Что древний китай. Политическая система государств Древнего Китая

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности . Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Интересные факты о Древнем Китае


Китая — начинаются в Тибетском нагорье и несут к Тихому океану очень много песка и ила. Море, куда впадает Хуан-хэ, из-за цвета воды называется Желтым. Речные наносы очень плодородны, люди издавна селились на берегах рек. Но Хуанхэ и Янцзы часто выходили из берегов, меняли положение русла, что приводило к сильнейшим наводнениям и гибели множества лю-дей. За тысячи лет китайцы построили тысячи километров дамб — защитных земляных валов вдоль Хуанхэ и Янцзы. Но наводнения по-прежнему угрожают стране. Природу Китая, его государствен-ное устройство, обычаи народа описал, вернувшись, Марко Поло .

История Древнего Китая

  • 1766-1027 гг. до н. э. — правление династии Шан.
  • 1027-221 гг. до н. э. — правление династии Чжоу.
  • Ок. 722-481 гг. до н. э. — цари из династии Чжоу теряют власть. Войны между вельможами (период Вёсен и Осеней).
  • 481-221 гг. до н. э. — семь царств воюют между собой (эпоха воюющих царств, или период Сражающихся царств).
  • 221-210 гг. до н. э. — правление Цинь Шихуанди , первого китайского императора.
  • 202 г. до н. э. — 220 г. н. э. — династия Хань.

Династия Шан

Примерно к 1765 г. до н. э. огромная часть Китая находилась под властью царской семьи (или династии) Шан.

Династия Чжоу

Около 1027 г. до н. э. царская династия Шан была побеждена племенем Чжоу. Новые правители из династии Чжоу позволили знатным людям владеть землей. Те в ответ должны были хранить им преданность и помогать во время войн.

С течением времени знать обрела такую силу, что власть начала ускользать из рук династии Чжоу. Вельможи основывали собственные небольшие царства и постоянно сражались друг с другом, стараясь отхватить кусок земли побольше.

Династия Цинь

Династия Хань

Вскоре после смерти первого китайского императора Цинь Шихуанди вспыхнули восстания, и империя Цин ь распалась. В 202 г. до н. э. полководец Лю Бан, распространив свою власть над всей страной, провозгласил себя императором. Он стал основателем новой династии Хань, правившей Китаем последующие четыреста лет . Столицей древних императоров из династии Хань был город Ханьдань.

Чиновники

У императоров из династии Хань было множество чиновников, которые помогали им управлять империей. Чиновники собирали подати, следили за состоянием дорог и каналов, проверяли, все ли подданные послушны закону.

Всякий, кто желал стать чиновником, должен был держать испытание. Претенденту задавали вопросы по древней поэзии и учению философа Конфуция.

Шелковый путь

Приблизительно с 105 г. до н. э. китайские купцы пересекают Азию и вступают в торговые отношения с людьми на западе. С тех пор по ставшему легендарным Шелковому пути, протянувшемуся от Китая до Средиземного моря, начали возить на верблюдах китайский шелк, пряности и драгоценные камни.

Войны с гуннами

Императоры династии Хань вели войны, защищая империю от племен гуннов с севера, и в конце концов взяли над ними верх. Гунны больше не совершали набегов на Китай и ушли на запад.

Падение династии Хань

Власть императора ослабляли раздоры между царским семейством и их придворными. В 220 г. н. э. последний император из династии Хань отрекся от трона, и империя распалась.

Торговля

Послы, воины, купцы Китая попадали в центр Азии по Великому торговому шелко-вому пути. Такое название он получил по главному перевозимому товару — китайско-му шелку. Китай — родина шелка, бумаги, фарфора.

Европейцы начали торговлю с Китаем во времена Древней Греции и Древнего Рима . Потом она перешла в руки арабских куп-цов.

