В кнр действует однопартийная система. Политическая система

Партийная система КНР по внешним формальным признакам может считаться многопартийной. Уже к началу 1950-х гг. здесь сложилось 8 политических партий, помимо КПК, которые назывались демократическими. Ни одна из этих партий ни по отдельности, ни вместе взятые никогда не были в оппозиции к КПК

Исключением может считаться период весны–лета 1956 г., когда в ходе критической кампании в печати, провокационно санкционирован-ной, как всегда руководством компартии, лидеры ряда демократических партий выступили с определенными претензиями на власть. Были даже предложения объединиться всем демократам в единую оппозиционную партию, способную стать реальной альтернативой коммунистам. Такие претензии закончились печально для отдельных руководителей партий.

Помимо Коммунистической, в КНР существуют следующие партии:

1. Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК). Основана в 1945 г. Насчитывает около 70 тыс. членов. Основной состав – специалисты в области промышленности и торговли. Важное место в деятельности Ассоциации отводится организации экономических консультаций, разработке рекомендаций по совершенствованию управления народным хозяйством, подготовке специалистов в этой области, оказанию помощи в трудоустройстве молодежи. Председатель партии – Чэн Сывэй.

2. Ассоциация содействия развитию демократии Китая (АСРДК). Создана в 1945 г. Объединяет представителей культуры, деятелей литературы, преподавателей в количестве 65 тыс. членов. Партия ставит задачу активно разворачивать движение интеллектуальной помощи наиболее отсталым районам, налаживать консультационную службу, организовывать лектории, создавать школы. Председатель партии – Сюй Цзялу.

3. Демократическая лига Китая (ДЛК). Основана в 1941 г. Является самой крупной демократической партией страны, насчитывает свыше 131 тыс. членов, также, в основном представителей науки, культуры, образования. Одна из основных целей партии – активное участие в создании в Китае социальной, материальной и духовной культуры. Председатель Лиги – Дин Шисунь.



4. Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК). Создана в 1947 г. Насчитывает около 65 тыс. членов, в основном представителей медицины и здравоохранения. Возглавляет партию Цзян Чжэнхуа.

5. Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Действует с 1947 г. Большая часть членов партии – уроженцы Тайваня, проживающие в КНР. Главным направлением деятельности Лиги является развитие широких связей с тайваньскими соотечественниками, установление взаимопонимания с ними, содействие воссоединению Тайваня с Китаем. Многие члены партии являются депутатами парламента страны – Всекитайского Собрания народных предста-вителей или СНП провинциального уровня, членами НПКСК. Председатель Центрального комитета ЛДСТ – Чжан Кэхуэй.

6. Революционный комитет Гоминьдана (РКГ). Основан в 1948 г. Насчитывает свыше 53 тыс. членов. Основной контингент партии – лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом. Главное направление деятельности – содействие «ускорению завершения великого дела объединения родины», пропаганда и последовательное проведение в жизнь курса КПК на «возвращение Тайваня в лоно родины», всемерное развитие связей с соотечественниками на Тайване и за рубежами страны, содействие претворению в жизнь концепции «одно государство – две системы». Председателем партии является Хэ Лули.

7. Общество 3 сентября . Создано в 1944 г., а название получило в 1945 г. в честь дня победы над японцами. Более 68 тыс. членов. Возглавляет общество У Цзепин.

8. Китайская партия стремления к справедливости (Чжигундан). Основана еще в 1925 г. Первоначально была организацией, созданной живущими за пределами страны китайцами. Реорганизована в 1947 г. В настоящее время большинство из 16 тысяч членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, живущих за пределами КНР. Основным направлением деятельности организации является поддержание контактов с зарубежными китайцами, содействие государственным организациям, ведающими делами эмигрантов, работа с репатриантами. Члены партии содействуют импорту технологий, приглашению зарубежных китайских ученых и специалистов для чтения лекций, оказывают помощь иностранным китайцам при создании ими предприятий в КНР. Председатель партии – Ло Хаоцай. Известно, что некоторые члены демократических партий одновременно являются и членами КПК.

Важнейшим и фундаментальным партийно-политическим институтом в КНР является система так называемого многопартийного сотрудничества и политических консультаций, которая задействуется при принятии наиболее существенных решений. Данный институт действует под руководством КПК.

Практикуются две формы многопартийного сотрудничества и политических консультаций:

1) Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) и

2) консультативные совещания и собеседования, созываемые по инициативе Центрального и местных комитетов КПК с участием представителей других партий и беспартийных.

В 1949 г. демократические партии были объединены в рамках Единого фронта – Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Сюда же вошли общественные организации, представители различных национальностей, а также китайцев, проживающих за границей. Основным постоянным органом НПКСК является Постоянный комитет всекитайского совета. Председателем его после 2002 г. был избран Цзя Циньлинь.

НПКСК не является государственным органом и отличается от обычных общественных организаций. Комитеты НПКСК всех уровней проводят раз в год пленарные заседания, а в период между сессиями привлекают своих членов для участия в различного рода деятельности: в социологических обследованиях, консультациях по важным вопросам государственной политики, проблем местного значения. Члены комитетов могут высказывать свои мнения, рекомендации и критические замечания. Тем самым как бы осуществляется «демократический контроль» за деятельностью правительства и проведением в жизнь Конституции и законов КНР.

