Что такое Баланс белого в цифровой фотографии? Что такое баланс белого.

Баланс белого в профессиональных кругах называется ББ или по-английски WB (White Balans). Впрочем, сути это не меняет.

Данный параметр важен в практике фотографии, и отвечает он, как несложно догадаться, за правильность цветопередачи. В двух словах – белое должно быть действительно белым и без голубых/желтых оттенков. Настроив правильно WB, такого результата можно добиться.

Как понимает белый цвет фотоаппарат?

Человек, когда смотрит на белое полотно, сразу видит и понимает белый цвет. Камера же оснащена не столь умными «мозгами», и часто ей необходимы подсказки. Определяется камерой белый цвет благодаря законам физики. Известно, что белый цвет, нагретый до определенной температуры, дает абсолютно черное тело. Температура дает конкретную длину волны, и именно длина волны определяет цвет в привычном нашем понимании. Измеряется температура в кельвинах. Возможно, вы когда-нибудь слышали, как говорят, что цветовая температура белого дневного света равняется 6500 К.

Понимаем, что это выглядит немного глупо, но температура и кельвины важны, когда речь идет о параметре Баланса Белого. Если цветовая температура будет ниже 6500 К, то ей будет соответствовать другой цвет, пусть будет более желтый. Обычная свеча, например, имеет температуру 1800 К, и наш глаз воспринимает теплый желтый оттенок. При ином нагреве можно достичь голубоватого оттенка и т.д.

Так ли важен ББ на самом деле?

Баланс Белого действительно важный параметр, ведь он позволят добиться естественности фотографий, т.е. правильной цветопередачи. В зависимости от настройки ББ, кожа человека на пляже может иметь натуральный правильный цвет или прохладный оттенок. Вот примеры двух одинаковых фотографий с разным параметром ББ:

В данном случае у нас всего один источник света – солнце. Однако мы искусственно задаем камере другой параметр ББ, от чего цветопередача резко изменяется. Данный пример наглядно показывает, как именно влияет Баланс Белого на изменение цветов фото.

Предполагается, что White Balans призван делать фотографии «правильными», но понятие «правильные» сильно размыто. Правильная цветопередача это хорошо, вот только часто благодаря неправильной цветопередаче можно добиться нужного настроения снимка.

Вот вам простые примеры:




Очевидно, что на второй фотографии правильная цветопередача. Вот только сам снимок унылый и скучный. На первой фотографии баланс белого выставлен неправильно, но теплые оттенки снимка больше притягивают и атмосфера становится более уютной.

На третьем снимке преобладают голубые оттенки – обратите внимание на цвет неба и воды.

Наивно полагать, что ББ нужен только для правильной цветопередачи и использовать его исключительно для этой цели. Чаще всего именно так и делают, и это правильно. Мы лишь хотим сказать, что этот параметр в некоторых ситуациях позволит добиться «сказочности» кадра и создать определенный сюжет, что открывает возможности творчества.

Настройка ББ

Настройка Баланса Белого осуществляется просто. Почти все камеры, будь то обычная мыльница, зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, обладают функцией настройки этого параметра. Чаще всего в меню можно выбрать конкретный профиль:

  • Солнечно;
  • Пасмурно;
  • Лампа накаливания;
  • Вспышка;
  • Авто.

В принципе, даже интуитивно понятно, какое значение ББ нужно выставлять в конкретном случае. Если Вы делаете снимок на природе в солнечную погоду, то логично выбрать профиль «Солнечно», в помещении с искусственным освещением – «Лампа накаливания». В данном случае Вы просто задаете камере цветовую температуру источников освещения.

Многие профессиональные камеры позволяют задавать не профили ББ, а именно цветовую температуру в Кельвинах:

Чтобы сразу понять, как устроен «мозг» фотоаппарата, и как он понимает цветовую температуру, проведите простой эксперимент: сделайте 2 одинаковых кадра, но с разными параметрами баланса белого – на максимальной и минимальной температуре. Скорее всего, после этого вы поймете, как это устроено. Впрочем, этот эксперимент доступен лишь в том случае, если у Вас есть хороший дорогой фотоаппарат с возможность задавать именно цветовую температуру, а не выбирать конкретный профиль.

