Какие бывают растения? Какие группы культурных растений бывают? Экологические группы растений: примеры.

Растения можно встретить в любой точке земного шара: в жарких пустынях, высоко в горах, в лесах и лугах, в топких болотах и даже на Северном полюсе. Разнообразие их очень велико, и каждое растение уникально и неповторимо. Рассмотрим, какие бывают растения, и чем они отличаются между собой.

Основные группы растений

Все растения, независимо от их размеров и места обитания, устроены одинаково, и имеют общие части: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Но отличий гораздо больше, и прежде всего, это относится к внешнему виду. Все растения можно разделить на 3 основные группы:

  • Деревья

Дерево - это многолетнее растение с одним большим стволом (стеблем), покрытым корой. От стебля отходит множество ветвей, на которых растут листья, распускаются цветы и растут плоды.

Высота деревьев может быть очень разной - от 2 до 100 м. Среди деревьев встречаются настоящие долгожители, которые живут не одну сотню лет.

Деревья, в свою очередь, бывают двух видов: лиственные (береза, дуб, клен) и хвойные (ель, сосна, кедр).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Какие-то деревья растут вверх, а какие-то - вширь. Самым «толстым» деревом на планете является баобаб. Вырастает это дерево не слишком высоким, но диаметр его ствола просто огромен и может достигать 9 м! Кроме того, баобаб - настоящий долгожитель, и может жить до тысячи лет.

Рис. 1. Баобаб

  • Кустарники

У кустарников вместо одного большого ствола есть несколько тонких и мелких стволов. Размеры их более скромные, и редко какой кустарник достигает 5-6 м. В лесах они образуют подлесок - один из нижних ярусов.

К этой группе растений относится боярышник, можжевельник, крыжовник, смородина.

  • Травы

У травянистых растений нет крепкого ствола - их стебли мягкие и гибкие. Травы не живут долго - с наступлением первых холодов их листья и стебли отмирают, потому что не приспособлены к зимним морозам.

Эта группа растений - самая распространенная: травянистых растений на земном шаре гораздо больше, чем кустарников и растений.

Среди трав есть настоящие гиганты, способные достигать 30 м в высоту. Это бамбук - одно из самых быстрорастущих растений на земле: за одни сутки эта трава может вырастать до 75 см. Бамбук не только очень высокое и быстрорастущее растение, но и очень крепкое. В древности из него изготавливали мечи, которые ни в чем не уступали стальному оружию.

Рис. 2. Бамбук

Культурные и дикорастущие растения

Все растения можно разделить и по другому признаку: растут они в дикой природе или за ними ухаживает человек.

  • Дикорастущие растения - это травы, кустарники и деревья, которые растут сами по себе в лесах, лугах, и не нуждаются в специальном уходе.
  • Культурные растения - те, которые специально выращивает человек, за которыми он постоянно ухаживает. Это необходимо, чтобы получить высокий урожай зерна, овощей или фруктов.

Помимо дикорастущих и культурных растений, есть еще одна отдельная группа - комнатные растения. Их выращивают в декоративных целях, чтобы украсить помещение. К комнатным растениям относятся драцена, фикус, кактус, азалия и многие другие.

Окружающий мир, 1 класс

Цели:

· обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

· повторение отличительных признаков разных групп растений;

· расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу;

· формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений;

· воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

· развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,

· развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

· компьютер;

· презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).

Что это? (Растение ) (рис. 2).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях ).

Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер.

III. Обобщение о растениях

1. Группы растений

Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?

Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2. Деревья

-Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).

В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня , клёна , ольхи, липы , осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).

Это лиственные деревья , форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной ?(Ель, сосна )(рис. 6).

Какие это деревья? -Хвойные деревья , форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница,

кедр )(рис. 7).

Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород , но и оберегают наши дома от пыли , вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

· Дуб – 54 кг в год.

· Клен – 33 кг в год.

· Сосна – 35 кг в год.

· Ель – 32 кг в год.

3. Игра « Отгадай деревья»

А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).

Кудри в речку опустила и о чём- то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь).

Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей).

4. Игра “ Чей листик?”

- А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис.

5. Кустарники

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).

Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).

-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень …).

6. Физкультминутка (рис. 13)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

7. Травянистые растения

К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).

-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.

Назовите травянистые растения (ответы детей).

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей , полынь , тимофеевку , ковыль (рис. 15).

На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы , ржи , овса и кукурузы (рис. 16).

А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.

Как вы думаете, почему это растение так назвали?

Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.

С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы , капуста , картофель , помидоры , лук , морковь ), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).

Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека .)

- Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.)

8. Физкультминутка (рис. 19)

Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно),

Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают),

Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками),

Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)?

Пересолили!

Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)!

9. Растение – земли украшение

- Говорят: «Растение земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).

10. Игра « Отгадай цветы»

- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН) , РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),

кувшинка чисто белая (рис. 25),

Адоникс Весенний (рис. 26).

-А знаете ли вы , что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).

IV. Физкультминутка (рис. 28)

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

V. Секрет цветов

И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).

На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.

Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы.

В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.)

VI. Хорошо или плохо (рис. 30)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ.

Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.

Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).

Любите родную природу Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.

