Какие изменения наступают в период ранней юности. Какие изменения могут произойти в «Салавате Юлаеве

Названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.

Центральный психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ”.

В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз, и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность (15-17 лет) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений, авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Социальный статус юношества неоднороден. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.

Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Образ собственного «Я» в ранней юности
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен.

Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. «Я в своем представлении - это два существа: «внешнее» что ли и «внутреннее» - пишет десятиклассница.- «Внешнее» (его можно назвать, пожалуй, «оболочкой») обычно является проявлением внутреннего - внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда «оболочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом. К примеру, захочется «оболочке» пококетничать или поступить не как должно, а как хочется, а изнутри ей кричат: «Нет! Нет! Нельзя!» И как я рада, если «внутренняя» чаша весов перевешивает (к счастью, это происходит гораздо чаще),- «внутреннему» существу больше доверяю!».

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекают его внимание только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его «Я» практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. «Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих»(9, с.229). 1

Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества.

Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности.

Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте
Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я - концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности) , устойчивости (стабильности во времени) , субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я - концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства “я” - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими . Когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети.

Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Дописывая фразу “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: “ я в своем представлении - гений + ничтожество”.

Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом и раннем юношеском возрасте самооценки иногда меняются очень резко. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (2, с.33). 2

Что касается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Однако, с изменением содержания образа Я существенно меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание. В ранней юности масштаб самооценок заметно укрупняется: “внутренние” качества осознаются позже “внешних”, зато старшие придают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом. В ранней юности это бывает часто.

Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом “значимых лиц”. Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “мы” - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “мы” полностью. Образы собственного “я” оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового “мы”.

Юноши считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и “усредненным” сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается.

Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; в описаниях другого, напротив, преобладают указания на устойчивые личностные особенности, стабильно определяющие его поведение в самых разнообразных ситуациях. Иными словами, взрослый человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективные характеристики динамичности, изменчивости, а другого - как объект, обладающий относительно неизменчивыми свойствами. Такое “динамическое” восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту в 14-16 лет.

Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С. Выготским, - интегрированию образа самого себя, “перемещению” его “извне вовнутрь”. В этот возрастной период происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.

В.Ф. Сафин характеризует это существенное различие во взгляде на себя младших и старших подростков следующим образом: подросток ориентирован прежде всего на поиск ответа, “каков он среди других, насколько он похож на них”, старший подросток - “каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу”. В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух уровней самопознания: низшего - “Я и другой человек” и высшего “Я и Я”; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения “с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует.

В период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего “я” - они сменяются “извне вовнутрь”, приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей.

Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п. Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное “принятие себя”, “самоуважение”.

Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. “оперативная самооценка” начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.

В 15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я., По мнению И.С.Кона это несовпадение вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Чаще всего в ранней юности жалуются на слабоволие, неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки как капризность, ненадежность, обидчивость.

Расхождение Я - реального и Я - идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.

Из сказанного вытекает необходимость индивидуализации воспитания и обучения, ломки привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усредненных, среднестатистических индивидов! Учебная работа школьника должна быть напряженной, интенсивной и творческой. При этом нужно считаться не только с объективными индивидуальными различиями, но и с субъективным миром формирующейся личности, самооценкой, Я-концепцией. Апеллируя к творческим потенциям учащихся, мы должны заботиться о повышении их самоуважения и чувства собственного достоинства, видеть психологические трудности и противоречия взросления и тактично помогать их разрешению. Большую помощь здесь мог бы оказать школьный психолог.


Личностное самоопределение в ранней юности
В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста.

Л. Толстой. Отрочество


Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит , не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности.

Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты.

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Становление мировоззрения
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент – это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.
Ценностные ориентации
Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества.

Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.

Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом”.

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

А.В. Мудрик писал, что в ранней юности «возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции».

Выбор собственного пути осуществляется юношей самостоятельно. В каком-то смысле это может показаться педагогическим фиаско: воспитывали, воспитывали, а он взял и выбрал совсем другое. Однако должное воспитание до юношеского кризиса не проходит бесследно. Юноша, имеющий опыт любви, милосердия, познавший радость ученичества легче выберет и в дальнейшем путь Добра, чем те, которые такой опыт не имеют. А.В. Мудрик писал (7, C. 259) 5: «Старшеклассник неизбежно сталкивается с вопросами: кто же я сам в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру? Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека к ранней юности».

Сформулированная главная задача вполне соответствует тому, что ведущей деятельностью юности считается поиск своего места в жизни.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека.

Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в юношеском возрасте, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределения.

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения . Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста,- предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, стану-ка я историком»), затем с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).

Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес. Четвертый этап - практическое принятие решения, т. е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, 2) выбор специальности.

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.

1 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

2 Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986

3Зеньковский Василий, прот., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.

4 Зеньковский Василий, прот., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.

5 Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. -М., 2001

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важным фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план - широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и тому подобное). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, сравнивая степень их привлекательности, но еще не может окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

жизненные планы в собственном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними "целевую" регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель "типичного жизненного пути" члена данного общества. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально "успеть", в нужное время сделать следующий шаг.

Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры в последние десятилетия подвергались существенному пересмотру. Молодые люди часто вынуждены самостоятельно разрабатывать жизненные цели и находить способы их выполнения. В результате этого многие аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринимают как проблемные. Если старшеклассники 1960-1970-х годов ждали свое будущее с оптимизмом, то старшеклассники 1990-х годов переживали свое будущее как проблему.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Е. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как осознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответа на вопрос: "Какой я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?" В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т. е. объединить различные свойства, связанные с семейными, тендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, что дается другими.