Кое-что еще

При желании добиться идеальной цветопередачи, нужно настроить ББ максимально правильно. Сделать это просто: сделайте пробный снимок белой бумаги и далее, глядя на фотографию, станет понятно, правильно ли выставлен данный параметр. Если неправильно, корректируйте ББ в более «теплую» или «холодную» сторону. Часто именно так и делают. Такой способ получил название «баланс белого по белому листу». Но помните: выставленный ББ будет правильным только для одного места. Если перейдете в другую комнату, то придется выставлять ББ заново.

Баланc белого - это настройка, которая необходима для обеспечения правильной цветопередачи на фотоснимке. Вероятно, вы обращали внимание, что фотографии, сделанные без вспышки дома при свете люстры, часто заметно отдают в желтизну, а фотографии в яркий солнечный день - наоборот, в синеву. Очень наглядно можно увидеть разницу в цветовом оттенке во время заката солнца и после заката:

Обратите внимание на цвет асфальта - на первой фотографии он чуть окрашен в желтизну, так как освещается закатным солнцем, на втором - преобладают синие оттенки, так как солнце ушло и основным источником света является голубое небо.

В чем измеряется баланс белого?

На самом деле, вопрос поставлен некорректно, однако именно такую трактовку часто приходится слышать. Баланс белого не является самостоятельной физической величиной - это что-то вроде компенсации цветового оттенка, точно также как экспокоррекция меняет уровень экспозиции снимка.

Баланс белого тесно связан с таким понятием как цветовая температура источника света. Вы когда-нибудь пробовали поднести иголку к пламени газовой плиты? Иголка нагревается и начинает светиться. Сначала этот свет едва заметный и имеет темно-красный оттенок, затем иголка становится ярко красной, оранжевой. Если еще сильнее поднять температуру, свет становится желтым, затем белым и, наконец, голубым. На газовой плите довести иголку до "белого каления" вряд ли получится, тем не менее, принцип понятен - при нагреве до разных температур тело светится разными цветами. Это и есть "цветовая температура", а измеряется она в Кельвинах.

Каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Вероятно, вы обращали внимание, что на энергосберегающих лампах есть надписи вроде 2700К ("теплый свет"), 4200K ("дневной свет") или 5500К ("холодный свет").

Вот краткий перечень цветовых температур для разных источников освещения (источник - Википедия):

  • 1500-2000 К - свет пламени свечи;
  • 2200 К - лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К - лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К - лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
  • 3400 К - солнце у горизонта;
  • 4000 К - люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300-4500 К - утреннее и вечернее солнце ("режимное" время);
  • 5000 К - солнце в полдень;
  • 5500 К - облака в полдень;
  • 5500-5600 К - фотовспышка;
  • 6500 К - стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
  • 6500-7500 К - облачность;
  • 7500 К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500-8500 К - сумерки;
  • 9500 К - синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
  • 15 000 К - ясное голубое небо в зимнюю пору;
  • 20 000 К - синее небо в полярных широтах.

Как выставить правильный баланс белого?

Чтобы обеспечить "нейтральную" цветопередачу мы должны выставить в своем фотоаппарате такой баланс белого, который максимально бы соответствовал цветовой температуре источника освещения. Как правило, функция "баланса белого" имеет несколько предустановок - солнечно, пасмурно, тень, лампа накаливания и так далее. Каждой предустановке соответствует определенная цветовая температура. Только вот в чем проблема - одной предустановкой невозможно охватить все тонкости и нюансы данных условий освещения. К примеру, установка "лампа накаливания" даст приемлемую цветопередачу, если мощность ламп составляет 100 Вт, но при освещении "сороковками" картинка заметно уйдет в желтизну. Как быть? Есть несколько вариантов...

Задать цветовую температуру вручную

Это, по сути, самый правильный метод. Если помещение освещено лампами на 5500K, устанавливаем в фотоаппарате баланс белого на 5500К и получаем "беспристрастную" цветопередачу, при которой цвета на фотоснимке будут максимально приближены к реальности - как при съемке днем на улице.

