Влияние экологических факторов земли на растения. Биология в лицее Влияние экологических факторов на растения презентация

Мы живем не в вакууме. Нам каждый раз приходится взаимодействовать с окружающей средой. Мы взаимодействуем с атмосферой, температурой, влажностью, другими людьми, животными. И все это не может на нас не влиять. Когда слишком жарко, можно получить тепловой удар, если рядом стоящий человек болен гриппом, то для нас тоже высока вероятность заразиться. Также и жизнь, внешний вид растений напрямую зависят от окружающей среды. О том, как именно, мы узнаем на этом уроке.

Экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экологический фактор - явление или объект, воздействующий на организм.

Экологические факторы :

Экологическая ниша - совокупность условий, необходимых для существования определенного вида. Любой живой организм способен существовать только при определенных значениях экологических факторов.

Солнечный свет служит источником энергии для растений, так как необходим для осуществления фотосинтеза (см. Рис. 1). Также свет оказывает регуляторное действие на рост растения, цветение, плодоношение.

Рис. 1. Фотосинтез

Для тимофеевки и земляники освещенность необходима уже для прорастания семян.

Растения по отношению к освещенности:

  1. Светолюбивые (гелиофиты). Способны расти только на ярко освещенных поверхностях (ковыль, пшеница, сосна, робиния).
  2. Тенелюбивые (сциофиты). Могут расти только в затененных местах. На ярком солнце могут появиться ожоги (вороний глаз, ветреница).

Теневыносливые. Хорошо растут в освещенных местах, но могут выносить и небольшое затенение (липа, дуб, ясень).

Для любых растений губительны как перегрев, так и слишком низкая температура. Слишком высокие температуры приводят к потере влаги, ожогам, разрушению хлорофилла.

Действию высоких температур подвержены гелиофиты, в связи с этим они имеют ряд приспособлений: могут поворачивать листья, сбрасывать листовую пластинку, оставляя только черешок, листья превращены в колючки (кактусы). Уменьшение площади листовой пластинки помогает гелиофитам избежать чрезмерного испарения воды. Густое белое опушение или серебристая окраска листьев помогают растению отражать большую часть падающих на него лучей.

При замерзании воды в клетках образуются кристаллы льда, которые их повреждают. При понижении температуры до минусовых значений химические процессы в клетке замедляются, возникает дисбаланс, который может привести к гибели.

Внешний вид растений холодных мест обитания: вечнозеленые, с мелкой жесткой листвой, низкие (не превышают высоту снежного покрова) (карликовая береза, ива).

Многие растения на засушливый и холодный периоды могут впадать в состояние покоя, когда все жизненные процессы замедлены. У древесных растений древеснеют побеги этого года и увеличивается толщина пробкового слоя. Травянистые растения утрачивают все надземные органы. Кустарники и деревья сбрасывают листву. Водные растения опускаются на дно (ряска), сохраняют только придонные листья (кувшинка).

Склерофиты - растения засушливых мест обитаний (василек ложнопятнистый (см. Рис. 2)). Имеют жесткие листья.

Рис. 2. Василек ложнопятнистый

Суккуленты - растения засушливых мест обитания, которые способны запасать влагу в мясистых образованиях тела - стеблях, листьях (алоэ (см. Рис. 3), кактусы).

Рис. 3. Алоэ

Растения по отношению к влажности

  1. Водные растения и растения, обитающие в условиях избытка влаги
  2. Растения сухих местообитаний
  3. Растения местообитаний с нормальным увлажнением

Химический состав почвы

Растения из почвы получают минеральные вещества. Больше всего они нуждаются в соединениях фосфора, азота, калия. Также им необходимы соединения бора, марганца и железа.

Животные питаются растениями, поэтому растения имеют защитные приспособления: иглы, колючки (акация), жесткая листва (степные растения), яды (пасленовые растения).

Другие животные вступают с растениями в мутуалистические отношения: пчелы, бабочки, опыляют растения. Птицы разносят их семена, поедая вкусные ягоды.

Мутуализм - взаимовыгодное отношение между 2 организмами.

Крупные растения затеняют более мелкие, таким образом, существует деление на ярусы. Растения-эпифиты (орхидеи) могут использовать других в качестве опоры.

Растения участвуют в поддержании постоянства состава воздуха (выделяют кислород и поглощают углекислый газ).