Экзистенциальная кризис юношеского возраста

В этом возрасте выходят замуж, рожают детей, выбирают профессию. Милан Кундера писал, что один из самых острых парадоксов человеческой жизни заключается в том, что самые значительные решения и судьбоносный выбор мы осуществляем в пору юности.

Для понимания специфики этого периода следует упомянуть эпигенетическую теорию развития личности Эрика Эриксона. Центральным для его теории является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества психосоциальных стадий, всего их восемь. Эти стадии являются результатом закономерного развертывания "плана личности", который наследуется генетически.

Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время - "критический период". Кроме того, каждая стадия сопровождается кризисом - некоторым психосоціальним конфликтом, который возникает в результате несоответствия между достигнутым уровнем психологической зрелости личности, что развивается, и требованиями социума. Каждая такая психосоциальная кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если кризис разрешается успешно, то эго-идентичность вбирает в себя новый позитивный компонент, а если конфликт остается неразрешенным, то эго-идентичности наносится вред, и в ней появляется негативный компонент.

Юношеский возраст, согласно Е.Эриксону, обозначен наиболее глубже кризисом - "кризисом идентичности". Детство подходит к концу и перед личностью встает задача формирование первой цельной формы эго-идентичности. Подростку следует сделать целую серию социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самовизначень. Все это происходит на фоне бурного физического роста и полового созревания.

Положительным компонентом кризиса идентичности этого периода является формирование целостной идентичности. Отрицательный компонент - ролевое смешение, в этом случае кризис решается неудовлетворительно, происходит "диффузия идентичности", что, в свою очередь, приводит к образованию "синдрома патологии идентичности".

Интервал между юностью и взрослостью, когда молодой человек стремится путем проб и ошибок найти свое место в обществе Е.Эриксон назвал "психологическим мораторием". Это означает, что социум, осознавая сложность и важность задачи этого периода, дает молодому человеку некоторое время на завершение процесса формирования зрелой эго-идентичности.

Следующая стадия развития - стадия ранней зрелости. Это период раннего брака и начала семейной жизни, а также время приобретения профессии и начала трудовой деятельности. Е.Эриксон считает, что теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. Главная кризис этой стадии - это "кризис интимности". Позитивный компонент этого кризиса - "близость", а отрицательный - "изоляция". Термин "интимности" Е.Эриксон использует как многоплановый: как по значению, так и по широте охвата. Прежде всего, он понимает интимность как глубокое чувство, которое мы испытываем к мужа или жены, друзей, родителей и тому подобное. Но он говорит об интимности как о способности к глубокой близости, что является необходимым условием прочного брака. Негативным решением задачи этой стадии, прохождение "кризиса интимности" одиночество, избегание контактов, требующих близости, изоляция. Если процесс формирования зрелой эго-идентичности незавершенный, то вместо стремления к установлению близких отношений, возникает страх "потерять себя", стремление сохранить дистанцию.

И.С Кон пишет об этом периоде так: "Главный психологический достижение ранней юности - открытие своего внутреннего мира". До этого момента ребенок, "достаточно осознавая свои поступки, еще не осознает собственных психических состояний", "единственной осознаваемой реальностью является внешний мир". Сам факт открытия в себе внутреннего мира, с одной стороны волнующим и радостным событием, но с другой - приносит с собой тревожные переживания, связанные с несовпадением внутреннего "Я" с внешним поведением.

Вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества, а отсюда растет потребность в общении. Другим сложным и волнующим переживанием является осознание своей преемственности, устойчивости во времени. Ощущение личного бессмертия, сменяется паническим страхом старости и смерти. В подростковой и юношеской самосознании тема смерти звучит остро и неоднозначно. Расставание с идеей личного бессмертия происходит сложно и болезненно, иногда підмінюючись идеей бессмертной славы, но в результате, часто именно восприятие неизбежности смерти побуждает серьезно задуматься о смысле жизни, о том, как лучше ее прожить.

Таким образом, кризис идентичности протекает на фоне экзистенциального кризиса, связанного с обостренным восприятием и переживанием основных конечных "данностей" бытия. Этот кризис появляется вместе с открытием своего внутреннего мира.

Факт осознания собственной смертности учит ценить время и жизнь в целом, наслаждаться ею, побуждает найти свой собственный смысл этой жизни. Именно этот кризис позволяет строить по-настоящему интимные, глубокие, осмысленные отношения с другим, позволяет соединить свою идентичность с идентичностью другого, без страха ее потерять.

Осознание еще одной экзистенциальной "данности" - ответственности является неоспоримой ценностью. Это очень важно в период формирования идентичности, в период создания семьи и выстраивания отношений в социуме, когда происходит целая серия определяющих для жизни, судьбоносных выборов личностно-индивидуальных и социальных.

Таким образом, экзистенциальная кризис юношеского возраста создает условия для глубокой, сложной, творческой, и главное своевременной переработки "экзистенциальных данностей", что позволяет успешно решать задачу возраста, даже при неблагоприятном прохождении предыдущих стадий развития. Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.