Жизнь и быт в Древнем Китае

  • Ок. 5000 г. до н. э. — в Китай проникает земледелие.
  • Ок. 4000 г. до н. э. — начинают выращивать рис.
  • Ок. 2700 г. до н. э. — начало шелкопрядения.
  • Ок. 1400 г. до н. э. — письмена на гадальных костях.
  • 551 г. до н. э. — рождение Конфуция.
  • Ок. 1 — 100 гг. н. э. — распространение буддизма из Индии.
  • Ок. 100 г. н. э. — изобретение бумаги.

Письменность Древнего Китая

Письменность в Китае появилась около 1400 г. до н. э. Жрецы, желая предсказать будущее, вырезали на гадальных костях вопросы. Кости нагревали, пока те не начинали трескаться, и затем читали по рисунку , образованному трещинами, пытаясь найти ответы на свои вопросы.

Архитектура Древнего Китая

Великая Китайская стена

2300 лет назад китайцы возвели огромную каменную стену длиной около 5000 км, чтобы защитить себя от набегов ско-товодов-кочевников. Часть ее сохранилась до наших дней. Она хорошо видна из космоса, ее часто рисуют на географических карт ах.

Конфуций

Мыслитель по имени Кунцзы (или Конфуций) жил в тревожную эпоху Древнего Китая. Он учил, что войны прекратятся только тогда, когда люди поймут, как должны себя вести. Подданные обязаны повиноваться своему правителю, а правитель должен быть добр к своему народу. Материал с сайта

Наука Древнего Китая

Древние китайцы первыми изобрели бумагу. Они опускали решето из бамбука в смесь из измельченной коры дерева, растений и тряпья. На решете оставался тонкий слой массы, которую сушили.

Китайские ученые изобрели много приборов, которыми пользуются по сей день: компас , тачку и корабельный руль. Древние китайцы изобрели устройство для обнаружения землетрясения — чашу, по сторонам которой были металлические головы дракона с шариком во рту. При землетрясении шарик падал в рот находящейся под каждой головой дракона статуи жабы — так определяли направление землетрясения.

Производство шёлка

Китайцы первыми научились разматывать коконы и ткать из шелковых нитей ткань. Шелковую нить выделяют гусеницы тутовых шелкопрядов (вид бабочки), которые плетут из нее кокон. Перед размоткой коконы промывали в чане с горячей водой. Для поддержания пламени женщины дули на огонь.

Использование металла

Китайские ремесленники в эпоху династии Шан научились делать оружие и посуду из бронзы. Население предпочитало готовить пищу и вино для своих усопших предков, которых они считали богами, в бронзовых, со сложным узором котлах.

Картинки (фото, рисунки)

  • Карта Китая при династии Шан
  • Вельможа из династии Чжоу в своей боевой колеснице
  • Карта Китая при династии Хань
  • Китайский вельможа
  • Деревянная статуэтка вельможи из династии Хань
  • Чиновник со своими слугами
  • Чиновники держат экзамен
  • Знамя из китайского шелка

  • Погребальный костюм царевны Ту Ван из нефрита
  • Деревянная чаша, покрытая блестящим лаком
  • Бронзовый котел
  • Гадальная кость
  • Производство бумаги
  • Китайское устройство для обнаружения землетрясения
  • Здравствуйте, уважаемые читатели!Сегодня вы ознакомитесь с историей развития государства, которое существует дольше всех других стран в мире. История Китая подразделяется на четыре основных периода. Она повлияла и на восточно-азиатские регионы, и на юг Азии, и на более дальние места.

    Название страны

    Название страны было сначала связано с киданями, жившими в её северной части, и пришло в русский язык из языков среднеазиатских народов. Потом оно распространилось на всё китайское государство. На Ближнем Востоке и в Западной Европе основой названия служило слово «чин», которым персы и таджики именовали царство Цинь (в искажённом произношении также Шин, Чжина, Хина).

    Интересно, что слово «China» связано также с фарфором, впервые привезённым оттуда Марко Поло. А у самих китайцев есть множество названий для своей страны:

    • Хань,
    • Чжун Го,
    • Цинь,
    • Чжун Хуа и др.

    Они связаны с названиями династий, местоположением и другими моментами.