Принимают участие в формировании почв (корневые системы поглощают одни вещества и выделяют другие). После гибели растения большая часть веществ возвращается обратно в почву.

Корни растений закрепляют склоны холмов, оврагов, предохраняют почву от эрозии (разрушения).

Лесопосадки (см. Рис. 4) используются для защиты полей от суховеев и пожаров.

Рис. 4. Лесопосадки

Крупные древесные растения, испаряющие большое количество влаги. Могут быть использованы для осушения заболоченных земель (эвкалипты).

Люди вырубают леса, осушают болота, орошают засушливые земли. Так уничтожаются естественные места обитания и создаются условия для сельхоз культур. Выводятся новые сорта растений.

Вырубка лесов может приводить к потере плодородного слоя почвы и образованию пустынь. При неграмотном орошении может происходить заболачивание почв.

В 3 одинаковых горшка с одинаковой почвой посадите 3 колеуса. Выращивайте их месяц в разных условиях: один на ярком свету и с дополнительной подсветкой, второй - при нормальном дневном освещении, третий - в полутени - в 3 метрах от окна. Наблюдайте за ростом и развитием растений. Попробуйте сделать выводы.

Схематично зарисуйте форму крон деревьев (березы, липы, сосны), выросших в условиях различной освещенности. Сделайте выводы.

Крайняя форма приспособления растений к экстремальным условиям окружающей среды (холоду, сухости, жаре) - это анабиоз.

Анабиоз - это состояние организма, при котором следы жизнедеятельности малы настолько, что отсутствуют видимые признаки жизни.

Так, мхи переносят зимнее промерзание или полное высыхание в состоянии анабиоза, из которого они возвращаются к нормальной жизнедеятельности после оттаивания или дождя.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Biolicey2vrn.ucoz.ru ().
  2. Rae.ru ().
  3. Travinushka.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 263, задания и вопрос 5, 6, 7 ( .
  2. Какие существуют группы растений по отношению к свету. Охарактеризуйте их.
  3. Какие выделяют экологические факторы? Охарактеризуйте их.
  4. * Выберите 2 растения разных видов и отнесите их к экологическим группам по отношению к свету, влажности, температуре.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Комбинированный урок:

Проверка знаний: Самостоятельная работа по изученной теме: «Семейства растений класса однодольные.» Готовим и подписываем листочки!

И их воздействия на растения Экологические факторы среды Изучение новой темы:

Цель урока: 1. Познакомиться с Факторами среды. 2. Выяснить их влияния на живые организмы (растения). 3. Познакомиться как классифицируются растения на группы относительно абиотических факторов среды.

ЭКОЛОГИЯ Наука исследующая закономерности жизнедеятельности живых организмов(в любых ее проявлениях на всех уровнях организации) в их естественной среде обитания, с учетом изменений вносимых в среду деятельности человека.И взаимном влиянии среды и организмов друг на друга.

Изучение нового материала

Экологическиеми факторами называют: Условия органической и неорганической природы, прямо или косвенно влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества.

Экологические факторы среды Абиотические Биотические Антропогенные Факторы не живой природы Факторы живой природы Факторы деятельности человека

1. Свет 2. Давление 3. Влажность 4. Излучение: а) Ультро - фиолетовое б) инфракрасное в) радиоактивное г)Электро-магнитное и т. д. 5. Минеральные в- ва. 6. Химические в- ва. 7 . t *(температура) Абиотические Факторы не живой природы Б иотические Факторы живой природы Антропогенные Факторы деятельности человека 1.Животные 2. Растения 3. Грибы 4. Бактерии 5. Вирусы а)Прямые б) Не прямые (косвенные)

По отношению к свету: р астения подразделяются…. Светолюбивые Тенелюбивые Теневыносливые

Теплолюбивые По отношению к температуре: растения бывают….. Холодостойкие

Растения избыточно увлажненных мест обитания Влияние влажности на растения: Растения сухих мест обитания Растения живущие в средних (достаточных) условиях увлажнения

Влаголюбивые По отношению к влаге: Засухоустойчивые

Животные Биотические факторы среды Грибы Бактерии

Прямого воздействия Антропогенные ф акторы среды Не прямого воздействия

Подумай! Перечислите известные вам абиотические факторы среды и их значения. На какие группы подразделяются растения относительно: А) Света Б) Влаги В) Температуры Закрепление материала:

Д\З $ 54-55 вопросы Привести примеры на каждый вид фактора среды и его воздействия на растения

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Антропогенное воздействие на растительный мир.