Консультативные совещания, на которых обсуждаются важные государственные вопросы, обычно созываются руководителями КПК раз в год. На них приглашаются ответственные лица всех партий и беспартийные представители. Консультативные собеседования проводятся раз в два месяца. И на совещании, и на консультациях руководители ЦК КПК информируют участников встреч о тех или иных вопросах, заслушивают их мнения.

В апреле 2005 г. был принят новый документ по многопартийному сотрудничеству – «Соображения ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества», который и определяет порядок «политического участия» во власти демократических партий и беспартийных.

Таким образом действует формула о многопартийном сотрудничестве, которая закреплена в Конституции. Демократические партии КНР считаются участвующими во власти, но нынешний уровень такого участия намного ниже, чем в первые годы социализма. Тогда не коммунисты занимали немало важных государственных постов и в правительстве, и в Административном совете, в судах. В настоящее время не члены КПК занимают гораздо меньше руководящих постов, причем не самых высоких и важных, хотя они есть и среди заместителей Председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора, министров, вице-губернаторов провинций. Более всего лидеров демократических партий представлено в Постоянном комитете ВСНП.

Тем не менее, аналитики отмечают, что политический вес некоммунистических деятелей вырос при правлении Дэн Сяопина и последующих поколений руководства КПК, в первую очередь, за счет установления политического обычая предварительного консультирова-ния с демократическими партиями и деятелями до принятия важнейших государственных решений. Кроме того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемых для обсуждения и принятия на партийных съездах и пленумах, по кадровым назначениям, проектам важных законов и др. Иногда представители других партий становятся инициаторами некоторых общественно-политических акций (освоение зоны дельты Янцзы). Как полагает Л.М. Гудошников, во всем этом просматривается поиск коммунистами взаимодействия и компромисса с социальными слоями, не совсем принимающими собственно коммунис-тическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой».

Вопросы и задания:

1. Какие факторы обеспечивают сохранение у КПК высокого авторитета в обществе?

2. Каковы основные факторы и принципы, обеспечивающие КПК роль гегемона в китайском обществе?

3. Почему при наличии нескольких политических партий нельзя считать партийную систему КНР многопартийной?

Арсланов Г. Реформы в Китае: смена поколений на политическом олимпе // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4.

Буров В. Собственным путем. ХVI съезд КПК и социально-экономическое развитие Китая // Свободная мысль ХХI. – 2003. – № 1.

Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. – М.: Муравей, 2003.

Гудошников Л.М. Эволюция политических институтов Китая во второй половине ХХ и начале ХХI вв. // Политические системы и политические культуры Востока. Отв. Ред. А.Д. Воскресенский – М.: «Восток-Запад, 2006.

Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В.В. Михеева. – М.: Московский Центр Карнеги, 2005.

Мамаева Н.Л. КПК на современном этапе развития (конец ХХ –начало ХХI века) // ПДВ. – 2006. – №2.

Михеев В.В. Стратегия «стабильности» (об итогах ХVI съезда КПК) // Аналитические записки ИПМИ. Т.1. №3. – М., 2002.

Михеев В.В. Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции //МЭиМО. – 2006. – № 7.

Мэнион М. Политическая система Китая // Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.

Китайский рывок: оценки на Западе //Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2005. – № 1.

Партия в эволюции политической системы в КНР // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2006. – № 2.

Первый год нового руководства КНР: итоги, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2004. – № 3–4.

Портяков В.Я. От Цзян Цзэмина к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале XXI в. М.: ИДВ РАН, 2006.

Портяков В.Я. Китайская Народная Республика в 2006 году // ПДВ. – 2007. – № 2.

Портяков В.Я. От Цзян Цземиня к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале ХХI в. – М.: ИДВ РАН, 2006.

Решения ХVI съезда Компартии Китая. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2003. – №1.

Смирнов Д. 6-й пленум ЦК КПК 16-го созыва // ПДВ. – 2007. –

Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. – М.: ИДВ РАН, 1999.

конституционный право китай политический

Китай формально является многопартийной страной. Помимо правящей Компартии Китая, имеются еще 8 политических партий, которые именуются «демократическими партиями», а именно: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество «3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Все они с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией. Все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая и вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 года 1-й пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», которая сыграла роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР, таким образом родилась Китайская Народная Республика. Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвуют в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их члены избраны депутатами Собраний народных представителей и членами НПКСК разных ступеней. Демократические партии не являются оппозиционными партиями, они «дружественны» по отношению к Компартии. Они придерживаются таких принципов, как «длительное сосуществование и взаимный контроль, полная искренность по отношению друг к другу, готовность делить славу и позор», принимают участие в политическом управлении.

  • · все партии должны быть обязательно лояльны существующему строю и дружественны КПК;
  • · попытки создать действительно оппозиционную партию жестоко пресеклась в уголовном и политическом порядке;
  • · партии очень малочисленны;
  • · партии имеют слабые оргструктуры и не имеют реального влияния;
  • · весь политический и государственный режим способствует однопартийности.

Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (создана в 1921 г., численность в настоящее время - 58 млн. чел.), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2005. Гл. 21.