Л. С. Выготский отводил развития самосознания и личности в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет отрицательную сторону - перерастание в отчужденность и замкнутость, основанные на ложной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир юноши или девушки не сможет никто.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя сдержанно или вел себя развязно, или подвергся воздействию со стороны других.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает наблюдать за другими людьми, сопоставлять свойства их поведения и собственной, отыскивать сходство и различие. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное "обобщенное, итоговое отношение к жизни" (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Это настраивает ребят на поиск перспективы и жизненного смысла, появляется заинтересованное отношение к личного смысла жизни.

Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, которые создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых случаях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Юность - это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративные, чем в подростковом возрасте.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Это является отражением собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить "азбучные истины" и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.

в Целом юношеский возраст характеризуется большей, по сравнению с подростковым, диференційованістю эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения и эмоциональные отношения более устойчивы и усвідомленіші, чем у подростков, и соотносятся с более широким кругом социальных условий.

Юность характеризуется и расширением круга личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства и тому подобное). Это связано также с установлением внутренних норм поведения, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. Одно из важных мест начинает занимать эмоциональное переживание процесса мышления, внутренней жизни - удовольствие от рассуждения, творчества.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой и прочее.

По мнению А.Есть. Лічко, возраст от 14 до 18 лет представляет собой критический период для психопатий, когда особенно остро акцентируются некоторые свойства характера: например, типологически обусловленная замкнутость в ранней юности иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которая может сопровождаться чувством неполноценности, а обострение гіперінтимності (повышенной активности и возбудимости) побуждает ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные мероприятия. Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют разные истоки: болезненные симптомы и тревоги часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.

Наряду с повышением уровня эмоциональной избирательности в юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции, повышается самоконтроль и саморегуляция. Юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую екстравертованість, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, большую эмоциональную устойчивость.

Следствием стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию является первая любовь - важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

Особенностью "Я" - концепции юношеского возраста является повышенная чувствительность к особенностям своего тела и внешности. У юношей и девушек вырабатываются определенные стандарты, идеалы, образцы "мужества" и "женственности", которые они пытаются подражать в одежде, манерах, жаргоне. Часто эти эталоны завышены или противоречивы, что порождает многочисленные внутренние конфликты, повышенную тревожность, понижение уровня притязаний, трудности в общении, застенчивость.

У молодых людей источником беспокойства могут служить недостаточный рост, нездоровая кожа, избыточный вес, размер груди, талии, половых органов и прочее. Желая соответствовать идеалам возраста, социума, юношеской субкультуры, они компенсируют реальные или вымышленные недостатки экстравагантностью в одежде, прическах, избытке косметики, вызывающем макияже, жаргоном, вызывающими элементами поведения. Это часто делает юношей похожими друг на друга, что противоречит их стремлению к подчеркнутой демонстрации своей индивидуальности. Поэтому они часто внутренне нестабильные, конфликтные, доверчивые и тревожные.

С возрастом юноши и девушки придают меньшее значение внешности (своей и других). Человек привыкает к особенностям своей внешности, начинает принимать себя таким, какой он есть, и соответственно стабилизирует уровень притязаний в этой сфере.

На первый план в образе "Я" постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества. Самооценка к старшему юношескому возрасту становится более адекватной (она включает и некоторые негативные оценки своих способностей и возможностей, принимая их как данность, как такую же неотъемлемую часть себя, как и оценки положительные) и продолжает выполнять функцию психологической защиты. Чем важнее для личности есть какое-то свойство (интеллект, коммуникабельность и т. д), тем вероятнее личность готова обнаружить ее в себе, тем чаще в процессе самооценки включается механизм психологической защиты. Особенностью юношеского возраста в этом плане является специфический эгоцентризм: юношам часто кажется, что окружающие обязательно обращают на них внимание, негативно думают о них, вообще оценивают их. Именно поэтому часто их первая реакция на других - защита.

Кроме того с изменением временной перспективы, юноши остро озабочены своим будущим и болезненно переживают реальные или воображаемые посягательства на их самостоятельность, личностное самоопределение, социальное утверждение. Поэтому они часто производят впечатление агрессивных, неадекватных, грубых, неприступных, неадаптированных.

Следует отметить, что дифференциально-психологические характеристики, устанавливающие различия в психической жизни юношей и девушек и типологические различия в силе "Я", не очень большие. Согласно умственных способностей, познавательных возможностей их не существует вовсе. Значительные различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании: девушки более чувствительны к мнениям о них, более уязвимы, более реагируют на критику, насмешки. Девушки более склонным к рефлексии, они более субъективны в своих оценках, чем юноши. В равной степени в этот период усваиваются половые роли и вырабатываются соответствующие индивидуальные стили поведения и общения. Юноши более объективно относятся к неприятностям, менее тревожны, реже испытывают страх.

Значительно сложнее установить различия на уровне личностной активности, доминантности, состязательности между юношами и девушками. Большинство психологов считают, что они в большей степени свойственны юношам, хотя юноши значительно чаще, чем девушки, переоценивают свои способности, силу, энергию, доминантность, положение среди сверстников. Девушки в этом смысле более самокритичны. Характерно, что, защищая свое "Я", юноши чаще используют психологическую защиту, хвастаясь ради внешнего эффекта.