Этот метод имеет много плюсов:


При всех своих плюсах, у данного метода установки баланса белого в Кельвинах есть и недостатки.

  • Ручная установка ББ снижает оперативность при съемке (зато сокращает объем обработки).
  • На глаз точно определить температуру сложно, особенно новичку. Приходится ориентироваться на картинку, которая отображается на экране фотоаппарата, но экран не всегда точно отображает цвета. Я заметил, что у Olympus PEN E-PM2 цвета на экране теплее, чем на фотографии. Canon EOS 5D отображает картинку более точно, но все равно разница с монитором есть.

Устанавливать баланс белого в Кельвинах я могу рекомендовать в следующих случаях:

  • Вам точно известна цветовая температура источников света
  • Вы умеете "видеть кадр до щелчка затвора" и знаете, какой оттенок на фотографии должен преобладать - это приходит только с опытом
  • Ваш фотоаппарат позволяет устанавливать баланс белого в Кельвинах:)

Никто не мешает экспериментировать с балансом белого в Кельвинах новичкам. Цена ошибки в данном случае практически нулевая, если вы снимаете в RAW, можно легко исправить ошибку без потери качества.

Задать баланс белого по серой карте (или белому листу)

Чтобы не морочиться с Кельвинами есть еще один вполне годный алгоритм установки баланса белого вручную - по серой карте. Серая карта - это кусок картона или пластика нейтрально серого цвета. Если ее поместить в наши условия съемки и сфотографировать ее, то по этому фотоснимку легко можно настроить "пользовательский" баланс белого. Серая карта часто заменяется обычным белым листом бумаги - эффект тот же. После этого выбираем настройку "Пользовательский ББ" и фотоаппарат просит указать снимок "серой карты".

В моем случае (Canon EOS 5D) это выглядит так:

Выбираем снимок с серой картой и, следуя инструкции на экране, жмем кнопку SET. Важно, чтобы лист бумаги был освещен равномерно преобладающим источником освещения.

Все, пользовательский баланс белого настроен, осталось только выбрать его среди предустановок. Обозначается он такой пиктограммой:

Достоинства установки баланса белого по листу бумаги:

  • Можно установить баланс белого быстро и точно, безо всяких заморочек с цифрами
  • Функция есть практически во всех фотоаппаратах

Недостатки

  • Не недостаток, а особенность - нужно разобраться, как это работает конкретно на вашей фотокамере
  • Нужно иметь серую карту или, на худой конец, лист чистой белой бумаги. Устанавливать можно и по другим объектам - белым стенам, элементам одежды, но точность при этом будет заметно ниже.
  • Баланс белого выставляется "беспристрастно" - принудительно сделать оттенок чуть теплее или холоднее уже не получится.

Воспользоваться автоматическим баланса белого

При "обычных" условиях освещения этот метод вполне годится и для любительской и для профессиональной съемки. Под "обычными" условиями понимается, скажем, съемка днем на улице или съемка со вспышкой. В этом случае автоматика любой камеры прекрасно справится с задачей установки баланса белого. Однако, есть нюансы...


Еще раз напоминаю, даже если автоматический ББ серьезно промахнулся, его легко поправить, если снимаете в RAW.

Предустановки баланса белого

Это самый плохой вариант! Предустановки не могут учесть всю специфику источников освещения - мощность ламп накаливания, цветовую температуру энергосберегающих и светодиодных ламп. Даже солнце в разных широтах светит по-разному, поэтому применять предустановки ББ я не рекомендую, так как это пустая трата времени, все равно потом с 99% вероятностью придется исправлять баланс белого.

Выводы

Баланс белого - важная, но не критичная настройка, если мы снимаем в RAW. Она позволяет регулировать цветопередачу снимка на этапе съемки, что очень удобно, если снимаете большую серию снимков при одинаковом освещении - один раз правильно настроил и вперед! Количество постобработки будет сведено к минимуму. Даже если ошиблись с настройками - не беда, RAW все стерпит (помните, мы ведь договорились все снимать в RAW ?)