В рамках проходящей сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) состоялось заседание лидеров восьми демократических партий и общественных движений. О том, что за политические силы собрались в столице Китая, который зачастую считается однопартийным государством, и о том, сулят ли происходящие процессы изменения в партийной системе КНР – читайте в материале .

Коммунистическая партия Китая (КПК) является правящей и принимающей все ключевые решения, но не единственной. Именно КПК, численность членов которой больше, чем население Германии, является самой многочисленной, хотя в остальных партиях состоят десятки и даже сотни тысяч человек. Сейчас в КНР сложилась своеобразная система "многопартийного сотрудничества". Партии здесь мало отличаются от общественных движений – они не претендуют на то, чтобы оспаривать власть КПК, а также участвуют в реализации её инициатив, таких как ликвидация бедности, в программах "Здоровый Китай", "Прекрасный Китай" и инициативе "Один пояс – один путь".

Большинство таких партий было создано ещё до образования КНР, к настоящему времени все они встроены в единую систему, каждая "привязана" к какой-то из социальных групп, либо имеет выраженное предназначение.

Революционный комитет Гоминьдана 民革 (осколок Гоминьдана, закрепившегося после гражданской войны на острове Тайвань) рассматривается как одно из средств "мирного объединения Родины", Ассоциация демократического народного строительства (АДНС) 民建 является партией, тесно связанной с экономическими кругами. Ассоциация содействия народной демократии (АСНД) 民进 преимущественно состоит из интеллигентов: работников образования, культуры, издателей. В Китайской Рабоче-Крестьянской партии (КРКП) 农工党 , несмотря на название, состоит много специалистов высокого уровня из числа медиков, фармацевтов и экологов. 75% членов Демократической лиги Китая民盟 (ДЛК) трудятся в сферах образования, культуры, науки. Партия стремления к справедливости Чжигундан 致公党 в основном объединяет китайских соотечественников-хуацяо, как вернувшихся на родину, так и живущих за рубежом. "Общество 3 сентября" 九三学社 состоит из научно-технической интеллигенции, после образования КНР к нему присоединились члены Академии наук и Академии инженерных наук. Лига демократической автономии Тайваня 台盟 состоит из представителей Тайваня. Китайская ассоциация промышленников и торговцев工商联 объединяет представителей негосударственного сектора экономики.

Совместные пресс-конференции лидеров демократических партий впервые начали проводиться в 2008 г. на 11-м съезде НКПСК. Сейчас китайские СМИ называют их десятилетней устоявшейся традицией. В 2008 г. на собрании присутствовали главы восьми организаций. В 2012 г. к ним добавился руководитель. В 2013 г. Чэнь Чанчжи , занимавший тогда должность ЦК АДНС, охарактеризовал отношения между КПК и малыми партиями следующим образом: "Компартии нужно иметь великодушие, демократическим партиям нужно иметь смелость" .

Нынешний председатель ЦК АДНС Хао Минцзинь отметил, что экономическое и социальное развитие страны столкнулось с новыми вызовами. При этом он подчеркнул важность последних указаний председателя КПК Си Цзиньпина . В январе АДНС внесла проект структурных реформ в области контроля за экологической ситуацией в провинциях Хунань и Хубэй. Также он подчеркнул, что многопартийная система Китая уходит корнями в китайскую почву, создан способ "сосредоточить мудрость и силы различных социальных кругов для осуществления больших дел".

Председатель ЦК ДЛК Дин Чжунли считает, что китайская система многопартийного сотрудничества позволит уйти от борьбы между партиями, от ситуации общей подавленности (тягостности) и проблемы "конкуренции ради конкуренции".

Систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций называл "большим вкладом в политическую цивилизацию человечества" председатель КПК Си Цзиньпин . Он же сделал заявление о рождении "партийной системы нового типа", но при этом лично встречался не с лидерами всех партий, а только двух – Демократической лиги и Чжигундана .

Также на недавнем совещании в рамках НПКСК присутствовали беспартийные и вернувшиеся на родину эмигранты (хотя и не уточняется, были ли они членами Чжигундана, который объединяет эмигрантов и репатриантов). Представителей других партий на той встрече не было.

Некоторые наблюдатели из России на фоне этой встречи и в связи с вносимыми в Конституцию КНР изменениями стали высказывать гипотезы о схожести начавшихся процессов с тем, что происходило в поздней КПСС, когда из Конституции СССР убрали упоминание о руководящей роли КПСС и разрешали создание других партий.

Однако портал "Фэнхуан синьвэнь" отмечает, что нынешнее собрание в Золотом зале прошло в ускоренном режиме, в частности, церемония совместного фотографирования прошла всего за минуту. К тому же, возможно "новая партийная система" подразумевает, напротив, сокращение количества партий. Известно, что руководство Китая, состоящее из членов КПК, стремится распространить методы партийного контроля на всю страну. Так, создаваемые надзорные комиссии становятся отдельной миссией и по функциям напоминают партийные комиссии по проверке дисциплины, однако смогут проверять любых должностных лиц, вне зависимости от того, являются ли они коммунистами или нет.

К тому же, одобрены поправки в Конституцию, как раз усиливающие роль КПК, о них писало ранее . На третьем пленарном заседании 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва 11 марта 2018 года законодатели КНР согласились с тем, что "руководство со стороны Коммунистической партии Китая является сущностной особенностью социализма с китайской спецификой". Также сняты ограничения на срок пребывания на руководящем посту Китайской Народной Республики.