Одна из важных психологических характеристик юношества-самоуважение. Юноши и девушки с низким самоуважением (неприятие себя, неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательная самооценка и т. п), как правило, менее самостоятельны, более поддаются внушению, более неприязненно относятся к окружающим, конформніші, более уязвимы и более чувствительны к критике, насмешкам. Они в большей степени беспокоятся о том, что думают или говорят о них окружающие. Они тяжело переживают неуспехи в деятельности, особенно если это происходит на людях. Они более склонным к рефлексии и чаще других обнаруживают у себя недостатки. Поэтому им свойственно стремление к психологической изоляции, уходу от действительности в мир грез. Чем ниже уровень самоуважения, тем вероятнее, что человек страдает от одиночества. Пониженное самоуважение и трудности в общении сочетаются также со снижением социальной активности личности. Эти юноши и девушки реже участвуют в общественных мероприятиях, избегают руководящих обязанностей и соревнований.

Наоборот, юноши и девушки с высоким самоуважением (принятие и одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, положительные самооценки и т. п) более самостоятельны, контактніші, более открыты, легче "принимают" окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще переживают неуспехи, в них сильнее развит мотив достижения, соревнования.

Фактически самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.

На первый взгляд кажется, что юноши, зажатые кругом своей физиологической революцией и неопределенностью будущих взрослых социальных ролей, полностью заняты странными попытками создать собственную молодежную субкультуру. На самом деле они страстно ищут людей и идеи, которым могли бы верить. Такие люди должны доказать, что достойны доверия, поскольку одновременно юноша боится быть обманутым, простодушно доверившись обещаниям окружающих.

Итак, юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между подростковым возрастом и взрослостью. Психологическим содержанием кризиса перехода к взрослости является "отрыв от родительских корней" (Кол.Н. Поливанова). Основное противоречие кризиса - между сложностью и важностью жизненного выбора, который необходимо сделать, и недостатком жизненного опыта юноши, незавершенностью процессов становления самосознания.

Новообразования личности: профессиональное самоопределение; построение жизненных планов; формирование личной идентичности; устойчивое самосознание; наличие дифференцированной самооценки; потребность в самовоспитании; формирование мировоззрения.

. ПЛАН

1. Общая характеристика раннего юношеского возраста

2. Система общения и взаимоотношений у старшеклассников

3. Развитие познавательных процессов старшеклассника

4. Эмоционально-волевая сфера в ранней юности

5. Развитие самосознания старшеклассника

. Литература

1 возрастная психология /. Под ред. Г. С. Костюка -. К, 1976 -. Раздел VII

2 возрастных психология:. Учеб пособие /. В. В. Скрипченко,. Л. В. К-Линский,. С. В. Огороднийчук и др. -. М.:. Просвещение, 2001 -. С 233-259

3. Забродский. М. М . Основы возрастной психологии:. Учеб пособие -

Тернополь, 2005 -. С91-106

4. Захаров. Н . Профориентация школьников -. М, 1989 -

5. Ковалев. С. В . Подготовка старшеклассников к семейной жизни -. М:. Просвещение, 1991 - 143 с

6. Кон. И. С . Психология ранней юности -. М:. Просвещение, 1989

7. Костюк. Г. С . Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности -. М.:. Сов клыков, 1989 - 608 с

8. Кулагина. И. Ю,. Колюцкий. В. Н . Возрастная психология:. Полный жизненный цикл развития человека:. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений -. М:. ТЦ"Сфера", 2001 -

9. Миславский. Ю . АСаморегуляция и активность личности в юношеском возрасте -. М:. Педагогика, 1991 - 152 с

10. Радчук. Г. К . Формирование самооценки профессионально значимых качеств личности старшеклассника при выборе педагогической профессии: дис кандидата психологических наук: 190007 -. К, 1992 - 216 с

11. Ремшмидт. Х . Подростковый и юношеском возраст: проблемы становления личности -. М:. Мир, 1994 - 319 с

12. Рувинский. Л. И самовоспитания личности -. М:. Просвещение, 1984 - 138 с

1 Общая характеристика раннего юношеского возраста

Юность - это довольно длительный период жизни человека от 14-15 до 25 лет, разделяют на раннюю и позднюю юность. Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет

Изучение психологических проблем юности отмечается двумя основными подходами

Ряд теорий (биологического, психологического, психоаналитического направления) объясняют юность, исходя преимущественно из изменений в организме и их внутренних факторов. При этом противопоставляется развитие человека или в качестве индивида, или как личности. На одном из полюсов этого подхода - биологические теории, для которых юность - это важный этап роста организма детерминирует все линии (морфологическую, физиологическую, социал ьно-психологическую) онтогенеза индивидда.

Психологические теории подчеркивают, что юность является своеобразным этапом развития внутреннего мира, прежде всего - самосознания ребенка

В психоаналитических теориях акцентируется внимание на юности как этапе бурного психосексуального развития ребенка

Другой подход - социологический - отмечается попытками раскрыть основном внешнюю детерминацию периода юности с точки зрения общества, интересов его развития. В этом смысле юность - этап социализаци ее ребенка, перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости, формирование социальных ролей, ценностных ориентацийй.

Для отечественной психологии характерно учета диалектического единства биологических, психологических и социальных составляющих в развитии личности. Трудности юности объясняются различием в моментах д достижения индивидом, с одной стороны, биологической зрелости, а с другой - социальной зрелости. В нашем технологически высокоразвитом обществе, где период школьного обучения достаточно длительный и имеет тенд. Энке к росту, биологическое созревание опережает хозяйствовоне.

Большинство юношей и девушек этого возраста уже достигают половой зрелости. Почти завершается созревание и всего организма ребенка. Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется и более заметен у девушек, а юноши постепенно"догоняют"их. Увеличение роста у девочек продолжается в основном до 16-17 лет, а у юношей - до 17-18 рокио 17-18 років.