    Наидревнейший Китай

    Первые островки цивилизации появляются в стране в глубокой древности, в её восточной части, наиболее пригодной для проживания и ведения сельского хозяйства, с её равнинами и низменностями. Так как самые большие реки берут начало в западной части страны и текут на восток, то и население, в основном, сосредоточивалось в бассейнах Хуанхэ, Янзцы и Сицзяна. Древний Китай был богат лесами и полезными ископаемыми. Растительность радовала богатством и огромным разнообразием, а среди представителей фауны отмечались:

    • медведи,
    • тигры,
    • дикие кошки,
    • кабаны,
    • лисы,
    • олени,
    • еноты.

    Китайская гравюра

    Этнические китайцы жили в среднем течении Хуанхэ. Но состав населения был крайне разнообразен. Племена, его составляющие, принадлежали к таким языковым группам:

    • сино-тибетской,
    • монгольской,
    • тунгусо-манчжурской,
    • тюркской.

    И сейчас в Китае уживаются пятьдесят шесть национальностей, но одна из них – хань составляет 92%, а остальные – 8%.


    Народность Китая — ханьцы

    Первобытные люди появились здесь примерно пятьдесят тысяч лет до нашей эры. Они жили кланами, которые образовывались от матери. В быту пользовались изделиями из костей, камня, раковин и дерева. Летние и зимние пещеры находились у них в разных местах. Первобытные китайцы умели выдалбливать из дерева лодки и делать «посуду» для переноса пищи.

    За десять тысяч лет до нашей эры закончился последний ледниковый период, и началось развитие цивилизации. Китайцы, поселившиеся у Хуанхэ, начали строить жилища, приручать животных, обрабатывать зерновые. Этот период получил название неолита. Он положил начало развитию ткачества, изготовления изделий из керамики, прядения.

    Культура Яншао

    Культура Яншао знаменита расписными глиняными изделиями с примитивными узорами, сложнейшим из которых является изображение рыб и маски. В это время люди жили в землянках с очагом и, позже, в наземных жилищах. Для скота строили загоны, припасы держали в амбарах.

    Известно, что уже во времена Яншао китайцы разводили собак для разных целей: одних – для помощи в хозяйстве, других – для получения мяса.

    Появляются первые мастерские, где изготавливают орудия труда, украшения, оружие, глиняную посуду. Материалом для их изготовления всё так же служат камень, раковины, дерево, кости животных. Культура Яншао существовала до конца третьего тысячелетия до нашей эры.


    Керамика культуры Яншао

    Культура Луньшань

    Затем появляется чёрно-серая керамика без росписи.Этот временной отрезок носит название культуры Луншань. Глиняные изделия изготавливаются уже при помощи гончарного круга, появляются и металлические предметы. Поселения из круглой формы мазанок, внутри которых есть печь, обносятся валами, которые укрепляются частоколом.


    Китайская керамика культуры Луншань

    Животноводство и земледелие становятся приоритетными занятиями, отдаётся предпочтение разведению лошадей, свиней, быков, коз, овец. Скапулимантия – гадание на костях, является отличительной чертой в духовной культуре.

    Эпоха Шань-Инь

    С середины второго тысячелетия начинается бронзовый век – эпоха Шань-Инь. Он знаменуется разложением первобытнообщинного строя и укреплением рабовладельческих отношений. Рабами, в основном, становятся пленники, захваченные во время междоусобиц.

    Имущественное неравенство приобретает яркую выраженность. В этот период страна испытывает влияния извне, благодаря чему стремительно развивается во всех сферах жизни:

    • достигает высокого уровня бронзолитейное дело,
    • появляется иероглифическая письменность,
    • возводятся дворцы,
    • совершенствуется умение резьбы по камню,
    • усовершенствуется оружие.


    Эпоха Шань-Инь. Бронзовый слон

    Древний Китай

    В это же время возникает первое китайское протогосударство – Шан. Во внешней его политике курс был на мирное сосуществование с окрестными племенами и бескровное присоединение новых территорий. Государство подразделялось на зоны, в главной из которых жил правитель – ван.