ББ может рассматриваться как один из творческих приемов. Если хотим создать в кадре "теплую и ламповую" атмосферу, можно смело сместить баланс белого на 200-500К в сторону желтизны - этого как правило достаточно для ощущения теплоты и в то же время желтизна не будет бить по глазам. Наоборот, для создания чувства тревожности и драматичности можно чуть сместиться в сторону холодных тонов. "Технически правильный" баланс белого и "творческий" баланс белого - не всегда одно и то же!

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужен баланс белого?

2. Как баланс белого связан с цветовой температурой источника света?

3. Какую цветовую температуру нужно выставить при съемке днем на улице? Попробуйте разные варианты и выберите лучший.

4. Научитесь выставлять баланс белого по серой карте или листу бумаги.

5. Попробуйте пофотографировать с настройкой ББ "лампа накаливания" при свете ламп на 25, 50, 60, 100Вт и убедитесь, что это не очень хорошая идея:)

Дата публикации: 20.11.2014

Многие начинающие фотографы жалуются, что цвета на их фотографиях получаются не такими, как в жизни. В жизни предмет одного цвета, а на фото он становится желтоватым, голубоватым или даже зеленоватым. Как добиться точной цветопередачи на фото? В этом уроке мы разберем настройки, отвечающие за цвета на наших фотографиях.

Почему на фото получаются неправильные цвета? Важно понять, что освещение, при котором мы фотографируем, бывает разным по цвету: домашние лампы накаливания светят желтоватым светом, а флуоресцентные лампы - голубоватым или зеленоватым. На улице в сумерках освещение тоже немного голубое, а на закате и на рассвете оно вполне может стать желтым и даже красным. Оттенки света называют цветовой температурой. У каждого источника света - своя цветовая температура. Цветовая температура измеряется в Кельвинах (К). Чем ниже цветовая температура, тем “краснее” наш свет. И наоборот: чем выше цветовая температура, тем свет “голубее”.

Иногда фотоаппарат не понимает, источник с какой цветовой температурой освещает наш кадр. В таком случае, он может ошибиться и сделать кадр слишком желтым или слишком синим.

Слева на голову падает голубоватый свет от флуоресцентной лампы, а справа - от лампы накаливания. Как видите, у этих источников света разная цветовая температура.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2, 1/60 с, 85.0 мм экв.

Камера не наделена интеллектом, и она не знает, какой именно сюжет и при каком освещении мы снимаем. Но мы можем подсказать фотоаппарату, какой свет сейчас в кадре. За это отвечает настройка баланс белого .

Баланс белого - настройка, отвечающая за то, какой цвет в кадре считать нейтральным. Нейтральный цвет в представлении фотоаппарата - это цвет, не обладающий никакими оттенками: белый, серый. Беря такой цвет за точку отсчета, аппарат сможет и остальные цвета представить на снимке правильно.

Настройка баланса белого в фотокамере сводится к определению цветовой температуры источника света, при котором мы снимаем. Для удобства пользователя во всех камерах создан набор предустановок, соответствующих тем или иным условиям съемки. Таких предустановок хватает для большинства съемочных ситуаций. Среди них есть настройки: “Дневной свет”, “Тень”, “Облачно”, “Лампы накаливания”, “Флуоресцентные лампы”, “Вспышка”. Собственно, по их названиям становится ясно, когда их применять. Конкретное значение цветовой температуры для этих предустановок немного варьируется в зависимости от модели фотоаппарата, но в целом ведут они себя на всех камерах примерно одинаково.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 500, F8, 1/100 с, 50.0 мм экв.

Таким образом при желании мы можем настроить баланс белого очень точно.

Автоматический баланс белого (“AWB”). Когда его использовать?

При установке автоматического баланса белого камера самостоятельно определяет цветовую температуру в некотором диапазоне значений, установленном производителем. Обычно речь идет о диапазоне 2000-7000 К. Большинство современных фотокамер прекрасно работает с автоматическим балансом белого. Ошибается автоматика обычно в сложных условиях, например, при ночной съемке или при съемке в помещении со смешанным светом. Автоматический баланс белого особенно уместно использовать при съемке на улице, при ярком дневном освещении. Там он даст оптимальные результаты. Также настройку “AWB” полезно использовать при динамичной съемке, когда мы быстро перемещаемся из одного места в другое, постоянно меняем условия съемки и освещения. В этом случае лучше довериться автоматике, чтобы из-за смены настроек не упустить нужный кадр .