Роль растений в биосфере Земли огромна благодаря их спо-собности осуществлять фотосинтез. Растительность оказывает влияние на все компоненты биосферы: атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Велика роль растений и в жизни людей.

Вся история человечества - это история его воздействия на леса. Вырубка лесов проводилась, чтобы освободить место для строительства городов, предприятий, устройства сельскохозяйст-венных угодий, в связи с использованием древесины в различных отраслях промышленности (строительный материал, спирт, цел-люлоза и др.), на транспорте.

Вырубая леса, человек не задумывался над возможными эко-логическими последствиями. В документах ООН определена ско-рость вырубки тропических лесов: около 11-12 млн. га в год (или14-20 га/мин); в мировом масштабе вырубка превышает прирост древесины в 18 раз.

Давайте вспомним, какова роль лесов в нашей жизни. Лес регу-лирует газовый режим (состав) атмосферы (это «фабрика» кислоро-да, «легкие» Планеты), защищает почвы от разрушения, регулирует речной сток, создает благоприятную среду жизни животным и чело-веку и др. Вырубая леса на склонах, мы вызываем образование овра-гов, интенсивный смыв почвы. Тем не менее, несмотря на огромную роль лесов в жизни на Земле, они интенсивно вырубаются.

В настоящее время в мире лесами покрыто около 3,8 млрд. га, или 30% суши. В России леса занимают 42% территории. В нашей стране различают следующие основные типы лесов:

хвойные (еловые, сосновые, пихтовые, кедровые, листвен-ничные);

широколиственные и смешанные (основные породы: дуб, липа, вяз; в северных районах к широколиственным породам примешиваются ель, пихта, сосна);

мелколиственные (береза, ольха, осина);

пойменные (тополь, ива, ольха черная).

Некоторые страны мира очень бережно относятся к своим лесным запасам; например, Япония вообще не сокращает свои леса, она ввозит древесину из стран Юго-Восточной Азии.

Для регистрации и принятия экстренных мер по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений создаются Красные книги. Эта работа ведется во всем мире, начиная с 60-х годов. В 1988 г. вышла Красная книга РСФСР (растения), в ко-торую занесены 533 вида и подвида растений, из которых 440 - покрытосеменных, 11 - голосеменных, 10 - папоротниковых, 4 - плауновидных, 22 - моховидных, 29 - лишайников, 17 - грибов.

Серьезной экологической проблемой в настоящее время яв-ляется опустынивание.

Пустыни существовали на Земле еще в доисторические вре-мена. И в наши дни естественные пустыни занимают по разным оценкам 8 млн. км" - прежде всего в пределах аридного пояса, охватывающего примерно 1/3 поверхности суши.

Понятие «опустынивание» сегодня рассматривается как си-ноним понятий «опустошение» земли, «деградация» земель в аридных районах, происходящих главным образом под влиянием человека. Следует подчеркнуть, что пустыня, особенно песчаная, - это далеко не пустое место, это зональный тип ландшафта, где в связи с недостатком влаги сформировались своеобразные почвен-но-растительный покров и животный мир, хорошо приспособ-ленные к существованию в засушливых (аридных) условиях.

Опустынивание усиливается в связи со вторичным засолени-ем территории. Известно, что в условиях засушливого климата поверхностные воды засолены легкорастворимыми солями на-трия, кальция, магния, хлора и др. Вторичное засоление вызыва-ется подъемом к поверхности сильно минерализованных грунто-вых вод. Этот подъем обычно обусловлен несоблюдением норм орошения полей, сетью каналов, проводящих воду на поля. «Лишняя» вода, поднимаясь, к поверхности, интенсивно испаря-ясь, засоляет верхний горизонт содержащимися в ней солями. Концентрация солей в таком почвенном растворе может быть в 100 раз больше, чем в воде, пошедшей на орошение.

Главный фактор современного процесса опустынивания - прежде всего деятельность самого человека, которая приводит к падению, или даже полному уничтожению биологического потен-циала территории, нарушению равновесия существующих экоси-стем. Среди антропогенных причин в первую очередь нужно от-метить избыточный выпас скота, вырубку лесов, а также чрез-мерную и неправильную эксплуатацию обрабатываемых земель (монокультурность, вспашка целины, возделывание склонов и др.).