    Шанцы были земледельцами, ремесленниками, разводили шелкопряда, владели искусством ирригации, умели строить, трамбуя землю в опалубке. У них были боевые колесницы, многочисленные хорошо подготовленные воины и оружие:

    • луки с бамбуковыми стрелами,
    • пращи,
    • боевые топоры,
    • копья,
    • кинжалы.

    Но даже это не спасло Шан от завоевания его племенем чжоу. И в конце второго тысячелетия наступила эпоха Чжоу, которая продлилась целых восемьсот лет. Только триста из них правители обладали подлинной властью. С XII по VIII век существовало Западное Чжоу, а затем, до III века до нашей эры – Восточное Чжоу.

    В эту эпоху укрепляется государственность, формируется бюрократическая система, совершенствуется система управления. Появились чины и поселения по территориальному признаку – и. Чжоусцам не позволительно было пить вино. Уличённые в этом казнились лично правителем.


    Эпоха Чжоу, Китай

    Знатные люди могли получить один из пяти титулов. Им могли пожаловать одно из четырёх видов внешних владений или внутреннее.Владельцы внешних владений были преданы вану, но проводили достаточно самостоятельную политику, а внутренних – являлись высшими чиновниками дафу. Владение возвращалось, когда чиновник оставлял место службы.

    Многочисленной в эту эпоху была прослойка рабов. Кроме плена, в неё можно было попасть в результате наказания и по наследству, так как рабам можно было иметь семью.

    В верованиях приоритетным было почитание усопших предков правителей и культ Неба. Среди низов популярными были анимизм, колдовство и целительство. Гадать теперь стали, используя стебли тысячелистника.

    Знание ритуалов, церемоний и правил этикета было обязательным для знати. Но и представителю низов доступно было занять какую-нибудь должность, если он владел вышеперечисленными умениями. Эпоха Чжоу оставила после себя и развитый уголовный кодекс. За какое-нибудь из трёх тысяч преступлений можно было получить одно из таких наказаний:

    • клеймо, нанесённое на лицо тушью,
    • отсечение носа, ног или головы,
    • кастрирование или, если преступница женщина, превращение её в рабыню.


    Китайская гравюра

    С XVIII века в Чжоу начали назревать разного рода проблемы. Возникла необходимость в проведении реформы в идеологии. Правитель Чжоу-гун выдвинул доктрину Небесного Мандата, которая обосновала смену династий и несколько тысячелетий являлась доминирующей в китайских политических принципах.

    Вера шанцев в духов предков – Шан-ди и чжоусцев в Небо трансформировалась в то, что Шан-ди и стал Небом, а верховный правитель на Земле стал Сыном Неба, и так и именовался с тех пор. А для остальных людей была представлена концепция «дэ»: Небом в каждого из них заложена благодать, и её следует развивать, но можно и потерять, если не поклоняться Шан-ди.

    Небесный мандат определял, что должен делать правитель, и содержал основания для его отстранения от власти в рамках справедливости. Он являлся основой китайской государственности вплоть до XX века. Китайцы называли страну Тянься – Поднебесная, а Сына Неба, своего правителя, – Тянь Цзы.

    Но вернемся в древние времена. Когда Западное Чжоу было разграблено кочевниками, престолонаследник переехал и основал Восточное Чжоу. Началось время кровопролитных войн и острой политической борьбы между царствами и внутри их структурных единиц. Так как эпоха Чжоу совпала с железным веком, появилось новое оружие: мечи, арбалеты и алебарды.

    Больше всего от неспокойного времени страдали крестьяне, поэтому нередки были их восстания и бунты. Бунтовали и рабы. Этот важный период назывался Чуньцю (Весна и Осень), по названию китайской хроники, охватывавшей несколько веков, которую отредактировал Конфуций. , а также легизм, моизм и сыграли важную роль в решении накопившихся проблем.