По мнению экспертов, китайский лидер ослабляет фракционную борьбу среди руководителей партии и "фиксирует курс" страны, подразумевающий дальнейший рост экономики и укрепление политического влияния в мире. Заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО им. Е.М. Примакова Сергей Луконин считает, что начатые при нынешнем председателе КНР кампании будут продолжены.

"Кампании будут продолжаться, внешняя политика Китая будет развиваться по стратегическому плану, который осуществлялся ранее. Все, что мы наблюдали за время председательствования Си Цзиньпина, будет продолжено в будущем", - заметил Луконин в беседе с RT .

По словам Маслова, одной из основных задач китайского лидера будет достижение полного или частичного контроля над рядом секторов мировой экономики: перевозками, финансами, банковской сферой, энергетикой.

Бесспорное лидерство КПК в стране дает основание некоторым исследователям утверждать, что в Китае существует однопартийная система. Однако при фактической монополии КП К допускается функционирование нескольких некоммунистических партий, что официально зафиксировано в Конституции и Уставе самой КПК. Так какая же существует в современном Китае система - однопартийная или многопартийная? Сложившиеся в течение десятилетий взаимоотношения КПК с 8 небольшими партиями, начало которым было положено еще в конце 40-х годов прошлого века, теперь принято называть системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций. К числу этих демократических партий относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая (РКГ);В Демократическая лига Китая (ДЛК); Китайская ассоциация демократического национального строительства (АДНСК); Китайская ассоциация содействия развитию демократии (АСРДК); Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК); Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости); Общество «3 сентября»; Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Как утверждается в китайской печати и в ряде официальных документов, существующая в Китае система политических партий - это система с китайской спецификой, которая не копирует западные политические модели с однопартийной, двухпартийной или многопартийной системами. Система многопартийного сотрудничества в Китае, как отмечается, сочетает в себе характер руководящего ядра и участие многих сторон; особенностью этой системы является то, что КПКВ руководит, а много партий сотрудничают, это система социалистических политических партий с китайской спецификой, важная составляющая социалистической демократии Китая, основная политическая система, соответствующая национальному духу Китая. Как говорилось в докладе Ху Цзиньтао по случаю 55-летнего юбилея Народного политического консультативного совета Китая, «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций соответствует условиям Китая и является системой политических партий с китайской спецификой. КПК руководит, много партий сотрудничают, КПК является правящей партией, многие партии участвуют в политической жизни. Тесное сотрудничество демократических партий с КПК является сутью такой системы и очевидной ее особенностью».

Политика КПК в отношении демократических партий была определена еще в середине 1950-х годов на VIII съезде КПК как «длительное сосуществование и взаимный контроль». Затем имел место более чем 20-летний период, когда деятельность демократических партий в годы «культурной революции» была парализована.

Новый этап в жизни демократических партий начался со вступлением Китая в период реформ в конце 1970-х годов. После более чем двух десятилетий бездействия их стали возвращать к активной деятельности, КПК постепенно стала повышать их роль в общественно-политической жизни страны. В начале 80-х годов формулировка, характеризующая сотрудничество КПК с демократическими партиями, была уточнена, к ней добавились слова об «искреннем обмене мнениями и совместном переживании радостей и невзгод». В последние десятилетия был принят ряд официальных документов, регламентирующих взаимоотношения КПК и демократических партий. Прежде всего, это программный документ, принятый ЦК КПК в конце 1989 г., предусматривавший их долгосрочный характер: «Соображения ЦК КПК об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК». Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК называлась в нем «одним из основных политических механизмов» страны. В документе подтверждалось руководящее положение КПК в отношении других политических партий и общественных организаций в Китае. КПК именовалась «руководящим стержнем социализма, правящей партией», а демократические партии - «партиями, принимающими участие в политической жизни».

На XIV съезде КПК в 1992 г. впервые была введена в Общую программу Устава формулировка о многопартийном сотрудничестве. Затем в 1993 г. на

1-й сессии ВСНП 8-го созыва была принята поправка к Конституции КНР, в которой заявлялось, что «Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КП К будет существовать и развиваться в течение длительного времени». В Постановлении 4-го пленума ЦК КПК 16-го созыва в 2004 г. снова говорилось об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК.

Важным документом, еще раз подтвердившим неизменную позицию КПК в отношении демократических партий, стал документ под названием «Мнение ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК», опубликованный в 2005 г. Предпосылкой и гарантией многопартийного сотрудничества, как отмечалось в документе, является руководство КПК. Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций была названа в указанном документе «закономерным выбором исторического развития Китая, кристаллизацией политической мудрости КПК и народа Китая».

В ноябре 2007 г. Канцелярией Госсовета была издана Белая книга, посвященная системе политических партий Китая. В нескольких ее разделах утверждается, что система многопартийного сотрудничества в Китае - это один из основных компонентов политической системы государства, представляющий собой великое творчество и огромные преимущества, что это неизбежный выбор исторического развития Китая, что это результат сочетания марксизма-ленинизма и практики Китая. Это кристаллизация мудрости КПК и демократических партий, говорится в тексте, эта система соответствует реалиям Китая и практике революции, строительства и реформ..., она имеет очевидную китайскую специфику и является важным проявлением социалистической демократии и т. д.