Ручная установка цветовой температуры

В некоторых фотоаппаратах имеется возможность вручную выставить цветовую температуру . Это полезно тогда, когда мы снимаем при каком-то нестандартном освещении, но при этом точно знаем его цветовую температуру. К примеру, иногда цветовую температуру пишут на энергосберегающих лампах. Ее обязательно указывают в характеристиках фотовспышек и другого осветительного оборудования.

Ниже представлена таблица с некоторыми источниками света и их ориентировочной цветовой температурой.

    1500-2000 К - пламя свечи;

    2200-2800 К - лампа накаливания;

    3000-3200 К - закат, галогеновые лампы;

    3500 К - утреннее и вечернее освещение в ясный день;

    3800-4500 К - лампы дневного света;

    4500-5500 К - дневное солнечное освещение;

    5400 - 5600 К - фотовспышка;

    6000 К - летняя облачная погода;

    6500-7500 К - пасмурно;

    9000-12000 К - дымка, глубокая тень.

Настройка баланса белого по эталону

Помимо этого, мы можем просто указать камере, какой цвет у нас является нейтральным: что на снимке принять за серый и белый цвета. Для этого достаточно найти в кадре однородный серый или белый объект и сфотографировать его так, чтобы он заполнял собой всю площадь кадра. При этом даже не обязательно фокусироваться на нем, можно снять и в расфокусе. Как правило, в качестве такого объекта используют лист белой бумаги или специальную “серую карту”. Достаточно просто поместить эталонный объект в снимаемый сюжет, а после установки баланса белого - убрать. После этого используем сфотографированный кадр для настройки баланса белого. Это, пожалуй, самый точный способ настройки баланса белого.

Однако, у такого способа настройки баланса белого есть и подводные камни.

    Важно, чтобы наш серый объект находился не где-то, а именно в тех же самых условиях освещения, в которых мы собираемся снимать. Иначе настройка будет не точной. Ручную настройку баланса белого производят непосредственно перед съемкой. И если мы собрались сменить место съемки или просто поменялось освещение (например, вышло солнце из-за облаков), придется всё настраивать заново.

    При использовании листа белой бумаги для ручной настройки баланса белого мы вряд ли добьемся точных результатов. Бумага не идеально бела, она имеет оттенки. Бывает бумага желтоватая, бывает слегка голубоватая: всё это скажется на настройке баланса белого. Эффективнее пользоваться серой картой - картонной карточкой-эталоном идеально серого цвета. Серая карта продается в фотомагазинах.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 185.0 мм экв.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 135.0 мм экв.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 122.0 мм экв.

Баланс белого и творчество

Не стоит забывать, что фотография - это творческое занятие. Не всегда абсолютно точная настройка баланса белого идет кадру на пользу. Порой выразительнее будет смотреться изображение с чуть-чуть нарушенным балансом белого. Зимние и туманные кадры порой хорошо смотрятся, будучи немного голубоватыми. А снимки, сделанные на закате или рассвете, лучше сделать чуть теплее, желтее. Тут всё зависит от вас и вашего творческого подхода. Экспериментируйте с балансом белого! Делайте кадры с разными настройками баланса белого! Однако, и злоупотреблять с творческой настройкой баланса белого не стоит: абсолютно синие или желтые кадры вряд ли будут интересны.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/80 с, 82.0 мм экв.

Как работают с балансом белого продвинутые фотографы?

Дело в том, что продвинутые фотографы порой вообще не уделяют внимания балансу белого при съемке. Как же так, как же они получают снимки с корректной цветопередачей? Продвинутые фотографы отнюдь не забывают о балансе белого, а просто занимаются его настройкой не до съемки, а после. Дело в том, что они снимают в формате RAW (в камерах Nikon он называется NEF). Этот формат позволяет установить необходимый баланс белого уже на компьютере на этапе конвертации RAW-файла без всяких потерь в качестве. А вот если мы попробуем поменять цвета файлу JPEG при обработке, результат может оказаться плачевным.