    Государство Чжоу

    В VI веке представители примерно десяти царств собрались на съезд, чтобы решить вопрос междоусобиц. После его окончания распри стали постепенно утихать, возникла тенденция к объединению, и Китай стал превращаться в империю.

    С V столетия эпоха Борющихся царств – Чжаньго ознаменовалась соперничеством семи сильнейших царств:

    • Чжао,
    • и Хань.

    Среди них наиболее могущественным было первое. Оно многократно превосходило остальные царства по площади, обладало запасами леса, золота, олова, меди и железа. Ремёсла получили здесь достаточное развитие. Чжаньго было временем расцвета Чу и всего Южного Китая.

    Примерно в 900 году до н.э. возникает государство Цинь. Оно имело плодородные земли, естественную защищённость территории в виде горных хребтов и русла реки. По территории проходили важные торговые пути, и государство осуществляло посреднические функции в торговле между китайскими и азиатскими царствами.

    Царство прославилось реформами Шан Яна, оно захватило территории чжоусцев, и эпоха Чжоу канула в лету. В 221 году до н. э. весь Китай подчиняется этому царству, и его правитель Ин Чжэнобразовывает новую династию Цинь и объявляет себя её первым императором – Ши Хуанди. Укрепляя северные границы, циньцы построили Великую китайскую стену, которая в то время была порядка пяти тысяч километров.


    Цинь Ши Хуанди (258 г. до н.э. — 210 г. до н.э.) — китайский император царства Цинь. Положил конец эпохе Воюющих Царств.

    После смерти Ши Хуанди через некоторое время пала и его династия. А в 202 году Лю Бан возглавил новую династию Хань. Она была прервана междуцарствием, и поэтому Хань до него называется Ранней или Западной, а после него – Поздней, или Восточной.

    В это время начинает действовать Великий шёлковый путь, и по нему из Индии в Китай попадает . После смерти наиболее известного императора У-Ди, начался период стагнации царства, и на трон в результате дворцового переворота взошёл Ван Ман. Он пытался провести реформы, направленные на укрепление государства и ослабление знати, но был убит повстанцами.

    Его начинания продолжил император Лю Сю, он же — Гуан У-Ди. Принятые ими меры — он раздал простым людям землю и снизил налоги — вывели страну из кризиса и способствовали её процветанию. Но всё же династия в 220 году пала, во многом благодаря движению «жёлтых повязок» — народным выступлениям.


    Гуан У-Ди (13.01.5 г. до н.э. — 29.03.57 г. н.э.). Китайский император империи Хань

    Заключение

    На этом друзья, мы прервём свой рассказ, но он будет продолжен. Вы узнаете о двух последних насыщенных периодах в развитии Поднебесной.

    Живая древность. За всю историю человечества на земле сменилось много народов, племен, государств. Ушли в прошлое древние египтяне, нет больше царства Шумера и Аккада, исчезли древние греки и римляне. И на этом фоне удивительно то, что появившаяся несколько тысяч лет назад на берегах реки Хуанхэ китайская цивилизация, почти ровесница древних египтян, шумеров и аккадцев, существует до сих пор. Это удивительная страна с удивительным народом, который, несмотря на все беды и испытания смог сохранить свою культуру в течение нескольких тысяч лет.

    Природа Китая. Природа Китая очень разнообразна. В Китае есть горы и равнины, есть пустыни на севере страны и джунгли на юге. На китайской равнине текут две великие реки - Янцзы и Хуанхэ. Хуанхэ - в переводе на русский язык означает "Желтая река". Желтой ее назвали потому, что ее вода несет огромное количество желтого ила. Каждый год Хуанхэ выносит в море количество ила равное весу всех каменных блоков, из которых сложена пирамида Хеопса. Берега этой реки сложены из рыхлой почвы - лёсса. Хуанхэ легко размывала свои берега и меняла направления течения. Тогда она затапливала огромные пространства и несла китайцам неисчислимые бедствия. Для того чтобы справиться с рекой китайцам приходилось строить на ее берегах дамбы.