Сегодня под угрозой опустынивания оказались еще 30-40 млн. км 2 в пределах более чем 60 стран.

В 1977 г. Международной конференцией ООН в Найроби был принят «План борьбы с опустыниванием», касающийся в первую очередь развивающихся стран. Однако осуществить его полностью не удалось по разным причинам, и прежде всего из-за острой нехватки средств.

Количество земли, приходящееся на одного жителя планеты, непрерывно уменьшается: много земли теряется в связи с урбаниза-цией, строительством водохранилищ, развитием неблагоприятных процессов - эрозии (смыв почвы) с засолением, дефляции (выдува-ние и разрушение почв), разрастания пустынь.

Посчитано, что количество земли, которое будет приходиться на одного человека в 2000 г., сократится по сравнению с 1975 г. в два раза
(с 0,31 до 0,15 га).

Интересно, а сколько земли необходимо человеку, чтобы обеспечить свою жизнь? По
данным крупного ученого-почвоведа В. А. Ковды (р. 1904 г.), такой земли требуется порядка 0,5 га: 0,4 га - для производства продовольствия и 0,1 га - для других нужд (жилище, коммуникации и др.). Ученые считают, что человечество за весь исторический период потеряло около 450 млн. га, при этом ежегодно теряется 6-7 млн. га земли.

Вопросы и задания

1.Какое значение имеют растения в природе и жизни че-ловека?

2.Как воздействует человек на растительный мир?

3.В чем заключается экологическая проблема опустыни-вания?

4.На основе справочных данных, приведите примеры ви-дов (подвидов) растений своего региона, занесенных в Красную книгу России.

Влияние человека на растительный и животный мир

Влияние человечества на экосистемы планеты

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Хостинг презентаций

Выполнила:
студентка 1 курса,
группы БГОм-117,
Алексеева Ирина

Среда жизни растения слагается из множества
различных элементов, воздействующих на организм.
Отдельные элементы внешней среды носят
название экологических факторов.
Экологи́ческие фа́кторы - это свойства среды
обитания, оказывающие какое-либо воздействие
на организм.

Среда обитания (экологическая
ниша)
-
совокупность
конкретных
абиотических
и
биотических условий, в которых
обитает данная особь, популяция
или
вид,
часть
природы,
окружающая живые организмы и
оказывающая на них прямое или
косвенное воздействие.

По характеру воздействия
различают:
прямо действующие (свет,
вода, элементы минерального
питания)
косвенно действующие
экологические факторы (факторы,
влияющие
на
организм
опосредованно, через изменение
прямодействующих
факторов,
например рельеф).

По происхождению выделяют:
1.Абиотические факторы - факторы
неживой природы:
а) климатические - свет, тепло, влага,
состав и движение воздуха;
б) эдафические - разнообразные
химические и физические свойства
почвы;
в) топографические (орографические) факторы, обусловленные рельефом.
2. Биотические факторы взаимовлияния совместно обитающих
организмов.
3. Антропогенные факторы воздействия на растения человека.

На все живые организмы так или иначе воздействуют
явления и компоненты неживой природы. Это и есть
абиотические факторы, влияющие на жизнедеятельность
человека, растений, животных. Они, в свою очередь,
разделяются на эдафические, климатические,
химические, гидрографические, пирогенные,
орографические.

Световой режим, влажность, температуру, атмосферное
давление и осадки, солнечную радиацию, ветер можно отнести к
климатическим факторам.
Эдафические влияют на живые организмы через тепловой,
воздушный и водный режим почвы, ее химический состав и
механическую структуру, уровень грунтовых вод, кислотность.
Химические факторы – это солевой состав воды, газовый состав
атмосферы.
Пирогенные – влияние огня на окружающую среду.
Живые организмы вынуждены приспосабливаться к рельефу
(орографические) местности, перепаду высот, а также к
особенностям воды (годрографические), содержанию в ней
органических и минеральных веществ.

Растениям очень важен свет. Его количество влияет на их внешний вид и
внутреннее строение. Например, лесные деревья, которым достаточно
света вырастают высокими, имеют менее раскидистую крону. Те же,
которые находятся в их тени, развиваются хуже, более угнетены. Их
кроны более раскидисты, а листья располагаются горизонтально. Это
нужно для того, чтобы уловить как можно больше солнечного света. Там,
где солнца вполне достаточно, листья располагаются вертикально, чтобы
избежать перегревания.