Посмотрите на пример. Попробуем исправить баланс белого в таком кадре:

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Можно видеть, что при изменении баланса белого в JPEG потерялись все детали в светлых участках снимка (обратите внимание на белый велосипед). Теперь там просто белые пятна, лишенные деталей, полутонов. Тогда как изменение баланса белого в RAW прошло без каких-либо потерь.

Смешанное освещение

Часто бывает так, что наш объект съемки освещается разными источниками света с различной цветовой температурой. Как правило, в таком случае стоит настроить баланс белого по преобладающему источнику света. Однако, зачастую использование смешанного освещения порождает множество проблем. Например, нежелательные цветные блики. Простой пример - съемка портрета при использовании света от окна с одной стороны и ламп накаливания с другой. Такие условия часто создаются дома или в каких-нибудь кафе. В таком случае результат может быть таким:

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Согласитесь, голубовато-сиреневатый блик на лице девушки выглядит не очень хорошо. Всему виной - лишнее освещение от окна. Как быть? Как получить нормальные цвета на снимке? Ответ на словах простой, но порой сложный в реализации: устраните свет от лишнего источника или просто не снимайте в таких условиях. В нашем случае, достаточно было закрыть окно шторой.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 125, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Как настроить баланс белого при съемке в ночном городе?

Съемка в ночном городе - довольно сложная задача для автоматики аппарата. И при ночной съемке лучше уделить побольше внимания настройке баланса белого. Еще пару лет назад на эту тему я бы написал очень просто: для съемки в ночном городе установите баланс белого по лампам накаливания, так как именно они освещают наш сюжет. Однако сейчас появилось очень много энергосберегающих фонарей, светящих зеленоватым или голубоватым светом. Поэтому, чтобы корректно настроить баланс белого при ночной съемке, обратите внимание, какие лампы установлены в фонарях в вашем сюжете. И уже под ним подбирайте установку баланса белого методом проб и ошибок.

Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Как Вы считаете, чем отличаются три ниже приведенные фотографии?

Конечно же - балансом белого! Как не трудно заметить, на первой фотографии баланс белого смещен в теплую часть спектра (так называется данное искажение цвета - когда изображение (включая салфетки, которые должны быть белыми!) как будто "желтеет". У второй же фотографии - баланс белого близок к норме. Зато у третей фотографии ББ смещен в холодную - фиолетовую сторону спектра, поэтому и салфетки выглядят уже не совсем белыми, а скорее голубоватыми…

Не углубляясь в дебри терминологии - попробуем дать определение балансу белого. Итак, можно сказать, что баланс белого - это мера корректности цветовых характеристик изображения. Часто, вместо словосочетания "баланс белого цвета" - используют аббревиатуру ББ, мы также можем использовать данную аббревиатуру в тексте этого сайта.

Итак, теперь стало ясно - что если Вы увидели, что фотография немного более желтовата, чем следует, или наоборот - "холодновата", то искать причину этого стоит в некорректных настройках баланса белого!

Почему возникают неточности - в настройках баланса белого цвета? Ответ прост: разные источники света имеют так называемые различные цветовые температуры! Например Солнце дает довольно "теплый" свет, лампа накаливания - тоже. Зато свет флуоресцентных ламп - довольно "холодный"... Наверное, Вы и сами замечали - что, например, одно и то же зеленое платье может выглядеть ярко зеленым в солнечном свете, и чуть ли не синим - в свете натриевых ламп уличного освещения. И если даже человеческим глазам не всегда просто подстроиться под цветовую температуру источника света - так что же говорить о фотоаппаратах? К тому же в кадре может быть несколько источников света различной цветовой температуры, например - солнечный свет из окна и лампы накаливания домашней люстры - в этом случае фотоаппарат вряд ли сможет "угадать" - на какой именно из источников света ориентироваться при подстройке цветов, какое значение ББ установить! В подобных случаях автоматика фотоаппарата не эффективна, и применяется ручная настройка баланса белого цвета.

В первую очередь, на ББ можно повлиять с помощью изменений настроек фотоаппарата. Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее, на примере фотоаппарата Canon 600D – его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей, как 450D, 500D, 550D, 650D.

