает большие механические нагрузки. С наступлением весенне-летнего периода асфальт становится одним из самых востребованных материалов.

Виды асфальта

На данный момент в дорожном строительстве используют два вида асфальтного покрытия - асфальтовый и дегтевый. Асфальтовые смеси в зависимости от температуры укладки подразделяются на горячий и холодный асфальт. Покрытие горячего типа укладывается при температуре свыше 140 градусов с помощью специальной асфальтоукладочной машины.

Холодный, или как его еще называют теплый, асфальт изготавливается с применением битумов пониженной вязкости. Такую смесь можно укладывать при температуре от 80 до 120 градусов. Холодный асфальт чаще всего укладывается во дворах, на детских площадках, тротуарах и в других местах, где покрытие не будет испытывать чрезмерных нагрузок тяжелой техники. Горячим асфальтом покрываются автомобильные дороги, городские улицы и площади.

Классификация асфальта

Асфальтная смесь классифицируется по максимальному размеру зерен минеральных компонентов. Различают три категории асфальтного материала:

Крупнозернистый . Наибольший размер зерен в этой категории составляет 40 мм. Такая смесь применяется для асфальтирования загородных трасс, которые имеют большую пропускную способность автомобильного потока. Крупные зерна позволяют покрытию выдерживать вес большегрузных машин.

Среднезернистый. Размер зерен в этом случае в среднем 25 мм. Смесь этой категории используется для асфальтирования городских улиц и площадей.

Мелкозернистый. Размер частиц составляет от 5 до 15 мм. Благодаря мелкой фракции, частицы при укладке плотно прилегают друг к другу, что при утрамбовке дает гладкую ровную поверхность. Мелкозернистый асфальт укладывается на придомовых территориях и на спортивных площадках.

Роль асфальта в благоустройстве

У асфальтного покрытия есть свои плюсы и минусы. К преимуществам асфальта относят возможность применения техники для асфальтирования больших площадей. В отличие от асфальтного материала, строительный бетон укладывается в большинстве случаев вручную, что существенно затягивает время. Недостатком асфальта считается его запах. Применение битумных смол при изготовлении смеси предусмотрено технологией. Однако битум, нагреваясь на солнце, начинает источать неприятный запах, что создает некомфортные условия в жилых зонах.

Асфальтобетон может классифицироваться по составу (базовым компонентам), однако основная (и более предпочтительная) классификация имеет своей основой соотношение компонентов. Для того, чтобы причислить асфальт к одному из трёх основных видов, необходимо знать процентное содержание всех его основных элементов и добавок.

Основные марки асфальта:

  1. Марка 1. Под этим названием объединены не самые похожие друг на друга материалы. К типу «марка 1» причисляют плотные и высокоплотные, пористые и высокопористые, гравийные и песчаные смеси. Общим является одно: максимальная прочность для своего состава. Применение асфальтобетона такой марки обусловливается необходимостью использовать покрытие максимально высокой прочности. Как правило, асфальт типа «марка 1» используют в качестве нижнего слоя дорожного полотна.
  2. Марка 2. Именно этот материал называют «обычным» бетоном: его можно использовать практически во всех сферах. К марке 2 также относятся самые разные типы асфальта: плотные, пористые, высокоплотные. Обычно используется в качестве верхнего слоя дорожного полотна. Эта марка асфальта широко применяется и в дорожном строительстве, и в благоустройстве дворов и парков, и в ремонтных работах.
  3. Марка 3. Наиболее плотный, но наименее прочный материал: это объясняется отсутствием щебня. Основой для таких типов асфальта служат песок и минеральные порошки. Эти марки асфальтобетона используются для устройства и ремонта дорог, пользование которыми не подразумевает серьёзной нагрузки: это пешеходные дорожки и тротуары, дорожки в парках, во дворах учреждений образования, на приусадебных площадках. В дорожном строительстве асфальт марки 3 используется лишь для «ямочных» ремонтных работ.

Прежде чем объединить информацию по типам и маркам асфальта в таблицу, нужно рассказать о важном показателе: процентном соотношении гравия (щебня) и песка. От этого показателя во многом зависят свойства асфальта.

По соотношению песка и камня выделяют следующие типы асфальта: А, Б, В, Г, Д . Чем позже стоит в алфавите соответствующая буква, тем большим является процент песка в типе асфальта.

Тип асфальта А: от 50 до 60 процентов щебня.

Асфальт Б: от 40 до 50 процентов гравия или щебня.

Тип асфальтобетона В : 30-40 процентов гравия или щебня.

Г: 30 процентов песка (искусственного — материалом для которого служит отсев дробления).

Д: 70 процентов песка (производимого из отсева дробления).

Способ изготовления покрытия зависит от метода смешивания составляющих при осуществлении данной процедуры, а также от выбранного варианта укладки. При этом сами смеси, применяемые при асфальтировании, могут быть холодными или подогретыми. Подогретые смеси можно получить благодаря соединению прогретого связующего вещества с подогретым щебнем. Холодные материалы получают путем соединения прогретого связующего вещества (также может использоваться его холодный вариант) с холодным щебнем. Асфальтирование может осуществляться с использованием смесей, которые были созданы непосредственно на месте укладки либо на заводе.