И в Отчетном докладе XVIII съезду КПК и в Уставе КПК, принятом с частичными поправками на съезде в ноябре 2012 г., декларируется сохранение и совершенствование института многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК.

Как представляется, издание указанных выше документов, а также включение соответствующих поправок в Конституцию страны и Устав КПК, несомненно, свидетельствует о серьезном внимании руководства страны вопросам сотрудничества КПК и демократических партий.

Заметно возросшее в последнее десятилетие количество публикаций и сборников, посвященных теме многопартийного сотрудничества, роли демократических партий также, на наш взгляд, говорит об интересе к этой теме в обществе. С 2006 г., например, начал издаваться ежегодник «Система политических партий Китая», вышла в свет книга «Китайские партии, принимающие участие в политической жизни», составленная под руководством бывшего председателя РКГ Хэ Лули и ее заместителя Чжоу Тенуна. Опубликован ряд сборников и монографий о строительстве партий, принимающих участие в политической жизни, их роли в ходе осуществления реформ и открытости, о многопартийном сотрудничестве и гармоничном обществе, об изучении теории системы политических партий с китайской спецификой и т. д.

В первые годы после образования КНР была распространена практика «двойного членства», когда члены демократических партий одновременно состояли в рядах КПК. Эта практика продолжает сохраняться и в настоящее время, но она не афишируется. Член демократической партии может вступить в КПК, особенно это касается руководящих деятелей, коммунисты же вступить в демократическую партию не могут. Статус у всех демократических партий Китая один и тот же - это партии, принимающие участие в политической жизни. У них много общих черт, но они отличаются друг от друга по специфике своего контингента, по сферам своей деятельности, по количественному составу, что видно из приведенных ниже данных.

Основная масса членов РКГ, насчитывающего в своем составе около 102 тыс. человек - это деятели, имеющие отношение к прежнему Гоминьдану Китая, а также деятели, связанные с различными кругами на Тайване. В своем большинстве члены РКГ - это представители интеллигенции среднего и высшего звена. Многие члены партии имеют родственников или друзей на Тайване.

Основной контингент самой крупной из 8 партий - Демократической лиги Китая (230 тыс. человек) - это интеллигенция высшего и среднего уровня, занятая в области культуры и образования. Помимо этого члены Лиги занимаются также проблемами экономического развития страны, планирования регионального развития, активно участвуют в масштабном освоении Запада.

Членами АДНСК, в рядах которой состоит 136 тыс. человек, являются в основном деятели финансово-экономических кругов, специалисты и ученые, применяющие свои знания в области торговли и промышленности, внешней торговли, связи, научно-технических работ.

Большинство членов АСРДК (в ее составе 128 тыс. человек) в настоящее время составляет интеллигенция высшего и среднего звена, работающая в учреждениях образования, культуры, науки и техники, издательского дела, медицины, экономики, политики и права. В ее составе также много учителей начальных и средних школ.

Основную массу членов КРДПК (всего в рядах партии более 125 тыс. человек) составляют работники медицины и здравоохранения, а также деятели экономических кругов и культуры. Члены партии заняты работой в учреждениях медицины и здравоохранения, организацией консультативных пунктов по медицине, а также различных учебных заведений и курсов для обучения во внерабочее время. Партия активно участвует также в деле возрождения традиционной китайской медицины.

Большинство членов партии Чжунго Чжигундан (38 тыс. человек) в настоящее время составляют вернувшиеся на родину китайцы и их родственники, а также лица, имеющие родственников за рубежом. Это в основном представители интеллигенции, специалисты и деятели науки. Главными направлениями в деятельности партии являются контакты с зарубежными китайцами, оказание содействия государственным органам, ведающим делами эмигрантов, работа с китайскими реэмигрантами и родственниками зарубежных китайцев, проживающими в КНР, работа с уехавшими на учебу, а также вернувшимися в Китай по окончании учебы, содействие в привлечении иностранных инвестиций и импорта техники.

Основной контингент Общества «3 сентября», насчитывающего более 132 тыс. человек - это представители высших и средних слоев интеллигенции, работающей в области науки и техники, высшего образования, медицины и здравоохранения. Высокая концентрация научно-технических кадров и интеллектуального потенциала, характеризующие Общество, объясняют его активное участие в осуществлении стратегического курса на расцвет Китая на основе развития науки и образования.

ЛДСТ - самая малочисленная среди демократических партий, насчитывающая всего 2600 членов и представляющая интересы уроженцев Тайваня, проживающих в КНР. Большинство ее членов - это интеллигенция: профессора, врачи, инженеры, научные сотрудники, работники правительственных учреждений.

Принятые со времени начала проведения реформ меры к активизации деятельности демократических партий и их сотрудничеству с КПК привели к значительному количественному росту этих партий. Так, если в 1979 г. в их составе было 65 тыс. человек, в 1993 г. их насчитывалось уже 370 тыс., а в конце 2012 г. -В 894 тыс. человек, что является максимальным количеством.

Как осуществляется многопартийное сотрудничество в стране?

Органом, в котором непосредственно осуществляется сотрудничество КПК и восьми демократических партий, является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). В 1994 г. в Устав НПКСК было введено новое положение о том, что НПКСК является «важной организационной формой осуществления многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК».