    По сравнению с долинами Нила, Тигра и Евфрата климат на берегах Хуанхэ более Суровый. Не так тепло, как в Египте и Двуречье, более сурова зима. По берегам реки встречались большие леса.

    Древнейшее поселение и государства. На территории Китая люди появились сотни тысяч лет назад. В пятом тысячелетии до нашей эры люди в долине Хуанхэ научились делать керамические сосуды, позднее стали изготавливать орудия из бронзы, научились выращивать просо и рис. Древнейшие государства в Китае появились во 2 тысячелетии до н.э. В это время начинают складываться многие черты культуры Китая, которые существуют до сих пор. Так, складывается иероглифическое письмо, ритуалы гадания на костях животных и черепаховых панцирях, многие мифы и легенды.

    Одеяние древних
    правителей

    Цинь и Хань. Долгое время Китай был разделен на много царств, но к 221 г. до н.э. правитель одного из них объединил всю страну в единое государство. Он носил имя Цинь Шихуанди - "Первый государь Цинь". Это был первый владыка единого Китая. Цинь Шихуанди приказал ввести во всем Китае единую систему письма, строить дворцы, новые города и храмы. Его армии завоевали большие земли в северном Вьетнаме, отогнали кочевников от границ Китая. По его приказу на севере Китая была построена огромная стена для защиты от кочевников. Эта стена протянулась на тысячи километров. Недавно археологи раскопали огромный мавзолей Цинь Шихуанди с тысячами статуй воинов, которые в загробном мире должны были охранять своего владыку.

    Все эти работы требовали огромных человеческих жертв и усилий от народа. Немудрено, что после смерти Цинь Шихуанди началось восстание и его империя пала, а на смену ей пришла империя Хань. Она просуществовала долго, и с той поры китайцы сами себя называют ханьцами.

    В Китае были созданы великие произведения искусства, науки, культуры. Китайцы первыми изобрели бумагу, порох, фарфор, компас, сейсмограф, книгопечатание и многое другое. Все это вошло в мировую культурную сокровищницу человечества. И конечно, в Китае было создано огромное количество мифов и легенд. Некоторые из них пересказаны ниже. Но перед этим необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с религиозными представлениями китайцев.


    Сбор шелковых коконов. Рисунки на бронзовых
    сосудах V-III вв. до н.э.

    Религиозные представления китайцев. Еще в древнем Китае религия представляла собой очень сложную картину. В настоящее время тремя основными религиями в Китае являются конфуцианство, даосизм и проникший в страну из Индии буддизм. Но с глубокой древности и до сих пор фактически главной религией является культ предков, который официально даже не считается религией.

    В каждой семье был свой храм предков (мяо), в котором в определенное время совершались религиозные обряды. Каждый род тоже имел храм — цзун-мяо. Наконец, несколько родов, члены которых носили одну фамилию, имели храм, посвященный общему предку — основателю фамилии. Жертвоприношения и молитвы в этих храмах совершали либо главы семей, либо старейшины родов. Первоначально в храме помещали куклу или статую, изображавшую умершего предка. Но во времена империи Хань вместо куклы стали сворачивать и перевязывать посередине (в виде человеческой фигуры) длинное полотнище из белого шелка (хунь-бо). Сейчас вместо хунь-бо в храм после смерти члена семьи помещают чжу — черную деревянную дощечку с надписью красными иероглифами. Китайцы верят, что после совершения соответствующих обрядов в чжу вселяется душа умершего.

    Табличка для духа. После похорон особый писец изображает иероглифами надпись на табличке, вся семья становится на колени и читается обращение к покойному: «Такого-то года, месяца и дня осиротелый сын (такой-то) осмеливается обратиться к родителю своему (такому-то) со следующими словами: тело твое предано погребению, но да возвратится дух твой в домашний храм; табличка для духа уже приготовлена; да оставит почтенная душа твоя старое обиталище (тело), да последует в новое (мяо) и да пребудет в нем неотлучно». Дальнейшие обряды занимают несколько лет, и только тогда, по представлениям китайцев, как древних, так и современных, душа умершего окончательно поселяется в табличке.