VII. Итог урока

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

Распределены по группам, чтобы разобраться в этом многообразии. Причем в каждую группу входят растения с определенными свойствами, похожие по внешнему виду и строению. Выделены два класса цветковых растений : однодольные и двудольные. У двудольных растений в семени расположен зародыш, состоящий из двух семядолей. Листья двудольных растений имеют характерное строение. В них жилки выглядят как сетка. Это так называемое сетчатое жилкование. Класс двудольных включает лиственные деревья средней полосы России (дуб, ольха, береза, клен, липа), плодовые деревья (яблоня, вишня, груша), кустарники (желтая акация, лещина, шиповник), травянистые растения, различные овощные растения (морковь, фасоль, горох, капуста, свекла), кормовые растения (кукуруза, бобы), множество декоративных растений (астра, георгины, лимон, фикус, фуксия, пеларгония). Семена растений, принадлежащих к классу однодольных растений , имеют зародыш с одной семядолей. К этому классу относятся многие злаковые растения, в том числе пшеница.

Для этих растений характерно строение листьев с продольным расположением жилок параллельно друг другу. Класс однодольных растений включает злаковые растения (рожь, рис, пшеница), отдельные виды овощных растений (лук, чеснок), комнатные растения (алоэ, кливии, амариллисы) и декоративные растения (лилии, ирисы, гладиолусы, ландыши).

Классы цветковых растений включают менее крупные группы растений – семейства , которые включают похожие друг на друга растения. Причем наибольшее сходство у таких растений в структуре их цветков.

Рожь сходна по строению с пшеницей. Вследствие этого, они входят в одно семейство злаковых растений. Просо и ячмень, овес и кукуруза также включены в это семейство. К семейству крестоцветных принадлежат редька и капуста, ведь они имеют одинаковое строение цветков и плодов. Хотя другие органы, например, корни и листья этих растений, очень отличаются по внешнему виду и структуре. К семейству розоцветных относятся яблоня и груша по тому же принципу, так как имеют сходное строение цветков и плодов.

Семейства в свою очередь делятся на роды . К примеру, к роду «редька» относятся редька дикая и редька посевная, поскольку они имеют одинаковое строение цветков, плодов, листьев. Но существует и ряд различий между этими же растениями, поэтому они относятся к разным видам: редька посевная и редька дикая.

Интересно, что научное название растений состоит из названия рода и вида растения , например, редька посевная. При изучении различных растений выясняют вид, род и семейство каждого экземпляра.

Содержание. Виды растений:

  1. Зеленые водоросли
  2. Мохобразные
  3. Папортники
  4. Хвойные
  5. Цветковые
  6. Из каких частей состоят растения

Крайне сложно представить нашу планету без растений …

2.Мохообразные

Мохообразные растут во влажных местах. Количество мхов насчитывается более 27 тыс. видов .

Печёночные мхи распространены в большинстве своём в тропиках. Такой вид, как м оховидные можно встретить даже в… Антарктиде.

3.Папоротники

К самому известному и богатому в видовом плане относится отдел папоротникообразных, проще – , которых насчитывается около 11 тыс. видов .

Каждый знаком с этим растением с детства, вот только далеко не все знают то, что некоторые виды папоротников можно употреблять даже в пищу (при грамотном подходе).

4. Хвойные

Это вид семенных растений, у которых развитие семян происходит в шишках. На Земле меньше 1000 разных видов хвойных растений.

К хвойным растениям относятся - сосны, ели, можжевельники и др. У них листьями являются хвоинки, а на месте плодов у этих растений шишки с семенами - орешками.

5.Цветковые

Эти растения – самые распространённые в мире. Их насчитывается более 280-290 тыс . видов. Цветковыми, эти растения называются потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена.

Цветковые имеют не только , но еще плоды, корни, стебли и листья.

Интересное: дети далеко не с ранних лет узнают о том, что оказывается и растения бывают … «хищниками».

Действительно, таких видов плотоядных (насекомоядных) растений насчитывается более 600. Множество насекомых, маленьких животных попадают в специальные «ловушки» (липкие, в форме клешни, капканов, кувшинов) этих растений.
А на территории нашей страны пальму первенства в этом отношении можно отдать Drósera rotundifólia - Росянке круглолистной.

А «охотится» растение следующим образом: оно выделяет особенную липкую жидкость - по краям своих листьев. А уже насекомое, которому не посчастливилось сесть на листок и становится «прилипшей» жертвой…

К какому виду относятся эти растения?

Из каких основных частей состоят растения:

  1. Корни.
  2. Стебли.
  3. Листья.
  4. Цветки.
  5. Плоды с семенами.

Ещё среди наших далёких предков принято было разделять живые организмы на растения и животных.

Восемь царств живых организмов

(хотя споры учёных по этому поводу не утихают и до сих пор):

  • растения,
  • животны,
  • грибы,
  • одноклеточные организмы, без ядра — называются археи,
  • одноклеточные организмы «первейшие» — это протисты,
  • двухклеточные организмы, одна клетка в которых находится внутри другой — хромисты,
  • вирусы,
  • бактерии.

Так что не стоит полностью соотносить грибы с растениями, как это делают многие.

Задумайтесь перед сном о том, как выглядела наша планета миллионы-миллиарды лет назад. И может, произойдёт чудо - вы увидите первозданное великолепие растительного мира во всей его красе!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!