Наряду с КПК каждая из демократических партий входит в качестве организационной единицы в состав Всекитайского комитета НПКСК - организационной формы Единого фронта. Среди 34 организационных единиц, входящих в состав В К НПКСК, девять - это КПК и демократические партии. На ежегодных сессиях Всекитайского комитета НПКСК деятели демократических партий высказывают свои мнения и предложения. При В К НПКСК на постоянной основе работают девять комитетов, деятельность которых охватывает практически все стороны экономической, социальной, культурной и пр. жизни страны, и члены демократических партий, входящие в состав ВК НПКСК, принимают активное участие в их работе. Ежегодно от демократических партий в ВК НПКСК поступают сотни предложений, часть из них направляется в ЦК КПК и Госсовет и в случае одобрения (а это происходит нередко) включается в соответствующие народнохозяйственные планы и законы. Среди 280 лучших предложений, например, поступивших в ВК НПКСК 11-го созыва в течение пяти лет и отмеченных специальными премиями, 53 было представлено членами демократических партий.

Многопартийное сотрудничество осуществляется также путем непосредственного участия членов демократических партий в системе законодательных, исполнительных и правоохранительных органов различных уровней. Так, пять руководителей демократических партий занимают посты заместителей председателя ПК ВСНП. Один из них - Ван Эсян является к тому же заместителем председателя Верховного народного суда КНР. Два руководителя - министры Госсовета КНР, восемь руководящих деятелей демократических партий являются заместителями председателя ВК НПКСК.

Множество представителей демократических партий являются депутатами СНП различных уровней - например, только от одной КРДПК таковыми избраны 1899 человек. Сотни деятелей этих партий занимают посты в правительственных и судебных учреждениях на уровне провинций, вице-мэров крупных городов, тысячи - на уровне округа, уезда и ниже. Кроме того, несколько тысяч представителей демократических партий привлекаются в качестве специально приглашенных для работы на посты ревизоров, контролеров и инспекторов в системе правоохранительных органов, органов контроля и образования на уровне провинции и ниже.

Вместе с тем следует отметить, что демократические партии в настоящее время представлены в высшем уровне в центре значительно меньше по сравнению с первыми годами после образования КНР, когда они занимали в руководстве гораздо больше постов.

В последние годы в заявлениях официальных руководителей Китая нередко говорилось о необходимости выдвижения на руководящие должности представителей из рядов демократических партий. Их количество действительно возрастало из года в год, однако это происходило, во-первых, большей частью на низовом уровне и, во-вторых, назначались деятели из этих партий на вторые роли -В заместителей, помощников и т. п. Поэтому большим событием в жизни демокра тических партий можно считать назначение одного из руководителей этих организаций - Вань Гана от партии Чжунго Чжигундан - в 2007 г. на пост министра науки и техники, чего не отмечалось в стране более 50 лет.

Взаимодействие руководителей КПК и демократических партий осуществляется путем созыва разного рода совещаний и встреч. Отмечено, например, проведение совещаний, как правило, один раз в год с участием главных руководителей КПК и демократических партий с приглашением довольно большого круга деятелей из различных кругов для консультаций по важным вопросам политического курса и политики, выработки решений или обсуждений некоторых принятых проектов и постановлений; проведение так называемых «откровенных бесед»В главных руководителей ЦК КПК с главными руководителями демократических партий и беспартийными деятелями для обмена мнениями, время проведения которых не установлено; проведение совещаний один раз в два месяца, созываемых Центральным комитетом КПК, с представителями демократических партий и беспартийных деятелей, целью которых является информирование демократических партий, обмен мнениями по важным вопросам, оглашение важных документов, заслушивание выдвигаемых демократическими партиями предложений;В кроме того демократические партии направляют предложения по важным вопросам курса и политики.

Интересной, на наш взгляд, представляется практика тесного взаимодействия по подготовке и проведению очередных всекитайских съездов КПК и демократических партий. Перед созывом XVIII съезда КПК в 2012 г., например, ЦК КПК созвал в сентябре - в Чжуннаньхае совещание беспартийных с целью заслушивания их мнений. После того, как Ху Цзиньтао ознакомил собравшихся с основным содержанием доклада, им было предложено свободно высказать свои мнения и предложения. В выступлениях председателей каждой из демократических партий, помимо одобрения доклада, прозвучали предложения и, в частности, об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций, об углублении реформы начального образования, о развитии современной социалистической культуры, об усилении системной борьбы с коррупцией и др. Выслушав мнения руководителей демократических партий, Ху Цзиньтао выразил им благодарность, отметив, что это большая помощь для внесения корректив в доклад и поручив группе по подготовке доклада серьезно изучить высказанные предложения и отразить мнения выступивших в докладе.

В качестве почетных гостей председатели ЦК всех демократических партий присутствовали при открытии XVIII съезда КПК в президиуме съезда. По случаю открытия съезда все демократические партии направили поздравительные письма в его адрес. В них заявлялось, что, добровольно приняв в свое время руководство со стороны КПК, они неизменно следуют курсу на «длительное сосуществование, взаимный контроль, искренний обмен мнениями, совместное переживание радостей и невзгод», непоколебимо идут по пути социализма с китайской спецификой, всесторонне будут претворять дух XVIII съезда КПКВ и т. д.