Особенно быстро растет мышечная масса и сила у ребят, что делает этот период важным для их достижений в некоторых видах спорта. Более сбалансированными становятся показатели в росте внутренних органов, размер р сердца в пропорциях относительно показателей сосудистой и мышечной систем достигает показателей взрослого человека. Значительно совершенствуется нервная система, которая становится стабильной и выносливой. Тормозные процессы врив новажени с процессами возбужденияння.

Еще одной особенностью современности является ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального. Социальная зрелость измеряется многими параметрами, которые появляются неодновременно и инди ивидуально. Так, общество признает взрослость человека с 17 лет, когда она получает паспорт, начинает отвечать за все свои поступки перед законом, пользуется избирательным правом и всеми другими правами д орослои человека время фактическая социальная зрелость может наступить как раньше момента ее юридического признания (например, во время войны, когда используется труд подростков и юношей), так и позже. Еще долгое время после вступления совершеннолетия молодой человек сохраняет материальную зависимость от родителей и семьи (особенно, если продолжает учебуння).

. Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь, который заключается в выборе профессии, в определении дальнейшего жизненного пути (продолжить обучение, создать семью, начать трудовую ди ияльнисть т.п.). Отсюда - наиболее актуальной личностной проблемой старшеклассника является осуществление жизненного самоопределения, которое бы дало ему в будущем в полной мере реализовать себя в труде, обществе венных жизни, в семьиї.

Психическое развитие в ранней юности - это та необходимая основа, которая позволяет человеку сознательно и обоснованно осуществить выбор дальнейшего жизненного пути согласно своим возможностям и индивидуальных осо обливостей. Проверка правильности сделанного жизненного выбора, а в некоторых случаях и его смена длится во второй половине юношеского возрасту.

Социальная ситуация развития старшеклассника порождает противоречие между идентификацией и индивидуализацией его личности среди окружающих людей (Д. И. Фельдштейн). С одной стороны, юноши стремятся к независимый ежности, самостоятельности, защищают свое право на индивидуальность. Кроме того, активизируется ценностно-ориентационная деятельность, усиливается стремление сознательно строить свое поведение в соответствии с су действующих общественных норм и требований. Результатом взаимодействия процессов индивидуализации и идентификации является дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегральных механизмов самосознания, произведут ения мировоззрения, жизненной позициизиції.

. Ведущей деятельностью для старшеклассников выступает учебно-профессиональная деятельность

. Центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность старшеклассника к жизненному самоопределению (И. В. Дубровина), центром которого является профессиональный выбор. В 80-е годы в выборе профессии старшеклассники, прежде всего, ческие нтувались на престижность профессии (ее социальную значимость), требования профессии к личности, принципы и нормы взаимоотношений, характерные для данного профессионального круга. Сегодня заметно возрастает прагматичность молодых людей при решении этого вопросаання.

Жизненное самоопределение происходит с опорой на главное новообразования психики старшеклассника - его мировоззрение, что составляет систему обобщенных взглядов на действительность, где научные знания переплетаются я с убеждениями и отношением.

Заключение об общей характеристике раннего юношеского возраста:

Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет;

Для современных юношей характерно ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального с опережением биологического;

Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется рост размера внутренних органов происходит пропорционально относительно показателей сосудистой и мышечной систем, в нервной системе тормозные о оцесы уравновешены с процессами возбуждения

Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь;

Центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность ребенка к жизненному самоопределению;

Главное новообразования психики старшеклассника - его мировоззрение

Новый возрастной период - ранняя юность (15-17 лет) - считают третьим миром, существующей между детством и взрослостью. В это время старшеклассник оказывается на пороге реальной взрослой жизни и смотрит на настоящее с позиции будущего, ищет смысл своей жизни. Если рассматривать развитие только как изменение психических функций, то все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, закрепляясь и совершенствуясь в старшеклассника. Поэтому некоторые авторы рассматривают раннюю юность как период завершения новообразований, возникших в подростковом возрасте. 1 этот период с 11 12 до 17-18 лет называют подростковым.

Но рассматривать развитие старшеклассника таким образом было бы ошибочно. Каждый возрастной период важен сам по себе в жизни отдельного человека. Независимо от связи с другими возрастными периодами. Ведь только с присущей этому возрасту социальной ситуацией развития происходят довольно существенные изменения личности.

Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него значимость учения. По сравнению с подростками интерес к учебе у них повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Доминирующее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы получают личностный смысл и становятся действующими. Старшеклассники, для которых главным является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать обучение как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте проявляется сознательное положительное отношение к учебе. их интересуют преимущественно те предметы, которые будут нужны в дальнейшей жизни, их снова начинает волновать успеваемость обучения. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" предметов, отказ от пренебрежительного отношения к оценкам, свойственна подросткам.

Заканчивая школу, старшеклассники должны быть психологически готовыми к взрослой жизни. Понятие "психологической готовности" предусматривает в данном случае наличие потребностей и способностей, позволяющих выпускнику школы наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности, общественной жизни, будущей семейной жизни. Прежде всего, это потребность в общении с другими людьми, потребность и способность творчески работать, во-вторых, умение теоретически мыслить, ориентироваться в разнообразных событиях, происходящих в современном мире, выступает в форме научного, теоретического мировоззрения, в-третьих, наличие развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается сознательное и критическое отношение к себе.