Светолюбивые =
гелиофиты
берёза
Тенелюбивые =
сциофиты
Теневыносливые =
факультативные
гелиофиты
папоротник
лесные травы,
кустарники,
большинство
луговых растений
пшеница
кислица

Абиотические экологические факторы
эписция
монстера
Опушение листьев
(отражает лучи, спасает от
перегрева)
Уменьшение (или
увеличение) поверхности
листьев, что увеличивает
(или уменьшает)
охлаждающее испарение
Разная интенсивность
испарения и разное
количество устьиц на
листе

Растения, произрастающие в жарком, засушливом климате,
например, пустыне обладают мощной корневой системой,
чтобы уметь добывать воду. Например, кустарники,
относящиеся к роду джузгун, обладают 30-метровыми
корнями, уходящими вглубь земли. А вот у кактусов корни не
глубокие, зато широко раскинувшиеся под поверхностью
почвы. Они собирают воду с большой поверхности почвы во
время редких, коротких дождей.

Собранную
воду
необходимо
сохранить.
Поэтому
некоторые
растения - суккуленты длительное
время сберегают запас влаги в
листьях,
ветвях,
стволах.
Среди зеленых обитателей пустыни
есть такие, которые научились
выживать даже при многолетней
засухе. Некоторые, которые имеют
название эфемеры, живут всего
несколько
дней.
Их
семена
прорастают, зацветают и плодоносят
сразу, как пройдет дождь. В это время
пустыня выглядит очень красиво - она
расцветает.
А вот лишайники, некоторые плауны и
папоротники,
могут
жить
в
обезвоженном состоянии долгое
время, пока не выпадет редкий
дождь.
Толстянковые
Аизовые

В тундрах очень суровый климат, лето
короткое, теплым его не назовешь, а вот
морозы длятся от 8 до 10 месяцев. Снежный
покров незначительный, а ветер и вовсе
оголяет растения. Представители флоры
обычно имеют поверхностную корневую
систему, толстую кожицу листьев с восковым
налетом. Необходимый запас питательных
веществ растения накапливают в период,
когда длится полярный день. Тундровые
деревья производят семена, прорастающие
только раз в 100 лет в период наиболее
благоприятных условий. А вот лишайники и
мхи
приспособились
размножаться
вегетативным путем.

Абиотические экологические факторы
Группы растений по отношению к воде
средняя
низкая
частично высокая
влажность влажность влажность
в воде
в воде
гидатофиты
гидрофиты
гигрофиты
мезофиты
ксерофиты
кувшинка
калужница
рогоз
одуванчик
верблюжья колючка

Абиотические экологические факторы
Приспособления растений к засухе
верблюжья
колючка
каланхоэ
кактус
алоэ
Мощно развитая Восковая Уменьшены Запасание воды
корневая
кутикула на листовые
в стебле или
система
листьях
пластинки
листьях

Микроорганизмы, разлагающие
растительные остатки, обогащают почву
перегноем и минеральными веществами.
В свою очередь растения влияют на
окружающую среду. Они изменяют состав
воздуха: увлажняют его, поглощают
углекислый газ и выделяют кислород.
Растения изменяют состав почвы. Они
поглощают из нее одни вещества и
выделяют в нее другие. Корневые системы
растений закрепляют склоны оврагов,
холмов, речных долин, предохраняя почвы
от разрушения. Лесные посадки защищают
поля от суховеев. Растения, испаряющие
много влаги, например эвкалипты, могут
быть использованы для осушения
заболоченных территорий.

Антропогенный экологический фактор –
это
изменение
условий
жизнедеятельности организмов в связи
с деятельностью человека. Действия
могут быть как сознательными, так и
неосознанными. Тем не менее, они
приводят к необратимым изменениям в
природе.
Антропогенные
факторы
можно разделить на четыре основные
подгруппы: биологические, химические,
социальные и физические. Все они в
той или иной степени воздействуют на
животных, растения, микроорганизмы,
способствуют появлению новых видов и
стирают с лица земли старые.