По завершении съезда ЦК КПК направил демократическим партиям и ВАПТ письмо с выражением благодарности этим организациям.

Сразу по окончании XVIII съезда по поручению ЦК КПК было созвано информационное совещание, на котором секретарь Секретариата ЦК КПК, заместитель председателя ВК НПКСК Ду Цинлинь «передал дух ХУШ съезда» беспартийным деятелям (данвай жэныии). Среди участников совещания были деятели из ЦК демократических партий, беспартийные деятели, а также деятели религиозных кругов и др.

Изучение и претворение в жизнь духа XVIII съезда было названо главной политической задачей партии и страны в настоящее время и на последующий период, а также главной задачей Единого фронта. После этого совещания во всех демократических партиях было организовано изучение «духа XVIII съезда».

В конце ноября, за несколько дней до начала Всекитайских съездов демократических партий было организовано еще одно заседание беспартийных деятелей, на котором член ПК ПБ ЦК КПК Юй Чжэншэн (занявший в марте 2013 г. пост председателя В К НПКСК) призвал изучать и последовательно претворять в жизнь дух XVIII съезда КПК, что было названо «главнейшей политической задачей». Кроме того, он выразил надежду на то, что демократические партии успешно проведут свои всекитайские съезды, будут руководствоваться целями и принципами партий, принимающих участие в политической жизни, успешно осуществят политическую преемственность при смене старых кадров новыми, обеспечат прекрасные традиции многопартийного сотрудничества.

На церемонии открытия всекитайских съездов каждой из демократических партий, проведенных в конце 2012 г. вскоре после закрытия ХЧИ съезда КПК, обязательно присутствовал один из членов высшего руководства КПК, зачитывавший по поручений ЦК КПК приветствие. В приветственных посланиях ЦК КПК отмечались заслуги каждой партии. В решениях, принятых на съездах партий в разных вариантах, заявлялось об обязательном изучении и претворении в жизнь духа XVIII съезда КПК, о единодушии и сплоченности в идеологическом отношении с КПК, о неуклонном следовании по пути социализма с китайской спецификой, усилении многопартийного сотрудничества под руководством КПК, активном участии в построении общества сяокан и т. д.

По окончании всекитайских съездов демократических партий в конце декабря 2012 г. вновь избранный на XVIII съезде КПК генеральный секретарь партии Си Цзиньпин, продолжая практику своих предшественников - Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, в сопровождении ряда руководящих деятелей ЦК КПК посетил ЦК каждой из 8-ми демократических партий. Он передал от имени ЦК КПК искренние поздравления избранным руководителям этих партий, выслушал их мнения об обстановке в каждой организации, а также предложения. Как заявил Си Цзиньпин, «для осуществления великого возрождения китайской нации необходимы усилия всех китайских сыновей и дочерей. ЦК КПК будет твердо и неуклонно отстаивать и совершенствовать систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК, курс на «длительное сосуществование, взаимный контроль, искренний обмен мнениями, общее сопереживание радостей и невзгод»...

Нельзя не отметить того, что демократические партии, основную массу которых составляют специалисты, ученые, предприниматели, деятели образования и просвещения и другие представители интеллигенции принимают самое активное участие в развитии разоичных областей. Руководящее положение КПК в политической системе Китая дает ей возможность направлять деятельность демократических партий в нужное для всей страны русло, успешно использовать большие возможности этих организаций для осуществления стоящих перед страной грандиозных задач. Диапазон сфер, в которых успешно работают представители этих партий, необычайно широк: от непосредственного вклада в выработку директивных документов (путем конкретных предложений) в области науки и техники, финансовой и налоговой политики, образования, здравоохранения, экологии до расширения связей с многомиллионной китайской диаспорой за рубежом, возвращения молодежи, получившей образование за границей на родину, содействия мирному объединению Китая.

Несмотря на свой немногочисленный состав, демократические партии выполняли и выполняют ценную позитивную роль в ходе осуществления реформ, что постоянно отмечается со стороны руководства КПК и страны в целом. Их представители активно использовались и используются при строительстве гидроузла Санься, в развитии района Пудун, в масштабном развитии западных районов Китая, изучении вопросов защиты пахотных земель и окружающей среды, проблем «сяньнун» (сельское хозяйство, деревня, крестьяне), строительстве новой социалистической деревни, возрождении старой промышленной базы на Северо-Востоке, развитии районов вдоль Цинхай-Тибетской железнодорожной линии и т. д. Путем активного участия в движении «интеллектуальной и научно-технической помощи приграничным и бедным районам», организации консультативной службы по различным вопросам, создания десятков тысяч различного рода школ и учебных заведений для обучения во внерабочее время, развития дела профессиональной подготовки и обучения, оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий, а также сбора прямых пожертвований демократические партии содействуют социально-экономическому развитию Китая, обеспечению гармоничного развития города и деревни, поднятию общего культурно-образовательного уровня населения.

Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций - это реальность и особенность политической системы Китая: при лидирующей роли в стране КПК официально функционируют и успешно сотрудничают под ее руководством 8 демократических партий, представляющих интересы определенных слоев общества. Можно констатировать, что руководство КПК после периода разлада и отчуждения нашло форму сотрудничества с демократическими партиями, приемлемую для обеих сторон. Сотрудничество КПК с демократическими партиями полезно и выигрышно не только в политическом отношении, когда в стране признается многопартийность, и эти партии привлечены к участию в политической жизни. Высокий интеллектуальный и профессиональный уровень членов этих партий успешно используется для развития в стране экономики, науки, образования, культуры, здравоохранения, зарубежных связей и пр. В известной мере сотрудничество КПК с демократическими партиями содействует стабильности общественно-политической ситуации в стране.

Если говорить о развитии системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций, то закрепление ее в целом ряде официальных документов в последние десятилетия, неизменное заверение высших руководителей КПК и государства в верности курсу КПК в отношении демократических партий, а также очевидная польза от такого сотрудничества не оставляют сомнений, что оно будет продолжаться и дальше.

Литература

Материалы VIII Всекитайского съезда КПК. М., 1956.

Конституция КНР (на кит. яз.). Пекин, 2004.

Устав НПКСК (на кит. яз.). Пекин, 2004.

Дуодан хэцзо юй хэсе шэхой: [Многопартийное сотрудничество и гармоничное общество]. Пекин, 2006.

Чжунго чжэндан чжиду няньцзянь: [Система политических партий Китая. Ежегодник]. Пекин, 2007.

Чжун годы чжэндан чжиду: [Система политических партий Китая] / Канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 2007.

Чжунгоды цань чжэндан. Пекин, 2005.

Чжунго тхэсэ чжэндан чжиду лилунь яньцзю:[Изучение теории системы политических партий с китайской спецификой]. Пекин, 2010.

08:32 — REGNUM Разобраться в различиях некоммунистических партий Китая, столь непонятных для иностранцев, и понять их содержание и цели предлагает 6 марта агентство «Синьхуа» в разгар сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Агентство отмечает, что удачный шанс поднять тему возник 6 марта, когда лидеры некоммунистических партий Китая выступили на пресс-конференции, представляя, каким образом они планируют интегрировать свои организации в китайскую систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций, а также, какой вклад они намерены внести в модернизацию страны.

Пресс-конференция проводилась в кулуарах продолжающейся первой сессии Народного политического консультативного совета Китая 13-го созыва, являющего главным консультативным органом Поднебесной.

Кто же они?

  • Революционный комитет Гоминьдана (RCCK ) — партия создана в 1948 году в Гонконге левыми сторонниками Гоминьдана, порвавшими с Гоминьданом во время Гражданской войны в Китае.
  • Китайская демократическая лига (CDL ) — основана в 1941 году в Чунцине и состоит в основном из интеллектуалов, работающих в сфере культуры, образования, науки и техники. Изначально была сторонником «третьего пути» между коммунистами и националистами в период гражданской войны, однако сблизилась с КПК под давлением авторитаризма лидера Гоминьдана Чан Кайши .
  • Ассоциация демократического национального строительства Китая (CNDCA) — была основана в 1945 году одним из бывших членов Китайской демократической лиги. Состоит преимущественно из патриотических промышленников, бизнесменов и интеллектуалов.
  • Ассоциация содействия развитию демократии (CAPD) — основана в 1945 году, преимущественно состоит из интеллектуалов сферы культуры, образования, печати и науки.
  • Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (CPWDP) — основана в 1930 году и состоит преимущественно из ведущих интеллектуалов в сфере здравоохранения, социальных ресурсов и экологической защиты.
  • Китайская партия стремления к справедливости была основана в 1925 году в Сан-Франциско. Состоит из китайцев, вернувшихся в Поднебесную, а также их родственников и китайцев, живущих за рубежом и связанных с китайскими эмигрантами. Партия придерживалась принципов федерализма и многопартийности и изначально возглавлялась двумя бывшими военачальниками Гоминьдана.
  • Общество «Цзюсань» (Общество «3 сентября») — основана в 1945 году интеллигенцией высшего и среднего звена, связанной с наукой, техникой, культурой, медициной и здравоохранением.
  • Лига демократической автономии Китая — основана в 1947 году выходцами с Тайваня, живущими на материке.

Как оно работает?

Лидеры партий принимают участие в политической жизни страны в вопросах консультации и обсуждении государственных отношений, а также следят за демократичностью процедур в стране.

Значительная часть членов некоммунистических партий также являются депутатами высшего законодательного органа Поднебесной — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — и имеют возможность участвовать в законодательных инициативах государства.

Некоммунистические партии также запустили ряд расследований по проблемам здравоохранения, образования, региональной экономической интеграции и борьбы с бедностью.

Доклады по результатам расследований напрямую поступают в ЦК Компартии Китая или Госсовет КНР и помогают сформулировать или скорректировать политику и законодательство, отмечает председатель ЦК Революционного комитета Гоминьдана Вань Эсян .

Новый тип партийной системы

Председатель КНР Си Цзиньпин поделился своим видением китайской политической системы во время панельной дискуссии с политическими советниками, которая прошла 4 марта в преддверии 1-й сессии Национального политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Система военного сотрудничества и политической консультации под предводительством КПК представляет собой «Новый тип партийной системы, взошедший на китайской почве» , — заявил Си, который по совместительству является генеральным секретарем ЦК Компартии Китая и председателем Центральной военной комиссии КНР, о чем уже сообщало ИА REGNUM .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!