Как видно на картинке, с помощью данного меню Вы сможете сменить ББ - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Я бы не стал рекомендовать использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.

Однако существует возможность настройки баланса белого цвета – вручную! Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:

О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей – вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата.

Но и это еще не все! Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии – без применения белого листа! В этом случае эффект получается подобным тому, как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:

Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого» , это означает – что три фотографии сделанные подряд – будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) – для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки ББ.

Но… и это еще не все! Если Вы фотографируете зеркалкой, то в нем наверняка есть функция съемки в формат RAW! Этот замечательный формат отличается тем, что снимая в него – по ходу съемки о балансе белого цвета можно не беспокоиться, ибо его можно будет как угодно изменить – позже, с помощью специальной программы. Обычно такие программы входят в комплект поставки любого зеркального фотоаппарата. А я бы рекомендовал использовать программу Adobe Camera Raw ( ACR ), но подробнее о ней – будет написано в другой статье.

На этом на сегодня - все:) Пусть Ваш белый цвет и на фотках - остается белым!

В фотографии означает лишь еще один способ из всех, призванных повысить реалистичность и натуральность снимка, его полную аутентичность тем условиям, в которых его делал .

Грубо говоря, это именно та настройка в фотоаппарате , которая призвана делать белое белым, а красное красным, а не зеленоватого или синеватого оттенков. Как правильно установить баланс белого - первоочередной вопрос для тех людей, которые фотографируют в JPEG формате, то есть сразу же получают финальное изображение, уже сжатое и фотоаппаратом. Именно это мы сегодня и обсудим в данной статье.

Если не следить за балансом белого (далее ББ ), то можно получить довольно ненатуральную фотографию, на которой многие оттенки будут искажены, а при портретной или, скажем, пейзажной съемке, четкая передача цветов , тонов и полутонов очень важна. Освещение же у нас в течении суток очень разное, оно зависит от множества факторов и фотоаппарат может не всегда в автоматическом режиме, делая снимки, правильно и корректно его учитывать. Вот и получается, что на большинстве снимков, сделанных на мыльницы или мобильные телефоны, а также на зеркальные фотоаппараты любительского сегмента, многие оттенки не естественны , содержат посторонние примеси цвета и ненужные шумы.

Вот пример неправильной настройки баланса белого (нажмите ниже для детального рассмотрения ):

А вот какая бы получилась фотография, если бы «white balance » был выставлен верно:

Как видим, баланс белого особенно касается портретной съемки, при которой важно передать правильное освещение лица модели, а если неправильно выставлен ББ , то оно будет каким угодно, но не натуральным.

Как настроить баланс белого

Для того, чтобы настройка баланса белого не доставляла вам хлопот, достаточно один раз разобраться с этим вопросом и уже впоследствии действовать на автомате. Лично я снимаю в , записывая на карту памяти данные напрямую из матрицы, и правку ББ выполняю уже на компьютере в программах Adobe Photoshop либо Adobe Lightroom , поэтому не обращаю внимание на соблюдение этой характеристики. Если же вы не можете или не хотите снимать в этом формате, то править баланс белого перед съемкой придется в обязательном порядке и часто бывает так, что для каждого отдельного кадра нужна своя настройка.

Все дело в том, что вопрос как настроить баланс белого задают многие, хотя ответ практически лежит на поверхности. Достаточно выставить в настройках камеры нужную его характеристику - например, если мы снимаем днем на улице, то практически всегда режим не ошибется и выдаст правильную гамму, а вот если съемка ведется , при сложных источниках освещения, то нужно выставлять соответствующий режим ББ .