Влияние человека на растения
Некоторые действия, проводимые человеком, влияют на экологию, а
значит, и на растения. Например - лесные пожары, строительство дорог,
транспорт, промышленные предприятия, радиация в атмосфере. Все эти
факторы в большей или меньшей степени угнетают рост, развитие
растений.
Химические соединения, выбрасываемые в атмосферу трубами заводов,
электростанций, выхлопные газы автотранспорта, остатки
нефтепродуктов, попадающие в почву и воду, чрезмерно загрязняют
экологическую среду, что негативно сказывается на развитии растений.
Многие вещества действуют на них как яд, приводя к вымиранию
множества видов зеленых обитателей. Другие вредные вещества
вызывают мутации, оценить которые можно будет только спустя какое-то
время. Чаще всего загрязнение природы, плохая экология приводит к Он выводит новые высокопродуктивные и
устойчивые к заболеваниям сорта растений.
Человек борется с сорняками и способствует
распространению ценных растений.
Но деятельность человека может нанести
природе вред. Так, неправильное орошение
вызывает заболачивание и засоление почв и
часто приводит к гибели растений. Из-за
вырубки лесов разрушается плодородный слой
почвы и даже могут образоваться пустыни.
Подобных примеров можно привести много, и
все они свидетельствуют о том, что человек
оказывает огромное влияние на растительный
мир и природу в целом.

Экологические факторы и их влияние на растения

Изучая ботанику, вы узнали, что растения тропического леса и тундры, леса и луга различаются, даже если относятся к одному виду. Ухаживая за культурными растениями, вы заметили, что одни культуры особенно требовательны к влаге, другим необходимо яркое освещение. Вы знаете, что с сорняками трудно бороться, так как они образуют много семян, которые созревают раньше, чем семена культурных растений. У многих сорняков длинные корневища, которыми они быстро размножаются. Растения приспособлены к определённым условиям, условиям окружающей среды.

Давайте вспомним, что такое экология и экологические факторы.

Среда обитания и экологические факторы. Вся природа, окружающая растение, является его средой обитания . В ней имеются все условия, необходимые для роста и развития данного растения, но в разных количествах и соотношениях. Факторы (условия) внешней среды могут непосредственно влиять на растение, они необходимы для существования организма, но растению не обязательны. Влияют на растение такие факторы, как свет, влага в воздухе и в почве, температура, наличие и концентрация солей в почве, ветер и некоторые другие.

Экологическими факторами назовают любой элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на организм.

Выясним, как могут воздействовать на растения экологические факторы. Фактор среды может ограничить рост растения. Например, если в почве содержится небольшое количество минеральных солей, а на ней из года в год возделывают какую-либо культуру, то запасы солей оказываются исчерпаны и рост растений прекращается. Если экологический фактор находится ниже критического уровня или, наоборот, превышает максимально возможный уровень, он становится ограничителем роста растения, даже если другие факторы имеются в необходимом количестве. Такой экологический фактор называют ограничивающим фактором . В водной среде ограничивающим фактором чаще всего становится кислород. Для растений, любящих солнце (подсолнечник), - свет. Причём важна не только интенсивность освещения, но и продолжительность.

На разных стадиях развития растение по-разному реагирует на факторы среды. Известно, что наиболее устойчивыми к слишком высоким или слишком низким температурам являются почки высших растений, семена, споры.

Все факторы вместе определяют условия существования растений, или условия обитания . Понятно, что условия обитания на Крайнем Севере и в степной зоне, в лесу и на лугу разные. Но условия обитания меняются по сезонам и даже в течение суток. Растения, как и все живые организмы, обладают удивительной способностью реагировать на изменения и приспосабливаться к условиям обитания.

Приспособление растений к сухим и жарким местам обитания. В засушливых и жарких местах обитания растения должны уметь добывать воду, сохранять её, избегать излишнего испарения, но и не «перегреться» на солнце.

В полупустынях и пустынях обитают растения с мощными корневыми системами. Некоторые корневые системы очень глубокие, это даёт им возможность использовать грунтовые воды. Так у кустарников рода Джузгун корни уходят вглубь на 30 м. У других растений (кактусы) корневая система неглубокая, но широко разросшаяся, поэтому во время редких дождей они быстро поглощают влагу с больших участков.

Третья группа растений (например, ревень татарский ) не имеет сильно развитой корневой системы, зато они способны поглощать утреннюю росу своими крупными листьями, распростёртыми над поверхностью земли.