Типы и марки асфальта

В зависимости от того, какой процент всех упомянутых компонентов включен в состав, выделяют 3 марки асфальта. Область использования материала, а также технические особенности и состав смесей различных марок прописывается ГОСТом, в котором помимо этих данных обозначена и возможность введения дополнительных присадок, позволяющих повысить гидрофобность, уровень морозостойкости и износостойкости будущего покрытия.

Для укладки асфальта в современном мире применяются дорожные катки . Кроме этого, в процедуре укладки покрытия используется и другая техника, такая как дорожные фрезы и др.

Марки асфальта

Асфальт, относящийся к марке 1. Под данной маркой производится широкий диапазон самых разнообразных типов покрытий, начиная от плотных и заканчивая высокопористыми, включающими в себя большое количество щебня. Область применения асфальта этой марки — дорожное строительство, а также благоустройство, но следует учитывать, что пористые смеси не подходят для покрытия и не могут выступать в роли верхнего слоя создаваемого дорожного полотна. Намного лучше использовать их при организации оснований, при выравнивании основы под укладку гораздо более плотных видов материала.

Асфальт, относящийся к марке 2. Диапазон плотности приблизительно такой же, но процентное соотношение и содержание гравия, а также песка может колебаться в довольно широких рамках. Это тот асфальт, который относится к тем самым «среднестатистическим», обладающим широкой сферой использования:

  • сооружение автомобильных дорог, а также их ремонт;
  • обустройство зон под паркинги;
  • создание территорий под площади.

Асфальт, относящийся к марке 3. Отличие покрытий марки 3 заключается в том, что при их создании не применяется гравий или щебень. Данные составляющие заменяют на специальные минеральные порошки. Кроме этого, используется песок высокого качества, который получают благодаря добавлению горных твердых пород. В зависимости от того, какое процентное содержание наполнителя находится в составе такой строительной смеси, она может относиться к одному из следующих типов:

  • А (состав щебня 50-60 %);
  • Б (состав гравия или щебня 40-50 %);
  • В (гравий или щебень составляет порядка 30-40 %);
  • Г (песок из отсева дробления не превышает отметку в 30 %);
  • Д (песок либо смеси с отсевами дробления не превышают отметку в 70 %).

Типы асфальта

Согласно общей технологической методике осуществления асфальтных работ, а также в завивисмости от места и метода смешивания или добавления углеводородного связующего материала с наполнителем (агрегатом), от температурных режимов и от технологии проведения действий по укладке будущего покрытия, асфальтовые смеси подразделяются на несколько типов. Для укладки асфальтного покрытия применяются специальные дорожные катки , выбор которых также зависит от особенностей места организации покрытия и материала, задействованного при асфальтировании. При необходимости используются дорожные фрезы и другие виды техники.

Итак, какие типы асфальта существуют на сегодняшний день?

Литой асфальт

Данный тип асфальта создается благодаря смешиванию рабочей массы в специальных асфальтовых установках, которые удалены от территории создания покрытия, либо при использовании особых смесителей, размещенных на грузовиках, которые находятся в зоне создания покрытия. Покрытие при помощи созданной асфальтовой массы производится благодаря литью на основание без применения машинного прокатывания нанесенного асфальтового слоя. Созданная поверхность может выравниваться легкими ручными валиками, созданными из дерева, если при осуществлении работ не применяются специальные финишеры — оборудование (бетонно-отделочное) для осуществления поверхностной обработки

Мелкозернистый асфальт

При изготовлении смеси применяется графитный мелкий щебень (размеры зерен материала находятся в пределах от 5 и до 15 мм), песок, битумное вяжущее вещество, а также минеральный порошок. Смесь получают благодаря смешиванию составляющих при высоких температурных режимах. Мелкозернистую смесь применяют при осуществлении укладки поверхностного слоя покрытий подъездных дорог, проезжей части, различных спусков, а также крупных развязок и даже дорог, относящихся к трассам международного значения. Кроме этого, данный тип асфальта часто задействуется при ремонтных работах (ямочный ремонт и др.).

Крупнозернистая асфальтная смесь

При производстве данного типа смеси используют гранитный крупный щебень (включение от 35 и до 50%), битум, минеральный порошок (неактивированный либо активированный), а также песок. Эта смесь признана одной из наиболее устойчивых и задействуется при создании трасс международного значения, крупных магистралей, мостов и эстакад. Для работы с материалом используются асфальтоукладчики .

Песчаная асфальтная смесь

Асфальтобетонная песчаная смесь обладает определенными отличиями по сравнению с обычным асфальтобетоном. Главной составляющей в данном случае является песок, который получают благодаря отсеву дробления и гранита. Такая асфальтобетонная смесь используется при строительстве подъездных дорог, стоянок, а также проездов к различным внутренним дворовым территориям, при создании покрытий гаражей и тротуаров. Одним словом, этот материал представляет собой «упрощенный» вид асфальтобетона, применяемый на тех участках, где не предусмотрены большие нагрузки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!