Как правило, все зеркальные камеры, а так же современные мыльницы и телефоны имеют режимы: дневной , облачно , съемка при лампах дневного света , съемка при лампах люминесцентных и так далее. Чем новее и дороже Ваша камера, тем больше будет таких предустановок. Выглядят они следующим образом:

Для новичков и любителей этого будет более чем достаточно. Главное не полагаться на режим АВТО и в любой ситуации выбирать соответствующее расширение - тогда все снимки будут выходить по крайней мерее более менее натуральными по цветам и в сети перестанут появляться фотографии зеленого солнца и красного оттенка лиц (хотя, может это чей-то художественный ход:))

Если же вам нужно добиться идеально настроенного баланса белого в фотографии, то можно воспользоваться его ручной установкой , что доступно во многих современных мыльницах, ультразумах, зеркальных фотоаппаратах. Для этого фотограф должен взять идеально серый картонный лист , можно даже размером с визитку. Лист этот должен иметь полноценный серый цвет, без оттенков. Ставим его максимально близко к объекту съемки, сохраняя при этом точно такое же освещение и делаем по нему замер баланса белого. Функция замера ББ есть в каждом фотоаппарате более менее серьезного типа, как в мыльницах, так и в зеркалках. Например в фотоаппаратах Nikon ручной баланс белого называется «PRE », что значит «preset», т.е. предустановлен.

Как сделать ручной замер

Итак, для того, чтобы вручную выставить ББ , делаем следующее:

1. Находите в меню пункт WB и выставляете там режим «PRE » (либо Custom, ручной).
2. Нажимаете кнопку WB на камере и держите 3 секунды.
3. Когда yадпись PRE начинёт мигать, отпускаете кнопку WB и делаете снимок чего-нибудь серого.
4. После этого у Вас на дисплее появится надпись «Успешно «, «Good» или любая другая надпись в этом духе.
5. Если появилась надпись Error, No good и т.п., значит попробуйте сделать всё с начала (п.2), т.к. камера не смогла определить где на снимке у Вас серый цвет.

Таким образом фотограф добьется того, что его камера будет максимально корректно воспринимать существующее освещение и сможет сделать множество отличных с этой точки зрения кадров, которые будут идеальны. Для замера ББ многие носят с собой простую визитку маленького размера, на которой одна сторона идеально серая, меряя по ней ББ тогда, когда это необходимо. Хотя, стоит заметить, что практически все профессионалы предпочитают работать с сырыми данными с матрицы в RAW формате , правя ББ уже после съемки так, как им будет это удобно.

Правильно выставлять баланс белого крайне важно для всех типов фотографий, вот пример того, как один и тот же снимок выглядит с разными настройками ББ:

Кстати, установка баланса белого возможна и без серого прямоугольника, заранее заготовленного. Перед началом съемки достаточно сверить ББ вашей камеры по максимально серому объекту, который находится непосредственно в кадре, запомнить эти настройки и уже после этого делать кадр. Например, при портретной съемке это может быть серая стена , серый цвет пиджака и другое, а при пейзажной можно выбрать градации серого на небе среди облаков .

Так же, существуют специальные насадки для правильно замера баланса белого, например как эта:

Но по качеству это будет тоже самое что и «визитка», только лишние денежные затраты.

В какой-то мере серый цвет, главный для корректного замера баланса белого , присутствует везде, просто в той или иной степени. Если всегда об этом помнить и стараться по возможности настроиться перед предстоящей съемкой, то можно получить гораздо лучшие результаты, чем есть на данный момент.

Постепенно рекомендуется слезать с режима АВТО и переходить на ручные настройки. Именно так получается все больше и больше контролировать кадр и чем больше таких ручных настроек в камере, тем скорее вы научитесь полноценно на нее снимать, полностью контролируя весь процесс даже в сложных условиях съёмки:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведя итог, можно сделать такие выводы :

Если вы снимаете днём при солнечном освещении на улице, можно смело ставить Баланс белого в режим Авто .

Если вы снимаете в сложных условиях с плохим освещением, выставляйте баланс белого в ручную по серому цвету . Не получается выставить максимально точно? Выберите наиболее подходящий вариант из предустановок камеры.

Если Вы снимаете в режиме RAW , забудьте вообще про баланс белого, его можно будет поправить вручную на любом снимке в таких редакторах, как или .

САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ : Выставите на камере режим съёмки JPG+RAW , в котором Ваши фотографии будут сохраняться как в формате JPG, так и в формате RAW, что позволит Вам сэкономить время на правку и проявку снимков , но в тоже время даст возможность все неудачные варианты с неправильным балансом белого исправить так, как душе угодно:)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!