    Таблички чжу хранятся в особых шкафчиках внутри храма предков, а во время церемоний вынимаются оттуда, ставятся на стол, а перед ними расставляются еда и напитки. Во время всех праздников и других важных событий в жизни семьи или рода (рождение ребенка, свадьба, похороны и т.д.) души предков обязательно «угощают» и сообщают им о том, что происходит.

    Уже во времена династии Хань строить храмы предков (мяо) разрешалось не всем: простые люди не могли этого делать и должны были почитать предков прямо в своих жилищах; чиновник имел право на один мяо, вельможа на три, князь на пять, а император на семь.


    Богатая китаянка и ее
    сын в праздничных
    одеяниях. Лубок

    Небо - Тянь. Богов в Китае, и местных, и пришедших из других религий, великое множество. В древности верховным богом считался Шан-ди [небесный император] . Со временем главное божество стало именоваться просто Тянь [Небо] . Совершать жертвоприношения ему мог только император, который считался сыном Неба. Остальные люди должны были поклоняться лишь второстепенным богам. Из них видное место занимает бог богатства Цай-шэн. Были божества — покровители каждой профессии. В богов, по представлениям китайцев, превращались наиболее выдающиеся люди. Крестьяне почитали массу земледельческих божеств, в том числе драконов, которые, как считается, управляют дождем и водными источниками. Но культом Лун-вана [князь драконов] мог руководить только император.

    Божества земли и местные духи. Государственным в древнем Китае был и культ Шэн-нуна [божественный земледелец] , который будто бы изобрел земледелие и научил ему людей. Ему на особом жертвеннике приносил жертвы сам император. Каждой весной на священном участке император проводил плугом первую борозду, после чего участок вспахивали и засевали его приближенные. Что касается китайских крестьян, то их главным богом, которому приносили жертвы весной и осенью, было божество земли Шэ.

    Верили китайцы еще и в ту-ди — местных духов. В их честь повсюду строились маленькие, иногда совсем крошечные, храмы. Их молили о дожде, об урожае, о спасении от всяких бед. В каждом городе был свой Чэн-хуан — городской бог-покровитель. Кроме того, во всем Китае почитали бога войны — Гуань-ди.

    По представлениям китайцев, каждая местность находится под влиянием добрых или злых сил — в зависимости от того, холмистая она или равнинная, влажная или сухая и т.д. Любой холм, в зависимости от очертаний, влияет на все, что находится по соседству, не только на живых, но и на мертвых, похороненных вблизи. Чтобы узнать характер местности, жрецы должны были устроить особое гадание — фынь-шуй [ветер и вода] . Иногда жители целых городов бросали свое жилье и все переселялись на новое место только потому, что жрецы объявляли: фынь-шуй в этом месте неблагоприятен; случалось, что по той же причине китайцы должны были переносить кости своих давно умерших родственников из «несчастливой» могилы в другую, «счастливую».

    Две души: ци и лин. По мнению китайцев, каждый человек имеет две души: ци — жизнь, которая умирает вместе с телом, и лин — душа, которая после смерти человека отделяется от тела. Если это был обычный или тем более плохой человек, его лин превращается в чёрта — гуй. Душа человека выдающегося после его смерти становится божеством — шэнь. Таким божествам, как и душам предков, полагалось приносить жертвы.

    Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

    История древнего Китая

    Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

    Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

    Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

    Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

    Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

    И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

    Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

    Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

    На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

    Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

    Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

    Культура древнего Китая

    Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

    Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

    Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

    О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

    Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

    Так выглядит древнекитайская джонка.

    И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

    Философия древнего Китая

    Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

    Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

    Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

    Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

    Религия древнего Китая

    Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

    Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

    Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

    Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

    Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

    Искусство древнего Китая

    Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

    Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

    Архитектура древнего Китая

    Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

    Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

    Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

    Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

    Китайская пагода.

    Буддийский храм.

    • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
    • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
    • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
    • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
    • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
    • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

    Древний Китай, видео

    И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!