Сформировавшись, эти качества образуют психологическую базу для социального и личностного самоопределения школьников - центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Главной особенностью этого периода является потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать профессию, осознать себя членом общества, выработать мировоззрение, выбрать свой жизненный путь.

Самоопределение означает не автономию от взрослых, а четкую ориентацию и определения своего места во взрослом мире.

Понятие "самоопределение", которое используется в отечественной психологии, подобное понятие «идентичность», разработанного американским ученым Э. Эриксону.

Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности осознавать себя во всем богатстве своих отношений к окружающему миру и определяет ее систему ценностей, идеалов, жизненных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения.

Идентичность - условие психического здоровья, и если она не сформируется, то человек не находит себя, своего места в обществе, чувствует себя "потерянной".

Канадский психолог Ж. Марша установил четыре типовых варианта формирования идентичности:

  1. Неопределенную, еще не сложившуюся, "диффузной" идентичность.
  2. Заранее обусловлен, "обречен вариант развития".
  3. Проба ролей или "мораторий" в попыток] выработать идентичность.
  4. Реализована или "зрелая идентичность".

Первый вариант означает, что молодой человек не прошел через испытания, связанные с самоопределением; второй вариант предусматривает, что индивид ранее определенного срока включился в "взрослую" систему отношений, сделав это под чужим влиянием, - это расценивается как неблагоприятный фактор для формирования его личностной зрелости. В третьем случае юноша находится в процессе интенсивного поиска себя; "зрелая идентичность" свидетельствует о том, что кризис прошел, ощущение самоидентичности, то есть собственной определенности, сформирован, и молодой человек перешла к самореализации. Указанные варианты формирования идентичности выступают в двух своих значениях: это этапы развития личности и одновременно ее типы. Пройдя стадию неопределенной идентичности, юноша может подойти к интенсивному проверяются ролей, но может остаться и на начальном уровне, так и не пережив все трудности и радости процесса самоопределения.

Диффузная идентичность связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошения. Диффузная идентичность может проявляться в открытом неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения, в неуважении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении стать "ничем" (если это единственный способ самоутверждения, что остался).

Только реализована, сформированная идентичность личности (доверие к миру, самостоятельность, инициативность, компетентность) позволяет старшекласснику решить, главная задача, * которое ставит перед ним общество - задача самоопределения, умение разработать свой жизненный план.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка, то есть, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение). Жизненный план возникает, по мнению И.С. Кона, только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому собирается идти человек, те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.

Жизненный план - это план деятельности, поэтому он "заземляются", в первую очередь, на выбор профессии.

В профессиональном самоопределении в возрастной психологии различают ряд этапов.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, "проигрывая" отдельные элементы связанной с ними поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, который охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка ("Я люблю читать художественную литературу", "Состояния филологом"), затем - с точки зрения его способностей ("У меня хорошие дела с математикой, может, заняться ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Хочу помогать людям, стану юристом»).

Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии включает в себя два основных компонента: определение уровня квалификации будущей деятельности, объема и времени подготовки к ней, выбор конкретной специальности. Выбор специальности - многоступенчатый процесс. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование (вступление в X класс), на профессиональное образование (вступление в ПТУ или техникум), непосредственно на работу (с последующим завершением либо не завершением образования). Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения имеет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. Тот, кто выбирает профессиональное образование или работу, должен сразу же дополнить социальную ориентацию профессиональной - куда именно поступить и что делать. В других такое решение откладывается до окончания XI класса, к тому же в одиннадцатиклассников, как и у девятиклассников, выбора профессии предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, профессиональное образование или работу.

Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода: о мире профессий (в целом) вообще и возможности и требования каждой из них; о себе, своих способностях и интересы. И такой информации старшекласснику не хватает. В основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактный, так как не пережитый, а не выстраданный человеком. Подавляющее большинство старшеклассников выбирает профессию более или менее стихийно. Существенные факторы профессионального самоопределения - это возрастной период, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности и уровень притязаний старшеклассников.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, во время которого существует определенная опасность. Например: откладывание во времени профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов (это соответствует этапу диффузной идентичности по Ж. Марша).

Конечно, неопределенное будущее не дает возможности идти к нему. Попытки родителей ускорить этот процесс с помощью прямого психологического воздействия, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у старшеклассников рост тревожности, а иногда и отказ от любого самоопределения, нежелание вообще что-то выбирать (что соответствует стадии "предопределение" или "диффузии" идентичности по Ж. Марша).

Раннее самоопределение считается положительным, хотя тоже имеет свои недостатки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служит психологическим защитным механизмом, средством бегства от сомнений. В будущем это может привести к разочарованию. Иногда ранняя профессионализация связана с неблагоприятными семейными условиями, низкой успеваемостью и другими негативными факторами, которые снижают уровень сознательного и добровольного выбора.

Важен также и уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Юноши и девушки плохо знают конкретные особенности каждой профессии, делает их выбор преимущественно случайным. В выборе профессии большое значение имеет профессиональная консультация, которая у многих городах нашей страны.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. На старшеклассника влияет субъективный уровень требований, предъявляемые к ним в профессии, он часто завышен. Чаще всего это стимулирует человека к преодолению трудностей. Хуже, если уровень запросов занижен, и юноша ни к чему не направлен.

Подготовка молодежи к труду и выбор професии- важна государств на деле. Необходимо обеспечить связь общего и трудового воспитания, организовать участие старшеклассников в общественно полезном труде, обеспечивая сознательный выбор профессиональной подготовки.

Профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачный только тогда, когда он связан с социально-нравственным выбором, с размышлениями о смысле жизни.

Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

В физическом отношении это период спокойного развития. Рост веса тела становится больше относительно увеличения роста. Исчезают диспропорции отдельных частей тела и подростковая неуверенность движений. Интенсивно идет развитие мускулатуры (рост мышц в длину и ширину). Продолжается развитие мозга, проходят процессы внутриклеточного усложнения и развития соответствующих функций.

Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие влияет и на развитие некоторых качеств личности.

Среди старшеклассников, как и среди людей всех возрастов, различаются три главных типа строения тела: екдоморфний (с избытком веса), мезоморфный (стройный, мускулистый), ентоморфний (худой, костлявый). Важно учитывать принадлежность юноши или девушки к тому или иному типу, поскольку ценность их в глазах сверстников неодинакова (предпочтение среди них отдастся мезоморфному типа), соответственно и их влияние на становление личности тоже разный.

Старшеклассники эндоморфного типа часто не имеют симпатии среди сверстников, это затрудняет их вхождения в малую группу, им чаще, чем другим, необходима поддержка. И наоборот, юноши и девушки с мезоморфным типу построения тела находятся всегда в центре внимания, ведь со стройным телом ассоциируются качества вожака, спортивность, энергичность.

Но влияние типа телосложения на личность не однозначен и не фатальный. Многое зависит от самосознания старшеклассника. Один, осознав свою физическую слабость, пассивно подчиняется или начинает чувствовать себя неполноценным. Другой компенсирует недостаток достижениями в другой сфере (например, в обучении). Третий пытается исправить физический недостаток (например, занятиями спортом). Выбор этих вариантов обусловлен как личностной позицией старшеклассника, так и позицией взрослых, которые его окружают.

Вместе с тем, половая зрелость старшеклассника еще не означает зрелости социальной. Юность - это переход от физиологической зрелости к зрелости социальной, содержанием которой является включение старшеклассника к взрослой жизни, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. Социальная зрелость в наше время наступает позже, так как необходимо гораздо больше времени для получения необходимого образования.

Некоторые особенности индивида в ранней юности зависят от его когнитивного развития в этот период жизни.

Юношество – это период взросления человека, переход от подросткового возраста к зрелости, ко взрослой самостоятельной жизни. Единого общепринятого мнения о возрастных рамках данного периода нет. Большинство западных психологов объединяют отрочество и юность в единый возрастной период, который называют периодом взросления и определяют его возрастные границы от 12-14 до 25 лет. В отечественной психологии выделяют раннюю юность – 15-17 лет, и позднюю юность – 17-21 год.

В изучении особенностей юношеского возраста существует три основных подхода:

  • биогенетический;
  • социогенетический;
  • психогенетический.

Биогенетический подход

Биогенетический подход ставит на первое место процесс биологического созревания, а все остальные процессы рассматривает как его производные. Так, например, В. Целлер в своей книге «Конституция и развитие» называет изменения, происходящие с телом ребёнка, а также их осознание и принятие связующим звеном между соматическим и психическим развитием. Обычно к 15 – 18 годам общее физическое и половое созревание организма заканчивается, сердечно-сосудистая система обретает гармоническое соответствие, завершается формирование и функциональное развитие органов и тканей организма, рост достигает максимального значения, возрастает мышечная сила и повышается работоспособность. В поведенческих реакциях наступает равновесие – бунтарство и мятежность уступает место внутренней самостоятельности и эмоциональной уравновешенности, повышаются показатели коммуникабельности. Но, в то же время, обостряется косвенное влияние соматотипа на характер молодых людей и становление их личности. Согласно системе профессора Гарвардского университета Уилдона Шелдона люди делятся на три типа телосложений:

  1. Эндоморфный – характерной особенностью являются шарообразные формы, большой живот, круглая голова; руки и ноги слабые и вялые с большим количеством жира на бёдрах и плечах, но при этом запястья и лодыжки тонкие.
  2. Мезоморфный – характеризуется массивной кубической головой, широкими плечами и грудной клеткой, мускулистыми руками и ногами; в теле преобладают кости и мышцы с минимальным количеством подкожного жира.
  3. Эктоморфный – представитель этого типа – долговязый человек с узким вытянутым лицом, узкой грудной клеткой, длинными руками и ногами; подкожный жировой слой у таких людей практически отсутствует, а мускулатура не развита.

Люди разных типов телосложения не одинаково привлекательны для окружающих в любом возрасте, а в подростковом и юношеском особо. Стройным мускулистым юношам обычно приписывают лидерские качества, энергичность, живость ума, а представители эктоморфного телосложения кажутся незрелыми как в физическом смысле, так и в социально-психологическом. Однако эти ожидания не всегда оправдываются.

Социогенетический подход

В центре внимания социогенетического подхода стоят социальные факторы развития личности и процессы социализации. Процессы социальной линии включают в себя становление культурных, морально-этических, политических ценностей, постижение общественно необходимых знаний, норм, а так же включение в общественно-трудовую деятельность.


В юности круг социальных интересов и ролей расширяется; на этот период жизни приходится много значимых социальных событий: получение паспорта, возможность заключения брака, возможность реализации избирательного права, наступление уголовной ответственности. Основной задачей ранней юности является профессиональное самоопределение.

Психогенетический подход

Психогенетический подход анализирует собственно психологические процессы.