У этих растений, как правило, толстая кожица и очень мало устьиц. У них замедлен процесс обмена веществ и как следствие - рост.

Кустарники с глубокой корневой системой воду не накапливают, но сохраняют. Чтобы уменьшить испарение, их мелкие листья густо опушены. Часто листьев вовсе нет, а фотосинтез происходит в побегах, имеющих вид прутьев или колючек (саксаул) . При недостатке воды немногочисленные устьичные щели закрываются.

Помимо приспособлений к поглощению и сохранению воды, растения пустынь обладают способностью переносить даже многолетнюю засуху. Среди них - эфемеры - растения, завершающие свой жизненный цикл от семени до семени в течение нескольких дней. Их семена прорастают, и растения зацветают и плодоносят сразу после выпадения дождя. В это время пустыня преображается - она цветёт.

Длительный период засухи эти растения переживают в стадии семян.

Многолетние луковичные или корневищные растения переживают засуху в виде подземных запасающих органов.

Самым удивительным образом переживают длительную засуху лишайники, многие низшие растения, некоторые виды плаунов и папоротников, даже немногие цветковые растения: они теряют всю влагу и, будучи полностью обезвоженными, находятся в состоянии покоя до тех пор, пока не выпадет дождь.

Приспособление растений к холодным и влажным условиям обитания. Условия обитания растений в тундре очень суровы. Прежде всего, это температура. Среднемесячные летние температуры редко превышают +10 °C. Лето очень короткое - около двух месяцев, но даже летом могут случиться заморозки.

Осадков в тундре выпадает мало, соответственно и снежный покров невелик - до 50 см. Поэтому опасны сильные ветры - они могут сдувать снег, защищающий растения. Почему же в тундре довольно много влаги? Во-первых, она не испаряется так интенсивно, как в более тёплых зонах. Во-вторых, вода не уходит глубоко в почву, так как её задерживает слой вечной мерзлоты. Поэтому здесь много мелких озёр и болот.

Растения в этой зоне обычно низкорослые и зимой покрываются снегом, который защищает их от холода и ветра. Корневые системы - поверхностные. С одной стороны, их развитию препятствует вечная мерзлота, с другой - повышенная влажность почвы и, как следствие, недостаток кислорода в почве. Интересно, что особенности строения побегов напоминают растения жаркого климата, только защищают они не от жары, а от холода. Это толстая кожица, восковой налёт, пробка на стебле. Растения должны успеть за короткое лето отцвести и дать семена.

Деревья тундры всего раз в столетие образуют семена, способные прорастать. Семена полностью вызревают лишь тогда, когда два года подряд лето бывает для тундры тёплым. Как правило, семена деревьев попадают в условия непригодные для прорастания. Многие растения тундры размножаются вегетативно, например, мхи и лишайники.

Свет как экологический фактор. Количество света, которое получает растение, сказывается и на его внешнем облике, и на внутреннем строении. Деревья, выросшие в лесу, имеют более высокие стволы, менее раскидистую крону. Если они росли под пологом других деревьев, то они угнетены и гораздо хуже развиты, чем их ровесники на открытом пространстве.

Теневые и световые растения могут различаться и по расположению листовых пластинок в пространстве. В тени листья располагаются горизонтально, чтобы уловить как можно больше солнечных лучей. На свету, где света достаточно - вертикально, чтобы избежать перегрева.

Растения, выросшие в тени, имеют более крупные листья и более длинные междоузлия, чем растения того же или близкого вида, выросшие на солнце.

Листья не одинаковы по внутреннему строению: в световых листьях столбчатая ткань развита лучше, чем в теневых. В стеблях световых растений более мощная механическая ткань и древесина .

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)

Аудиофрагмент "Экологические факторы" (4:33)

О кружающая организм природа - это его среда обитания. Науку, изуча ющую взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой, называют экологией. На растение вли яют экологические факторы среды: свет, температура, влажность, ветер, состав почвы и др. Все факторы, необ ходимые для жизни растения, опреде ляют условия обитания. Избыток или недостаток одного или нескольких эко логических факторов сказываются на строении организма. Растения приспо сабливаются к условиям обитания в определённых границах.

Экологический фактор, который находится ниже критического уровня или, наоборот, превышает макси мально возможный для растения уро вень, называют ограничивающим фактором .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!