Очень важным новообразованием юношеского возраста в интеллектуальной сфере является развитие теоретического мышления. Учащихся старших классов и студентов начальных курсов чаще интересует вопрос «почему?», их мыслительные процессы более активны и самостоятельны, они более щепетильно относятся к преподавателям и содержанию приобретаемых знаний. Представления об интересности предмета меняются: в отличие от младших подростков, которые ценят описательную сторону предмета и его увлекательность, старшеклассники интересуются тем, что неоднозначно и требует самостоятельного обдумывания. Они оценивают нестандартную подачу материала и эрудицию преподавателя. В это время активно проявляются и развиваются творческие способности, требующие не только усвоения знаний, но и проявления инициативы, креативности, гибкости ума. Эти способности школьники и студенты чаще всего реализуют вне школы – на факультативах, курсах и секциях.

Ещё одна особенность развития юношеского интеллекта – тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, присущих частным фактам. Старшеклассники как никто любят «большие теории», тяготеют к «космическим» обобщениям. Но широкий круг интересов в юности зачастую сочетается с интеллектуальным дилетантизмом – разрозненностью, отсутствием системы в обретении знаний и навыков.

Нередко старшие школьники склонны к преувеличению своих интеллектуальных способностей, силы интеллекта и уровня знаний, из-за чего им присуща демонстративная, вычурная интеллектуальность. Именно поэтому практически во всех старших классах есть скучающие ученики, которым учёба кажется пресной, примитивной и не имеющей ничего общего с реальной жизнью и наукой.

Важно, что в ранней юности увеличивается степень определения индивидуальных интересов и способностей, причём нередко разница дополняется дурными поведенческими реакциями. Так в старших классах легко можно выделить различные подгруппы: интеллектуалы-отличники («ботаники»), способные, но безалаберные ученики («богема»), «хронические троечники» и т.д.

В юношеском возрасте формируется активная жизненная позиция, происходит самоопределение, осознание собственной значимости. Развитие мышления даёт предпосылки для формирования взглядов на жизнь, основы бытия, жизненную философию, осознание своей жизни не как цепочки хаотичных событий, но цельного процесса, имеющего последовательность и смысл. Мировоззренческий поиск содержит в себе социальную ориентацию, осознание себя как части социальной общности, выбор будущего социального состояния, а так же способов его достижения.

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является формирование образа собственно «Я» и становление стабильного самосознания. Этот процесс связан с усилением самоуправления и личностного контроля. Важнейшее приобретение ранней юности – осознание собственного мира и его эмансипация от взрослых. Этот возраст очень чувствителен к своим внутренним проблемам и склонен переоценивать их значимость.

Становление собственного, уникального «Я» зачастую связано со многими психодраматическими переживаниями. Юношеское «Я» очень нестабильно, подвержено различным влияниям; становление внутреннего мира может сопровождаться чувством беспокойства, внутренней пустоты, непонятного ожидания и одиночества. Отсюда – острая потребность в общении и одновременно – повышение избирательности общения, хотя в то же время может появляться и желание уединения.

Старшие школьники при оценке людей начинают обращать внимание на их личностные качества, в отличие от подростков, в первую очередь оценивающих внешность. Это также относится к самосознанию – у юношей появляется желание подчеркнуть собственную уникальность и индивидуальность. Но при этом может повышаться чувствительность к каким-то особенностям собственного тела или внешности. У девушек и юношей формируются некие идеалы, стандарты, образцы «женственности» и «мужественности», и они что есть сил стараются следовать им в одежде, манерах, жестах, жаргоне. Порой эти идеалы завышены или противоречивы и это приводит ко множеству внутренних конфликтов.

В юношеском возрасте источником беспокойства могут быть небольшой рост, проблемная кожа, размер груди, избыточный вес и т.д. Реальные или вымышленные недостатки молодые люди компенсируют экстравагантностью в поведении, одежде, прическах, макияже, делает представителей субкультурных групп похожими друг на друга и противоречит их желанию к подчёркнутой демонстрации собственной индивидуальности. Поэтому они часто бывают конфликтны, мнительны, тревожны и внутренне нестабильны. Это такая особенность юношеского возраста – специфический эгоцентризм (они часто думают, что окружающие постоянно обращают на них внимание и оценивают, причём чаще негативно).

Но чем старше становятся юноши и девушки, тем меньшее значение для них обретает внешность (своя и чужая), они привыкают к особенностям своей внешности, принимая себя такими, как есть, и в связи с этим стабилизируется уровень притязаний в данной области. Обычно самооценка стабилизируется и становится более адекватной к старшему юношеству; очень важную роль в этом процессе играет самоуважение.

Период ранней юности традиционно связан с обострением проблемы отцов и детей. Молодые люди стремятся быть наравне со взрослыми, видеть в них друзей и советчиков, а не покровителей и наставников. Молодые люди, осваивая новые «взрослые» социальные роли, нуждаются во взрослых и часто ищут у них совета, при этом моделью поведения и примером могут быть родители. В тоже время растёт желание стать независимым от взрослых, освободиться от их влияния, и поэтому нежелание или неумение признать автономию своих детей зачастую приводит ко множественным конфликтам. Большую роль здесь играют общий культурный уровень семьи, её состав, характер взаимоотношений и позиция юноши в ней.

Юношеское общество – это зачастую не столько компания одновозрастных юношей и девушек, сколько людей со схожим социальным статусом, потребностями и т.д. – юношеская субкультура. В этом возрасте возникают первые дружеские и любовные привязанности, которые носят достаточно длительный, хотя, преимущественно, романтический характер.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!